Копилка проектных и исследовательских работ
Проекты и исследовательские работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Береги глаз как алмаз | 1.77 МБ |
Чистый ручеек нашей речи | 353.5 КБ |
Магический квадрат - волшебный помощник в счете | 1.76 МБ |
В сад по ягоды пойду | 77.5 КБ |
Время остановить нельзя, а измерить? | 2.8 МБ |
Проект "Суперстоловая для птиц" | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дуденевская средняя общеобразовательная школа
Муниципальный конкурс исследовательских работ
младших школьников «Малая академия»
Номинация: Мой родной язык
Исследовательская работа
Чистый ручеек нашей речи
Автор:
Абрамова Арина, 4 класс
Руководитель:
Морковкина Любовь
Геннадьевна
учитель начальных
классов
с. Дуденево
2015 год
Содержание
Ведение…………………………………………………………………3
Цель исследования……………………………………………………..4
Задачи исследования…………………………………………………..4
Гипотеза исследования………………………………………………...4
Методы исследования…………………………………………………4
Ход работы…………………………………………………………5-12
Заключение……………………………………………………………13
Литература…………………………………………………………….14
Приложение 1.………………………………………………………...15
Приложение 2…………………………………………………………16
Приложение 3…………………………………………………………17
Приложение 4…………………………………………………………18
Приложение 5…………………………………………………………19
Приложение 6…………………………………………………………20
Введение
Жил-был этот, как его,
Ну и, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак –
Это в общем значит так.
И его любимый зять.
Звали зятя так сказать.
А жену звали… ну…
А соседа звали… это…
А его родители –
Видишь ли и видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну, и значит, и вообще.
Э. Мошковская
Я очень люблю сидеть около речки, слушать ее журчание, разноголосицу птиц, любоваться красотой окружающей природы и поговорить с друзьями. Какое слово похоже на слово «речка»? Речь. Для речи так же, как и для речки, важно плавное течение, с наполненным смыслом и образными выражениями. Течению речушки часто мешают камни, мели, а речи-спотыкания в словах и мыслях.
Часто ли мы прислушиваемся к тому, как говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но сегодня все чаще в нашей речи «проскальзывают» разные лишние слова. Наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Неслучайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из важных.
При подготовке к публичным выступлениям, во время пересказа текста на уроке учитель постоянно обращает внимание на эти лишние слова. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Я решила провести исследование словарного состава речи своих одноклассников. Мне стало любопытно, а какую роль играют слова – паразиты в нашей речи? Откуда они появляются? Как самостоятельно с ними бороться?
Цель исследования: изучение особенностей речи учащихся 2-4 классов.
Задачи исследования:
- Изучить научную литературу по данной теме.
- Проанализировать лексику мальчиков и девочек с точки зрения сферы ее употребления.
- Выработать рекомендации, памятки по работе с речевыми «паразитами».
- Воспитывать культуру речи.
Гипотеза исследования:
если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять «слова-паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к речи собеседника.
Методы:
анализ научной литературы;
анкетирование учащихся
сравнение и обобщение результатов;
Ход работы
Анкетирование
Общаясь со своими сверстниками, я часто слышу, как многие ребята употребляют в своей речи, так называемые «слова-паразиты», иногда нецензурную брань. Но при этом, даже не замечают эти слова в своей речи. Ребятам моего класса я предложила ответить на вопросы анкеты. Результаты анкетирования представлены в таблице.
