Учитель года России

Морковкина Любовь Геннадьевна

Материалы конкурсных заданий

муниципального этапа Всероссийского конкурса

"Учитель года России"

 

Урок литературного чтения в 3 классе

"Эзоп "Лисица и виноград" и И.А.Крылов "Лисица и виноград"

https://youtu.be/hLltWWqECkE

 

Методический семинар

"Как построить урок-исследование в начальной школе?"

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/20...

 

Пояснительная записка к методическому семинару 

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/19...

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Как построить урок – исследование в начальной школе?»

Морковкина Любовь Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ «Дуденевская школа»

Богородского района

Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Значимость таких умений, как формирование и доказательство гипотез, поиск и выделение необходимой информации, выбор критериев для сравнения или умение слушать и вступать в диалог.…  Какие условия, методы и педагогические приемы необходимы для формирования таких умений?

Одним из эффективных способов решения данной задачи может быть применение проблемно – исследовательского метода, который позволяет развивать исследовательские умения. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка, как индивидуальный, так и групповой, совместный поиск неизвестного.

Как построить урок – исследование в начальной школе? Это довольно сложная, но интересная, работа, требующая много подготовки, и, что самое главное, способствует результату обучения. Необходимо знать основные шаги при конструировании такого урока. Первый шаг – сформулировать обобщение урока. Учителю необходимо осознать, что ученик должен узнать на уроке, т.е. какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы. Например, на уроке русского языка при изучении темы «Как находить корень в слове» ученики должны научиться выделять корень в слове и выявлять случаи чередования согласных в нем. Второй шаг – определить, какой материал должен быть  изучен учеником, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. Например, на уроке литературного чтения при изучении темы «А.П. Чехов «Мальчики» учитель запланировал для самостоятельного изучения детьми как материал из учебника, так и несколько текстов по материалам энциклопедий и книг. Материалы, подготовленные учителем, различаются по уровню сложности, используется дифференциация обучения. Третий шаг заключается в том, чтобы сконструировать проблемную ситуацию для учеников, определить динамический стержень урока, мотивацию. На уроке литературного чтения на занятии «А.П.Чехов «Ванька» учитель ставит вопрос: «Каким может быть детство? Всегда ли детство было таким, каким мы его представляли?» Четвертый шаг – продумать состав групп, распределение материалов для изучения по группам, форму представления работы.

В основе организации урока можно выделить шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный:

I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)

II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)

IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

V. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)

VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия).

Рассмотрим особенности и смысл каждого этапа.

Этап мотивации или создания проблемной ситуации – ключевой этап. От него зависит состоится исследование или нет. Искусство педагога в данном случае заключается в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые обеспечат возникновение вопроса или проблемы. Назовем несколько способов  создания мотивации на уроке – исследовании.              Первый способ – прием ключевых слов. Он применяется тогда, когда все другие способы создания проблемных ситуаций затруднительны. Этот способ основан на рефлексии учащимися того, что ими уже изучено по теме и стимулировании постановки вопросов о том, что им еще неизвестно. Учитель сначала спрашивает детей о том, что они знают по данному вопросу, выясняют, что им еще неизвестно или что хотелось бы узнать. Однако среди вопросов о том, что не известно может не быть вопроса, поиск на который обеспечит открытие неизвестного. Использование ключевых слов позволяет избежать этой трудности. На уроке русского языка при изучении темы «История фразеологизмов» можно использовать этот прием. Вопросы:  «Что знаем о фразеологизмах? А что вам хотелось бы еще узнать о фразеологизмах» и ключевые слова: «история», «происхождение», «можно ли…», «люди» помогут  сформулировать вопросы: «Какова история возникновения в речи фразеологизмов? Можно ли узнать происхождение фразеологизмов? и другие»

Второй способ создания мотивации – прием загадки. Прием основан на использовании стимулирующего материала, который позволяет создать проблемную ситуацию. В качестве такого материала могут  использоваться: реальные объекты, рисунки, схемы, модель, демонстрация опытов, ряд слов, чье – то высказывание, отрывок из произведения и т.д.  При изучении темы «Что такое басня» на уроках литературного чтения можно использовать прием загадки. На доске круг со знаком «?» и два списка слов и выражений: в одном списке слова обозначены «да», в другом «нет».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                 Да        Нет

Содержит скрытый смысл                                  описание подвига

(иносказание)                                                    Чувства, переживания человека

Мораль, вывод        Волшебство

Описание какого – либо случая

Учитель. Я загадала слово. Оно спрятано под знаком «?». Попробуйте его отгадать. На доске записаны подсказки, которые помогут отгадать загадку, - в левом столбике слова и выражения, которые относятся к загаданному понятию, в правом – то, что не относится к нему.

