Артикуляционные упражнения
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Выполнение артикуляционных упражнений - трудная для ребёнка работа. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придаст малышу уверенность в себе и в своих силах, поможет быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
Ссылки на презентации артикуляционной гимнастики:
https://en.ppt-online.org/343278
https://en.ppt-online.org/242878
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации к выполнению упражнений | 12.51 КБ |
Артикуляционные упражнения для свистящих звуков | 39.5 КБ |
Артикуляционные упражнения для шипящих звуков | 42.5 КБ |
Артикуляционные упражнения для звуков Л, ЛЬ | 61.5 КБ |
Артикуляционные упражнения для звуков Р, Рь | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики
1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным.
2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе.
3. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
4. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
5. Предварительно ребёнок должен увидеть правильный образец упражнений - покажите ему, как правильно выполняется упражнение.
6. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослы. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
7. Можно использовать механическую помощь, если у ребёнка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребёнку поднять язык вверх.
8. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится абсолютно правильно выполнять упражнения.
Предварительный просмотр:
Комплекс для свистящих звуков
№ | Название упражнения | Описание выполнения упражнения |
1 | «Улыбочка» | Улыбнуться, широко растянув губы. Рот закрыт, зубы не видны. |
2 | «Заборчик» | Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд. |
3 | «Замочек» | Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5. Зубы не видны!!! |
4 | «Бублик» | Округлить губы, вытянуть их вперёд, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удерживать губы в таком положении под счёт до5. |
5 | «Толстячок» |
|
6 | «Худышка» | Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах |
7 | «Лопаточка» | Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подержать его в таком положении, считая про себя до 5. |
8 | «Иголочка» | Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. |
9 | «Трубочка» | Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. |
10 | «Змейка» | Широко открыть рот. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Выполнять в медленном темпе. |
11 | «Часики» | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «тик-так» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной. |
12 | «Качели» | Рот открыт, губы в улыбке, широкий край языка поднимается к носу, затем опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
13 | «Киска сердится» («Горка») | Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинку языка выгнуть горкой. |
14 | «Катушка» | Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперёд и убирать вглубь рта. |
15 | «Чистим нижние зубки» | Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, выполняя движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. |
16 | «Посчитай нижние зубки» | Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. |
Предварительный просмотр:
Комплекс для шипящих звуков
№ | Название упражнения | Описание выполнения упражнения |
1 | «Улыбочка» | Улыбнуться, широко растянув губы. Рот закрыт, зубы не видны. |
2 | «Заборчик» | Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд. |
3 | «Замочек» | Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5. Зубы не видны!!! |
4 | «Бублик» | Округлить губы, вытянуть их вперёд, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удерживать губы в таком положении под счёт до5. |
5 | «Толстячок» |
|
6 | «Худышка» | Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах |
7 | «Лопаточка» | Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подержать его в таком положении, считая про себя до 5. |
8 | «Иголочка» | Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. |
9 | «Трубочка» | Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. |
10 | «Змейка» | Широко открыть рот. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Выполнять в медленном темпе. |
17 | «Чистим верхние зубки» | Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево. |
18 | «Посчитай верхние зубки» | «Считаем» верхние зубы. |
19 | «Накажем непослушный язычок» | Положить широкий язык между губами и"пошлёпать" его "пя-пя-пя". Положить язык между зубами и пошлёпать «тя-тя-тя». |
20 | «Причешем язычок» («Расческа») | Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. |
21 | «Вкусное варенье» | Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы. |
27 | «Чашечка» | Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края загнуть в форме чашечки. Удерживать под счёт до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. |
28 | «Фокус» | Положить на самый кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа. |
31 | «Грибок» | Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка грибка, а подъязычная уздечка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. |
32 | «Гармошка» | Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, опускать нижнюю челюсть и поднимать обратно. |
33 | "Лошадка" | Улыбнуться, открыть рот. Поцокать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. |
Предварительный просмотр:
№ | Название упражнения | Описание выполнения упражнения |
1 | «Улыбочка» | Улыбнуться, широко растянув губы. Рот закрыт, зубы не видны. |
2 | «Заборчик» | Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд. |
3 | «Замочек» | Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5. Зубы не видны!!! |
4 | «Бублик» | Округлить губы, вытянуть их вперёд, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удерживать губы в таком положении под счёт до5. |
5 | «Толстячок» |
|
6 | «Худышка» | Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах |
7 | «Лопаточка» | Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подержать его в таком положении, считая про себя до 5. |
8 | «Иголочка» | Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. |
