внеклассная работа по математике

Спиридонова Людмила Ивановна

внеклассная работа по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

           МАТЕМАТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«ПОЛЕ ЧУДЕС»

ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  5 – 8 КЛАССОВ

СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ

МОУ БАГАЕВСКОЙ СОШ №3

БАКАЛО Т.В.

5 КЛАСС

І ТУР

     А             Р               И             Ф            М            Е             Т             И            К              А

ВОПРОС:  это слово происходит от греческого слова «число». Она изучает действия над

числами, правила обращения с ними, учит решать задачи. Она появилась, когда возникла необходимость считать предметы, измерять земельные участки, делить добычу, вести счет времени. Она возникла в странах Древнего Востока: Вавилоне, Китае, Индии, Египте.

ОТВЕТ:   М.В.Ломоносов сказал, что с помощью арифметики мы входим во «врата учености».

ІІ  ТУР

                                     С            К              О           Б              К             А

ВОПРОС: Математический знак

ОТВЕТ: В начале XVІв.  вошли в употребление скобки: квадратные предложил итальянский ученый – математик Р.Бомбелли, круглые – итальянец Н.Тарталья, фигурные – Ф.Виет.

ІІІ ТУР

                                          И             Н            Д             И            Я

ВОПРОС: Страна, в которой появилась современная запись натуральных чисел.

ОТВЕТ:  В VІв. в Индии. Через арабов, завоевавших в VІІ – VІІІвв. Обширные районы средиземноморья и Азии, индийская нумерация получила широкое распространение. Отсюда и название – арабские цифры.

ФИНАЛ

           Г             Е             О             М           Е              Т                Р            И              Я

ВОПРОС: Одна из наиболее древних наук. Первые  факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах – ІІІтыс. до н.э.

ОТВЕТ: Геометрия состоит из  древнегреческих слов «гео» - «Земля» и «метрио» - «измеряю».

                                    

  1. КЛАСС

І ТУР

                           Б        О        Л         Ь       Ш        Е

ВОПРОС: Математический знак.

ОТВЕТ: Математический знак отношений «больше» введен как обозначение в 1631 г. Т.Гарриотом.

ІІ  ТУР

        П         Е        Т        Е         Р        Б         У        Р         Г

ВОПРОС: Город, в котором один из крупнейших математиков прошлого века Пафнутий Львович Чебышев создал первую математическую школу.

ОТВЕТ:  Она называлась Петербургской математической школой, из которой вышли первоклассные математики.

ІІІ ТУР

                                          Н                  У               Л                  Ь

ВОПРОС:  Обозначение отсутствия единиц какого – то разряда.

ОТВЕТ:  Латинское «nullis» - «никакой»

                     - далекий предок нуля, Vв. до н.э. использовался в вавилонской письменности. Греки переняли у вавилонян систему счисления, но вместо клиньев у них цифры обозначались буквами. Для обозначения пропущенного разряда они употребляли букву «о» - первую в греческом слове «оуден» - «ничего». Запись нуля, которым пользуемся сейчас, появилась у индейцев в V – VІвв.      

ФИНАЛ

                            А         Р        Х        И        М        Е        Д

ВОПРОС:  Достоверен год его смерти – 212 до н.э., когда ученый погиб от руки римского солдата. Известна его фраза: «Дайте мне точку опоры, и я поверну землю».

ОТВЕТ: Известна также история о золотом венце царя. Чистоту его состава Архимед проверил при помощи найденного им закона выталкивающий силы, и его возглас «Эврика», т. е. «Нашел».

                                                              

                                                               7     КЛАСС

І ТУР

                          Е        В        К         Л        И        Д

ВОПРОС: Греческий геометр, современник царя Птолемея І, который царствовал с 306 по 285г. до н.э. Его заслуга определяется не столько собственными его научными исследованиями, сколько педагогическими заслугами. Его 13 книг не дошли до нас в подлиннике, они восстанавливались по латинским и арабским переводам.

ОТВЕТ:   Величайшая заслуга Евклида в том, что он подвел итог построению геометрии и придал изложению столь современную форму, что на 2 тысячи лет «Начала » стали энциклопедией геометрии.