Третий способ создания мотивации на уроке – прием выполнимое/невыполнимое действие. Детям предлагается выполнить такое задание, которое кажется выполнимым и не вызывает трудностей. В процессе же выполнения обнаруживается невозможность его выполнения. Фактически проблемная ситуация в этом случае создается с помощью какого-то задания с ловушкой. Пример такой мотивации можно привести к уроку русского языка по теме «Безударные гласные в корне слова». Детям предлагается вставить безударную гласную в слово, подобрав к нему проверочное. Для затруднения предложить проверочное слово:

т*нуть – тина.        Учитель фиксирует затруднение.

к уроку литературного чтения по теме «Басни И.А. Крылова». Детям предлагается отобрать из предложенного списка произведений басни: «Волк и кот», «Собака и лошадь», «Бабочка», «Барсук», «Щука и кот». Очень быстро дети начнут спорить друг с другом и запутываются. Учитель подчеркивает возникшие трудности и вместе с детьми формулирует проблему, которая заключается в том, что дети не знают всех произведений, а по их названиям нельзя определить, являются они баснями или нет.

Четвертый способ создания мотивации на уроке – погружение в проблему. Является наиболее сложным в начальной школе. Особенностью этого способа является то, что он предлагает высокий уровень личностной включенности ученика в решение проблемы. Рассмотрим пример такой мотивации к уроку литературного чтения по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Детям предлагается высказывание художницы Т.А. Мавриной  об А.С. Пушкине «Сказки Пушкина для меня как народные. Более русского поэта и не сыскать». Учитель: «Вы согласны с точкой зрения художницы? Почему она так охарактеризовала творчество Пушкина, так высоко его оценила?» Возникшая проблема (недостаток знаний для понимания точки зрения художницы) помогает сформулировать цели исследования: выяснить, почему сказки Пушкина называют народными; доказать их близость к народным.

Переходим ко второму этапу – этапу исследования. Этот этап поиска ответа на вопрос, поиск решения проблемы. Целесообразно организовать работу на этом этапе в малых группах. Для каждой группы использовать разный материал для изучения, на основании которого учащиеся осуществляют свой поиск. В то же время возможна и фронтальная форма работы, когда весь класс выполняет функцию одной группы, осуществляющий поиск и фиксацию фактов в процессе изучения нового материала. На уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин «Ребята и утята» дети проверяют выдвинутую гипотезу: животные, как люди, заботятся о своем потомстве. Перед чтением текста учащиеся с учителем обсуждают план работы в группах:

  1. Прочитать рассказ «Ребята и утята» вслух.
  2. Отметить карандашом в тексте те эпизоды, в которых содержатся факты, подтверждающие гипотезу.

На третьем этапе – обмен информацией - учителю необходимо обеспечить условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся. Дети представляют свои находки, свой вариант решения другим ученикам. На уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин «Ребята и утята» учитель предлагает вопросы для обсуждения:

  • Где уточка устроила свое гнездо и почему так далеко от озера?
  • Что можно сказать о ребятах? Какие они (жестокие, несмышленые, глупые)?

-Какие факты, подтверждающие нашу гипотезу, вы нашли?

Этап организации информации – этап классификации и выделения сходной группы фактов. Здесь дети делают свое большое или маленькое открытие. Организация информации дает возможность сделать открытие достоянием каждого ученика. На уроке русского языка по теме «Перенос слова» дети объединяют слова в разные группы (слова с буквой «Ь», слова с буквой «Й», другие слова). При такой организации информации дети с легкостью формулируют правила переноса слов.

Смысл этапа -  связывание информации – представляет собой нахождение такой идеи, которая относится ко всем изученным фактам. Нахождением общей идеи  и завершается этот этап. В приведенном нами примере общей идеей  явилось правило переноса слов.

Следующий этап – подведение итогов, рефлексия. Смысл этого этапа – достижение понимания решения. На этом этапе происходит возвращение к началу исследования, к проблеме и оценивается то, в какой мере она решена. Так,  на уроке русского языка по теме «Перенос слов» возникла проблемная ситуация. Учитель предлагает детям прочитать текст записки мальчика своему приятелю, который решил порыбачить.                                    

        Миша!

    Возьми в сарае у

        дочки. Позови товар

        ища Сережу. Я вас

        жду на речке.

        Вова.

Миша не смог ничего в записке понять. Чего не знал Вова?

При подведении итогов учитель спрашивает детей о том, смогут ли они теперь помочь Вове и как исправить ошибки, чтобы приятель понял мальчика. Узнав правила переноса, ученики смогут исправить ошибки.

Еще один этап – применение - использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия. На уроке русского языка по теме «Фразеологизмы» учитель предлагает прочитать детям список из 8 фразеологизмов. Попробуйте выяснить смысл  каждого фразеологизма и в какой ситуации можно их использовать (употребить в речи).

