Материалы для методического объединения
Доклады, презентации для районного методического объединения учителей русского языка и литературы, а также все, что может понадобиться для работы ШМО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему « Профессиональный стандарт педагога:
плюсы и минусы»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада поздравить Вас с наступающим новым учебным годом и пожелать новых успехов, новых высот, побед, талантливых детей и достойной награды за труд, хотя бы в виде хорошей зарплаты!
Тема, которую я сегодня представляю на метод. объединении, звучит так: «Профессиональный стандарт педагога: плюсы и минусы». (1 слайд)
Наверняка вы знаете, что это новый проект, по которому разработаны концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Он призван повысить мотивацию педагогов к труду и качеству образования, а также предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности.
«Профессиональный стандарт педагога» - это большой документ, и на его изучение необходимо много времени. Поэтому я бы хотела ознакомить вас с его основными положениями, а также с тем, что касается непосредственно нас как учителей русского языка и литературы.
Через весь документ красной нитью проходит мысль о том, что (слайд 2)«в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандарта его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Итак, по мнению создателей профессионального стандарта педагога, он необходим как: (слайд 3)
- инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире;
- средство отбора педагогических кадров в учреждения образования;
- основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем;
- объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт должен: (слайд 4)
- Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога;
- Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
- Побуждать педагога к поиску нестандартных решений;
- Соответствовать международным нормам и регламентам;
Стандарт не должен:
- Превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
Применяясь в сфере дошкольного, начального и общего среднего образования, Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
Рассмотрим основные требования по всем структурным элементам. Их много, но я выбрала те, которые посчитала наиболее интересными, понятными, новыми.
Итак, в части «Обучение» педагог должен: (слайд 5)
- Иметь высшее образование
- Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
- Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
- Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
- Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
- Владеть ИКТ-компетенциями
В плане воспитательной работы педагог, кроме владения формами и методами воспитательной работы, должен: (слайд 6)
- Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций, методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся;
- Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
- Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
- Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
- Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
- и другое…
Для осуществления развивающей деятельности педагогу, по мнению разработчиков проекта, необходимы такие качества, как: (слайд 7)
- Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
- Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
- и другое.
Образ современного педагога не будет полным без владения им ИКТ-компетенций.
За прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой. Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т.д.
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят: (слайд 8)
· Общепользовательская ИКТ-компетентность.
· Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
· Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Компоненты ИКТ-компетенции настолько разнообразны и многочисленны, что перечислить и обсудить их времени, отведенного мне, недостаточно. Скажу только, что к ним относятся как элементарное владение компьютером, клавиатурный ввод, поиск в Интернете информации и др., так и более сложные задачи: геолокация, конструирование виртуальных и реальных устройств и многое другое.
Теперь я бы хотела коснуться второй части заявленной мною темы: плюсов и минусов ПСП. Я не считаю себя достаточно компетентной, чтобы однозначно сказать: «Это плохо, а это хорошо». Поэтому выражу свое субъективное мнение, с которым вы вправе не согласиться.
1. Несомненно хорошо то, что ПСП – это современный проект, который дает любому учителя новые возможности для самореализации, творчества; делает образ педагога гораздо интереснее для учеников, что, по-моему, сближает.
3. Еще одним плюсом я считаю то, что отдельно сформулированы требования к учителю русского языка и литературы наряду с математиками и учителями начальных классов, т.е. русский язык все еще, цитирую: «в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной», т.к. развивает коммуникативную способность. Эти требования лежат перед вами. Я думаю будет правильно, если вы заберете их с собой и опираться на них в своей работе.
2. Один из разработчиков Стандарта Евгений Ямбург полагает, что квалификационные требования к педагогам включают в себя "много вещей, которые превратили школу в то место, где дети мешают учителям и администрации работать с документами". "Поэтому основная задача стандартов - вернуться к профессиональным компетенциям учителя, освободить его от всего того, что мешает работать", - подчеркивает эксперт. В этом я вижу еще один плюс. В Стандарте есть такая мысль:
«Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.»
Минус
1. Однако то, что говорят разработчики ПСП дальше, меня возмущало несколько дней. С вашего разрешения я зачитаю эту мысль: «В современном мире коммуникация предполагает существенное расширение текстовой (устной и письменной) коммуникации, как за счет традиционных и архаичных инструментов (жест, танец, модуляция голоса), так и основанных на ИКТ – гипермедиа, то есть системе текстовых, изобразительных, звуковых объектов и связей, ссылок между ними. В настоящее время сообщение для детей и учителя – это, как правило, гипермедиа: объект и его предъявление с использованием экрана, видеоаудиоисточников и инструментов с возможным участием человека.
Дополнительным образовательным результатом является компетентность в лингвистике (науке о языке), прежде всего в лингвистике русского языка, в частности умение применять лингвистические знания в практике коммуникации». Лично для меня это явный минус: я считаю, что не должно преподавание языка сводиться к просмотру презентаций, схематизации и др.
И последнее, что я хотела бы сказать о профессиональном стандарте педагога. (Слайд 9). Внедрение его происходит по следующей схеме, и ожидать полномасштабного его введения следует к следующему учебному году.
Я благодарю вас за внимание и желаю, чтобы в новом учебном году вас не покидало хорошее настроение и радость от общения с детьми. Спасибо!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №1 имени Пенкова М.И.
План работы
методического объединения
учителей русского языка и литературы
на 2018-2019 учебный год
2018г.
Методическое объединение русского языка и литературы работает в 2018-2019 учебном году над проблемой «Методическое совершенствование педагогического мастерства и повышение качества образования в условиях перехода на ФГОС».
ЦЕЛЬ: Обеспечение методических условий для эффективного введения федерального государственного стандарта в основной школе; используя методические средства, формирование нравственных, деятельных качеств учащихся.
федерального государственного стандарта в основной школе;
Используя методические средства, формировать нравственные, деятельные
качества учащихся.
