Инновационная деятельность
Предварительный просмотр:
Банк диагностических методик коммуникативной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра
1. Таблица возрастных нормативов «Коммуникация» - Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. – 2014 – №1. – с. 32–50.
Возраст ребенка (годы) | Возраст ребенка (месяцы) | Показатели развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) |
1-ый год | 6 | Улыбается при взаимодействии с близким человеком. | ||
Гулит и лепечет в ответ на речь близких людей. | ||||
12 | Демонстрирует разделенное внимание: концентрирует внимание на том же предмете, что и взрослый; показывает, дает взрослому игрушку, чтобы поделиться интересами и т.д. | |||
Имитирует слова сразу же после того, как услышит их | ||||
2-ой год | 18 | Выражает просьбы/требования, отказ, согласие, привлекает внимание, комментирует при помощи жестов и слов. | ||
Демонстрирует предпочтения в ситуации выбора. | ||||
24 | Использует невербальную коммуникацию, чтобы инициировать взаимодействие с ровесниками. | |||
Комментирует и описывает текущие события. | ||||
3-ий год | 30 | Отвечает на простые вопросы и задает их. | ||
Поддерживает простой диалог со взрослыми. | ||||
36 | Пересказывает знакомую историю по картинкам. | |||
Говорит о своих чувствах | ||||
4-ый год | 42 | Периодически вступает в диалог с ровесниками. | ||
Вступает в простой диалог по телефону. | ||||
48 | Поддерживает диалог с ровесниками. | |||
Использует социальные слова, фразы (например, «Извините»). | ||||
5-ый год | 54 | Адекватно реагирует на чувства других людей. | ||
Начинает понимать язык телодвижений собеседника. | ||||
60 | Общается на разнообразные темы. | |||
Начинает принимать во внимание точку зрения собеседника. | ||||
6-ой год | 66 | Выстраивает диалог, опираясь на интересы собеседника. | ||
Может договариваться с собеседником и находить компромиссное решение. | ||||
72 | Называет по просьбе номер домашнего телефона, номер мобильного телефона одного из родственников. | |||
Называет по просьбе полный домашний адрес. | ||||
7-ой год | 78 | Разговаривает на темы, касающиеся взаимоотношений между людьми и норм социального поведения. | ||
Отвечает соответствующим образом, когда его представляют незнакомым. | ||||
84 | Внимательно слушает учителя на уроке (занятии) более 15 минут. | |||
Вежливо, корректно завершает диалог. |
Инструкция по заполнению протокола.
Заполнение протокола специалистом продолжается в течение диагностического периода (1 месяц) 2 раза в год, в сентябре и мае учебного года.
В столбце «Балл», напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от сформированности навыка:
«0» – навык не сформирован. Ребенок никогда не выполняет и не использует данный навык, или только пытается выполнить действие.
«1» – навык сформирован частично. Ребенок начал выполнять действие в течение последнего месяца, либо иногда использует данный навык, (например, только с близкими людьми, только с взрослыми, только в домашних условиях и т.д.)
«2» – навык сформирован полностью. Ребенок использует данный навык в различных ситуациях, в разных местах, с разными людьми.
Подсчитайте общий результат развития.
Для определения возрастного эквивалента, т.е. соотнесения уровня сформированности игровых навыков ребенка с возрастной нормой используется таблица нормативных баллов. Данные, представленные в таблице, являются ориентировочным показателем, т.е. дают приблизительное представление о уровне развития ребенка.
