Внимательным ученикам

Захарова Альбина Александровна
imageНадеюсь, что информация этой странички будет интересна и полезна.

image

 

Основы безопасности

жизнедеятельности

Здоровый образ жизни                                 

 

Проектная

           деятельность                                                             
 

 

 

   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Права и обязанности школьников

    Ученик, как и любой другой человек, имеет права. Образование является неотъемлемой частью гармоничного развития личности, и получить его – это право ребенка. Однако наряду с этим у школьника имеются и обязанности, которые он должен выполнять, посещая школу. Знание своих прав и обязанностей помогает создать нормальную рабочую обстановку, способствующую успешной учебе, развитию культуры поведения, воспитания уважения к личности. Права и обязанности ребенка в школе находятся под охраной законодательства его страны и Конвенции о правах школьника, принятой ООН.

Права школьника в школе

Итак, каждый ученик обладает правом:

  • получить образование бесплатно и в соответствии с государственным образовательным стандартом;
  • выбрать школу, в которой будет учиться, и форму образования (в школе или на дому, по общей или ускоренной программе);
  • уважения своего достоинства без ущемления или дискриминации по какому-либо признаку, а также правом на личную неприкосновенность;
  • учиться в достойных условиях (безопасной обстановке, в чистых и теплых классах, с возможностью получения качественного питания),
  • свободно выражать свои взгляды и убеждения, но в корректной форме, без ущемления прав и достоинства других учеников и сотрудников школы;
  • получать заблаговременное уведомление о сроках и объемах контрольных работ, при этом в течение в одного учебного дня может проводиться только одна контрольная работа;
  • обучаться на родном языке и пройти курс Всемирной истории в объективном изложении;
  • получать оценки по каждому школьному предмету в соответствии со своими знаниями и умениями и информацию о критериях их выставления;
  • отдыхать во время каникул, в перерывах между уроками, на выходных;
  • участвовать в управлении школы и в ее культурной жизни, организованных мероприятиях;
  • получать доступ к техническим ресурсам общеобразовательного учреждения (например, к книгам из школьной библиотеки) бесплатно;
  • посещать дополнительные занятия, факультативы, кружки;
  • на свободу совести, информации, слова и печати, творчества.

Обязанности школьников

Но каждому ребенку необходимо не только знать, какие права имеет школьник, но и выполнять следующие обязанности:

  • следовать Уставу школы, посещать занятия согласно расписанию и не опаздывать;
  • выполнять указания директора, учителей, классного руководителя и остальных работников общеобразовательного учреждения;
  • учиться добросовестно, выполнять домашние задания систематически, расширять знания, улучшать умения и навыки;
  • бережливо относится к имуществу общеобразовательного учреждения, соблюдать чистоту в здании и прилегающей территории;
  • с уважением относится к другим учащимся, младшим школьникам, а также к сотрудникам школы;
  • принимать участие в уборке школьных классов, в мероприятиях по благоустройству прилегающей территории и дежурству по школе;
  • одеваться чисто и скромно, выглядеть опрятно;
  • при пропуске занятий предъявить объяснительную от родителей или справку от врача;
  • соблюдать право собственности и понимать, что одежда, школьные принадлежности и др., находящиеся в школе, принадлежат их владельцам;
  • заботиться о своей собственной безопасности и здоровье, а также о здоровье окружающих, соблюдать установленные правила техники безопасности: не курить, не принимать алкоголь и наркотики, не приносить в школу токсические и взрывоопасные вещества.



Предварительный просмотр:

"Давайте жить дружно!"

   Вы оказались в затруднительном положении и не знаете, как поступить?  Сомневаетесь в правильности своих поступков? 

Совет 1

Как выйти из конфликтной ситуации

  • Прежде чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • Утвердитесь в том, что результат для вас действительно важен.
  • В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  • Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
  • Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  • Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  • Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  • Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  • Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь на конфликт с тем, кто слабее вас.

ПОМНИТЕ:

конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь!

Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону.

Информационный источник

Сырицына С. Конфликт и пути его разрешения// Классное руководство и воспитание школьников, №6, 2009

Совет 2

Этика пользования мобильной связью

  • Выключайте мобильный телефон там, где есть предупреждение о запрете на его использование, например, в медицинском учреждении.
  • Переводите телефон в режим беззвучного оповещения в театрах, музеях, на выставках, в кинотеатрах, библиотеках и т.п.
  • Выберите такие рингтоны для звонка, которые будут приятны вам и не побеспокоят окружающих.
  • Установите минимальную громкость сигнала мобильного телефона, когда отдыхаете вместе с другими людьми.
  • Не забывайте брать с собой телефон, даже если вы ненадолго выходите из кабинета или комнаты, чтобы он не побеспокоил звонком окружающих.
  • В общественных местах (магазине, транспорте и др.) старайтесь разговаривать по мобильному телефону максимально тихо и коротко, чтобы не мешать окружающим, а также не стоит в общественных местах слушать музыку через динамик телефона, выбирать рингтон, устанавливать громкость сигнала и заниматься другими настройками телефона.
  • Некорректно использовать чужие мобильные телефоны в своих целях и сообщать их мобильные номера третьим лицам без разрешения владельца.
  • Фотографируя или снимая видео на свой телефон, уважайте личную жизнь других людей. Спросите разрешения, прежде чем кого-нибудь сфотографировать или снимать.
  • Если человек, которому вы звонили, не ответил на ваш звонок немедленно, не надо повторять вызов - возможно, он занят. Наберитесь терпения и подождите, когда ваш абонент сможет вам перезвонить.
  • Нежелательно звонить кому-либо до 9 ч. утра и после 22 ч. вечера.

Информационный источник

Мобильный телефон: друг или враг?//Справочник классного руководителя, №11, 2009, стр.15



Предварительный просмотр:

Подписываем тетрадь правильно

ОФОРМЛЕНИЕ ОБЛОЖКИ

УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ

Образец 

Т е т р а д ь

для работ

по математике

ученика 3 класса В

средней школы № 1

Иванова Ивана.

Т е т р а д ь

для работ

по русскому языку

ученицы 3 класса В

средней школы № 1

Ивановой  Анны.

Примечание: 

Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке.

Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа.

Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя.



Предварительный просмотр:

Правила оформления письменных работ по математике

* Тетрадь ученика должна быть обязательно подписана по образцу, данному учителем.

* Все записи в тетради ведутся ручкой синего цвета с соблюдением норм и правил каллиграфии.

* Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (писать начинаем НА 5-ой клетке).

* Между видами работ в классной и домашней работах отступать 2 клетки (НА 3-ей клетке пишем).

* Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т. п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.

* Запись даты и названия работы ведется аналогично записям по русскому языку.

* Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь посередине строки.

(Примеры) №4.

Задача №5. 

 

* Начинать запись на странице следует, отступив одну полную (целую) клетку слева и сверху.

* Каждый математический знак (цифра, знак, символ) пишется в отдельной клетке с соблюдением правил каллиграфии.

Все чертежи, схемы и подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке.

