Педагогические/образовательные технологии

Лашманова Жанна Викторовна

Педагогические обраовательные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущие образовательные технологии

Модульная технология обучения - это образовательная технология, позволяющая мне организовать на уроке эффективную самостоятельную, познавательную и поисковую деятельность школьников.

 Данная технология позволяет создать такую учебную ситуацию на уроке, при которой мои ученики сами учат себя, а я корректирую и направляю их самостоятельную работу. Обучение математике с помощью данной образовательной технологии начинается с постановки цели урока. Навык целеполагания у учащихся формируется постепенно. Сначала вместе с учителем, затем с одноклассником в парной работе, а уже потом самостоятельно. Я считаю, что активная работа учащихся на этапе постановки цели способствует повышению учебной мотивации, обеспечивает высокую эффективность дальнейших учебных действий. С целью создания ситуации успеха в освоении учеником нового учебного элемента мною организуется модуль – вводный контроль. Задания для данного модуля составляю разного уровня сложности. Главный акцент в модульной технологии делается на обучение школьников самостоятельным приемам и способам добывания новых знаний. После этапа постановки цели, этапа повторения и актуализации имеющихся знаний, учащиеся переходят к усвоению содержания модуля новых знаний. На этом этапе урока используется парная работа. Работая вместе, ученики помогают друг другу, проговаривают изучаемые на уроке правила, алгоритмы выполнения заданий, оценивают работу друг друга. Это повышает качество усвоения нового материала. Поработав с содержанием нового учебного материала, ученики переходят к следующему модулю – первичному закреплению изученного. Выполняя задания данного модуля, школьники учатся применять полученные знания на практике. При этом они имеют право пользоваться учебниками, своими наработками, схемами, таблицами. Ученики могут работать в паре или самостоятельно. В случае затруднения могут обращаться за консультацией к учителю. Такая форма обучения предполагает равноправное партнерство и сотрудничество учителя и ученика. Это создает комфортные условия для обучения и развития учащихся, делает их работу успешной и продуктивной. Далее ученики подводят итоги своего обучения. Правильно разработанный урок-модуль обеспечивает успех каждому ученику. Парная работа учит терпимости, толерантности, воспитывает чувство ответственности. Данная технология является гуманной к учащимся, она укрепляет их психику, повышает эмоциональный тонус, снижает психические и физические перегрузки.

Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. А слабый интерес (а иногда и отсутствие всякого интереса) к предмету – одна из основных причин плохой успеваемости. Задача учителя математики – с первого урока, «не теряя ни минуты», пробуждать и поддерживать интерес к предмету. Ведь умение увлечь учеников и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.

Однажды мне ученик сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Перед каждым учителем всегда стоит вопрос: «Так как же сформировать его у ребенка?». Интерес к предмету можно сформировать через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Главный источник увлекательности математики содержится в ней самой. Но для того, чтобы незнакомая, чуждая ученику деятельность стала для него увлекательной, его надо сначала привлечь.

Перед учителем постоянно возникают вопросы: как подвести учеников к новому понятию, правилу, теореме, привлечь их внимание? Не заинтересуешь – не будут слушать и ничего не усвоят.

Хочу рассказать о своих приемах стимулирования познавательной активности учащихся, которые используя в зависимости от возраста ребят, темы, особенностей класса на уроках и внеклассной работе. Часть этих приемов заимствована из опыта работы других учителей, часть – из книг, методических пособий, часть придумана мною. Но все они прошли проверку временем, нравятся ребятам и мне как учителю. На протяжении ряда лет я пытаюсь создать такую систему заданий, которая, во-первых, вызвала бы интерес как у «математиков», так и у «гуманитариев»; во-вторых, способствовала бы формированию прочных знаний, умений и навыков; в-третьих, расширяла бы кругозор учащихся; и наконец, способствовала развитию математического мышления. В качестве примера приведу разработанные мною упражнения по теме: «Решение уравнений» (6-й класс).

Задание. Самое крупное современное животное – синий кит. Решив уравнения, можно выяснить следующее:

  1. Масса кита (в тоннах):
  2. Длина кита (в метрах):
  3. Масса сердца кита (в тоннах):
  4. Масса языка кита (в тоннах):

Учащиеся находят поражающие их воображение данные о синем ките. Решив первое уравнение, они получают массу кита – 150 т. Здесь можно добавить, что это масса равна массе 30 слонов или 150 буйволов. Решив второе, они получают длину кита – 33 м. Решив третье, они получают массу сердца кита – 0, 7 т. И для зрелищности сообщаю ученикам, что это масса лошади-тяжеловоза.

Подобные упражнения значительно «оживляют» урок, и вы замечаете, что учащиеся стали спешить на ваши уроки.

Чтобы повысить мотивацию к изучению математики и эффективность обучения, я использую в своей работе методику формирования вычислительных навыков, главной задачей которой является достижения школьниками техничности в работе с числовым выражениями, через строгую технологичность в обработке числовой информации. Главным принципом этой методики является «Решать не только верно, но и рационально.»  Методика позволяет сократить временные затраты на вычисления, повысит качество выполнения математических заданий на основе сформированного навыка решения базовых задач, высвобождая тем самым время для рассмотрения творческих, нестандартных заданий. Устный счёт занимает особое место в данной методике.

С помощью различных форм и видов устной работы можно:

  1. Быстро активизировать умственную деятельность учащихся.
  2. Сделать разминку в начале урока в виде повторения пройденного.
  3. Эффективнее организовать этап объяснения и закрепления нового материала.
  4. Обеспечивать фронтальную проверку знаний.

Для достижения этих целей на каждом уроке использую учебник, например, Н. Я. Виленкин и др. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2016.

Внутри каждой темы данного учебника всегда найдется ряд заданий для устного счета. Эти задания удобно использовать на этапе разминки перед знакомством с новой темой или на этапе повторения.

Также для этих целей использую рабочие тетради, например, Т. М. Ерина. Рабочая тетрадь по математике. 6 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика. 6 класс». –М.: Экзамен, 2016.

Устные вычисления активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают память и речь, повышают внимание и быстроту реакции. Это придает им уверенность в учёбе, мотивирует на улучшение достигнутых результатов.  

Мои ученики обучаясь математике шагают по ступеням: осилил одну ступеньку – иди дальше, выше.

Геометрия. 8 класс. Тема: «Подобие фигур». Материал разбиваю по следующим ступеням:

1-я ступень – ученик должен понять, что такое подобие фигур; знать признаки подобия треугольников. Можно выполнить творческое задание «Фигура моей фантазии».

2-я ступень – научиться доказывать подобие треугольников.

3-я ступень – научиться решать геометрические задачи.

На этом обязательный уровень заканчивается, кто его осилит – пойдет выше, к дополнительному материалу и нетрадиционным, комбинированным задачам. Но каждый пройдет только тот путь, который ему по силам, поэтому работают все. Нет сильных и слабых, есть заинтересованные или нет.

Даю возможность ученикам - «звездочкам» двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, умение рефлексировать. Каждая выращенная мною «звездочка» поведет за собой других (метод побуждения через подражание сильной личности). А тем, кто отстает, надо вовремя оперативно прийти на помощь, организовать работу в парах.

Никогда нельзя оставлять ученика наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. Подготовил самостоятельно теоретический материал – покажи. Нашел другой способ доказательства – поделись. Предложил оригинальный метод решения задачи – все улыбки тебе.

Таким образом, строится моя методическая система: значимость – компетентность – добытые знания. И хочется добывать новое как можно чаще. «Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции» (Л. С. Выготский). Получается, что каждый ученик «свободен» принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти.

Бывают случаи, когда ученик переоценивает свои возможности, вот в этом случае и нужна моя интуитивность и эмпатия. Ученик сделал выбор, а моя задача – помочь ему осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить учащемуся в свою неповторимость, в свои возможности.

Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Любой экзамен по математике, любая проверка знаний содержит в качестве основной и, пожалуй, наиболее трудной части решение задач.

За время обучения в школе учащиеся решают огромное количество текстовых задач, порядка нескольких десятков тысяч. Одни ученики успешно овладевают общим умением решать задачи; другие, увидев задачу, пугаются, что не справятся, и этот страх подавляет желание решить ее.

Ученики быстрее понимают и решают те задачи, где есть рисунок, чертеж. Учащиеся любят рисовать, получается или нет – неважно! Рисуют все. Даю задание: нарисуйте задачу. Головы склонили, рисуют. Не получается? Прочитали условие задачи еще раз – дополняем рисунок. Страх исчезает, не остается ни одного ученика, который бы не начал рисовать. Разобрались с условием задачи, выяснили, что нужно найти, а главное! – решили ее. Осталось только записать решение.

Один раз попробовали нарисовать задачу, другой раз …. Понравилось всем. Уходит больше времени, чем обычно, но не зря: ведь самый «слабый» ученик убеждается в том, что он сам решает задачу, а не списывает ее с доски. Все сравнивают свои рисунки с моим рисунком. Чаще бывает, что у них рисунок получается лучше, красивее. Какая радость, гордость, что у них это получилось!

В процессе рисования задачи у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Даже самые пассивные включаются в работу с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы решить задачу.

Процесс решения текстовых задач становится интересным и занимательным, создает бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей при решении той или иной задачи. А самое главное – поддерживает и усиливает интерес к учебному предмету.

Сейчас мне хотелось бы рассказать о творческих домашних заданиях, ведь работать дома можно неограниченное количество времени и использовать дополнительные источники информации.

Домашние работы имеют большое значение в развитии творчества учащихся. Начиная, с 5-го класса я предлагаю ученикам выполнять домашние задание в виде ярких листовок, плакатов, на которых изображены самостоятельно составленные ими задачи с иллюстрациями, кроссворды. Самые удачные и интересные работы затем используются мною для работы в классе, во время проведения математического дня традиционных в нашей школе учебных олимпийских игр. Такое внимание очень стимулирует учебную деятельность учащихся.

Творческие домашние задания должны быть регулярными; должны быть и индивидуальные, и коллективными, состав групп желательно менять от задания к заданию с целью сплочения коллектива и выработки умения распределять обязанности внутри группы. Творческие домашние задания должны использоваться на уроках либо при проведении внеклассных мероприятий (при этом обязательно упоминается автор работы); задания должны поощряться оценкой.

Проблему развития интереса к математике можно решать, в том числе и за счет проведения учебных экскурсий. Главная цель учебной экскурсии – показать школьникам, как в условиях конкретного производства используются те или иные знания, полученные ими на уроках.

Учебные экскурсии раскрывают роль естественных дисциплин как теоретического фундамента производства, расширение политехнического кругозора учащихся, приобретение новых научных сведений, в то числе о практике измерений, вычислений и о применении математических формул в конкретных ситуациях. Воспитывают у учащихся трудолюбие, коллективизм, чувство ответственности за результаты своей работы. Экскурсии вносят существенный вклад в развитие у учащихся уважительного отношения к труду, к людям труда, ко всему тому, что создано их разумом и руками. Реализация этих задач не может не натолкнуть учащихся на более сознательный выбор своей будущей профессии.

Для подведения итогов экскурсии могут быть использованы следующие формы: заключительная беседа по материалам экскурсии или конференция. На конференции заслушиваются индивидуальные и коллективные отчеты учащихся о работе, проведенной во время экскурсии и после нее. Это может быть решение задач, составленных учениками по данным, собранным во время экскурсии. Материалы оформляются в виде таблиц, схем, стендов. Отдельные задания, оформленные в виде докладов с иллюстрациями, выставляются в кабинете математики, становясь достоянием всех учащихся. За содержание и качество выполненных заданий учащимся выставляются оценки.

Примером такой экскурсии является посещение с учащимися 7 класса отделения железной дороги. В ходе экскурсии повторяются темы: «Числовые функции», «Способы задания числовых функций», «Приближенные вычисления» с помощью таблиц, графиков используемых работниками железнодорожного транспорта. Знакомясь со способами измерения величины зазора между рельсами и ширины колеи. Производя измерения этих величин и определяя допускаемые отклонения. Эти примеры должны быть простыми, убедительными, доступными пониманию школьников.

Бесспорно, ученикам интересно на уроках практических работ: мы рассчитываем площади фигур, измеряем расстояния между недоступными точками, определяем высоту школы, дерева.

Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей, так как дети постоянно помогают им.

Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изученный материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к лекции, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать. Векторы – это метод познания физических процессов; пропорции и отношения необходимо знать, так как это широко применяемый метод познания химических процессов и т. п.

К эмоциональным методам мотивации относятся нетрадиционные уроки (игровые и интегрированные). Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки.

Интегрированный урок – это не только впечатляющий мотивационный прием, у этих уроков есть возможность помочь уйти от перегрузок. Если продумать систему уроков всей школы, с их помощью учебное пространство можно сделать более однородным, взаимосвязанным.

В учебном плане, к сожалению, не отводится достаточного количества времени для овладения не только методами и приемами учебной работы, но даже для качественного изучения некоторых учебных тем. Именно поэтому я пришла к выводу, что без систематического самостоятельного труда школьников (особенно старшеклассников) не обойтись. Необходимо прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания и пользоваться ими.

Чтобы учащиеся воспринимали подобное предложение учителя со всей серьезностью, сознательно и с желанием, даю задание и объявляю конкурс.

Конкурс рефератов. Реферативная работа должна быть содержательной, объемной, математически грамотной. Тему работы и литературу учащиеся подбирают в основном сами. Если же с выбором темы есть затруднения, они могут получить рекомендации учителя. Такую работу к окончанию 11-го класса должен приготовить каждый старшеклассник, без исключения. Другое дело, что работы могут быть разными по уровню. Когда учащиеся 10-го класса уходят на летние каникулы, я напоминаю им, что в сентябре – октябре они должны предоставить мне черновой вариант, в октябре – ноябре – готовую работу. На защиту реферата выходит каждый ученик, на выступление дается 8 – 10 мин. Учитывая, что в 10-11-х классах целесообразно организовать факультативные занятия по математике, подведение итогов по данному виду самостоятельной работы следует планировать именно во время занятий факультатива.

Ребятам интересно тогда, когда на уроках много наглядности.

Геометрия. 9 класс. Тема: «Преобразование фигур». Урок проводится в виде выставки работ учеников, накопленных за годы. Эта выставка всегда поражает воображение ребят. Сконструируй, сделай, что-нибудь необыкновенное и это будет храниться, служить будущим ученикам.

Конкурс моделей стереометрических фигур. Конкурс этот планируется по окончании изучения разделов «Многогранники» и «Тела вращения». Геометрия 10-11 классы.

Донести стереометрический материал до каждого учащегося, научить каждого решать стереометрические задачи – работа не из легких. Чтобы понять, осмыслить, запомнить, учащиеся должны видеть и ощущать то, что называется «пространством». Поэтому я, как и многие учителя, прибегаю к хитрости: в начале изучения соответствующих тем объявляю конкурс на изготовление моделей стереометрических фигур, их каркасов, чертежей. По истечении времени старшеклассники приносят свои работы: бумажные, деревянные, металлические; склеенные, выточенные, спаянные; аккуратные и не очень. Каждая работа требует защиты (еще раз закрепляется теоретический материал), оформляется выставка, отмечаются лучшие работы, подводятся итоги.

В классе всегда стараюсь создать доброжелательную рабочую  атмосферу, так как считаю, что настрой на изучение нового материала – 90% успеха в овладении им.

Считаю, что уровень познавательного интереса к предмету достаточен, у отдельных учащихся его можно назвать высоким. Наибольший интерес отмечается у учащихся младших классов. Поэтому в старших классах мотивирую учащихся с помощью использования разных форм и методов работы, использования новых технологий.