ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Воспитатель несет ответственность за сохранность жизни ребенка
ежедневно с 8:30 до 14:30.
2. Ребенок раньше времени отпускается только с родителями или по их письменному заявлению.
3. Воспитаннику лагеря для выполнения правил личной гигиены необходимо полотенце для рук.
4. Режим дня лагеря предусматривает:
☼двух разовое питание;
☼ игры на свежем воздухе;
☼ выездные мероприятия.
5. Каждый ребенок лагеря должен иметь головной убор.
6. Родители должны своевременно сообщать начальнику лагеря о причинах отсутствия ребенка в лагере.
7. Пребывание ребенка в летнем лагере подразумевает отказ от курения.
8. Детям запрещено самовольно покидать территорию лагеря.
9. С любыми вопросами, проблемами и затруднениями, при любых недомоганиях (в том числе при первых признаках простудного заболевания, потертости ног, признаков отравления – тошноты или поноса) ребенку следует немедленно обращаться к персоналу лагеря (к воспитателю или начальнику лагеря).
10. Пребывание в оздоровительном лагере требует соблюдения правил личной гигиены.
11. Пребывание в лагере предполагает регулярные физические нагрузки,
участие в различных спортивных соревнованиях, играх, конкурсах и занятиях.
12. В лагере участники проходят подробный инструктаж о правилах
поведения и о технике безопасности во время проведения различных занятий.
13. В случае злостного невыполнения ребенком правил техники безопасности и норм поведения в лагере, администрация лагеря оставляет за собой право, проинформировав родителей, прервать его пребывание в лагере.
Советы психолога (смотрим ниже в закаченных файлах)
Официальный проект расписания сдачи ОГЭ для учеников 9 классов.
Экзамен распределяется на досрочный, основной и дополнительный период сдачи.
Предмет | Основной период | Досрочный период | Резерв основного периода |
Математика | 5 июня | 20 апреля | 21 июня |
Русский язык | 29 мая | 25 апреля | 19 июня |
История, биология, физика и география | 31 мая | 23 апреля | 18 июня |
Информатика, химия, литература и обществознание | 7 июня | 27 апреля | 22 июня |
Физика и информатика | 2 июня | ||
Иностранные языки | 25 и 26 мая | 28 апреля | 20 июня |
Все предметы | 23 июня |
Кроме этого, существуюет дополнительный период (сентябрьские сроки).
Предмет | Дата |
Русский язык | 4 сентебря |
Математика | 7 сентебря |
Биология, физика, история и география | 10 сентебря |
Обществознание, химия. литература и ИКТ | 12 сентебря |
Ин. языки | 14 сентебря |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_tvorcheskogo_myshleniya.doc | 63.5 КБ |
kak_izmerit_zhelanie_uchitsya.doc | 49.5 КБ |
razvitie_odarennosti.doc | 61 КБ |
sila_instinkta.doc | 33 КБ |
sotsiometriya_dlya_shkolnikov.docx | 19.74 КБ |
test_totolerantnosti.docx | 12.57 КБ |
chto_razvito_pravoe_ili_levoe_polusharie.doc | 29.5 КБ |
prikaz_raspisaniya_vpr_2018.pdf | 151.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
I. Разминочный блок.
1. Дается слово одуванчик. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. (Время выполнения 3 минуты). Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листке, на котором ребенок записывает и свои слова. Высокий уровень развития способности – 9 и более слов.
Средний уровень – 7, 8 слов.
Низкий уровень – 6 и менее слов.
2. Детям предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.
Р – И – С – Н – К –
Для оценки гибкости конструирования фраз подсчитывается количество верно составленных предложений. Фраза должна обязательно выражать какой-то смысл, а слова в предложении должны быть согласованы по родам, числам и падежам. Добавлять другие слова или предлоги не разрешается. Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов. (Время выполнения 5 минут).
Экран оценки результатов задания
Возраст детей | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | |
10-11 лет | 4 и более | 3 | 0-2 |
12 лет | 5 и более | 4 | 0-3 |
13 лет | 6 и более | 5 | 0-4 |
3. Из трех скороговорок выбрать одну и как можно быстрее ее проговорить (устно).
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Топоры остры до поры, до поры остры топоры.
Свинья тупорылая весь двор перерыла, выросла на полрыла, до коры не доросла.
Быстро, чисто – 2 балла.
С погрешностями – 1 балл.
II блок.
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа на карточках).
1. Если я построил детский городок, то
а) построил такой городок, которого нет нигде – 2
б) построил городок по предложенному типовому проекту – 0
в) построил городок, который видел в кино, журналах, книгах – 1.
2. Если я приглашаю друзей на свой день рождения, то
а) пишу сценарии и готовлю сюрпризы – 2
б) говорю им время и надеюсь на родителей – 0
в) участвую в приготовлении блюд для гостей – 1.
3. На вопрос, поставленный учителем на уроке, я выбираю ответ
а) простой – 0
б) сложный – 1
в) оригинальный – 2.
4. Когда я чем-то сильно очарован то:
а) пишу стихи – 2
б) просто любуюсь объектом очарования – 1
в) чувствую умиротворенность – 0.
5. Когда я провожу исследовательскую работу по моему любимому предмету, то:
а) читаю много дополнительной литературы – 2
б) подбираю материал попроще – 1
в) надеюсь на помощь учителя – 0.
6. Для меня в общении самое главное:
а) возможность узнать яркое, нешаблонное, неординарное – 2
б) поделиться своими бедами с друзьями – 1
в) просто провести время – 0.
7. Если бы я стал ученым, то:
а) ездил часто за границу – 0
б) написал ба много полезных книг – 1
в) совершил бы открытия на пользу всему человечеству – 2.
8. Из трех тропинок, оказавшихся перед Вами в лесу, Вы выбрали ту:
а) которая Вам удобна – 0
б) о которой Вам рассказывали знакомые – 1
в) которая является неизвестной тропинкой – 2.
9. Мне хочется, чтобы в школе:
а) все учились в меру своих возможностей – 1
б) все были дружными – 0
в) узнавали как можно больше нового – 2.
10. Произнесите громко, отчетливо три скороговорки:
а) Жужжит над жимолостью жук. Зеленый на жуке кожук.
б) Два дровосека, два дроворуба, два дровокола дрова рубили, дрова кололи, дрова секли.
в) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
III блок.
