СИСТЕМА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 34.08 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
- - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
- - формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- - воспитание уважения к труду;
- - развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- - формирование элементарных знаний о правах человека;
- - расширение представлений о городах России;
- - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие и таким образом, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
СЕМЬЯ---ДЕТСКИЙ САД---РОДНАЯ УЛИЦА;
РАЙОН---РОДНОЙ ГОРОД---РОДНОЙ КРАЙ – СТРАНА;
СТОЛИЦА – СИМВОЛИКА (ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН)---ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему:
- природа и мир животных (дома, в детском саду, в родном краю);
- труд людей,
- традиции,
- общественные события и т. д.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми… Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
- - четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад
- - внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей
- - диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Дети должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных примерах и фактах из жизни старших членов семьи ( бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением этой работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду трудятся люди для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины), везде соблюдаются традиции (Родина помнит своих героев, защитивших ее от врагов), повсюду живут люди разных национальностей, люди берегут и охраняют природу, есть общие национальные и профессиональные праздники.
Быть гражданином и патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам «Моя семья», «Моя улица, мой дом», «Мой детский сад», «Мой город», «Мой край», «Моя страна», «Москва – столица России». Работа по каждой теме должна включать занятия, беседы, игры, экскурсии, по некоторым темам – праздники. Причем, темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание и объем познавательного материала, длительность и сложность изучения. Основная форма занятий – тематические. Важно, чтобы они повышали мыслительную активность детей, этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.)
Для ребенка-дошкольника характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное возвращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Каждая тема может быть подкреплена различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовлением коллажей, тематических альбомов, поделок, рисунков). Итоги работы по теме могут быть представлены в виде выставки или во время общих групповых праздников.
Рекомендации по планированию материала по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей семье, улице, городе, своей стране.
Все темы логически связаны между собой и вместе представляют целостную картину сведений о России.
В основу реализации работы по данной теме заложены следующие принципы:
1. принцип последовательности
2. принцип наглядности
3. принцип занимательности
Рассмотрим все принципы на примере планирования работы по теме «Родной город»
- Принцип последовательности.
Он предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Младшая группа.
В этой группе не стоит проводить занятия по ознакомлению с городом и давать сведения об его истории. С младшими дошкольниками ознакомление с городом начинается с наблюдения ближайшей улицы. Улицы длинные, на них много домов, у каждого дома есть свой номер. Дома на улице бывают разные - большие и маленькие. И каждая улица имеет свое название, как человек - имя. Еще на улице есть дорога, по которой ездят разные машины: автобусы, такси, грузовой транспорт, легковые автомобили. В праздничные дни улицы украшают флагами, гирляндами лампочек. Люди заботятся о своих улицах, убирают их, чтобы город был чистым и красивым. Весной и летом люди высаживают цветы, чтобы на улицах было красиво и нарядно. И вы, наши маленькие горожане, должны делать все, чтобы наш город был чистым, нарядным и красивым: бросать фантики от конфет в урны для мусора, не ломать веточки, не рвать цветы.
После экскурсий, наблюдений и ваших рассказов детям предоставляется возможность закрепить в продуктивной деятельности свои впечатления: они конструируют макет улицы, рисуют салюты на празднике города, делают коллективную аппликацию «Дома на нашей улице».
В уголок для родителей вывешиваем информацию, памятки и рекомендации по теме недели: побеседовать с детьми о том, какая у нас красивая улица, какой красивый город, выучить с ребенком домашний адрес, название своей улицы. Посетить с детьми парк, покататься на аттракционах. Обратить внимание на красоту парка, цветочные клумбы, рассказать, что за красотой и чистотой парка следят люди.
Средняя группа.
Большая часть работы по ознакомлению с городом проходит вне занятий: целевые прогулки по ближайшим улицам, наблюдения за трудом горожан по благоустройству города, наблюдение за работой транспорта на перекрестке. Большое значение имеют беседы с детьми: где они побывали и что знают о городе. Еще один вид деятельности – чтение художественной литературы о народном героизме, о людях труда.