ЗАДАЧИ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД:
1. Освоение инновационных образовательных технологий и методов педагогической деятельности, способствующих повышению эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.
2. Развитие педагогического потенциала учителя через внедрение и развитие инновационных образовательных технологий в гимназии.
3. Формирование у обучающихся метапредметных результатов в условиях введения ФГОС.
4. Создание условий обучающимся для перехода от образования к самообразованию.
5. Совершенствование работы над качественной подготовкой обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 11 и 9 классах.
6. Продолжить работу по использованию и распространению передового педагогического опыта, участвовать в школьных, муниципальных и республиканских семинарах, методических неделях русского языка и литературы, профессиональных конкурсах.
7. Повышение педагогического мастерства учителей путем непрерывного образования и самообразования, регулярного обучения на курсах
8. Оказание информационной, учебно-методической поддержки учителям с учётом диагностики затруднений в их работе.
Направления деятельности МО учителей русского языка и литературы:
1. Аналитическая
2. Организационно-методическая
3. Информационная
4. Консультативная
Сведения о членах МО учителей русского языка и литературы.
ФИО | Стаж работы | Категория | Проблема, над которой работает учитель |
| 38 лет | Высшая | Использование ИКТ в образовательном процессе. |
| 39 лет | Высшая | Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского и литературы. |
| 15 лет | Первая | Развитие и совершенствование коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературы |
| 50 лет | Высшая | Виды самостоятельных работ на уроках русского языка. |
| 43 год | Первая | Дифференцированный подход в преподавании русского языка. |
| 17 лет | Высшая | Активная форма обучения. |
| 19 лет | Высшая | Лингвосоциокультурные аспекты в преподавании филологических дисциплин. |
План работы МО учителей русского языка и литературы
на 2018 – 2019 учебный год
Направление деятельности | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
Аналитическая деятельность | 1. Анализ работы за учебный год | Сентябрь | Отчет | Лободина Т.Г. |
2. Мониторинг профессиональных затруднений и информационных потребностей учителей | В течение всего года | Совместная работа | Руководитель ШМО | |
3. Изучение направлений деятельности педагогов (темы самообразования) | В течение всего года | Совместная работа | Члены ШМО | |
4. Анализ работы педагогов с целью оказания методической помощи | В течение всего года | Совместная работа | Члены ШМО | |
Информационная деятельность | 1. Вести с РМО | В течение всего года | Обсуждение | Руководитель ШМО |
2. Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, методической). | В течение всего года | Совместная работа | Члены ШМО | |
3.Информирование учителей по реализации проекта «Внедрение электронных журналов». | В течение всего года | Руководитель ШМО | ||
4. Обсуждение новинок методической литературы | В течение года | Отчет | Члены ШМО | |
Организационно-методическая деятельность | 1. Методическая помощь аттестующимся учителям. | В течение года | Совместная работа | Члены ШМО |
2. Участие в работе районных творческих групп по проверке предметных олимпиад и конкурсных сочинений | В течение года | Круглые столы | Члены ШМО | |
3. Участие в РМО (урок, выступления, обмен опытом). | В течение года | Отчет | Руководитель ШМО. | |
4. Проведение заседаний ШМО | Сентябрь, ноябрь, январь, март, май | |||
5. Методическое сопровождение подготовки к ГИА и ЕГЭ. | В течение года | Совместная работа | Члены ШМО | |
6. Работа с одаренными детьми, исследовательские работы учащихся. | Октябрь-апрель | совместная работа | Члены ШМО | |
Консультативная деятельность | 1. Консультации по составлению программ с учетом требований новых образовательных стандартов по различным проблемам. | Август-сентябрь | Консультация | Руководитель ШМО Завучи по УР |
2. Консультации аттестующихся учителей, а также участника конкурса «Учитель года – 2019» | В течение года | Консультации, обсуждение | Руководитель ШМО Члены ШМО | |
4.Подготовка учащихся к участию в городских конкурсах, школьной, городской олимпиадах | Сентябрь-декабрь | Консультации | Члены ШМО | |
5. Консультации учащихся по подготовке к ГИА и ОГЭ | В течение года | Внеурочные занятия, консультации | Члены ШМО |
Темы заседаний ШМО учителей русского языка и литературы на 2018 – 2019 учебный год
Заседание № 1. Нормативно-правовые документы и учебно-методическая обеспеченность (август)
1. Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2017– 2018 учебный год. Лободина Т.Г.
2.Утверждение плана работы на год. Члены МО
2. Анализ результатов ЕГЭ и ГИА за 2018 – 2019
учебный год . Перебайлова П.А.
Кононенко Ю.С.
3. Рассмотрение «Положения о системе отметок, формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся», дополнениях в рабочие программы. Члены МО
4. Проведение диагностических контрольных работ. Глушакова Н.Г.
5. Проведение школьных олимпиад по русскому языку и литературе.
Участие в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех» Члены МО
6. План работы, посвященный творчеству писателей-юбиляров Солженицыну А.И., Крылову И.А., Гоголю Н.В. Сумская Н.В.
Заседание № 2. Использование современных технологий в целях повышения качества образования (ноябрь)
1. Электронные учебные пособия как средство реализации разноуровнего подхода. Применение ИКТ в целях повышения качества образования.
Мишустина Е.А.
2. Развитие универсальных действий при комплексном анализе текстов разных стилей речи. Самойленко Л.А.
3. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах. Кононенко Ю.С.
4. Результаты школьного тура предметных олимпиад по русскому языку и литературе. Глушакова Н.Г.
5. Практикум по подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе. Лободина Т.Г.
Заседание № 3. Приёмы повышения эффективности урока и качества образования (январь)
1. Проектная работа как средство повышения мотивации у учащихся средних и старших классов. Мишустина Е.А.
2. Игровая деятельность на уроке как средство формирования познавательной активности у учащихся 5-6 классов. Сумская Н.В.
3. Технология проведения мастер-класса. Глушакова Н.Г.
