Методическая копилка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Богородского района
Информационно – методический кабинет
Система оценивания
в условиях безотметочного обучения
Творческая группа учителей начальных классов:
Бобрышева О.А. – МОУ «Солонская НШДС»
Касюгина М.И. – МОУ Новинская СОШ
Маджар Н.А. - МОУ Араповской СОШ Морковкина Л.Г. – МОУ Дуденевская СОШ
Нозина Н.О. – МОУ СОШ №6
2010 год
План
1. Оценка и отметка.
2. Дамоклов меч отметок.
3. Задачи в процессе реализации безотметочной системы оценивания.
4. Принципы безотметочного оценивания.
5. Правила оценочной безопасности
Материал представлен
Маджар Надеждой Андреевной,
учителем начальных классов
I квалификационной категории
МОУ Араповской СОШ
Прежде всего, необходимо развести понятия «оценка» и «отметка». Оценка – более широкое понятие. Она может быть устной (похвала) или письменной (за-пись в тетради, содержащая конкретные замечания или отмечающая успехи). Она бывает словесной (Умница! Спасибо! Это класс! Хорошо! Молодец! Как приятно смотреть на эту работу! и т. д.) или знаковой (отметка в баллах, а так же любимые нашими учителями ракеты, быстроногие кони, ослики и черепахи). Иногда учите-ля рисовали что-нибудь, чтобы отметить удачу ребенка (звездочки, солнышко). Вводили заранее обусловленные рисунки типа мордочек или масок с разными вы-ражениями – веселым, нейтральным, грустным, плачущим. Эти мордочки быстро и прочно начинали ассоциироваться с обыкновенными двойками, тройками, чет-верками и пятерками. Начиналась обычная история (подсчет веселых и грустных мордочек, стремление получить как можно больше первых и как можно меньше вторых), т.е. игнорирование требования учителя или учеба только ради отметок.
Вероятно, именно ввиду такого обычно существующего в начальной школе хода вещей и были отмечены бальные оценки на этом этапе обучения.
«Отметка», т.е. количественное, бальное выражение оценки, принятая в нашей системе образования – вещь очень узкая и жесткая, по сравнению с понятием оценки.
Существующая в настоящее время пятибалльная система оценивания на первой ступени общеобразовательной школы (кроме первого класса) выполняет функцию внешнего контроля за результатами обучения в начальной школе со сто-роны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащего-ся: за три и за пять ошибок в диктанте мы ставим одну и ту же отметку. А для какого-то ребенка наличие трех ошибок может быть очень хорошим показателем по сравнению с прошлыми работами, где ошибок было гораздо больше.
Из-за скрытности критериев по отметке очень часто нельзя судить о дейст-вительном уровне знаний, соответственно, сложно построить дальнейшую программу действий (над чем надо поработать, что надо улучшить и т. д.).
Справедливо заметить, что отметка является травмирующим элементом начального обучения. При этом ее основными дефектами считаются:
- Искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное с самим собой;
- Искажение учебной мотивации;
- Повышение тревожности и невротизация детей;
- Закладка с помощью отметки ложной основы детской самооценки;
- Невозможность отслеживания динамики школьной успеваемости ученика.
Школьники ежедневно сталкиваются с пресловутыми отметками. О чем дума-ют дети, впервые поняв, что взрослый человек недобр с ними, потому что… они именно такие, какие они есть? Для маленьких школьников пятерка не означает «Я хорошо пишу», а значит «Я хороший. Меня любят». Двойка означает «Меня не любят, я плохой». Тем самым с помощью оценки закладывается ложная основа детской самооценки. Ребенок перестает думать о содержании обучения, а начина-ет в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки. Для «слабых» учеников отметка травматична потому, что фиксирует их неуспеваемость в классе и создает дополнительные эмоциональные напряжения в отношениях с родителями. Для «сильных» учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус отличника, ста-новится главной задачей учебы. Совершенно очевидно, что с такимии последова-телями отметочной системы мириться нельзя. Необходимо снять с детей угрозу «вечного дамоклова меча» отметок.
Вместе с тем, не вызывает сомнения и то, что оценивать детские работы нужно обязательно. Вопрос только в том – как именно.
Сделать оценку деятельности учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной возможно в условиях безотметочного обучения.
Важнейшими задачами в процессе реализации безотметочной системы оценивания в начальной школе является:
- Развитие адаптивности здоровья учащихся;
- Максимальное снижение уровня тревожности младших школьников;
- Сохранение общего эмоционального здоровья учеников.