ІІ  ТУР

          С        А        М        А        Р        К        А        Н         Д

ВОПРОС: Работая в лаборатории обсерватории Улугбека, ученый ал– Каши ввел десятичные дроби. Где жил ал – Каши?

ОТВЕТ: Самаркандский  ученый XVв. ал – Каши ввел обозначение десятичных дробей. Но европейским ученым они остались неизвестны. Лишь в 1584г. нидерландский ученый  математик и инженер С.Стевин пришел к этому открытию.

                                                                 ІІІ ТУР

                     А         К        С        И        О        М       А

ВОПРОС: Факт, настолько простой, что не возникает вопроса о необходимости его вывода.

ОТВЕТ:   Первоначальные факты геометрии, которые применяются без доказательства. Первый список аксиом появился в «Началах» Евклида. Логически безупречный список аксиом  геометрии был указан на рубеже XІXв. и XXв. немецким ученым Гильбертом.

ФИНАЛ

                               Ш       М        И        Д        Т

ВОПРОС:  Окончил физико – математический факультет Киевского университета. Организатор высшего образования в стране. При своей привязанности к северу, многогранности научных интересов,  он прежде всего – математик.

ОТВЕТ:   В памяти миллионов людей легендарное имя Отто Юльевича Шмидта связано  с освоением Арктики, Северного морского пути, с челюскинской эпопеей, с высадкой на лед научно – исследовательской станции «Северный полюс - 1».

                                               

8 КЛАСС

І ТУР

                            П         И       Ф        А        Г         О        Р

ВОПРОС: Математик  VІв. до н. э., родился на острове Самос в Эгейском море, жил в греческом городе Кротоне на юге Италии. Он первый разделил числа на простые и составные, четные и нечетные, подробно рассмотрел тройки натуральных чисел, связанных определенной зависимостью, ввел систематическое доказательство в геометрию, создал учение о пропорциях и т.д.

ОТВЕТ: Имя Пифагора носит его теорема ( Квадрат гипотенузы в прямоугольном треугольнике равен сумме квадратов катетов ), пифагоровы числа.

ІІ  ТУР

                     Ф         У        Н        К        Ц        И        Я

ВОПРОС: В разных разделах математики имеет несколько синонимов: отображение, соответствие, преобразование, оператор и т.д. Имеет общенаучное значение. Символ введен Эйлером в 1734г.

ОТВЕТ: Если каждому значению х из некоторого множества действительных чисел поставлено в соответствие по определенному правилу число у, то говорят, что на этом множестве задана функция у = f(х)

ІІІ ТУР

       О        К        Р         У        Ж       Н        О        С        Т         Ь

ВОПРОС: Геометрический объект, который Евклид называл»длина без ширины».

ОТВЕТ: Вычисленное Архимедом отношение длины окружности к ее диаметру, в 1736г. принятое Эйлером обозначать «π»:  начальная буква греческого слова perimetron , которое и обозначает окружность.

ФИНАЛ

     Д    О     К    А     З     А    Т      Е    Л    Ь     С     Т     В    О                          

ВОПРОС: Получение новых геометрических фактов при помощи рассуждений.

ОТВЕТ: Началось от древнегреческого ученого Фалеса ( VІ в. до н.э.). Ему приписывают установление свойств равнобедренного треугольника, доказательства равенства вертикальных углов и другие.



Предварительный просмотр:

                                                                                 Муниципальное общеобразовательное

                                                                           учреждение

                                                                              Багаевская средняя

                                                                       обшеобразовательная школа №3

                                                                             имени С. Калинина

Математический КВН

(игра для старшеклассников)

                                                                       Составили:

Мустафина Т.А. и Бакало Т.В.

2008 – 2009 уч. год.

Приветствие: 

Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?                                  

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня вечер.

Не случайно ей такой почет,

Это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчет                          

Для постройки здания, ракеты.                                  

Есть о математике молва,                                

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика,  даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю и смекалку.                        

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов!                  (ученица 8 класса)

Ученики 5 класса:                  

«Теорема Пифагора»

Если дан нам треугольник

И притом с прямым углом,

То квадрат гипотенузы

Мы всегда легко найдем:

Катеты в квадрат возводим,

Сумму степеней находим –

И таким простым путем

К результату мы придем.

