Городской конкурс профессионального мастерства "Учитель года - 2010"
Дорогие друзья!
На этой страничке Вы можете ознакомиться с материалами, которые были представлены членам жюри в ходе участия мною в городском конкурсе профессионального мастерства в муниципальной сиситеме городского округа Стрежевой в номинации "Учитель года 2010"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая философия
Уже 8 лет я работаю учителем русского языка и литературы в МОУ ОСОШ. И теперь уже совершенно точно убеждена, что сама судьба уготовила мне встречу с этой школой. А ведь тогда, 8 лет назад, сидя в кабинете заместителя начальника Управления Образования, которая, в свою очередь, обзванивала школы города в поисках нужной для меня вакансии, признаюсь, я и представления не имела, какая она – ОСОШ? И каковы её дети?
И вот в самой середине учебного года я погружаюсь в русло этой бурлящей жизнью реки. День за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем я встречала детей ОСОШ и смотрела в их глаза. Что же я видела там?
« Ничего лучшего я от тебя не ожидал!»
« Отвратительно!»
« Только ты так плохо моешь посуду!»
« Ты бездельник!»
« Неужели нельзя вовремя было сделать это?!»
« Ты совершенно ничего не умеешь!»
« Посмотри, как ты пишешь! Как курица лапой!»
« От тебя никогда не дождёшься помощи!»
« Ты в жизни не сделал ничего хорошего!»
Заныло сердце. Почему-то сразу всплыли свои собственные детские обиды, те боль, переживания и страх… Так хочется им чем-нибудь помочь! Этим 14-ти, 15-ти, 16-тилетним детям! Да, детям. Детям, которым сложно « увидеть ситуацию со стороны, дать оценку происходящему, спрогнозировать близкие и дальние результаты». Им сложно. Потому что их душа ещё наивна, потому что она ещё верит в сказку, в чудеса. Кто поможет этим ещё только формирующимся личностям разобраться в непростой ситуации? Кто подскажет им, как поступить дальше?
Конечно, я не беру на себя роль целителя или провидца. Но, по-моему, выбранная мною роль мне очень идёт. Эта роль старшей сестры. Почему сестры? Какая она, сестра?
Та, которая всегда заметит твоё плохое настроение? – Да.
Та, которая сумеет дать совет в непростой ситуации? – Да.
Та, которая смело укажет на твои отрицательные стороны и подскажет, что с ними делать? – Да.
А может та, которая посоветует, какую сделать причёску и найдёт подходящий комплимент? – И это - да!
Я осмысленно выбрала эту роль, когда стала педагогом, потому что примерила её ещё в 8-летнем возрасте, и не снимаю до сих пор. И, наверное, поэтому, в любой ситуации, услышав негативный отзыв о моих учениках, я как истинная старшая сестра, всегда найду и расскажу что-нибудь хорошее о моих ОСОШевцах!
Идет время… Река школьной жизни продолжает бурлить. Опять возвращаюсь домой по знакомой мне дороге. «Здравствуйте, Елена Владимировна!» Я улыбаюсь встретившемуся мне бывшему ОСОШевцу. А в его голове проносятся воспоминания, в которых он с одноклассниками за глаза звал меня Леной… Да. Я – Лена. Ведь я их старшая сестра!
Предварительный просмотр:
МЕРТВАЯ ПРИРОДА
Урок – подготовка к сочинению-описанию
на тему: «Натюрморт»
9 класс
Питер Клас. Завтрак. 1642
Учитель. Всем, кто меня видит, всем, кто меня слышит и готов со мной работать – добрый день!
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в историю, литературу, живопись, грамматику. Но в преддверии нашего путешествия давайте немного поразмышляем. Обратите внимание на экран.
Слайд 1 «Мертвая природа»
Ребята! Давайте подумаем: какие мысли и чувства пробуждает в нас такое леденящее душу название, как «Мертвая природа»? (записываю на левой доске ассоциативный ряд)
Вы правы, ребята! А теперь внимательно послушайте текст М.Андреевой «Мертвая природа», текст находится у вас на краю стола, возьмите его. Он и будет основой вашей сегодняшней работы. (читаю текст.) Слайд 2 «Завтрак»
МЕРТВАЯ ПРИРОДА
Такое название никому не может понравиться. От него делается грустно и скучно. Представляется что-то унылое: голые скалы, сгоревший лес, увядшие цветы...
А на самом деле это просто буквальный перевод французского слова натюрморт. 1.Так называли когда-то картины, на которых была изображена битая дичь. Потом это слово приобрело более широкое значение, и темой натюрмортов стали разные вещи, окружающие человека: цветы, фрукты, книги, посуда...2. Через них художник воссоздает обстановку, показывает вкусы, характер, даже переживания людей, которым эти вещи принадлежали.
Свет, падающий из невидимого окна, освещает серебряный кофейник, высокий бокал из тончайшего стекла, а рядом с ним – другой, более толстый, зеленоватый.3. Очищенный лимон написан так правдиво, что при взгляде на него становится кисло во рту. Нож с блестящей перламутровой ручкой лежит у края стола. Это натюрморт голландского художника Виллема Класа Геда.
Художник сам расставляет выбранные им предметы. 4. Он передвигает их, меняет местами, заменяет один предмет другим, пока не получится то, что художнику покажется красивым... 5. А рисуя эти вещи, он стремится передать не только форму и объем предметов, но и материал, из которого они сделаны.