4. Итоги муниципального тура предметных олимпиад по русскому языку и литературе. Перебайлова П.А.
4. Анализ взаимопосещенных уроков Члены МО
5. Подготовка и проведение школьного тура Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика-2019» Кононенко Ю.С.
Библиотекарь Сушкова Г.В.
6. Итоги административного контроля за преподаванием литературы в 5-11 классах. Зам.директора по УВР
Сидоренко Е.М.
Заседание № 4. Современные требования к учебному процессу для повышения качества образования (март).
1. Стратегия и тактика подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ. Лободина Т.Г.
2. Подготовка учащихся 9 класса к прохождению обязательного государственного экзамена. Самойленко Л.А.
3. Нестандартные технологии, стимулирующие активность учащихся на уроках, раскрывающие творческий потенциал личности ребенка.
Сумская Н.В.
4. Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся. Мишустина Е.А.
Заседание № 5. Итоговое заседание (май).
1. Подведение итогов успеваемости. Глушакова Н.Г.
2. Подведение итогов работы ШМО. Кононенко Ю.С.
3. Анализ выполнения программ. Сумская Н.Г.
4. Отчеты по темам самообразования Члены ШМО
5. Отчеты по итоговой диагностике Самойленко Л.А.
Председатель МО учителей
русского языка и литературы Кононенко Ю.С.
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка должен:
- Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.
- Осуществлять автокоррекцию. При сомнении, чьем-то замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым и орфоэпическим источникам Интернета.
- Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.
- Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона.
- Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе. Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному.
- Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками.
- Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.
- Учителю рекомендуется осуществлять квалифицированный (по скорости, безошибочности и используемым приемам) текстовый ввод, в частности транскрибирование (расшифровку аудиозаписи).
- Учителю рекомендуется использовать информационные источники (в Интернете и др.), в том числе иноязычные, пользуясь средствами автоматизированного перевода и звукового воспроизведения.
- Являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра).
- Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.
- Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате.
- Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.
- Обучать учащихся методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.
- Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций. Организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.
- Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, рекламы и т.п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам, включая упомянутые.
- Поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов.
- Совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся «чувство меняющегося языка».
- Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»).
- Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.).
- Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с современными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений.
Учителю русского языка рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:
- Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.
- Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития; предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».
- Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости) методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.
- Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.
- Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.
- Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.
- Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.
- Организация олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе.
Предварительный просмотр:
Требования к написанию сочинения
1. Соответствие сочинения выбранной теме.
2. Глубина раскрытия темы.
3. Гармоничное сочетание темы и основной мысли сочинения.
4. Нестандартность, оригинальность работы.
5. Личностный подход в подборе анализируемого материала.
6. Наличие эпиграфа.
7. Знание фабулы и сюжета произведения, понимание его символики и идеи.
8. Соответствие сочинения плану (если он представлен).
9. Композиционная стройность сочинения, соразмерность его частей.
10. Соответствие сочинения выбранному жанру.
11. Достаточность цитатного и литературно-критического материала и грамотность его оформления.
12. Аргументированность, обоснованность, самостоятельность суждений.
13. Стилевое и типовое единство и выразительность повествования.
14. Логичность, последовательность, четкость, ясность в изложении материала.
15. Соответствие речи литературным нормам и грамматическим правилам.
16. Богатство словаря, точность словоупотребления.
17. Выразительность и эмоциональность речи, использование изобразительно-выразительных средств.
18. Точность в изложении фактов.
19. Разнообразие грамматических форм и синтаксических конструкций, умение пользоваться синонимическими средствами языка.
20. Соответствие работы этическим нормам
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование технологии развития критического мышления в работе по формированию связной речи»
Автор:
учитель русского языка
и литературы
МБОУ гимназии №1
г.Миллерово
Кононенко
Юлия Сергеевна
2019
Мастер-класс «Использование технологии РКМ
в работе по формированию грамотной речи»
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Методические задачи:
- Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
- Актуализировать имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
- Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает.
Николя Буало-Депрео
Точность мысли обусловливает точность выражений.
Гюстав Флобер
Ход мастер-класса
Организационный момент.
(Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом уютном кабинете и приглашаю желающих принять участие в моем мастер-классе.
Французский прозаик 19 века Гюстав Флобер, романами которого я зачитывалась в юности, сказал однажды: «Точность мысли обусловливает точность выражений», а его соотечественник поэт Николя Буало-Депрео еще раньше сказал: «Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает». Эти высказывания станут эпиграфом нашего занятия, потому что именно над развитием точности мысли и слова мы будем работать.
Тему мастер-класса вы узнаете немного позже, а сейчас я предлагаю вам стать участниками небольшого «мозгового штурма».
Обратите внимание на репродукцию всем известной картины Валентина Серова «Девочка с персиками». (Слайд 2) За одну минуту я предлагаю вам составить всего одно-два предложения, описывающих эту картину. Постарайтесь, чтобы они были распространенными. Если вы услышите, что ваша мысль уже прозвучала, выскажите другую.
(Участники работают, через минуту отвечают приблизительно следующее):
На картине изображена девочка, которая держит в руках персик.
На столе лежат персики и кленовые листья.
Девочка одета в просторное розовое платье с черным бантом.
Она сидит на деревянном стуле с высокой спинкой.
Стена сбоку от нее украшена декоративной тарелкой с синим рисунком.
Комната освещена ярким солнечным светом.
За окном видны желтые листья деревьев……….
Неплохо получилось, спасибо, коллеги! Скажите, легко ли было за такое короткое время придумать грамотное, интересное предложение? (Вероятно, нет)
С ранних лет мы учимся выражать свои мысли, объясняться с кем-то, отстаивать свою позицию, и чем лучше мы будем это делать, тем быстрее нас поймут. Как же научиться излагать свои мысли грамотно и интересно? Сегодня в этом нам поможет технология развития критического мышления (ТРКМ). (Слайд 3)
Тема моего мастер-класса: «Использование технологии РКМ в работе по формированию грамотной речи».