 

«Ромб»

Квадрат обмяк, устал,

Дал за углы себя схватить

И ромбом стал.

И загрустил:

А вдруг он промахнулся,

А вдруг бы жизнь другим путем пошла,

Поставь он два других угла?..

«Циркуль»

Танцевальное вращенье

Совершеннейшей ноги,

И круги, круги, круги,

Вызывали восхищенье.

Балерина создавала

Точный круг в один момент.

Подивился ей немало

Достославный геометр.

О прекрасной балерине

Вспоминал частенько он –

Не по этой ли причине

Циркуль был изобретен!

                                                 

Ученики 6 класса:      «Частушки о математике»

Мы с подружками втроем

Вам частушки пропоем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Так с чего же нам начать?

На уроке в самом деле

Перепишем все точь – в - точь,

Разобраться еле- еле

Дома нам порой не вмочь,

Скорость лошадей узнали

И в ответе написали:

«Мчится лошадь без кареты

в тысячу раз быстрей ракеты»

Стоит Коля у доски

И зевает от тоски.

Он никак не разберет,

Где окружность, а где рот,

Начертили мы квадрат:

Угол здесь, прямую так.

За ответ поставят мне

Три в журнале, два в уме..

Это что же в самом деле,

Получилось – стыд и срам:

Землекопа вдруг в задаче

Разделили пополам.

Рассчитали путь движенья

Курам всем на удивленье,

Время с метрами сложили –

Килограммы получили.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали.

                                 

1 конкурс:     « РАЗМИНКА »

Вопросы 1 команде:

  1. Утверждение, требующее доказательства.
  2. График квадратичной функции.
  3. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
  4. Направленный отрезок
  5. Результат сложения.
  6. Сколько цифр вы знаете?                  
  7. Наименьшее трехзначное число.
  8. Сколько секунд в минуте?
  9. Сколько лет в одном веке?
  10. Сколько нулей в записи миллиона?

Вопросы  2  команде:

  1. Отрезок, соединяющий любые две точки окружности.
  2. Сумма длин всех сторон многоугольника.
  3. Ромб, у которого все углы прямые.
  4. Самая большая хорда в круге.
  5. Результат вычитания.
  6. Наибольшее двузначное число.
  7. Сколько грамм в килограмме?
  8. Сколько дней в году?
  9. Сколько часов в сутках?
  10. Сколько нулей в миллиарде?

2 конкурс «Капитанов»

  1. Двое конькобежцев на соревнованиях пробежали по стадиону 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый?
  2. В карманах денег поровну. Если из одного переложить в другой 3 руб., на сколько во втором станет больше?
  3. Что больше: 25 или 52?
  4. Число, увеличив себя вдвое, посмотрело на себя в зеркало и увидело там 811. Какое это число?
  5. Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 7 до 81?
  6. Наименьшее простое число
  7. Какую часть часа составляет 20 минут?
  8. Найти значение выражения:  80 : ( 23 х  5 – 40 )
  9. Какое целое число делится на любое целое число без остатка?

10.Наименьшее целое положительное число, записанное с помощью двух цифр.
3 конкурс  «Литераторов»

( сложить разрезанное стихотворение )

                                           Таблица умножения

                                           Достойна уважения,

                                          Она всегда во всем права.

                                          Чтоб ни случилось в мире,                            

                                               А все же будет дважды два

                                               По- прежнему четыре!

                                                                                                         

4 конкурс    «Художников»

(На доске - две одинаковых заготовки. Кто быстрее нарисует рисунок,  соединив отрезками числа от 3 до 78, делящиеся на 3.)                            

5 конкурс «Музыкальный»

Исполнить как можно больше песен, где имеются числа. Команды исполняют по очереди.

