6 класс СПРАВОЧНИК

Максимова Наталья Александровна

Справочник по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приставки пре и при.

Пишется при :

-приближение, присоединение (приклеить, приехать)

-неполнота действий (приоткрыть, придержать)

-находится вблизи чего-то (прибрежный)

Пишется пре :

-близко к пере- (прервать- перервать)

-близко к очень (прекрасный, преинтересный)

Запомнить:

-президент, президиум,  преследовать, претензия, преследовать, прельщать, препятствие, превращение, прекращение, презрение, знаки препинания, престиж, премьера, премировать, престол, предать, пререкаться, пресмыкаться, преферанс, прелюдия, претендент, препарат, презентабельный.

-примадонна, привилегия, привычка, прибаутка, привередливый, притворяться, признание, принадлежать, привольный, причудливый, пристрастие, привлекательный, приоритет, приватизация, примитивный, притеснять, присутствовать, принудительный, неприметный, примечать, принципиальный, приниженный, неприхотливый, приведение, прискорбный, пригожий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

I. Н и НН в именах прилагательных Н НН В суффиксе – ИН: ут ин ый, пчел ин ый В суффиксах – АН – ЯН: песч ан ый, шерст ян ой Запомнить : ЮНЫЙ Запомнить : ВЕТРЕНЫЙ Исключение : стекл янн ый, дерев янн ый, олов янн ый 1.Если слово образовано с помощью суффикса – Н от основы на – Н: длина – дли нн ый 2. В суффиксах – ОНН – ЕНН:эволюци онн ый, торжеств енн ый В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных. Например: бесшум н а, тума нн а Н НН В кратких причастиях: поле скоше н о, самолеты испыта н ы Если есть приставка, кроме не-: про пече нн ый пирог Если образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида: тушё н ое мясо Исключения: дела НН ый вид, жела НН ый, вида НН ый, невида НН ый, виде НН ый, невиде НН ый, слыха НН ый, неслыха НН ый, негада НН ый, нежда НН ый, нечая НН ый, медле НН ый, свяще НН ый Исключение: раненый Если образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: лишё нн ый Если к ним относятся зависимые слова: печё нн ый в печи пирог Исключения: кованый, жёваный, клёваный Если образованы при помощи суффиксов –ованн-, -ёванн- организ ованн ый, корч ёванн ый Исключения: смышленый, названый (брат), посаженый (отец), приданое (сущ.) В прилагательных, образованных от глаголов с приставками: по ноше нн ый, по держа нн ые, растерянные, умеренный , от чая нн ый. II. В отглагольных прилагательных и причастиях

Слайд 2

III. В наречиях Н НН Столько Н, сколько в прилагательном, от которого образовано : мудре н о - мудре н ый Взволнова нн о - взволнова нн ый Н И НН В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У существительных на -ик(а), -ица, -ость, -ота пишется столько Н, сколько в производящем прилагательном : нефтяник – нефтяной - нефть; труженик – труженый - трудиться. ИСКЛ.: ставленник, бессреб­реник, сребреник (монета).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не с различными частями речи Часть речи Слитно Раздельно Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е 1. Не употребляется без не -: неженка, нелепый, нелепо 2. Можно заменить синонимом без не -: не скромно (хвастливо) не глупый (умный) 3. В отрицательных наречиях : не куда , не где 1. Есть противопоставление : не правда , а ложь 2. далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не: 3. С наречиями не на -о, -е: не по-товарищески Местоимение После не и ни нет предлога : ни кого , не кого После не и ни есть предлог : не у кого , ни у кого Глагол, Деепричастие Не употребляется без не (не домогать, не доумевая ) Со всеми остальными глаголами и деепричастиями Причастие Нет зависимого слова или противопоставления: не законченная работа 1. Есть зависимое слово 2 . Есть противопоставление: не законченная, а начатая 3. С краткими причастиями: работа не закончена