Всем известно: современный человек получает большой объем информации и не всегда, к сожалению, умеет видеть главное, тратя время на несущественное, второстепенное. Я познакомлю вас с приемом, который поможет вам научиться видеть главную информацию, не упуская при этом нужных деталей.
Но сначала давайте поиграем. (Три группы по два человека. У каждой набор пазлов, из которой невозможно сложить картинку. )
(Слайд 4) Итак, у нас есть три команды по два человека. Каждой я выдам набор пазлов, которые вы должные будете собрать за одну минуту. Время пошло. (Группы работают)
Время истекло. Справились ли вы с задачей? (Нет) Как вы думаете, почему?
На самом деле, коллеги, это был наглядный пример того, что с нашей речью происходит то же самое. Если слова путаются у нас на языке, если мы не знаем, о чем сказать, если не можем выделить главное, то связного высказывания никогда не получится.
Сейчас вы попробуете составить еще один текст по фотографии с помощью одного из приемов ТРКМ, принцип которого заключается в разделении изображения на блоки. (Слайд 5)
Это позволит вам обратить внимание на то, что не сразу бросается в глаза. Чтобы выявить всю возможную информацию, сначала к каждому блоку необходимо задать простые и оценочные вопросы, типа: «Кто эти люди?», «Кем они приходятся друг другу?», «Какие цвета преобладают на фотографии?», «На что указывают предметы, окружающие человека?» и многие другие. Проработав каждый блок, вы увидите не просто картинку, а целую историю.
На столах перед вами лежат листы бумаги, ручки; записывайте свои вопросы четко и понятно.
Итак, посмотрите на изображение, о котором вам предстоит рассказать. (Слайд 6) На эту работу я даю вам 2 минуты.
Время вышло. Прочтите, пожалуйста, по два вопроса, которые у вас получились.
Ну, а теперь самое сложное. Ещё полторы минуты вам дается на составление связного текста. Но двум командам я немного усложню работу: обменяйтесь вопросами. (Группы работают)
Итак, давайте послушаем, что же у вас получилось (участники зачитывают варианты монологов).
Поделитесь впечатлением: сложно ли было выполнить эту работу за короткое время?
Сколько предложений вы смогли составить?
Легко ли вам было справиться с поставленной задачей, имея наводящие вопросы?
Кому было труднее, по-вашему: тем, кто составлял текст по своим вопросам, или тем, кто опирался на чужой черновик. Как вы думаете, почему? (Составляя вопросы, подсознательно уже знаешь, что на них можно ответить).
Как вы считаете, удачно ли они были сформулированы?
А как учителю-предметнику этот мастер-класс может помочь вам в работе? А в чем, приведите пример?
Спасибо за ответы. Ваше мнение очень важно для меня. (Слайд 7) Работая с технологией РКМ, можно использовать разные интересные приемы. Тот, с которым я вас познакомила, называется «Разделяй-задавай-отвечай» - (Слайд 8) я придумала его сама на основе наверняка известного вам приема «Ромашка Блума».
Вот таким образом приемы технологии критического мышления помогают и мне в подготовке учащихся к написанию сочинений, работе по созданию монолога по фотографии и т. п. Работа по формированию связной грамотной речи сложная, но обязательно принесет результаты.
Я благодарна Вам за помощь, (Слайд 9 ) уважаемые коллеги, и хочу подарить вам вот такие ромашки, как символ не только технологии критического мышления, но и весны, которая уже не за горами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема мастер-класса: « Использование технологии РКМ в работе по формированию грамотной речи»
«Разделяй-задавай-отвечай» Изображение Фон Люди Пред меты ?
Основные приемы технологии развития критического мышления «Толстые» и «тонкие» вопросы « Двухчастный дневник» «Бортовой журнал» « Инсерт » « Фишбоун » «Корзина идей» «Кластер» «Интеллект-карта» и другие
«Разделяй-задавай-отвечай» Изображение Фон Люди Пред меты ?
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Методическийсеминар на тему:
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся
через творческое самовыражение»
Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть. (Сократ)
1.(Слайд 1) Почти 9 лет я преподаю русский язык и литературу в школе, начав эту работу еще раньше с кружка «Занимательная грамматика» в Доме Детства и Юношества. Я всегда очень любила литературу и трепетно относилась к родному языку. За эти годы отношение к предмету, который я преподаю, нисколько не изменилось, а, наоборот, окрепло и оформилось в совершенно определенную цель: «Я должна научить своих учеников любить родной язык так же сильно, как люблю его я; я обязана научить их говорить на нем просто и ясно, интересно и образно, занимательно и серьезно».
Стараясь идти в ногу со временем, я особое внимание уделяю развитию коммуникативной компетенции школьников. (Слайд 2)Ведь современное общество ждет, что из стен школы выйдут личности, способные ориентироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах.
2. (Слайд 3) О важности изучения родного языка говорил Президент РФ В.В.Путин, утверждая, что только русский язык может помочь русскому народу сохранить свои корни, не потерять связь с прошлым; очень важными были его слова о том, что грамотная речь является одной из основных характеристик современного человека.
3. Бесспорно, развитие речи является одним из важных вопросов современного образования. В связи с этим на протяжении нескольких лет я работаю над проблемой(Слайд 4)ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ.
(Слайд 5)Огромное значение имеет формирование у детей богатого словарного запаса, умения пользоваться изобразительно-выразительными средствами русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческих способностей. Задачи, стоящие передо мной, крайне важны, ведь если ребенок хорошо владеет речью, он может стать активным участником общественной жизни, успешным гражданином современного общества.
4. Данная проблема заставила меня обратиться к исследованиям психологов и педагогов в области развития речемыслительных способностей ребёнка. И.И.Срезневский, например, считал, что цель изучения родного языка – «не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение языком в должной мере для жизни внешней».
А творчество, по утверждению Л.С.Выготского,– норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку.