Возрастной эквивалент (годы) | Возрастной эквивалент (месяцы) | Количество баллов, набранных ребенком |
0,5 лет | 6 мес. | 4 балла |
1 год | 12 мес. | 8 баллов |
1,5 года | 18 мес. | 12 баллов |
2 года | 24 мес. | 16 баллов |
2,5 года | 30 мес. | 20 баллов |
3 года | 36 мес. | 24 балла |
3,5 года | 42 мес. | 28 баллов |
4 года | 48 мес. | 32 балла |
4,5 года | 54 мес. | 36 баллов |
5 лет | 60 мес. | 40 баллов |
5,5 лет | 66 мес. | 44 балла |
6 лет | 72 мес. | 48 баллов |
6,5 лет | 78 мес. | 52 балла |
7 лет | 84 мес. | 56 баллов |
2. Калмыкова Н.Ю. Психодиагностическая дифференциация вариантов развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
Шкалы и критерии диагностической карты
Шкалы | Критерии |
Коммуникация | С-1. Зрительный контакт С-2. Тактильный контакт С-3. Реакция на обращенную речь С-4. Реакция на эмоционально-смысловой комментарий С-5. Произвольное и непроизвольное подражание С-6. Реакция ребенка на действия взрослого в игре С-7. Выполнение просьбы, инструкции С-8. Самостоятельное обращение с просьбой С-9. Проявления инициативы ребенка в совместной игре/контакте |
3. Карта психолого-педагогического обследования ребенка с синдромом детского аутизма (Разработка: Агафонова Е.Л., Григорян О.О.)
№ | Динамические состояния в поведении ребенка | Начало года | Конец года |
1 | Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы | ||
1 | Визуальный контакт: | ||
1.1 | Устанавливает | ||
1.2 | Не устанавливает | ||
2 | Коммуникативные отношения: | ||
2.1 | Вступает | ||
2.2 | Не вступает | ||
3 | Контроль за поведением: | ||
3.1 | Осуществляет самостоятельный контроль | ||
3.2 | Импульсивен, но возможен внешний контроль | ||
3.3 | Стереотипное поведение | ||
3.4 | Полевое поведение | ||
3.5 | Инактивен | ||
3.6 | Аспонтанен | ||
3.7 | Нуждается в дополнительном поощрении | ||
4 | Общение (с взрослыми и детьми): | ||
4.1 | Общается | ||
4.2 | Не общается | ||
4.3 | Избирателен в общении | ||
4.4 | Общение формальное | ||
4.5 | Наблюдает со стороны | ||
4.6 | Не интересуется | ||
4.7 | Проявляет агрессивные вспышки | ||
4.8 | Копирует поведение других | ||
4.9 | Общения избегает | ||
5 | Особенности поведения в общественных местах: | ||
5.1 | В столовой | ||
5.2 | На праздниках | ||
5.3 | На прогулке | ||
5.4 | В транспорте | ||
5.5 | На экскурсиях | ||
5.6 | В театре | ||
6 | Испытывает ли страхи: | ||
6.1 | Мотивированные | ||
6.2 | Немотивированные | ||
II | Характер деятельности | ||
1 | Целенаправленность: | ||
1.1 | Деятельность целенаправленна | ||
1.2 | Деятельность хаотична | ||
2 | Сосредоточенность: | ||
2.1 | Сосредотачивается на конкретном задании | ||
2.2 | Кратковременно сосредотачивается на конкретном задании | ||
2.3 | На конкретном задании не сосредотачивается | ||
3 | Отношение к инструкциям педагога: | ||
3.1 | Принимает | ||
3.2 | Не принимает | ||
3.3 | Выполняет по-своему | ||
III | Особенности общения | ||
1 | Вербальное общение | ||
1.1 | Полностью доступно | ||
1.2 | Способность вести диалог в стандартных ситуациях (как тебя зовут, сколько тебе лет и пр.) | ||
1.3 | Отсутствие способности к ведению диалога (использование речевых штампов, стереотипий без связи с ситуацией) | ||
2 | Невербальное общение: | ||
2.1 | Визуальный контакт: | ||
2.1.1 | Адекватный | ||
2.1.2 | Неадекватный | ||
2.1.3 | Следит за взором собеседника | ||
2.1.4 | Показывает глазами | ||
2.1.5 | Эпизодический | ||
2.1.6 | Избегает | ||
2.1.7 | Отсутствует | ||
2.2 | Жесты: | ||
2.2.1 | Указательный жест | ||
2.2.2 | Другие формы использования жестов | ||
2.3 | Мимика: | ||
2.3.1 | Адекватная | ||
2.3.2 | Неадекватная | ||
2.3.3 | Отсутствует | ||
2.4 | Интонация: | ||
2.4.1 | Адекватная | ||
2.4.2 | Неадекватная | ||
2.4.3 | Плохо модулированная |
4. Карты углубленного обследования детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении, тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Информационно-методический вестник Брестского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
