ГИА 9 класс
Материалы для подготовки к экзамену
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение о выразительных средствах | 2.85 МБ |
Сочинение о роли диалога | 1.17 МБ |
Сочинение о роли фразеологизмов | 1.13 МБ |
Сочинение о роли абзаца | 905.17 КБ |
Сочинение о наклонении глагола | 2.86 МБ |
Сочинение об особенностях разговорного стиля | 1.08 МБ |
Теория | 47.6 КБ |
Сочинение единицах языка | 1.8 МБ |
Изложение. Памятка для печати | 11.92 КБ |
Мы пишем изложение | 13.25 КБ |
Готовимся к сочинению | 28.52 КБ |
Текст одружбе 2016 | 14.44 КБ |
Счастье и справедливость-2016 | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
Собственные значения знаков препинания складывались в течение столетий. Всё случайное и неудачное отсеивалось, всё лучшее закреплялось в творчестве тонко чувствующих письменный текст авторов, в практике серьёзных издательств, в которых работали столь же тонко чувствующие значимость пунктуации редакторы. По материалам сайта "Русский язык" |
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Однородные члены – это члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении. |
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?
Представьте себе, что в нашем языке нет прилагательных. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? Это, конечно, была шутка. А сейчас – серьёзно. |
|
1. Что такое "вводные слова"? Сравните: Хотя обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою. По материалам сайта lingsoch |
Категория: Материалы к сочинению на лингвис |
ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
Одно из требований к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему - это назвать две разные функции лингвистического понятия. |
1. В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.
Вставленными в предложение могут быть:
а) Cлова или предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые для пояснения всей мысли в целом или ее части.
Например:
На половине перегона лес кончился, и с боков открылись елани (поля)...
Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свободная), а по привычке.
б) Слова и предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые в качестве добавочного замечания, в том числе и выражающие вопросы или восклицание.
Например:
Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой.
Души неопытной волненья смирив со временем (как знать?), по сердцу я нашла бы друга.
Наши поэты – сами господа, и если наши меценаты (черт их побери!) этого не знают, то тем хуже для них.
в) Слова и предложения, хотя и связанные синтаксически с данным предложением, но приводимые в качестве добавочного, второстепенного замечания.
Например:
Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною склонясь.
Но целью взоров и суждений в то время жирный был пирог (к несчастию, пересоленный).
Нам остается свести отдельные черты, разбросанные в этой статье (за неполноту и нескладность которой просим извинения у читателей), и сделать общее заключение.
2. В скобки заключаются фразы, указывающие на отношение слушателей к излагаемой речи какого-нибудь лица.
Например:
(Аплодисменты.)
(Смех.)
(Движение в зале.)
3. В скобки заключаются непосредственно следующие за цитатой указания на фамилию автора и название произведения, из которого взята цитата.
Например:
«Иначе расставленные мысли производят другое впечатление» (Б. Паскаль).
4. В скобки заключаются ремарки в драматическом тексте.
Например:
Матвей (у постели). Тимофей Петрович, извольте вставать! Тимофей Петрович! (Молчание.) Тимофей Петрович! Тимофей Петрович!
Из истории обращений Социальное неравенство и монархический строй в России до XX в. сохраняли разделение людей на сословия, и обращение зависело от данного фактора. Существовал документ «Табель о рангах», изданный в 1717-1721 гг., который затем переиздавался в несколько измененном виде. В нем перечислялись военные (армейские и флотские), гражданские и придворные чины, обращение к которым зависело от класса ( всего было 14 классов): «господин полковник», «корнет Ромашин» и т.д. Характерна была сословная иерархия. Выделялись сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращения «господин», «госпожа» по отношению к людям привилегированных социальных групп; «сударь», «сударыня» — для среднего сословия или «барин», «барыня» – для тех и других. К представителям низшего сословия единое обращение отсутствовало. Происходит четкое разграничение: «товарищи» — это большевики, это те, кто верит в революцию. Остальные — не товарищи, значит, враги.
Уважаемый г-н Сурков! По материалам сайта СТО ТЫСЯЧ ПОЧЕМУ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Б.Н.Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Основными функциями языка являются: Коммуникативная (функция общения); мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли); экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего); эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка). Язык - естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека, предназначенная прежде всего для целей коммуникации.