*  При построении геометрических фигур следует указывать размер в принятых единицах измерения и  «имя» фигуры буквами латинского алфавита.

Правила оформления письменных работ по русскому языку

·       Тетрадь ученика должна быть обязательно подписана по образцу подписи, данному учителем.

·       Все записи в тетради ведутся учеником ручкой синего цвета с соблюдением норм и правил каллиграфии.

·     После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

·     При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не  менее 2 см (2 пальца).

·     В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки.

·     На новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

·     Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).

·     Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов.

Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

·     Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

1 декабря.

·       Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

Классная работа.

Домашняя работа.

Самостоятельная работа.

Контрольная работа.

Работа над ошибками.

·       Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру.

I вариант.

·       Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки.

Упр. 14.

·       Все подчеркивания следует проводить по линейке.

·       Выделение орфограмм следует делать зелёной ручкой.



Предварительный просмотр:

Правила  по  русскому  языку.

 1) Речь.

       С помощью речи люди о чём – либо сообщают, рассказывают, спрашивают друг друга, просят.

Устная речь- это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы произносим, называют устной.

Письменная речь- это речь написанная. Для письма используют буквы.

 2) Звуки.

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы  пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название.

Звуки бывают гласные и согласные. 

При произношении гласных звуков  воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

При произношении согласных звуков  воздух во рту встречает прегра -ду: губы, зубы, язык. Они произносятся  с шумом и голосом или только шумом.   

а  о  у  ы  э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы.

я ё  ю  и  е -  обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы. 

н  м  л  р  й' -     непарные звонкие согласные 

х  ц  ч'  щ'    -    непарные глухие  согласные 

б   в   г  д   ж  з – парные  звонкие согласные

п  ф  к  т  ш  с -  парные глухие согласные  

ч'  щ'  -      всегда мягкие шипящие согласные  и   й'

ж  ш  ц –   всегда твёрдые шипящие согласные   

ь – показатель мягкости согласных.  

Например: письмо, соль, льдина, зверь. Мягкий знак звука не обозначает, как и  твёрдый знак.

 Лента букв.

                              Всегда                                        Всегда

                                Согласный, звонкий,                              Согласный, звонкий,        

                                мягкий, непарный,                                 твёрдый, парный

Гласные буквы,          

обозначающие          

твёрдость, рядом           Согласные звонкие           Согласные звонкие

стоящей согласной        непарные                            парные

                     

                           

     

а

о

у

ы

э

н

м

л

р

й'

б

в

г

д

ж

з

ъ

я

ё

ю

и

е

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч'

щ'

ь

Гласные буквы, обоз-                                             Согласные глухие            Согласные  глухие                          

начающие мягкость,                                              парные                                непарные

рядом стоящей

согласной

       Всегда                   Всегда                        Всегда                  Всегда

Согласный, глухой,       Согласный, глухой,      Согласный, глухой,          Согласный, глухой

твердый, парный           твердый, непарный      мягкий, непарный            мягкий, непарный

 3) «Волшебные  буквы - е  ё  ю я ».

Гласные буквы  е  ё  ю  я  называют «волшебными», потому что могут обозначать 1 звук или 2 звука.

Один звук  обозначают, когда стоят после согласных.

Например:

                мячи –мяи -2сл.                        люди – лю–ди -2сл.,  

                     м-[м']согл.,зв.,мягк.,непарн.      л-[л']согл.,зв.,мягк.,непарн.

                     я- [а]глас.,уд.                               ю-[у]глас.,уд.

                     ч-[ч']согл.,гл.,мягк.,непарн.       д-[д']согл.,зв.,мягк.,парн.

                     и-[и]глас.,безуд.                          и-[и]глас.,безуд.

                     4б.4з.                                            4б.4з.

                    клён – 1 сл.                                    река – ре – ка – 2сл.

                    к-[к]согл.,гл.,тв.,парн.                  р-[р']согл.,зв.,мягк.,непарн.

                    л-[л']согл.,зв.,мягк.,непарн.         е-[и]глас.,безуд.

                    ё-[о]глас.,уд.                                  к-[к]согл.,гл.,тв.,парн.

                    н-[н]согл.,зв.,тв.,непарн.              а-[а]глас.,уд.

                   4б.4з.                                               4б.4з.

Два звука  обозначают, когда стоят:

1. в начале слова 

                           юбка – юб – ка – 2сл.               ямка – ям – ка – 2сл.

                        ю –[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.  я –[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.

                             \[у]глас.,уд.                              \[а]глас.,уд.

                        б – [п]согл.,глух.,тв., парн.     м- [м]согл., зв.,тв., непарн.

                         к –[к]согл., глух., тв., парн.    к -[к]согл., глух., тв., парн.

                         а –[а]глас.,безуд.                     а –[а]глас.,безуд.

                        4б.5зв.                                        4б.5зв.          

                         енот – е – нот – 2сл.                 ёлка – ёл – ка - 2сл.

                         е–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.    ё–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.

                            \[э]глас.,безуд.                         \[о]глас.,уд.

                         н–[н]согл.,зв.,тв.,непарн.        л-[л]согл., зв.,тв., непарн.

                         о–[о]глас.,уд.                            к-[к]согл., глух., тв., парн.

                         т–[т]согл.,гл.,тв.,парн.             а-[а]глас.,безуд.

                         4б.5з.                                         4б.5з.

2.после гласных:     

                       моет – моет–2сл.                      поют – поют–2сл.          

                       м –[м]согл.,зв.,тв.,непар            п –[п]согл.,глух.,тв., парн.        

                       о - [о]глас.,уд.                             о– [а]глас.,безуд.            

                       е - [й']согл.,зв.,мягк.,непарн      ю-[й'] согл.,зв.,мягк.,непар.      

                          \ [э]глас.,безуд.                            \[у]глас.,уд.          

                       т – [т]согл.,гл.,тв.,парн.              т –[т] согл.,гл.,тв.,парн.            

                      4б.5зв.                                           4б.5зв.        

                                                                                     

                 клюёт – клюёт-2сл.                  София – Со–фия-3сл.

                 к –[к]согл.,гл.,тв.,парн.             С–[С]согл.,глух.,тв.,парн.

                 л–[л']согл.,зв.,мягк.,непарн.      о–[а]глас.,безуд.

                 ю–[у] глас.,безуд.                      ф–[ф']согл.,гл.,мягк.,парн.

                 ё–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн       и–[и]глас.,уд.

                    \[о]глас.,уд.                              я–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.

                 т–[т]согл.,гл.,тв.,парн.                   [а] глас.,безуд.                      

                 5б.6зв.                                         5б.6зв.

3. после  ь знака: 

                Марья  - Марь–я-2сл.                 вьюга – вью–га-2сл.

                 М–[М]согл.,зв.,мягк.,непарн    в–[в']согл.,зв.,мягк.,парн.

                  а -[а ]глас.,уд.                            ь -[-]звука не обозначает

                  р–[р']согл.,зв.,мягк.,непарн.    ю-[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.