Соблюдение открытости в осуществлении контрольно-оценочной деятельнос-ти, ознакомление учащихся с критериями оценки, создание положительного микроклимата в классе в ходе оценивания способствует формированию у детей состояния внутреннего комфорта, уверенности, самоуважения.
При безотметочном обучении отметки учащимся не ставят. Однако это не зна-чит, что с ученика снимается ответственность за результаты его пребывания в школе. В силу вступает ОЦЕНКА как процесс отслеживания продвижения каждого ребенка. И здесь нужно четко определить:
- Объект оценивания, то есть что подлежит оцениванию, а что – нет (оцени-ванию должны подлежать ЗУНы, творчество и инициатива во всех сферах школьной жизни; не подлежат оцениванию личностные качества ребенка);
- Средства и способы фиксации того, что подлежит оцениванию (не долж-ны использоваться заместители оценочной системы – зайчики, флажки, звездочки и т.п; средства оценивания направлены на фиксирование инди-видуального продвижения каждого ребенка, но не на сравнение детей между собой по успеваемости и другим показателям, и является личным достоянием ребенка и его родителей);
- Процедуру оценивания (в первую очередь выполняется дифференцирован-ная самооценка учеником самостоятельно выбранной для предъявления на контроль части работы, затем оценка качества выполнения этой части учи-телем; в случае несовпадения данных оценок осуществляются обсуждение и кориктировка);
- Необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания (добровольность педагогов на уровне осознания необ-ходимости, преемственность оценочной политики между начальным и средним звеньями, согласованность оценочной политики между семьей и школой, договоренность об оценочных требованиях и формах внутриш-кольного контроля между администрацией школы и учителями).
Принципы безотметочного оценивания
- Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
- Самооценка учащегося должна постепенно дифференцироваться.
- Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявляемые самими детьми для оценки, опираясь на правило «Добавлять, а не вычитать».
- Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
- Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий.
- Оцениваться, прежде всего, должна динамика успешности учащихся относительно самих себя.
- Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом.
- Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.
Правила оценочной безопасности
Оценивание является естественной составляющей человеческих отношений и деятельности (ученик – учитель). Не выйдет ли так, что учитель, оставшись один на один со своими учениками, снова сможет себе позволить считать неуспевае-мость своей работы лишь недобросовестностью своих учеников (А ведь каждый педагог знает, что на самом деле отметки выставляются не детям, а их учителям). А как быть с учительской самооценкой? Ведь она тоже должна развиваться, ут-верждаться, модифицироваться, зависеть от собственной деятельности и мнений окружающих. Если дети начнут оценивать сами себя, как же тогда учитель, не способный к самоанализу, будет обходиться без кнута и пряника? Боюсь, что без этого он просто не сможет работать.
Оценивание в условиях безотметочного обучения предусматривают высочай-ший уровень профессионализма и специальную подготовку педагогов, т.к. пере-ход на безотметочное обучение требует полного пересмотра позиции учителя на-чальных классов по поводу системы оценивания. Только учитель со здоровой об-щей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и не-удачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий. Но поскольку учителя в новых условиях поставлены в неестественную позицию «оценивателей» и почти не имея механизмов для развития своей самооценки, в «Рекомендациях по организации опытно – экспериментальной работы» в условиях безотметочного обучения раз-работаны «Правила оценочной безопасности ». Правила эти обязательны во всех человеческих отношениях и для людей всех возрастов Взрослые обязаны их соб-людать, учителя учат их соблюдению детей. Нарушение правил оценочной безо-пасности обусловлено прежде всего эмоциональными проблемами ребенка или взрослого. Поэтому знание этих правил- это далеко не достаточное условие их соблюдения.
Список правил оценочной безопасности является принципиально открытым. Критерием здоровых, безопасных оценочных взаимоотношений в любом сообществе, а в частности – в классе, является постоянное дополнение и уточнение этого списка. Вот эти правила:
1. Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную; часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.)
2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо: «Ты сделал три ошибки в этом примере»,- лучше сказать: «Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки».
3. «На ложку дегтя – бочка меда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Пос-тарайся быть внимательным и не пропускать букв», - эффективней установка: «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти».
5. «За двумя зайцами …». Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
7. Формула «опять ты НЕ…»- верный способ выращивания Неудачника.
8. «Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки».