https://vk.com/wall-152173660_13232
Начало года | Конец года | |
- при виде лица на мгновение останавливается на нем | ||
- фиксирует взгляд на двигающемся лице и следит за ним | ||
- «социальная улыбка» | ||
- смеется в голос, когда с ним «заигрывают» | ||
- по-разному ведет себя в отношении знакомых и незнакомых людей | ||
- реагирует на игру в прятки | ||
- отчетливая пугливость | ||
- протягивает руку при встрече | ||
- машет рукой при прощании | ||
- понимает 2-3 жеста: «пока», «нельзя» | ||
- протягивает игрушку, которую просят | ||
- указывает на предмет, который хочет | ||
- делится игрушками с другими детьми по просьбе взрослого | ||
- играет с детьми | ||
- узнаёт себя и близких на фото | ||
- показывает части тела и лица | ||
- выражает просьбы жестом: дай, на, не хочу, возьми, передай, отнеси, покажи | ||
- выражает просьбы словами | ||
- умеет благодарить жестом, словом | ||
- воспринимаете себя в зеркале | ||
- воспринимает сверстников, взаимодействует с ними | ||
- подражает действиям взрослого |
5. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: ЦПМССДиП. – 87 с.
https://studylib.ru/doc/6259198/formirovanie-navykov-rechevoj-kommunikacii
Формирование умений выражать просьбы/требования | Начало года | Конец года |
Просит повторить понравившееся действие | ||
Просит один из предметов в ситуации выбора | ||
Просит поесть/попить | ||
Требует предметы/игрушки | ||
Требует выполнения любимой деятельности | ||
Требует выполнения любимой деятельности | ||
Просит о помощи | ||
Формирование социальной ответной реакции | ||
Откликается на свое имя | ||
Выражает отказ от предложенного предмета/деятельности | ||
Отвечает на приветствия других людей | ||
Выражает согласие | ||
Отвечает на личные вопросы | ||
Формирование умений называть, комментировать предметы, людей, действия, события | ||
Дает комментарии в ответ на неожиданное событие | ||
Умеет называть различные предметы | ||
Умеет называть различных персонажей из книг, мультфильмов | ||
Определяет принадлежность собственных вещей (мой) | ||
Умеет называть знакомых людей по имени | ||
Комментирует действия, сообщение информацию о действиях | ||
Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы | ||
Умеет привлекать внимание другого человека | ||
Задает вопросы о предмете («Что___?») | ||
Задает вопросы о другом человеке («Кто___?») | ||
Задает общие вопросы, требующие ответа да/нет | ||
Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них | ||
Выражает радость, сообщает о радости («ура», «весело») | ||
Выражает грусть, сообщает о грусти («мне грустно», «грустит») | ||
Выражает страх, сообщает о страхе («мне страшно») | ||
Сообщает о боли («Больно», «болит») | ||
Сообщает об усталости («Устал») | ||
Выражает удовольствие/недовольство («нравится/не нравится») | ||
Формирование социального поведения | ||
Просит повторить социальную игру | ||
Просит поиграть вместе | ||
Выражает вежливость | ||
Умеет поделиться чем-либо с другим человеком | ||
Выражает чувство привязанности (обнимает, целует) | ||
Оказывает помощь, когда попросят | ||
Умеет утешить другого человека | ||
Формирование диалоговых навыков | ||
Умеет инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени | ||
Умеет инициировать диалог, используя стандартные фразы | ||
Умеет завершить диалог, используя стандартные фразы | ||
Умеет поддержать диалог, делясь информацией с собеседником | ||
Умеет поддержать диалог, организованный собеседником | ||
Умеет поддержать диалог на определенную тему | ||
Умеет поддержать диалог в различных социальных ситуациях | ||
Умеет соблюдать правила разговора (смотрит на собеседника, соблюдает дистанцию, слушает) |
Для оценки используется балльная система. В столбце «баллы» напротив каждого утверждения ставить цифры: «0», «1», «2» в зависимости от сформированности навыка.