Это отрезок речи, регулярно воспроизводимый как определенное единство содержания и выражения. Единица фонетическая (фонема). Единица морфологическая (морфема). Единица синтаксическая (словосочетание и предложение). Единица лексическая (слово). Единица фразеологическая (устойчивое словосочетание). Единица смысловая (морфема, слово, словосочетание). Единица коммуникативная, единица сообщения (высказывание). Единица языка, языковая единица
Любая система состоит из множества элементов, которые находятся в связях друг с другом, образуют одно целое. Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка: Таким образом, язык - это модель иерархии: большее включает меньшее как составную часть, меньшее проявляет свои функции в большем. Так, самые низшие единицы языка (фонемы) реализуют себя в единицах следующего, более сложного уровня, т. е. в морфемах и т. д. Единицы Уровни Предложение Синтаксический Части речи (словоформы) Морфологический Лексемы (слова) Лексический Морфемы (части слова) Морфемный Фонемы (звуки) Фонемный
Текст
(1)Семка дружил с Демидкой Мазиным, и каждый вечер, выучив уроки, шел домой к приятелю. (2)У Демки родители хорошо зарабатывали, жили на широкую ногу, а Семку мать воспитывала одна, поэтому иногда приходилось потуже затягивать пояса. (3)Мальчики дружили, бегали в кино, катались на лодке – у Демкиных родителей был знакомый на лодочной станции, Демка хвастался этим и пользовался своим преимуществом. (4)Однажды в каникулы, летом, Демидка объявил, что мать, отец и он едут в деревню, на рыбалку. (5)Он провел Семку в отцовский кабинет, где лежали катушки с леской, крючки разных размеров и великолепные блесны. (6)Семка кивнул, стараясь быть равнодушным, но сердце его заныло. (7)Счастливчик же этот Демка: у него есть отец, и он едет на рыбалку… (8)Несколько дней в доме Демки шла суета, Семка, приходя вечерком, сидел неприкаянно в кресле, его как бы не замечали, он чувствовал себя не в своей тарелке, уходил, печалясь, а мама все спрашивала, что с ним. (9)Он отмахивался, молчал, потом прибежал возбужденный, сказал, что Демкина семья берет его с собой, засуетился. (10)Мама собрала рюкзачок с вещами, положила сахар, макароны, хлеб, консервы, а Семка тем временем подточил напильником единственный свой крючок, отыскал поплавок – ярко покрашенное гусиное перышко. (11)Неделя пролетела словно во сне. (12)Ребята удили здорово, таская жадную уклейку на простой хлебный шарик, бегали по полянам, хохотали, плескались в реке, спали в душистом сене. (13)Потом Семка уехал, а Демид с родителями остался. (14)Семка едва ли не каждый день наведывался к приятелю. (15)Дверь была закрыта, хозяева не возвращались, и Семка жутко тосковал по Демке. (16)Когда он совсем уже решил, что Демидовы родители, видно, проживут там до осени, дверь оказалась открытой.
(17)Демка был один, он не обрадовался Семену, кивнул, потом улегся на диван, стал листать журнал как ни в чем не бывало, словно в комнате никого не было. (18)– Ты что? – удивился Семен, думая, что Демка заболел. (19)Но Демка молчал. (20)– Обиделся, что ли? – засмеялся Семен, и Демка нехотя ответил: (21)– А разве не за что? (22)– За что же? – спросил тихо, не подозревая, Сёмка. (23)– А за деньги, к примеру, – лениво поднимаясь, произнес Демка. (24)– За какие деньги? – ничего не понимал Семен. (25)– Не стыдно тебе? – вдруг поразился Демидка.(26)- Совсем не стыдно? (27)Неделю прожил, а еды привез - смех сказать. (28)Консервы вон можешь забрать – мы такие не едим! (29)Семка обалдело глядел на приятеля, не понимая, шутит он или нет, хмыкнул было, не зная, что и сказать, но Демидка его оборвал: (30)– Можешь не смеяться! – сказал он.(31) – Лучше плати-ка. (32)С чего это мы должны тебя задаром кормить? (33)Семка ощутил, как окаменело у него лицо. (34)– Сколько? – спросил он. (35)– Чего сколько? – не понял Демка. (36)– Сколько платить? – произнес Семка. (37)– Ну… – замялся Демка, потом откинул сомнения: (38)– Двадцать пять. (39)Семка бежал домой, кусая губы, боясь разреветься при всех, на улице… (40)«Может, – думал Семка, – жадность, предательство и всякая прочая гадость в каждом человеке есть, все дело действительно в том, чтобы удержаться, чтобы эту гадость в себе утопить, уничтожить?» (41)Демкино предательство долго потом саднило память, обжигая чем-то горячим, обидным… (По А.Лиханову)
