Взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем
Музыкальный руководитель
Логопедическая ритмика:
методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР
(Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова)
Введение
В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективно средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом (Г. А. Волкова).
Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова, развивая идеи Г. А. Волковой, В.А. Гринер и Н.С. Самойленко (1941г.), рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:
-вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
-упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
-упражнения, регулирующие мышечный тонус;
-упражнения, активизирующие внимание;
-счетные упражнения;
-речевые упражнения без музыкального сопровождения;
-упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
-упражнения, формирующие чувство музыкально темпа;
-ритмические упражнения;
-пение;
-игру на музыкальных инструментах;
-музыкальную самостоятельную деятельность;
-игровую деятельность;
-упражнения для развития творческой инициативы.
Необходимо подходить к средствам логопедической ритмики как к системе постепенноусложняющихся упражнений, заданий и разно образных форм работы с ребенком дошкольного возраста с учетом структуры его речевого дефекта.
Актуальность данной методики
Логопеду в своей работе часто приходиться слышать от обеспокоенных родителей: “Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!”, “ У моего ребёнка совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!”, “Проблема с речью не решается вот уже больше года!” и т.п. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе. Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, используют различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и мы используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА. Это форма активной терапии,целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте, чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, невосполнимым в будущем.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Почему – ЛОГОРИТМИКА?
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включающая в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Модель логопедической ритмики для детей с общим недоразвитием речи
В процессе практической педагогической деятельности учеными были выделены приоритетные направления в работе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи: развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных и творческих способностей средствами логопедической ритмики.
В.А. Сухомлинский обратил внимание на факт, что обучение лишь тогда носит воспитывающий характер, когда уделяется внимание развитию творчества. Творчество активизирует процесс обучения. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, умения, навыки; формируется способность к самообучению, саморазвитию (Сухомлинский, 1971г.).
Залогом успешного развития психических процессов и творческих способностей является полноценное восприятие. Отечественные физиологи и психологи (И.М. Сеченов, А. Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.) рассматривают восприятие как деятельность, на основе которой происходит ориентировка человека в мире.
Восприятие характеризуется обобщенностью и личностной направленностью (Рубинштейн, 1943г.) и осуществляет регулирующие и ориентирующие функции в поведении (Венгер Л.А., 1969). Зарубежными авторами (Дж. Бруннер, 1956г.; Н.А. Виткин, 1958г.) также доказано, что продукт процесса восприятия зависит от эмоциональных и личностных особенностей (Зейгарник, 1973г.).
Известно, что у значительной части детей, страдающих общим недоразвитием речи, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы. Следствием этого являются неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных художественных произведений (например: словесного искусства, музыки).
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовывать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает (Бехтерев, 1903г.).
Любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение — мимику, жест, внутреннее действие. Это обязательное двигательное окончание каждого эмоционального акта является психофизиологической константой. Данная закономерность названа К.С. Станиславским «методом физических действий» и использовалась актерами для того, чтобы посредством движений, физических действий вызвать к жизни подлинные эмоции, эмоциональные состояния (Станиславский, 1938).
Наиболее эффективным эмоциональным возбудителем движений, по мнению К.С. Станиславского, иногда даже почти механическим, является «темпо-ритм». Говоря о прямой связи ритма с чувством, он утверждал, что у каждой человеческой страсти, состояния, переживания свой «темпо-ритм». Мы также рассматриваем ритм не только как времяизмерительную категорию, но и эмоционально-выразительную, образно-поэтическую, художественную.
У взрослых людей путь от эмоции к движению лежит через опосредованное звено — центральную переработку. У детей этот путь прямой, следовательно, проблема коррекции эмоционально-волевой сферы может быть решена с помощью подбора соответствующей системы движений.
Однако нередко таким тяжелым нарушениям речи, как ОНР, сопутствует недоразвитие ритмического слуха, в результате чего дети не слышат элементарной пульсации в такте в размере «две четверти», что сказывается на качестве пения, разобщенности музыки и ритма движений, невозможности согласования собственных движений с музыкой. Создается впечатление, что музыка лишь сопровождает движения, которые к тому же часто аритмичны.
Таким образом, формирование чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее важных и сложных задач.