«0» - навык не сформирован. Ребенок никогда не использует данный коммуникативный навык.
«1» - навык сформирован частично. Ребенок иногда использует данный коммуникативный навык, (например, только с близкими людьми, только со взрослыми, только в домашних условиях и т.д.) или использует частично - только с подсказкой.
«2» - навык сформирован полностью. Ребенок всегда использует данный навык в различных социальных ситуациях – в разных местах, с разными людьми.
Когда все баллы проставлены, посчитать сумму по каждой области и общую сумму баллов.
6. Пешкова, Н.А., Лещенко, С.Г. Диагностика и развитие социально-бытовых навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие – М.: Мир науки, 2020. – Сетевое издание. Режим доступа: https://izd-mn.com/PDF/68MNNPU20.pdf
Содержание диагностической программы изучения сформированности социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного возраста с синдромом раннего детского аутизма
Навыки | Уровень сформированности | Показатель уровня |
Навыки взаимодействия с другими людьми | ||
Взаимодействие со взрослым (педагогом), называние его по имени | 1 уровень | Проявление откровенной агрессии или отсутствие реакции при попытке взрослого установить контакт, не называет или не знает имена педагогов |
2 уровень | Проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого установить с ребенком положительный контакт, знает педагога | |
3 уровень | Проявление радостного оживления (улыбки, объятий, смеха) при появлении конкретного взрослого, знает педагога и называет его имя | |
4 уровень | Проявление желания идти на занятие заниматься с конкретным взрослым (учителем, воспитателем, психологом), знает педагога и называет по имени | |
Установление доступных контактов с другими детьми | 1 уровень | Отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми (драки из-за игрушек, пособий и др.) |
2 уровень | Демонстрация желания играть с игрушкой, которая находится в руках другого ребенка | |
3 уровень | Проявление способности ждать, пока другой ребенок занят интересующим первого ребенка предметом | |
4 уровень | Демонстрация просьбы дать игрушку | |
Взаимодействие с родителями | 1 уровень | Отвержение родителей (откровенная агрессия) |
2 уровень | Отсутствие теплых отношений с родителями, проявление к ним требовательности для удовлетворения собственных желаний | |
3 уровень | Проявление послушания как стремление установить связь с родителями | |
4 уровень | Проявление ласки и нежности по отношению к родителям | |
Соблюдение доступных правил поведения в ДОУ и во время занятий | 1 уровень | Нарушение нормативных правил поведения (крики, возгласы, возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания в ДОУ |
2 уровень | Нарушение поведения во время занятия (отсутствие умения слушать педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, постоянные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на другие объекты и др.) | |
3 уровень | Частичное нарушение правил поведения (нарушение правил поведения в случае потери интереса к занятию и правильное поведение, если интерес возобновился) | |
4 уровень | Нормативное поведение в течение всего занятия и во время перерыва |
7. Ткачева В.В. «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития»
https://pandia.ru/text/78/579/47035.php
Анкета
1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению
0 баллов — отказ идти в школу;
1 балл — согласие идти в школу только потому, что этого требует взрослый;
2 балла — желание идти в школу для того, чтобы там играть;
3 балла — желание идти в школу, чтобы учиться и общаться с другими детьми и взрослыми.
2. Способы взаимодействия со взрослым (педагогом)
0 баллов — проявление откровенной агрессии при попытке взрослого установить контакт;
1 балл — проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого установить с ребенком положительный контакт;
2 балла — проявление радостного оживления (улыбки, объятий, смеха) при появлении конкретного взрослого;
3 балла — проявление желания идти на урок заниматься с конкретным взрослым (учителем, воспитателем, психологом).
3. Принятие доступной пониманию инструкции
0 баллов — отказ от принятия инструкции (откровенный негативизм);
1 балл — проявление упрямства;
2 балла — частичное выполнение инструкции;
3 балла — полное выполнение инструкции.