№ п/п | Вопросы | Ответы (участвовало 18 (человек) | |||||
1 | Пол (м/ж) | ж | м | ||||
5 чел. | 13 чел. | ||||||
2 | Употребляете ли вы в своей речи слова, например: в общем, вот, ну, это самое, так сказать, э…э...э, м…м…м. Нецензурную брань? | да | нет | ||||
11 чел. | 7 чел. | ||||||
3 | Мешают ли вам «речевые паразиты» выражать свои мысли? | да | нет | ||||
5 чел. | 13 чел. | ||||||
4 | Часто ли вы выступаете публично (с докладами, на уроках, на праздниках…)? | редко | регулярно | часто | |||
7 чел. | 5 чел. | 6 чел. | |||||
5 | Много ли вы читаете? | Не люблю читать | Читаю по заданию учителя | Регулярно | Много читаю | ||
0 чел. | 6 чел. | 8 чел. | 4 чел. | ||||
6 | Боретесь ли вы с привычкой употреблять в речи «слова-паразиты»? | да | нет | ||||
8 чел. | 8 чел. | ||||||
7 | Какие «слова паразиты» часто употребляют в речи твои сверстники? | М…м…м, э…э…э, вообще, щас, че, блин, короче, ну, реально, базарить,, тачка, круто, рожа, нецензурная брань. |
Я проанализировала анкеты одноклассников и пришла к выводу, что ребята употребляют в своей речи слова, засоряющие нашу речь. С этой вредной привычкой они не знают, как бороться. Для этого нужно расширить знания по этой теме, изучив соответствующую литературу.
Лексика
общеупотребительная и ограниченная
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. Лексикология изучает лексическое значение слов, употребление их в прямом и переносном значении; дает оценку многозначным и однозначным словам; характеризует омонимы, синонимы, антонимы; описывает общеупотребительные слова и диалектные, профессиональные, жаргонные; архаизмы и неологизмы; объясняет приток заимствованных слов в русский язык.
Лексикон – словарный запас отдельного человека. Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4—5 тысяч слов, хотя для выразительной речи этого мало. Даже «Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина включает около 7 тысяч слов.
А. С. Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 000 слов.
Самым большим словарём русского литературного языка является 17-томный, в котором объяснено более 120 000 слов. Это «Словарь современного русского литературного языка», созданный коллективом учёных
Института русского языка Академии наук СССР.
Лексика русского языка разделяется на две большие группы: общеупотребительную и ограниченную сферой употребления. Основу словаря любого языка составляет общеупотребительная лексика. Например: дом, дорога, здоровый, приехать, один, много. Общеупотребительные слова обозначают жизненно важные явления. К ним относятся общеупотребительные имена существительные (книга, земля, стол и пр.), общеупотребительные имена прилагательные (большой, сильный, деревянный и пр.), общеупотребительные глаголы (бежать, читать, интересоваться и пр.), а также слова других частей речи.
В употреблении ограничены: диалектные слова, специальные слова — термины и профессионализмы, жаргонные слова.
Слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определённой местности, составляют диалектную лексику. Диалектные слова используются в основном в устной речи, так как и сам диалект – это устная разговорная речь жителей сельской местности. Например: пинжак-пиджак, векша-белка, зараз-сейчас.
Слова, употребление которых свойственно людям определенных профессий, составляют лексику профессиональную и специальную. Различие между специальными терминами и профессиональными словами можно показать на примере. В металлургии термином настыл обозначают остатки застывшего металла в ковше, рабочие же называют эти остатки козлом, в данном случае настыл – официальный термин, козел – профессиональный
Слова, употребление которых свойственно людям, образующим отдельные социальные группы, составляют лексику просторечную или жаргонную. К ним относятся, например, слова: дрыхнуть - спать, драпануть - убежать, липа – фальшивка, морда-лицо. Постоянно обновляется лексика молодежно-школьного и студенческого жаргона. Например: общага - общежитие, шпоры - шпаргалки, хвост - академическая задолженность, оценочные слова: потрясно, обалденный, железный, клевый, ржать, балдеть. Все они распространены только в устной речи. В словаре С.И. Ожегова для таких слов есть пометка: прост. Частое употребление просторечий делает речь человека убогой, грубой.
Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань)— лексика, включающая грубейшие бранные выражения. Конечно же, никаких людей и организаций, которые бы контролировали речь людей, отслеживали и наказывали бы виновных в ошибках, не существует. Но есть нравственный цензор – это совесть. Когда человек матерится, он теряет всякий стыд и чувство человечности перед окружающими, идет против своей совести. Поэтому среди культурных и грамотных людей такая речь немыслима.
Большой враг чистоты речи - это слова – паразиты. Ими нередко люди пытаются как-то заполнить свою скудную речь и совершенно перестают замечать их. Всем знакомы выражения: значит, так сказать, ну, вообще, в общем, это, это самое, короче (говоря), вот, как бы, то есть, просто, как его, типа, конечно, в принципе, так сказать, однозначно.. У каждого есть свой «индивидуальный запас» подобных слов.