И хотя главное правило: учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной оценки, стоит почти незаметным на последнем месте, хочется, чтобы в школах каждого ученика встретили именно такие учителя, которые смогут соблюдать эти правила.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает создание новой модели начальной школы, одним из существенных моментов которой предлагается именно безотметочная система обучения с 1 по 4 класс. То, что сегодня на государственном уровне заговорили об отмене отметок, о развитии самоконтроля и самооценке не просто хорошо, а великолепно. Остает-ся только сделать следующий шаг, необходимый и честный: заговорить о спосо-бах и механизмах выведения каждого учителя в обычную для всех людей пози-цию: критически оценивающего и развивающего себя, свои действия, а не крити-кующего и оценивающего своих клиентов. Тем более, что наши «клиенты» так малы и ранимы.
Литература
1. Директор школы.- №1.- 2002 г.
2. Система оценки и контроля в начальной школе.(информационно-методический сборник).- Н-Н., 2007 г.
3. Начальная школа. №10.- 2006 г.
4. Психологические основы организации обучения детей на уроках в 1 классе. (методические рекомендации). Е.Л. Перетковская, А.В. Козлина.- 1996 г.
Из опыта работы Нозиной Надежды Олеговны,
учителя начальных классов I кв. категории
МОУ Лукинской ООШ
Лист индивидуальных достижений –
одна из форм оценивания, которая важна для детей, учителей и родителей. Он поможет проследить каковы успехи ребёнка и что вызывает у него затруднения, каковы у него результаты. Детям видна динамика своих результатов. Они видят, что у них получилось и над чем надо работать. Для учителей важна такая форма работы. Она поможет проследить объективно ли ребёнок оценивает себя, как учащиеся овладевают предметными ЗУН, может вовремя увидеть какие испытывает ребёнок затруднения и помочь в их устранении.
Лист индивидуальных достижений раздаётся ребёнку после каждой проверочной работы и ребёнок знаком должен оценить себя. Следующая оценка ставится учителем, из которой можно увидеть, как ребёнок объективно себя оценил, как он справился с заданием и нужна ли ему помощь.
На родительском собрании родители могут увидеть листы индивидуальных достижений своих детей, увидеть результаты и затруднения ребёнка.
Дети также могут проследить, на сколько точно они себя оценили и над чем следует потрудиться.
Лист индивидуальных достижений по русскому языку
1 и 2 полугодие
Виды контрольной деятельности | Т | 1 | Т | 2 | Т | 3 | Т | 4 | Т | 5 | Т | 5 |
Оценка | я | уч | я | уч | я | уч | я | уч | я | уч | я | уч |
Зрит. И Слух. Д 1 | ||||||||||||
Зрит. И Слух. Д 2 | ||||||||||||
Зрит. И слух. Д 3 | ||||||||||||
Зрит. И слух. Д 4 | ||||||||||||
Зрит. И слух. Д 5 | ||||||||||||
Пров. Раб. |
Т1 Слово, предложение, текст.
Т 2 Слово и слог.
Т 3 Шипящие согласные звуки.
Т 4 Гласные в ударных и безударных слогах.
Т 5 Слова называемые действие предметов.
- задание сдано
- задание выполнено
- лучше всех выполнено
- задание не сдано
- задание требует серьёзной подготовки
- все задания выполнены
Лист индивидуальных достижений по математике
1 и 2 полугодие
Виды контрольной деятельности | Т | 1 | Т | 2 | Т | 2 | Т | 3 | Т | 4 | Т | 5 | Т | 6 |
оценка | я | уч | я | уч | я | уч | я | уч | я | уч | я | уч | я | уч |
Пров. Раб 1 | ||||||||||||||
Пров. Раб 2 | ||||||||||||||
К/р 1 | ||||||||||||||
К/р 2 | ||||||||||||||
К/р 3 | ||||||||||||||
Пров. Раб. Тест. | ||||||||||||||
К/р 4 |
Т 1 Число от 1 до 10.Число 0.
Т 2 Сложение и вычитание.
Т 3 Число от 1 до 20.Нумерация.
Т 4 Задачи в 2 действия.
Т 5 Нумерация в пределах 20.
Т 6 Сложение и вычитание в пределах от 10 до 20, решение задач,построение отрезков.