                  ь –[- ]звука не обозначает           \[у]глас.,уд.

                  я–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.     г–[г]согл.,зв.,тв.,парн.

                     \[а ]глас.,безуд.                       а–[а]глас.,безуд.

                 5б.5зв.                                         5б.5зв.

                здоровье – здоо-вье-3сл.          польёт –по-льёт-2сл.

                з-[з ]согл.,зв.,тв.,парн.                  п-[п]согл.,гл.,тв.,парн.

                д-[д]согл.,зв.,тв.,парн.                  о-[а ]глас.,безуд.

                о-[а]глас.,безуд.                            л-[л']согл.,зв.,мягк.,непарн.

                р-[р]согл.,зв.,тв.,непарн.              ь-[- ]звука не обозначает

                о-[о]глас.,уд.                                  ё-[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.

                в-[в']согл.,зв.,мягк.,парн.,                [о]глас.,уд.

                ь-[-]звука не обозначает               т-[т ]согл.,гл.,тв.,парн.

                е-[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.          6б.6з.

                   [э]глас.,безуд.

                8б.8з.

4. после ъ знака:

                  Подъезд -под–езд-2сл.             съёжился – съё–жил–ся–3сл.

                   п–[п]согл.,гл.,тв.,парн.             с-[с]согл.,гл.,тв.,парн.

                   о–[а]глас.,безуд.                        ъ-[-]звука не обозначает

                   д–[д]согл., тв.,зв.,парн.             ё-[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.

                   ъ–[-]звука не обозначает             [о]глас.,уд.

                   е–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.    ж-[ж]согл.,зв.,тв.,парн.

                     \[э ] глас.,уд.                            и-[ы]глас.,безуд.

                   з–[с]согл.,гл.,тв.,парн.              л-[л]согл.,зв.,тв.,непарн.

                   д–[т] согл.,гл.,тв.,парн.             с-[с']согл.,гл.,тв.,парн.

                  7б.7зв.                                         я-[а]глас.,безуд.

                                                                       8б. 8зв.  

Объявление-объ-яв-леи-е-5сл.            

о-[а]глас.,безуд.

б-[б]согл.,зв.,тв.,парн.

ъ-[-]звука не обозначает

я-[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.

   [а]глас.,безуд.

в-[в]согл.,зв.,тв.,парн.

л-[л']согл.,зв.,мягк.,непарн.

е-[э]глас.,уд.

н-[н']согл.,зв.,мягк.,непарн.

и-[и]глас.,безуд.

е-[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.

  [э]глас.,безуд.

10б.10з.

4.Перенос слов.

1. Слово переносится по слогам.

Например: кни – га, бу – кет, ве – те – рок.

    Слово, состоящее из одного слога, не переносится.

Например: день,  шью, вьёт.

 

2. Одну букву нельзя оставлять на строчке и переносить на другую. Например: идут,  стою,  Юлия, язык.

3. Буквы  ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы.

Например: пись – мо, конь – ки,  строй – ка,  май – ка,  подъ – езд.

4.При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.

Например: кас – са,  хок – кей,  кол – лекция.

5.Большая буква .

1. Имена, отчества и фамилии - это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

 Например: Коля Никитин,  Нина  Васильева,  Ирина  Петровна,  Соколова  Екатерина  Ивановна.

2. Клички животных – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

Например: кот  Пушок, собака  Шарик,  корова Чернушка, коза  Белка.

3. Названия улиц, сёл, деревень, городов и рек – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

Например: деревня Каменка,   село Сосновка,  город Саратов,  страна Россия.

К именам собственным относятся фамилии, имена, отчества людей, названия стран, городов, сел, улиц, названия книг, газет, клички животных. Все остальные существительные – нарицательные.

6.Члены предложения.

1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком  или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что?  Подлежащее чаще всего выражено  именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.

2.Сказуемое  - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала?  Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:             кого?       чего?

                                                 кому?      чему?

                                                 кого?       что?

                                                 кем?        чем?

                                              о ком?     о чём?

и  подчёркивается  отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?  и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Например: В зеленой   роще  путников   встретили   веселые   голоса    птиц.

Предложение-  это   слово или несколько слов, связанных по смыслу.

1.По цели высказывания предложения бывают:

   Повествовательные:    На дворе стоит прекрасная погода.

   Вопросительные:          Почему вы не гуляете?

   Побудительные:            Идите скорее!

2.По интонации:

   Восклицательные:        Мне подарили щенка!

   Невосклицательные:    Мне подарили щенка.

3. По наличию второстепенных членов:

   Нераспространенное:   Весна  пришла.

   Распространенное:       Пришла  долгожданная весна.

4.Простые и сложные предложения:

  Узкая тропинка уходила далеко в лес.  – простое (Имеет одну грамматическую основу)

  Утром пригревало солнышко, а к вечеру стукнул мороз. - сложное

(имеет две и более грамматических основ)

 5. С однородными членами и без однородных членов. 

 Например:

На заводе  человек  наливает  жидкое  стекло  в  сито.

                            

                                   

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Голубыми,  синими   и   зеленоватыми    искрами    блестит     снег!

 

             ,                и      _        !

 (Повествовательное, восклицательное, простое, распространенное, с однородными определениями.)

Разбор  предложения  по  членам  предложения  и  по частям  речи,  выписывание  словосочетаний. 

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).
                 
п.,ед.ч.,м.р.,Т.п.       н.                  п.,мн.ч.,И.п.           с.,мн.ч.,И.п.       г.,п.в.,мн.ч.    пред.
Например:  Осенним       днём    маленькие     дети          гуляли      в

п.,ед.ч.,м.р.,П.п.         с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с.
городском       парке.

дети(какие?) маленькие

гуляли (когда?) днём                

гуляли (где?)    в парке           

днём (каким?)  осенним           

в парке (каком?) городском   

Однородные   члены   предложения.

Однородными  членами  предложения  называют слова, которые:

1. Относятся к одному и тому же члену предложения.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

3. А для определений: Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

Например:                                                                  

Суворов   ценил   своих    солдат   за    храбрость,   смекалку,     выносливость.

                                                             

                                                                ,                  ,        .

                                                           

          какие?                 какие?                  

Маленькие,    большие     кораблики      покачивались       на воде.

(Маленькие, большие – однородные определения).

       

                               ,                               .

Запятая при однородных членах предложения

ставится:                                                не ставится:

                                                                 

     ,            ,               .                                              и              .

                             

     ,а            .      

   

   , но          .

          ,и        ,и          .

Сложное предложение.

Сложным  - называют предложение, в котором несколько грамматических     основ.

На письме части сложного предложения разделяются запятой.

                     

                      ,                         .

                      ,а                .

                     

                    ,но               .

                     

              ,и                 ,и                   .

                                 

Например:

Догорел апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лег.

                     

                                          ,                     .

День   темнеет,   и   трава   седой  росой   в   лугах   блестит.

                     

                                         , и                     .

Прямая речь.

Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.

Слова автора – показывают, кому принадлежит прямая речь.

Князь печально отвечает:  «Грусть- тоска меня съедает».

           слова автора                                                       прямая речь

                  А:                                                    «П».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

А: «П».                        «П», - а.

А: «П!»                        «П!» - а.

А: «П?»                        «П?» - а.

Обращение.

Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

На письме обращение выделяется запятыми.

Например:

Колобок, спой свою песенку еще разок.

Эта пара, царь, моя и хозяин тоже я.

Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем!

В добрый путь вам, господа.

Обращение не является членом предложения.

7.Части речи.

I.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что? 

Например: стол, парта, костюм, дождик, холод, утренник, экскурсия. На вопрос  кто? отвечают одушевлённые существительные. Например: медведь, собака, лошадь, кузнечик, утка.

На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол,  стул,  клён, берёза, праздник.

            Имена существительные по родам  не  изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой, - мужского рода.

Например: дом, мир, магазин, пенал, январь.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя, - женского рода.

Например: страна, тетрадь, мебель, лампа.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, -

среднего рода.

Например: имя, счастье, яблоко, крыльцо.

 Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с большой буквы.

         Имена существительные изменяются по числам и по падежам.  Существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов. При изменении имени существительного изменяется его окончание.

        При изменении имени существительного изменяется его окончание. Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей. Чтобы правильно просклонять имя существительное, можно использовать вспомогательные слова.

        Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе. В русском языке есть имена существительные, которые не склоняются (не изменяются по падежам): пальто, метро, радио, кино, шоссе, кашне, кашпо. Такие имена существительные называются несклоняемыми.

Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.

        Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а,  -я  в именительном падеже относятся к первому склонению:  девочка Юля    дедушка  папа   дядя

        Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е  относятся ко второму склонению:  трамвай    урок      огонь    яблоко    поле           

        Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к третьему склонению:   пристань,    площадь,  ночь, мышь.

 Изменение  имён  существительных единственного числа    по  падежам  (склонение).

Иван       (И.п.)

Рубил     (Р.п.)

Дрова    (Д.п.)

Велел     (В.п.)

Топить   (Т.п.)

Печь       (П.п.)

Падеж

Падежные вопросы

Предлоги

Примеры

И.п.

кто?  что?

 предлогов нет

Р.п.

кого? чего?

от, до, из,

без, у,  для,

с, около

Комната  без (чего?) окна

Подарок  для (кого?) друга

доехал  до (чего?)  школы

вышел  из  (чего?) школы

письмо  от  (кого?) мамы

съехал с (чего?) горы

Д.п.

кому? чему?

к, по

склонились  к  (чему?) земле

 плывут по (чему?)  небу

В.п.

кого? что?

в,  во,  на,

за, про, через

ушел  (во что? ) в  море

смотрит на (что?) море

сел за (что?) стол

спрятался под (что?) стол

узнал  про (кого?) сестру

перешел  через (что?)  дорогу

Т.п.

кем? чем?

с, со, за, под, над, между, перед

росли  над (чем?) рекой

росли  перед (чем?) лесом

росли  за (чем?) домом

встретился с (кем?) другом

росли  под (чем?) окном

П.п.

о ком? о чём?

о, об, в, на, при

построили  при  (чём?) школе

думаю о (о ком?)  маме

учусь в (чём?) школе

играли на (чём?) перемене

Вспомогательные слова

Название падежей

Вопросы

Предлоги

Окончания существ.

I склонения

Окончания существ.

II склонения

Окончания существ.

III склонения

 И.п.

кто? что?

     

      -а,   -я

           -о ,-е

Нет

 Р.п.

кого? чего?

от, до, из,

без, у,  для,

с, около

   

     -ы,  -и

       -а ,-я

     

      -и

Рад

 Д.п.

кому? чему?

к, по

       

       -е

      -у ,-ю

   

      -и

Вижу

 В.п.

кого? что?

в,  во,  на,

за, про, через

   

       -у,   -ю

        -о ,-е

   

Доволен

 Т.п.

кем? чем?

с, со, за, под, над, между, перед

-ой,  -ей,  -ёй

-ом, -ем, -ём

   

      -ю

Думаю

 П.п.

о ком ?

о чём?

о, об, в, на, при

       

         -е

   

      -е

     

      -и

Как отличить  И.п. от В.п. II и III склонения?

И.п. кто? что?

В предложении всегда является подлежащим

Употребляется без предлога

В.п. кого? что?

В предложении является второстепенным членом   (дополнением)

Употребляется и без предлога, и с предлогами

Ударные   и   безударные    падежные  окончания   имён  существительных   единственного   числа .

Падежи

Окончания  существительных

I скл.

      (м.р. + ж.р.    -а  -я)

Окончания существительных

II скл.

              (м.р.  -     ,  с.р. -о -е )

Окончания существительных                 III скл.

(ж.р. -      или ь на конце слова)

 И.п.

кто? что?

река        земля     вода

речка      яблоня    лиса

двор    воробей   конь                 окно

 город   олень                              дерево

степь       осень

 Р.п.(нет)

кого? чего?

реки     земли      воды

речки  яблони     лисы

двора  воробья  коня                 окна

города   оленя                            дерева

степи      осени

Д.п.(рад)

кому? чему?

реке      земле       воде

речке   яблоне      лисе

двору  воробью коню                окну

городу   оленю                           дереву

степи       осени

 В.п.(вижу)

кого? что?

реку      землю      воду

речку   яблоню     лису

двор     воробья  коня                  окно

город     оленя                              дерево

степь       осень       

 Т.п.(доволен)

кем? чем?

рекой   землёй    водой

речкой  яблоней  лисой 

                                     

двором воробьём конём            окном

городом оленем                         деревом

степью   осенью

 П.п.(думаю)

о ком? о чём?

о  реке  о земле   о воде

о  речке  о яблоне о лисе

о дворе  о воробье о коне          о окне 

о городе о олене                        о дереве

о степи  о осени

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

  1. Ставлю  существительное  в  начальную  форму (И.п., ед.ч.)  и  определяю склонение:

В тетрад… - (что?) тетрадь   ,    3 скл.

  1. Подбираю слово – помощник и ставлю его в ту же форму:

Степь - в степ        .

  1. Пишу  такое  окончание  как  у  слова  помощника.
  2. Проверяю:в степ         - в тетрад        .

Слова помощники: 

1 скл. – луна, земля

2 скл. – конь, окно

3 скл. – печь, степь

Склонение  имён  существительных  множественного числа.

Падежи

Вопросы

                       Множественное число

Окончания существительных множественного числа

И.п.

кто?   что?

озёра,  друзья, словари, страницы  

-а, -я, -ы, -и

Р.п. (нет)

кого? чего?

Друзей  килограммов  помидоров  огурцов  апельсинов мандаринов  овощей   носков  платьев  фотографий  яблок туфель  груш  сапог  ботинок  чулок  дел  задач  улиц  вишен  деревень  озёр  писем

-ов, -ев,                   -ий, -ей

Д.п. (рад)

кому? чему?