Словарный запас одноклассников
Изучив литературу, я решила исследовать словарный запас речи своих одноклассников. В моем классе 5 девочек, 13 мальчиков. Материал собирала вместе с учителем в течение двух месяцев. В основном это ручные записи устной речи учащихся в неформальной обстановке на переменах. Материал исследования составил около четырехсот слов (Приложение 1).
Среди них общеупотребительными были 379 слов: у девочек - 315, у мальчиков – 209 слова. Мои наблюдения показали, что более общительны - девочки, поэтому в наших подсчетах количество слов у них превышает количество слов мальчиков.
Диалектизмы и специальные слова-термины в активном лексиконе одноклассников не встречаются.
Вторая по количеству слов группа – это жаргонизмы, или так называемый школьный сленг. Всего 64 слов. У девочек – 28 слов, у мальчиков – 33 (Приложение 2)
Сравнивая лексикон девочек и мальчиков, можно увидеть, что в их активный запас слов входит много жаргонной, просторечной лексики.
К сожалению, употребляют одноклассники и ненормативную лексику. У девочек мы встретили 9 таких слов, у мальчиков – 18.
При помощи анкетирования проанализированы наиболее употребляемые школьниками «слова-паразиты» (Приложение 3)
Мы выделили их в особую группу, но не учитывали при общем подсчете.
Об этих результатах я рассказала ребятам и нашим родителям, когда пригласили их в школу. Затем, чтобы расширить знания одноклассников о речи, мы с учителем провели в классе игру «В кругу друзей». Ребята разделились на группы. Каждая группа получила свой текст и задания к нему.
Игра «В кругу друзей»
(На столах лежат тексты, памятки по выполнению работы)
Памятка.
- Распределение роли (чтец, руководитель дискуссии).
- Прочитайте текст.
- Выполните задания.
- Отчитайтесь за свою работу.
- Что еще бы вы хотели сказать по поводу прочитанного?
(Любая точка зрения будет интересна окружающим).
Текст №1 Враги чистоты речи
Первый враг чистоты речи - «слова – паразиты». Это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения. Всем знакомы выражения: значит, так сказать, ну, вообще, в общем, это, это самое, короче (говоря) и другие. Но, не к месту употребленные, они превращаются в слова-паразиты и не несут никакого смысла. Причины употребления таких слов: недостаточный словарный запас; намеренное заполнение паузы между словами; быстрая, неподготовленная речь, мода на некоторые слова. Второй опасный враг нашей речи - это грубые просторечные и жаргонные слова. Просторечие с жаргонами противопоставляются литературному языку: рвануть-пойти, тачка-машина, лимон-миллион. Мало кто из любителей подобных выражений знает, что он говорит как уголовник. Особенно удручающим явлением выглядит третий, самый безобразный, враг языка – это нецензурная брань или матершинные слова. Когда человек матерится, он теряет всякий стыд. Сквернословие на Руси примерно до середины ХIX века являлось уголовно наказуемым, человека подвергали публичной порке. А народная мудрость утверждает, что в семье сквернослова нет мира.
Вопросы: 1) Назовите врагов нашей речи.
2) Какие из перечисленных врагов речи существуют в нашем коллективе?
Тест №2 Речевые ошибки, встречающиеся в речи современного человека
В наше время каждый человек с детства получает информацию из телевизора. И что же он там видит? Сейчас существует много телевизионных каналов, но, к сожалению, единицы из них в своей трансляции соответствуют нормам речевого поведения (Культура, Россия). Возьмем, к примеру, каналы, которые смотрит молодежь: МТV, ТНТ, СТС. Именно в передачах этих каналов наблюдается грубое нарушение речевого этикета. Например: в телесериалах «Универ», «Счастливы вместе», «Клуб», «Наша Раша», а так же в передачах: «Дом 2», «NEXT», «Камеди клаб». Очень часто при трансляции в речи героев мы слышим писк, который заменяет матерные слова, что выходит за всякие грани нормам русского языка, а ведь именно из этих телепередач и фильмов современная молодежь пополняет словарный запас. Грубые речевые нарушения мы видим и в рекламе: «Один раз Персил,- всегда Персил», «Сникерсни - не тормози» (неологизм), в рингтонах «Ё моё, мама звонит», «Если вы грустите-не грустите» - Гарик Харламов, « короче о главном» - Михаил Галустян.
