Корифеи науки

 

 

Тихеева, Елизавета Ивановна

Годы жизни: 24 апреля 1867 - 01 января 1943

известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Сестра Л. И. Чулицкой. Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.

Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка.

 

 

Алекса́ндр Никола́евич Гво́здев (1892—1959) — советский лингвист.

image

          Александр Гвоздев родился 15 (27) марта 1892 в с. Сивинь Старошайговского района Мордовии. Окончил Московский университет в 1918 году.

После окончания университета до 1938 года Гвоздев работал в Пензе — в школе, в педагогическом училище и в Пензенском институте на­родного образования (позже этот институт был преобразован в педагогический техникум).

В 1921 году стал изучать пензенские говоры. Опубликовал «Диалектологический атлас Пензенской губернии».

С 1938 года и до 1959 работал в Куйбышевском педагогическом институте, с 1944 по 1959 год Александр Николаевич Гвоздев — профессор этого института.

В 1938 году по совокупности работ А. Н. Гвоздеву без защиты диссертации была присвоена учёная степень кандидата филологических наук.

В 1943 году он защитил докторскую диссертацию «Формирование у детей грамматического строя русского языка» и получил степень доктора филологических наук.

В 1944 году Гвоздев получил звание профессора. В 1945 году А. Н. Гвоздев был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.

Александр Николаевич Гвоздев умер в декабре 1959 года в городе Куйбышеве.

Он стал одним из первопроходцев в области изучения онтогенеза языка (то есть усвоения родного языка ребёнком) и таким образом предшественником современной онтолингвистики. Гвоздев разработал теорию основных и второстепенных значений букв с учётом алфавитных значений букв и тех звуковых значений, которые появляются у буквы в тексте.

К 70-летию учёного посмертно была издана книга «Избранные работы по орфографии и фонетике» (М.: АПН РСФСР, 1963).

 

 

                                                    image

Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психикипамятьвниманиеличность и др.) и методологией психологического исследования. Доктор педагогических наук (1940), действительный член АПН РСФСР (1950), первый декан факультета психологии Московского государственного университета. Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), почётный доктор Парижского и Будапештского университетов. Почётный член Венгерской АН.

Ученик и редактор работ Л. С. Выготского, один из лидеров Харьковской психологической школы, создатель теории деятельности.

Биография.

Родился в семье мещан Леонтьевых. Окончив Первое реальное училище (точнее, «единую трудовую школу»), поступил на факультет общественных наук МГУ, который окончил в 1923[источник не указан 1160 дней] либо 1924 году. Среди его учителей того времени: Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет. По окончании университета был оставлен при Психологическом институте для подготовки к профессорской деятельности, на это время пришлось смещение с поста директора основателя Института Г. И. Челпанова. По приводимым А. А. Леонтьевым воспоминаниям отца, сам Челпанов, принявший Леонтьева в «аспирантуру», посоветовал ему оставаться там после этой смены[1]. Среди коллег Леонтьева в Институте в этот период: Н. А. БернштейнА. Р. Лурия, в соавторстве с которым было выполнено несколько ранних исследований, П. П. Блонский, позднее — Л. С. Выготский.

С 1925 года А. Н. Леонтьев работал под руководством Выготского над культурно-исторической теорией, конкретнее — над проблемами культурного развития памяти. Отражающая эти исследования книга «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций» издана в 1931 году.

·         С конца 1931 года — заведующий отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии (до 1932 года — Украинский психоневрологический институт) в Харькове.

·         19331938 годы — заведующий кафедрой Харьковского педагогического института.

·         С 1941 года — на правах сотрудника Института психологии — профессор МГУ (с декабря 1941 г. в эвакуации в Ашхабаде).

·         1943 год — заведовал научной частью в восстановительном госпитале (с. КоуровкаСвердловская область), с конца 1943 г. — в Москве.

·         1947 год — кандидат на вступление в ВКП(б), член-корреспондент АПН РСФСР.