Натюрморт, как и пейзаж, возник не сразу. Вначале вещи на картине были только деталями. А потом он стал отдельным видом живописи и особенно большое распространение получил в Голландии и Фландрии XVII века.
Яркой, красочной предстает перед нами на картинах художников мертвая природа...
А сейчас, ребята, сделаем небольшой анализ данного текста. Для этого нам нужно определить его тему, тип речи, стиль и некоторые другие особенности. СЛАЙД 3 «Определите…»
(проверяю в обратном порядке)
Совершенно верно. И темой нашего сегодняшнего урока будет – натюрморт (пишу на доске), запишите тему, пожалуйста, к себе в тетрадь.
А сейчас сделаем фонетический разбор этого слова (работаем на местах, а кто желает – прошу к доске)…Ребята, проверьте, пожалуйста, правильность выполнения работы.
К данному тексту мы вернемся еще чуть позже, поэтому отложите его пока на край стола.
Теперь давайте обратимся к школьному «Словарю иностранных слов» и выясним, что же он говорит о значении слова натюрморт.. СЛАЙД 4 (Из словаря…)
Натюрморт (от франц. nature morte букв. – мертвая природа) – в изобразительном искусстве - изображение неодушевленных предметов: битой дичи, плодов, утвари и т.д.
Ребята, вы, наверное, согласитесь, что данное определение, не отличается изяществом, но давайте все-таки запишем это предложение, а затем объясним знаки препинания в нем.
Кажется, пришло время отдохнуть от «презренной прозы» и послушать стихотворение известного поэта Александра Кушнера «Что я узнал», где автор в стихах рассказал читателю о пейзаже и натюрморте.
Ученик (читает стихотворение). Ксюша Дрожжина
Если видишь: на картинке (я показываю на пейзаж)
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется пейзаж.
Если видишь на картинке
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это – натюрморт.
Назовите, пожалуйста, ключевые определения пейзажа и натюрморта.
Теперь, ребята, мы отправляемся с вами в историю, историю натюрморта.
1-й докладчик. Миленцова Наташа. Натюрморт возник в древнем мире. Это были древнеегипетские фрески и рельефы, древнегреческие и римские мозаики.
Самостоятельное значение натюрморт, или «живопись цветов», как его тогда называли, приобрел в Китае с VII века и особенно высокого развития достиг в X–XIII столетиях. В европейском искусстве до XVIII века самостоятельные натюрморты крайне редки, однако в картины на религиозные и бытовые сюжеты вводились постоянно.
В особый жанр они выделились в реалистическом искусстве XVII века. Особенно большое распространение натюрморт получил в Голландии и Фландрии.
2-й докладчик. Крылова Надежда. В XVII веке Голландия была самым передовым и богатым государством. После буржуазной революции XVI века народ освободился от власти феодалов и церкви. Окончилась победой и долгая война с испанскими захватчиками. Мужественный, трудолюбивый голландский народ вернулся к мирной жизни. И тогда люди особенно остро почувствовали, как хороша природа, как мила им их простая жизнь. И художники стали рисовать то, что было понятно и близко всем: тихие поля и море, уютные комнаты со старинной мебелью, семейные сценки.
3-й докладчик. Костыленко Евгения. Это было время расцвета голландской живописи. Все увлекались искусством, все покупали картины. Художники даже иногда платили своими картинами и хозяйке за комнату, и портному за костюм.
С особой любовью голландские художники писали натюрморты. «Завтрак с цыпленком», «Завтрак с ветчиной и персиками», «Завтрак с омарами» – вот их излюбленные темы.
Они любили серые тона, особенно для фона, но зато каким золотом отливают на этом фоне лимоны! Как хороши сочные персики с бархатистым пушком или селедка, вся сверкающая перламутром! Какими тугими складками падает накрахмаленная белая скатерть из знаменитого голландского полотна!
4-й докладчик. Анисахаров Илья. Голландские художники очень умело пользовались светотенью и тончайшими переходами цвета, и поэтому так объемны стеклянные бокалы, в которых поблескивает налитое вино. А как хорошо они изображали металлический блеск посуды и матовость глиняных кувшинов! Художники увидели возвышенную красоту в самых простых, обыденных вещах. Они передали не только красоту вещей, но и свое восхищение ими.
Все эти предметы, изображенные на полотнах, помогают увидеть как бы кусочек жизни того времени: посуду, которой тогда пользовались, обстановку комнат, обычаи и привычки.
Эти натюрморты были небольшими по размеру, и художников, писавших их, потом назвали «малые голландцы».
Они-то и являются родоначальниками натюрморта как самостоятельного жанра.
Итак, ребята, как видите, натюрморт – древний жанр живописи, который, судя по многим картинам, представленным на доске, живет и сегодня.
Кстати, рассуждая о натюрморте как жанре живописи в буквальном смысле, вы, наверное, не заметили, как перешли к живописи словесной. Такие выражения, как персики с бархатистым пушком или селедка, сверкающая перламутром, способны произвести сильнейшее впечатление на человека. Итак, мы совершили с вами путешествие в историю. А теперь отправляемся в путешествие по классической литературе.