Необходима регулярность и систематичность в работе над ритмом, которую рекомендуется проводить в несколько этапов. На начальных этапах работы преобладает моторная деятельность. Затем развивается способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и на речевом материале. Следующий этап — восприятие ритма в движении. И наконец, воспитывается способность к ретенции ритма — сохранению его в памяти, что вызывает известные трудности у детей с ОНР.
Методика воспитания детей с общим недоразвитием речи средствами логопедической ритмики вобрала в себя положения метода ритмического воспитания Жак-Далькроза, который отмечал важность ритмизирования себя на уровне подсознания, и в этом ведущую роль отдавал музыке. Музыкальное сопровождение помогает пространственно-временной организации движений, они приобретают плавность, большую точность, выразительность.
Художественно-образное восприятие носит эмоционально-насыщенный характер и тесно связано с речевым развитием дошкольника. Музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в эмоциональных началах речи. Это более важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, имеет большее значение, чем фонетическое строение. Когда ребенок еще не может правильно расчленять слово, он схватывает его музыкальный состав и подражает хотя и искаженно, но музыкально правильно [Зееман, 1962]. Слово в сочетании с музыкой организует и регулирует двигательную сферу ребенка, активизирует познавательную деятельность. В свою очередь, движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Контрастность и повторяемость в музыке вызывают аналогичные свойства у движения, а обогащенное музыкой движение становится своеобразным средством выражения художественных образов.
Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.
С первого года жизни ребенок встречается с многочисленными формами ритмических действий и сам принимает участие в них (шагает, прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов и пением). В игре ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Для детей с общим недоразвитием речи характерны трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов. Решение этой задачи существенно облегчается за счет подключения сопровождающих ритмичных движений. Специальные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных слогов и фраз благотворно влияют и на состояние речевой моторики.
К наиболее эффективным приемам работы по логопедической ритмике следует отнести начертание «ритмо-схем» — графических рисунков, где длительности выстраиваются в определенных комбинациях на одной строке и передаются детьми с помощью простукивания, прохлопывания метроритмических структур. Ритмо-схемы дают конкретное представление о том или ином метроритмическом узоре. Хлопки, отстукивание сопровождают мысленное произнесение текстов детьми и позволяют педагогу контролировать правильность воспроизведения ритмического рисунка.
При организации комплексного коррекционного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи мы придерживаемся принципа «разносторонности усилий», в котором особую роль отводим взаимодополняющей работе логопеда и музыкального руководителя. Наиболее перспективным в данном вопросе представляется мультисенсорный подход, позволяющий расширить информационные возможности различных модальностей ребенка (Веккер, 1974г.).
Тактильно-кинестетическое восприятие наряду с художественно-образным оказывает сильное эмоциональное воздействие. Для получения простых непосредственных эмоций рука как орган осязания имеет преимущества даже по сравнению со зрением и слухом. Этим объясняется повышенное внимание к используемому игровому оснащению занятий по логопедической ритмике. Работа с материалами различными по фактуре дает дополнительные возможности для сенсорной стимуляции, поэтому на наших занятиях дети играют с кубиками, камешками, ракушками, шишками, колючими каштанами, палочками, колечками, кисточками, клубками шерсти и другими мелкими предметами из искусственных и природных материалов. Кроме того, предметы игровой деятельности являются для ребенка важными «партнерами» коммуникации и обеспечивают необходимую степень его «открытости» в совместной работе с педагогом.
Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения — базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. Предлагаемая программа занятий включает значительное количество игр, направленных на создание особой реальности, отличающейся яркой эмоциональностью.
С помощью данной модели воздействия на дошкольников с ОНР средствами логопедической ритмики в игровой, недирективной форме активизируются все виды восприятия, памяти. Педагогическое воздействие основывается на мнестической способности (Ушинский, 2004г.), которая является базой для формирования подражательности (подражания) и исполнительства.Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения является тем необходимым опытом, при котором возможно творческое самовыражение.
Исполнительство первично подразумевает реализацию чужой воли для приобретения умений и навыков, необходимых на этапе самостоятельного творчества. Показатель сформированности двигательных навыков — отсутствие напряженности в выполняемых действиях.
Исполнительство рассматривается нами как выполнение определенных заданий. Следовательно, оно может быть оценено либо как адекватное заданию, либо неадекватное. Если в результате воздействия педагога исполнительство становится адекватным, то возможно установление шкалы оценки исполнительства (по степени адекватности):
исполнительство неадекватно;
скорее адекватно, чем неадекватно;
полностью адекватно.