- задание сдано
- задание выполнено
- лучше всех выполнено
- задание не сдано
- задание требует серьёзной подготовки
- все задания выполнены
Лист индивидуальных достижений по литературному чтению
1 и 2 полугодие
Виды контрольной деятельности | Т | 1 | Т | 2 | Т | 3 |
Оценка | я | уч | я | уч | я | уч |
Темп | ||||||
Осознанное восприятие | ||||||
выразительность | ||||||
Способ чтения |
Т 1 Обучение чтению
Т 2 Послебукварный период
Т 3 Чтение. Родная речь.
- задание сдано
- задание выполнено
- лучше всех выполнено
- задание не сдано
- задание требует серьёзной подготовки
- все задания выполнены
Для многих учителей и родителей безотметочное обучение- плод воображения или экспериментальных изысков учёных психологов, весьма далёких от повседневной жизни. В настоящее время каждый учитель выходит из этой не простой ситуации по- своему, решая проблему без должной методической поддержки, иногда заменяя одни отметки на другие, баллы на ордена, похвальные листы или печати и карточки с изображением зайчиков, солнышек и т.д.
Необходимо, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания, организовав его как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия, которое не является безоценочным.
Из опыта работы учителя МОУ Дуденевской СОШ Морковкиной Л. Г.
Экран успешности.
Учитель представляет учащимся экран успешности по предметам (например, по математике, обучению чтению, обучению письму). В нем дан список учеников и отмечены темы, которые необходимо усвоить детям. В начале изучения каждой темы учитель совместно с учащимися определяет, что дети должны знать и уметь в результате работы над темой. На уроке выделяется специальное время для взаимопроверки разных типов заданий. В конце урока, подводя итоги работы, учитель вовлекает детей в процесс анализа и оценки своих успехов. Если ребенок овладел предметными знаниями, умениями и навыками, то учитель и ученики в соответствующей графе экрана успешности ставят солнышко.
Экран успешности по математике.
Темы. Ф. И. учеников | Сравнение предметов. Пространст- венные и временные представления. | Нумера- ция в пределах 10. | Решение задач в 1 действие | Слож. и выч. в пре- делах 10. | Нумера- ция в пределах 20. | Ед. времени. Ед. длины. Ед. массы. Ед. вмести- мости. | Слож. и выч. в пре- делах 20. | Решение задач в 2 действия. |
Байлова Саша | ||||||||
Безвительнова Таня | ||||||||
Краснова Даша | ||||||||
Кузнецов Антон | ||||||||
Манерова Наташа | ||||||||
Романишко Саша | ||||||||
Севастьянова Ира | ||||||||
Титаренко Коля |
Экран успешности по обучению чтению.
Темы Ф. И. учеников | Речь. Предло- жение. Слово. Слог. Звуки. Буквы. | Гласные буквы и звуки: А, а /а/; О, о /о/; И, и /и/; Ы. /ы/; У, у /у/. | Согласные буквы и звуки: Н, н /н/, /н`/; С,с /с/, /с`/; К, к /к/, /к`/; Т,т /т/, /т`/; Л, л /л/, /л`/; Р,р /р/, /р`/; В,в /в/, /в`/. | Буквы и звуки: Е,е, /йэ/, /э/; П,п, /п/, /п`/; М,м, /м/, /м`/; З, з, /з/, /з`/; Б, б, /б/, /б`/; Д, д, /д/, /д`/. | Буквы и звуки: Я,я, /йа/, /а/; Г, г, /г/, /г`/; Ч, ч, /ч`/; ь; Ш, ш, /ш/; Ж, ж, /ж/. | Буквы и звуки: Е, е, /йо/, /о/; й, /й`/; Х, х, /х/, /х`/; Ю, ю, /йу/, /у/; Ц, ц, /ц/. | Буквы и звуки: Э, э, /э/; Щ, щ, /щ`/; Ф, ф, /ф/, /ф`/; ъ. |
Байлова Саша | |||||||
Безвительнова Таня | |||||||
Краснова Даша | |||||||
Кузнецов Антон | |||||||
Манерова Наташа | |||||||
Романишко Саша | |||||||
Севастьянова Ира | |||||||
Титаренко Коля |
Экран успешности по обучению письму.
