4.2. Участие по развитию взаимодействия с родителями
Буклеты,папки-передвижки,консультации,мастер-классы,семинары-практикумы по работе с родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Так что же логопед задаёт для выполнения на дом? Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей. Задания включают в себя основные разделы : - артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений. - задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов. - задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА: - Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями группы в четверг или пятницу в вечерние часы. - Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы). Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно - все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов. - графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия. - Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник. .
ПАМЯТКА (правила занятий с ребёнком дома) 1. заниматься с ребёнком дома ежедневно. 2. занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке 3. время проведения занятий 10-15 минут 4. хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение 5. артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. 6. все задания(кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка. 7. графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого. 8. тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание . Уважаемые родители! Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Мастер-класс для родителей
«ЛЕГО – как условие развития речи детей у дошкольников».
Подготовила учитель-логопед
Кудрина Н.В.
п. Малиновский, 2023г
(1)Мастер-класс для родителей:
«ЛЕГО – как условие развития речи детей у дошкольников».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса при использовании ЛЕГО-технологий в речевом развитии дошкольников.
Задачи:
- Познакомить педагогов с возможностями конструктора ЛЕГО, которые могут быть использованы для речевого развития дошкольников;
- Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Оборудование и материалы: конструктор ЛЕГО, проектор, картотека схем и образцов для выполнения заданий, игрушка - самоделка робот, мультимедийная презентация.
Планируемый результат:
- информирование педагогов о системе работы по ЛЕГО - технологии для развития речи детей дошкольного возраста;
- формирование представлений педагогов о возможности работы с ЛЕГО-конструктором.
Мастер-класс для педагогов включает в себя 3 части:
- теоретическую
- практическую
- заключительную
(2)Сегодня мы сделаем вместе,
а завтра ты сможешь сам.
Ход мастер-класса:
(3,4)1. Теоретическая часть.
Добрый день, уважаемые родители! Я рада нашей с вами встрече. Сегодня на нашем мастер-классе мы окунёмся в мир LEGO.
Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде с ЛЕГО, так как он позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться.
На современном этапе развития инновационных технологий особое место занимает ЛЕГО-конструирование. Ведь развивая мелкую моторику, мы действуем на кору головного мозга, что дает нам развивать речь. ЛЕГО-конструирование эффективно применяется в логопедии. С помощью ЛЕГО-конструктора закрепляются грамматические конструкции, лексика, развивается связная речь. Также ЛЕГО-конструктор можно применять при обучении грамоте, закреплении звукового анализа, составлении схемы предложения. Занятия с использованием ЛЕГО очень интересны для детей, они воспринимают как игру, поэтому ЛЕГО помогает более эффективно усвоить программный материал.
И сегодня я хочу показать, как можно применять ЛЕГО-конструктор для развития речи детей дошкольного возраста.
2. Практическая часть.
Давайте встанем в круг, круг у нас будет не простой, а круг радости и хорошего настроения. У меня отличное настроение, и я хочу поделиться им с вами. Посмотрите на РОБОТА - помощника. Он не простой, а волшебный, он сделан из ЛЕГО конструктора и несет в себе много энергии и хорошего настроения. Мы будем передавать РОБОТА друг другу, и говорить приятные слова.
- Наталья Викторовна, я передаю вам РОБОТА, вы у нас сегодня такая доброжелательная (милая, веселая, у вас красивая улыбка…) Ну что, настроение улучшилось? Теперь можем отправляться в путешествие! С нами в путешествие отправится и РОБОТ, который будет оценивать вашу работу.
(5)Приглашаю Вас в путешествие сказочное,
Будет оно очень загадочное,
Дороги нас ждут необычные,
Потребуются силы приличные.
Логопед: скажем волшебные слова и повернемся вокруг себя:
1-2-3, повернись, в ЛЕГО городе, очутись!
(6)Логопед: Вот мы и очутились в ЛЕГО городе. Какой он большой и красивый! В городе много замечательных улиц. На каждой из них вас ждёт что-то интересное. Вот и первая улица - «Игровая».
Логопед: На «Игровой» улице мы с вами поиграем в разные игры, но сначала проведем массаж. Возьмем в руки кубик –лего и начнем массаж для рук:
Массаж или самомассаж: упражнение «Тропинка» для рук (массаж или самомассаж – в зависимости от возраста ребенка) (в каждой руке у детей по одному кубику Лего-конструктора).