Помощь взрослого необходима для превращения неадекватного исполнительства в адекватное. Задача педагога заключается в повышении уровня исполнительства.
Овладев способами выражения мыслей и эмоций, дети стремятся к самостоятельной творческой деятельности — созданию субъективно нового, значимого для ребенка продукта(рисунка, рассказа, танца, песенки, игры).
Творчество как вид деятельности обладает двумя существенными характеристиками: оно всегда новое, всегда свое. При этом новое не является новым от начала до конца, это новая структура известных элементов. Воображение и фантазия берут лишь то, что есть в памяти, а чувство новизны необходимо для правильного мышления (Ушинский, 2004г.).
Творчеством считается и сам процесс поиска путей решения изобразительной, игровой или музыкально-двигательной задачи. Поэтому в наших занятиях большое место отводится целенаправленной работе по стимулированию детей к фантазированию, проявлению инициативы, принятию нестандартных игровых решений.
Таким образом, оценке подлежит самостоятельность проявления творчества. При этом можно выделить следующие степени самостоятельности проявления творчества:
-самая низкая ступень — отсутствие творческого начала, стремление к подражанию и копированию;
-слабовыраженный творческий потенциал, неадекватная переработка задания;
-творчество как органический процесс.
Задачи воздействия на детей с ОНР средствами логопедической ритмики
Первый год обучения:
1-Формирование чувства темпа — восприятия равномерной последовательности одинаковой длительности.
2-Развитие мышечного ощущения направления движения.
3-Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания.
4-Формирование простейших элементов творчества, слитых с подражанием. Исполнительство и творчество еще не выделились в самостоятельные виды деятельности.
5-Расширение пассивного словарного запаса, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.
6-Развитие ощущения ритмического стиля — чувства акцента, чередующихся ударений.
7-Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
8-Постепенное отделение исполнительства от подражания.
9-Стимуляция творческой активности.
10-Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.
Второй год обучения:
1-Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности.
2-Развитие музыкально-пластических способностей.
3-Воспитание у детей точности и выразительности исполнения.
4-Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности.
5-Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.
6-Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления.
7-Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений.
8-Преобразование исполнения в многоуровневый акт деятельности.
9-Обучение творческому использованию накопленного арсенала средств взаимодействия с окружающим миром.
10-Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
Таким образам, на занятиях по логопедической ритмике осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы.
Краткая характеристика разделов занятия по логопедической ритмике
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР рекомендуется использовать:
- музицирование (вокальное и инструментальное),
-речедвигатель-ные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи),
-танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимнастику, игроритмику),
-эмоционально-волевой тренинг,
-креативный тренинг.
1. Музицирование — это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.
1.1. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.
1.2. Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знакам, партитуре, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.
2. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.
Дыхательно-артикуляционный тренинг. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов.
Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.
2.3. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу (Теплов, 1947; Зееман, 1962г.).
3. Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения — понятие динамическое, следовательно, эта способность развиваема при «стороннем» воздействии.
-Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.
-Игроритмика — это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, «радуги», кубики.
4. Эмоционально-волевой тренинг. Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия).
Являясь недирективным видом деятельности, эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие сенситивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) [Психогимнастика в тренинге, 2001] и позитивной самооценки путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Успешность выполнения игровых заданий позволяет ребенку преодолевать комплекс неполноценности.
Основные признаки комплекса неполноценности:
страх и неуверенность;
-чрезмерная застенчивость и сверхчувствительность;
-зависимость и замкнутость;
-эмоциональная инфантильность.
Для коррекции «внутреннего образа», исправления ошибочного представления о себе подбираются такие упражнения, при выполнении которых ребенок не боится выражать свои чувства, не стесняется возражать, импровизирует и взаимодействует с коллективом. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции.
Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи.
5. Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. Возможны задания на замещение предметов, создание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком, графических рисунков, выразительных двигательных, вокальных и инструментальных импровизаций. В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, названия невиданных стран и животных, формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка.
Структура занятий по логопедической ритмике
При составлении занятий по логопедической ритмике следует учитывать следующие дидактические принципы:
научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы:
-связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей;
- оздоровительная направленность логоритмики;
- связь логоритмики с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата (Волкова, 2003г.).
Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 20-30 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
В самом начале занятия очень важен положительный эмоциональный настрой. Для его создания эффективно включение эмоциональной мимической разминки, что удобно организационно, либо знакомой детям игры на слуховое, зрительное или тактильное восприятие. Затем проводятся игрогимнастика, вокальное музицирование или речедвигательные игры и такие упражнения, как дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи. В центральную часть занятия целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей (креативный тренинг), формированию навыков анализа и синтеза. Далее проводятся инструментальное музицирование или танцевально-ритмические упражнения. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж и (или) пальчиковая гимнастика. Задачей заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого в конце занятия педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей. Элементы эмоционально-волевого тренинга, игрогимнастики могут использоваться на протяжении всего занятия.
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы
Таким образом, логоритмика является эффективным и действенным средством в коррекционно-педагогической работе.
Как известно, отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа. Безусловно, лучшим способом организации работы являетсяСОТРУДНИЧЕСТВО. Сотрудники детского дошкольного учреждения, осуществляющие совместную деятельность по воспитанию и обучению детей, несомненно, добьются высоких результатов. Существует модель командной работы - междисциплинарная форма. Все специалисты активно взаимодействуют друг с другом, координируют свои действия: планируют совместную деятельность с целью решения определенных задач, обсуждают составленные ими планы, вырабатывают единую стратегию и тактику.
В подготовке занятия принимают участие четыре специалиста. У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая — развитие и воспитание ребенка. Логопед составляет конспект занятия, задает лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыку, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий. Воспитатели в течение двух дней проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения. Психолог проводит на занятии игры по развитию психических процессов (согласно лексической теме). Он же осуществляет наблюдения за детьми и за отношениями между детьми и взрослыми.
Савицкая Н. М. разработала методику «ЛАДОШКА». Ладонь является символом единения, открытости, сплоченности.
Зрительная память
Фонетические упражнения
Дыхательные упражнения
Вокально-певческие навыки
Основная цель — грамотная речь
Мелкая моторика
Ребенок, который впервые приходит на занятие, — чистый лист бумаги. Попробуем собрать человечка, чтобы понять, в каких направлениях необходимо работать, чтобы достигнуть главной цели коррекционной работы — грамотной и чистой, выразительной речи.
На рисунке наглядно отражены все направления логоритмической работы. Условно их можно разделить на две части — на развитие речевых процессов и на развитие неречевых процессов.
Вот основные ступени, по которым можно подниматься от младшей группы до подготовительной:
СЛЫШАТЬ,
ВИДЕТЬ,
ПОНИМАТЬ
И ПРОСТРАНСТВО ОЩУЩАТЬ.
ПЕТЬ, ДЫШАТЬ,
ИГРАТЬ РИТМИЧНО — громко, тихо, высоко,
низко, в темпе и легко,
САМОМУ ПРИДУМАТЬ ЧТО-ТО,
ИЗМЕНЯЯ ХОД ИГРЫ.
ВОТ ТОГДА ДОСТИГНЕМ ЦЕЛИ —
ЧИСТОЙ РЕЧИ ДЕТВОРЫ!
Первая задача, которую нужно решать, — это учить слушать и слышать, слышать логопеда, звучащие предметы, музыку. Затем — видеть, концентрировать внимание на ведущем, реагировать на него, видеть предметы, с которыми необходимо выполнять действия. Понимать просьбу, инструкцию — следующая ступень работы. Ощущать пространство, учиться двигаться по залу, не наталкиваясь друг на друга, на предметы — очередной шаг в работе.
Многократное повторение движений — это залог успеха. «То, что постоянно повторяется, переходит в привычку», — сказал М. С. Норбеков. Параллельно поем, развивая вокально-певческие навыки,вырабатываем длительный плавный выдох, играем на музыкальных инструментах. Научить ребенка проявлять творчество, фантазировать, включать воображение, находить решение самостоятельно — это одна из самых сложных задач для педагога.
Работая с детьми, мы обозначили для себя некоторые правила, которые являются залогом успеха и определяют личностно-ориентированный подход к решению педагогических проблем.
Нешуточные правила веселой игры:
1.Мы помним, что «один в поле не воин», поэтому чем больше специалистов будет работать с ребенком, тем быстрее и эффективнее пойдет процесс становления речи.
2.Ребенок заговорит тогда, когда мы захотим его слушать.
