10 класс
Материалы для сочинения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План сочинения 2019-2020 и темы | 16.99 КБ |
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2020 | 34.11 КБ |
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ | 14.33 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЧИНЕНИЕ 2020
СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Составив план, напишите сочинение на черновике. Следуйте простой структуре:
- Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
- «Мостик» к основной части (20-30 слов). Укажите, что тема работы отражена во многих литературных произведениях.
- Основная часть (200-250 слов). Приведите один-два аргумента из литературы по такой схеме:
- укажите название произведения и автора («Тема поднимается в романе…»);
- вспомните конкретные ситуации, связанные с темой сочинения и подкрепляющие вашу идею;
- дайте оценку приведенным примерам;
- подведите промежуточные итоги;
- сделайте «мостик» к следующему аргументу («Тема также отражена в повести…»).
- Вывод (60-70 слов). Начните с вводной конструкции («Подводя итог…», «Так что же значит..?») и еще раз сформулируйте свою идею.
- Направление «Он и она»
- Направление «Гордость и смирение»
- Направление «Добро и зло»
- Направление «Надежда и отчаяние»
- Направление «Война и мир»
Темы «Он и она»
- Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов»?
- Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
- Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями.
- Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?
- Согласны ли вы с утверждением: "У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
Темы «Гордость и смирение»
- Чем отличается гордость от гордыни?
- Как отличить гордость от высокомерия?
- Какого человека называют гордым?
- Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
- Стоит ли терпеть обиды?
Темы «Добро и зло»
- Что такое доброта?
- Чем доброта отличается от милосердия?
- Почему человек должен быть добрым?
- Может ли доброта принести человеку разочарование?
- Нужно ли сдерживать в себе доброту?
«Надежда и отчаяние»
- Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
- Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
- Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
- Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
- Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?
Темы «Война и мир»
- Роль "Эпилога" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
- Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.
Универсальная литература, которая подходит под любое из 5-ти направлений
- "Война и мир" Л.Н. Толстой.
- "Капитанская дочка" А.С. Пушкин
- "Евгений Онегин" А.С. Пушкин
- "Шинель" Н.В. Гоголь
- "Мертвые души" Н.В. Гоголь
- "Вишневый сад" А.П. Чехов
- "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
- "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков
- "Горе от ума" А.С. Грибоедов
- "Мцыри" М.Ю. Лермонтов
- "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
- "Судьба человека" М.А. Шолохов
- "На дне" М. Горький
- "Отцы и дети" И.С. Тургенев
- "Гроза" А.Н. Островский
- "Премудрый пескарь" М.Е. Салтыков-Щедрин
- "Обломов" И.А. Гончаров
- "Матренин двор" А.И. Солженицын
- "Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин
- "И дольше века длится день" Ч.Т. Айтматов
- "Уроки французского" В.Г. Распутин
- "Обелиск" В.В. Быков
- "Недоросль" Д.И. Фонвизин
Источник: https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2020/literatura-dlya-itogovogo-sochineniya-2019-2020.html
Источник: https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2020/literatura-dlya-itogovogo-sochineniya-2019-2020.html
Предварительный просмотр:
Алгоритм написания итогового сочинения 2019-2020
Алгоритм работы над сочинением:
- Внимательно прочитать формулировку темы.
- Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
- Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
- Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
- Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
- Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
- Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
- Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
- Запиши их, составляя план.
- Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
- Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
- Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!
Практические советы в написании итогового сочинения:
- Как писать вступление?
- Вступление должно быть 60-70 слов.
- Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
- Отражено ли это во вступлении?
- Намечена ли цель сочинения?
- Сужена ли тема?
- Есть ли переход к основной части?
- Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
- Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о....
- Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
- Так в произведении…показан….
- Именно…( один из этих вариантов!)
- Как писать основную часть?
- Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);
- Обращение к произведению (указаны автор, название);
- Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);
- Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
- Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
- Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);
- То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где поднимается тема…. - ….;
- О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;
- Об этом же писал…;
- Это же волновало….;
- Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
- Как писать заключение?