И.п.: стоя, поза свободная.
Выполнение: Под руководством или при помощи педагога кубики Лего-конструктора соединяются в один кубик. Дальнейшие действия также сопровождаются словами и действиями взрослого:
Кубик-Лего по руке идёт (кубик Лего-конструктора плавно перемещается от кисти руки к плечу, максимально прижимаем кубик)
Серединку в ней найдёт (рука сгибается в локте, кисть кладётся на плечо) Чтоб внимательными стать (круговыми движениями массируется локтевой сустав)
Надо точки нажимать (кубик Лего-конструктора прижимается к локтевому суставу). (делаем массаж правой и левой руки)
(Подходят к столам и присаживаются)
(7)Артикуляционная гимнастика и игры на воздушную струю
Логопед: 1 задание: Положите кубики лего в коробку, и поиграем в следующую игру. Обратите внимание на лесенку. На ней картинки артикуляционной гимнастики, предлагаю с Лего - человечком пройти по этой лесенке и выполнить артикуляционные упражнения (или пройти по дорожке из Лего - кирпичиков).
(8)Игры: на развитие правильного и длительного выдоха.
Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «Футбол». Возьмем игровое поле и футбольный мяч. Нужно задуть мяч в воротики. При выполнении этого упражнения, между детьми происходит диалог и общение. Возникают различные эмоции.
При проведении игр на развитие воздушной струи использую: воротики, туннели, лабиринты.
(9)Логопед: следующая игра на постановку звуков.
Например, постановка звука [р] часто растягивается на довольно долгий срок. Однотипность упражнений, направленных на вызывание вибрации кончика языка, неприятные ощущения нередко вызывают негативную реакцию у ребенка. В этом случае ребенку можно предложить сделать Lego-машину (есть в лего и готовые машины). Логопед (педагог) рассказывает небольшую сказку, чтобы заинтриговать ребенка. Например: «У Королевы красивой Речи сломалась ее любимая машина, а ей обязательно нужно вернуться в свое королевство. Помоги ей! Чтобы завести ее машину, нужно завести моторчик. Машина сказочная. Ты ее собрал из Lego, поэтому нужно завести каждый кирпичик». Ребенок произносит звук р-р-р.
При постановке звука Л придумываем сказку: «Жила – была ЛОДОЧКА – мама и сынок (показ мамы-лодочки и сыночка). Однажды сынок уплыл далеко в море, и мама потеряла его. Она стала громко звать его: Л-Л-Л! А сынок ей тихо отвечает: л-л-л! Мама стала звать громче: Л-Л-Л! Нашелся сынок! Мама обрадовалась и вместе с сыном громко запели: Л-Л-Л!».
То есть с помощью ЛЕГО можно быстро создать игровую ситуацию и при этом, она очень мобильна: тут можно придумать и дополнительные атрибуты – маяк, камни и другие – и все это из кирпичиков конструктора. Ребенок отрабатывает звуки и одновременно играет.
Логопед: Как же можно применить лего-конструктор при автоматизации звуков?
Игра «Построим лесенку»
Строим лесенку и проговариваем. По лесенке поднимается персонаж (тоже сделан из Лего), проговариваем слог прямой слог «ша» на каждую ступеньку, спускаемся – обратный «аш»
Логопед: При дифференциация звуков, например «ш» и «ж»» используем желтые и красные кирпичики. Даем ребенку инструкцию: желтый кирпичик произносим - «ша», красный - «жа». Строим башню, чередуя желтые и красные кирпичики. Разбираем башню - проговаривая «аш», «аж».
В процессе игровой деятельности педагог решает нужные для него задачи, направленные на повышение усвоения учебного коррекционного материала.
Логопед и РОБОТ: Молодцы, справились с заданием (показывает смайлик - «Отлично!») (10)О-о-о-о! какая интересная улица «Лексико-грамматическая». Давайте узнаем, что нас там ждёт?
Логопед: на этой улице мы с вами будем учиться закреплять пространственные представления дошкольников. Проведем дидактическую игру «Найди для собачки место». (домик, собачка)
Инструкция:- поставь собачку на крышу,
-спрячь собачку за домик,
-поставь собачку около окошка,
-посади собачку перед домиком.