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих. Обозначьте в карточке следующими символами Ваши ответы:
полностью согласен – 0,
не согласны – 2,
не готов оценить данное высказывание – 1.
11. Идеи могут быть обезврежены только идеями (О. Бальзак).
12. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
13. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (И. Тимирязев).
14. Только глупцы и покойники не меняют своих мнений (Д. Оруэлл).
15. Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник (И. Крылов).
16. Льстят тем, кого боятся (А. Чехов).
17. Быть смелым на слова легко, когда не собираются говорить всей правды (Р. Тагор).
18. Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнит то, в чем убежден (В. Гете).
19. Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой (Л. Толстой).
20. Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей (Д. Дидро).
21. Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума (В. Белинский).
IV блок.
Способность преобразовывать структуру объекта.
22-24
В первой строке каждого вопроса есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то отношение. Вы должны определить какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа (правильный ответ – 2 балла).
22. МОРЕ – БАССЕЙН
1. река – труба
2. река – душ
3. река – лука
4. река – вода
23. ВОЗРОЖДЕНИЕ – ПОБЕДИТЕЛЬ
1. подъем – высота
2. подъем – учитель
3. подъем – гора
4. подъем – спуск
24. ПЧЕЛА – МЕД
1. собака – шерсть
2. кабан – мясо
3. коза – молоко
4. лошадь – хвост
25-27
Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном соотношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор – 2 балла).
25. БОЛЬНИЦА – ЛЕЧЕНИЕ
Институт
а) профессор
б) преподавание
в) обучение
г) учреждение
д) студент
26. МУХА – ПАУТИНА
Рыба
а) паук
б) треска
в) сеть
г) удочка
д) плавание
27. СМЕХ – ПЕЧАЛЬНЫЙ
Горе
а) легкий
б) клоун
в) апатия
г) радостный
д) мрачный
V блок.
Словесные ассоциативные способности.
Вам предлагаются в стимульном материале три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например: белый, быстрый, комфортабельный; словом-ответом может служить слово пароход.
Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят к вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными. Вы можете менять грамматическую форму слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках. Количество ответов тоже учитывается.
№ | Стимульный материал | Наиболее типичные ответы |
28. | терпение, самолет, идея | испытать |
29. | пустая, мозг, садовая | голова |
30. | купить, душа, крутой | подарок |
31. | сердце, Вася, пойти | именины |
32. | случайный, дом, тайный | свидание |
33. | рыжий, морда, хитрый | лиса |
34. | надежда, соваться, сплошной | огонь |
35. | сразу, истоки, счастье | находить |
36. | слабый, поход, монолит | знания |
37. | дуб, нутро, машина | бюрократ |
38. | море, много, особа | лень |
39. | светлый, идиот, крылья | мечта |
40. | карман, песок, юноша | часы |
41. | собака, сила, колесо | жизнь |
42. | змей, красный, печать | бумага |
43. | цветы, изумруд, крыша | ваза |
Все результаты сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии, а по горизонтали – ответы на слова-стимулы.
За наиболее оригинальные ответы даются 2 балла, тривиальные – 1 балл.
Найдите выход из ситуации (записывается на оборотной стороне карточки).
44. Вас избрали губернатором области. Ваши первоочередные действия.
45. Вы купались в реке. У Вас похитили одежду. Вам нужно найти выход из положения.
46. Вы не прошли по конкурсу в институт. Вам не хватило 1 балла. Но Вы узнали, что 2 абитуриента зачислены в институт, не добрав по 2 балла. Ваши действия?
47. Вы оказались в африканском племени аборигенов. Ваши действия?
Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
отсутствие ответа – 0
тривиальный ответ – 1
оригинальный ответ – 2.
Перечислите как можно больше способов применения каждого предмета (на обратной стороне карточки).
48. Велосипедная спица.
49. Зубная щетка.
50. Полиэтиленовая бутылка.
VI блок (контрольный).
Да – 2 балла, трудно сказать – 1, нет – 0.
51. Мне приятно ощущать чувство новизны.
52. Мне удается представить то, чего не бывает в действительности.
53. Хорошо ориентируюсь в трудных ситуациях.
54. Часто ощущаю прилив творческих сил.
55. Могу аргументировать свои пристрастия к чему-либо.
56. Оригинальные идеи часто посещают меня.
57. Умею разграничить в сложных задачах главное и второстепенное.
58. Всегда рад услышать оценку своего труда от окружающих.
59. Я научился распознавать причины своих неудач.
60. Мне часто не хватает школьного учебного материала для удовлетворения моих познавательных потребностей.
61. Я верю в свои способности и возможности.
Результат диагностики определяется следующим образом:
а) более 2/3 выполненных заданий с баллом – 2 (высокий уровень творчество),
б) не менее ½ выполненных заданий с баллом – 2 (средний уровень творчества).
Предварительный просмотр:
Как измерить желание учиться?
Источник школьной мотивации
Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Эта закономерность отмечена еще в теории интеллектуального порога Перкинса, который обнаружил, что для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Известна также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-»отличники» отличались вполне посредственными способностями.
Если говорить о желании учиться, то можно отметить, что это сложное многофакторное образование. В его составе психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы — стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.
Считается, что, для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки.
Для того чтобы понять, в чем кроются причины неуспеваемости ученика, можно обратиться к вопросу его учебной мотивации. В первую очередь необходимо определить, насколько сильно его желание учиться, учится ли он из-за интереса к новым знаниям или из желания выглядеть определенным образом перед сверстниками, учителями, родителями. Затем надо постараться культивировать у ребенка тот или иной аспект его мотивации.
Способы измерения учебной мотивации
Как понять, какова учебная мотивация школьника, что побуждает его учиться? Психологами изобретена масса методов, позволяющих это сделать. Однако у каждого метода есть свои достоинства и свои недостатки. Так, например, сильные стороны опросников, позволяющих понять, что ребенок думает о причинах своего поведения, — простота и однозначность их обработки. В числе недостатков можно назвать следующие: школьник не всегда осознает свои мотивы, а потому и не может о них рассказать. Кроме того, вмешивается фактор социальной желательности — стремление показать себя в лучшем свете, что также искажает оценки.
Если говорить о проективных методиках, например рисуночных, то они позволяют отчасти убрать фактор социальной желательности и получить информацию о неосознаваемых мотивах учебной деятельности. Однако проективные методы не всегда позволяют однозначно трактовать полученные результаты, возникает риск субъективизма.
