2.Нормативно правовые акты

Саая Ирина Петровна

Приказы, методические рекомендации и письма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи

  1. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

1 – Нарушены все основные группы звуков. Не дифференцирует звуки (плохо различает на слух и при произношении). Нарушена просодика речи. Речь смазанная, неразборчивая.

2 – Страдает несколько групп звуков. Речь недостаточно интонационно выразительная. Может по подражанию повторить некоторые звуки правильно, но в спонтанной речи стойкие нарушения.

3 – Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается недифференцированность  в определенных фонетических группах. Звуки определённых групп смешивает, различает на слух плохо.

4 – Нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Звуки дифференцирует. Способен регулировать темп речи и речевое дыхание.

5 – Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

  1. ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕСЫ И СЛУХОВОСПРИЯТИЕ

1 – Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонетических групп.

2 – Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.

3 – Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.

4 – Затрудняется в различении и анализе только нарушенных произношением звуков. Допускает некоторые ошибки. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.

5 – Все фонетические процессы в норме.

  1. ЛЕКСИКА

1 – Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражанием. Пассивный словарь значительно превышает активный. В речи преобладают односложные и двусложные слова.

2 – В речи использует искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы, действия, некоторые признаки. Пользуется простыми предложениями в элементарных значениях. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой лексики.

3 – Недостаточное развитие активного словаря. Преобладает бытовая лексика. Владеет мало обобщающими понятиями. Испытывает затруднения при подборе синонимов, некоторых антонимов.  Заменяет слова близкие по ситуациям и внешним признакам.

4 – Называет обобщающие понятия. Определяет и называет

местоположение предмета. Допускает ошибки при назывании профессии. Недостаточно полно называет признаки предметов. Использует в речи антонимы, допускает ошибки при употреблении синонимов. Допускает ошибки в употреблении сложных предлогов.

5 – Лексика в норме.

  1. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1 – Не различает грамматические формы.

2 – Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при изменении по числам. Предлоги отсутствуют. Речь резко аграмматична.

3 – Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р.п.; множ. числа. Допускает ошибки при словоизменении и словообразовании. Характерные ошибки в употреблении предлогов.

4 – Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в предложении существительных с числительными и при образовании форм мн. числа прилагательных, т.е. при словообразовании и словоизменении.  Составляет простые, и некоторые формы сложных предложений.

5 – Развитие грамматического строя речи в норме.

  1. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

1 – Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы. Если использует помощь взрослого - отвечает, но односложно. Связная речь резко аграмматична.

2 – Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картин. Повторяет за взрослым рассказ из трёх предложений только при помощи наводящих вопросов. Использует вопросно-ответную форму. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания.

3 – Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно. Речь часто  не последовательна, носит схематичный характер. Могут наблюдаться пропуски или перемещения смысловых звеньев рассказа. Предложения односложные, лексика лаконичная. Не всегда определяет скрытый смысл рассказа.

4 – Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете самостоятельно. Речь логична, последовательна. Допускает незначительные лексико–грамматические ошибки при построении предложений.

5 – Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.

  1. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА

1 – Плохо ориентируется на плоскости и в пространстве.

2 – Владеет понятиями верх-низ, затрудняется в понятиях право-лево.

3 – Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения и допускает ошибки. Часто допускает ошибки в схеме левой и правой сторон тела.

4 – Допускает незначительные ошибки при перекрёстном определении правой и левой стороны. Знает левую и правую сторону тела, показывает правильно на себе.

5 – Пространственная ориентировка соответствует возрасту.

  1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА

1 – Объём артикуляционных движений ограничен. Мимика бедна (не может наморщить лоб, подмигнуть глазом и т.д.). Наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата, таких как неправильный прикус (открытый передний, прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов, лишние зубы и т.д.), укороченная подъязычная уздечка и т.д.

2 – Неполный объём артикуляционных движений, смазанность. Неточное выполнение статических артикуляционных упражнений. Недостаточная переключаемость артикуляционных укладов. Могут наблюдаться синкинезии (содружественные движения нижней челюсти), незначительный тремор кончика языка.

3 – Статические упражнения выполняет близко к норме, при выполнении динамических испытывает некоторые затруднения и неточности.

4 – Выполняет почти все упражнения, не хватает точности движений, динамичности и переключаемости.

5 – Строение и подвижность органов артикуляции в норме, без особенностей.

  1.  МЕЛКАЯ МОТОРИКА

1 – Мелкая моторика ограничена. С трудом выполняет статические пробы. Наблюдается наличие гиперкинезов, тремора.