В речи телеведущих мы также встречаем отступление от речевого этикета, в основном это слова паразиты.
Так как современный человек берет примеры из газет, радио, телевидения, то в речи школьников много речевых ошибок.
Вопросы: 1) Используете ли вы в своей речи слова, которые слышите по телевидению? Назовите их.
2) Считаете ли вы эти слова – паразитами?
Текст №3 Анализ некоторых «слов-паразитов»
Словесный сор преобладает в речи человека. Можно многое узнать об этих словах.
Так, словом «просто» пользуются люди, привыкшие все в жизни усложнять. Еще им злоупотребляют люди, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась».
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто даже и не старается вспомнить нужное слово.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох.
Вопросы: 1) Какие из названных слов вы употребляете в своей речи?
2) Что нового узнали из этого сообщения?
Текст №4 Методы избавления от «слов-паразитов»
1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы ненужными словами, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.
2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и «слова-паразиты».
Как только вы захотите сказать «эээ», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши «слова-паразиты».
3. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли «слова-паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
4. Обретайте спокойствие. «Слова-паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в важных моментах такие слова.
5. Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. Это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи. Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.
6. Наказывай себя штрафом. Сказали «типа» – и день без сладкого. Произнесла «кстати» не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.
7. Читай больше – это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы» и «типа».
Вопросы: 1) Перескажите методы избавления от «слов-паразитов».
2) Подумайте и предложите свои способы борьбы с лишними словами. Составьте памятку «Способы борьбы со словами-сорняками» (Приложение 4).
В результате игры «В кругу друзей» одноклассники получили достаточно знаний, которые им помогут следить за своей речью. А чтобы ребята были более требовательны к себе, мы решили, что каждый ученик 4 класса заведет «Дневник наблюдений». Он представляет собой таблицу, в которой ребята ежедневно должны раскрашивать разными цветами клетки (красным цветом – говорил «лишние» слова, зеленым – нет). Таким образом, ученик привыкает следить за своей речью (Приложение 5).
Заключение
Я опять мысленно возвращаюсь к воображаемой речушке. Как приятно и чисто журчит вода в ней! Никакие препятствия не мешают ее плавному и тихому течению. А чтобы весь мусор нашей речи исчез, мы его тщательно собрали.
Гипотеза, которую я выдвигала, подтвердилась. Думаю, что мое исследование, проведенное в классе, заставило задуматься каждого одноклассника. Теперь я часто слышу замечания ребят в адрес друг друга, если кто-то скажет «лишние» слова. Раз в неделю мы проверяем «Дневники наблюдений» за нашей речью. Красных клеток в них становится все меньше и меньше. То, что ребята прочувствовали тему исследования, говорят стихи их собственного сочинения (Приложение 6). Будем и дальше стремиться к тому, чтобы слышать чистый ручеек нашей речи…
Литература
- Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет, М. 1983
- Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург,
№ 43 (584) от 27.10.2004
- Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник. М.: Просвещение, 2014.