Вопросы болельщикам

  1. Сколько двузначных чисел?
  2. Найдите такую дробь, которая не изменится, если к числителю прибавить 20, а к знаменателю прибавить 30.
  3. Что больше: сумма всех чисел от 0 до 9, включая дроби или их же произведение?
  4. В каком мультфильме длина животного измеряется в попугаях?
  5. Может ли угол параллелограмма быть 200°?
  6. Какая мера длины имеет женское имя?
  7. Всем знакома сказка «Дюймовочка». Так чему же равен 1 дюйм?
  8. Чему равен 1 пуд?
  9. Чему равен 1 баррель нефти?
  10. На каком здании были начерчены слова: «Да не войдет сюда не искусившийся в геометрии!»?
  11. Что такое АБАК?
  12. Правильно ли применяется название «арабские цифры» для наших современных цифр?
  13. Три кошки за три минуты ловят трех мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей?
  14. Назовите великого геометра и механика древней Греции, нашедшего для π приближенное значение .
  15. Кто является создателем современной буквенной символики?
  16. Кто ввел в математику термин «функция»?
  17. Назовите два числа,  сумма которых равна их произведению.
  18. Назовите два числа разность которых равна их сумме.
  19. Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье,

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложенья.

  1. Он грызун, но очень мелкий

И только чуть побольше белки.

А заменишь «у» на «о»,

Будет круглое число.  

                                                                                           



Предварительный просмотр:

Игра «Счастливый случай»

 для учащихся 7 – 9 классов

Составила:  учитель математики Бакало Т.В.

1 гейм «Разминка»

Вопросы задаются командам одновременно на время – 1 минута на обсуждение. Отвечает первой та команда, которая готова раньше.

а) Разделить 6 одинаковых яблок на 8 приятелей поровну.

1.

б) Разделить 7 яблок на 12 человек.

Что означает запись?

2.

а) 9 + 5 = 2

б) 18 + 6 = 0

а) Положите на стол 1 спичку так, чтобы получился треугольник.

3.

б) Положите на стол 2 спички так, чтобы получился квадрат.

а) Из 3 спичек сделать 6, не ломая.

4.

б) Из 2 спичек сделать 10, не ломая.

а) Сколько раз встречается цифра 5?

5.

б) Сколько раз встречается цифра 3?

7

9

4

6

2

9

3

8

6

7

9

3

6

9

5

8

7

9

6

8

4

6

8

3

9

4

6

4

9

6

8

4

5

6

3

7

8

2

5

4

5

2

7

9

4

6

3

9

8

5

6

9

4

5

8

3

3

7

6

9

2

8

6

4

9

7

3

8

5

6

7

3

9

5

2

8

6

9

5

9

5

7

5

9

7

3

3

4

8

8

9

6

8

7

2

9

4

6

9

5

2 гейм «Составь слова»

В математических терминах перепутаны буквы, назвать слова.

1 команда

  1. а а ч а д з           – задача
  2. ь п е с н е т        – степень
  3. ф а и к р г          – график
  4. с с н у и о к        – косинус
  5. д ж е в о с т о т  - тождество

2 команда

1. р р е м п и           – пример

  1. я у ф ц к и н       – функция
  2. н ь к о е р           – корень
  3. с е н а н г т         – тангенс
  4. н и е в н е а р у  -  уравнение

3 гейм «Установи закономерность»

Найти число, какое должно быть вместо знака «?»

1 команда

1)   51          3         17      /3                  2)  34          43          52      +9

       95         ?          19      /5                        65          ?           47       -9

1) 5    2)56

2 команда

1)   78          6         13      /6                  2)  35          28          21      -7

     112         ?          16      /7                        45          ?           59       +7

1) 7    2)52

4 гейм «Лото»

Команды по очереди берут бочонки с номерами и отвечают на вопрос этого номера, если достался №13 – «счастливый случай» - дополнительно отвечают на 3 вопроса.

«Счастливый случай» - №13

  1. Сколько получится, если из наименьшего двузначного вычесть наибольшее однозначное?  (10 - 9 = 1)
  2. Что тяжелее – 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)
  3. На складе было 5 цистерн с горючим по 6 т. в каждой. Из двух цистерн горючее выдали колхозам. Сколько цистерн осталось? (5)

1. Сколько получится, если из числа, выраженного тремя единицами второго разряда вычесть число, выраженное пятью единицами 1-го разряда.        (30 – 5)

2. Рыболов за 2 минуты поймал 4 рыбки. За сколько минут он поймает 8 таких же рыбок?    (Нет ответа)

3. Заглавие какого литературного произведения начинается с цифры «3»?    («3 мушкетера»)

4. Как, пользуясь банками в 3 литра и 5 литров, набрать 1 литр воды?             (набрать 3 литра – вылить в 5, набрать 3 литра – вылить еще раз в 5-литровую, останется 1 литр).

