Педагогические заповеди
Свод советов, выработанных педагогической практикой: правил, рекомендаций, выводов, «мудрых мыслей», высказываний видных педагогов, составляющих своеобразные «педагогические заповеди», следование которым поможет преподавателям в становлении и развитии их педагогического мастерства:
- «Учитель жив, пока он учиться. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель» (К.Д.Ушинский).
- В работе опирайтесь на свои сильные качества, постоянно стремитесь избавиться от слабых, негативных качеств. Систематически анализируйте свои успехи и недостатки. Добивайтесь, чтобы общение с учащимися из разряда поучительства перешло в разряд сотрудничества.
- Как можно чаще ставьте себя на место Ваших учеников; учитесь смотреть на себя их глазами; стремитесь понять их трудности и затруднения.
- Не бойтесь признаться себе, что Вы чего-то не знаете и не умеете.
- Учитесь спокойно слушать и спокойно отвечать.
- Никогда не считайте ученика «тестом из глины», из которой необходимо «лепить личность». Каждый человек – уже личность, речь может идти только о ее развитии.
- В руководстве, как в искусстве – не что, а как.
- Помните закон внимания: «Если внимание от чего-то отключается, значит оно переключается на что - то другое».
- Ученик прочно усваивает, когда он думает. Задача педагога сделать учебный материал предметом мышления учащихся, воспитать у них привычку, потребность размышлять.
- Наряду с принципом «от обучения к развитию», применяйте принцип «от развития к обучению», то есть каждый момент обучения стройте в зависимости от достигнутого уровня развития учащихся.
- В ходе учебного процесса всегда обеспечивайте оптимальное единство соотношение целей, содержания и методов обучения.
- Постоянно стремитесь активизировать учащихся на уроке, не переценивайте их активности.
- Ратуя за активность мышления учащихся, помните что «пустая» голова не размышляет. Не забывайте пополнять запас знаний учащихся.
- Приобщая учащихся к привычке думать, мыслить, анализировать, будьте сами думающей личностью.
- «Личность воспитывается личностью, характер вырабатывается характером» (К.Д.Ушинский).
- Педагог не может проводить в жизнь в идеи, не ставшие его убеждениями. Учащихся можно и должно убедить в том, в чем убежден сам педагог.
- «Не то учитель, кто учит, а тот, у кого учатся (Народная мудрость).
- Педагог должен быть самым жизнерадостным человеком. Жизнерадостные педагоги, сеющие вокруг себя уверенность и бодрость, - самые любимые педагоги.
- Никогда не возводите мелочи в принцип, умейте прощать.
- Учитесь спокойно реагировать на критику; к критике всегда относитесь серьезно.
- Учитесь мужественно признавать свои ошибки.
- Всегда имейте свою точку зрения, мнение, позицию; отстаивайте их.
- Чем выше авторитет учителя, тем большее значение имеют его требования для учащихся.
- Не обещайте, если не можете выполнить обещание; будьте хозяином своего слова.
- Чтобы иметь моральное право требовать от других, нужно быть требовательным к себе.
- Не довольствуйтесь достигнутым, ищите новые пути и способы обучения и воспитания – такова формула педагогического творчества.
- Не берите учеников «на голос». Крик на уроке, давление, отчитывание – показатели педагогического бессилия, поражения, которое дорого педагогу обходится.
- Будьте добрыми, но не «добренькими».
- «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, ласковым, но без притворности, допускать шутку, не превращать серьезное дело в шутку» (К.Д.Ушинский).
- Не увлекайтесь наказаниями. «Наказание освобождает от мук совести» (Ф.М. Достоевский).
- Старайтесь, чтобы Ваши ученики как можно чаще переживали радость успеха.
- Не спешите обвинять учащихся в своих неудачах – внимательно анализируйте свою деятельность.
- Если ученики не хотят или не умеют успешно учиться, то правильно ли мы их учим – задумайтесь над этим.
- Анализируйте каждый проведенный Вами урок, развивайте достижения и находки, избавляйтесь от недостатков – это один из важных способов развития педагогического мастерства.
- Главное в педагогическом искусстве – уметь побуждать, а не принуждать ученика к правильным действиям и поступкам, к активной сознательной деятельности.