4. http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты http://www.planetashkol.ru/articles/22711/
Приложение 1
Приложение 2
Словарик школьного сленга
№ | Девочки | мальчики |
1 | Бакланить - разговаривать | Бабло – деньги |
2 | Дебил – глупый | Грузить – надоедать излишней информацией |
3 | Задолбал – надоел | Дебил – глупый |
4 | Заткнись - замолчи | Драпануть - убежать |
5 | Жмот - жадина | Дрыхнуть – спать |
6 | Класс – очень хорошо | Железно - хорошо |
7 | Круто - здорово | Задолбал – надоел |
8 | Клевый – хороший | Заткнись - замолчи |
9 | Магаз - магазин | Жмот - жадина |
10 | Мобила – сотовый телефон | Жуть – страшно |
11 | Морда - лицо | Капец – конец |
12 | Облом – неудача | Кайф - приятно |
13 | Отвали - отстань | Клевый – хороший |
14 | Отстой – плохо | Круто - здорово |
15 | Офигительно – очень хорошо | Лимон - миллион |
16 | Прикольно – смешно | Магаз - магазин |
17 | Пялиться – смотреть | Мобила – сотовый телефон |
18 | Ржать - смеяться | Морда - лицо |
19 | Рвануть - пойти | Опупеть – удивиться |
20 | Стукач - ябеда | Отвали - отстань |
21 | Супер – очень хорошо | Офигительно – очень хорошо |
22 | Табло – голова | Пахать - трудиться |
23 | Телик - телевизор | Пялиться – смотреть |
24 | Тубзик - туалет | Ржать - смеяться |
25 | Матра - математика | Тачка – машина |
26 | Училка - учительница | Рвануть - пойти |
27 | Фигня - ерунда | Телик – телевизор |
28 | Чувак – обращение к однокласснику | Тубзик - туалет |
29 | Училка - учительница | |
30 | Фигня - ерунда | |
31 | Чувак – обращение к однокласснику | |
32 | Чурка – нерусский | |
33 | Шарахнуть- ударить |
Приложение 3
Самые распространенные «слова-паразиты» среди учащихся
МБОУ Дуденевской СОШ
«Слова-паразиты» | Количество человек, употребляющих эти слова | % |
Ну | 9 человек | 50% |
Короче | 8 человек | 44% |
Как бы | 3 человека | 17% |
Это | 6 человек | 33% |
Чё | 10 человек | 55% |
Ваще | 6 человек | 33% |
Типа | 4 человека | 22% |
Это самое | 10 человек | 55% |
Блин | 12 человек | 66% |
Ё-моё | 6 человек | 33% |
Приложение 4
Памятка «Способы борьбы со словами-«сорняками»
- Читай больше – это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы» и «типа».
- Начни возвращать словам их смысл. Не произноси их бездумно, а каждый раз вспоминай, что каждое из них означает. И если ты, произнеся «короче», действительно коротко и ясно сформулируешь свою мысль, это слово будет к месту и перестанет быть бессмысленным. Точно то же произойдет и с «как бы», если оно предшествует сравнению.
- Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. С одной стороны, это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно. С другой – все-таки неприлично все время пикать, бибикать или присвистывать при разговоре. Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.
- Наказывай себя штрафом. Сказала «типа» – и день без сладкого. Произнесла «кстати» не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.
- Создай аудиоархив. Записывай себя на диктофон (скажем, ставь перед собой задачу рассказывать о прошедшем дне и событиях как минимум 5-7 минут), а потом внимательно прослушивай монолог.
- Старайтесь больше выступать с докладами.
Приложение 5
Дневник наблюдений
№ п/п | Дата Что контролирую |
| |||||||||
1 | В течение дня говорил (а) «лишние» слова | ||||||||||
2 | В течение дня речь звучала, как чистый ручеек. |
Приложение 6
Короче.
Однажды Андрюша пришел на урок
И слово плохое с собой «приволок».
Его услыхал он вчера на прогулке.
Там три хулигана дрались в переулке.
То слово – «короче»
Прилипло, нет мочи!
А в школе Андрюша пошел отвечать,
И слышно «короче» опять и опять!
Слов тридцать «короче» сказал он всего,
А больше и вспомнить не смог ничего.
Учитель расстроен, ребята смеялись,
В дневнике у Андрюши две двойки остались.
Одна – за урок, что не смог рассказать.
Вторая – за слово, что любил повторять.
Сидит наш Андрюша, не пошел на прогулку.
Он понял, что слово плохое узнал в переулке.
И твердо решил он отлично учиться,
Чтоб слова – паразиты не могли прицепиться.
Дарья Челышева и ее мама.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дуденевская школа»
Муниципальная межпредметная научно-практическая конференция
«Малая академия»
Номинация «Мой край - Березополье»
В сад по ягоды пойду
Автор работы:
Никитина Анна Дмитриевна
учащаяся 2 класса.