5. Горели 6 свечей. 1/3 из них погасли. Сколько свечей осталось?      (2)

6. В 11 часов ночи идет дождь, возможна ли солнечная погода через 48 часов?    (нет)

7. Арифметический я знак

В задачнике меня найдешь во многих строчках

Лишь «0» ты вставишь, зная как,

И я – географическая точка.                 (+ и полюс)

8. Я цифра меньше десяти,

Меня тебе легко найти,

Но, если букве «я» прикажешь рядом встать,

Я все – отец и ты, и дедушка и мать.        (7 – семья)

9. Кто носит самые большие ботинки?      (Тот, у кого самая большая нога).

10. Горшочек умен, семь дырочек в нем.          (Голова)

11. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей.      (8)

12. Какое число нельзя ни разделить, ни умножить, ни вычесть, ни отгадать, ни даже увидеть?    (число звезд)

13. «Счастливый случай»

5 гейм «Дальше, дальше, дальше…»

Вопросы первой команде:

1. Сколько ушей у трех мышей? (6)

2. Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько км пробежала каждая лошадь? (по 5 км)

3. У какой геометрической фигуры нет ни начала, ни конца? (окружность)

4. Ансамбль из 4 человек. (квартет)

5. Числа, делящиеся нацело на 2. (четные)

6. 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (месяцы)

7. Раздел математики, изучающий свойства фигур. (геометрия)

8. Ученый (6 век до н.э.), рассматривавший зависимость между тройками чисел. (Пифагор)

9. На столе стояло три стакана с ягодами. Слава съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3)

10. Сотая часть числа. (%)

11. Величина, характеризующая размер геометрического тела. (объем)

12. На какое число нужно разделить 2, чтобы получилось 4? (1/2) 

13. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге встретил 3 легковые машины, грузовик и автобус. Сколько машин ехало в поселок? (1)

14. Верно ли высказывание: вертикальные углы равны? (да)

15. Высказывание, правильность которого установлена при помощи рассуждения? (теорема)

16. Сколько поросят страдало от притязаний волка? (3) 

17. Какое наибольшее число можно записать при помощи трех единиц? (111)

18. Заглавие какого литературного произведения начинается с цифры 12? (12 месяцев, 12 стульев)

19. Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? (1, 2, 3)

20. Сколько было времени, когда Золушка потеряла туфельку? (12 ночи)

Вопросы второй команде:

1. Сколько лап у двух медвежат? (8)

2. 1/180 часть угла? (градус)

3. Ансамбль из двух человек. (дуэт)

4. Величина, оценивающая удаленность друг от друга двух объектов. (расстояние)

5. Три человека ждали поезда три часа. Сколько времени ждал каждый?     (3 часа)

6. Раздел математики, изучающий свойства действий над различными величинами и решение уравнений. (алгебра)

7. В семье 2 отца и 2 сыны. Сколько мужчин в семье? (3)

8. Числа, не делящиеся на 2. (нечетные)

9. Масса петуха на двух ногах 2 кг. Какова будет его масса, если он станет на одну ногу? (2 кг)

10. Когда сумма двух чисел равна их произведению? (2*2=4 и 2+2=4)

11. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц? (4)

12. Величина, характеризующая размер геометрической фигуры. (площадь)

13. Название какого литературного произведения начинается с 20000? (20000 лье под водой)

14. Какое наименьшее число можно написать при помощи трех пятерок? (555)

15. Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)

16. У какой геометрической фигуры длина равна ширине? (квадрат)

17. Верно ли высказывание: углы при основании равнобедренного треугольника равны? (да)

18. Высказывания настолько простые, что не вызывают вопроса их вывода. (аксиома)

19. Сколько получится, если полсотни разделить на половину? (50/=100)

20. Сколько племянников дядьки Черномора охраняли остров Буян? (33)