·         1948 год — член ВКП(б) (с 1952 года — КПСС).

·         1950 год — действительный член АПН РСФСР (c 1968 года — АПН СССР). Академик-секретарь Отделения психологии (1950—1957), вице-президент академии (1959—1961).

·         С 1951 года — заведующий кафедрой психологии философского факультета МГУ.

·         1966 год — основывает факультет психологии МГУ и руководит им более 12 лет.

·         В 1976 году открыта лаборатория психологии восприятия, которая действует и по сей день.

 

·         21 января 1979 года — умер в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище[2].                                                                                                                                          

    Родилась 25 февраля 1908 г. в Орше, (Беларусь).  В 1927 г. поступила во 2-й МГУ (ныне МПГУ) на педагогический факультет. Посещала психологический кружок Л.С. Выготского, в котором участвовали Л.И. БожовичА.В. ЗапорожецН.Г. МорозоваЛ.С. Славина.

Начала изучать детскую речь под руководством Л.С. Выготского. В 1931 году стала работать в Экспериментальном Дефектологическом Институте (ЭДИ) (впоследствии переименованном в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР).

С 1931 по 1948 год заведовала Клиникой речи этого института. В 1941 г. защитила кандидатскую диссертацию «Исследование алексии и аграфии в детском возрасте». Эта работа внесла радикальные перемены в интерпретацию причин и патогенеза нарушений письменной речи.Во время Великой Отечественной войны работала в военном госпитале в Уфе, занималась восстановлением речи больных с черепно-мозговыми травмами.С 1948 года в течение многих лет Р.Е. Левина руководила отделом логопедии НИИ дефектологии. В 1961 г. защитила докторскую диссертацию в форме монографии «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи».

До конца жизни работала в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1967 г. - АПН СССР).Умерла в Москве в 1989 г.

Вклад в развитие отечественной логопедии.Самым крупным достижением Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи.Ею разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления.Р.Е. Левина исследовала неуспеваемость младших школьников. Под руководством Р.Е. Левиной проведены фундаментальные исследования, которые определили дальнейшее развитие отечественной логопедии.

Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений речи необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения. В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников в логопедии появилось понимание речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. 

Были разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии.

Р.Е. Левина обосновала новый подход к организации системы коррекционной работы по преодолению речевых нарушений на основе выделения дифференцирующих признаков речевого дефекта.Р.Е. Левина принадлежит к научной школе Л.С. Выготского к которой принадлежат ( Р.М. Боскис [1], Т.А. Власова [2] Л.В. ЗанковА.Р. ЛурияН.Г.Морозова,М.С. ПевзнерИ.М.Соловьёв, Ж.И. Шиф [3].). На протяжении всей своей жизни она развивала идеи Л.С. Выготского. Наряду с М.Е. Хватцевым Р.Е. Левину можно назвать основоположником советской логопедии как самостоятельной науки.

Феликс Алексеевич Сохин

image

(январь 1928 г.-1989 г.) - российский психолог и лингвист, специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве, создатель концепции лингвистического развития ребенка. Ученик С. Л. Рубинштейна.