Слайд 2

Слова, которые без «не» не употребляются . Существительные Прилагательные Глаголы незнакомка неистовство невежа, невежда неглиже нелепица, нелепость ненависть ненастье непоседа неприязнь нержавейка (сталь) неслух несмышленыш несуразица неуклюжесть неумеха неустойка нехватка нечистоты неистовый неказистый нелепый нелюдимый ненавистный ненастный непоседливый непроглядный (мрак) неприглядный неприязненный непутевый неряшливый несметное (количество) несуразный неуклюжий нещадная (ругань) негодовать недоумевать недоставать (чего-либо) недосмотреть (за ребенком) невзвидеть (света) невзлюбить ненавидеть неистовствовать мне нездоровится ему неймется тебе несдобровать



Предварительный просмотр:

Формулировка и выбор тем сочинения.

Я предлагаю вам 3 темы. 

 а) «К. Троекуров и А. Дубровский »

б) «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского »

в) «Почему В. Дубровский стал разбойником?»

- С темами сочинения вы познакомились на предыдущем уроке и дома должны были определиться с темой, поработав с текстом, сделать пометки, закладки того, что вам пригодится для вашей работы.

2. Работа по 1-ой теме.

- Кто выбрал эту тему? Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия.

План к теме «К. Троекуров и А. Дубровский »

Ì. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.

ÌÌ. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.

  1. Положение в обществе К. Троекурова и А. Дубровского.
  2. Характер героев.
  3. Отношение с людьми.
  4. Причина гибели А. Дубровского.

ÌÌÌ. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и А. Дубровскому.

Краткая историческая справку на тему «Дворянство в Ì пол. 19 века». Эта информация пригодится и тем, кто выбрал 3 тему.

Дворянство как класс в России, возникло еще в XII веке и представляло собой военно-служилое сословие, причем низшую его часть. Представители дворянства составляли двор знатного вельможи: князя или боярина. Само слово "дворянин" буквально обозначало, что это человек с княжеского или боярского двора.
     Возвышение дворянства началось в XIV веке. Власть, признав заслуги дворян, оказала им милости. В частности было разрешено приобретать землю. Итогом этого шага стало появление класса помещиков, то есть землевладельцев. К концу XV века земли дворянам начали раздаваться при условии выполнения службы. Образовался класс поместных дворян, причем это сословное положение передавалось по наследству. В этот же период изданным Судебником было введено ограничение на переход крестьян от одного хозяина к другому. Таким образом, дворяне становились собственниками не только земель, но и крестьян. Позднее крестьяне были полностью закрепощены. 
     В эпоху правления 
Ивана IV Грозного власть начинает борьбу с боярской аристократией. Устанавливается централизованная система управления - самодержавие. Доверенный царя, дворянин Иван Пересветов, предложил идею усиления власти в руках одного монарха. Это был сильный удар по российским боярам. Свои реформы Иван IV проводил, опираясь именно на дворянство.
    Итогом этой борьбы стало поселение тысячи выбранных дворян вокруг
Москвы и издание Уложения о службе, в котором дворяне фактически уравнивались в правах с боярами. Они могли передавать свое звание по наследству. За свои привилегии они должны были платить верной службой царю.
При 
Петре I дворянство достигло вершины своего расцвета. Однако родовитость перестает быть основой высокого положения. Петр отдает предпочтение тем, кто своей службой приносит больше пользы государству. В результате была создана "Табель о рангах", которая регламентировала систему дворянской службы, дворянин не мог приобрести определенный чин, не выполняя своей службы, при этом жалование старых званий было полностью прекращено.
     
Екатерина II продолжила даровать привилегии дворянству. Так своим Указом она позволила дворянам не заниматься обязательной государственной службой. Теперь для получения дохода дворяне полностью использовали своих крестьян, что привело к их окончательному разорению.
С XIX века начинает закат дворянского сословия. Республиканские настроения, которые стали бродить в обществе, массонские ложи и революционные организации подрывали устои самодержавия. Это привело к изданию Указа об отмене крепостного права. Крестьяне, разорившись, отправлялись в города. Началось зарождение капитализма, который окончательно снизил позиции дворянства. На высшие ступени в обществе стали выходит представители новой формации - буржуазии. 
      После 
революции 1917 года в России все сословия, в том числе и дворянство, были полностью ликвидированы.