Определяем роль языковых единиц в тексте Речь
1. Объясните роль суффиксов -ость - и -ств- о в словах «жадн ость », «предатель ств о» (предложение 40). Слова с каким значением они образуют? 2. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова так объясняет значение слова «ОБАЛДЕТЬ»: (простореч.). Потерять способность соображать, одуреть, остолбенеть. Объясните, почему именно это слово автор использует в предложении 29: « Семка обалдело глядел на приятеля, не понимая, шутит он или нет, хмыкнул было, не зная, что и сказать…» 3. Какова роль обособленного приложения в предложении 10: «Мама собрала рюкзачок с вещами, положила сахар, макароны, хлеб, консервы, а Семка тем временем подточил напильником единственный свой крючок, отыскал поплавок – ярко покрашенное гусиное перышко»? 4. Какова роль придаточного сравнительного в данном предложении: « Демка был один, он не обрадовался Семену, кивнул, потом улегся на диван, стал листать журнал как ни в чем не бывало, словно в комнате никого не было » ? - Назовите единицы языка, с которыми Вы работали в каждом из этих заданий. Мыслим и рассуждаем
Единица смысловая (морфема). счастлив чик (предложение 7) С помощью суффикса ярко подчеркнуто оценочное значение слова, передающего мнение Сёмки о друге. Единица лексическая (слово). жадность, предательство и всякая прочая гадость (предложение 40) Контекстные синонимы помогают увидеть отношение Сёмки к подобным чертам характера и поступкам. Единица фразеологическая (устойчивое словосочетание). чувствовал себя не в своей тарелке (предложение 8) Этот фразеологизм помог понять состояние Сёмки, когда он почувствовал себя не так, как всегда, а стесненно, неловко, неудобно. Единица морфологическая (часть речи) (12)Ребята удили здорово,… бегали по полянам, хохотали, плескались в реке, спали в душистом сене. Глаголы создали единый временной план, помогающий увидеть действия героев, понять их эмоциональное состояние. Единица синтаксическая (словосочетание) жутко тосковал (пр.15) обалдело глядел (пр.29) Глагольные словосочетания со связью примыкание помогают детально описать настроение и эмоции Семки. Единица синтаксическая (предложение). (39)Семка бежал домой, кусая губы, боясь разреветься при всех, на улице… (7)Счастливчик же этот Демка: у него есть отец, и он едет на рыбалку … Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, передают глубокую обиду и боль Сёмки, которые он едва сдерживает. Причинные отношения в бессоюзном сложном предложении 7 помогают читателю понять, почему Сёмка считал своего друга счастливым человеком.
Пишем сочинение. Вариант 1.
Русский лингвиста Б.Н.Головин считал:«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Несомненно, тончайшие смысловые и эмоциональные оттенки речи могут таиться в возможностях морфемики и лексики, морфологии и синтаксиса. Обратимся к тексту. Одним из доказательств этой мысли может служить слово «счастливчик». В нём всего лишь с помощью суффикса –чик- передано мнение Сёмки о друге, которому в жизни, как считает мальчишка, повезло больше. А такая синтаксическая единица, как словосочетание «жутко скучал », где зависимое слово выражено наречием, помогает детально представить настроение Семки. Действительно, от того, насколько умело, в соответствии с темой и задачей высказывания, использованы языковые явления, зависит достоинство речи.
Пишем сочинение. Вариант 2.
Русский лингвиста Б.Н.Головин считал:«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». В самом деле, мы знаем, что наша речь состоит из фонетического, словообразовательного, лексического, морфологического и синтаксического уровней, и, следовательно, её достоинство складывается из богатства каждого из этих уровней. Проверим данную мысль на тексте А.Лиханова. Фразеологизм «не в своей тарелке» передал душевное состояние Сёмки, почувствовавшего себя неловко от того, что его перестали замечать в семье друга, а глаголы в предложении 12 помогли увидеть действия героев, понять их искреннюю радость от поездки в деревню. Вот так с помощью этих двух удачно отобранных языковых единиц автор точно передал настроение и чувства героев.