Научный руководитель:
Морковкина Любовь Геннадьевна,
учитель начальных классов,
высшая категория
с. Дуденево
2019
В сад по ягоды пойду
Содержание
1. Введение………………………………………………………………….. 3
2. Основная часть
2.1. Рассказ агронома совхоза «Плодопитомнический»…………………..5
2.2. Люди, прославившие наше село Дуденево…………………..,……….9
2.3. Практическая часть ……………………………………………………10
3. Заключение……………………………………………………………….13
4. Список литературы………………………………………………………14
5. Приложения………………………………………………………………15
- Введение
Чтоб вырос сад, нужны не дни, а годы!
Тепло души и нежность ваших рук.
Чтоб овладеть искусством садовода,
Немало мудрых надо знать наук!
Татьяна Васильева
В нашем селе Дуденево есть место, которое все называют «совхозный сад». Расположен он перед селом, по левой стороне дороги, если ехать к нам из города Богородска. Ряды старых яблонь, корявые кусты смородины, заросшие травой кустики клубники – это все, что осталось от когда-то цветущего сада. Летом мы с бабушкой ходим туда собирать ягоды земляники. Бабушка рассказывала, что в 70-е годы прошлого века на этом месте был огромный сад совхоза «Плодопитомнический». От мамы и бабушки я узнала много интересного…
Какие еще растения росли в этом саду? Кто посадил в нем плодовые деревья, кустарники? Как ухаживали за культурами сада? Ответы на эти и другие вопросы я постараюсь найти в своей работе.
Объект исследования: история садоводства совхоза «Плодопитомнический»
Цель исследования: получить сведения из истории садоводства своего края.
Задачи исследования:
- Познакомиться с историей садоводства родного края
- Выяснить, какие культуры росли в садах совхоза «Плодопитомнический».
- Познакомиться с людьми, которые работали в садах совхоза.
- Вырастить растение сада своими руками.
Гипотеза: предполагаю, что у моего села интересная история садоводства и есть люди, которые прославили наше Дуденево.
Методы исследования: сбор информации, рассказы старожилов - садоводов, работа с документами музея, анкетирование учащихся; сравнение и обобщение результатов.
Практическая значимость: материал данного исследования очень значим для учащихся нашей школы, которые так мало знают об истории садоводства совхоза «Плодопитомнический» села Дуденево и может быть использован на уроках окружающего мира и во внеурочное время.
2.1 Рассказ агронома совхоза «Плодопитомнический»
В Дуденеве живет профессионал, знаток садоводческой отрасли Марина Михайловна Баженова (см. приложение 1). Много интересного она рассказала о цветущих садах совхоза «Плодопитомнический».
В 1970 году переехала Марина Михайловна с семьей в Дуденево из Кстовского района. Она возглавила в совхозе садоводческие бригады. А их было три: Дуденевская, Сокольская и бригада центрального отделения.
Всего в совхозе было 1275 га земли. Общая площадь многолетних садовых растений составляла 780 га. Поэтому совхоз и назывался «Плодопитомнический».
Что росло в садах совхоза?
В Дуденеве сады составляли 240 га земли. В основном это были семечковые сады, где росли яблони и груши, всего 200 га (см. приложение 2). Баженова М.М. рассказывает, что в совхозе выращивали до 35 га производственной клубники (см. приложение 3). Сорта клубники в совхоз были привезены из Московского института супер элитные – это оздоровленный от болезней и вредителей материал, сортность сохранялась на много лет. Элитные сорта выращивались из меристемы ткани – из клеточки в пробирке, которую потом пересаживали в емкости. В то время в совхозе лучшими считались сорта: Жемчужница, Колорадо, Талисман, Зенга-Зенгана, Зенга- Пиана, Фестивальная, Эстафета, Кулон, Зенит, Холидей и другие.
На остальной земле располагался питомник – участок для разведения черенкового материала и рассады для размножения, получения посадочного материала: маточной земляники - 12 га, маточной смородины – 3 га, маточной малины – 2 га, черенков яблонь и груш – 23 га (см. приложение 4).
В зимнее время бригада женщин (32 человека) занимались прививкой саженцев яблони, груши и вишни. 12 высококвалифицированных женщин прививали саженцы. Для этого использовались подвои и привои. Подвой – это растение (или его часть), к стеблю которого прививают привой (черенок или его часть с 3 почками растения нужного сорта). Подвой играет важную роль: он обеспечивает полноценное питание верхней части растения, то есть привоя. Подвои выращивали в совхозе сами рабочие из семечек, которые Баженова М.М. привозила из города Саранска. Это было тяжелым делом и в области многие совхозы приезжали к нам за подвоями.