- В заключении — 60-70 слов.
- Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
- Клише для начала заключения:
- Подводя итог, хочется сказать:…
- Таким образом, мы понимаем, что….
- Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
Надежда и отчаяние
Комментарий от ФИПИ
- В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
- Что помогает человеку справиться с отчаянием?
- Что такое пустые надежды?
- Что помогает человеку пережить сложные моменты?
- Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.
- У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.
- Роль надежды в жизни человека
- Роль надежды в годы ВОВ
- Причины отчаяния
- Гнев как следствие отчаяния
- Последствия отчаянных поступков
- Потеря смысла жизни как следствие отчаяния
- На кого можно надеяться?
- В чем проявляется отчаяние?
- Каковы последствия отчаяния?
- Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
- Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.
- Можно ли вселить надежду в человека?
- Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
- Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.
- У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.
- Бывают ли надежды напрасными?
- Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
- Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
- Почему некоторые теряют надежду?
- Почему надеяться нужно только на себя?
- Почему нельзя впадать в отчаяние?
- Почему решения нужно принимать с холодной головой?
- К чему может привести отчаяние?
- Потерять надежду – значит сдаться?
- Как вселить надежду в человека?
- Как вы понимаете слова А. Дюма: «Надежда - лучший врач из всех, какие известны».
- Как вы понимаете смысл фразы «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние».
- Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
- Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
- Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
- Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
- Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
- Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- К. Симонов «Жди меня»
- Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание»
- А. Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»
- М. Горький «На дне»
- А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
- Н.В. Гоголь «Шинель»
- А.Н. Островский «Гроза»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- А.П. Чехов «Ванька», «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М.А. Шолохов «Судьба человека»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
- А.И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Чудесный доктор»
- В.Г. Распутин «Живи и помни»
- Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- Е.И. Замятин «Мы»
- А.П. Платонов «Котлован»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- «Дары волхвов»
- Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»
- Т. Драйзер «Американская трагедия»
- Дж. Боуэн «Как уличный кот изменил мою жизнь»
- Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
- А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
- М. Митчелл «Унесенные ветром»
- В. Гюго «Собор парижской богоматери», «Отверженные»
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- Ш. Бронте «Джейн Эйр»
- Ч. Диккенс «Большие надежды», «Рождественская песнь»
- Дж. Лондон «Мартин Иден»
3. Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
- Что такое доброта?
- Что может сделать человека добрее?
- Что порождает злость в людях?
- Чем доброта отличается от милосердия?
- В чем проявляется зло?
- В чем проявляется истинная доброта?
- В чем разница между добром и ханжеством?
- Почему человек должен быть добрым?
- Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
- Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
- Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
- Почему люди становятся жестокими/злобными?
- Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
- Может ли доброта принести человеку разочарование?
- Может ли доброта причинить вред человеку?
- Может ли зло быть на благо?
- Может ли жестокостью заслужить уважение?
- Может ли зло помочь человеку понять себя?
- Может ли злой человек стать добрым?
- Может ли злобный человек быть счастливым?
- Может ли по-настоящему добрый человек совершить зло?
- Может ли зло быть на благо?
- Может ли за добрым поступком скрываться злой умысел?
- Нужно ли сдерживать в себе доброту?
- Нужно ли отвечать добром на зло?
- Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
- Как человек может воспитывать в себе доброту?
- Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
- Кого можно назвать добрым человеком?
- Какими качествами обладает добрый человек?
- Доброта – это проявление силы или слабости?
- Доброта как качество счастливого человека
- Доброта как важнейшее качество человека
- Можно ли воспитать в человеке доброту?
- Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
- Можно ли отвечать добром на зло?
- Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
- Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
- Важно ли прививать доброту с детства?
- В чем проявляется истинная доброта?
- Всегда ли зло совершается намеренно?
- Всегда ли люди отвечают добром на добро?
- Всегда ли добро побеждает зло?