Тема Ф. И. учеников | Написание элементов букв. | Написание букв: А, а; О, о; И, и; ы; У, у. | Написание букв: Н, н; С, с; К, к; Т, т; Л, л; Р, Р; В, в. Запись слов и предложе- ний. | Написание букв: Е, е; П, п; М, м; З, з; Б, б; Д, д, Запись слов и предложе- ний с буква- ми. | Написание букв: Я, я; Г, г; Ч, ч; ь; Ш, ш; Ж, ж. Запись слов и предложе- ний с буква- ми. | Написание букв: Е,е; й, Х, х; Ю, ю; Ц, ц. Запись слов и предложе- ний с буква- ми. | Написание букв: Э, э; Щ, щ; Ф, ф; ъ. Запись слов и предложе- ний с буква- ми. |
Баева Саша | |||||||
Безвительнова Таня | |||||||
Краснова Даша | |||||||
Кузнецов Антон | |||||||
Манерова Наташа | |||||||
Романишко Саша | |||||||
Севастьянова Ира | |||||||
Титаренко Коля |
Данная форма оценивания важна для родителей, детей и учителя. Родителей волнует не только то, продвигается ли ребенок в усвоении знаний, какими темпами это происходит, но и каковы его успехи, какие темы вызывают у детей затруднение и каковы их результаты. Все это родители могут проследить в экране успешности. Детям также прекрасна видна динамика своих результатов. Они видят, в каких темах им необходимо «подтянуться» и стараются улучшить учебные показатели. Особо следует отметить важность такой формы работы для учителя. Он может проследить, как учащиеся овладевают предметными знаниями, умениями, навыками, может вовремя выявить затруднения у детей и оказать индивидуальную помощь ребенку для полного усвоения той или иной темы.
«Дневники первых достижений»
«Лесенка успеха»
Учитель: Касюгина Мария Ивановна
МОУ Новинская СОШ
2008 г.
Первый год обучения особенно трудный для ребёнка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется в новых социальных условиях, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. В этот период важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Для первоклассника важно позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.
Соблюдение открытости в осуществлении контрольно-оценочной деятельности, ознакомление учащихся с критериями оценки, создание положительного микроклимата в классе в ходе оценивания способствуют формированию у детей состояния внутреннего комфорта, уверенности, самоуважения, способствует развитию интеллектуальных способностей детей, желания и умения учиться, навыков делового сотрудничества.
Организация ежедневной рефлексивной деятельности осуществляется с помощью приёма «Лесенка», который способствует формированию самооценки учащихся. Детям предлагается «нарисовать себя» на той ступеньке, на которой, на их взгляд, они находятся. Можно использовать по договорённости любой условный знак: забавную мордашку, кружок и т.п. Такая работа – первый опыт самооценки ребёнка, который совершенствуется на каждом уроке. Научив детей на простейших заданиях пользоваться «лесенкой», то есть давать оценку по одному критерию, в дальнейшем можно усложнить оценочную деятельность школьников: учить их дифференцированной оценке по нескольким показателям. В этом случае количество знаков соответствует количеству критериев, по которым оценивается работа.
Для развития самостоятельности и активности детей необходимо положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка. Задача учителя - поощрять любое проявление инициативы детей с низким уровнем активности. Для реализации этой задачи используем «Экран самых активных учеников». В конце каждого урока выбираем самых активных учеников, и на экране появляются солнышки. Дети стараются заработать солнышко, так как в конце дня получат столько наклеек, сколько заработали солнышек. Яркие и забавные наклейки учитель размещает в «Дневниках первых достижений». Это самые обычные дневники, только там нет отметок, вместо отметок яркие наклейки. Каждый ученик становится успешным, дети рассматривают, пересчитывают свои наклейки.
Благодаря «Дневникам первых достижений» узнают об успехах своих детей родители, а о методике оценивания, о назначении и содержании «Дневников достижений» учитель рассказывает на родительском собрании. Важно разъяснить родителям преимущества безотметочного обучения в формировании качественных знаний и сохранении физического и нравственного здоровья учащихся. Ведение «Дневников первых достижений» очень нравится и детям, и их родителям. Во втором классе, наряду с обычными дневниками общеобразовательных школ, мы планируем вести «Дневники достижений» с разделами «Мои умения и знания», «Как растёт читатель», «Как я считаю». Безотметочное обучение обеспечивает сближение интересов школы и личной жизни отдельного ребёнка и его семьи.
Приём «Лесенка»
Я всё знаю, всё умею
Я ничего не знаю, не умею
Ребёнок объясняет,почему выбрал данную ступеньку.