Книгам  городам  сёлам   птицам  учителям   читателям

-ам, -ям

В.п. (вижу)

кого?   что?

Друзей  моря  города    страны  ели    

-а, -я, -ы, -и,          -ей

Т.п.(доволен)

 кем?  чем?

Книгами  городами  сёлами   птицами  учителями  читателями

-ами, -ями

П.п. (думаю)

о ком? о чём?

о книгах  о городах  о сёлах    о птицах   об учителях  о читателях

-ах, -ях

II.Имя  прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос  какой?  какая?  какое?  какие? Например: серый, красный, большой, снежная, холодная.

Имена прилагательные делают нашу речь красивой, яркой, интересной, точной и выразительной.  

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Прилагательные в каждом роде имеют свои окончания:

        Женский  род (какой?)            ая             яя

       

        Мужской род (какой?)          ый         ий       ой

                                                               

        Средний  род (какое?)             ое          ее

Имена прилагательные изменяются по числам. 

Прилагательные, отвечающие на вопросы:

 какая?  с окончаниями   -ая  -яя

 какой? с окончаниями  -ой -ий  -ый     относятся к единст. числу

 какое? с окончаниями   -ое  -ее            

Прилагательные, отвечающие на вопрос:

 какие? с окончаниями   -ые   -ие              относятся ко множест. числу

                                                                         

У прилагательных множественного числа нельзя определить род.                       

                                                     

Начальная форма имени прилагательного - прилагательное в И.п., в ед.ч., в м.р.

Склонение    имён   прилагательных   мужского  и среднего   рода  (единственного числа)

Падежи

Вопросы

                         

               м.р.                                        с.р.

Окончания прилагательных м.р. и с.р. единственного числа

И.п.

какой? какое?

новый      синий (дом)

новое    синее (здание)

         м.р.       с.р.

-ый    -ий

-ое  -ее

Р.п.

 (нет)

какого?

                    нового  синего (дома, здания)

          -ого    -его

Д.п.

(рад)

какому?

                    новому    синему (дому, зданию)

          -ому   -ему

В.п. (вижу)

какой? какое?

новый  синий (дом)

новое     синее (здание)

         м.р.         с.р.

-ый   -ий

-ое    -ее

Т.п. (доволен)

каким?

                    новым    синим (домом, зданием)

          -ым      -им

П.п. (думаю)

о каком?

                    о новом    синем (доме, о здании)

          -ом      -ем   -ём

Склонение   имён  прилагательных   женского  рода  (единственного числа)

Падежи

Вопросы

Прилагательные женского  рода ед.ч.

Окончания прилагательных женского рода  ед.ч.

И.п.

какая?

весёлая  зимняя (игра)

-ая  -яя  (-а)

Р.п. (нет)

какой?

весёлой  зимней (игры)

-ой  -ей  (-ы)

Д.п. (рад)

какой?

весёлой  зимней (игре)

-ой  -ей  (-е)

В.п. (вижу)

какую?

весёлую  зимнюю (игру)

-ую  -юю (-у)

Т.п. (доволен)

какой?

весёлой  зимней (игрой)

-ой  -ей (-ой)

П.п. (думаю)

о какой?

о весёлой  зимней (игре)

-ой  -ей  (-е)

Склонение  имён   прилагательных   множественного  числа.

Падежи

Вопросы

Множественное число прилагательных

Окончания прилагательных множественного числа

И.п.

какие?

яркие  солнечные (лучи, улицы)

-ые  -ие  (-ы  -и)

Р.п. (нет)

каких?

ярких  солнечных (лучей, улиц)

-ых  -их  (-ов, -ев, -ий, -ей)

Д.п. (рад)

каким?

ярким  солнечным (лучам, улицам)

-ым  -им  (-ам  -ям)

В.п. (вижу)

какие?

яркие  солнечные (лучи, улицы)

-ые  -ие  (-ы  -и)

Т.п. (доволен)

какими?

яркими  солнечными (лучами, улицами)

-ими  -ыми  (-ами  -ями)

П.п. (думаю)

о каких?

о ярких  солнечных (лучах, улицах)

-ых  -их  (-ах  -ях)

III.Глагол  - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? что делают? что делал?                что делали?

Например: читает,  пишет,  рисует,  прыгает,  смотрит,  сидит.

Глагол изменяется по временам. У глагола три времени: настоящее время,  прошедшее время,  будущее время.

Настоящее время глагола обозначает действие, которое совершается сейчас, в то время когда о нём говорят, и отвечает на вопросы:

что делает? –ед.ч. (читает, пишет, рисует, поёт)

что делают –мн.ч. (читают, пишут, рисуют, поют).

Прошедшее время глагола обозначает действие, которое совершалось ранее, и отвечает на вопросы:

что делал?      - м. р., ед.ч. (писал, читал)

что делала?    - ж.р., ед.ч.  (писала, читала)

что делало?    - с.р., ед.ч.   (сверкало, светило)

   

что делали?       - мн.ч. (читали, писали, светили)

что сделал?       - м.р., ед.ч.(читал, писал, сидел)

что сделала?     - ж.р., ед.ч.(читала, писала, сидела)

что сделало?     - с.р., ед.ч.(сидело, смотрело, грело)

 

что сделали?      - мн.ч.(читали, сидели, грели)

Будущее время глагола обозначает действие, которое будет совершаться после того, как о нём говорили:

что сделает?                - ед.ч. (прочитает, напишет, посмотрит)

что сделают?              - мн.ч.(прочитают, посмотрят, напишут)

что будет делать?      - ед.ч.(будет читать, будет смотреть)

что будут делать?      - мн.ч.(будут читать, будут смотреть)

Неопределённая форма глагола:

Глаголы  бывают  совершенного  и  несовершенного вида.

 Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно.

 Например:  Что сделал? -  написал, выучил

Несовершенный вид – действие еще незакончено.

Например:  Что делает? – пишет, учит.        

 

ЗАПОМНИ. Частица   не  с глаголами  пишется всегда отдельно:

Например:   Не выучил, не написал, не прочитал, не посмотрел

Изменение глаголов по числам и по лицам:

        Лицо

Число

1 – е

 лицо

2 – е  

лицо

3 – е  

лицо

Единственное

Я

Работаю

отдыха 

Ты

Работаешь

  отдыха 

Он, она, оно

 работает

отдыха 

Множественное

Мы

Работаем

отдыха 

Вы

Работаете

отдыха 

Они

 Работают

отдыха 

Спряжение глаголов:

I спряжение

II спряжение

Все глаголы на

– еть, - ать, - оть,

- уть, - ть (кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на

– ить: брить, зиждиться, стелить

Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов:

Гнать, дышать, держать и слышать.

Видеть, зависеть и  обидеть.

А ещё терпеть, вертеть,

Ненавидеть и смотреть.

Личные окончания глаголов

I спряжение

II спряжение

  лицо

ед. ч.                                                                              

   лицо

мн.ч.

    лицо

ед. ч.

      лицо

мн. ч.

1л.      я

2л.    ты

          он

3л.    она

         оно

  -у  -ю

   -ешь    

     

  -ет

1л. мы

2л. вы

 

3л. они

 -ем

 -ете

     -ут  

     -ют

1л.  я

2л.  ты

          он

3л.   она

         оно      

  - у  - ю

   - ишь

     - ит

1л.  мы

2л.   вы

 

3л.  они

  -им

  -ите

    -ат

    -ят

I спряжение

II спряжение

  лицо

ед. ч.                                                                              

лицо

мн.ч.

лицо

ед.ч.

лицо

мн. ч.

1

я пишу,

я  рисую

1

мы пишем ,                

мы рисуем

1

я учу

 

1

мы учим

2

Ты пишешь,              

ты рисуешь

2

вы пишете,

вы рисуете

2

ты учишь

2

вы учите

3

он пишет, рисует

она пишет, рисует

оно пишет, рисует

3

они пишут

они рисуют

3

он учит

она учит

оно учит

3

они учат

IV.Предлог  - это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Слова в,  на,  за, о, от,  об,  по, про, под,  над,  с,  к,  у – предлоги. Предлоги пишутся отдельно от других слов.  Между       предлогом и существительным можно вставить слово или вопрос.

Например: в (сосновом) лесу, на (зелёной) поляне.

                   

V.Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и качества, но не называет их.

 Личные местоимения:   я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

 Указательные местоимения: этот, это, эта, эти, тот, такой,  
                                                        столько

 Вопросительные местоимения: кто, что, какой, который, чей,                     

                                                       сколько

 Отрицательные местоимения:    никто, ничто, никакой, ничей,

                                                          некого, нечего

 Неопределенные местоимения: кто-то, что-то, кто-нибудь,
                                                    несколько, что-нибудь, кое-что, кое-кто

Притяжательные:  мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их.

Возвратное:  себя

Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной,

                                  другой.

                              Склонение личных местоимений.

Падежи

Вопросы

            Единственное число местоимений

Множественное число местоимений

1 лицо

2 лицо

                3 лицо

1 лицо

2 лицо

3 лицо

И.п.

кто?

я

ты

он

она

оно

мы

вы

они

Р.п.

кого?

меня

тебя

его

её

его

нас

вас

их

Д.п.

кому?

мне

тебе

ему

ее

ему

нам

вам

им

В.п.

кого?

меня

тебя

его

её

его

нас

вас

их

Т.п.

кем?

мной

тобой

им

ею (ей)

им

нами

вами

ими

П.п.

о ком?

обо мне

о тебе

о нём

о ней

о нём

о нас

о вас

о них

VI. Имя числительное- обозначают количество или порядок предметов при счете.

Числительные бывают:

Количественные:  пять книг             

Порядковые:  пятый этаж

Простые:  один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять

Сложные:  тридцать

Составные: тридцать два

Дробные: три пятых

VII.Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или качество.

 Наречия, образованные от кратких прилагательных с приставками:

в-, за-, на- имеют на конце букву о

до-, из-, с- имеют на конце букву а

 вправо

налево

 издавна

                          дотла

На конце наречий после шипящих пишется Ь:

Например:  настежь, прочь. (кроме: уж, замуж, невтерпеж).

8. Правописание   парных  звонких или глухих согласных.

Чтобы проверить парную звонкую или глухую согласную, надо слово изменить так, чтобы после согласной стояла гласная буква или звонкий согласный «н». 

Например:    мороз – морозы, морозит, заморозил

                      город – города, за городом, загородил

                      снег – снега, снеговик, за снегом

Проверочными словами парных согласных могут быть:

1.Прилагательные: мёд – медовый,

2.Глаголы: рыбка – рыбачить,

3.Уменьшительно – ласкательные: кошка-кошечка,

4.Употребление слова «нет»: морковь – нет моркови,

5.Множественное число: гриб – грибы,

6.Звонкий согласный «н»: хлеб – хлебный, мороз – морозный.

Живут себе два брата –
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух.

Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймёшь ни звука!
Где звонкий?! Где глухой?!

Если слышишь парный звук,                                                                                                                                   Будь внимательным, мой друг!                                                                                                                                Парный сразу проверяй,
Рядом гласный подставляй!

9. Правописание   безударных   гласных.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо слово    изменить так, чтобы  безударная гласная стала ударной (если слово стоит в единственном числе, для проверки его нужно поставить во множественное и наоборот, если слово стоит во множественном числе, для проверки его нужно поставить в единственное число).

          Например:   соснá - сÓсны

                               веснá - вёсны

                               мосты- мÓст

                               моря -   мÓре                              

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение!

10. Правописание   непроизносимых    согласных.

В некоторых словах буквы Д Т В Л не произносятся, пишутся. Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
Например: звёздный – звезда,
                  мес
тный – место,
                  со
лнце – солнышко,
                  поз
дно – опоздать, позден,
                  праз
дник – празден,
                  сер
дце – сердечко, сердечный,
                  доблес
тный – доблесть,
                  грус
тный – грусть,
                  кос
тный – кость,
                  ус
тный – уста,
                  окрес
тности – крест,
                  мес
тность – место,
                  свис
тнул – свист, свистит
                  извес
тный – известие, вести,
                  прелес
тный – прелести, прелесть,
                  ярос
тный – ярость,
                  чес
тный – честь,
                  счас
тливый – счастье,

                   вестник – вести,
                  трос
тник – трость, трости,
                  капус
тный – капуста,
                  ненас
тный – ненастье,
                  радос
тный – радость,
                  час
тное – часть, части,
                  гиган
тский – гигант, гиганты,
                  облас
тной – область,

                   властный – власть,
                  крепос
тной – крепость,
                  здра
вствуй – здравие, здоровье.          

Но некоторые слова проверить нельзя. Их нужно запомнить: чувство, чувствовать, лестница

Если в  сочетаниях  согласных  при  изменении  слова  согласный не  слышится, то писать  его  не  нужно: 
чудесно, чудесный – чудесен, чудеса,
прекра
сно, прекрасный – прекрасен, краса,
ужа
сно, ужасный – ужасен,
опа
сно, опасный – опасен,
напра
сно, напрасный – напрасен,
вку
сно, вкусный – вкусен,
интере
сно, интересный – интересен,
т
есно,  тесный – тесен,
пре
сно, пресный – пресен,
небе
сный – небеса,
пару
сный – паруса,
согла
сный – согласен,
безгла
сный – безгласен,
бесслове
сный – бессловесен,
безобра
зно, безобразный – безобразен,
любе
зно, любезный – любезен,
желе
зно, железный – железо,
колхо
зный – колхозы,
серьё
зно, серьёзный – серьёзен,
алма
зный – алмазы.

11. Состав слова.

1. Корень – это общая часть родственных слов.

Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными.

Например:  летать, лётчик, перелёт, взлётная (полоса), прилёт.