- Как «за лесом видеть деревья», так и в группе, классе нужно видеть разных учащихся и подбирать к ним разные «ключики»
- Воспринимайте своих учеников в их развитии, не будьте в плену установившегося мнения о них.
- Не будьте «рабами» традиций. Если традиции обветшали, они перестают быть традициями и превращаются в штампы.
- Двигаясь в ногу с жизнью, создавая новое, не разрушайте старого, ценного, что себя оправдало.
- В замечаниях и требованиях дисциплинарного характера придерживайтесь решительного тона, но не горячитесь, не теряйтесь своего достоинства.
- Не бойтесь признаться учащимся в своих ошибках – они не всегда ценят искренность
- Самообразование, в том числе педагогическое, - это прежде всего чтение.
- Для повышения уровня педагогического самообразования стремитесь писать статьи, доклады, методические разработки и т.п. Все это приводит Ваши знания и опыт в стройную систему.
- В работе по повышению уровня педагогического мастерства руководствуйтесь принципом, в соответствии с которым качество приходит через количество – прочитанного, продуманного, проанализированного, изученного, примененного.
- Умение внушить – особый вид педагогического искусства. Нужно уметь доказать, что «без этого невозможно».
- Учащийся должен знать, зачем ему нужны знания и умения, которые он приобретает на уроке.
- Весь смысл профессии учителя – учить секретам приобретения знаний, а не просто сообщать знания. Учить учащихся правильно выражать мысль, так как учащиеся говорят так, как мыслят, и наоборот.
- При прочих равных условиях, чем больше обучение на уроке захватывает внимание учащихся, тем выше эффект обучения.
- Руководить обучением – значит предвидеть ход мысли учащихся, их затруднения, возможные реакции на Ваши воздействия.
- Старайтесь всегда превращать каждую учебную задачу в маленькое исследование.
- Всегда стремитесь, чтобы каждый ученик понял смысл выполняемой работы.
- Стимулируйте отстаивание учащимися своего мнения.
- Более эффективно разработать и выявить следствие из одной сложной задачи, чем предлагать десять простых и однородных.
- Учитесь «читать» по лицам учащихся; старайтесь увидеть, что они от Вас ждут, понять их затруднения; умейте ставить себя на их место.
- Пользуйтесь наводящими указаниями, но не навязывайте своего мнения.
- Если педагог работает повторяющимися, стандартными приемами, то он не педагог-творец, а просто ремесленник.
- Учить нужно серьезно, но вместе с тем эмоционально.
- Стремитесь, чтобы сообщаемая Вами учебная информация была не только воспринята, понята, запомнена, но и принята Вашими учениками.
- Все, что можно объяснить наглядно, нужно делать наглядно.
- Боритесь с «троечным» уровнем учебных успехов учащихся – это «убаюкивает» и ученика, и преподавателя, и родителей.
- Не наказывайте оценкой за нарушение дисциплины.
- Своевременная похвала рождает цепную реакцию хороших поступков.
- Не захваливайте одних и тех же учащихся, не противопоставляйте учеников друг другу в учебных успехах.
- Не превращайте двойку в кнут.
- Дорог к сердцам и умам учеников множество: увлекательный интересный рассказ, личность педагога, эвристические беседы, задушевный разговор, справедливая оценка, творческая работа, встречи с интересными людьми… Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми дрогами сразу, искать все новые и новые.
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
Показателем коммуникативной культуры педагога является прежде всего гуманистическая позиция (интерес к другому человеку, к изучению самого себя), а затем уже средства, техника обучения. Оптимальное обучение – это умение не держать дисциплину, а обмен с учащимися духовными ценностями; общий язык с учащимися – это не язык команд и послушания, а язык доверия.
Педагог должен уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий технологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.
Педагог должен уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня обучения:
Ø уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
Ø владеть средствами невербального обучения (мимика, жесты);
Ø уметь вставать на точку зрения учащегося;
Ø уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
Ø уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
Ø быть готовым вовремя поблагодарить учащегося, при необходимости извиниться перед ним;
Ø уметь поддерживать ровное отношение ко всем учащимся;
Ø уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторые негативных моментов, быть готовым к улыбке;
Ø уметь воздействовать на учащегося не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у учащегося желаемого качества;
Ø уметь не бояться обратной связи от учащихся;
Ø уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.