Ковшиков В.А., Глухов В.П.Психолингвистика. Теория речевой деятельности.- М.: Высшая школа, 2007. Головин Б.Н. Основы культуры речи. -М.: Высшая школа, 1988. Литература
Предварительный просмотр:
Мы пишем изложение. Памятка для печати.
1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Удобно записывать текст карандашом.
2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.
4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.
5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.
6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.
7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:
Мы пишем изложение. Памятка для печати.
1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Удобно записывать текст карандашом.
2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.
4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.
5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.
6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.
7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:
Предварительный просмотр:
Мы пишем изложение.
1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Удобно записывать текст карандашом.
2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.
4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.
5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.
6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.
7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:
•Способ замены. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так: «Все жители вышли на охрану родного города».
•Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
•Способ обобщения. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.
9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.
10. После этого можете переписывать работу в чистовик.
Ни пуха ни пера!
Предварительный просмотр:
Комментарии к цитатам С2
(По текстам «Открытого банка заданий» ФИПИ 2014г.)
Автор-составитель Беспалова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ №3 г.Мыски Кемеровской обл.
№ | Цитата | Комментарий |
1 | Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Ф.И. Буслаев | Словесное окружение помогает читателю установить, в каком именно значении употреблено слово, особенно многознач-ное или омонимы. Значения окончаний и приставок в некоторых случаях тоже определяются в контексте. |
2 | «Эпитеты – одежда слов». В.А. Солоухин | Эпитеты – неисчерпаемый резерв вырази-тельности речи. Они дают дополнитель-ную образную характеристику какого-либо лица, предмета или явления в виде скрытого сравнения: - подчеркивают характерные признаки, - уточняют отличительные признаки, - оценивают предмет и выражают авторскую оценку. |
3 | «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Н.М. Шанский | Высказывая собственную точку зрения, человек использует СПП с придаточным дополнительным (Считаю, что… Убеждён в том, что…). Аргументировать своё мнение ему помогают СПП с прида-точными причины, цели, следствия и т.п. |
4 | «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Н.М. Шанский | Стремясь широко охватить тему, говоря-щий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распростра-нённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически. |
5 | «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». Н.С. Валгина | Тире выполняет в предложении 3 функции: структурную, смысловую и экспрессивную. Придавая речи экспрессивность, тире передаёт динамичность, резкость, быструю смену событий. Разрывая интонационную плавность фразы, оно создаёт эмоциональную напряжённость и остроту. |
6 | «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Л.Т. Григорян | БСП отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями, однако именно смыслом определяются знаки препинания. Смысловые отношения между частями БСП: -одновременность и последовательность (запятая и точка с запятой), - противопоставление (тире), - значение времени и условия (тире), - следствие (тире), -причина (двоеточие), - пояснение и дополнение (двоеточие). |
7 | «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности». А.А. Аверинцев | При оформлении аргументированного рассуждения на помощь автору приходят вводные слова. Они указывают на порядок мыслей (во-первых, как указывалось…) и способы их оформления (словом, иначе говоря, так сказать…), служат для противопоставления частей рассуждения (наоборот, с одной стороны…), для выражения следствия (следовательно, значит…) и заключения (итак, таким образом…). Вводные слова помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение.