Давайте посмотрим, можно ли «словесный» натюрморт считать наряду с пейзажем, портретом, интерьером полноценным видом художественного описания. Для этого обратимся к классикам. Вот, например, такой натюрморт при помощи словесного описания создал в своем стихотворении «Приглашение к обеду» Г.Р. Державин. Послушаем.
Ученик. Косинов Ваня. Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят;
В графинах вина, пунш, блистая
То льдом, то искрами, манят;
С курильниц благовоньи льются,
Плоды среди корзин смеются,
Не смеют слуги и дохнуть,
Тебя стола вкруг ожидая...
Учитель. Согласитесь, что картина впечатляющая: «Плоды среди корзин смеются». Так и хочется протянуть руку и схватить «смеющийся» плод.
А теперь обратимся к гениальному творению А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Герой романа посещает известное в Петербурге заведение господина Talon, и вот что видит он на столе в ресторане.
Ученик. Цареня Юра. К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Учитель. А вот двум генералам из известного произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина не повезло. По воле автора они оказались вдали от Петербурга, на необитаемом острове. Понятно, что многих удовольствий, в том числе возможности посидеть за пышным столом, генералы лишились. Зато в руки им попала газета «Московские ведомости». Вот о чем она писала.
Ученик. Приказчикова Мария. «Вчера у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и “шекснинска стерлядь золотая”, и питомец лесов кавказских – фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника...»
Легко представить себе, какие муки причиняло голодным генералам подобное чтение. Но их руки снова и снова тянулись к газете. А там – натюрморты...
Как видите, ребята, «словесный» натюрморт отнюдь не редкость в произведениях русских классиков. При желании можно найти еще массу примеров.
Сейчас я предлагаю вам несколько уподобиться классикам, но при этом немножко поиграть. У нас 3 команды – команда первого ряда, второго и третьего. Задача команд – по очереди произнося словосочетания, описать натюрморт, который вы видите на экране. При этом не забывайте добавлять различные эпитеты, сравнения, опишите оттенки красок. За наиболее удачные описания команда получает бонусы, которые будут учтены при выставлении оценок за урок. Итак, прошу, первая команда…
А теперь вернемся к уже знакомому нам тексту и отправимся в путешествие по русскому языку. Вы только что изучили тему «Сложноподчиненные предложения». В данном тексте вам нужно найти СПП, подчеркнуть грамматические основы, определить вид предложений. Всё это вы можете сделать на этих же листах….Кто уже нашел СПП? Прочтите эти предложения. Схему одного из СПП давайте отразим на доске. Пожалуйста,…
Вы наверняка обратили внимание на пропущенные буквы в словах. Давайте проведем орфографическую работу. В этих же листах самостоятельно ручкой вставьте пропущенные буквы…Теперь поставьте сами себе оценку за выполненную работу…Теперь поменяйтесь работами с соседом по парте.. и карандашом исправьте ошибки в работе соседа, которые, на ваш взгляд, есть в ней…А также карандашом оцените работу вашего соседа, то есть поставьте оценку…Теперь верните обратно каждый свою работу, в верхнем углу подпишите свою фамилию. А также поставьте один из знаков, говорящий о том, как вы себя чувствовали на уроке…Пожалуйста, теперь, начиная с последних парт, передайте листочки мне.
Итак, ребята, мы сегодня с вами познакомились с таким жанром живописи, как натюрморт. Кто-то из вас пополнил свой багаж знаний, кто-то укрепил свои позиции в теме изобразительного искусства. Я предлагаю подвести итог нашей сегодняшней работы и хочу задать вам вопрос: Какие у вас теперь возникают ассоциации при слове – натюрморт? (записываю на правой доске другим цветом) –
от негатива, мрачных картин мы перешли к позитиву
Спасибо большое, мне было очень приятно работать
с вами!
МЕРТВАЯ ПРИРОДА
Такое название никому не может понравиться. От него делается грус..но и скучно. Предст..вляется что-то унылое: голые скалы, сг..ревший лес, увя..шие цветы...
А на самом деле это просто буквальный перевод французского слова натюрморт. Так называли когда-то картины, на которых была изображена битая дичь. Потом это слово пр..обрело более широкое значение, и темой натюрмортов стали разные вещи, окружающие человека: цветы, фрукты, книги, посуда... Через них художник воссоздает обстановку, показывает вкусы, характер, даже переживания людей, которым эти вещи принадлежали.
Свет, падающий из невидимого окна, освещает серебрян?ый кофейник, высокий бокал из тончайшего стекла, а рядом с ним – другой, более толстый, зеленоватый. Очищенный лимон написан так правдиво, что при взгляде на него становится кисло во рту. Нож с бл..стящей перламутровой ручкой лежит на небольшой тарелочке у края стола. Это натюрморт голландского художника Виллема Класа Геда.
Художник сам ра..ставляет выбранные им предметы. Он передвигает их, меняет местами, зам..няет один предмет другим, пока не получится то, что ему покажется красивым... А рисуя эти вещи, он стремится передать не только форму и об..ем предметов, но и материал, из которого они сделаны.
Натюрморт, как и п..йзаж, возник не сразу. Вначале вещи на картине были только деталями. А потом он стал отдельным видом живописи и особенно большое распространение получил в Голландии и Фландрии XVII века.