Заведующий лабораторией развития детской речи (1972-1989 гг.). Редактор (1956-1957 гг.) и заместитель главного редактора (1962-1970 гг.) журнала «Вопросы психологии»; член редколлегии журнала «Дошкольное воспитание» (1980-1989 гг.). Награжден орденом «Знак Почета» (1981 г.), знаком «Отличник просвещения СССР» (1986 г.). Образование получил в МГУ им. М. В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета (1946-1951 гг.) и аспирантуру по кафедре психологии (1951-1954 гг.). В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию по психологии «Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка», выполненную под руководством С.Л. Рубинштейна. Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя психологии в МГПИ иностранных языков (1951-1957 гг.). Затем работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (1957-1961 гг.). С 1961 г. вся его дальнейшая творческая жизнь была связана с Институтом дошкольного воспитания АПН РСФСР (с 1968 г. - АПН СССР), созданного А. В. Запорожцем. Он занимал должности ученого секретаря института (1961-1968 гг.); заведующий лабораторией подготовки детей к школе (1968-1972 гг.), а затем заведующий лабораторией развития детской речи (до 1989 г.). В 1989 г. Сохин подготовил докторскую диссертацию «Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста», которую, к сожалению, не успел защитить. В качестве одноименной монографии эта работа опубликована в 2002 г. В лаборатории под руководством Сохина проводились исследования, которые теоретически и экспериментально сочетали педагогический, психологический и лингвистический аспекты при решении трех взаимосвязанных проблем: обучение родному языку; обучение русскому языку в национальном детском саду; сравнительное изучение речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. В исследованиях психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников Сохин выделил три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. Основные теоретические положения, разработанные Сохиным нашли отражение в научных и научно-методических публикациях, под его редакцией вышли книги: «Развитие речи детей дошкольного возраста» (1978, 1980, 1984 гг.); «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» (1984 г.); «Методика обучения русскому языку в национальном детском саду» (1985 г.). Сохин вошел в психологию детской речи как создатель концепции, в которой центральной является идея о необходимости не только речевого, но и лингвистического развития ребенка. Эти теоретические положения стали основополагающими для целого ряда последовавших диссертационных работ.

 

Галина Васильевна Чиркина 

image

(29 апреля 1935 — 31 августа 2013) — советский и российский специалист в области логопедии, доктор педагогических наук (1987), профессор, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением речи в Институте коррекционной педагогики РАО (ранее — НИИ дефектологии АПН), преподавала в вузах (МПГУ, МГГУ им. М. А. Шолохова)

Избранные труды

·         Дети с нарушением артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 1969.

·         Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции. Дис. … д-ра пед. наук. Акад. пед. наук СССР, Науч.- исслед. ин-т дефектологии. М., 1987.

·         Основы логопедии. Учеб. пособие для студентов. М.: Просвещение, 1989.(в соавторстве).

·         Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Уч. пособие для студентов дефектологических факультетов. М.,1991. (в соавторстве).

·         Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов. М., 1993. (в соавторстве).

·         Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Второй год обучения (старшая группа). Пособие для студентов. М., 1993. (в соавторстве).

·         Нарушение речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М., 1993.

·         Русский язык. Учеб. для 2 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений. М. : Просвещение, 2000.(в соавторстве).

·         Произношение. Мир звуков. Учеб. для спец. (коррекцион.) школ. М., 2003. (в соавторстве).

·         Произношение. Мир звуков. Пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. М., 2003. (в соавторстве).

·         Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ (разные изд).

·         Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практ. пособие. М., 2008. (в соавторстве).

·         Развитие речи. 1 класс. Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений. М., 2009.

·         Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений (разные издания)

·         Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практич. пособие. М., 2007.

·         Основы логопедической работы с детьми. Учеб. пособие. М., 2009.

·         Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция. Колл. монография. Архангельск, 2009 (редактор, автор разделов).

·         Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений (редактор, автор разделов) М., 2010.

·         Логопедический аспект проблемы дислексии. М., 2011 (в соавторстве)

Избранные статьи:

·         Роль семьи в коррекции врожденных нарушений у детей // Дефектология. 2004. № 8.

·         Проблемы логопедии в аспекте современных функциональных и когнитивных теорий языка // Логопед в детском саду : науч.-метод. журн. 2006. № 4(13). C. 13-15.

·         Теория и практика устранения дислексии — логопедический аспект проблемы // Дефектология. 2007. № 1. C. 57-58.

·         Актуальные проблемы развития логопедической науки// Дефектология. 2012. № 1.

·         Проблема обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи // Известия Вузов. Логопедия. № 1. 2008. С. 37-47.