                   зима,  зимушка, зимовать, зимовщик,  перезимовать.

 Следует различать однокоренные  или родственные слова и форму одного и того же слова:

 Например:  лес

                     лесной                                    

                     лесник

                     лесничий

                     лесовичок – это родственные слова.

               

                     лес

                     леса           

                    лесом  

                 о лесе

                 в лесу это форма одного и того же слова.

2. Окончание -  изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении.

             Например:   читал (что?) книгу

                                   рассказывал (о чём?) о книге

                                   восхищался (чем?) книгой

 3. Суффикс -  это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

              Например:   берёза, берёзка, берёзовая (роща)

Существительные имеют такие суффиксы как: 


-ик-   -ок-   -ек-   -ёк-    -к-    -ник-    
-чк-    -очк-    -ечк-    
-ушк-    -юшк-     -ышк-
-н-     -ник-    -ниц-    -оньк-    -еньк-    
-чик-       -щик-
     

4. Приставка -  часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

              Например:  ходит,  подходит, переходит, заходит.        

Приставки: о-    об-    обо-   из-  ис-     рас-      раз-      от-     ото-    до-     про-


                      под-   подо-    без-     бес-    на-    над-     с-    за-     в-    при-     пре-
                         

5. Основу слова составляют:  приставка, корень, суффикс.

     

Например:      подснежники        заморозки

12. Мягкий знак – показатель  мягкости.

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

          Например: пень, пеньки, конь, коньки, деньки.

13.Мягкий  знак  после  шипящих.

В именах существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак. В именах существительных мужского рода после шипящих в конце слова мягкий знак не пишется.

         Например: дочь   печь   мышь  дичь   ночь – ж.р.

                            гараж  сторож  камыш  ключ – м.р.

14.Разделительный мягкий знак.

Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с согласных Е Ё Ю Я.

             Например:  подъезд    съёмка    объявление  

15.Секреты речи. 

1.Слова  ах, ой, эй, ух, ого, эх, фу, о  и другие называются междометиями, что означает «между словами».

Междометия служат для выражения различных чувств:

    1)  удовольствия, восхищения (ой, ах),

    2)  радости (ура),

    3)  удивления (о),

    4)  неодобрения (фи, фу, брр).

2.  В речи  есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

Фразеологические обороты  делают нашу речь образной, выразительной.

Сел в  калошу – оказаться в смешном положении;

Голова  как  решето – всё забыть;

Льёт  как  из ведра – сильный дождь, ливень;

Лететь  стрелой – бежать очень быстро;

Навострить  уши – быть внимательным;

Держать уши востро – быть внимательным;
Сидеть,  сложа  руки – ничего не делать;

Пропустить  мимо  ушей – быть невнимательным, рассеянным;

Ушки на  макушке – быть внимательным и сосредоточенным;

Потерять  голову – забыть что – то;

Вешать  нос – расстроиться;

Зарубить  на  носу – запомнить;

Клевать  носом -  опустить голову очень низко;

Взять  себя  в  руки – собраться с мыслями, сосредоточиться;

Проглотить  язык         -    быть молчаливым;
Как в рот воды набрал -

Ходить гоголем  -    гордо;

Комар носа не подточит – сделать очень красиво, аккуратно;  

Видно как на ладони – очень хорошо просматривается;

Рукой подать – близко;

Встретиться нос к носу - почти столкнуться друг с другом;

Водить за нос - обманывать;

Оставить с носом  - обмануть;
Уши развесить        -

Язык без костей – много говорить; говорить лишнее;

Найти общий язык - найти понимание друг с другом;

Говорить на разных языках – не понимать друг друга;

Язык хорошо подвешен – умение хорошо говорить;
Тянуть за язык – вынуждать что-то сказать;

Перескочить с пятого на десятое – перескочить с одного на другое;
Язык заплетается – не может говорить ясно;

Язык до Киева доведёт - спрашивая людей, можно попасть куда угодно;

Как корова языком слизала – что-то исчезло неизвестно куда;

Держать язык за зубами – молчать, когда это нужно;

Хлопать ушами -  не слышать о чём говорят;
Ветер в спину – идти со спокойной душой
Работать, засучив рукава –
работать очень хорошо;
Не чуять под собой ног   -    бежать очень быстро;
Бросаться со всех ног      -
Свалиться, как снег на голову –
появиться, когда никто не ждёт, неожиданно;
Морочить голову -
Заговаривать зубы -
   
Смотреть сквозь розовые очки -
Беречь, как зеницу ока
 -
Идти в ногу – действовать вместе;
Гнаться за двумя зайцами -

На один зуб     -    очень мало;
С  гулькин нос -  
Из  рук вон - очень плохо;
Медведь на ухо наступил – петь плохо, не разбирая нот
Прожужжать все уши – много говорить об одном и том же
Встать  не  с той ноги – быть в плохом настроении
Прикинулся овцой -
Опять двадцать пять -

16.Памятка    к  проведению  морфологического    и синтаксического  разборов   в начальных классах.

Морфологический разбор имени существительного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма   (им.п., ед.ч.).
  3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.

     Например:      Лёгкий  морозец  покрывает  лужицу  тонким  ледком.

Морозец - (что?)– сущ.,  н.ф.  морозец,  нариц.,  неодуш., в   м.р.,  2 скл.,            в  И.п.,  в  ед.ч.,  подлежащее.

Лужицу) – (что?) сущ.,  н.ф.  лужица,  нариц.,  неодуш.,  в  ж.р.,  1 скл.,               в  В.п.,  в  ед.ч.,  дополнение.

Морфологический разбор имени прилагательного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма  (ед.ч., м.р., им.п.).
  3. Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

Например:        Я    вышел    из   душной    комнаты.

из душной  (комнаты)  -  (из какой?)  -  прилаг.,  н.ф. душный,  в  ед.ч., в  ж.р.,         в Р.п.,  определение.

         

Морфологический разбор глагола.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма   (неопределённая форма глагола).
  3. Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Например:       Мы   уходим    всё   дольше  и  дальше  в  лес.

 уходим  – (что делаем?)  - глаг., н.ф.     уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр.,         в 1 лице,     сказуемое.

Морфологический разбор местоимения.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п.).
  3. Лицо.
  4. Число.
  5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
  6. Падеж.
  7. Роль в предложении.

Например:  Пёс   бежит  за  ней,  ласкаясь.

        за  ней –(за кем? )- местоимение,   н.ф.  она,  3 лицо,  в   ед.ч., в  ж.р.,            

       в Т.п.,  дополнение.

Порядок разбора слова по составу.

  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
  2. Выдели основу слова.
  3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
  4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
  5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

       Например:     з а  м о  р о з к  и

Разбор предложения

  1. Какое предложение по цели высказывания?
  2. Какое предложение по интонации?
  3. Распространенное оно или нераспространенное?
  4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
  5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
  6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
  7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
  8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

                         

Например:   После   теплых  дождей  в  лесу  пошли  разные   грибы                                                  (повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое)

     

      Что? Грибы - это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой

      Грибы (что сделали?) пошли.  Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

      Задаём вопрос от группы подлежащего.
     