Яркой, красочной предстает перед нами на картинах художников мертвая природа...
Если видишь: на картинке
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется пейзаж.
Если видишь на картинке
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это – натюрморт.
1-й докладчик. Натюрморт возник в древнем мире. Это были древнеегипетские фрески и рельефы, древнегреческие и римские мозаики.
Самостоятельное значение натюрморт, или «живопись цветов», как его тогда называли, приобрел в Китае с VII века и особенно высокого развития достиг в X–XIII столетиях. В европейском искусстве до XVIII века самостоятельные натюрморты крайне редки, однако в картины на религиозные и бытовые сюжеты вводились постоянно.
В особый жанр они выделились в реалистическом искусстве XVII века. Особенно большое распространение натюрморт получил в Голландии и Фландрии.
2-й докладчик. В XVII веке Голландия была самым передовым и богатым государством. После буржуазной революции XVI века народ освободился от власти феодалов и церкви. Окончилась победой и долгая война с испанскими захватчиками. Мужественный, трудолюбивый голландский народ вернулся к мирной жизни. И тогда люди особенно остро почувствовали, как хороша природа, как мила им их простая жизнь. И художники стали рисовать то, что было понятно и близко всем: тихие поля и море, уютные комнаты со старинной мебелью, семейные сценки.
3-й докладчик. Это было время расцвета голландской живописи. Все увлекались искусством, все покупали картины. Художники даже иногда платили своими картинами и хозяйке за комнату, и портному за костюм.
С особой любовью голландские художники писали натюрморты. «Завтрак с цыпленком», «Завтрак с ветчиной и персиками», «Завтрак с омарами» – вот их излюбленные темы.
Они любили серые тона, особенно для фона, но зато каким золотом отливают на этом фоне лимоны! Как хороши сочные персики с бархатистым пушком или селедка, вся сверкающая перламутром! Какими тугими складками падает накрахмаленная белая скатерть из знаменитого голландского полотна!
4-й докладчик. Голландские художники очень умело пользовались светотенью и тончайшими переходами цвета, и поэтому так объемны стеклянные бокалы, в которых поблескивает налитое вино. А как хорошо они изображали металлический блеск посуды и матовость глиняных кувшинов! Художники увидели возвышенную красоту в самых простых, обыденных вещах. Они передали не только красоту вещей, но и свое восхищение ими.
Все эти предметы, изображенные на полотнах, помогают увидеть как бы кусочек жизни того времени: посуду, которой тогда пользовались, обстановку комнат, обычаи и привычки.
Эти натюрморты были небольшими по размеру, и художников, писавших их, потом назвали «малые голландцы».
Они-то и являются родоначальниками натюрморта как самостоятельного жанра.
Ученик. Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят;
В графинах вина, пунш, блистая
То льдом, то искрами, манят;
С курильниц благовоньи льются,
Плоды среди корзин смеются,
Не смеют слуги и дохнуть,
Тебя стола вкруг ожидая...
Ученик. К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Ученик. «Вчера у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и “шекснинска стерлядь золотая”, и питомец лесов кавказских – фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника...»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Натюрморт «Завтрак» Виллема Класа Геда
Определите в тексте: Тему Тип речи Стиль Укажите изобразительные средства
Из словаря иностранных слов: Натюрморт [ фр. nature morte букв. – мертвая природа ] – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов: битой дичи, плодов, утвари и т.д.
«Живопись цветов» Китай
«Тайная вечеря» Лернардо да Винчи (с использованием натюрморта)
Натюрморт. Голландия.
Натюрморт. Голландия.
Натюрморт. Голландия.
Натюрморты в классической литературе Г.Р.Державин « Приглашение к обеду» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» М.Е.Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил»
В тексте: н айти сложноподчинённые предложения; п одчеркнуть в СПП грамматические основы; о пределить вид СПП; н арисовать схемы.
Благодарю за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Немного истории, или легенда о торпеде.
Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: Вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны – в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс - он был капитаном одного из кораблей – живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы неразрешимая.
И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положения прибегали ещё средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить всё, что только придет в голову! – а вдруг чья-то «дикая» идея послужит ключиком к решению проблемы… Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса – мимо пройдет… Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, «мощным дувом» торпеду не повернешь, как щеки ни напрягай.
Но зато её можно притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех не гарантирован – но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться…
Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 году Алекс Осборн выпускает книгу «Управляемое воображение». С нее и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах.
СЛАЙД. Основная цель УМШ – развитие творческого стиля мышления.
Ведущий. Следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или другой интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.
Секретарь. Фиксирует возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаками).
Задача:
Время:
СЛАЙД. Первый этап. Создание банка идей. Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими».
Пока группа работает.
!!!Важно отметить, что этап генерирования идей отделен от этапа их анализа. Также важно соблюдать правило первого этапа – никакой критики! оно позволяет расковать инициативу, снять зажимы. На первом этапе учитель должен хвалить учеников за любые идеи. УМШ учит терпеливому вниманию к чужой мысли. Это хорошее свойство не только для учебы.
!!!Роль учителя – наблюдателя и консультанта, к которому могут обратиться за справкой или советом.
СЛАЙД. Дидактические ценности УМШ:
- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
- учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
- УМШ вызывает большой интерес учеников.
Второй этап. Анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать идею или хотя бы применить в других условиях.