- Высшая мудрость - различать добро и зло
- Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
- Каждый ли человек заслуживает доброго отношения к себе?
- Стоит ли совершать добрые поступки вопреки собственными интересам?
- Каким был бы мир без добрых людей?
- Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
- Есть ли место злости в добром сердце?
- Что порождает злость в людях?
- Как связаны понятия «злость/жестокость» и «трусость»?
- Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений.
- Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого: «Искусство — одно из средств различения доброго от злого»?
- Как вы понимаете смысл фразы: «Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
- Согласны ли вы с утверждением: «Триумф зла — бездействие доброго человека"?
- Согласны ли вы с тем, что «ничто не является злым с самого начала"?
- Согласны ли вы с утверждением, что «злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»?
- Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно - Зло?
- Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
- Роль добра в жизни каждого из нас
- Роль доброты в современном мире
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- .А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
- А. И. Куприн, рассказ «Чудесный доктор»
- М. Шолохов, рассказ «Судьба человека»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы»
- А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
- К.Г. Паустовский, «Телеграмма»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Евгений Онегин»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон»
- Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души»
- А.Н. Островский «Гроза», «Без вины виноватые»
- А.Н. Карамзин «Бедная Лиза»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
- А.П. Чехов «Казак», «Воры», «Хамелеон», «Крыжовник»
- М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
- А.И. Солженицын «Матренин двор»
- В.Г. Распутин «Уроки французского»
- Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
- А.П. Платонов «Юшка»
- А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
- Ч.Т. Айтматов «Плаха»
- В.К. Железников «Чучело»
- С. Лукьяненко «Ночной дозор
4. Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
- Что такое мнимая гордость?
- Что толкает людей на месть?
- Чем отличается гордость от гордыни?
- В чем проявляется самоуважение?
- В чём разница между гордостью и смирением?
- Какого человека называют гордым?
- Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
- Как связаны скромность и смирение?
- Как связаны сила духа и гордость?
- Как связаны гордость и эгоизм?
- Как гордость влияет на взаимоотношения человека с окружающими?
- Как заслужить уважения окружающих?
- Как отличить гордость от высокомерия?
- Гордость - это положительное или отрицательное чувство?
- Помогает ли смирение понять себя?
- Гордость или смирение обогащают личность?
- Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими?
- Можно ли защитить свою честь, прибегнув к мести?
- Кого можно считать сильным человеком?
- Как вы понимаете смысл высказывания «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
- Как вы понимаете значение высказывания «Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива»
- Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым»
- Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения - тщеславие; смирение без гордости - униженность?
- Согласны ли вы с утверждением: «Смирение — вот противоядие от стыда»?
- Согласны ли вы с утверждением Вольтера: «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»?
- Роль гордости как положительного качества в жизни человека
- Роль гордости как отрицательного качества в жизни человека
- Мера гордости
- Последствия чрезмерной гордости
- Нужна ли человеку гордость?
- Стоит ли терпеть обиды?
- Указывает ли скромность на бесхарактерность?
- Стоит ли прощать обиды?
- Всегда ли нужно демонстрировать гордость?
- Является ли прощение обиды благородным поступком?
- Говорит ли умение прощать об отсутствии гордости?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина».
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри»
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
- А.П. Платонов «Юшка»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Игрок», «Кроткая»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
- А.П. Чехов «Ионыч», «Вишневый сад», «Попрыгунья»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- В.М. Шукшин «Обида»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- Л.Е. Улицкая «Бедные родственники»
- Ф. Абрамов «Собачья гордость»
- А.и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
- А. Толстой «Петр Первый»
- Г. Горин «Забыть Герострата»
- А.Н. Островский «Бешеные деньги», «Бедность не порок»
- А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
- И.А. Гончаров «Обрыв»
- Ш. Бронте «Джейн Эйр»
5. Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».
- Какие причины могут привести человека к измене?
- Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
- Какие обязанности должен исполнять мужчина в семье?