4. Соблюдение доступных правил поведения
0 баллов — нарушение нормативных правил поведения (крики, возгласы, возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания в школе;
1 балл — нарушение поведения во время урока (отсутствие умения слушать педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, постоянные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на другие объекты и др.);
2 балла — частичное нарушение правил поведения (нарушение правил поведения в случае потери интереса к уроку и правильное поведение, если интерес возобновился);
3 балла — нормативное поведение в течение всего урока и на перемене.
5. Эмоциональные реакции
0 баллов — слезы, крики, желание подраться, выражение страха или напряженности (на начальном этапе адаптационного периода в учебном учреждении);
1 балл — общая замкнутость и заторможенность;
2 балла — состояние покоя, нормализация состояния;
3 балла — смех, улыбка на лице как проявление положительных реакций.
6. Продолжительность занятий
0 баллов — отсутствие способности выполнять посильное задание на фронтальном занятии;
1 балл — выполнение посильных заданий в течение 5 мин;
2 балла — выполнение посильных заданий в течение 5—10 мин;
3 балла — выполнение посильных заданий в течение 10—15 мин.
7. Установление доступных контактов с другими детьми
0 баллов — отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми (драки из-за игрушек, пособий и др.);
1 балл — демонстрация желания играть с игрушкой, которая находится в руках другого ребенка;
2 балла — проявление способности подождать, пока другой ребенок занят интересующим первого ребенка предметом;
3 балла — демонстрация просьбы дать игрушку.
8. Приобретение новых навыков (в течение учебн. года)
0 баллов — отсутствие навыков;
1 балл — приобретение одного навыка;
2 балла — приобретение двух навыков;
3 балла — приобретение трех и более навыков.
9. Взаимодействие с матерью
0 баллов — отвержение матери (откровенная агрессия);
1 балл — отсутствие теплых отношений с матерью, проявление к ней требовательности для удовлетворения собственных желаний;
2 балла — проявление послушания как стремление установить связь с матерью;
3 балла — проявление ласки и нежности по отношению к матери.
Подсчет баллов:
Высокий уровень - 24—27 баллов
Средний уровень - 16—23 балла
Низкий уровень - 8—15 баллов
Очень низкий уровень - ниже 8 баллов
8. Елисеева Е.Н. Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке СИПР. – Псков. 2018.
https://vk.com/wall-135142459_501463
Особенности контакта со взрослыми | Начало года | Конец года | |
Установление контакта | устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого | ||
не устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого | |||
устанавливает контакт в ответ на действия взрослого (например, в ответ на поглаживание руки – поднимает руку и др.) | |||
не устанавливает контакт в ответ на действия взрослого | |||
Поддержание контакта | поддерживает контакт в процессе взаимодействия с взрослым | ||
прерывает контакт, после этого включается в процесс взаимодействия | |||
прерывает контакт, после этого не включается в процесс взаимодействия | |||
Инициация контакта | инициирует контакт (указать способ) | ||
не инициирует контакт | |||
Избирательность контакта | вступает в контакт с любым взрослым устанавливает контакт избирательно | ||
вступает в контакт с любым взрослым устанавливает контакт избирательно | |||
Особенности контакта со сверстниками | |||
Установление контакта со сверстниками в свободной деятельности | устанавливает контакт в ответ на действия сверстников избегает контакт со сверстниками | ||
устанавливает контакт в ответ на действия сверстников избегает контакт со сверстниками | |||
Установление контакта со сверстниками в игровой ситуации | присоединяется к игре | ||
не присоединяется к игре | |||
Поддержание контакта со сверстниками | поддерживает контакт в процессе взаимодействия со сверстниками | ||
периодически поддерживает контакт в процессе взаимодействия со сверстниками (указать количество эпизодов прерывания контакта) | |||
не поддерживает контакт в процессе взаимодействия со сверстниками | |||
Инициация контакта | инициирует контакт со сверстниками | ||
не инициирует контакт со сверстниками | |||
Избирательность контакта | вступает в контакт с любым сверстником | ||
устанавливает контакт избирательно (симпатии, антипатии) | |||
Эмоциональная сфера | |||
Эмоциональные проявления | реагирует на проявления эмоций другого человека, ответные эмоции соответствуют ситуации | ||
реагирует на проявления эмоций другого человека, но ответные эмоции не соответствуют ситуации | |||
не реагирует на проявления эмоций другого человека | |||
Преобладающий эмоциональный фон | позитивный | ||
негативный | |||
неустойчивый | |||
Эмоциональный контроль | успокаивается сам | ||
успокаивается по просьбе взрослых | |||
успокаивается при переключении на другую деятельность | |||
успокаивается, если взять за руку или обнять | |||
успокаивается при смене помещения | |||
другое | |||
Особенности поведения | |||
Проблемы поведения | стереотипии (указать способы проявления стереотипии) | ||
неадекватный крик | |||
неадекватный плач | |||
неадекватный смех | |||
физическое сопротивление | |||
невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения (указать инструкции) | |||
агрессия (указать способы проявления агрессии) | |||
самоагрессия (указать способы проявления самоагрессии) | |||
отказ от выполнения предлагаемой деятельности | |||
не наблюдались проблемы поведения | |||
Реакции на требования и замечания | меняет поведения (свои действия) в соответствии с требованием, замечанием | ||
не меняет поведения (свои действия) в соответствии с требованием, замечанием |
9. «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И.А., Холмогорова В.М.)