9 | «Трубочка» | Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. |
10 | «Змейка» | Широко открыть рот. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Выполнять в медленном темпе. |
11 | «Часики» | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «тик-так» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной. |
12 | «Качели» | Рот открыт, губы в улыбке, широкий край языка поднимается к носу, затем опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
13 | «Киска сердится» («Горка») | Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинку языка выгнуть горкой. |
14 | «Катушка» | Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперёд и убирать вглубь рта. |
15 | «Чистим нижние зубки» | Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, выполняя движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. |
16 | «Посчитай нижние зубки» | Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. |
17 | «Чистим верхние зубки» | Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево. |
18 | «Посчитай верхние зубки» | «Считаем» верхние зубы. |
19 | «Накажем непослушный язычок» | Положить широкий язык между губами и"пошлёпать" его "пя-пя-пя". Положить язык между зубами и пошлёпать «тя-тя-тя». |
20 | «Причешем язычок» («Расческа») | Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. |
21 | «Вкусное варенье» | Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы. |
22 | «Поймаем звук Л» | Улыбнуться. Во время произнесения звука [а] широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно ускоряя темп, вы услышите звук [л]. |
23 | «Маляр» | Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. |
24 | «Пароход» | Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить «Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта. |
25 | «Комарик» | Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук [з]. Если у ребёнка закрывается рот, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан». |
26 | «Пылесос» | Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук [ж]. Если у ребёнка закрывается рот, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан». |
27 | «Чашечка» | Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края загнуть в форме чашечки. Удерживать под счёт до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. |
28 | «Фокус» | Положить на самый кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа. |
29 | «Индюк» | Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп упражнения постепенно ускорять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким. |
30 | «Барабан» | Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щётки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка). |
31 | «Грибок» | Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка грибка, а подъязычная уздечка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. |
32 | «Гармошка» | Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, опускать нижнюю челюсть и поднимать обратно. |
33 | "Лошадка" | Улыбнуться, открыть рот. Поцокать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. |
34 | «Моторчик» | Во время длительного произнесения звука [ж] или [з] (за верхними зубами) быстрыми движениями чистым ПРЯМЫМ указательным пальцем ребёнка производить под языком частые колебательные движения из стороны в сторону. |
Предварительный просмотр:
Комплекс для звука Р
№ | Название упражнения | Описание выполнения упражнения |
1 | «Иголочка» | Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. |
2 | «Змейка» | Широко открыть рот. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Выполнять в медленном темпе. |
3 | «Часики» | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «тик-так» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной. |
4 | «Качели» | Рот открыт, губы в улыбке, широкий край языка поднимается к носу, затем опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
5 | «Катушка» | Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперёд и убирать вглубь рта. |
6 | «Чистим верхние зубки» | Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево. |
7 | «Посчитай верхние зубки» | «Считаем» верхние зубы. |
8 | «Вкусное варенье» | Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы. |
9 | «Маляр» | Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. |
10 | «Пылесос» | Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук [ж]. Если у ребёнка закрывается рот, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан». |
11 | «Чашечка» | Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края загнуть в форме чашечки. Удерживать под счёт до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. |
12 | «Фокус» | Положить на самый кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа. |
13 | «Индюк» | Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп упражнения постепенно ускорять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким. |
14 | «Барабан», «Дятел» | Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щётки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка). |
15 | «Грибок» | Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка грибка, а подъязычная уздечка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. |
16 | «Гармошка» | Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, опускать нижнюю челюсть и поднимать обратно. |
17 | "Лошадка" | Улыбнуться, открыть рот. Поцокать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. |
18 | «Моторчик» | Во время длительного произнесения звука [ж] или [з] (за верхними зубами) быстрыми движениями чистым ПРЯМЫМ указательным пальцем ребёнка производить под языком частые колебательные движения из стороны в сторону. |
19 | «Пулемет» | Сначала идет двух-, трехкратное равномерное повторение звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд), затем повторение идет с усилением последнего звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд,). Звук [д] может многократно повторяться равномерно (дддддддд) и с ритмическим выделением каждого третьего звука серии (ддд, ддд, ддд). В качестве исходного звука используется звук [т] (тд, тд, тддд, тддд). В дальнейшей работе двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дды, дды, дддда, ддда, ддды, ддды). |