2 – Испытывает затруднения при выполнении динамических проб. Тонус вялый, сила кисти недостаточна.

3 – Выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении ассиметричных движений обеими руками.

4 – Почти точно выполняет все пробы и движения, не хватает точности и переключаемости. Затруднения при шнуровании, ориентировке в  ассиметричных  движениях.

5 – Мелкая моторика соответствует возрастным нормам.

  1.  СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

1 – Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.

2 – Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов разной  слоговой структуры. А именно перестановки и замены звуков и слогов; повторение слогов; добавление лишних.

3 – Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.

4 – Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду сложной слоговой структуры.

5 – Слоговая структура в норме.

Оценочные баллы:

1 – очень низкий

2 – низкий

3 – средний

4 – выше среднего

5 – норма

МОНИТОРИНГ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Каждый ребёнок, посещающий логопедические занятия для детей с недостатками устной речи, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:

  • Звукопроизношение
  • Фонематические процессы и слуховосприятие
  • Словарный запас
  • Грамматический строй
  • Связная речь
  • Пространственная ориентировка
  • Артикуляционная моторика
  • Мелкая моторика
  • Слоговая структура

Критерии оценки уровня функции приведены в виде таблицы. Оценка уровня составляет от 1 до 5.

На каждого ребёнка дважды в год составляется речевой профиль, позволяющий  увидеть «западающие» звенья и активизировать работу в данном направлении (рис. 1.)

Для большей наглядности можно составить групповую диаграмму (рис. 2.) путём выведения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции в начале и конце учебного года:

1 – низкий уровень;

2 – ниже среднего;

3 – средний;

4 – выше среднего

5 - достаточный.

Мониторинг логопедической работы Хулер Сайзаны за 2020- 2021 уч. г.

учитель-логопед Саая И.П.

Ф. И.

ребёнка

1.Звукопроизношение

2. Фонематические процессы

3. Словарный

 запас

4.  Грамматический строй

5. Связная

речь

6. Пространств.

ориентировка

7. Артикул.

моторика

8. Мелкая моторика

9. Слоговая

структура

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Хулер Сайзана

3

2

2

1

1

2

2

1

2

                     Средний балл

3

2

2

1

1

2

2

1

2

Оценочные баллы: 1–очень низкий; 2-низкий; 3- средний; 4- выше среднего; 5-норма                                                      

Мониторинг логопедической работы Хулер Сайзаны

МБОУ СОШ с.Кызыл-Мажалык (2020-2021 уч. год)

Учитель-логопед Саая И.П.

1-низкий уровень; 2- средний; 3-выше среднего; 4-высокий.

        

I – звукопроизношение; II – фонематические процессы; III – словарный запас;

IV – грамматический строй; V – связная речь; VI – пространственная ориентировка;

VII – артикуляционная моторика; VIII – мелкая моторика; IХ- слоговая структура

Вывод: На начало учебного года состояние звукопроизношения, фонематических процессов,

словарного запаса, развитие мелкой моторики, слоговой структуры было на очень низком уровне,

а на конец –



Предварительный просмотр:

Логопедическое представление для ПМПК

Материалы для заполнения речевых карт

Рассматриваемый аспект

Варианты ответов

Данные о ходе речевого развития

Речевое развитие по возрасту; без особенностей; с задержкой;

раннее психомоторное развитие доречевое развитие протекало с задержкой; в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;

поздно начал говорить;

до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;

ранее психомоторное развитие с задержкой;

фразовая речь – с 3 лет.

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

Анатомическое строение без аномалий;

не удерживает позу закрытого рта;

может достаточное время удерживать артикуляторное положение;

движение языка замедленные, с затруднениями;

основные движения языком, губами выполняет;

губы толстые, малоподвижные;

наблюдается замена движений и синкенезии;

язык вялый, массивный, объем движений неполный;

переключаемость движений нарушена;

тонус нормальный, активность движений достаточная;

кончик языка малоактивный;

при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;

прикус – прогения;

отмечается повышенная соливация;

твердое небо – высокое, имеет готическую форму;

точность выполнения движений сохранна;

зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;

мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.

Состояние мелкой моторики

Движение рук неточное; пробы Хеда выполняет выборочно;

с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)

навыками самообслуживания не владеет;

недостаточно развита моторика мелких мышц рук;

произвольная моторика не сформирована;

ведущая рука - правая;

предпочитает работать левой рукой;

все движения выполняет правильно;

мышечный тонус повышен;

неправильно держит карандаш;

моторная неловкость при работе с пластилином;

испытывает трудности при овладении графическими навыками;

наблюдается замедленный темп письма;

Состояние общей моторики

Двигательно неловок, медлителен;

ограничен объем активных движений;

отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;

испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;

мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;

отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;

замен движений и синкенезий не наблюдается;

Понимание речи

Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;

понимание речи затруднено;

выполняет задания по словесной инструкции;

нуждается в неоднократном повторении задания;

с опозданием реагирует на обращение учителя;

речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;

понимание речи связано с незнанием русского языка.