Логопед: следующая Игра «Мой, моя, мое, мои».
Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.
Педагог показывает постройки из Лего, просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуя местоимение с существительным. (Мой кораблик, мой стул, моя кровать, мое мороженное, мои ступеньки).
(11)Игра: «Посчитай».
Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.
Строится лесенка из Лего, на которой написаны цифры. Ребенок берет Лего игрушку и начинает подниматься по лесенке, соответственно считая: один человечек, два человечка, три человечка, четыре человечка, пять человечков. Аналогично берутся другие игрушки для счета.
Логопед и Робот: - Молодцы, справились с заданием. Как же легко и играючи вы выполняете все задания! Посмотрим, как вы пройдёте следующее испытание. (12)Давайте двигаться дальше на улицу «Грамотная».
Использование Lego-конструктора на логопедических занятиях по обучению грамоте.
Логопед: Посмотрите, на «Грамотной» улице нас встречают жители ЛЕГО городка. Давайте с ними познакомимся. Все они ходят в разных костюмчиках. Человечек в синем костюме обозначает - согласный твердый звук, в зеленом костюме – согласный мягкий звук, человечек в красном костюме обозначает - гласный звук.
«Звуковой анализ слов» Выложите свое слово на столе, используя кубики лего. (Например, лак, кол, рок, лоб, бор, роль, кобра, бал, боль, краб, брак, кора). (дается карточка каждому педагогу).
(13)А теперь, выложите предложение на столе, используя лего - кирпичики в качестве слов и лего- кубики в качестве предлогов. Напоминаю, что первое слово начинается заглавной буквы. (Ставим лего - кубик на кирпичик) Что ставится в конце предложения? (точка) Прочитайте свои предложения. Спасибо, молодцы!
Также можно использовать Лего – конструктор на определение количества слогов в слове.
(14)Задание: Логопед: Выложите при помощи деталей конструктора Лего столько кубиков, сколько слогов в слове. (дом, ваза, сыр, лиса, кошка, малина, собака….);Расселить картинки по домикам.
(15)Педагогам предлагается Игра «Определи место звука в слове» – выставляются картинки или игрушки с определенным звуком и Лего-детали. Нужно определить место звука в слове и определить позицию звука в слове (начало, середина, конец) и построить из Лего схему.
(16)ЛЕГО позволяет в интересной игровой и доступной форме организовать ознакомление с буквами, задействовав при этом зрительный, кинестетический и тактильный анализаторы, что способствует лучшему запоминанию образа букв. Причём детали конструктора можно просто накладывать друг на друга, можно скреплять между собой, можно фиксировать на пластинках.
(17)Игра «Собери букву». Педагогам предлагается собрать букву из Лего конструктора по схеме.
Логопед и РОБОТ:- Молодцы, справились с заданием. (18)А вот и следующая улица «Дружбы», в ней с заданием сможет справиться только настоящая команда. Вы готовы? - «ДА»
Развитие связной речи, игры – драматизации
В работе по формированию связной речи так же можно использовать ЛЕГО: при пересказе, составлении рассказов, диалогов. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объектному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
Игра «Придумай свою историю» (5 наборов лего в контейнерах). Каждой команде предложить наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю. Например: слова (кот, дерево, страх), (забор мост, дом.), (машина, дерево, кот) (собака, дом, радость.) (кот, собака, дерево). Педагоги моделируют историю с этими словами.
ЛОГОПЕД И РОБОТ: - Я вижу вы отличная команда! Справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться. Встаньте в круг, крепко сложите руки на кирпичик Лего и скажите слова:
«Раз, два, три - повернись!
- Из Лего города вернись!»
ЛОГОПЕД И РОБОТ: - Наше путешествие закончилось. Спасибо вам, мне очень понравилось с вами путешествовать!
(19)3. Заключительная часть.
Работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий сделает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, и приучит детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это поможет лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи.
Рефлексия. Уважаемые родители! Сегодня я вам продемонстрировала лишь несколько вариантов использования Лего в речевом развитии дошкольников. Уверена, вы можете придумать много интересных игр и использовать их в своей работе с детьми.
Хотелось бы услышать от вас:
-Трудно или легко вам было работать?