Поэтому, для того чтобы адекватно измерить желание учиться, желательно использовать данные нескольких методик. Для пополнения методического багажа психологов и преподавателей предлагаем две методики, позволяющие измерить силу желания учиться у школьника, а также величину его составляющих — социальной и познавательной направленности.
Методика «Измерение времени»
Эта методика в большей степени применима для старших школьников, так как они имеют сформированное представление о времени и субъективное чувство времени. Методика может быть использована для измерения интенсивности познавательной учебной мотивации. Ее сильной стороной является простота, а также тот факт, что мотивация здесь измеряется не прямо, что снижает фактор социальной желательности. При этом методика позволяет измерить уровень познавательной мотивации как у отдельных учеников, так и у класса в целом.
Суть методики: учеников просят записать, не глядя на часы, на чистых листочках бумаги, сколько, по их мнению, времени прошло с начала урока. Такая просьба повторяется два или три раза за урок через неравные промежутки времени (например, через 13, 28 и 36 минут после начала урока). В конце урока листочки собираются.
Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Как известно, если человек очень увлечен процессом, погружен в него, то время бежит субъективно быстрее, чем если бы он был менее заинтересован. И наоборот, когда человек занят нелюбимым, неинтересным делом, ему кажется, что время «тянется», замедляется. Таким образом, по полученным результатам можно судить о том, насколько вообще данный предмет интересен для детей. Необходимо посчитать средние оценки времени по классу. Для этого следует суммировать оценки времени, поставленные детьми через 13 минут после начала урока, поделить полученную сумму на количество учеников. Затем провести такую же операцию с оценками времени через 28 и 36 минут. Так мы получим цифры, характеризующие субъективное восприятие времени классом в целом. Если класс «недооценивает» время (например, в субъективном восприятии детей прошло 10, 20 и 30 минут с начала урока), значит, они увлечены предметом, учатся с интересом. Если время скорее «переоценивается» (например, в том же случае пишут, что прошло 15, 35 и 40 минут), то урок в целом скорее не представляет для детей познавательного интереса, и это повод для учителя переосмыслить методику преподавания.
Такие же выводы можно сделать и индивидуально, по каждому ученику. Например, класс в целом скорее «недооценивает» время, а несколько учеников «переоценивают», — это сигнал о сложностях с познавательной мотивацией ребят.
Методика «Учебный план»
Для того чтобы сравнить отношение ученика или группы учеников к разным предметам, можно также провести эту методику. Она позволяет выявить силу желания учиться, отношение к различным предметам, а также определить, каково соотношение познавательной и социальной мотивации у школьника. Методика также предназначена для учеников старших (9–11-х) классов.
Суть методики: ученикам предлагают составить свой собственный учебный план на оставшееся полугодие (четверть). При этом каждому выдается бланк, в котором указаны:
— предметы, предусмотренные в утвержденном учебном плане (столбец 2);
— количество часов, запланированных на данный предмет (столбец 3);
количество часов, которое сам учащийся хотел бы отвести на данный предмет (столбец 4);
— пустой столбец, в который ученик может записывать свои комментарии.
Учебный план для учеников 10-го класса
№ | Предмет | Кол-во | Желаемое | Почему? |
1 | Русский язык |
|
|
|
2 | Английский язык |
|
|
|
3 | Химия |
|
|
|
4 | Физика |
|
|
|
5 | ....... |
|
|
|
Инструкция для учащихся
Для того чтобы сделать обучение в школе лучше, просим вас составить свой собственный учебный план. Ваша задача — сделать этот учебный план таким, чтобы вам было интересно и приятно учиться. Вы видите перед собой перечень предметов, которые утверждены в уже имеющемся учебном плане, а также время, отведенное на каждый из предметов. Определите, сколько времени вы сами бы хотели отвести на каждый предмет, и запишите нужную цифру в четвертый столбик. Определите, какие предметы, помимо перечисленных, вы также хотели бы изучить в этом классе. Запишите эти предметы в пустые строки. Какие из перечисленных предметов, по вашему мнению, вообще не стоило бы изучать? В столбике «Почему?» напишите максимально подробно, почему вы выбрали этот предмет, почему отвели на его изучение столько времени.
По тому, сокращает или увеличивает ученик время на изучение определенного предмета или всех предметов в целом, можно понять силу его желания учиться и преобладание интереса к тем или иным предметам. Как правило, буквально воспринимать мотивировки, приведенные учениками, нельзя — они часто стремятся давать те объяснения, которые бы одобрил учитель, психолог. Мотивация учиться проявляется скорее в том, насколько подробные, нешаблонные объяснения даются учеником, добавляет ли он какие-то предметы к учебному плану.
Опыт применения методик
«Измерение времени» и «Учебный план»
Приведем пример применения методик «Измерение времени» и «Учебный план» в общеобразовательной школе. Данные, полученные по двум проведенным методикам, позволили выявить интересные закономерности.
Так, методика «Измерение времени» оценивает собственно познавательную мотивацию — увлеченность учащегося самим содержанием обучения. «Учебный план» в большей степени показывает интенсивность социальной мотивации. Нами были выявлены ученики, у которых высокие оценки по одной методике сочетались с низкими по другой. Например, школьники, сконцентрированные на поступлении в вуз и дальнейшем трудоустройстве, получили высокие оценки по интенсивности социальной учебной мотивации и относительно невысокие — по чисто познавательной мотивации.
Полученная информация помогла нам осознать, каким образом стоит дальше работать с учебной мотивацией каждого конкретного школьника: искать возможность повышать интерес непосредственно к учебному материалу или транслировать отношение к изучению конкретных предметов как к социально значимой деятельности.
Анна БУГРИМЕНКО,
психолог
Предварительный просмотр:
Евгения Яковлева
доктор психологических наук
Развитие творческой одаренности детей школьного возраста
ЗАНЯТИЕ ИЗ БЛОКА "Я - Я"
ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ЭТО Я"
Цель: Создание каждым учеником автопортрета.
Материал: Большие листы бумаги, примерно в рост ребенка (можно использовать обратную сторону обоев, старые газеты, но на них придется рисовать яркими фломастерами), карандаши, краски, фломастеры, цветные картинки из старых журналов и книг, цветные куски бумаги, клей.