- Какие обязанности должна исполнять женщина в семье?
- Зачем человеку нужна любовь?
- Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
- Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
- Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов»?
- Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?
- Согласны ли вы с утверждением: "У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
- Согласны ли Вы с фразой «Мужчина играет первую скрипку, женщина – дирижирует!»?
- Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"?
- Согласны ли вы с высказыванием Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
- Как вы понимаете смысл высказывания: "Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
- Почему в любви важно понимать и прощать?
- Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
- Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
- Почему мужчин называют «сильным полом», а женщин — «слабым полом»?
- Почему мужчинам сложно понять женщин?
- Когда разум и чувство борются в человеке?
- Когда можно ли простить измену в любви?
- Какие качества раскрывает в человеке любовь?
- Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
- Как Вы понимаете фразу «Когда мужчина касается рукою руки женщины, оба они касаются сердца вечности»?
- Должны ли женщины быть сильными?
- Может ли быть равенство между мужчиной и женщиной?
- Может ли женщина исполнять мужские обязанности?
- Могут ли мужчины и женщины понять друг друга?
- Каковы главные качества женщины?
- Каковы главные качества мужчины?
- Кого можно назвать настоящим мужчиной?
- Кого можно назвать настоящей женщиной?
- Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
- Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
- Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями.
- От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
- Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
.Д. Бальмонт «Он и она»
А.Н. Майков «Он и она»
Р.И. Рождественский «Он и она»
А.Н. Плещеев «Она и он»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин
- «Евгений Онегин»,
- «Станционный смотритель»,
- «Капитанская дочка»,
- «Дубровский»,
- «Я вас любил: любовь еще, быть может…»
М.Ю. Лермонтов
- «Герой нашего времени»
- «Песня про… купца Калашникова»
Ф.М. Достоевский
- «Идиот»
- «Кроткая»
- «Братья Карамазовы»
- «Бедные люди»
- «Подросток»
- «Преступление и наказание»
А.П. Чехов
- «Он и она»
- «Попрыгунья»
- «Душечка»
- «Дама с собачкой»
- «О любви»
- «Чайка»
- «Анна на шее»
И.С. Тургенев
- «Ася»,
- «Дворянское гнездо»
- «Первая любовь»
- «Отцы и дети»
- «Рудин»
Л.Н. Толстой
- «Война и мир»
- «Семейное счастье»
- «Воскресение»
- «Анна Каренина»
- «Крейцерова соната»
И.А. Бунин
- «Чистый понедельник»
- «Темные аллеи»
- «Солнечный удар»
- «Первая любовь»
- «Митинг любовь»
- «Грамматика любви»
А.Н. Островский «Гроза»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
А.И. Куприн
- «Гранатовый браслет»
- «Олеся»
М. Горький «На дне»
С.А. Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
М.И. Цветаева
- «Царь Девица»
- «Молодец»
Г. Щербакова «Вам и не снилось»
В.К. Железников «Чучело»
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Л. Улицкая
- «Казус Кукоцкого»
- «Зеленый шатер»
А.С. Иванов «Тени исчезают в полдень»
А. Грин «Алые паруса»
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
- Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю?
- Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
- Какие качества Наташи Ростовой привлекают вас? (по роману-эпопее «Война и мир»)
- Каким должны быть взаимоотношения в семье? (по роману-эпопее «Война и мир»)
- Что Вам близко (или чуждо) в героях Л.Н. Толстого?
- Есть ли среди героев Л.Н. Толстого те, кто Вам особенно близок?
- Как противостоять ударам судьбы? (по роману-эпопее «Война и мир»)
- Важно ли понимание души другого человека? (по роману-эпопее «Война и мир»)
- Роль «Эпилога» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
- Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.
- Взгляды Л.Н. Толстого на исторический процесс и его представление о полководце. (По роману «Война и мир»).
- Кто из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» вам особенно близок и почему?