Подвои и привои работницы обрезали под углом 45`, соединяли и заматывали мочалом или пленкой (см. приложение 5). Остальные работницы вели подготовительные работы для прививки: готовили опилки, просеивали их и запаривали кипятком, доставали из подвала подвои, промывали их и раскладывали на столы. Привитый материал складывали в ящики и подписывали, чтобы узнать процент приживаемости каждой прививальщицы. Эти ящики укладывали в другом помещении для прохождения стратификации. Это такой процесс приживания растений при определенной температуре во влажном состоянии в течение определенного времени. Затем Баженова М.М. проверяла процесс приживания прививок. Если подвои и привои срастались, то эти ящики опускали в подвал, чтобы не прорастали черенки.
Прививка начиналась в конце января по март месяц включительно. В начале апреля все ящики с привитыми растениями выносили на улицу. Их складывали друг на друга, укрывали метровым слоем снега, а сверху посыпали опилками, чтобы снег не растаял до момента высадки. В поле высаживали в мае (см. приложение 6).
Весной бурт раскрывали, грузили саженцы на трактор и высаживали на подготовленный участок. Для этого в совхозе была рассадопосадочная машина (Приложение 7). Растения каждой прививальщицы сажали отдельно, для этого вешали бирки. Вели апробацию прививок – оценку условий выращивания посадочного материала, процент приживаемости.
А сколько урожая давали сады?
С полей совхоза за сезон собирали до 150 т клубники (см. приложение 8).
1300-1500 т яблок, 30 т груш, 50 т черноплодной рябины, 30 т смородины, 5 т малины (см. приложение 9). Часть ягод и фруктов продавали, часть отправляли на завод, где делали сок, лимонад. Баженова М.М. рассказывает, что была задумка у руководства совхоза «Плодопитомнический»: построить мини – завод для изготовления бальзама из черноплодной рябины, сушки ягод (земляники, малины, черноплодной рябины) и яблок. Но мечта не осуществилась…
В деревне Сокол совхозные сады составляли 360 га земли. Из них косточковых растений (слива, вишня) – 14 га, черноплодной рябины – 8 га, смородины – 12 га, малины – 5 га. Остальная площадь земли – семечковые сады – яблони и груши. Баженова М.М. вспоминает, что в Соколе росли хорошие сорта яблонь. Летние сорта: Мельба, Розовый налив, Папировка, Солнцедар, Медуница и другие. Осенние сорта: Штрейфлинг, Осенняя радость, Макинтош, Анис апортовый, Коричное полосатое и другие. Зимние сорта: Антоновка, Пепин Шафранный, Уэлси, Анис серый, Слава победителю и другие (см. приложение 10). До сих пор в садах у жителей Дуденева растут сорта совхозной малины: Награда, Лазаревская, Парус, Новость Кузьмина и другие.
В бригаде центрального отделения, которая располагалась около города Богородска, находилось 220 га земли. На ней росли семечковые сады (яблоневые) – 200га, смородины – 7 га, черноплодной рябины – 5 га. Сорта смородины были в то время элитные: Сеянец голубки, Дубровская, Вологда, Селеченская, Плотнокислая, Катюша и другие.
В центральном отделении были построены две теплицы лимонарии – единственные в России в то время. Каждая теплица занимала площадь 10 соток. В них выращивали маточные лимоны, инжир, благородный лавр (см. приложение 11). Каждый клочок теплицы использовался по назначению. По краям сажали цветы: каллы и амариллисы (см. приложение 12). В лимонариях с маточных культур срезали черенки, которые укореняли и рассылали по России, в Прибалтику, в Белоруссию, на Украину. В совхозе велась трехгодичная очередь на эти культуры. По заявкам они рассылались по почте в посылочных ящиках.
С ранней весны до глубокой осени в садах женщины вели уход за растениями: рыхление, прополки, подкормки, формировка кроны деревьев, полив культур, сбор плодов (см. приложение 13). В совхозе были построены поливные устройства и составляли 41 га земли.