Третий этап. Обработка результатов. Группа отбирает несколько самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.
!!! 1. Класс разбить на группы, конкурс идей на штурмование одной задачи, жюри – ученики.
2. Либо штурмование каждой группой разных задач, но объединенных одной идеей.
3. Третий этап можно разграничить с предыдущими двумя и провести, например, на другом уроке. Ведь основная цель – интенсивная мыслительная деятельность, а не выдвижение определенного количества идей за отведенное время.
СЛАЙД. Принципы педагогической техники.
Примерные темы УМШ для разных учебных предметов:
ФИЗИКА.
В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят уже без подзаводки два столетия. Как это возможно? Предложите максимум вариантов.
БИОЛОГИЯ.
Найдите возможные причины вымирания динозавров.
ЭКОНОМИКА.
Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста в 21 веке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебный мозговой штурм Формула – решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. Цель – развитие творческого стиля мышления.
Учебный мозговой штурм Задача: В виде коллажа при помощи иллюстраций охарактеризовать главного героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Учебный мозговой штурм Технология Первый этап . Создание банка идей. Задача: вспомнить и зафиксировать на бумаге всё то, что может рассказать о личности героя. Время : 5 минут
Учебный мозговой штурм Второй этап. Анализ идей. Задача: пользуясь иллюстрациями, создать коллаж: «Каков он, Евгений Онегин?» Время: 5 минут.
Учебный мозговой штурм Дидактические ценности УМШ: - активная форма работы; - умение кратко и четко выражать свои мысли; - умение слушать и слышать; - новые подходы к изучению темы; - интерес учащихся.
Учебный мозговой штурм Третий этап. Обработка результатов. Задача: презентация коллажа.
Учебный мозговой штурм Реализация принципов педагогической техники: - принцип свободы выбора; - принцип открытости; - принцип деятельности; - принцип обратной связи; - принцип идеальности (высокого КПД).
Учебный мозговой штурм Примерные темы УМШ для различных предметов : ФИЗИКА В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят уже без подзаводки два столетия. Как это возможно? Предложите максимум вариантов. ЭКОНОМИКА Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста в 21 веке. ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ Каким бы вы построили «сад для взрослых»?
Благодарю за внимание
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Развитие инициативы как основного ресурса компетентностного образования»
«Свободное поколение новой России
может быть воспитано только свободным
педагогическим сообществом»
(Г.А. Цукерман)
Одним из главных ориентиров нового качества образования является
обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики. Что для этого необходимо? Для этого необходимо изменить качество современного образования.
Под качественным образованием следует понимать совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым заниматься и другими видами деятельности, значимыми для их развития[1].
Основными составляющими качественного образования являются:
- оценка учебных достижений, ключевых компетентностей и наличие социального и общественно полезного опыта (способность молодых людей быть успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях за счет формирования у себя ключевых компетентностей)
- доступность – возможность человека получать образования разными способами (очно, заочно, дистантно, в разных типах учебных заведений и т.п.)
- эффективность – получение образования с наименьшими затратами своих собственных ресурсов (временных, материальных, финансовых) при сохранении высокого качества образования.
Результатом вышеизложенного явился Комплексный проект модернизации образования в Томской области, а также Национальный проект «Наша новая школа». Ниже приведены основные пункты президентской программы:
[1] Изменения содержания образования: цели, стандарты, оценка // Отчет международных экспертов. -М: НФПК, 2002.
1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.
Этой задаче должны соответствовать обновленные
образовательные стандарты.
2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением
Учителей.
4. Российская школа не имеет
права быть «ветхой» – и в прямом, и в переносном смысле этого
слова.
5. Приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе.
Из всего вышеизложенного, следует вывод о необходимости сформировать в школьнике такие универсальные компетентности, как:
- информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность себя и своей семьи).
Для формирования универсальных компетентностей главная задача педагога состоит в том, чтобы помогать отдельным людям и группам людей самим создавать себе необходимое качество жизни, поскольку качество жизни не следствие социально-экономических благ, а причина усилий по их достижению. Развитие самоорганизации населения и повышение качества жизни требует принципиально новых социально-инженерных технологий и невозможно без создания инфраструктуры поддержки позитивной субъектности наиболее активных людей и групп населения.
Здесь выделяется так называемый принцип меритократичности и ценности таланта:
- Мотивация, интерес, склонность рассматриваются как ключевой и наиболее дорогой ресурс результативности образования.
- Механизм высоко соревнователен, но дает шанс наиболее достойным. Принцип равенства уходит.
Конечно, здесь мы можем смело утверждать, что дух соперничества и стремление к высоким результатам присутствует в учениках стрежевских школ. Но процент таких детей, к сожалению, невелик. Уровень развития данных качеств, как мы знаем, зависит от многих факторов: от семейной атмосферы, в которой растет ребенок, от социального и материального положений в семье, от сформированности таких качеств собственно у самих родителей ребенка, от места и роли ребенка в ученическом коллективе и т.д. Но особенно остро эта проблема стоит, на мой взгляд, в МКОУ ОСОШ, поскольку все вышеперечисленные факторы развития волевых качеств имеют в жизни учеников ОСОШ негативную окраску.
Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту, группа педагогов сможет освоить новые идеи и методы инновационного подхода в образовании, а их воспитанники смогут освоить новые социальные навыки для того, чтобы успешно интегрироваться в социальную жизнь города.
Отсюда следует цель данного инновационного проекта:
создать особое образовательное пространство, предназначенное для развития инициативы детей и взрослых.
Задачи проекта:
- сформировать средства и способы самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете;
- стимулировать инициацию внеучебных достижений;
- инициировать обогащение педагогического и управленческого арсенала;
- создать условия гибкости и пластичности образования.
Стратегия достижений поставленных целей.
Мировой педагогической практикой доказано, что основным средством социализации ребенка являются проективные типы деятельности и мышления. В основе предполагаемой системы работы лежит проектно-исследовательская деятельность. Как показывает практика, проектно-исследовательская деятельность позволяет не только развивать интерес к знаниям, расширять кругозор, но и формирует такие социальные навыки, как сотрудничество, партнерство, взаимное доверие и открытость, формирует сообщество, в котором каждый может пережить чувство успешности и быть признанным. Мы полагаем, что данный комплекс мероприятий позволит сформировать у учащихся те умения и навыки, которые позволят им успешнее адаптироваться к окружающей жизни. Кроме того, участие в инновационном проекте позволит реально развить авторскую инициативу детей.
Реализация поставленных задач будет происходить в несколько этапов.
1этап – отбор участников программы. В результате предварительной работы обозначился круг педагогов, а также детей, проявивших инициативу для участия в проекте. Движущей силой возникновения инициативы у детей на данном этапе являются педагоги, руководители творческих групп, родители учащихся и, непосредственно, сами дети. Ярмарка идей проводится в виде круглого стола, где собираются учащиеся и руководители творческих групп (можно также привлечь родительскую общественность, социальных партнеров, спонсоров и т.д.). В ходе круглого стола обозначаются направления, проектов, исследований, которыми бы хотели заняться дети(примерные варианты – «Современный город», «Современная наука», «Мир моих интересов» и т.д.).
2этап – Открытие «Форума знаний». Открытие происходит в виде небольших презентаций, где каждая группа обозначает проблему, цель, задачи и ожидаемый результат своего проекта.
3этап – теоретические и практические консультации. Инициативную линию можно вести параллельно урокам или использовать частично на уроках (умение создавать слайд.презентации – уроки инф-ки, культура презентации – уроки русского языка и т.п.)
4этап – «Форум знаний». Проводится в виде творческой конфернции, где эксперты (родители, соц.партнеры, представители др.учеб.заведений, учащиеся) по специально разработанным критериям оценки подводят итоги авторских проектных исследований. Участники творческих лабораторий поощряются подарками от спонсоров.
Примечание: важное значение будет иметь также поощрение инициативы в промежуточных результатах (например, отметки по предметам, опред.кол-во билетов в кино на каждую группу и т.д.)
Баланс задач и условий реализации проекта
Задачи | Условия | |||||||
Организаци- онные условия | Информаци- онные условия | Кадровые условия | Мотиваци- онные условия | Программно-методические условия | Материально-технические условия | Нормативно-правовые условия | Финансовые условия | |
1. | назначить руководителя инновац.про-екта | собрать, проанализиро-вать информацию о необходимости проведения данного проекта | назначить руководите-лей творч.групп | выявить заинтересован-ность учителей в проф.развитии, в инновац.деят-ти | разработать сценарные события проекта | закрепить отдельное помещение за каждой творч.группой | разработать план, положение инновац.про-екта | утвердить дополнитель-ный бюджет для реализации проекта |
2. | создать творч.группы | Проконтролиро-вать степень информирован-ности участников инновац.проекта | привлечь в качестве экспертов, консультантов родительскую обществен-ность, соц.партнеров, учащихся | смотивировать учащихся и учителей на участие в данном проекте как осуществление проф-ориентац.деят-ти | разработать метод.рекомен-дации | предоставить право пользования орг.техникой каждой творч.группе | согласовать и утвердить план и положение проекта | привлечь спонсоров |
3. | организовать работу творч.групп | Принформиро-вать широкую общественность через СМИ об итогах данного проекта(репор-таж с праздника достижений) | по возможности установить взаимоотно-шения с представителями вузов | стимулировать интерес педагогов денежным вознаграждении-ем | привлечь к сотрудничеству библиотечный фонд города | |||
4. | распределить обязанности внутри творч.групп | стимулировать интерес детей подарками от спонсоров | ||||||
5. | назначить ответств.лицо за сбор информации о ходе работы групп |
Перспективный план работы по проекту
№ | Исполнители | Оформление результата | Сроки | Примечание | |||||||
| |||||||||||
1. | Опросить педагогов и учащихся на тему готовности принять участие в инновационном проекте | Завуч – в опросе педагогов, кл. рук – в опросе учащихся | Анкетирование. Итоги – в процентном соотношении | Вторая декада сентября | Опрос проводится анонимно | ||||||
2. | Сообщить о сути данного проекта | Руководители творч.групп | Сбор в актовом зале классов по параллелям | Третья декада сентября | |||||||
| |||||||||||