Каждый из нас, придя на урок, стремится, чтобы дети прочно усвоили знания, приобрели определенные навыки. Для меня же важно ещё и то, чтобы мои ученики умели спорить со мной, отстаивая свое мнение, грамотно доказывать свою позицию, даже если я с ней не согласна, рассуждать о том, что их волнует.
Важность развития этих навыков, так необходимых современному человеку, и определяет актуальность выбранной мной темы.
5. Коммуникативная компетенция приобретается в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения. В своей работе я стараюсь использовать такие методы и формы, которые позволили бы развить речевой потенциал каждого ученика. (Слайд 6)
Моя тема позволяет использовать как традиционные методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- дифференцированное обучение;
- частично-поисковый;
- репродуктивный,
так и современные педагогические технологии:
- проблемное обучение;
- исследовательская деятельность;
- критическое мышление;
- развивающее обучение;
- игровые технологии.
5. В этом учебном году я работаю в 4-х классах: 6-а, 7-б, 8-в и 10-б. Отсутствие на протяжении нескольких лет параллельных классов позволяет мне наблюдать развитие коммуникативных способностей моих учеников в динамике. (Слайд 7)Учащиеся очень разные как по интеллектуальному развитию, так и по речевой активности. Проводимые ежегодно диагностика и анализ коммуникативных склонностей учащихся показали, что непрерывная, целенаправленная работа по развитию речевых навыков школьников приводит к успешной реализации способностей учащихся, связанных с речевой практикой.(Слайд 8) На это указывает и качество знаний учащихся одних и тех же классов, сравнивая которое, я прихожу к выводу, что в развитии коммуникативной компетенции иду правильным путем.
6. Работа по теме моего педагогического опыта, его методы и формы, используемые в учебно-воспитательном процессе, имеют определенную, конкретную цель: они позволяют моим ученикам успешно подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, ведь одна из самых сложных частей работы – изложение, сочинение – требует определенных практических навыков, читательского опыта, умения выражать свои мысли связно, логически.(Слайд 9)
За последние четыре года все мои выпускники успешно сдали Основной Государственный Экзамен. Для меня это является важнейшим критерием выбранного курса.
7.Как у каждого учителя, и среди моих учеников есть такие, которых принято относить к двум противоположным категориям: одаренные и относящиеся к «группе риска».(Слайд 10)
Одаренные – это дети, которые проявляют себя в разных областях учебно-воспитательной деятельности:
- Участвуют в предметных конкурсах и олимпиадах, публичных слушаниях;
- Посещают театральные студии;
- Участвуют в конкурсах чтецов, мероприятиях муниципального, регионального уровня;
- Создают творческие работы (пишут сочинения, рассказы, стихи).
«Группа риска» - к этой категории детей я отношу ребят, у которых не только низкий мотивационный уровень, но и слабо развиты элементарные учебные навыки: не могут списать текст, с трудом читают… Для них я стараюсь подбирать индивидуальные задания, задания стимулирующего характера, привлекаю их к оцениванию устных и письменных ответов одноклассников, классным конкурсам выразительного чтения.
(Слайд 11)Метапредметный урок – это урок, в основу которого положены метапредметные технологии и метапредметные методы. Остановлюсь более подробно на том, что я использую в своей практике и что помогает мне достичь поставленных целей.Для примера приведу следующее.
Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Глядя на фигуру, предмет, необходимо нарисовать словами увиденные в них образы. Образовательный продукт как результат наблюдения школьников выражается в словесной образной форме, то есть учащиеся проговаривают, записывают результаты своего исследования. Можно предложить школьникам описать характер человека по его внешности на основе портрета художника, а можно, например, создать портрет буквы, что очень нравится детям и постепенно подводит к такому понятию, необходимому для анализа художественного текста, как звукопись. Например, букву «О» ученики ассоциируют с мягким, добродушным, неторопливым человеком, а букву «Г», наоборот, - с резким, грубоватым, воинственным, громкоголосым.
Интересным является метод вживания, "вчувствование" человека в состояние другого объекта.
Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Например, после изучения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок» в 6 классе дети пишут очень интересные рассказы от первого лица о том, какие приключения происходят с оторвавшимся от ветки дубовым листком. Или готовясь к инсценированию эпизодов из произведений, учащиеся сначала производят «разбор героя», что помогает им лучше передать голосом, и движениями характеры персонажей.
О задании«Учимся у классиков»можно сказать следующее: на уроках, объединенных темой «Творческая мастерская», учащиеся пробуют себя в качестве прозаиков и поэтов. Дописывают неоконченный роман А.С.Пушкина «Дубровский», сочиняют стихи, подражая Лермонтову, Тютчеву и даже Маяковскому, пишут рассказы о школьной жизни, а кое-кто даже занимается художественными переводами зарубежных лириков, и довольно успешно.
(Слайд 12) Интересными для учащихся являются задания на совершенствование культуры речи и обогащение словарного запаса. Творческие соревнования, аукционы, конкурсы дикторов и журналистов способствуют развитию фантазии, постижению сути изучаемого образа, нахождению оригинальных творческих решений.
Границы урока оказались слишком малы для огромного количества идей, поэтому работа по совершенствованию речи продолжается и во внеурочной деятельности, в рамках дополнительного образования на занятиях творческого объединения «Словесник». Здесь у детей есть возможность узнать о языке больше того, что пригодится им для сдачи ОГЭ. Результаты этой работы мы представляем в классе, школе, в районных и городских мероприятиях. Отдельно я бы хотела сказать о театральной студии «Зазеркалье», посещая которую учащиеся совершенно по-новому смотрят на произведения литературы, обнаруживают в себе качества, которые были скрыты от них самих. Важно то, что огромную поддержку нам с детьми оказывают родители, часто тоже люди увлекающиеся и творческие. И один из положительных результатов, который я вижу, - это то, что у моихучеников появилась возможность проявить себя в новом для них виде творчества.
Большое внимание я уделяю формированию у учащихся понимания ценности языка и уважительного отношения к нему.
