4.7.

Будина Лилия Хатдусовна

Взаимодействие с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_raboty_klassnogo_rukovo-ditelya.docx50.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

п. Таежный».

Формы и методы работы                                            
классного руководителя
из опыта работы

Будиной Л.Х.

«Эффективен тот труд

классного руководителя,

в котором высоки

и процессуальные,

и результативные

 показатели»

ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям: - по видам деятельности – учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; - по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные; - по времени проведения – кратковременные, продолжительные, традиционные; - по времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся; - по субъекту организации – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям; - по результату – формы работы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт; - по числу участников – индивидуальные, групповые, массовые. Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классного руководителя и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы, задачи. К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Главная задача классного руководителя – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. К коллективным формам работы классного руководителя относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы…

МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу.В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

- словесный метод (источником знаний является устное или печатное слово);

- наглядный метод (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

- практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основе воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система.

А.С.Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. К.Д.Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы хотим приложить. Выбор методов не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых

первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основное в работе классного руководителя, это воспитание коллектива учащихся, личности в коллективе. Важными направлениями в работе классного руководителя является такие вопросы: умение формировать межличностное отношение; организовывать совместную деятельность; помочь учащимся в выборе кружков, секций;

поддержать традиции коллектива; вести индивидуальную работу и изучать учащихся; оказание педагогической поддержки: поддержка может быть в виде превентивной помощи (направленной на поддержание или на предупреждение каких-либо поступков) оперативно, воспитывать у подростков культуры общения, воспитывать в детях чувства собственного достоинства, уметь работать с педагогически-запущенными детьми. «Эффективен тот труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели».

При этом приоритетом в работе являются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях. Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей – тех средств воздействия и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов» . Классный руководитель должен быть адекватным (умение видеть и понимать), гибким (уметь перестроить свои отношения, взгляды, пересмотреть свою позицию) и прогностичным (уметь предвидеть, уметь снять шаблонность).

Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков.

За прошедший год были проведены  тематические классные часы по плану классного руководителя, ДК, экскурсии.  Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию «Нормы жизни в обществе», «Права и обязанности школьников», «Не забыть никогда», эстетическому воспитанию и этикету  «Как правильно здороваться», «Этикет и воспитанность»; Нравственно-эстетическому воспитанию «Вся семья вместе – и душа на месте», «Стыдно за наше поколение», «Давайте будем дружить»; также учащиеся класса поздравляют учителей - предметников с праздниками , занятия направленные на формирование здорового образа жизни «Нарко-токсикомания, алкоголь и умственное развитие», «Красиво-вкусно-полезно», «Бытовой и уличный травматизм», «Режим учебы, труда и отдыха: о вреде занятий ночью, рациональное питание», «Здоровый образ жизни:принципы, значение», «Формула Здоровья» в ДК, занятия по трудовому воспитанию и профориентации «Мой труд каждый день», «Кем быть», экскурсии на ж/д, в УПК, г.Югорск газпром. Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.

Поставленные перед коллективом задачи, я считаю выполненными.

  • Обучающиеся были вовлечены в подготовку и организацию внеклассных мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями (100% участие) прошлого учебного года я считала бы «Посвящение в старшеклассники», «Новогодний бал», открытое внеклассное мероприятие для 9-11 классов литературно-музыкальная композиция по творчеству А. Дементьева в рамках реализации проекта «Всему начало – отчий дом», акция «Посылка солдату», Фестиваль солдатской песни, операция «Чистый двор», «Зеленый двор», вечер Именинников,   где все учащиеся класса приняли активное участие. Дети участвовали также в спортивных мероприятиях : «Веселые старты» 7-9 кл.- 1 место, дружеская встреча по волейболу 8-9 кл,- 2 место;  эстафета к 9 мая – 9-11 кл. -1 место;  и предметных олимпиадах : в 11-ти олимпиадах 7 учащихся, за что получили почетные грамоты и благодарственные письма от администрации школы и учителей предметников (Завойкин А., Золотов М., Лунегова А., Ужегова А.). За прошедший учебный год заслужили поощрение и были награждены почетными грамотами за успехи в учебе и за спортивные достижения все учащиеся класса. В классе сформировались свои традиции:

 День именинников

  • Подписываем, изготавливаем открытки
  • Поздравление учителей-предметников и работников школы с праздниками
  • Подарки к 23 февраля и 8 марта
  • Вечера отдыха

Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

В прошедшем учебном году все учащиеся  класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам: «Музыкальная школа», «Баскетбол», «Театральный.», «ВИА.», «Футбол», «Бокс», «Таэквондо». Шесть учащихся занимались в 2-х кружках.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.

За прошедший учебный год классным руководителем были проведены классные родительские собрания по плану. Родительские собрания проходили один раз в четверть. Большинство родителей посетили все собрания. На собраниях помимо общепедагогических  вопросов обсуждались частные: режим дня, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание .

Родители активно участвуют в жизни класса: материальное обеспечение внеклассных мероприятий, дежурство на праздниках, организация  и проведение классных вечеров, покупка новогодних подарков, изготовление Снежной фигуры, посадка деревьев.

Помимо родительских собраний проводилось заочное анкетирование родителей «Достаточно ли вы контактны с детьми», «Моё мнение как родителя о классе», посредством которого классный руководитель выясняла волнующие родителей вопросы.