1. | Разработать Положение инновац.проекта | Инициатив.группа(дети, педагоги, родит обществ-ть и т. д.) | План, структура, метод.рекомендации | Первая декада октября | По ходу реализации данного проекта могут вноситься поправки в Положение | ||||||
2. | Создать творческие группы | Руководитель инновац.проекта | 10-15 октября | Количество участников и количество творч.исследований может быть не ограниченным или заранее обговаривается в Положении | |||||||
3. | Распределить обязанности внутри творч.группы | Руководители творч.групп | 15-25 октября | Естественно, учитываются пожелания детей участия в той или иной деятельности | |||||||
| |||||||||||
1. | Подготовка творч.групп к открытию «Форума знаний» | Руководитель и его творч.группа | презентации | 1-15 ноября | Ребята выделяют проблему, над которой они будут работать, ставят цели и задачи своих проектов | ||||||
2. | Определить группу экспертов, пригласить на открытие «Форума знаний» | Руководитель проекта | 1-15 ноября | Экспертами могут выступить все желающие, но, естественно учитываются компетентность и уровень образованности предполагаемого эксперта | |||||||
3. | Разработать экспертные карты оценивания результатов | Экспертная группа и руководитель проекта | Карты с критериями оценки | 15-20 ноября | Уделить особое внимание не результатам творческих исследований, а проявлению инициативы в ходе исследований | ||||||
4. | Открытие «Форума знаний» | Руководитель – за организацию мероприятия, творч.групы – за полготовленность к данному мероприятию | 5-ти минутные презентации | 25 ноября | Цель мероприятия – показать готовность и желание участвовать в инновац.проекте | ||||||
5. | Установить дни и время для проведения теоретических консультаций | Руководитель проекта с руководителями творч.групп | Консультации групповые(все участники проекта), индивидуальные(каждая группа в отдельности) | Декабрь-апрель | |||||||
6. | Довести до сведения учителей-предметников о включении в программу уроков, касающихся культуры презентации, а также дополнительных часов в качестве оказания теоретической помощи творч.группам | Руководитель проекта, учителя-предметники | Дополнительные занятия, уроки | Декабрь-апрель | По возможности, задействовать всех предметников – это также показ проявления инициативы | ||||||
7. | Организовать подготовку «Форума знаний» | Руководитель проекта | 1-15 апреля | Важным будет акцент творчества, инициативы | |||||||
8. | Назначить ведущего мероприятия | Руководитель проекта | 1-5 апреля | Инициатива снова приветствуется | |||||||
9. | Открытие «Форума знаний» | За организацию – руководитель проекта, за подготовленность групп – руководители групп. | Презентации с исследованиями | 20 апреля | Можно включить творч.номера в программу | ||||||
10. | Пригласить СМИ | Руководитель проекта | 1-15 апреля | ||||||||
11. | Церемония награждения участников проекта | Руководитель, эксперты | Спонсорские подарки. грамоты | 21 апреля | |||||||
| |||||||||||
1. | Проведение анкетирования педагогов и детей | Руководитель проекта | 22-30 апреля | включить вопрос о заинтересованности данным проектом детей, не принимавших в нем участие | |||||||
2. | Круглый стол по итогам реализации проекта | Администрация школы, руководитель проекта, руководители творч.групп | Принятие решения о необходимости включения данного проекта в план работы школы | ||||||||
| |||||||||||
1. | Работа над учебно-методическим пособием | Руководитель проекта, творч. групп | Июнь-октябрь | ||||||||
2. | Поставить общественность в известность о проведении инновац.проекта | Руководитель проекта, СМИ | Репортаж на местном ТВ, статья в газете | 21-30 апреля | |||||||
| |||||||||||
1. | Представить технологию на областном уровне | Руководитель проекта | Учебно-методическое пособие | Октябрь след.учебного года | Сроки могут варьироваться в зависимости от хода выполнения работы, её доработок и т.д. |
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
- Педагоги и учащиеся освоят идеи и методы проведения проектных исследований.
- Учащиеся МКОУ ОСОШ будут включены в новую познавательно-коммуникативную деятельность, и они смогут получить реальный опыт интеграции и сотрудничества с городским сообществом.
- Мы уверены, что данная технология будет востребована как в школах города, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
Оценка результатов
Оценка эффективности проекта будет проводиться по двум направлениям: дети и педагоги.
Оценка качества практической деятельности педагогов будет оцениваться руководителем проекта.
Оценка включенности детей, их активности, удовлетворенности от участия в данном проекте будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдения за ними в ходе проекта, через беседы с руководителями творческих групп.
По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участников по оценке эффективности в целом. Также планируется выпустить учебно-методическую статью по данному проекту.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи данного проекта: Цель: создать особое образовательное пространство, предназначенное для развития инициативы детей и взрослых. Задачи проекта: - сформировать средства и способы самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете; - стимулировать инициацию внеучебных достижений; - инициировать обогащение педагогического и управленческого арсенала; - создать условия гибкости и пластичности образования.
Реализация поставленных задач 1этап – отбор участников программы. 2этап – Открытие «Форума знаний». 3этап – теоретические и практические консультации. 4этап – «Форум знаний».