Исследовательская деятельность ребенка – это особое направление учебной работы. Использование проблемно – исследовательского  метода на уроках стимулирует исследовательскую активность ребенка и способствует формированию самостоятельных исследовательских умений. Отметим основные этапы, которые ребенок должен пройти при выполнении самостоятельного исследования,  а также условия и умения, которые необходимы для их прохождения.

1 этап. Выбор темы.

-Развиты интересы.

- Осознание собственных интересов.

2 этап. Определение проблемы изучения.

- Умение формулировать исследовательские вопросы.

3 этап. Сбор информации для решения проблемы.

- Умение пользоваться разнообразными источниками информации.

- Умение планировать и проводить наблюдения и опыты.

4 этап. Анализ информации. Формулирование заключения и выводов.

- Умение организовать и проанализировать информацию: сравнить, классифицировать, установить последовательность, оценить и т. д.

- Умение установить связь, обобщить.

- Умение написать заключение, резюме.

5 этап. Представление работы.

- Умение представлять результаты в разных формах (текст, схема, рисунок, график, фоторепортаж, компьютерная презентация и т. п.)

На уроке-исследовании у детей шаг за шагом формируются важные для их дальнейших самостоятельных исследований умения.

Таким образом, для того чтобы сконструировать урок – исследование, учитель сам должен испытать потребность в создании нового, затруднение, приводящее к возникновению идеи – обобщения и вопроса о неизвестном, осуществить поиск условий, необходимых для его нахождения, наконец, проверить правильность своего проекта в реальной учебной ситуации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Морковкина Любовь Геннадьевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории Методический семинар Как построить урок – исследование в начальной школе? Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дуденевская школа» Богородского района Дуденево, 2020

Слайд 2

● формирование и доказательство гипотез ● поиск и выделение необходимой информации ● выбор критериев для сравнения ● умение слушать и вступать в диалог ● представлять результаты работы в разных формах ● составлять план работы и т. д. Не уметь хорошо выражать свои мысли – недостаток; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний. К. Д. Ушинский ? ? ? Как развить исследовательские умения? применение проблемно – исследовательского метода на уроках

Слайд 3

Основные шаги при конструировании урока- исследования в начальной школе Первый шаг – сформулировать обобщение урока. Учителю необходимо осознать, что ученик должен узнать на уроке, т.е. какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы. Второй шаг – определить, какой материал должен быть изучен учеником, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. Третий шаг заключается в том, чтобы сконструировать проблемную ситуацию для учеников, определить динамический стержень урока, мотивацию. Четвертый шаг – продумать состав групп, распределение материалов для изучения по группам, форму представления работы. 1 шаг 2 шаг 3 шаг 4 шаг

Слайд 4

Основные этапы методики исследования 1. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, формулирования гипотезы) 2. Исследовани е (поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы) 3. Обмен информацией (изложение результатов исследования) 4. Организация информации (классификация полученных в результате исследования фактов) 5. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения) 6. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы) 7. Применение (использование приобретённого нового знания для достижения подлинного понимания открытия).

Слайд 5

прием ключевых слов прием выполнимое/ невыполнимое действие Первый этап - мотивации или создания проблемной ситуации прием загадки погружение в проблему Способы создания мотивации на уроке

Слайд 6

Этот способ основан на рефлексии учащимися того, что ими уже изучено по теме и стимулировании постановки вопросов о том, что им еще неизвестно. На уроке русского языка при изучении темы «История фразеологизмов» можно использовать вопросы: «Что знаем о фразеологизмах? А что вам хотелось бы еще узнать о фразеологизмах?» и ключевые слова: «история», «происхождение», «можно ли…», «люди». Учащиеся формулируют вопросы: «Какова история возникновения в речи фразеологизмов? Можно ли узнать происхождение фразеологизмов? и другие» Прием загадки Прием основан на использовании стимулирующего материала, который позволяет создать проблемную ситуацию. Урок литературного чтения по теме «Что такое басня». Учитель загадала слово. Оно спрятано под знаком «?». Попробуйте его отгадать. На доске записаны подсказки, которые помогут отгадать загадку, - в левом столбике слова и выражения, которые относятся к загаданному понятию, в правом – то, что не относится к нему . Способы создания мотивации на уроке Прием ключевых слов