|
8 | Пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Н.С. Валгина | Одна из функций знаков препинания – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки. Выделяемые конструкции: -обособленные дополнения, определения, приложения и обстоятельства; - уточняющие члены предложения; - вводные слова и предложения; - обращения и междометия; - прямая речь и цитаты; - утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. |
9 | «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Л.Ю. Максимов | Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста или новую информацию по сравнению с предыдущим, может состоять из одного предложения или группы предложений. |
10 | «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К.Г. Паустовский | Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет опреде-лённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики. |
11 | «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». В.Г. Ветвицкий | В предложении существительное вступает в грамматически организованные соеди-нения с другими словами, образуя слово-сочетания. Выступая в качестве главного слова, оно подчиняет себе зависимые слова. При согласовании формы зависи-мого слова уподобляются формам главно-го (в роде, числе, падеже). При управлении зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. |
12 | «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Л.С. Сухоруков | Благодаря языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон. |
13 | «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью "маленьких" слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов». И.Г. Милославский | Служебные слова наряду со знаменатель-ными помогают пишущему передавать свои мысли и отношение к сообщаемому. Союзы играют роль скреп между синтак-сическими единицами и помогают передавать различные смысловые отношения между ними: - сочинительные: соединительные, противительные, разделительные; - подчинительные: временные, причинные, целевые, сравнительные, следственные и т.д. Частицы придают различные дополни-тельные смысловые или эмоциональные оттенки словам и предложениям: вопросительные, восклицательные, усилительные, отрицательные и т.д. |
14 | «У каждой части речи свои достоинства». А.М. Пешковский | Части речи –это группы слов, по которым распределяются слова языка на основании общего значения, морфологических и синтаксических признаков. «Достоинства» существительного: обозначает предмет, является одушевлён-ным/неодушевлённым, собственным/ на-рицательным, принадлежит к одному из 3-х родов, изменяется по числам и падежам, в предложении может быть любым членом предложения. |
15 | «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». С.И. Ожегов | Культура речи является одним из показа-телей общей культуры человека и заклю-чается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличитель-ным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств. |
16 | «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». И.Г. Милославский | Повтор (полное или частичное повторе-ние корня, основы или целого слова) является одним из способов описательных форм. Сложные слова: - прилагательные со значением усиления признака (= очень), - глаголы со значением непрерывности/интенсивности действия, - наречия с усилительным значением. Лексический повтор используется для -обозначения большого числа предметов/явлений, - усиления признака, степени качества или действия, - указания на длительность действия, - подчёркивания каких-либо деталей в описании, - создания экспрессивной окраски. Повтор звукоподражательный (тук-тук-тук…) |
17 | «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». Л.А. Новиков | Заключённый в слове смысл является отражением в сознании человека предметов и явлений окружающего мира. Понятие как отображение действительно-сти в слове всегда одно, а значений может быть несколько (многозначность слова). Также к значению может добавляться субъективная оценка (книга-книжонка) или экспрессивно-эмоциональная окраска (сын-сынишка). |
18 | «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». А.А. Реформатский | Местоимения могут употребляться в речи вместо существительных, прилагательных, числительных, т.е. являться заместителями имени. Они указывают на предметы и их признаки (свойства, качества, количество) и заменяют в речи непосредственные обозначения понятий, очевидных из контекста высказывания. |
19 | «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова». А.А. Реформатский | Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов. |
20 | «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Дж. Свифт | В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего. |
Использованные источники
Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2013. – 319 с.
http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/afrms.php?proj=
УДАЧИ НА ГИА (ОГЭ)!
Предварительный просмотр:
ТЕКСТ
(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.
(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?
(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.
(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..
– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого! (По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
СОЧИНЕНИЕ
Дружба – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Я считаю, что настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами.
Обратимся к тексту В.Осеевой, героиня которого – Динка – оказалась настоящим другом, не способным на обман. Когда девочка осознала, что к одному из своих друзей испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга, Андрея. Динка была убеждена, что Хохолок обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. Девочка понимала, что для Андрея эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и испытывала от этого огромные душевные муки. Но, несмотря на это, она не стала обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Динка оказалась очень честным и порядочным человеком.
Но, к сожалению, не всегда друзья поступают так, как это сделала героиня текста В.Осеевой. Когда-то у меня был друг, которому я очень доверял. В то время я увлекался игрой на гитаре. Мне казалось, что я очень хорошо играю, и мой друг всегда меня хвалил, слушая мои песни. Но однажды я узнал, что на самом деле другу не нравилось моё исполнение. Но он скрывал это от меня. Может быть, он это делал из лучших побуждений, но наша дружба после случившегося прекратилась. Я не смог простить ему обман и лицемерие. Всё-таки я предпочитаю знать правду, пускай, не очень приятную, но правду.
Таким образом, чтобы сохранить дружбу, нужно быть честным и искренним по отношению друг к другу. (264 слова)
Предварительный просмотр:
Сочинение-рассуждение.
Что такое счастье?
Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного удовлетворения. Докажем это.
В тексте Ю. Бондарева счастье одного из героев заключается в том, что «все живы, нет войны», все в сборе в родительском доме. Наверное, это самое точное определение, которое можно дать слову «счастье». В этом я полностью согласен с автором.
Моя мама тоже в какой-то мере помогает обрести людям счастье. Её работа заключается в том, чтобы найти для детей-сирот новый дом. И было бы хорошо, если бы это был не дом ребёнка – детский дом, а новая полноценная семья.