- Что есть зло? Что есть добро? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
- Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Кутузов и проблема «простоты, добра и правды» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Каковы приемы изображения внутренней жизни человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
- Каковы приемы изображения жестокого лица войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
- Какова роль картин природы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
- Каков авторский идеал женщины в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
- Что такое вечные ценности в понимании героев Л.Н. Толстого? (По роману «Война и мир»).
- В чем нравственный смысл взлетов и падений любимых героев Л.Н. Толстого? (По роману «Война и мир»).
- В чем конфликт «отцов» и «детей» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
- В чем близок облик Кутузова народу? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
- Как в романе «Война и мир» Л.Н. Толстой решает вопрос о роли личности в истории?
- Как проявился историзм мышления Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»?
- Почему далеки от народа императоры Наполеон и Александр I? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
- Почему «дубина народной войны» одерживает победу? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
- Почему говорят, что на войне не бывает победивших?
- Особенности психологического анализа в романе «Война и мир».
- Духовные искания любимых героев Толстого.
- Реализм Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».
- «Война и мир» как роман-эпопея.
- Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
- Как вы понимаете значение слов: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну»?
- Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
- Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
- Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»
- Согласны ли вы с утверждением: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть»?
- Согласны ли вы с высказыванием В. Гюго: «Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление».
- Л.Н. Толстой: «Я старался писать историю народа», - согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
- Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: «... надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет...».
- Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
- Духовные искания любимых героев Толстого.
- Л.Н. Толстой — «Война и мир», «Севастопольские рассказы»
- А.С. Пушкин — «Капитанская дочка»
- М. А. Шолохов — «Тихий Дон», «Судьба человека»
- М. Булгаков — «Белая гвардия», «Дни Турбиных»
- Б. Васильев — «Завтра была война», «А зори здесь тихие»
- К.М. Симонов — «Сын артиллериста», «Живые и мертвые»
- Б. Полевой — «Повесть о настоящем человеке»
- А.Т. Твардовский — «Василий Теркин»
- А. Азимов — «Смертный приговор»
- А. Фадеев — «Молодая гвардия»
- И. Шмелев — «Солнце мертвых»
- М. Алданов — «Начало конца»
- В. Богомолов — «Первая любовь»
- Д.С. Мережковский — «Александр Первый», «14 декабря»
- М. Пришвин — «Мирская чаша»
- Г. Бакланов — «Навеки – девятнадцатилетние»
- В. Гроссман — «Жизнь и судьба», «Авель (Шестое августа)»
- Э.М. Ремарк — «На Западном фронте без перемен», «Три товарища»
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ. КАК СОЕДИНИТЬ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ
Композиционная часть сочинения | Примеры речевых клише и скрепы |
1. Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис, и основную часть | В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. |
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис. | |
Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы. | |
За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы | |
Размышляя над тем, что …, не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором… | |
Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы. | |
В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе | |
В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям... | |
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература | |
Если тезис формулируется в основной части, то «мостики» должны быть другими. | 1. Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы (пишется в первом абзаце, то есть во вступлении). 2. Каждый тезис начинается: Во-первых, (тезис + аргумент) Во-вторых, (тезис + аргумент) |
1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении: В этом легко убедиться, обратившись к художественной (публицистической) литературе 2. Каждый тезис начинается: Например, (тезис + аргумент) Кроме того, (тезис + аргумент) | |
2. Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому) | Давайте вспомним и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… |
Можно привести и другой пример. | |
Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, - это произведение (ФИО, название)... | |
В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль о..., возьму произведение... В качестве второго аргумента, доказывающего выдвинутый мною тезис, приведу рассказ... | |
Эта же тема рассматривается и в произведении… | |
3. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение | К какому же выводу я пришёл (пришла), размышляя над темой «…»? Думаю, надо… |
И в заключение мне бы хотелось сказать, что... | |
Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам известного русского писателя, который сказал: «...» | |
В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что ... | |
В заключение хочется призвать людей ... | |
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что |