-Появилось ли у вас желание использовать данную технологию в своей работе? - Что даёт детям данный опыт работы?
Лего - важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться играя. Каждая постройка Лего – это фантастическое новое приключение, каждый раз необычное, всегда веселое, познавательное и желанное.
А чтобы выразить отношение к проведённому мною мастер – классу, прошу вас выбрать кирпичики Лего:
красный - всё понятно и интересно,
зелёный - всё понятно, но вы хотели бы узнать что- то еще,
синий - ничего не понятно и не очень интересно. (педагоги строят волшебное дерево).
(20)Логопед: Спасибо за внимание и сотрудничество! Действительно, лего - это спутник детской деятельности детей, который дает безграничные просторы для его общения, фантазии и речевого развития дошкольников. Возможности конструктора ЛЕГО в развитии речи детей огромны. Желаю вам творческих успехов и удачи!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
Семинар-практикум для родителей:
«Наш веселый язычок»
Подготовила учитель-логопед: Кудрина Н.В.
п. Малиновский, 2019г.
Семинар-практикум для родителей: «Наш веселый язычок».
Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой…. Человек оставляет себя, прежде всего в другом человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если хочешь остаться в сердце человеческом,- воспитай своих детей.
В.А. Сухомлинский
Цель: Обучение родителей правильному выполнению артикуляционной гимнастики.
Задачи:
- Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.
- Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях.
- Познакомить с правилами организации артикуляционной и дыхательной гимнастики дома.
- Обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики.
Материалы и оборудование:
- Стулья, столы.
- Зеркала настольные на каждого участника.
- Презентация к семинару-практикуму
Форма работы: групповая
Теоретическая часть
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я вам расскажу об артикуляционной гимнастике, как и для чего она проводится.
В норме формирование правильного звукопроизношения у ребенка заканчивается к 4-5 годам. Однако, не все дошкольники в состоянии освоить произношение отдельных звуков родного языка, многие недостаточно отчетливо и правильно произносят слова, их речь не всегда понятна окружающим. Одна из причин этому- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти). Ребенок заменяет «трудные» для произнесения звуки более «легкими»: (р) на (л) , шипящие и твёрдые свистящие –мягкими свистящими (шуба- щюба). Родители не всегда определяют эти ошибки на слух или не придают им особого значения, полагая, что с возрастом такие недостатки исправятся сами собой.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от совместной деятельности логопеда и родителей. Это способствует скорейшему преодолению речевых нарушений у детей, и позволяет вам отследить положительную динамику развития речи своих детей.
Логопедическое домашнее задание — индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника.
Выполняя дома определенные целенаправленные упражнения, данные логопедом, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит.
Важную роль в формировании произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, как уже было сказано, полезна артикуляционная гимнастика.
Различные упражнения способствуют:
- выработке целенаправленной воздушной струи;
- расслаблению мышц языка;
- умению удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;
- укреплению мышц языка;
- подъему мышц языка вверх;
- вырабатыванию подъема спинки языка вверх и т.д.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении) .
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики, могут находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему) .
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.
1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки.
2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
3. Покажите правильное выполнение упражнения.
4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Работая дома с детьми, родителям следует помнить:
1. Принуждать ребенка нельзя. Занятия будут результативны, если они проводятся в форме игры.
2. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
3. Все упражнения надо выполнять естественно, без принуждения.
4. Некоторые упражнения выполняются по счету, который ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась наиболее важная устойчивость положений губ, языка.
5. При проведении упражнений не всегда у ребенка может все получиться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому упражнению, указав, что раньше тоже не получалось, а теперь он уже научился.
6. По всем возникающим вопросам обязательно консультироваться с логопедом, воспитателем.
7. Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: "давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка." Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки, опираясь на картинку-образ.
Чтобы понять, правильно ли выполняет упражнение ваш ребенок, попробуем выполнить некоторые из них.
Возьмите зеркало, посмотритесь в него и познакомьтесь с нашим помощником- веселым Язычком.
Практическая часть
Далее родители, глядя в зеркало, выполняют упражнения по показу логопеда. (Презентация)
Уважаемые родители! На этом наша практическая часть закончена. Помните о том, что выполняя гимнастику важно поддержать положительный эмоциональный настрой у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию обратить гимнастику в сказку.