Ход занятия:
Ведущий. Сегодня мы будем рисовать автопортреты в полный рост. Кто знает, что такое автопортрет?
Ответы детей: это когда не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь.
Ведущий. Да, когда человек сам себя рисует (принятие).
Ребенок: это когда ты сам автор своего портрета.
Ведущий. Да, когда человек сам является автором своего портрета (принятие).
Дети могут не знать значения слова «автопортрет». Поэтому ведущий может получить, например, и такой ответ: «Это когда портрет в автомобиле».
В соответствии с общими принципами проведения занятий такой ответ тоже принимается и поддерживается ведущим: «Да, портрет может быть и в автомобиле, и на фоне автомобиля, и на диване — где угодно (принятие). Портрет — это изображение человека; автопортрет означает, что человек — сам автор своего портрета, он сам себя рисует» (пояснение).
Может быть и так, что ведущий не получит никаких ответов на свой вопрос. В таком случае он сам раскрывает значение слова «автопортрет».
Ведущий. Может быть, кто-нибудь знает способ, как можно быстро нарисовать портрет в полный рост?
Ответы детей: стать настоящим художником, позвать художника, позвать учителя по рисованию.
Ведущий. Да, они смогли бы нарисовать очень хорошие портреты (принятие). Но это был бы автопортрет или просто портрет
Ответы детей: это был бы просто портрет.
Ведущий. А мы будем рисовать автопортрет. Но мы с вами не художники. Как бы мы могли попробовать нарисовать автопортрет?
Первый способ: лист бумаги прикрепляется к стене, человек прислоняется к нему, и кто-то обводит его контур карандашом или фломастером.
Второй способ: человек ложится на лист бумаги, и кто-нибудь обводит его контур.
Третий способ: осветить человека и обвести на бумаге его тень.
Если дети не называют такие способы, им надо предложить их. Они сами выбирают такой способ, который им нравится больше всего. Дети могут изобрести и другие способы.
Рисуя контуры, дети работают в группах по четыре человека (двое держат лист у стены, один прислоняется, один обводит); по два (один лежит, другой обводит) или по три (один лежит, двое обводят).
После того как контур каждого ребенка нарисован, предлагается раскрасить его так, как хотят учащиеся. Каждый может нарисовать себе одежду — самую красивую, самую модную, может быть, старинную.
Это один из центральных моментов занятия. Ребенок получает возможность погрузиться в себя, остаться наедине с самим собой, сделать собственный выбор. Он может нарисовать себя либо серьезно, либо шутливо. Он может нарисовать такую одежду, которой у него еще никогда в жизни не было, или ту, которую он хотел бы носить, а ему не разрешают.
Если ребенку что-то не нравится в автопортрете, он может объяснить это условностью занятия («Мы же не художники»). Важно то, что ребенок пытается сделать, что ему хочется, и он является единственным экспертом своего творения.
Ведущий должен быть заинтересован тем, что делают дети, проявлять удивление и восхищение:
— Ты, оказывается, любишь джинсы!
— О, тебе идут свитера!
— Какой прекрасный костюм принцессы!
Потом детям предлагают посмотреть в зеркало и нарисовать свое лицо — таким, каким бы они хотели его видеть. (А можно вначале нарисовать свое лицо, а потом посмотреть в зеркало.) При этом ведущий обязательно напоминает детям: «Конечно, мы не художники, и лицо может получиться непохожим. Это неважно. Может быть, будет похож цвет глаз, или ресницы, или улыбка, или, наоборот, не будет улыбки. Это не важно. Рисуйте так, как вам хочется».
После того как портреты созданы, они прикрепляются на стене в классной комнате и каждому из детей предлагается рассказать о себе: как его зовут, кто его родители, где он живет, какой у него дом, что он любит. По ходу этого рассказа ведущий осуществляет безусловную поддержку и принятие.
Иногда ребенок отказывается рассказывать про свою семью, говорить о своем доме. Эта реакция ребенка тоже принимается ведущим: «Да, иногда не хочется ничего рассказывать. Мы только посмотрим, какой потрет у тебя получился».
При этом обязательно надо отметить то, что получилось хорошо: удачный цвет или хорошо выраженное настроение.
ЗАНЯТИЕ ИЗ БЛОКА "Я - ДРУГОЙ"
Мнения, оценки других людей играют большую роль в принятии человеком собственных чувств. Одни чувства окружающими принимаются и приветствуются, другие — отвергаются и даже наказываются. Задача занятий данного блока заключается в том, чтобы помочь детям осознать свои чувства и свое право на их выражение.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ "СПУТАННЫЕ СКАЗКИ"
Цель
Научить детей изменять свое мнение при оценке событий.
Ход занятия
Ведущий. Ребята, есть ли среди ваших знакомых такие люди, которые вам не нравятся?
Ответы детей: да, у нас плохой сосед, я его боюсь; а мне не нравятся некоторые девочки из нашего класса, они слишком воображают и др.
Ведущий. Да, бывает так, что нам кажется, что кто-то совсем плохой, и с этим нельзя ничего поделать. Но на все можно посмотреть другими глазами — глазами другого человека. Давайте мы с вами посмотрим другими глазами на героев хорошо известной вам сказки. Вы все знаете сказку «Три медведя», в которой говорится о том, как Машенька пошла в лес с подружками, заблудилась и попала в дом к медведям. И медведи ее чуть не съели. Но почему мы считаем, что медведи были несправедливы к Машеньке? Разве не она ворвалась к ним в дом и съела их обед? Разве не она разломала стульчик и с грязными ногами забралась по очереди на все постели? Давайте расскажем историю о Машеньке и трех медведях с точки зрения разных медведей.
Дети работают в группах по четыре человека (Маша и три медведя) и рассказывают сказку по очереди с четырех точек зрения.
Ведущий может предварительно обсудить с детьми, что может чувствовать мама, если она увидит разбитую посуду, сломанную мебель, смятую и испачканную постель. И о том, что может чувствовать папа, который, придя с работы домой, вместо того чтобы поесть и отдохнуть, вынужден чинить мебель. И о том, что может чувствовать ребенок, у которого съели еду и разбили любимую миску.
После того как дети поработали в группах, каждая группа по очереди рассказывает свой вариант всему классу. При этом ведущий принимает все эмоциональные проявления участников и может давать развернутые комментарии.
