Самообразование
Суть самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) — одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии — одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования , а также предоставлять ежегодную отчётность в соответствии с выбранным планом и темой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasilenko_samoobrazovanie_22-23.docx | 39.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
Тема: Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с историей России.
2022-2023 уч. год
Воспитатель: Василенко Е.Г.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родному городу, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
История России богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории России, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Родину от врагов, интерес к самобытной русской культуре, дает представление о живописи, поэзии, музыке.
Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.
План по самообразованию
на 2022 – 2023 учебный год
Август |
« Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с историей России». | |||||||
Сентябрь | «История возникновения Руси» Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории | |||||||
Октябрь | «Былинные богатыри – первые защитники земли русской» Цель: знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. | |||||||
Ноябрь | «Великие князья Руси» Цель: знакомство детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским. | |||||||
Декабрь | «Император Петр Первый» Цель: знакомство с деятельностью Петра Великого и его ролью в развитии России. Воспитывать чувство гордости за Россию. | |||||||
Январь | «Полководцы и герои» Цель: на примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности. | |||||||
Февраль | «Полководцы и герои» 2 часть Цель: продолжение воспитания на примерах подвигов великих полководцев уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности. | |||||||
Март | «Быт и уклад жизни наших предков» Цель: поддерживание интереса детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму. | |||||||
Апрель | «Народные традиции и промыслы» Цель: формирование интереса к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам. | |||||||
Май | «Герои Великой отечественной войны» Цель: формирование первых представлений о ВОВ, воспитание уважения к ветеранам, гордости за свою страну. | |||||||
Перспективный план
Сентябрь
«История возникновения Руси»
Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории
Рассказ воспитателя «Государственные символы России – флаг, гимн, герб», «Древние славяне – наши предки».
Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?», « Путешествие в поселок славян».
Чтение отрывков из рассказов для детей А.О. Ишимовой из истории России.
Рассматривание и чтение книги для детей Л.П.Борзовой «История России в картинках, рассказах и путешествиях»
Рассматривание альбома «От поселков к славянским городам».
Презентации: «Древнерусские города: Москва, Киев, Владимир, Полоцк, Нижний Новгород», «Славянские боги»
Беседа-путешествие к 210-летию бородинского сражения 1812 года.
«Дидактические игры «Древние славяне», «Славянская семья», « Чем отличается современный город от старинного?», «Что изготавливают мастера оружейники», «У кого из купцов больше товара».
Игры-путешествия: «По Киевской Руси», «Помоги отыскать дорогу в стольный Киев».
Макеты: «Русская изба», «Сельское подворье»
Исследовательская деятельность: «Славянские боги»
Рисование «Корабли древних славян».
Конструирование: поселение древних славян.
Лепка «Славянские боги».
Итоговое событие «Здравствуй, Русь!»
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание: история в прошлое России»
Октябрь
«Былинные богатыри – первые защитники земли русской»
Цель: знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
Чтение былинных и сказочных произведений.
Рассматривание картины «Богатырская застава» В.Васнецова.
Слушание песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила».
Дидактические игры «Одень богатыря на битву», «Составь картину правильно».
Народные игры: «Плетень», «Золотые ворота».
Импровизация игровых образов «Силач», «Грозный богатырь», «Битва на мечах».
Рисование на тему «На заставе богатырской».
Создание альбома «Богатыри Древней Руси».
Коллективная аппликация «Древняя крепость».
Конструирование - создание укреплений деревянного города.
Создание библиотеки «Русские богатыри».
Макет «Богатырская застава»,
Режиссерская игра по мотивам жизни русских богатырей.
Занятие «Богатырская Русь» Цель: закреплять и расширять знания детей о силе и славе Богатырской Руси, о любимых народных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, познакомить с новым богатырём - Дмитрием Донским, формировать историческую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков, любовь к Отчизне, семье.
Итоговое занятие «Викторина знатоков истории «Что? Где? Когда?» Цель: обобщение знаний по теме «Богатыри Руси».
Работа с родителями: мини-музей «Русские богатыри».
Ноябрь
«Великие князья Руси»
Цель: познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским.
Консультация для родителей «Куликовская битва», «Александр Невский» обогащение знаний родителей о роли личности в истории.
Чтение книг о князьях и их подвигах: О. Тихомирова «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом». Главы энциклопедии «История», справочника дошкольника «История».
Игра – рассказ «С каких пор нашу столицу называют Москвой белокаменной».
Рассматривание репродукции картины В. Васнецова « На поле Куликовом».
Занятия «О князе и его дружине», «Битва на Куликовом поле».
Дидактические игры: «Чей воин», «Снаряди воина», «Доспехи русского воина», «Найди отличие».