3.Мы помним, что мозг ребенка вдвое активнее, чем у взрослого, поэтому ежедневно вносим свой вклад в умственное развитие малыша.
4.Лучше, если новые слова ребенок услышит не по телевидению и радио, а от нас, так как мы вкладываем в них смысл и свои эмоции.
5.Мы очень терпеливы и понимаем: если ребенок не выполняет задание, он не издевается над нами, он просто не может этого сделать.
6.Играя с ребенком, мы присаживаемся на низкий стул, давая возможность видеть свое лицо, говорим медленно или нараспев.
7.Наши занятия — это не уроки в школе, а мы не учителя. Даже самый сложный материал легче усваивается в игре. Занятия со сказочным сюжетом стимулируют развитие воображения, речи и внимания.
8.Играя с ребенком, нужно выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.
9.Мы не сравниваем детей друг с другом, а принимаем их такими, какие они есть.
Мозг ребенка с речевой патологией — как недозрелое яблоко; как скоро оно созреет, зависит от того, чем мы удобрим яблоню.
Некоторых нестандартные приемы:
1. Эмоциональный настрой.
Результаты научных исследований показали, что переживание эмоций способствует развитию умственных способностей ребенка. Эмоции приводят к высвобождению в организме химических веществ, которые помогают мозгу запомнить различные события.
Мы заметили: с каким настроем произносятся первые слова в начале занятия, так занятие и проходит. Поэтому зачину мы отводим особую роль, пытаясь создать положительный настрой:
«Раз, два, три, четыре, пять, будем мы сейчас играть, Поскорее подбегайте, друг за другом все вставайте!»
«Начинать занятия необходимо в так называемом состоянии радости жизни.
Этого состояния можно добиваться и намеренно, ведь при выполнении упражнений только 1% (внимания) отводится на механическое выполнение упражнений, а 99% — на эмоциональный настрой. Не так важно, что и как мы делаем, а важно — в каком настроении».
М. С. Норбеков
Если вы хотите, чтобы ребенок быстрее запомнил какое-либо слово или движение, окрасьте его эмоционально и произнесите фальцетом (хороший способ привлечения внимания). Например, чтобы помочь ребенку быстрее запомнить названия посуды, произносите слово «сахарница», ласково улыбаясь, слово «солонка» — морщась, «перечница» — плача, а «хлебница» — строго сдвинув брови.
2. Превращение слова в действие.
«Психологи давно заметили, что дети раньше начинают называть те предметы, с которыми они производят какое-либо действие. Например, слово «чашка» появляется раньше, чем слово «сахарница», так как чашку ребенок держит в руках каждый день, а сахарницу трогать ему не дают. В чашке ребенок скорее узнает слово «ручка» (за которую он берется), но очень долго не говорит слово «дно». Т.е. для более быстрого запоминания слова важно выработать на него большое число движений».
М. М. Кольцова
Например, разучивая с детьми названия частей машины, одновременно выполняйте движения: «капот» — вытяните руки вперед, «мотор» — вращайте согнутыми перед собой руками, пальцы сожмите в кулаки, «дверцы» — разводите руки в стороны, имитируя открывание дверей,
«крыша» — соедините руки над головой, «педаль» — притопывайте одной ногой и т. д. Чтобы пополнить глагольный словарь по теме «Зима», предложите детям показать, что умеют делать снежинки: летать, кружиться, танцевать, падать, лежать, таять. Можно изображать и прилагательные: «большие» — развести руки в стороны, «маленькие» — присесть, «холодные» — дрожать, «веселые» — улыбнуться, «тихие» — приложить указательный палец к губам, «хрупкие» — поднять руки вверх и резкими движениями сгибать в локтях, плечах, опустить корпус, «ленивые» — лечь на пол, руки за голову.
Эта работа намного эффективнее, чем рассматривание картинок с изображением предметов и многократное повторение слов, так как «двадцать двигательных связей сильнее, чем двадцать зрительных».
Также с успехом используются кодировки звуков:
«А» - руки в стороны, «У» - руки вперёд, «О» - хлопок по коленям, «И» - руки в кулачках растягивать в стороны перед грудью, «Ы» - руки в кулачках
резко поднимать вверх, «Э» - руки соединены перед грудью, «Р» - «мотор» -крутим руки перед грудью, «Й» - подксок, «Ль» - нажимать на «кнопку» и т. д.