Ведущий. Первая группа показала отрицательные переживания всех медведей: мама злится, папа в ярости, Мишутка плачет. Да, оказывается, медведи были расстроены. Вместо того чтобы отдохнуть, придя из леса, они вынуждены еще и дома работать. Конечно, Маша очень жестоко с ними поступила. И возможно, что медведи правы, что рассердились на нее. Ведь Маша без разрешения забралась в их дом, без разрешения съела их еду и помяла их постели. Поэтому чувства медведей совершенно справедливы
Дети второй группы показали сценку, в которой медведи терпимо отнеслись к тому, что произошло. Мама сначала расстроилась, что надо заново готовить еду, но потом сказала, что она быстренько сделает всем бутерброды и медведи попьют чай. И папа сначала расстроился и рассердился, потому что он был голодный, а папы всегда любят сначала поесть, а потом отдохнуть. Но потом он сказал, что починит стул, пока мама делает бутерброды. А Мишутка сначала расстроился, а когда увидел девочку, то обрадовался, что ему есть с кем поиграть. Оказывается, из любой ситуации можно найти выход и нет необходимости долго расстраиваться из-за неприятностей.
Если дети не предлагают никакого позитивного варианта, то ведущий может сказать примерно следующее: «А однажды дети придумали такой вариант...» и изложить свой позитивный вариант и прокомментировать его.
Можно предложить детям разыгрывать другие сказки, например, «Приключения Буратино» с точки зрения Карабаса-Барабаса, «Три поросенка» с точки зрения голодного волка и так далее.
Необязательно комментировать каждую сценку; можно сказать «Как интересно!» и переходить к следующей.
ЗАНЯТИЕ ИЗ БЛОКА "Я - ОБЩЕСТВО"
Человек — существо общественное и на протяжении своей жизни взаимодействует с самыми различными социальными институтами.
Человек чувствует себя в гармонии с самим собой и с обществом, если выполнение социально предписанных ролей вызывает у него удовлетворение. Если же он чувствует недовольство, то это значит, что в данном взаимодействии не удовлетворяются какие-то существенные потребности.
Занятия этого блока помогают детям осознать, что любое дело всегда выполняется разными людьми, каждый из которых испытывает по поводу этой деятельности самые различные чувства.
Кроме того, учащиеся подходят к пониманию того, что соблюдение существующих норм и правил помогает, во-первых, обеспечивать им собственный эмоциональный комфорт, а во-вторых, прогнозировать поведение других людей. Дети должны понимать, что выражение своей индивидуальности следует осуществлять в формах, приемлемых для других людей.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА"
Цель
Развитие воображения и умения планировать.
Материал
Бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия
Это занятие — третье в данном блоке; на первых двух были «изготовлены» космические ракеты и «запущены» в будущее.
Ведущий. На космодром по орбитальной связи пришло известие о вынужденной посадке наших ракет. В них кончилось горючее. Они приземлились недалеко от города Кошакса.
Когда вы вышли из своих ракет, то вдали увидели какие-то необычные строения. Некоторые были похожи на большие пушистые хвосты, другие, казалось, выгибались дугой, третьи напоминали большие банты, были и другие загадочные здания. Капитаны решили подойти поближе к строениям. Они отдали приказание своим штурманам оставаться внутри ракет и при необходимости защитить свои ракеты.
Чем ближе вы подходили к городу, тем удивительнее он казался: большие бантики превратились в дома с двумя треугольными крышами, а окна в них напоминали круглые кошачьи глаза, даже стекла были как удлиненные зрачки, которые то сжимались, то расширялись. Дома, выгнутые дугой, походили на кошачью спинку, а окна были длинные, как полосы на спинке у кошек.
А одно здание смахивало на кошачью лапу. Над самым большим когтем, который выпирал на площадь, было написано «Мэрия». «О-о-о, это то, что нам нужно», — подумал каждый из вас.
Ребята, а почему у вас могли возникнуть такие мысли?
Ответы детей: потому что там сидит мэр, он самый главный; потому что там могут помочь; они могут дать горючее.
Ведущий. Мэр — это человек, который отвечает за порядок в городе. Он отвечает за снабжение города продуктами, водой, электроэнергией, газом, горючим. Конечно, у него есть помощники, но мэр координирует все работы в городе.
Какие мысли и чувства могут возникнуть у людей, которые потерпели бедствие и вдруг встретили человека, который в силах помочь им?
Ответы детей: они обрадовались; они подумали: вот это повезло; они подумали, что надо его хорошенечко попросить.
Если дети затрудняются ответить, можно их спросить: «Может быть, эти люди обрадуются, у них появится чувство надежды, а кто-то почувствует уныние и страх, боясь, что им откажут в помощи?»
Ведущий. Капитаны прошли в кабинет мэра и увидели большого рыжего кота, важно восседающего за столом. Капитаны вежливо спросили у него, не он ли мэр города.
Кот удивленно повел усами и уставился на людей, которые были для него необыкновенными существами. Он привык видеть кошек и котов, маленьких и больших котят, но он никогда не видел людей! Что это за удивительные создания! С круглыми ушами, без усов, на двух лапах и без хвоста. А когти на передних лапах такие маленькие и беспомощные, что эти существа выглядят просто жалко. «Интересно, а какие у них шубы?» — подумал мэр.
Удивительное дело — коты и люди понимали друг друга. Кот спросил, чем он может быть полезен, и капитаны рассказали ему про свою беду. Они сказали, что из-за поспешного вылета с космодрома им не хватило горючего, для того чтобы долететь до конца первого класса. Не мог бы город помочь им в этом и снабдить горючим?
Мэр пригласил капитанов сесть в кружок вокруг своего стола (ведущий предлагает участникам взять стульчики и сесть в кружок).
Дети должны объяснить мэру, каким горючим заправляются их ракеты. Дети рассказывают, какое горючее используется на их корабле. Может быть, это — одеколон, может быть, пепси-кола, может быть, мороженое, а может быть, бензин.
Ведущий. Мэр начинает обзванивать ведущие компании своего города, для того чтобы узнать, чем можно помочь путешественникам. Съезжаются руководители ведущих организаций города.
Дети пересаживаются в другой круг, изображая этих руководителей. Они придумывают названия предприятиям, которые они возглавляют. Руководители обдумывают, как они могут достать или сделать необходимое горючее. Например, если необходимо мороженое, а фабрики мороженого нет, то владелец молокозавода и сахарного завода могут договориться о том, что они дадут сырье, и о том, где будет произведено мороженое.