Звукопроизношение

Имеются недостатки произношения;

нарушено произношение звуков …;

дефектно произносит оппозиционные звуки;

недостатки произношения звонких согласных (оглушение);

изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;

отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;

полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.

Фонематические процессы

Фонематический слух недостаточно сформирован;

фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;

фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;

затрудняется придумать слово на заданный звук;

слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;

неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;

фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;

при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;

Владение звуко – буквенным анализом и синтезом

Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;

допускает ошибки при определении количества звуков в слове;

имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;

определение места звука в слове сформировано;

место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;

имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;

Воспроизведение слов сложного звукового состава

Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;

количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;

переставляет слоги местами;

слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.

Темп,

внятность речи,

характеристика голоса и дыхания

Темп высказываний замедленный;

речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;

звуки произносятся нечетко;

голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;

дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);

темп и ритм речи в пределах нормы;

словесное ударение употребляет правильно;

интонационная речь недостаточно выразительна.

Проявления заикания

Не заикается;

иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;

наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);

Словарный запас

Объем словарного запаса соответствует возрасту;

словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;

не всегда точно использует слова;

испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;

в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;

не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;

часто использует слова не по назначению;

допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;

страдает понимание и употребление обобщающих понятий.

Грамматический строй

Недостаточно сформирован для данного возраста;

в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;

допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;

имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;

неправильно употребляет предлоги, падежи;

имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;

в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;

допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;

имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);

допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;

есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).

Связная речь

Наблюдается недостаточное развитие связной речи;

в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;

неотчетливо произносит слова;

оречевление затруднено;

при ответах пользуется фразой несложной конструкции;

наблюдается высокий уровень речевого развития;

опыт речевого общения беден;

самостоятельно высказаться затрудняется;

устная форма речи недостаточно сформирована.

грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).

Письмо

Имеются многочисленные ошибки разного характера;

испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);

при списывании наблюдаются единичные ошибки;

при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).

Чтение

Способ чтения побуквенно – слоговой;

чтение замедленное, послоговое, словами;

понимание прочитанного с неточностями;

чтение послоговое, простые слова читает целостно;

делает запинки при чтении многосложных слов;

чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);

не отвечает на вопросы по тексту;

при чтении слова произносит неотчетливо.

Координация и пространственная ориентировка

Нечеткая координация движений;

затрудняется определить правую, левую сторону;

зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно;

причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;

неправильно располагает написанное на листе бумаги;

схема тела не сформирована;

правильно определяет части тела.

Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)

Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;

охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;

легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;

имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;

испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;

внимание неустойчивое, часто отвлекается;

значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;

с трудом овладевает необходимым объемом знаний;

запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;

инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.

Логопедическое заключение

Показаний для занятий на логопункте нет;

фонематическое недоразвитие речи;

общее недоразвитие речи;

нерезко выраженное общее недоразвитие речи;

нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;

недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

лексико-грамматическое недоразвитие;

полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;

сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);

имеется нерезко выраженная дисграфия;

аграмматическая дислексия и дисграфия;

фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

Основные причины трудностей усвоения учебного материала

Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;

трудности адаптации в школьном учреждении;

нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;

незрелость эмоционально – волевой сферы;

педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;

гиперопека родителей;

недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;

двигательная расторможенность, гиперактивность;

ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;

трудности начались со второго полугодия, после болезни;

недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

трудности овладения учебными терминами, понятиями;

слабо развито словесно-логическое мышление;

недостаточное развитие связной речи;

трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);

невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)

Результаты речевого развития

Динамика речевого развития незначительная;

при положительной динамике развития выпущен из группы;

рекомендовано продолжить занятия с логопедом;

динамики в развитии не наблюдается;

логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ПМПк

Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________________________

Дата рождения___________________Возраст (на момент обследования)___________________________

Класс __________________________________________________________________________________          Краткий анамнез раннего развития__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая среда и социальные условия_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Артикуляционный аппарат_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Устная речь:

общее звучание речи______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

понимание речи__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

активный словарь_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

грамматический строй речи________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

слоговая структура речи___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звукопроизношение_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематическое восприятие: /звуковой анализ и синтез/ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Связная речь ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заикание________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности письменной речи______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Заключение:_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования________________                Подпись специалиста__________________



Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО                                                                       Утверждено

Зам. директора по УВР                                                                    Директор   школы                                                                                                                                                                            ___________ /Донгак С.В./                                                              __________/Ондар В.Ш./

«___» сентября 2023г.                                                                   «___»  сентября 2023 г.