3. Говорим нараспев.
Эффективность работы повышается, если разговаривать с детьми нараспев, повышая или понижая тон. Спойте в начале занятия: «Пойдем-ка поиграем». Использовать этот прием можно тогда, когда необходимо донести нужную информацию. Игру «Части машины» можно продолжить, предложив детям угадать по движению логопеда предмет и спеть его так, как споет педагог «КАААА-ПОТ, БА-ГАЖ-НИК».
4. Использование современной или «взрослой» музыки.
Дети очень любят слушать современную музыку и танцевать под нее. Использование эстрадных песен украшает занятие, вызывает у детей положительные эмоции. Например, песню в исполнении Ф.Киркорова «Туча» можно использовать на занятии по теме «Осень». «Финская полька» — очень ритмичная мелодия. Мальчики могут выполнять под нее движения, а девочки играли на музыкальных инструментах — в разном темпе и ритме в зависимости от изменений музыки. К занятию по теме «Зима» можно разучить пальчиковое упражнение на слова «У леса на опушке жила зима в избушке». Правильно выбранное музыкальное произведение может помочь справиться ребенку с замкнутостью, неуверенностью, страхом.
5. Трансформирование игры.
Как уже отмечалось выше, многократное повторение — это залог успеха. Повторять с детьми одну и ту же игру несколько раз — скучно и неинтересно. Поэтому мы часто изменяем уже известные игры, даем им новые названия, а материал, который необходимо заучить, оставляем прежним.
Например, всем известная игра «Большой — маленький» поможет не только закрепить в речи слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, но и научить концентрировать внимание, развить ловкость, повторить слова по теме. Логопед предлагает ребенку поймать мяч и назвать часть тела, но с условием: если логопед бросит маленький мячик, то и слово нужно образовать с уменьшительно-ласкательным суффиксом (нос — носик), если большой, то оставить его без изменений. Игру можно усложнить, если добавить мяч еще большего размера, чтобы «увеличивать» слова (нос — носик — носище).
Вот еще один пример трансформированной игры. Будет интереснее разучивать новые движения под музыку, разделив детей на две команды. Две шеренги встают друг напротив друга. Каждой логопед показывает разные движения. Под музыку обе команды начинают двигаться. Основная задача детей — не сбиться. Задачу можно усложнить, предложив детям не только двигаться, но и петь. И еще интереснее станет игра, когда команда должна будет выполнить движения соседа.
Всем с детства известна игра «Тише едешь — дальше будешь». Вот ее новый вариант. Дети выстраиваются в шеренгу, выбирается ведущий, который отворачивается и произносит слова: «Тише едешь — дальше будешь. Посуда! (или „Мебель", „Транспорт")», поворачивается и следит за правильным выполнением задания. Каждый ребенок должен быстро подобрать слово на заданную тему, поднять руку. Ведущий разрешает ему сделать столько шагов, сколько слогов в произнесенном слове. Сначала дети не придают значения длине слова, но затем начинают понимать, что от длины слова, которое они подберут, зависит их успех в игре. Через несколько занятий можно услышать от детей слова, которые они раньше не произносили, — «электромясорубка», «шифоньер», «субмарина».
В процессе логоритмических занятий у детей увеличивается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие; кроме того, ребята учатся связной речи. Таким образом, логоритмические занятия помогают детям в освоении речи и языка.
6. Дыхательные упражнения.
Использование дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой не только помогает в коррекционной работе, но и оздоравливает детей. Дыхательные упражнения с весёлыми названиями («Ладошки», «Погончики», «Кошка», «Насос», «Обними плечики», «Большой маятник», «№Передний шаг» и др.) проводятся в игровой форме, улучшают настроение, развивают фразовый выдох, приучают детей дышать носом, формируют физиологически правильное дыхание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов - М.: Астрель, Владимир, 2010. – 62 с.
2. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под ред. Г. А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
3. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и в детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с.
4. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду: Старшая и подготовительная группы – Ярославль: Академия развития, 2006. – 120 с.
5. Громова О. Н., Прокопенко Т. А Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2001. – 64 с.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ – 2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2009. – 16 с.
7. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С.Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.:Речь; М.:Сфера, 2009. – 176 с.
8.Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4-5 лет. – СПб.: КАРО, 2009. – 128 с.
9. Слюсарь К. Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2009. – 80 с.