Дети возвращаются на свои места за партами и на листочках бумаги изображают, каким транспортом они будут доставлять горючее к своим ракетам и транспортировать его на корабль. Затем участники по очереди рассказывают, как они доставили горючее и как загрузили его на корабль. В конце занятия дети изображают, как выглядят капитаны их кораблей, если на них посмотреть глазами кота.
ЗАНЯТИЕ ИЗ БЛОКА "Я - МИР"
Занятия этого блока направлены на развитие у детей таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, воображение.
На этих занятиях также развивается смысловая память. Различие между смысловой памятью и мышлением заключается в следующем. В процессе мыслительной деятельности выделяются существенные стороны предмета и его многочисленные связи с окружающим миром. В процессе же смыслового запоминания, в первую очередь, создаются удобные для запоминания связи, то есть создаются крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры. Наиболее эффективными будут такие мнемические опоры, которые отражают главные мысли какого-либо материала.
К.П. Мальцевой (1958) разработана эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор. Эта методика, получившая название методика «смысловых единиц», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в запоминании, начиная со второго класса.
Она заключается в том, что перед учеником ставится задача — выделить главное в тексте (создать мнемические опоры), и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученики должны последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части? и «Что об этом говорится?». Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а ответ на второй вопрос подтверждает правильность его выделения.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ "СМЫСЛОВОЕ ЗАПОМИНАНИЕ"
Цель
Обучить созданию мнемических опор.
Материал
Рассказ «Заячьи лапы» (рассказ взят из книги: Афанасьев П.О., Кореневский Е.И., Шапошников И.Н. Сборник статей для изложения. М.: Учпедгиз, 1953).
Ход занятия
Ведущий. Ребята, сейчас мы с вами будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз ответить на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в начале текста?» и «Что об этом говорится?»
Ведущий читает вслух рассказ «Заячьи лапы».
ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ
Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.
Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.
Вдруг из под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!». Заяц вывел деда из огня.
Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.
Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого дед стрелял на охоте.
После прочтения рассказа ведущий задает детям вопросы.
Ведущий. О ком говорится в начале рассказа?
Дети. О дедушке.
Ведущий. Что говорится о дедушке?
Дети. Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка).
Ведущий. О ком говорится дальше?
Дети. О дедушке.
Ведущий. Что о нем говорится?
Дети. Дедушка попал в лесной пожар.
Ведущий. Потом о ком говорится?
Дети. О дедушке.
Ведущий. Что о нем говорится?
Дети. Дедушку спас от пожара зайчонок.
Ведущий. О ком говорится в конце рассказа?
Дети. О дедушке.
Ведущий. Что о нем говорится?
Дети. Дедушка вылечил обгоревшего зайца.
При составлении мнемических опор соблюдаются следующие общие правила.
Текст предварительно не разбивается на части.
Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.
Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — «ручеек».
Если основные мысли выделены правильно, то должен получиться короткий рассказ.
Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделено не главное и нужно вернуться к этому месту в тексте.
Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста предложения
Предварительный просмотр:
СИЛА ИНТУИЦИИ
1. Если у меня нет готового ответа, я:
а) спокоен;
б) не спокоен.
2. В ситуации неопределенности я:
а) дезориентирован (пасую);
б) спокоен, собран.
3. В ситуациях соревнования я глубоко увлечен:
а) почти всегда;
б) редко.
4. Если моя интуиция противоречит фактам, обычно я:
а) верю чувствам;
б) следую логике.
5. Решая сложную проблему я:
а) сосредоточен на поиске решения;
б) жду, когда придет решение.
6. Если я не согласен с мнением других людей, я:
а) заявляю об этом открыто;
б) держу свое мнение при себе.
7. В целом я:
а) предпочитаю (действовать наверняка) старые уже испытанные способы и пути;
б) люблю рисковать.
8. Решая проблему, я меняю стратегию:
а) редко;
б) часто.
9. Я предпочитаю, чтобы мне говорили:
а) КАК я должен делать;
б) ЧТО должно быть сделано.
10. Если ситуация осложняется, я:
а) оживляюсь;
б) волнуюсь.
11. Сталкиваясь с проблемой, обычно я:
а) сначала намечаю план и направление работы;
б) сразу погружаюсь в работу.
12. В большинстве случаев:
а) всякие изменения нервируют меня;
б) я рад неожиданным изменениям.
13. Я читаю:
а) о разных существах, в том числе вымышленных;
б) фактический материал, относящийся к работе (занятиям).
14. Если мое мнение отличается от мнения специалиста, я обычно:
а) полагаюсь на себя;
б) считаюсь с авторитетом.
15. Когда по работе сталкиваюсь одновременно с несколькими заданиями, я:
а) делаю их параллельно;
б) делаю их последовательно.
16. В учебе (при усвоении нового) я:
а) сначала усваиваю правила и инструкции;
б) приступаю к самому материалу, а правила учу уже по ходу дела.
17. В работе я предпочитаю:
а) следовать установленным правилам и предписаниям;
б) создаю и следую собственному порядку.
18. В школе мне лучше даются:
а) ответы на открытые вопросы (типа сочинений, размышлений и т.п.);
б) ответы на закрытые вопросы (краткие: да, нет, столько и т.п.).
19. В основном я:
а) идеалист;
б) реалист.
20. Когда я ошибаюсь, я:
а) проверяю себя еще раз;
б) забываю об этом и продолжаю дальше.
21. В разных ситуациях:
а) я обычно могу объяснить, откуда я знаю что-либо;
б) обычно я не могу этого объяснить.
22. При описании и объяснении я больше опираюсь:
а) на аналогичные эпизоды;
б) на факты и примеры.
23. Меня обычно можно убедить:
а) обращаясь к смыслу;
б) обращаясь к эмоциям.
24. Если я не прав, я:
а) охотно признаю это;
б) защищаюсь.
25. Скорее всего я:
а) фантазер;
б) практик.
26. Решая сложную проблему, я:
а) прошу совета;
б) стараюсь справиться сам.
27. Непредсказуемые люди:
а) раздражают меня;
б) они мне интересны.
28. Получая задание на следующую неделю, я обычно говорю:
а) «Давайте поговорим о точном времени»;
б) «Сообщите мне за один день».
29. Если мои планы нарушаются, я:
а) расстраиваюсь;
б) спокойно принимаю новый план.