Самые активные ученики
недели
Экран самых активных учеников
Фамилия, имя | пн | вт | ср | чт | пт | |
Абловацкий Артём | ||||||
Бабушкин Егор | ||||||
Бочкарёва Марина | ||||||
Ганин Саша | ||||||
Дворцова Настя | ||||||
Клячина Даша | ||||||
Коломенкова Настя | ||||||
Лукьянова Катя | ||||||
Меченова Лиза | ||||||
Полякова Надя | ||||||
Пуршев Артём | ||||||
Харитонов Никита | ||||||
Шубин Артём | ||||||
Юрасов Женя |
Демонстрационная таблица
Знание предмета Грамотность Аккуратность Выразительность Старание Интерес |
|
Бобрышева О.А. – учитель начальных классов
МОУ Солонской ООШ
В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-м классе.
Именно с первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой.
Например, первоклассники в конце декабря пишут свой первый диктант. Разумеется, в нём будут ошибки и несовершенства. Если провести этот же диктант в мае и показать детям, как они выполнили эту работу полгода назад, гордость за свои достижения неизбежна. Для первоклассников такие праздники роста нужно устраивать почаще. При этом необходимо особенно отметить заслуги именно тех детей, которые в своей первой самостоятельной работе не могли похвастаться успехами.
Это особенно валено для детей, которые отстают от своих одноклассников и практически
всегда оказываются «в хвосте». Такое отставание может быть связано с:
исходной неподготовленностью ребёнка к школе;
-с семейными проблемами;
-с характерологическими особенностями ребёнка;
-с множеством не зависящих от него обстоятельств, которые мы не умеем преодолеть; -
средствами школьного обучения, но за которые ребёнок расплачивается низкой школьной
успешностью.
Однако невозможно сохранить в чистоте принцип сравнения только с самим собой: в классе есть группа ребят, которые самостоятельные работы выполняют без ошибок, и по сравнению с ними ошибающийся ребёнок всегда оказывается в невыгодном положении, даже если его прогресс несомненен.
Здесь особенно важна роль учителя, насколько он может одобрить, заметить и отметить самые незначительные подвижки в обучении ребёнка.
В своей практике с первого класса применяю такой вид самооценки, как экран соревнований «Мои успехи». Если ребёнок работал активно на уроке математики, то в его клеточку в этот день ставим «м.», если на чтении , то « ч.» и т.д.В итоге, и родителям , и детям видны результаты в учёбе. Дети стараются получить больше букв в кавычках каждый день, работают активнее на уроках. ( см таблицу)
Ребёнок оценивает свою работу на каждом уроке- активен ли он был, давал ли правильные и полные ответы.
Детям очень нравится оценивать себя и на уроках русского языка и на уроках математики, после тестовых задании или математических или словарных диктантов.
Работая в рамках безотметочного обучения, учитель не должен употреблять «заменителей» отметочной системы: «звёздочек», «зайчиков», «черепашек» и т.п. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с . другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по успеваемости.
Так, в октябре месяце на родительском собрании прошу родителей нарисовать на альбомном листе для детей ёлочку, которую они будут «наряжать» к Новому году. На уроках за правильные ответы ученики получают «жетоны» - маленькие картинки, наклейки, принесёнными самими учениками в общую копилку. А дома вместе с родителями они «наряжают» свою ёлочку.
И.Ф.\Дата | 4.09. | 5.09. | 6.09. | 7.09. | 8.09. |
1.Ветров Н | М., р. | ||||
2.Зекин К | М. | ||||
3.Ремизов А | Р,Ч. | ||||
4.Спускова Л | М,Ч. | ||||
5.Шевченко Н | Ч. | ||||
6.Ширинова Л | М. |
МОИ УСПЕХИ
М.-математика
Р.-русский язык
Ч.-чтение
Таким же образом, с января дети наклеивают свои жетоны на вырезанную из цветного картона восьмёрку (чтобы подарить маме в день 8 Марта) а затем на кораблик, чтобы отправиться на нём в океан «Знаний». Все без исключения дети стараются быть активными на уроках, чтобы получить заветный жетон.
У учителя могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений» в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров.
Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения.
В своей работе во время проведения проверочных работ предоставляю ученикам право выбора заданий по степени сложности. Таким образом, стараюсь вселить в учеников уверенность в знаниях, помогаю им чувствовать себя успешными.
Ребёнок имеет право на сомнение. При проведении самостоятельных работ, ученики могут поднять сигналы: красный кружок, если не могут справиться с заданием, жёлтый -если сомневаются. Они знают, учитель всегда придёт на помощь, объяснит. Иногда ребенку нужна только поддержка, одобрение со стороны учителя или наводящий вопрос.
Во время тестовых заданий использую такой знак сомнения, как вопросительный знак.