Спортивные игры и конкурсы: «Кольцеброс», «Дротики», «Попади в мишень».
Строительные игры с крупным материалом: «Сторожевые башни», «Переправа».
Выставка детских рисунков и поделок: «Воины древней Руси», «Оружие древних воинов».
Декабрь
«Петр Великий»
Цель: Познакомить с деятельностью Петра Великого. Воспитывать чувство гордости за Россию.
Беседа –путешествие к дню рождения Петра Великого «Великие дела великого царя».
Рассматривание репродукций картин Л. Лагорио «Русский флот при Петре I», М. Добужинского «Петр Великий в Голландии».
Работа с родителями: создание альбома для рассматривания «Российский флот».
Сюжетно- ролевые игры: «Цирюльня», «Печатная газета», «Школа».
Дидактические игры: «Сколько обуви на лавке?», «Найди одинаковые пары обуви дворян и крестьян», «Найди посуду, которая принадлежала боярам».
Музыкальная гостиная «Открытие Петром I театральных представлений»
Конструирование (оригами) «Самоходное судно».
Январь
«Полководцы и герои»
Цель: На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности.
Рассказ воспитателя «Начало Отечественной войны».
Просмотр видеофильма «Бородинская битва».
Рассматривание альбома «Верные долгу и чести».
Чтение глав из книг: С.Алексеева «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах), А. Митяева «Москва».
Февраль
«Полководцы и герои» 2 часть
Цель: Продолжать на примерах подвигов великих полководцев воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности.
Рассказ воспитателя «Великие полководцы».
Беседа «Жить - Родине служить»».
Рассматривание альбома «Военное обмундирование солдата 19 века».
Чтение глав из книг: Борзова Л.П История России в картинках, рассказах, путешествиях. «Великие полководцы»
Досуг ко дню Защитника Отечества« Наука побеждать».
Март
«Быт и уклад жизни наших предков»
Цель: Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму.
Занятия по темам: « Деревня – деревянный мир», « Печь нам – мать родная», «Эти мудрые народные сказки».
Выставка совместных работ детей и родителей «Ах, кокошник русский!»
Игра – путешествие «Берестяная грамота». «Игрушки наших бабушек».
Создание макета « Русская изба».
Занятие по ручному труду « Кукла – закрутка».
Экскурсия в краеведческий музей.
Развлечение «Праздник русской рубахи и сарафана».
Апрель
«Народные традиции и промыслы»
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.
Беседы: «Славный праздник – Рождество», «Народный праздник – Масленица», «Ремесла далекого прошлого».
Занятия по темам: «Развлечение детворы и взрослых в старину», «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», «В гостях у городецких мастеров».
Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам.
Создание мини – музея «Игрушки наших бабушек».
Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».
Развлечение «Бабушкины посиделки».
Май
«Герои Великой отечественной войны»
Рассказ воспитателя «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!»
Чтение художественной литературы о ВОВ
Экскурсия к памятнику воинской славы.
Сюжетно-ролевые игры: «Госпиталь», «Полевая кухня», «Танкисты».
Работа с родителями: «Они защищали Родину», «Боевые награды». Сбор материалов о членах семьи – участниках ВОВ (письма, фотографии и др.)
Выставка семейных работ по теме «Этих дней не смолкнет слава!».
Продукт проекта:.
1.Создание «ленты времени»
2. Итоговое событие «Русь, Россия-родина моя!»
Как рассказать детям об истории, о том, что было очень давно и недавно, что есть сейчас и что такое будущее? Ведь время – понятие абстрактное и детям зачастую не понятное.
«Лента времени» — прекрасный способ научить детей понимать движение времени и наглядно представить его ход от прошлого к будущему.
Конспект занятия в подготовительной группе
Дидактическая игра «История России на ленте времени».
Цель: получить знания по истории России
Задачи:
- развитие логического мышления, умения анализировать и сопоставлять;
- развитие слухового и зрительного восприятия, концентрации внимания;
- формирование представления о преемственности времен;
- развитие памяти;
- развитие связной речи.
Материал к занятию:
Контрольная лента служит для презентации, которую проводит педагог. Ребенок может так же самостоятельно рассматривать и изучать ее. На контрольной ленте закреплены картинки, иллюстрирующие историю России начиная со славянских племен и заканчивая сегодняшним днем. Показаны условия жизни, труд людей, техника в разные исторические периоды.
Рабочие карточки – набор карточек аналогичных тем, что закреплены на ленте. Данные карточки предназначены для самостоятельной работы ребенка. Он раскладывает их в нужном порядке и может проверить свою работу по контрольной ленте.
Ход занятия
Приветствие.
Педагог: Ребята, здравствуйте сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. Знаете ли вы, что такое время? (ответы детей).
Педагог: Слышали вы, что время бывает прошлое, настоящее и будущее? (ответы).
Педагог: А что это за время- прошлое? (это то, что было давно)
Педагог: А что такое будущее время? (Это другая планета, это то, чего с нами еще не было)
Педагог: Ребята, что же такое настоящее? (Это сейчас.)
Активная игра с мячом:
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Смотрите, сейчас этот красивый большой мяч отправится в путешествие по времени. Я скажу ему, что произойдет с кем – нибудь из вас, в тот момент, когда мяч прилетит к вам, а вы должны подсказать ему, куда он прилетел (в прошлое, настоящее или будущее).
Игру лучше начать с себя.
Педагог: Смотрите и слушайте внимательно. Мячик летит в то время, когда мне всего 5 лет, и я играю с куклой. ( «Мячик, ты попал в прошлое».)
Педагог: Мячик летит в то время, когда Вова — капитан большого корабля и отправляется в дальнее плавание. (Будущее.)
Педагог: Катя едет в колясочке. (Прошлое.)
Педагог: Костя нянчит своих внучат. (Будущее.)
Педагог: Женя слушает урок в школе. (Будущее.)
Педагог: Артем учится ходить. (Прошлое)
Педагог: Вчера вечером Настю забрала мама из садика, и они пошли гулять в парк. (Прошлое.)
Педагог: Сегодня на завтрак Тимофей не стал пить кофе. (Прошлое.)
Педагог: Маша ловит мячик. (Настоящее.)
Поняли что такое прошлое, настоящее и будущее.
Вот мы с вами сегодня и посмотрим, какой была наша страна Россия и ее жители в прошлом, настоящем и будущем.
- Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много много лет назад. В те давние времена ещё не было ни городов, ни домов, в которых мы живём. А были небольшие деревянные домишки по берегам рек, в которых жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки — это восточные славяне. (Педагог показывает на ленте времени). Они занимались земледелием. Пахали землю с помощью деревянных плугов, сеяли зерно.
Так и древние славяне – предки русских – селились тоже по берегам рек и озер, рядом с лесом.
- Выбор места для поселения очень важен. Почему? (Ответы детей.)
- Главным в выборе места было наличие реки, богатой рыбой, щедрые леса, большие поля, чтобы сеять хлеб. Есть такая пословица: "У леса жить – голодным не быть". Почему так говорят?
- Значит, главным было то, чтобы человек мог добывать еду. А еще место для поселения выбирали на пригорке, ровное, чтобы в случае наводнения вола не затопила жилище.
Славяне жили племенами. Племена – это объединение нескольких семей вместе. Так легче было вести хозяйство, защищаться от врагов. Отсюда пошли такая пословицы: "Чем больше рук – тем легче труд" и "Сообща преодолевать трудности".
Самым главным у них был князь.
Много княжеств было в Древней Руси – так называлась тогда Россия.
Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда на них нападали враги из других стран (например, шведы, немцы), то князья объединялись вместе, и побеждали своих врагов. Наконец князья поняли, что если они объединятся навсегда, не только на время войн, то они будут намного сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда их никто не сможет победить.
Князья объединились, выбрали одного самым главным, а все остальные князья стали ему подчиняться и образовалось Русское государство. Оно стало большим и сильным. Люди научились строить города, делать корабли и отправляться на них в плавание по рекам (педагог показывает соответствующие картинки). Как думаете, зачем нужны корабли и куда плавали на них наши предки. (Ответы детей).
Время шло дальше, и люди научились делать машины и поезда, с помощью которых передвигаться можно быстрее, ведь раньше они ходили только пешком. Так же они придумали различные станки, чтобы можно было делать одежду, обувь, посуду и другие необходимые им предметы. Ведь раньше все предметы делались только руками. Это занимало очень много времени.
И еще прошло время и люди построили ракету на которой смогли полететь в космос. А вы знаете, кто был первым космонавтом? Как думаете, почему, люди захотели полететь в космос? (Ответы детей).
Это было в прошлом. А теперь, давайте посмотрим, как мы живем сейчас, какие у нас есть города, какая техника. (Педагог показывает соответствующие картинки). И пофантазируем, что может быть в будущем.
Понравилось вам путешествие?
Сейчас возьмите пожалуйста карточки, подумайте и разложите их так, чтобы получилась история России о которой мы с вами только что говорили.
Далее самостоятельная работа детей с карточками.
Педагог: давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто хотел бы рассказать.
Дети показывают и рассказывают свою версию истории, все вместе сравниваем с контрольной лентой, если необходимо вносим коррективы.
Рефлексия:
Если бы у вас была машина времени когда бы вы хотели жить в прошлом, настоящем или будущем и почему.