К. Троекуров и А. Дубровский.

Сходство персонажей

1. Ровесники. 2. По происхождению дворяне. 3. Оба служили и вышли в отставку. 4. Оба женились по любви и стали вдовцами.

Различие

Соц. положение

Богатство - власть, связи.

Бедность – отсутствие власти, авторитета.

Характер героев

Эгоистичный, своенравный, жестокий, высокомерный.

Мягкий, порядочный, добрый, благородный.

Отношение с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)

Грубо, строго, властно, жестоко.

Гуманно, уважительно,

Отношение автора к героям

Осуждение, неприязнь

Сочувствие, симпатия

Беседа по вопросам.

  1. Каково было положение героев в обществе?
  2. Как вы охарактеризуете Троекурова и Дубровского?
  3. Какие у них были отношения с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)?
  4. Как они относились друг к другу?
  5. Какой случай спровоцировал их ссору?
  6. Какое обстоятельство сделало их примирение невозможным?
  7. Какова причина гибели Дубровского?
  8. Как Пушкин относится к своим героям? Кому он симпатизирует? Почему?
  1. Работа по 2-ой теме.

Здесь вы должны будете проследить, как на протяжении всего романа развиваются отношения Марии Троекуровой и Владимира Дубровского.

 План к теме «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского ».

Ì. Вступление. История героев и их семей.

ÌÌ. Основная часть.

  1. Начало их отношений.
  2. Объяснение Дубровского с Машей.
  3. Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.
  4. Сватовство и венчание с Верейским.

ÌÌÌ. Заключение. Почему они не могли быть вместе?

- А теперь разберем каждый пункт плана. Беседа по вопросам.

1. Во вступлении вы должны будете написать про дружбу отцов, что они оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны, что Троекуров когда-то прочил Машу за Владимира.

2. При каких обстоятельствах произошла их первая встреча?

3. Почему Маша сначала не обратила на учителя внимание?

4. Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?

5. Как относились к учителю в доме Троекурова?

6. Почему Дубровский не стал мстить врагу?

7. Как относится к Дубровскому Маша?

8. Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским?

9. Была ли судьба Маши исключительной или же она закономерна, типична? Ответить на этот вопрос вам помогут произведения других видов искусства: картина В. Пукирева «Неравный брак» и народная песня в обработке и исполнении Жанны Бичевской «У церкви стояла карета».

10. Какие обстоятельства помешали им быть вместе?

4. Работа по 3-ей теме.

Здесь вы должны дать полную характеристику персонажа и в итоге высказать свое личное мнение к этому герою. Обратимся к плану. 

План к теме «История жизни Владимира Дубровского»

Ì. Вступление. История жизни героя до приезда к отцу.

ÌÌ. Основная часть.

  1. Болезнь и смерть отца.
  2. Дубровский вступает на преступный путь.
  3. Отношения с Машей Троекуровой.
  4. Дубровский – благородный разбойник.
  5. Главный герой покидает родные края.

ÌÌÌ. Заключение. Мое отношение к герою.

- Разберем этот план, ответив на вопросы.

1. Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?

2. Каковы были отношения отца и сына?

3. Как развивались события по приезде В. Дубровского в родное имение?

4. Как ведет себя Владимир в сцене с судейскими чиновниками?

5. Какие обстоятельства толкнули героя на преступный путь?

6. Почему крестьяне пошли за ним?

7. Что заставило Дубровского проникнуть в дом к Троекурову?

8. Почему он не стал мстить врагу?

9. Почему Дубровский покинул своих крестьян?

10. Как автор относится к герою?

11. А вы сочувствуете ему, оправдываете его?