Используемые интернет-ресурсы:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Семинар-практикум для родителей
«Подготовка детей к обучению грамоте»
Подготовила
учитель-логопед:
Кудрина Н.В.
п. Малиновский, 2023г.
(2)Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
- активизировать знания родителей о звуках и буквах;
- уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;
- тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
- закреплять навык звукового анализа слова;
- развивать связную речь;
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу.
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
(3)Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
- определение количества звуков в слове,
- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),
- определение места звука в слове.
Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
(4)Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- умение работать со схемой слова, предложения.
(5) Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).
(6)1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) .Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
А согласные звуки петь не могут . Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык.(7)
(8)2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками. Запомните, что
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
(9)Давайте поиграем в игру «Кто в домике живет?». . Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».
(10)3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
(11)Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.
(12), (13)4. Звуко-буквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, я использую схему. Перед вами лежат карточка и фишки. (14)Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА.
Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.
Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.
Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.
Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.
Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
(16)В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Предложение.
(17)Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
- Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов
- Составление предложений по графической схеме
Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.
- Составление графической схемы предложения
(18)Заключение
А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»
Родителям предлагаются печатные рекомендации по теме.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»
Семинар-практикум:
Семинар-практикум «Как закрепить правильное произношение звуков».
учитель-логопед
Кудрина Наталья Владимировна
п. Малиновский, 2024г.
Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.
Задачи:
- Активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;
- Обучить игровым приёмам автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и в речи;
- Расширить степень включённости родителей в реализацию коррекционной программы;
- Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.
Теоретическая часть
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Поэтому так важно взаимодействие детского сада и семьи, ведь наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком и пр. – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребёнок.
Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.
Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.
Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.
Планируя занятия дома, помните, что:
- они должны быть систематическим, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;
- правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;
- старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;
- ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты - «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;
- главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
- Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко, фрукт или овощ?»
Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!
Итак, Автоматизация звука в слогах.
Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.
В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в таких играх:
«Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прищепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок», «Придумай иностранный язык», «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».
Автоматизация звука в словах.
На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец) (фонематический слух)
- Игра «Волшебная палочка» В неё можно играть с мячом. Взрослый задаёт слово, ребёнок заменяет первый звук в этих словах на автоматизируемый. Например на звук Ш:
Тапки-шапки
Жаль-шаль
Губы-шубы
Майка-шайка
Мыло-шило
Фланг-шланг
Мах-шах
Стык-штык
- «Назови маленький предмет». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка - … , угол - … , лошадь - … , лужа - … (для звука «Л»); шар - … , кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - … и др. (для звука «Ш»).
- «Назови ласково». Для звука «Р»: рука - … , сестра - … , брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … ; для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др.
- «Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.) В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.).
- «Я заметил» «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим (в которых есть автоматизируемый звук); а ещё обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая»
Ребёнок и взрослый может называть увиденные предметы по очереди.
- «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др.
- Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком. Который он научился правильно произносить. Это может быть игра «Магазин»: «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше.
- Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.
- Полезна игра-соревнование «Что вокруг», в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов ( крышка, карман, рама, ручка), а так же признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др.
- Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета.
При закреплении звука важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово.
Автоматизация звука в предложениях.
Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)» Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.
Игра «Узнай по описанию», потребует от вас активизировать словарный запас, а ребенок сможет узнать и научится употреблять в речи новые слова. Скажите, что вы, задумали предмет, но не назовете его, а расскажите о нем. В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живет в лесу, умеет прыгать по деревьям. Или: Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим.
Когда ребенок отгадает, о чем или о ком идет речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего. Объясните ему, что нужно рассказать о предмете: размеры, форма, цвет, вкус (если это продукт); если это предмет неживой – что им можно делать, на что он похож.
Такие упражнения трудны для детей, т.к. они думают о смысле, содержании ответа и забывают о правильном звукопроизношении, что повышает качество автоматизации звука.
Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, чистоговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков главное – не быстрота, а правильность проговаривания звуков.
Помните! звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила просты: договорившись с ребёнком, что когда ребёнок будет забывать правильно произносить звук, он должен будет отдать вам фант (магнитик). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору.) Можно каждый фант «обменять» на небольшое стихотворение или чистоговорку.