Важной работой в этом направлении считаю и исследовательскую деятельность, увлекающую детей, требующую от них более глубокого изучения узких тем, которые мы выбираем для исследования. Эту работу я начинаю вести с 5 класса, постепенно усложняя ее. Так, для пятиклассника по силам будет работа реферативного характера на тему «Возникновение и развитие письменности», а десятиклассник уже исследует сложную тему, такую как «Окказиональные слова в лирике В.В.Маяковского». Работая над развитием собственной речи, мои ученики постигают извечные истины: рассуждают и спорят, пребывая в состоянии постоянного стремления к совершенству. Они учатся выражать свое видение мира через творчество; я же только помогаю им раскрыть в себе таланты и способности. Только при полном взаимопонимании, поддержке друг друга возникает положительный творческий результат.
(Слайд 13)Об успешности работы говорят высокие показатели выполнения задания с развёрнутым ответом, поступление в учебные заведения гуманитарного профиля, активность моих учеников в олимпиадах и творческих конкурсах, предметных неделях. Я радуюсь успехам своих выпускников и совсем не удивляюсь тому, что студент речного колледжа победил в конкурсе презентаций по «Мастеру и Маргарите», а будущий машинист поезда побеждает в конкурсах чтецов. Я особенно счастлива, что среди моих учеников есть те, кто скоро станет моими коллегами.
Я считаю, что современный учитель просто не имеет права оставаться в стороне от реалий времени, поэтому должен выстраивать учебно-воспитательную систему в соответствии с современными требованиями. Моим девизом являются слова: «Лучший пример – личный пример».
Я, как и мои ученики, участвую в различных мероприятиях, конкурсах, где мои знания, умения могли бы проявиться и пополниться за счет обмена опытом. Таким образом, я тоже учусь и совершенствуюсь, что считаю обязательным условием успешной деятельности учителя. (Слайд 14 )
Моя педагогическая деятельность многогранна, и мне это нравится. Кроме того, что я веду уроки русского языка и литературы, провожу факультативные и индивидуальные занятия, я делюсь опытом с коллегами в сети, являюсь руководителем методобъединения учителей-филологов гимназии, экспертом по проверке экзаменационных работ по литературе в 9 классе, участвую в профессиональных конкурсах, являюсь руководителем театральной студии «Зазеркалье», пишу сценарии классных и школьных мероприятий и другое.
(Слайд 15)Среди моих достижений можно выделить то, что я не раз становилась призером муниципальных конкурсов , областного фестиваля учительских проектов, лауреатом международного литературного конкурса. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом и с удовольствием участвую в том, что мне наиболее интересно.
(Слайд 16)«Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть», - говорил когда-то Сократ. Грамотная, связная, интересная речь должна стать визитной карточкой современного человека, и я очень надеюсь, что мои ученики справятся с этой задачей, а я по-прежнему буду им в этом помогать. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Эссе
Ученик и учитель растут вместе
Наша жизнь удивительна, и каждый день не похож на предыдущий, а каждый миг приносит много нового и интересного. Вот и 21 век давно набрал обороты и мчится, как сверхзвуковая ракета, неся нас к новому, неизведанному. За стеклом иллюминатора мы видим, как проносятся мимо годы, события, люди, сбывшиеся и несбывшиеся мечты. И, глядя на эти мелькающие искорки, невольно задумываемся, кто МЫ в этом круговороте и ЗАЧЕМ мы живем.
Меня зовут…. Учитель, и, думая о своем месте в жизни, я все больше понимаю, что оказалась на нем не случайно. Наша профессия дарует нам великое счастье общения с детьми. За годы работы в школе я поняла, что хочу быть не впереди них, а именно среди своих учеников. Хочу не только учить их, но и учиться, расти вместе с ними. Только так, по-моему, можно узнать, чем они живут, что им интересно, чего им не хватает и чему они хотят научиться. Только так можно успевать за временем, в котором живёшь, и быть интересным детям, чтобы разделить с ними их мир и свой.
Нет такого ребенка, который не хотел бы узнать что-то новое. Но я не хочу выдавать знания, как книги в библиотеке. Я учу детей самостоятельно находить ответы на вопросы, обсуждать их друг с другом, спорить, не боясь быть наказанными за собственное мнение. И в то же время я не сторонний наблюдатель; я терпеливо и незаметно вывожу их к истине, морали, общепринятым человеческим ценностям.
Но вот что интересно! Как учитель, я имею гораздо больший запас знаний и возможностей для убеждения в своей правоте. Однако интересным порой бывает услышать совершенно новое для себя, необычной трактовки мнение учеников по разным вопросам, особенно при изучении литературных произведений. Да, они незрелы, наивны, может быть, даже вредны. Но как нужна ученикам эта возможность высказаться! Оценить поступок Катерины из пьесы «Гроза», поспорить по поводу образа мыслей Базарова, осудить или оправдать писателей-эмигрантов – это для меня не только способ научить школьников глубоко мыслить, но и возможность посмотреть на вещи другими глазами. Это уроки, которые мои ученики преподают мне. И здесь я учусь главному – понимать их потребность быть услышанными, понятыми; видеть в каждом ребенке инженера, ученого, музыканта, кондитера – Личность, которая непременно найдет себя в современном мире.
Учителю приятно, когда ученики понимают его, воспринимают как талантливого, разностороннего, терпеливого человека. А чтобы понять ученика, нужно поставить себя на его место, постараться думать так же, как он. Это крайне трудно, но необходимо.
Многие ребята сомневаются в своих способностях, боятся разочаровать учителя, услышать насмешки в свой адрес. Если бы они только знали, как сильно я боюсь их разочаровать, не суметь в нужный момент сказать им самое важное, не найти минуты, чтобы выслушать все, что наболело в их детских душах…
Именно в такие моменты им нужна моя поддержка, необходима вера в свои силы. В моей же власти дать им эту веру. Один из политиков сказал, что ни один премьер-министр не обладает такой властью, как учитель. Ведь только учитель может так всесторонне формировать мировоззрение ребенка, помогать ему совершенствовать себя.