30. К своим догадкам я отношусь:
а) с энтузиазмом;
б) с недоверием.
31. Большинство моих друзей и коллег:
а) верят в интуицию;
б) относятся к ней скептически.
32. Меня считают:
а) человеком «идеи»;
б) человеком «детали».
Ключ
Вы получаете 1 балл, если выбрали ответ по варианту «а» в следующих вопросах: 1, 3, 4, 6, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 22, 24, 25, 30, 31, 32.
Вы получаете 1 балл, если выбрали ответ по варианту «б» в следующих вопросах: 2, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 20, 21, 23, 26, 27, 28, 29.
Если ваша общая оценка 24 балла и больше, вы обладаете тенденцией интуитивного подхода к принятию решению и проблемам. В основном вы полагаетесь на свою интуицию и, возможно, она вас не обманывает.
Оценка 16 – 23. Вы склонны менять (варьировать) свой стиль, но преобладает интуиция, а не анализ и синтез. Интуиция чаще истинна, чем ошибочна.
Оценка 8 – 15. У вас смешанный стиль, но ближе к анализу и синтезу, рациональному. Интуиция может вас подводить.
Оценка меньше 8. У вас преобладает системно-рациональный подход к проблемам. Вы не доверяете своей интуиции, т.к. она в прошлом вас подводила.
Результаты этого теста не дают полного и окончательного заключения о ваших интуитивных способностях, т.к. здесь нет универсальных стандартов для подобных выводов. Ни одна попытка выявления интуитивных способностей или стиля, в том числе и эта, не была проверена временем.
Голдберг считает, что человек может быть более интуитивным и в большей степени полагаться на интуицию в определенных ситуациях, в других ситуациях – в меньшей степени.
Высокий балл по опроснику – это показатель позитивного, интуитивного проявления (ориентированного на догадку). Эти вопросы могут помочь вам в самонаблюдении и в самовоспитании.
Предварительный просмотр:
Социометрия для школьников
Социометрия – это социально-психологический тест, направленный на выявление взаимоотношений внутри группы людей: каковы симпатии внутри группы, кто является всеобщим любимчиком, а кого обходят стороной.
Методику социометрии широко применяют для школьников как в начальных, так и в старших классах. Этот метод основан на воображаемом выборе, который делают все члены группы. Предлагается достаточно напряженная эмоциональная ситуация, в рамках которой участникам необходимо сделать выбор на бумаге в пользу или против некоторых членов группы. Стоит отметить, что у школьников нет как таковой совместной деятельности – чаще всего они просто учатся вместе, сидя друг с другом за партой. Поэтому им тяжело будет выбирать в своей группе лидера. Однако оценить эмоциональную атмосферу класса при помощи социометрии возможно.
Как провести тест по социометрии?
Теперь возникает вопрос - какую теоретическую ситуацию предложить школьникам, чтобы оценить их эмоциональные взаимоотношения? Ситуация должна быть связана со школьной жизнью, однако можно добавить и внеурочную совместную деятельность. Для младших школьников при проведении социометрии можно использовать следующие вопросы:
- С кем бы ты хотел делать домашние задания, выполнять готовиться к экзаменам и сдаче тестов?
- Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
- Кто больше всех тебе нравится в классе?
- С кем бы ты хотел жить по соседству?
- Кого бы ты выбрал для поездки или похода на природу?
Проведение социометрии в любом классе является серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто не особо популярен в классе. Необходимо честно написать, кто тебе нравится, а кто нет, подписав при этом свою анкету. Лучше, если проводить методику будет опытный психолог, знакомый с классом и обстановкой в нем, ведь наверняка он уже завоевал доверие и расположение к себе школьников.
Перед началом опроса необходимо провести предварительный инструктаж. Вот один из вариантов:
«Мы часто общались с вами, пытались определить, дружный ли у вас класс, и если нет, то по какой причине. Я хочу глубже разобраться в этом. Сейчас вы получите бланки и прочтете их. Вопросы и сложные и простые одновременно – они касаются отношений между вами. Отнеситесь серьезно! Конечно, вы можете не отвечать, но так мне будет сложнее помогать вам создавать дружескую атмосферу в классе! Не забудьте подписать свои анкеты – иначе потеряется весь смысл. Я гарантирую - ваши ответы буду знать только я, они никому не попадут в руки. Ни с кем не советуйтесь, не подсматривайте ответы соседа. Мне важна личная точка зрения каждого».
При ответах на вопросы возможны варианты выбора:
- количество ограничено 3-5;
- разрешается полная свобода при выборе;
- отвечающий расставляет всех участников по значимости.
После обработки данных составляется таблица с полученными результатами. Вертикаль будет состоять из фамилий участников группы, горизонталь – из номеров, под которыми испытуемые находятся в списке. Плюсами можно проставить, кто кого выбирает. После составляется схема наподобие мишени - социограмма, дающая наглядное представление о полученных результатах.
Например:
| Кого выбирают | ||||||
Фамилии | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Иванов | х |
| (1) |
| (3) | 2 |
|
2. Петров | 3 | х | 1 |
| (2) |
|
|
3. Сидоров | (3) |
| х | 2 | 1 |
|
|
4. Рыбаков | 3 |
|
| х |
| (2) |
|
5. Уткин | (3) | (1) |
|
| х |
|
|
6. Зайцев |
|
| 3 | (1) | (2) | х |
|
7. Табаков и т. д. | 2 |
| 1 |
|
| 3 | х |
Количество выборов | 5 | 1 | 5 | 2 | 4 | 3 | 0 |
Количество | 2 | 1 | 1 | 1 | З | 1 | 0 |
Сумма баллов | 14 | 1 | 7 | 3 | 8 | 7 | 0 |
Число выборов показывает популярность члена коллектива.
Если у двух человек количество выборов одинаково, то смотрят по количеству набранных баллов.
Чтобы яснее представить положение каждого работника, можно составить карту социометрического выбора. Она представляет собой четыре окружности, расположенных друг в друге. В центральном, наименьшем круге, располагают испытуемых с большим, чем у других, количеством выборов – это "звезды". Во 2-м круге находятся номера "предпочитаемых", в 3-й окружности – "игнорируемых", если выборы отсутствуют – это "изолированные", они находятся в 4-м круге. Таким образом, в 1-м и 2-м кругах расположены фамилии людей, занимающих благоприятное положение в группе. А оказавшиеся в 3-м и особенно 4-м круге находятся в неблагоприятном положении.