Во время уборки урожая на помощь работникам совхоза спешили ученики. В Соколе в старом здании жили ребята трудового лагеря из школы №6 города Богородска, школы №29 города Дзержинска. Большую помощь оказывали и ученики Дуденевского трудового лагеря. Ребята собирали ягоды, яблоки, осенью ошмыгивали листья у саженцев перед вспашкой.
- Люди, прославившие наше село Дуденево.
Садоводы – это особые люди. Это великие труженики. Земля Дуденевская славится работниками садоводства. Я назову только некоторых людей. Но очень многие достойны теплых слов и светлой памяти, потому что большинства из них нет в живых.
Марина Михайловна Баженова 38 лет проработала в совхозе, прославляла наш Богородский район и не жалела сил и времени, чтобы цвели сады. За свой труд она награждена дипломами, благодарностями и медалью «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» (см. приложение 14). Эта замечательная женщина постоянно развивала свои умения: работала в тесном контакте с учеными научно- исследовательского института садоводства Нечерноземной зоны России (город Бирюлево), ездила на совещания по обмену опытом в города Москва, Мичуринск и Курск. Часто в совхозе проводились областные семинары, где М.М. Баженова делилась опытом своей работы (см. приложение 15).
Баженова М.М. назвала лучших работниц садоводства: Абрамычева Евгения Павловна, Савельева Валентина Алексеевна, Петрунина Любовь Петровна, Исакова Александра Евгеньевна. Они добросовестно выполняли свою работу. Эти женщины отмечены высокими наградами за свой труд, в годы работы их фотографии висели на доске почета около здания администрации города Богородска (см. приложение 16).
- Практическая часть
Я увлеклась историей совхоза «Плодопитомнический», работой садоводческих бригад. Интересно, а что ребята нашей школы знают об этом. Я решила провести анкетный опрос (см. приложение 17). В нем приняли участие 30 учеников.
Как показали результаты ответов на первый вопрос, школьники знают, что в совхозе выращивали яблоки, груши, землянику. В последнюю очередь упоминаются о малине и смородине. Не знают, что в совхозе росли вишни, сливы, лимоны (см. приложение 17).
Ответы на второй вопрос говорят о том, что большинство школьников не знают, работали ли их родственники в совхозе «Плодопитомнический» (см. приложение 17).
Результаты ответов на третий вопрос показывают, что ребята не знают, сколько урожая за сезон собирали садоводы (см. приложение 17).
С помощью четвертого вопроса я выяснила, что наши школьники догадываются, что урожай продавали. А куда еще реализовывали, не знают (см. приложение 17).
Анализируя результаты анкеты, можно сделать вывод, что учащиеся начальной школы мало знают историю нашего края, о существовании совхоза «Плодопитомнический», о садах в селе Дуденево.
Как быть? Необходимо расширить знания ребят. С учителем мы пригласили на классный час агронома – садовода Баженову Марину Михайловну (см. приложение 18). Много интересного она рассказала о садах совхоза, о людях, трудившихся в них, об урожае, который так нелегко вырастить. Никто из ребят не остался равнодушным, многие задавали вопросы.
А получится ли у меня вырастить в саду растение? Так как я очень люблю землянику, то решила посадить именно ее. Для посадки выбрала открытое место для прямых солнечных лучей. Рассада земляники (усы) высаживается в землю весной или вначале осени. Хорошо укореняются усы только в рыхлой и достаточно влажной почве. Поэтому землянику часто разрыхлила и поливала (см. приложение 19). В мае появились белые с желтой серединкой цветочки. Очень красивые! В июне лепестки опали, а серединка цветка начала превращаться в зеленую ягодку.
Моя земляника имеет форму конуса, усыпана мелкими семенами. Ягода постепенно созревает. Сначала она имеет зеленый цвет, затем белеет и, наконец, краснеет. Мякоть ягоды сочная и очень сладкая (см. приложение 19). Земляники очень полезна. В ягодах содержится: витамин С, калий, железо, йод, марганец, фтор, медь, кальций. Все это очень полезные для нашего организма вещества! А сколько варенья наварила мама из моей ягоды!!!