Хотелось бы обратить внимание на то, что за недисциплинированностью, излишней подвижностью, дерзостью ребенка очень часто скрывается эмоциональная неудовлетворённость в семье, хронический недостаток признания и одобрения. Конечно, очень важно с детства формировать положительную адекватную самооценку у ребёнка. Как, каким путём, в какой последовательности можно добиться самопонимания и повысить самоуважение ребенка?
Вот некоторые советы:
сообщать ребенку, что он добился хороших результатов, даже если в действительности
эти результаты были средними;
говорить ученику о хороших результатах в форме внушения, то есть соответствующим
эмоциональным воздействием (жму руку, поглаживаю по плечу и т.д.);
дать ребенку возможность закрепить впечатления о хороших результатах, предлагая
облегченный вариант задания;
создать в окружении ученика благожелательное к нему отношение (прежде всего со
стороны одноклассников);
чтобы помочь ребенку достичь хороших результатов, мы «болеем за него», «держим его
сторону» даже тогда, когда он учится слабо, если показатели у него нестабильны.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Безусловно, в первых классах необходима безотметочная система оценивания. Только при соблюдении всех необходимых условий переход на отметочную систему оценивания в последующих классах будет носить менее травмирующий характер.
Литература.
1 .Научно-практический журнал «Завуч», №7,2006 г. «Инновационное оценивание в начальной школе».
2.Начальная школа, №8, 2003г.
«Письмо о системе оценивания младших школьников».
3.Начальная школа, №10, 2006г. «Система безотметочного обучения».
4.Нучно-практический журнал «Завуч», №3, 2005г. «Лист общеучебных достижений ученика».
5.Из опыта работы учителя начальных классов Бобрышевой О.А.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дуденевская школа»
Формирование исследовательских умений учащихся начальной школы
Учитель начальных классов:
Морковкина Любовь Геннадьевна,
педагогический стаж 30 лет,
высшая квалификационная категория
Дуденево
2015
Содержание
Введение…………………………………………………………… 3
Из опыта работы учителя начальных классов…….……………. 4
Заключение………………………………………………………….6
Список литературы…………………………………………………7
Введение
Вопрос о том, чему и как учить ребенка, совсем не новый. Но в наше время он звучит, пожалуй, особенно остро. Информационные нагрузки, с которыми приходится иметь дело ребенку, не дают полной уверенности в том, что старые задачи и методы обучения школьников смогут обеспечить подготовку к жизни подрастающего поколения. ФГОС НОО выдвигают новую задачу системы образования, связанную с формированием универсальных учебных действий, «обеспечивающую школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию». Современному учителю нужны новые приемы и методики обучения младших школьников, чтобы решать задачи, поставленные перед школой ФГОС.
Исследовательские методы обучения создают условия для личного развития каждого ребенка, готовят учащихся к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную активность и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в направляющей, корректирующей роли учителя и привлечение родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Из опыта работы учителя начальных классов
Формирование исследовательских умений провожу в два этапа. Первый этап - сознательное усвоение материала, более четкое выделение признаков основных понятий, расширение объема знаний. Организация исследования предполагает: выбор темы, постановка цели и задач, выдвижение гипотезы, выбор методов, организация исследования, результаты, выводы. Начиная исследовательскую работу с детьми, столкнулась с первой проблемой: младшие школьники не могут самостоятельно выбрать тему исследования. Тема, которую выбираю я, не всегда интересна учащимся. Поэтому решила пойти по другому пути. Изучила книги А.И. Савенкова «Психологические основы исследовательского подхода к обучению», «Методика исследовательского подхода к обучению», в которых нашла много приемов, помогающих детям выбрать тему исследования. «Ромашка Блума», «Коробочка вопросов», «Интересная тема исследования»- приемы, которые научили детей задавать вопросы и помогли им найти интересную тему.
Следующий шаг – это подготовка дидактического материала для учащихся «Как построить исследование». В помощь ученикам завели рабочую тетрадь, в которой содержится необходимый для детей материал. Доступным языком в ней мы записали, что такое цель, задачи, гипотеза, методы исследовательской деятельности, составили этапы дальнейшей работы. Учащиеся узнали, как собрать необходимый материал с помощью разных источников информации: поиск литературы по теме исследования, разговор со взрослыми и запись интересных сведений, использование Интернета и телевидения. Дети познакомились с правилами проведения анкетирования и интервью, с такими методами исследования, как наблюдение, эксперимент, опыт.