Годовой план

учебно-методической  работы

учителя-логопеда

МБОУ СОШ №1 С.Кызыл-Мажалык

на 2023- 2024 учебный год.

Составила:

учитель- логопед

Саая Ирина Петровна

С.Кызыл-Мажалык

2023г

Основные задачи логопедической работы

в школе на 2023-2024 учебный год:

- Обследование  вновь прибывших учащихся и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-логопедической  помощи.

- Изучение уровня речевого, познавательного,  социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

- Систематическое проведение  необходимой профилактической и коррекционно-логопедической  работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

- Оценка результатов помощи  детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

- Формирование у педагогического коллектива школы и родителей  информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

-  Координация усилий педагогов и  родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

          Направления коррекционной работы:

  1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи:

а) коррекция звукопроизношения,

б) совершенствование фонематического слуха,

в) совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов

2. Развитие лексико-грамматической стороны речи:

а) актуализация и расширение словаря, уточнение значений слов,

б) работа над формированием грамматического строя речи (уточнение грамматического значения слова, формирование системы словоизменения и словообразования)

3. Совершенствование навыков письменной речи.

      4. Развитие связной речи

      5.Преодоление нарушений письма и чтения

                          Раздел 1.  Организационная работа

1.

Обследование вновь прибывших обучающихся с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи

4 – 15 сентября

при необходимости в течение всего учебного года

2.

Углубленное обследование состояния речи детей, занимавшихся у учителя-логопеда с целью уточнения логопедического заключения, проверки точности произносительных навыков, навыков чтения и письма во 2 - 4 классах

4-15 сентября

в течение учебного года

Индивидуально по мере необходимости

3.

Участие в заседании школьного  ПМПк с целью организации коррекционно-развивающей работы с вновь прибывшими.

 октябрь

4.

Анализ медицинских карт учащихся 1-4 и вновь прибывших учащихся

сентябрь

5.

Комплектование групп учащихся

до 19 сентября

6.

Участие в заседании школьного  ПМПк; результаты коррекционной работы и планирование на следующий учебный 2024 – 25 учебный год.  

       

в течение года

3 четверть

4 четверть

7.

Обследование состояния речи детей в конце учебного года, подведение итогов работы.

апрель-май

                 

                             Раздел 2.  Работа с документацией

1

Оформление журнала обследования устной и письменной речи

в течение учебного года

по мере обследования

2

Составление и утверждение расписания логопедических занятий

до 20 сентября

3

Составление списка учащихся, нуждающихся в логопедической помощи

до 20 сентября

4

Оформление сведений о количестве учащихся с нарушениями устной и письменной речи

до 22сентября

по запросу администрации

5

Составление календарно-тематических планов логопедических занятий с каждой группой

к 25 сентября

6

Оформление и заполнение журнала учета посещаемости логопедических занятий

к 20 сентября

по мере проведения занятий

7

Составление годового отчета о проделанной работе

к 25 мая

 

                       Раздел 3.  Коррекционно-развивающая работа 

 

1

Осуществлять коррекционную работу с учетом режима работы школы

В течение учебного года

2

Групповые и индивидуальные  занятия проводить согласно утвержденному расписанию

В течение учебного года

3

Осуществлять индивидуальные занятия с детьми со сложными речевыми дефектами 1 – 2 раза в неделю

В течение учебного года

по мере необходимости

4

Для развития интереса к занятиям использовать в работе речевые игры, наглядные пособия, раздаточный материал, ТСО, компьютер

В течение учебного года

5

Изучать индивидуальные особенности обучающихся, осуществлять  индивидуальный подход к преодолению речевых нарушений

В течение года

   

Раздел 4. Взаимосвязь в работе с учителями начальных   классов  и другими специалистами

1

Ознакомление учителей начальных классов с результатами диагностики

до 22 сентября

2

Предоставление рекомендаций учителям по индивидуальной работе с детьми

в течение года

по запросу

3

Взаимопосещение занятий

по плану учреждения

4

Участие в работе МО

по плану организации

5

Участие в работе  школьного  ППк

в течение года

по запросу

6

Сотрудничество с педагогом-психологом

в течение года

7

Сотрудничество с медработниками школы

в течение года

8

Участие в работе МО учителей-логопедов РТ

Семинар учителей-логопедов

Всероссийская конференция с международным участием «Учимзнаем»- заботливая школа-2023

в течение года

октябрь

ноябрь 1-3

по плану МО

            Раздел 5.  Пропаганда специальных знаний

1

Рекомендации родителям по работе с детьми в домашних условиях

в течение года

по мере обращения

2

Консультирование родителей по специфическим вопросам

в течение года

по мере обращения

3

Участие в классных и общешкольных родительских собраниях

в течение года

   Раздел 6.  Самообразование и повышение квалификации

1.