Да, счастье – это чувство и состояние полного удовлетворения. Но вряд ли оно возможно, если у тебя нет семьи. Ведь семья – это самое важное, что может быть у человека, семья – это и есть счастье. (125 слов)
Что такое счастье?
Счастье – это то, когда все родные люди рядом с тобою.
В тексте Ю. Бондарева есть этому подтверждение. К примеру, в предложении 18 мы видим, что отец Надежды безумно счастлив, потому что для него счастье –это мирное небо над головой, семья в сборе, все живы и здоровы. И ради этого счастья он готов много трудиться. Он обнимал взрослую дочь, «как маленькую», со всей любовью и ценил каждую минуту, когда был рядом с ней, потому что, когда она рядом, он невероятно счастлив.
Для меня счастье- это когда все мои любимые родные, близкие и друзья рядом. Когда они тебя по-настоящему любят, дорожат тобою, заботятся, возможно, даже тогда, когда они рискуют собою ради тебя. Для кого-то счастье заключается в деньгах. Но разве это настоящее счастье? Ни одну настоящую любовь и дружбу не купишь ни за какие деньги. Они бесценны. И счастье далеко не в одиночестве.
Берегите и цените тех, кто рядом, и тогда вы поймёте, что такое счастье! (154 слова)
Текст.
(1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая поступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности….
(6) Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, что бы успокоиться. (7) А на кухне горел приглушенный свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8) Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошел к окну покурить. (9) Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёмках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10) Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11) Может, он болен и скоро умрёт? (12) Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:
- (13) Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.
-(14) Несчастливы?! – повторил он удивлённо.
(15) И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.
- (16) Что ты, милая! (17) о чем ты, Надежда?... (18) Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив!
(19) Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20) Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21) И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22) А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:
- (23) Мы любим тебя, мы любим тебя!
(24) На душе потеплело.
(25) Как много и мало нужно человеку для счастья!
Ю. Бондарев.
15.3.
Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. Я считаю, что это очень тонкое понятие, которое опирается на истину.
В тексте А. Алексина используется слово «судья» - олицетворение справедливости. Это говорит о том, что Лёля для семьи была тем человеком, который был способен должно «воздавать» за «содеянное». Мама оказалась для семьи человеком, которому можно доверять (предложение 16).
А в моей семье традиционно «судьёй» является папа. Все споры и семейные «неувязицы» улаживает он. Для меня отец – образец справедливости и трудолюбия. В общем, он тот человек, которому я могу доверять целиком и полностью. Я уверена, что все члены нашей семьи считают так же. Хотя эти примеры – «базовый» уровень справедливости, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Настоящая Справедливость гораздо шире и возвышеннее. Она опирается на Истину и способна верно разделить зло и добро, труд и вознаграждение…
Таким образом, я считаю, что справедливость оказывается необходимой составляющей мира, и без неё всё могло бы рухнуть и погрузиться в хаос. (158 слов)
15.3.
Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Каждый человек задаётся вопросом: «Что такое справедливость»? Для меня смысл понятия «справедливость» заключается в том, что всё в мире должно быть оценено объективно и в соответствии с нравственным законом.
А. Алексин в тексте рассматривает это понятие на примере семьи Кольки. Мама сделала жизнь своих родных ярче и интереснее, этим она заслужила право быть главой семьи. Колька и его отец «подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы».
Проблема справедливости актуальна и в наше время. Взять, к примеру, гражданскую войну в Украине. Мирные жители страдают от жестокости государственной власти. Они не хотят конфликтов, а их убивают, сжигают их дома и обстреливают. Я считаю, что такое отношение несправедливо по отношению к простым гражданам, так как они не заслужили его со стороны власти.
Таким образом, мы видим, что справедливость – важное понятие, но не всегда она достижима в жизни.
(134 слова)
Текст.
1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. (2) « Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!» - кричали она волейболистам соседнего двора. (3) И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4) Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.
(5) Отец был намного старше мамы. (6) Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7) И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8) На зато она приучила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику. (9) А еще она научила отца судить волейбольные матчи. (10) И когда отец со свистком во рту садился сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым человеком, его возраст куда-то пропадал… (11) И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени. (12) Хотя никто его всё же так не называл. (13) Зато вслед за мамой все уважительно именовали его: « О справедливейший из справедливых!» (14) И папин свисток был для спортсменов законом.
(15) А дома судьёй была мама. (16) Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18) Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19) Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке. ( По А. Алексину)