Второй этап является продолжением первого. Только на этом этапе учащиеся самостоятельно проводят исследования, формируют и закрепляют данные умения. Как показывает опыт, наибольшие затруднения вызывает у учащихся умение правильно формулировать цель, задачи исследования, выдвигать и обосновывать гипотезу, которую можно положить в основу. С учащимися 2 и 3 классов мы вместе формулируем цель, задачи и гипотезу исследования. Цель и задачи – не одно и то же: цель – существенно шире задач. Задач может быть много, они все конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы. В 4 классе дети уже сами стараются формулировать цель, задачи, определяют предполагаемый результат (гипотезу).
Важный шаг в исследовании – анализ литературы по проблеме. Здесь большую помощь оказывают родители. Во время исследования они организуют классную библиотеку с различными энциклопедиями, медиатеку с DVD-дисками, компьютерными дисками, содержащими нужный материал. Необходимая техника и Интернет в классе имеются. Во время исследования учащиеся 2 и 3 классов чаще используют методы наблюдения, анкетирования, опыт (например, проращивание гороха). В 4 классе методы усложняются: интервью, эксперимент. В своей работе «Мы - дрессировщики» четвероклассники провели эксперимент. Пытаясь ответить на вопрос гипотезы: поддаются ли домашние кошки дрессировке, дети научили их командам (прыжок с тумбы на тумбу, ходьба по тоненькой дощечке, стойка на задних лапах).
Во 2-3 классах организую исследовательскую работу в группах, только в 4 классе появляются индивидуальные работы. Работа в группах помогает быстрее и лучше провести этапы исследования, повышается ответственность каждого ребенка за совместное дело. Обрабатывать результаты исследования учащимся помогает учитель, после чего проводится обсуждение полученных результатов и каждая группа рассказывает о выполненной работе.
Закономерный итог выполнения исследовательской работы - научный доклад, сопровождаемый презентацией. В нем отражены основные моменты работы ребёнка. На защиту исследовательских работ приглашаем в школу родителей. Это укрепляет связь семьи и школы, добавляет ребенку уверенности в своих силах. Для защиты исследований использую памятку.
Памятка:
1. Я подготовил исследование на тему....
2. В ходе работы я решил следующие цель и задачи….
3. В ходе исследования я решил проблему...
4. Отобрал материал.....
5. Использовал такую литературу....
6. Я хочу рассказать о.....
7. На рисунке (фото) изображено.....
8. Я использовал эти фотографии или рисунки потому что....
9. Мне понравилось работать над исследованием, т.к. я узнал....
10. Актуальность моей работы заключается в том, что....
Мой опыт в исследовательской деятельности небольшой, но уже есть неплохие результаты. В 2011 году в областном конкурсе исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я познаю мир» в номинации эколого-биологическая деятельность Манерова Наталья со своей работой «Береги здоровье смолоду» на районном уровне стала победительницей, на областном - призером. В 2014-2015 учебном году в конкурсе «Малая академия» в номинации «Мой родной язык» ученица 4 класса Абрамова Арина со своей работой «Чистый ручеек речи» стала призером (2 место).
Заключение
Написание исследовательских работ требует времени и подготовки, от которых зависит успех всей работы школьника. Для себя я сделала следующие выводы.
Особенностью исследовательской деятельности в начальной школе является то, что ею занимаются как сильные, так и слабые учащиеся, так как исследования носят несложный и интересный характер.
Во время исследования у детей развивается логическое мышление, творческие способности, наблюдательность и внимание, расширяется словарный запас и кругозор учащихся. Они учатся работать с научными и художественными текстами. В ходе выполнения работы дети анализируют, обобщают и систематизируют полученную информацию.
Вовлечение каждого ребёнка в востребованную для него деятельность помогает создать в классе благоприятную атмосферу, повышает комфортность пребывания в классном коллективе, учит работать одной командой единомышленников. Исследовательская деятельность помогает сближать ребят по интересам, делая их более дружными и сплочёнными, целеустремлёнными и решительными.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”.
Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности владеют учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться: повышается качество знания и техника чтения.
Список литературы
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – М.: «Федоров», 2015.
- Тивикова С.К. Организация внеурочной деятельности. – М. «Русское слово», 2013
- Феоктистова В.Ф. Исследовательская деятельность младших школьников». – Волгоград: Учитель, 2012
- Шумакова Н.Б. Урок-исследование в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2014