Практическая часть.
После теоретической части, родителям будет предложено ощутить себя на месте детей и принять участие занятии по автоматизации звука.
План занятия:
- Выполнение артикуляционной гимнастики под музыкальное сопровождение.
- Автоматизация звука в слогах. Под музыкальное сопровождение участники должны будут ритмично повторять автоматизируемый слог и выполнять движение, заданное ведущим (каждый участник по очереди становится ведущим).
- Игра «Придумай слово» Проводится с мячом. Участники передают друг другу мяч разными способами, при этом называют слова на заданный звук (слова и способы передачи мяча не должны повторяться)
- Игра «Кто быстрее». Участникам раздаются скороговорки с заданием: прочитать их правильно и быстро. После проговаривания скороговорок выбирается победитель.
Итоги семинара.
Подводим итоги, родители делятся своими впечатлениями, задают вопросы. Проводится награждение всех участников семинара медалями «Помощник логопеда».
Приложение 1
Скороговорки для родителей:
-----------------------------------------------------------------------------------------------
- На осинке росинки засверкали утром перламутром.
-----------------------------------------------------------------------
- Шёл Егорка по пригорку и учил скороговорку.
------------------------------------------------------------------------
- Кот молоко лакал, а Слава булку в молоко макал.
---------------------------------------------------------------------
- Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
---------------------------------------------------------------------
- Ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска.
----------------------------------------------------------------------
- Три щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
----------------------------------------------------------------------
- В березовой роще, в чернеющей чаще и спрятаться проще и ягоды слаще.
------------------------------------------------------------------------
- Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
------------------------------------------------------------------------
- Корабли лавировали, лавировали, да и вылавировали.
-------------------------------------------------------------------------
- Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Дине.
------------------------------------------------------------------------
- Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
-------------------------------------------------------------------------
- Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
-------------------------------------------------------------------------
- У тридцати трех полосатых поросят, тридцать три хвостика висят.
-------------------------------------------------------------------------
- На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка.
-------------------------------------------------------------------------
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»
Подготовила учитель-логопед
Кудрина Н.В.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н.Плещеева:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Изображается травка, солнышко, ласточка, домик. Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания. Попробуйте сами и увидите результат!
Приложение
«Кармашки»
«Игрушки»
«Лето»
«Ромашки»
«Прогулка по городу»
«Загадка (Почтовый ящик)»
«Загадка (Лук)»
«Про насекомых»
«Зимняя прогулка»
«Подарки Осени»
«Водичка, водичка»
«Штанишки для Мишки»
Предварительный просмотр:
К пяти годам словарный запас ребенка достигает 3000 – 3500 слов. Он активно начинает пользоваться обобщающими понятиями. Совершенствуется произношение слов. Становится доступно произношение слов сложной слоговой структуры (транспорт, милиционер, транскрипция и т.д.)
Ребенок уже не допускает пропусков, замен и перестановки слогов.
Звукопроизношение приближается к норме. В этом возрасте дети уже готовы к правильному восприятию звуков речи. Лишь иногда недостаточно четко могут произносить шипящие звуки (Ш, Ж), звук (Р) заменяется звуком (Л), либо произносится не кончиком языка, а смычкой корня языка и мягкого неба (велярный (р). Иногда не дифференцированы свистящие и шипящие звуки (С, Ш, З, Ж).
Дети 5-6 лет все чаще пользуются не только простыми распространенными предложениями, но и сложносочиненными, а также сложноподчиненными предложениями.
Увеличивается объем сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
У пятилетних детей очень велико тяготение к рифме. Они создают собственные стихи (например, такие: «Цыкуль, цыкуль, по горам едет Микуль»). Подбирают слова порой лишенного всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
В этот период у ребенка активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и т.д.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложения, ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Вам нужно проконсультироваться у логопеда, ЕСЛИ:
- У ребенка не развивается фразовая речь, в его лексиконе имеется только небольшой набор лепетных или искаженных слов.
- Малыш не использует речь для общения с окружающими, при этом он говорит некоторые слова, но не соотносит их с предметами, ситуацией или собеседником.
- Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый).
- Малыш заикается.
- Вы замечаете, что ребенок совсем не произносит или неправильно артикулирует звуки в словах, например, во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.