Инструкция: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать:
• параметры общения со сверстниками;
• шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.
Обработка результатов:
Интерес к сверстнику:
0 баллов - ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;
1 балл - ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;
2 балла - ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);
3 балла - ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.
Инициативность:
0 баллов - ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;
1 балл - ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);
2 балла - ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;
3 балла - ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.
Чувствительность:
0 баллов - ребенок не отвечает на инициативу сверстника;
1 балл - ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;
2 балла - ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;
3 балла - ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.
Просоциальные действия:
0 баллов - ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;
1 балл - ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;
2 балла - ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;
3 балла - ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов.
Средства общения:
Экспрессивно-мимические
0 баллов - ребенок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;
1 балл - ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;
2 балла - ребенок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя очень раскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются), мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.
Активная речь
0 баллов - ребенок не произносит слов, не «лепечет», не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого);
1 балл - лепет;
2 балла - автономная речь;
3 балла - отдельные слова;
4 балла - фразы.
Протокол регистрации параметров общения со сверстниками
Показатели | Формы взаимодействия | Начало года | Конец года |
Интерес | Непосредственное общение | ||
Общение с участием взрослого | |||
Совместная деятельность с предметами | |||
Один предмет на двоих | |||
Инициативность | Непосредственное общение | ||
Общение с участием взрослого | |||
Совместная деятельность с предметами | |||
Один предмет на двоих | |||
Чувствительность | Непосредственное общение | ||
Общение с участием взрослого | |||
Совместная деятельность с предметами | |||
Один предмет на двоих | |||
Просоциальные действия | Непосредственное общение | ||
Общение с участием взрослого | |||
Совместная деятельность с предметами | |||
Один предмет на двоих | |||
Средства общения эмоционально-мимические | Непосредственное общение | ||
Общение с участием взрослого | |||
Совместная деятельность с предметами | |||
Один предмет на двоих | |||
активная речь | Непосредственное общение | ||
Общение с участием взрослого | |||
Совместная деятельность с предметами | |||
Один предмет на двоих |
Для оценки степени развития общения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла), средний (2 балла) и высокий (1 балл).
Низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров.
Средний уровень, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения, если выраженность разных показателей существенно различается.
Высокий уровень общения, если по большинству из параметров в каждой пробе высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия.
10. Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Веракса)
Подготовка к проведению наблюдения. Заготавливается список детей группы. Первые номера списка присваиваются девочкам, а последующие мальчикам. Эти номера должны быть постоянными на протяжении всех замеров. Поверх одежды каждому ребенку надевается повязки с номерами, как это делается у спортсменов (в том случае, если экспериментатор не знаком с детьми).
Продолжительность наблюдения. Период свободных игр во время утренней прогулки на участке или после полдника, когда дети играют в групповой комнате. Срезы проводятся на протяжении 3 дней через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов - 30-40, минимальное - 20. Проводить замеры целесообразно только в том случае, если налицо не менее 3/4 постоянного состава группы.