Слайд 7

Способы создания мотивации на уроке Погружение в проблему Прием выполнимое/ невыполнимое действие Детям предлагается выполнить задание, которое кажется выполнимым и не вызывает трудностей. В процессе же работы обнаруживается невозможность его выполнения. На уроке русского языка по теме «Безударные гласные в корне слова» детям предлагается вставить безударную гласную в слово, подобрав к нему проверочное. Для затруднения предлагается проверочное слово: т*нуть – тина. Учитель фиксирует затруднение. Предлагает высокий уровень личностной включенности ученика в решение проблемы. На уроке литературного чтения по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» детям предлагается высказывание художницы Т.А. Мавриной об А.С. Пушкине «Сказки Пушкина для меня как народные. Более русского поэта и не сыскать». Учитель: «Вы согласны с точкой зрения художницы? Почему она так охарактеризовала творчество Пушкина, так высоко его оценила?» Возникшая проблема (недостаток знаний для понимания точки зрения художницы) помогает сформулировать цели исследования

Слайд 8

Второй этап – исследования Этап поиска ответа на вопрос, поиск решения проблемы. Целесообразно организовать работу на этом этапе в малых группах. На уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин «Ребята и утята» дети проверяют выдвинутую гипотезу: животные, как люди, заботятся о своем потомстве. Перед чтением текста учащиеся с учителем обсуждают план работы в группах: 1. Прочитать рассказ «Ребята и утята» вслух. 2. Отметить карандашом в тексте те эпизоды, в которых содержатся факты, подтверждающие гипотезу.

Слайд 9

Третий этап – обмен информацией Необходимо обеспечить условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся. Дети представляют свои находки, свой вариант решения другим ученикам. На уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин «Ребята и утята» учитель предлагает вопросы для обсуждения: Где уточка устроила свое гнездо и почему так далеко от озера? Что можно сказать о ребятах? Какие они (жестокие, несмышленые, глупые)? -Какие факты, подтверждающие нашу гипотезу, вы нашли?

Слайд 10

Четвертый этап – организации информации Этап классификации и выделения сходной группы фактов. Здесь дети делают свое большое или маленькое открытие. Организация информации дает возможность сделать открытие достоянием каждого ученика. На уроке русского языка по теме «Перенос слова» дети объединяют слова в разные группы (слова с буквой «Ь», слова с буквой «Й», другие слова). При такой организации информации дети с легкостью сформулируют правила переноса слов.

Слайд 11

Пятый этап – связывания информации Представляет собой нахождение такой идеи, которая относится ко всем изученным фактам. На уроке русского языка по теме «Перенос слова» дети объединяют слова в разные группы. В приведенном нами примере общей идеей явилось правило переноса слов.

Слайд 12

Шестой этап – подведение итогов, рефлексия На этом этапе происходит возвращение к началу исследования, к проблеме и оценивается то, в какой мере она решена. На уроке русского языка по теме «Перенос слов» возникла проблемная ситуация. Учитель предлагает детям прочитать текст записки мальчика своему приятелю, который решил порыбачить. Миша! Возьми в сарае у дочки. Позови товар ища Сережу. Я вас жду на речке. Вова. Миша не смог ничего в записке понять. Чего не знал Вова? При подведении итогов учитель спрашивает детей о том, смогут ли они теперь помочь Вове и как исправить ошибки.

Слайд 13

Седьмой этап – применение Использование приобретённого знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия. На уроке русского языка по теме «Фразеологизмы» учитель предлагает прочитать детям список из 8 фразеологизмов. Попробуйте выяснить смысл каждого фразеологизма и в какой ситуации можно их использовать (употребить в речи).

Слайд 14

Формирование самостоятельных исследовательских умений Основные этапы 1 этап Выбор темы Условия и умения Развиты интересы Осознание собственных интересов 2 этап Определение проблемы изучения Умение формулировать исследовательские вопросы

Слайд 15

Формирование самостоятельных исследовательских умений 3 этап. Сбор информации для решения проблемы Умение пользоваться разнообразными источниками информации. Умение планировать и проводить наблюдения и опыты. Умение организовать и проанализировать информацию: сравнить, классифицировать, установить последовательность, оценить и т. д. Умение установить связь, обобщить. Умение написать заключение, резюме. 4 этап. Анализ информации. Формулирование заключения и выводов. 5 этап. Представление работы Умение представлять результаты в разных формах (текст, схема, рисунок, график, фоторепортаж, компьютерная презентация и т. п.)

Слайд 16

Вывод Для того чтобы сконструировать урок – исследование, учитель сам должен испытать потребность в создании нового, затруднение, приводящее к возникновению идеи – обобщения и вопроса о неизвестном, осуществить поиск условий, необходимых для его нахождения, наконец, проверить правильность своего проекта в реальной учебной ситуации.

Слайд 17

Литература Кобзарева Т.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.1 – 4 классы/.– Волгоград: Учитель, 2015. Леонтович А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2008. – №4. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.- pedsovet . org Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. Шумакова Н.Б. Урок-исследование в начальной школе/– М.: «Просвещение», 2014 6.