·         Насущные проблемы деятельности логопедических учреждений в современных условиях // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 4. C. 22-28.

Филичева Татьяна Борисовна

image

 

Доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии, академик Славянской Академии им. Я.А. Коменского, академик  Академии педагогических и социальных наук, заслуженный работник  высшей школы, главный редактор  журнала «Логопедия», член  редколлегии  журналов «Дефектология», «Дети с проблемами развития».

Окончив в 1960 году с отличием МГПИ им. В.И. Ленина, получает специальность: «Учитель школы глухонемых. Учитель русского языка и литературы средней школы». После института работает педагогом-дефектологом в психиатрической больнице им. И.М. Соловьева (детское беспокойное отделение), затем логопедом дошкольных учреждений, научным сотрудником сектора логопедии НИИД АПН.

В 1963 году Татьяна Борисовна Филичева под руководством профессора Р.Е. Левиной и кандидата педагогических наук Г.А. Каше проводит экспериментальное исследование по разработке содержания коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. При ее участии открываются первые логопедические группы в детских садах общего типа, в течение 10 лет она возглавляет методическое объединение дошкольных логопедов г. Москвы.

Имя Т.Б.Филичевой широко известно в дефектологии – она является ведущим специалистом в области дошкольной логопедии.

Преподает учебные курсы: "Современные аспекты логопедии", "Коммуникативные нарушения речи и их коррекция".

Профессор, доктор педагогических наук, Т.Б.Филичева – автор более 40 научных работ. Публикации эти известны в нашей стране и за рубежом. Ее исследования легли в основу научно-практической разработки проблем преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. Методические пособия «Преодоление недоразвития речи у дошкольников», «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием» отмечены премией «Грант».

Т.Б.Филичевой написаны главы в учебниках для логопедических и дошкольных отделений вузов: «Логопедия» (издание 1991 1998 годов), «Основы логопедии» (1993), монография «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста». Эти труды являются фундаментальными исследованиями по проблемам речевой патологии, выполненными в русле концепции Р.Е.Левиной. Т.Б.Филичева – наиболее последовательный, творческий и продуктивный продолжатель идей Р.Е.Левиной. Отдельные труды Т.Б. Филичевой вышли повторными тиражами и переведены на иностранные языки. Разработанный Т.Б.Филичевой наглядный дидактический материал пользуется популярностью у логопедов-практиков и отмечен премией Академии педагогических наук СССР.

Она является научным руководителем уникального дошкольного учреждения компенсирующего типа №1793 г. Москвы, где апробируются и внедряются современные методики обучения детей с проблемами в развитии. В настоящее время это дошкольное образовательное учреждение является хорошей базой для обучения студентов дефектологического факультета МГГУ им. М.А.Шолохова.

Профессор Т.Б. Филичева ведет большую общественную работу. Она – председатель ученого совета дефектологического факультета МГГУ, председатель секции коррекционной педагогики Федерального экспертного совета Министерства образования РФ, член диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций Института коррекционной педагогики РАО, МГГУ им. М.А.Шолохова, член учебно-методического совета по дефектологии Министерства образования м науки РФ, член межведомственного научного совета «По проблемам возрастного развития, коррекции и реабилитации», член президиума совета по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (Всероссийское общество инвалидов), член редакционного совета методического и практического журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». Ее имя внесено в международную энциклопедию «Who`s who of professional and business women» (2002 г.)

Т.Б. Филичева является основателем дефектологической династии. Обе ее дочери А.В.Соболева и Т.В.Туманова успешно окончили дефектологический факультет и работают по специальности. Старшая внучка, А.О.Соболева, поддерживая традицию, также является дефектологом.

За многолетний и плодотворный труд Т.Б.Филичева награждена медалью К.Д.Ушинского, медалью «В память 850-летия Москвы», серебряной медалью ВДНХ, почетной грамотой Министерства образования РФ. Она - отличник народного просвещения, отличник народного образования, заслуженный работник высшей школы РФ.