Изучение новинок специальной литературы

в течение года

2.

Изучение опыта учителей-логопедов, взаимопосещение и анализ занятий

в течение года и в каникулярное время

3.

Изучать документацию, личные дела, характеристики, дневники наблюдений с целью нахождения и выбора наиболее оптимального пути коррекции личности

в течение года

4.

Работать по теме самообразования «Развитие мелкой моторики детей с нарушениями речи» 

в течение года

 

                 Раздел 7.  Оснащение логопедического кабинета

1

Систематизировать материал логопедического кабинета

в течение года

8.   Определение перспективного плана  работы с каждой группой детей

     8.1. Работа с группами детей с  недоразвитием речи

Предварительный

этап

         Работа над звукопроизношением

Коррекция нарушения лексико-грамматической стороны речи

  1. 1.Развитие ручной моторики (ловкости, точности,
  2.  координации, синхронности движений пальцев рук).
  1. Развитие чувства ритма.
  1. Развитие дыхания (воспитание: длительного выдоха,

нижнереберного и диафрагмального  дыхания).

4.Развитие речевого дыхания и голоса. Игры на звукоподражание .

5.Закрепление правильного дыхания в процессе речи.

6.Развитие артикуляционной моторики (лицевых мышц, языка, губ, челюсти).

7.Развитие слухового восприятия и внимания.

8. Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

1.Постановка звука:

 - развитие восприятия речи;

 - формирование фонематического анализа;

 - развитие артикуляторной моторики ;

- работа по непосредственной постановке звука.

Цель: формировать умение выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от

других звуков.

  1. Автоматизация звука в слогах, словах, в словосочетаниях, в предложениях, связной речи.
  1. Дифференциация звуков речи:

- развитие слуховой дифференциации;

- закрепление произносительной

дифференциации;

-  формирование фонематического анализа и  синтеза .

 Дифференциацию звуков речи вести

в два этапа:

- предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков (уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения,

выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука);

-этап слуховой и произносительной

дифференциации смешиваемых звуков (сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане;  развитие фонематического анализа и синтеза).

1. Развитие лексики:

-обогащение словарного запаса,  

-уточнение значения

слова,

-расширение семантики слова.

2.Формирование грамматического строя речи.

 3. Развитие связной речи

       

   8.2 .    Работа с группами детей, имеющих  нарушение письменной речи.

Устранение фонематической дислексии и дисграфии

Устранение семантической дислексии и дисграфии

Устранение оптической

 дислексии и дисграфии

Устранение аграмматической дислексии и дисграфии

  1. Развитие

Фонематического анализа и синтеза:

- выделение звука

на фоне слова;

- вычленение первого

и последнего звука

из слова;

- определение

количества,

последовательности

и места звука в слове.

2 .Развитие слогового   анализа и синтеза.

3.Развитие структуры

предложения.

4.Формирование

фонематического

восприятия (дифференциация фонем):

-свистящих и шипящих,

-твердых и мягких,

-звонких и глухих

1.Развитие звукового синтеза.

2.Обогащение словаря.

3.Развитие грамматического строя речи.

4.Формирование морфологических и синтаксических обобщений.

5.Работа

над пониманием прочитанных слов, предложений,

текста.

1 Развитие зрительного восприятия и узнавания.

2.Уточнение и

расширение зрительной памяти.

3.Формирование

пространственного восприятия и

представлений.

4.Развитие

зрительного анализа

и синтеза.

5.Формирование речевых обозначений

зрительно-

пространственных отношений.

6.Дифференциация смешиваемых букв

изолированно, в слогах, словах,

 предложениях, текстах.

 1.Уточнение и  усложнение

структуры предложения.

2. Развитие функции

словоизменения.

  1. Формирование навыков

словообразования.

  1. Развитие умений морфологического анализа слов.

5. Работа над одно

коренными словами.

6. Закрепление грамматических форм в письменной речи.

Учитель – логопед:                Саая И.П.