Я добавлю к этому непреложную истину: СЛОВО обладает огромной властью, и я, учитель словесности, стараюсь показать своим ученикам, что слово может все, что очень многого в жизни можно добиться, научившись говорить грамотно, интересно, эмоционально. Мне очень хочется оставить след в их душах, породить в них потребность думать, показать, какие возможности перед ними открыты. Научить их тому, чему другие не научат. Помочь определиться в жизни, говорить с ними о том, что волнует их больше всего в их возрасте. И моя специальность учителя-словесника дает мне такую возможность, приводя примеры из классической русской литературы. Где, как не на наших уроках, говорить о вечных ценностях: доброжелательности, порядочности, милосердии, благородстве, предательстве, лжи? У меня есть замечательные помощники — самые лучшие герои произведений мировой литературы. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, применяю на уроках информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать выводы.
Я искренне верю, что между учителем и учеником всегда и во всем должно быть сотрудничество, что необходимо быть с ребятами на одной волне, вместе подниматься вверх ступенька за ступенькой. Именно вместе с ними! И я не удивляюсь, когда мои выпускники «срывают» мне уроки, не сговариваясь приходя меня проведать, похвалиться своими успехами в сдаче сессии. Или звонят посоветоваться, надо ли им участвовать в студенческих театральных постановках, а потом присылают мне фотографии и дипломы. Их желание держать меня в курсе событий своей жизни значит для меня очень много.
Мне кажется, что быть учителем – огромная ответственность, но и огромное счастье. Чтобы не утратить этого чувства, я уверена, учитель должен жаждать новых открытий, ежедневно работать над собой, стремиться к постоянному совершенствованию, вдохновляться детскими мечтами, быть терпимым, уважать и любить своих учеников.
И я думаю, что смело могу сказать о себе словами Талмуда, что «многому я научилась у своих наставников, ещё более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников».
Предварительный просмотр:
Отчет о работе школьного методического объединения учителей русского языка и литературы за 2022-2023 учебный год
В 2022-2023 учебном году ШМО учителей-филологов работало по утвержденному плану по следующим направлениям:
- аналитическая
- информационная
- организационно-методическая
- консультативная деятельность.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы составляют 6 педагогов, это как опытные специалисты с большим стажем работы, так и учителя, имеющие небольшой стаж работы.
Одним из важнейших факторов успешной работы учителя является, как известно, анализ учебной деятельности, как обучающихся, так и педагогов. Поэтому на заседаниях ШМО этому уделяется большое внимание: проводятся мониторинги профессиональных затруднений и информационных потребностей учителей, анализ работы педагогов с целью оказания им методической помощи, изучаются направления деятельности педагогов по темам их самообразования, проводится самоанализ деятельности. Кроме того, на протяжении учебного года на заседаниях методобъединения рассматривались вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, изучались тексты и задания контрольных работ и экзаменационных КИМов, олимпиадных заданий. Проводился анализ контрольных и диагностических работ, намечались ориентиры по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.
В 2022-2023 учебном году состоялось 5 плановых заседаний МО.
Первое заседание носило организационный характер. Был обсужден и утвержден план работы МО на год. Кроме того, обсуждались рабочие программы для 5 класса по ФГОС ООО, в том числе по предметам «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» - все программы были утверждены. Учителями дан анализ результатов итоговой аттестации по русскому языку в 11-х классах.
На втором заседании рассмотрели следующие вопросы:
1. Организация и проведение школьного тура Олимпиад в 5-11 классах.
2. Отчет преподавателей о ходе работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации в 9,11-х классах.
3. Подготовка и проведение зачетного минимума по окончании каждой четверти.
4. Методология преподавания предмета «Индивидуальный проект» в 11 классе и специфика исследовательской работы в целом.
Третье заседание было посвящено итогам муниципального тура предметных Олимпиад, подготовке девятиклассников к устному собеседованию, анализу успеваемости за 1-ое полугодие. Кроме того, особое внимание уделялось работе по формированию читательской грамотности.
На четвертом заседании обсудили результаты устного собеседования в 9-ом классе, итогового сочинения в 11-м, работе с одаренными детьми, а также результаты участия гимназистов в конкурсах различного уровня.
На последнем заседании были рассмотрены следующие вопросы:
1. Подведение итогов работы МО за 2022-2023 учебный год.
2. Подведение итогов успеваемости.
3. Анализ выполнения программ.
4. Анализ работы по программам ФГОС ООО.
5. Подготовка выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.
Сравнительный анализ успеваемости по русскому языку (по четвертям)
Количество учащихся | «5» / «4» | Качество | Средний балл | |
I | 375 | 27/204 | 61,6 | 4,1 |
II | 420 | 39/180 | 52,1 | 4,1 |
III | 369 | 30/170 | 54,2 | 4,1 |
IV | 415 | 36/182 | 52,5 | 4,1 |
Сравнительный анализ успеваемости по литературе (по четвертям)
Количество учащихся | «5» / «4» | Качество | Средний балл | |
I | 375 | 115/220 | 89,3 | 4,3 |
II | 420 | 180/221 | 95,4 | 4,4 |
III | 369 | 109/203 | 84,5 | 4,3 |
IV | 415 | 173/201 | 52,5 | 4,4 |
Обучающиеся гимназии принимали участие в школьном и муниципальном этапе предметных Олимпиад по русскому языку и литературе. В школьном этапе по русскому языку приняли участие 49 человек, по литературе – 28 человек. По результатам школьного этапа на муниципальный были заявлены следующие обучающиеся:
№ п/п | Предмет | ФИО | Результат ШО | Класс |
1 | Русский язык | Голованова А. | Победитель | 7 |
2 | Караваева В. | Призер | 8 | |
3 | Савченко Е. | Призер | 8 | |
4 | Власенко И. | Победитель | 9 | |
5 | Почтенко К. | Призер | 9 | |
6 | Сиволовский С. | Призер | 9 | |
7 | Грабов Д. | Победитель | 10 | |
8 | Ионенко П. | Призер | 10 | |
9 | Монастырскова Е. | Призер | 11 | |
Литература | ||||
1 | Расторгуева С. | Призер | 7 | |
2 | Власенко И. | Победитель | 9 | |
3 | Швецова С. | Победитель | 10 | |
4 | Ионенко П. | Призер | 10 | |
5 | Монастырскова Е. | Призер | 11 |
К сожалению, на муниципальном этапе результатов «Победитель», «Призер» среди учащихся МБОУ гимназии №1 нет.