Взаимовыборы на карте можно обозначить, соединив соответствующие номера стрелочками друг с другом. В результате можно увидеть составы микрогрупп.
Для более полного анализа данных часто используют индексы социометрического статуса. Положительный статус работника вычисляется по формуле:
Число работников, выбравших его
ПСр = Число работников, оценивающих его – 1.
Отрицательный статус конкретного работника определяют по формуле:
Число работников, отклонивших его
ОСр = Число работников, оценивающих его – 1.
Эти индексы характеризуют личность в общении: мера общительности, влиятельность.
Общий статус работника в группе можно определить следующим образом:
ПСр – ОСр
ОбСр = Число работников, оценивающих его – 1.
Этот индекс выражает отношение группы к одному из ее членов. Общий статус работника бывает со знаком "-", "+", равен 0 (нейтрален).
В результате социометрического опроса руководитель может получить не только сведения о положении каждого работника в группе, но и определить психологический климат в коллективе. О благополучии группы говорит преобладание числа "звезд" и "предпочитаемых" над суммой "изолированных" и "отверженных".
Предварительный просмотр:
ТЕСТ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Тест поможет хотя бы приблизительно определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Условия определяются: отвечайте быстро, не задумываясь.
1. Предстоит ролевая игра. Что Вас устраивает:
а) чтобы играли те, кто не знает правил;
б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.
2. Вы спокойно встречаете жизненные неприятности?
а) да;
б) нет.
3. Болезненна ли для Вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши соклассники:
а) да;
б) нет.
4. Вызывают ли у Вас неприязнь соклассники, которые нарушают правила общественного поведения:
а) Вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
б) они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.
5. Можете ли Вы легко найти контакт с соклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?
а) Вам всегда это трудно сделать;
б) сравнительно легко.
6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:
а) Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;
б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие соклассники пытаются делать «не свое дело», стремятся казаться «лучше, чем есть»:
а) да;
б) нет.
8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:
а) Вам неприятно, что внимание уделено ему, а не Вам;
б) Вы рады за знакомого.
А теперь подсчитаете баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7а, 8б. Сложите баллы.
Результаты:
От 0 до 4 баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С Вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем Вы, не соглашаются с тем, что Вы говорите и делаете.
От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отставать свои убеждения. Но Вы, безусловно, можете и вести диалоги. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
От 14 до 16 баллов. У вас твердые убеждения, сочетающиеся с точностью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истинной последней инстанцией. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.
Предварительный просмотр:
ПРАВОЕ ИЛИ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ?
1. Большой палец.
Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же большой палец; если левый – вы человек эмоциональный, правый – у вас преобладает аналитический склад ума.
2. Ведущий глаз.
Попробуйте «прицелиться», выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку – карандаш или ручку. Вы заметите, что если зажмурить один глаз, то «мушка» не смещается относительно «мишени», но если вы зажмурите другой глаз – смещается. Зажмуренный глаз, при котором «мушка» смещается относительно мишени, и есть «ведущий глаз».
Иногда «прицеливаться» сквозь дырочку в листе бумаги. Правый ведущий глаз говорить о твердом, настойчивом характере (а иногда агрессивном), а левый – о мягком, уступчивом характере.
3. Руки на груди.
Если при переплетении рук на груди на верху окажется левая рука, то вы способны к кокетству, правая – склонность к простоте и добродушию.
4. Аплодисменты.
Если при аплодировании удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.
Полученные результаты обозначьте буквами:
а) большой палец левой руки сверху – Л
б) левый ведущий глаз – Л
в) левая рука сверху на груди – Л
г) удобнее хлопать левой рукой – Л
д) большой правой руки сверху – П
е) правый ведущий глаз – П
в) правая рука сверху на груди – П
г) удобнее хлопать правой рукой – П
В результате самонаблюдения у вас получится из этих букв последовательность (одно из 16 возможных сочетаний), которой соответствует описание, психологический портрет (мини-портрет), но не забывайте портрет будет все же отличаться чем-то от описанного.
Диагноз.
ПППП – для вас характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (не стереотип). Вы не любите конфликтовать, спорить и ссориться.
ПППЛ – определяющая черта вашего характера – нерешительность.
ППЛП – для вас характерно кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с вами необходимы юмор и решительность. Очень корыстный тип характера. Этот тип характера у женщин встречается наиболее часто.
ППЛЛ – редкий тип характера, близкий к предыдущему, но мягче, наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз).
ПЛПП – тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Чаще встречается у женщин - тип «деловой женщины», медленное привыкание, осторожность в отношениях – терпимость и некоторая холодность.
ПЛПЛ – слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены влияниям. Встречается, как правило, у женщин.
ЛППП – такой тип характера довольно распространен. Основная черта – эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. Поддается чужому влиянию, и это позволяет приспосабливаться к различным условиям жизни. Счастливы в друзьях, легко сходятся с людьми.
ЛППЛ – для вас характерны мягкость, наивность. Требуете особого внимательного отношения к себе – тип «маленькой принцессы».
ЛЛПП – вам присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.
ЛЛПЛ – в вашем характере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип для мужчин.
ЛЛЛП – вы эмоциональный, энергичный и решительный человек, но часто наспех принимаете решения, которые влекут серьезные осложнения. Очень важен дополнительный тормозящий человек.
ЛЛЛЛ – у вас антиконсервативный тип характера. Способны на старые вещи взглянуть по-новому, характерна эмоциональность, иногда переходящая в замкнутость.
ЛПЛП – самый сильный тип характера. Вас трудно в чем-либо убедить, вы с трудом меняете точку зрения, но в то же время вы энергичны, упорно добиваетесь поставленных целей.
ЛПЛЛ – похож на предыдущий тип характера, настойчивость в достижении поставленных целей. Обладатели такого типа характера – люди устойчивые, переубедить их практически невозможно. Они склонные к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей.
ПЛЛП – у вас легкий характер. Вы умеете избегать конфликты, любите путешествовать, быстро находите друзей. Однако вы часто меняете свои увлечения.
ПЛЛЛ – вам присущи непостоянство и независимость, желание сделать все самому. Способность анализировать помогает решать вам сложные задачи. Обычно вы кажетесь мягким, но становитесь требовательным и даже жестким, когда речь идет о деле.