Экспериментатор одномоментно фиксирует на бумаге микрообъединения детей и их состав. Эта процедура проделывается быстро. В протоколе проставляется время начала среза. Через 5-7 минут делается следующий срез и его результаты фиксируются в протоколе. Обзор группы ведется слева направо по всему пространству групповой комнаты, что графически отражается и в протоколе.
Фиксировать результаты можно по схеме, предложенной ниже. Например, группа состоит из 15 человек, 8 из них - девочки, обозначим их кружочками, 7 мальчиков обозначим треугольниками. Отмечаем время начала среза и фиксируем играющие, взаимодействующие группы детей.
Обработка результатов: количественный анализ осуществлялся последовательно: сначала составлялись индивидуальные протоколы, где на каждого ребенка из обще группового протокола - среза выписывались соответствующие показатели, затем подсчитывалось количество срезов, когда ребенок играл один и когда он входил в игровое объединение со сверстниками. Процентное соотношение последнего к общему количеству срезов показывает частоту контактирования ребенка с детьми в группе. После чего вычисляли количество контактов, установленных тем или иным дошкольником с каждым ребенком группы и суммировали их. Отношение этой суммы к общему количеству срезов (т.е. среднее количество контактов, установленных данным ребенком со сверстниками в одном срезе) принималось за показатель интенсивности общения.
Получив данные об интенсивности общения каждого ребенка, из всех детей группы выделяют тех, общение с которыми у данного ребенка было особенно интенсивным, избирательным. Избирательность устанавливается условно.
Граница избирательного общения для каждого ребенка вычисляется по формуле: (3m)/(N-l), где m - общее число контактов, а N - количество детей в группе. Общение со сверстниками, при котором количество контактов равно величине этой границы или превышает ее, считается избирательным.
Затем вычислялась широта круга общения ребенка с детьми группы, или экстенсивность общения. Она характеризуется соотношением количества детей группы, с которым были установлены контакты за время наблюдаемых срезов, с общим количеством детей группы за вычетом одного, т.е. самого ребенка.
Определялась средняя продолжительность общения ребенка в данном объединении. Для этого подсчитывалось количество объединений, которые сменил ребенок за все время наблюдения, вычисляют среднюю продолжительность его пребывания в одном объединении (условно можно считать, что ребенок сменил объединение в том случае, если состав объединения изменился больше, чем на 50%).
Просматривались характеристики игровых объединений, в которых общался ребенок (а именно: вычисляли наиболее стабильные объединения, высчитывали среднюю величину объединений, процентное соотношение объединений разной численности, а также отмечали максимальную величину объединений).
12. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова)
Инструкция: Карта проявлений самостоятельности заполняется воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла
Проявления | Начало года | Конец года | |
Коммуникативные качества личности | |||
эмпатийность | ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению | ||
идентифицируется с партнером, заражается его чувствами | |||
выражает сочувствие, сопереживание собеседнику | |||
выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь) | |||
доброжелательность | ребенок проявляет расположенность слушать партнера | ||
старается понять и ответить на вопросы собеседника | |||
выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером) | |||
не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его | |||
проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник | |||
непосредственность, аутентичность, искренность | ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам | ||
искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств | |||
открыто заявляет о своих намерениях («Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю») | |||
не «подхалимничает» | |||
открытость в общении | ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой) | ||
выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками | |||
конфронтация | ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию | ||
доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте | |||
инициативность | ребенок сам проявляет инициативу в общении; | ||
понимает и поддерживает инициативу другого | |||
Коммуникативные действия и умения | |||
организационные | ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия | ||
является лидером в отдельных видах деятельности | |||
владеет организаторскими навыками | |||
перцептивные | ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства («А чего ты обиделся?») | ||
наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых | |||
оперативные | ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы) | ||
свободно владеет вербальными средствами общения (язык) | |||
увлекает партнера по общению своими действиями | |||
умеет продолжительное время поддерживать контакт | |||
умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера |
Обработка результатов: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям.
116-145 баллов - очень высокий, 87-115 баллов - высокий, 58-86 баллов - средний, 29-57 баллов - низкий.