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА организационные информационные мотивационные кадровые программно-иетодические материально-технические нормативно-правовые финансовые
Перспективный план работы по проекту Информационно-аналитическая деятельность Организационная, организационно-методическая, техническая деятельности Опытно-экспериментальная и учебно-методическая деятельность Изучение результатов деятельности Оформление результатов Издательская деятельность
Ожидаемые результаты Педагоги и учащиеся освоят идеи и методы проведения проектных исследований. Учащиеся МКОУ ОСОШ будут включены в новую познавательно-коммуникативную деятельность, смогут получить реальный опыт интеграции и сотрудничества с городским сообществом. Данная технология будет востребована как в школах города, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
Предварительный просмотр:
Поворот дороги – это еще не конец…
Еще вы можете повернуть.
К. Роджерс
Вадим оттолкнулся и две секунды спустя уже висел на плечах Сергея. А еще через секунду резким и сильным движением был брошен на пол, где остался сидеть на корточках, постепенно приходя в себя. Из его левой ноздри текла кровь. Он поднялся и попытался остановить кровотечение. Нос выглядел немного искривленным. Позднее Валя сказала, что Сергей не трогал нос Вадима, что кровь у него идет всегда, когда он трусит, что это уже было в начальной школе…На родительском собрании Наталья Ивановна сказала, что наш класс хорошо сдружился, и новый ученик, то есть Сергей, который из девятого обратно перешел в восьмой, был хорошо принят и стал любимым учеником. Это рассказала мне моя мать, и потом ещё сказала, что я, как утверждают остальные родители, попала в гармоничный классный коллектив…
Возможно, в чьей-то памяти всплывёт похожий случай, кто-то назовет его моей выдумкой… Это рассказ 14-летней девочки, и эта история взята из школьной жизни, правда, другого города, чужой школы, не известного нам ребенка. Но что так взволновало меня в этой истории – это то, как непрозорливы и равнодушны оказались в этой ситуации взрослые.
Вы, наверное, согласитесь со мной, что очень часто в жизни возникает вопрос: а как воспитывать? Ведь поведение – это еще не весь человек. Это лишь вершина айсберга. А главное в айсберге скрыто от глаз окружающих. Поведение – лишь форма, облачающая его сущность: побуждения, мотивы, цели поступков. Форма не всегда, а может быть, всегда не совпадает с сущностью человека. В особенности, если это ребенок. Побуждения ребенка чаще всего чисты, искренни, социальны, но реализуются, к сожалению, не всегда в пристойных по форме поступках: драках, прозвищах, капризах, нигилизме, даже во вранье.
«Если вы знаете поступок, вы еще не знаете о ребенке ничего» - сказал всем известный педагог Коменский. На мой взгляд, если проступок вызван гуманным побуждением, ребенок, безусловно, должен быть оправдан. А вечная погоня классного руководителя за благополучным поведением класса может превратить весь класс в отвратительных лицемеров и циников.
Воспитанным, гуманным человеком будет тот ребенок, который хочет быть гуманным, кто в поступках «хороших» находит личное удовольствие.
Согласитесь, если ребенок чувствует, что его любят, если подросток знает, что его ценят, с ним считаются – то против чего ему воевать, преступать закон и веления совести?..
Душевные потребности ребенка и условия их осуществления – вот тот гордиев узел, над которым обречен биться любой воспитатель, будь то родитель или школьный педагог. Я считаю, что не сознание определяет поведение, а весь строй чувствований, переживаний и устремлений ребенка.
Природное и социальное, биологически предопределенное и культурное в процессе становления личности столь тесно переплетаются, прорастают одно в другое, что любая педагогическая прополка одного во имя другого – лучший способ искалечить жизнь, душу, судьбу.
Впрочем, всё, что говорится о школе, касается и семьи, мы ведь стараемся в своих детях повторить себя – «делай, как я».
Первые подобные «зеркала» в жизни человека – это те, кто окружает его. От них берутся и образцы поведения, и нормы оценки этого поведения..А «зеркала», согласитесь, разные и кривизна их далеко неоднозначна..
Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырехлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребенок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из нее кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребенком чувств в собственном доме?
Наше собственное поведение остается самым мощным способом воздействия на ребенка. Он всегда внимателен к нам и чаще всего подражает нам не только внешне, но и внутренне…. А что мы можем сказать о своих чувствах, переживаниях и стремлениях?...
Наверное, не зря все философы мира твердили нам о развитии человеческой души. И уж, согласитесь, мы постоянно требуем этого от детей. А, может, посмотрим со стороны и на себя?
Ответьте для себя на вопросы:
- Я стремлюсь изучить себя?
- Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами?
- Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя?
- Я анализирую свои чувства и опыт?
- Я верю в свои возможности?
Если вы ответили «да» на все вопросы, в таком случае никто не сможет вас упрекнуть в остановившемся саморазвитии.
Поэтому любое «прикосновение» к детям при помощи каких бы то ни было методов, приемов, технологий должно делать их сильнее, вооружать новыми знаниями о мире и…себе……
Я считаю, что детство грандиознее взрослой жизни. Скорее, не мы, взрослые даны детям для наставления их на путь истинный, а дети наши даны нам для очищения и просветления нашей души. Наше дело – помогая ребенку входить в жизнь, не упустить этот свой шанс!...
Непостижимо каждое мгновенье
И каждый из живущих уникален,
Но снова повторяется движенье,
Движенье – восхождение к себе,
Где рамки бытия нелепы и условны,
Где беспредельна мысль, ее полёт,
Где человек почти что равен Богу,
Иль это Бог снисходит до него.