Обучающиеся гимназии на протяжении учебного года принимали участие и в других творческих конкурсах разных уровней:
№ п/п | Название конкурса | Уровень | ФИО, результат | ФИО руководителя |
1 | «Библиотека. Творчество. Чтение» | Всероссийский | Ухарская А.,8 кл. - участник | Кононекно Ю.С. |
Швецова С.,10 кл. - участник | Кононекно Ю.С. | |||
Почтенко К., 9 кл. - участник | Чайкина Л.И. | |||
Голованова А., 8 кл. - участник | Сумская Н.В. | |||
2. | Конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И.Менделеева | Муниципальный | Пятицкая Е., 7 кл. - призер | Самойленко Л.А. |
3. | Конкурс сочинений «Без срока давности» | Муниципальный | Бубликова Д.,6 кл. - участник | Сумская Н.В. |
Лушников А., 8 кл. - победитель | Кононенко Ю.С. | |||
Региональный | Лушников А., 8 кл., участник | Кононенко Ю.С. | ||
4. | Конкурс «Планета Земля – твоя и моя» | Муниципальный | Петриченко Ю, 5 кл. - призер | Кононенко Ю.С. |
5. | Конкурс сочинений «Мой Гамзатов». | Муниципальный | Кузнецова Е.,9 кл. - участник | Чайкина Л.И. |
Бруслик В., 10 кл. - участник | Сумская Н.В. | |||
Топольсков А., 5 кл. - победитель | Кононенко Ю.С. | |||
Региональный | Топольсков А., 5 кл. - призер | Кононенко Ю.С. | ||
6. | Конкурс сочинений о русской культуре (осень). | Муниципальный | Чекункова М., 6 кл. - победитель | Чайкина Л.И. |
Обейко В., 8 кл. - победитель | Сумская Н.В. | |||
Воловатова А., 10 кл. - победитель | Кононенко Ю.С. | |||
7. | Конкурс сочинений о русской культуре (весна). | Муниципальный | Чекункова М.,6 кл. - победитель | Чайкина Л.И. |
Кудрявцева О.,5 кл. - призер | Кононенко Ю.С. | |||
Голокозова Д., 5 кл. - призер | Сумская Н.В. | |||
8. | Конкурс сочинений «Казачьему роду нет переводу | Муниципальный | Лушников А., 8 кл. - победитель | Кононенко Ю.С. |
Кроме того, и сами учителя в течение всего учебного года занимались самообразованием, проходили необходимые курсы повышения квалификации, прослушивали вебинары, участвовали в профессиональных конкурсах.
Муниципальный этап конкурса «Современный урок – современным детям». Чайкина Л.И. – участник, Кононенко Ю.С. – призёр, Сумская Н.В. – призёр.
В следующем учебном году ШМО учителей русского языка и литературы продолжит работу по развитию одаренности обучающихся, читательской грамотности, внедрению программ ФГОС ООО и ФГОС СОО, по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Руководитель ШМО Кононенко Ю.С.
учителей русского языка и литературы
Предварительный просмотр:
Участие учителей русского языка и обучающихся МБОУ гимназии №1
в конкурсах, олимпиадах в 2021-2022 учебном году
Участие в международных конкурсах, олимпиадах (указать, каких и тип диплома | Участие во всероссийских конкурсах, олимпиадах (указать, каких и тип диплома | Участие в региональных конкурсах, олимпиадах (указать, каких и тип диплома | Участие в муниципальных конкурсах, олимпиадах (указать, каких и тип диплома | ||||
учителя | учащиеся | учителя | учащиеся | учителя | учащиеся | учителя | учащиеся |
Беликова Екатерина (10 кл.) – конкурс творческих работ «Старт в науку. Летняя площадка 2021», диплом 3 степени | Чайкина Л.И. Всероссийский фестиваль пед.мастерства «Школа будущего», диплом победителя | Почтенко Кира (8кл.) Всероссийский конкурс «Образ и буква», призер | Кононенко Ю.С. Участие в итоговой конференции, посвященной юбилею Ф.М.Достоевского | Швецова София (9кл.) Конкурс сочинений о русской культуре, участник | Федурко Ангелина (11кл.), Жукова Дарья (11 кл.) – ВсОШ по литературе, участники | ||
Шульгина Дарья (11 кл.) Открытый конкурс детско-юношеского творчества, посвященный 200-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского «Гений, потрясший мир» | Кононенко Ю.С. Всероссийский фестиваль пед.мастерства «Школа будущего», диплом победителя | Лушников Артём (7кл.) Литературный конкурс «Герои Великой Победы»-2022 (результатов ещё нет) | Федурко Ангелина (11 кл.) Всероссийский конкурс сочинений, участник | Горшкова Анастасия (11 кл.) – ВсОШ по литературе, призер | |||
Чайкина Л.И. Вебинары «Итоговое сочинение в 11 классе : новые направления и проблемы подготовки»; «Итоговое собеседование по русскому языку в 9-м классе» | Сарынина Ю.С., Самойленко Л.А. Вебинар «Формирование функциональной грамотности обучающихся ОО на территории Миллеровского района» | ||||||
Кононенко Ю.С. Вебинар «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в 10-11 классах на базе УМК С.И.Львовой и В.В.Львова» |