 

Глухов Вадим Петрович  доцент кафедры логопедии, кандидат педагогических наук

 

image

Образование и научная деятельность. В 1979 году окончил с отличием дефектологическй факультет МГПИ им. В.И. Ленина по специальности "Логопедия" с присвоением квалификации "Логопед, учитель русского языка и литературы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи". В 1987 под руководством С.Н. Шаховской в ЛГПИ им А.И. Герцена он защитил кандидатскую диссертацию "Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием". После защиты на протяжении нескольких лет он продолжал работать логопедом в практических образовательных и медицинских учреждениях.

 

На педагогическую работу в МГЗПИ (ныне МГГУ им. М.А. Шолохова) перешел в 1990 году и прошел путь от ассистента до доцента кафедры логопедии. Он читает лекции и проводит практические занятия по основным курсам предметной профессиональной подготовки студентов - "Логопсихология", "Логопедия", "Психолингвистика", "Специальная педагогика". В.П. Глухов является автором более 40 научных и научно-методических трудов, среди них - несколько программ к учебным курсам по основам дефектологии и коррекционной педагогике, научные статьи в журналах, в том числе в журнале "Дефектология", методические пособия для практических работников дошкольных учреждений.

Публикации

Всего печатных работ – 116: из них – 53 научных и 63 учебно-методических трудов, используемых в педагогической практике.
Среди них – 3 научных монографии, 5 учебников и более 30 учебных и учебно-методических пособий по психолингвистике, коррекционной педагогике и психологии, логопедии, 4 наглядно-дидактических пособия для студентов дефектологических факультетов и логопедов-практиков. 
Публикации.

Монографии:
1. Глухов, В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи / В.П. Глухов. ‒ М.: «Спутник+», 2010. ‒ 371 с.
2. Глухов, В.П. Развитие воображения и речи детей с системным речевым недоразвитием в процессе коррекционно-развивающего обучения / В.П. Глухов. ‒ М.: «Спутник», 2011. ‒ 243 с.
3. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: монография / В.П. Глухов. – М.: В. Секачев, 2014. – 538 с.

Учебники. Учебные и учебно-методические пособия.
1. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием: учебно-методическое пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / В.П. Глухов. – М.: МГОПУ, 2001. ‒ 194 с.
2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: учебно-методическое пособие / В.П. Глухов. ‒ М.: АРКТИ, 2002. – 146 с.
3. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. ‒ Изд. 2-е, испр. и доп.‒ М.: АРКТИ, 2004. ‒ 168 с.
4. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. ‒ М.: АСТ: Астрель, 2005. ‒ 352 с.
5. Ковшиков, В.А., Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. Учебник для вузов / В.П. Глухов. ‒ М.: АСТ: Астрель, 2007. ‒ 320 с.
6. Глухов, В.П. Основы психолингвистики. / В.П. Глухов. ‒ М.: АСТ: Астрель, 2008. ‒ 354 с.
7. Баскакова, И.Л., В.П. Глухов. Практикум по психолингвистике: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В.П. Глухов. ‒ М.: АСТ: Астрель, 2009. – 187 с.
8. Глухов,В.П. Психолингвистика: учебник для педагогических и гуманитарных вузов / В.П. Глухов. ‒ М.: В. Секачев, 2013. – 344 с.
9. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов и практикующих логопедов / В.П. Глухов. ‒ Изд. 2-е, испр. и доп. ‒ М.: В. Секачев, 2014. ‒ 232 с.
10. Глухов В.П. Психолингвистика. Учебник и практикум для академического балавриата. М.: Изд-во Юрайт, 2016. (Гриф УМО ВО).
11. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология.
Учебник для академического балавриата. М.: Изд-во Юрайт, 2016. (Гриф УМО ВО).
12. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология.
Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Изд-во Юрайт, 2016. (Гриф УМО ВО).

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр: