Инновационная деятельность

Лашманова Жанна Викторовна

Деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные образовательные технологии

Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужны те или иные знания, где они будут востребованы в их повседневной жизни. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новые технологии обучения. Я в своей педагогической деятельности стараюсь внедрять инновационные технологии: исследовательская задача, кейс-технологии, проектная технология, компьютерные технологии. Стараюсь привнести что-то новое в каждый свой урок, адаптировать выбранную технологию для детей, с которыми работаю в данный момент времени. На личном опыте убедилась, чтобы конкретная образовательная технология работала в любом классе, с детьми любого возраста, с применением любых учебников, надо чтобы в первую очередь она была понятной и интересной самому учителю.

            Учебный проект - это современное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

Анализируя свою педагогическую деятельность, я считаю, что учебный проект - это самая эффективная инновационная технология, в процессе реализации, которой, образовательный продукт создается в тесном взаимодействии учащихся друг с другом и с учителем. Ученик, создавая учебный проект, самостоятельно осваивает новые знания. Моя задача быть для него в этом процессе компетентным консультантом. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика.

Учебный проект - это дидактическое средство, которое я использую в своей работе для достижения следующих целей:

  1. Выработать и развить у учащихся умения и навыки поиска и отбора необходимой информации.
  2. Развить умения и навыки практического применения школьных знаний в различных ситуациях их повседневной жизни.
  3. Развить умения и навыки выбора, освоения и использования технологий изготовления продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.).
  4. Развить умения и навыки самоанализа и рефлексии.

В числе приоритетных задач современной системы образования особую значимость приобрела задача формирования умения учащимися самостоятельно конструировать собственные знания. Метод проектов декларируется сейчас как одна из наиболее эффективных инновационных технологий прививающих учащимся вкус к исследованиям. В процессе успешной реализации учебного проекта ученик учится анализировать и синтезировать информацию, делать логические выводы, строить доказательства, критически перерабатывать факты, грамотно представлять результаты выполненных исследований. Проектная деятельность учащихся может быть индивидуальная, парная или групповая. Работа выполняется в течение определённого (заданного) отрезка времени. Основные условия применения метода проектов:

  1. Существование проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска и применения интегрированного знания.
  2. Практическая, теоретическая и познавательная значимости предполагаемых результатов.
  3. Применение исследовательских методов при выполнении проекта.
  4. Структурирование этапов выполнения проекта.
  5. Самостоятельная деятельность учащихся.

Основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта:

Инициатива создания учебного проекта должна исходить от учащегося.

Проблема и предполагаемые результаты проекта должны иметь практическое значение для самого учащегося и его окружения.

Работа учащегося над проектом должна быть самостоятельной.

Проект планируется и разрабатывается заранее исходя из конкретных целей и задач.

Опыт создания учебных проектов показал, что проекты лучше осуществлять вне уроков или проблему озвучить в ходе изучения учебной темы на уроке, а сам учебный проект осуществить   вне уроков. Таким образом создаются условия для самообразования учащегося, вовлечение его в проектную деятельность, направленную на освоение профессионального опыта проектировщиков, конструкторов, дизайнеров. В ходе создания учебного проекта у школьника развивается умение ориентироваться в современном информационном пространстве, формируется собственное мировоззрение. Преимущество учебного проекта, заключается в том, что эта технология позволяет увидеть ученику и его окружению результаты его работы, оформленные в виде продукта проектирования, что мотивирует школьника для дальнейшего интеллектуального развития.

Моими учениками были разработаны или находятся в процессе разработки следующие учебные проекты:

  1. Статистика и стихосложение.
  2. Олимпиадные задачи по математике.
  3. Симметрия в природе, искусстве, архитектуре, технике, быту.
  4. Правильные многогранники.
  5. Задачи на построение сечений.
  6. Перепись школьного населения.

Эти учебные проекты относятся к информационным проектам, призванным научить учащихся собирать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют в своих исследованиях различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, компьютерная презентация). В современном информационном пространстве очень важно подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Для решения этой проблемы я в своей педагогической деятельности применяю инновационные технологии, примером которых является учебный проект.

Кейс - технологии – это метод ситуативного обучения.

Принцип кейс-технологий: «Процесс обсуждения важнее самого решения».

Кейс-технологии в своей педагогической деятельности я начала применять так как увидела их преимущества в сравнении с другими инновационными технологиями, а именно коллективный характер познавательной деятельности учащихся, сочетание теоретических знаний и практических навыков. Особенностью кейс-технологий является создание проблемной ситуации на основе сюжетов из реальной жизни. Школьников, которых я обучаю математике в настоящее время волнует предстоящий ЕГЭ и будут ли приобретаемые на уроках знания востребованы в дальнейшем. Применяя кейс -технологии я помогаю им ответить на эти вопросы. Метод кейс-технологий предполагает:

  1. Наличие подготовленного в письменном виде примера кейса.
  2. Самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися.
  3. Совместное обсуждение кейса в классе под руководством учителя.

Этапы применения кейс-технологий:

  1. Знакомство с проблемной ситуацией.
  2. Оценка информации, полученной из материалов проблемной ситуации и самостоятельно привлеченной.
  3. Обсуждение предложенных способов решения проблемы.
  4. Сопоставление и оценивание вариантов решения.
  5. Аргументированная защита решений.
  6. Сравнение предложенных решений.

На уроке мною старшеклассникам был предложен кейс, целью которого является разработка рекомендаций к системе подготовки по решению физических задач на ЕГЭ по математике. Это было обусловлено тем, что многие учащиеся не решали эти задачи. На работу с данным кейсом отводится 3 урока.  В начале учащиеся класса случайным образом были разбиты мою на группы. Каждой группе в бумажном виде были предложены: текст кейса, образцы задач, вспомогательные вопросы. На этом уроке школьники ознакомились с предложенной ситуацией и приступили к анализу информации. На следующем уроке ребята обсуждали ситуацию в группах и принимали решение, используя информацию, полученную самостоятельно. На заключительном уроке группы учащихся аргументированно защищали свои решения.

Образцы задач:

  1. Для обогрева помещения, температура в котором равна =С, через радиатор отопления пропускают горячую воду температурой =С. Расход проходящей через трубу воды m=0,4 кг/с. Проходя по трубе расстояние x (м), вода охлаждается до температуры Т (), причем x= (м), где c=4200 -теплоемкость воды, =63-коэффициент теплообмена, а 1,2-постоянная. До какой температуры (в градусах Цельсия) охладится вода, если длина трубы равна 64 м?
  2. Ёмкость высоковольтного конденсатора в телевизоре С=4 Ф. Параллельно с конденсатором подключён резистор с сопротивлением R=2 Ом. Во время работы телевизора напряжение на  конденсаторе  22  кВ. После выключения телевизора напряжение на конденсаторе убывает до значения U (кВ) за время, определяемое выражением t= (с), где =1,7-постоянная. Определите наибольшее возможное напряжение на конденсаторе, если после выключения телевизора прошло не менее 27,2 секунды. Ответ дайте в кВ (киловольтах).

Вспомогательные вопросы:

  1. Что отличает эту группу заданий от других на ЕГЭ?
  2. Что общего в заданиях этого типа?
  3. Если ли такие задачи в ваших учебниках?
  4. Какие ваши знания, умения и навыки проверяются подобными задачами?
  5. Хватит ли времени решить при подготовке к ЕГЭ все подобные задачи из открытого банка заданий ЕГЭ?
  6. Стоит ли это делать?
  7. Можно ли, проанализировав одну задачу подобного типа, подготовиться к решению целого набора подобных задач?
  8. Стоит ли задумываться о смысле входящих в физические формулы величин, если компьютер проверяет лишь численный результат?

Использование кейс-технологий на уроках при подготовке к ЕГЭ интересно и мне как учителю, и учащимся. Совместное обсуждение ситуации и выработка подходов к ее решению сближает и дает всем возможность более продуктивно готовиться к экзамену.

В современной школе в учебном процессе широко используются компьютерные технологии, даже первоклассники с компьютером уже на «ты», не говоря о пятиклассниках. А тем более старшеклассниках. Поэтому для них восприятие информации в такой форме является роде бы привычными и понятным, но в то же время и присутствует эффект неожиданности с точки зрения привычного хода урока. А всякая неожиданность обязательно порождает интерес. Интерес стимулирует познавательную инициативу, умственная энергия мобилизуется, рождается собственная мотивация к обучению, и, следовательно, улучшается качество обучения.

Мультимедийные средства помогают мне решать ряд образовательных задач:

  1. быстро активизировать внимание учеников на различных этапах урока;
  2. рационально использовать время урока;
  3. повысить наглядность процесса обучения;
  4. формировать культуру устной математической речи;
  5. демонстрировать связь математики с различными учебными предметами;
  6. развивать логическое мышление, память и внимание;
  7. развивать навыки само- и взаимоконтроля.

Школа – это часть общества, и я знаю, какое большое значение сейчас уделяется внедрению компьютерных технологий во всех сферах нашей жизни. Однако школа – это особая образовательная среда: в ней взаимоотношения между учителем и учеником являются залогом успешного обучения и воспитания. Часто в погоне за чем-то новым, современным мы забываем об учениках, мы все чаще смотрим на экран монитора компьютера, а не в глаза ребенка. Я считаю, что учитель должен быть человеком в равной степени консервативным и прогрессивным, чтобы в погоне за постоянно меняющимися требованиями к образованию он не забыл о своем главном предназначении – учить и воспитывать детей, а успех в этом достигается при личном контакте учителя с учеником. Я в своей работе использую компьютерные технологии, но стараюсь, чтобы компьютер, Интернет, интерактивная доска были моими помощниками при обучении и воспитании детей, а не заменяли меня в этом. На мой взгляд, в современном мире учитель, идя в ногу со временем, должен уметь правильно расставить приоритеты и помнить, что он работает с людьми и для людей, а не с компьютерами и роботами.

2.4 Сберегающие здоровье технологии

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является сохранение здоровья детей. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  1. строгая дозировка учебной нагрузки;
  2. построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  3. соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  4. благоприятный эмоциональный настрой;
  5. проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому я провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока я не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4 - 7 смен видов деятельности на уроке. Применение в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке.

Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиены тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».

Я верю медикам, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову свежей, а человека работоспособным, энергичным, и моя задача – убедить в этом учеников.