Грибы (какие?) разные. Это определение. Подчёркиваем волнистой линией.

      Задаем вопрос от группы сказуемого.

      Пошли (где?) в лесу – это обстоятельство. Подчёркиваем отрывистой линией с    

      точкой.

      Пошли (когда?) после дождей – это обстоятельство. Подчёркиваем    

      отрывистой    линией  с точкой.

      Задаём вопрос от второстепенных членов предложения.

      После дождей (каких?) теплых – это определение. Подчёркиваем волнистой    

      линией.



Предварительный просмотр:

«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»         

  1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
  2. Прочитай стихотворение вслух.
  1. Объясни трудные слова (иногда неплохо воспользоваться толковым словарём).
  2. Прочитай стихотворение выразительно.
  3. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
  4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
  5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
  6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
  7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
  8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

«Если на выучивание дано 2 дня»

Первый день.

  1. Прочитай стихотворение про себя.
  2. Выясни значение непонятных слов и оборотов.
  3. Ещё несколько раз прочитай его про себя.
  4. Прочитай его теперь вслух.
  5. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

 

Второй день.

  1. Прочитай стихотворение про себя.
  2. Теперь прочитай громко и выразительно. Расскажи его по памяти.
  3. Перед сном расскажи ещё раз.
  4. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

 

«Если стихотворение большое и трудно запоминается»

  1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
  2. Выучи первый отрывок.
  3. Выучи второй отрывок.
  4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
  5. Выучи третий отрывок.
  6. Расскажи наизусть всё стихотворение.
  7. Повтори его ещё раз перед сном.
  8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Как подготовиться к изложению

1.    Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль.

2.    Найди в тексте
опорные слова.

3.    Составь план.
Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую часть.

4.    Найди слова, которые нужно проверять. Объясни их написание.

5.    Ещё раз внимательно прочитай текст.
Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

Памятка для написания сочинения эссе

Как писать сочинение – эссе  (памятка для ученика)

1.     Прочитай внимательно предложенную тему. О какой проблеме идет речь? О чем можно подумать, поразмышлять? Постарайся удивить своего читателя, привлечь внимание (это может быть вопрос, призыв, интересное высказывание)

2.     Сформулируй и напиши главную мысль, вопрос, который вызывает желание высказаться. Это может быть цитата по теме.

3.     Какие аргументы (доказательства, примеры) можно привести, чтобы раскрыть главную мысль? Запиши эти аргументы, используя речевые стереотипы (выражающие личностное отношение), используйте синонимы, образные выражения, сравнения. Высказывай свою точку зрения, обращайся к читателям. Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют непредсказуемые выводы, неожиданные повороты, интересные сцепления

В заключительной части подведи итоги размышления, (используйте утверждение, цитату, риторический вопрос) Как связано твое рассуждение с другими проблемами

Памятка

 к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов

в начальных классах.

Фонетический разбор слова.

  1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
  2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
  3. Согласные звуки: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие, парные и непарные. Какими буквами обозначены?
  4. Количество звуков и букв в слове?

Пример:

морковь, мор-ковь (2 слога, 2 гл., 4 согл.,)

[м] - согл., зв., тв., непарн.,

[а] - гласн., безударн.,

[р] - согл. зв., тв. , непарн.,

[к] - согл. глух., тв., парн.,

[о] - гласн., ударн.,

,] - согл. глух., мягк., парн..

_______

7 б.,6 зв.

Морфологический разбор имени существительного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
  3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.

Морфологический разбор имени прилагательного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
  3. Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.

Морфологический разбор местоимения.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п.).
  3. Лицо.
  4. Число.
  5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
  6. Падеж.
  7. Роль в предложении.

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.

Порядок разбора слова по составу.

  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
  2. Выдели основу слова.
  3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
  4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
  5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

П р и м е р: з а м о р о з к и .

        Разбор предложения

  1. Какое предложение по цели высказывания?
  2. Какое предложение по интонации?
  3. Распространенное оно или нераспространенное?
  4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
  5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
  6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
  7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
  8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.

(Повествоват., невосклиц., распростр.)

Что? Грибы - это подлежащее.

Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.

От подлежащего вопрос задать нельзя.

Задаем вопрос от сказуемого.

Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.-обстоятельство

Пошли (когда?) после дождей – это Вт.член.- обстоятельство

После дождей (каких?) теплых – это Вт.член. - определение



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ

(ПОМНИ! Работу над ошибками выполняют каждый день!)

  1. Большая буква в начале предложения.                                                     

Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.

  1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак. Например: Москва – столица нашей Родины.

  1. Слог.                                                                                                                      

Раздели слова на слоги. Делай так: У – чи – тель

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса: Оси – на

  1. Мягкий знак на конце слова.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: окунь, рысь, уголь.

  1. Мягкий знак в середине слова.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: мальчик, школьник, коньки.

  1. Гласные после шипящих.

Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

  1. Сочетания чк-чн.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: девочка, ночка.

  1. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень.

Делай так: волна́ - во́лны

  1. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарное слово).

Выпиши слово, в котором была допущена ошибка,  правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.

Запомни, как оно пишется: ребя́та, ребя́та, ребя́та.

  1. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).

Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово.

Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок.

  1. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Таня, Саша, Андрей.

  1. Большая буква в кличках животных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Мурка, Зорька, Пушок.

  1. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: река Угра, Австралия, Куликовская улица, деревня Простоквашино.

  1. Разделительный мягкий знак (ь).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.

  1. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса:

группа, рассказ, коллектив

груп-па, рас-сказ, кол-лектив 

  1. Разбор предложения по членам.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Делай так:

Утренняя роса покрывала траву.

роса (какая?) утренняя

покрывала (что?) траву

  1. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Делай так:  поездка, походка

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.

звёздный (звезда, звёздочка)

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, подержали.

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, приехал, переехал.

  1. Правописание суффиксов.

Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.

  1. Правописание предлога со словом. 

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.

к (какому?) берегу; к (крутому) берегу

  1. Разделительный твёрдый знак (ъ).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление

  1. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Луч, товарищ, шалаш (муж. род)

Ночь, речь, печь   (жен. род)

  1. НЕ с глаголами.

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. не  был,  не  выучил, не знал

  1. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи

является каждое слово.

 предл.        сущ.               глаг.                 прил.         сущ.

    По      овражкам          заиграли       весенние    ручейки.

     Например: машина, малыши, карандаши.

  1. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.

Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Прилепили – при/ле/пи/ли.

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило. Например: На опушке - опушка, сущ.,1 скл., П.п.

  1. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.  

Например: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед.ч., П.п.

  1. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило. Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь. 

  1. Мягкий знак  (ь) в глаголах неопределённой формы.

Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.

(что делать?) улыбаться

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед  ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.

Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)

                   ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят)

  1. Звукобуквенный разбор.

Выполни правильно, без ошибок.