На занятиях воспитатель знакомит детей с
понятиями город и село, выясняет, чем отличается город от села ( транспорт, дома людей, труд людей). Воспитатель знакомит детей с главными достопримечательностями города, для того, чтобы вызвать чувство восхищения красотой города. Это может быть парк, или музей, или большой и красивый фонтан, большие цветочные часы и т.д. Если нет возможности сходить и посмотреть - воспитатель показывает большие и красочные фотографии видов города, называет улицы, повторяет с детьми.
Работа с родителями ведется в том же направлении, что и в младшей группе.
Примерная тематика занятий
Экскурсия по улице, на которой находится детский сад.
Экскурсия к перекрестку и наблюдение за транспортом.
Экскурсия в парк с целью наблюдения за природой и красотой парка.
Экскурсии на почту, в магазин, на строительство дома.
Целевые прогулки к достопримечательностям города (фонтану, цветочным часам, памятнику воину-освободителю и др.)
Беседы об улицах города.
Беседы о городе и селе.
Беседы о транспорте на улицах города.
Беседы о городских праздниках ( День Семьи, День города, Парад 9 мая).
Беседы о том, где дети побывали с родителями в выходные дни.
Составление альбомов «Мой дом», «Моя улица», «Наш любимый город», «Машины на нашей улице», «Слава героям» (можно фотографии распечатать на цветном принтере и собрать в файлы)
Составление коллажей «Дома на улице», «Что есть в нашем городе».
Благоустройство участка детского сада, высадка цветов, озеленение.
Рассматривание иллюстраций разных улиц, домов.
Старшая и подготовительная группа
Программная задача: приступить к ознакомлению детей с историей города, показать, что город, в котором живут дети, красив, современен, город-труженик, рассказать, какие есть промышленные предприятия в городе, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о профессиях и труде родителей, познакомить с учреждениями, которые находятся вблизи детского сада (библиотека, школа, завод или фабрика). Закрепить знания об улице, где живет ребенок, его домашний адрес.
Проводятся занятия по ознакомлению с городом:
«История родного города» (как создавался, какое раньше было название города, как жили люди)
«Улицы родного города» (почему так называются, в честь кого названы, какая улица главная)
«Путешествие по родному городу» (разные дома, культурные учреждения, парки)
«Город-труженик» (рассказать о предприятиях города, дать названия, рассказать чем занимаются люди на работе)
«Они защищали Родину» ( рассказать о героях войны, героях-кропоткинцах, в честь которых названы улицы города)
«Памятники родного города» (рассказать кому установлены, за что)
«Машины нашего города»(дать понятие «специальные машины» – пожарная, скорая помощь, полиция, машины, помогающие людям поддерживать чистоту города и др.)
Проводятся целевые экскурсии: в музей, в парк, в библиотеку, на стройку, к памятникам героям войны и др.
Сбор иллюстраций с видами города, фотоальбомов «Мой любимый город», «Как красиво в нашем городе», «Предприятия, где работают наши родители», «Магазины в городе», «Наши герои» и др.
Рисование и аппликация: «Моя улица, мой дом», «Город, в котором я живу», «Вечерний город», «Салют на День Победы», «Наш любимый парк».
Конструирование: «Главная улица города», «Мосты в городе».
Конкурсы рисунков детей и родителей « Я гуляю по городу с мамой и папой», «Выходной день в парке», «День семьи в городе».
Составление коллажей «Я люблю тебя, мой город».
Чтение художественной литературы по теме.
Заучивание стихов о родном городе.
Просмотр видео о праздновании Дня города.
Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны
Возложение цветов к памятникам погибших воинов.
В уголок для родителей вывешиваем информацию, памятки и рекомендации по теме. Привлекаем родителей к участию в экскурсиях, конкурсах, собиранию материалов фотоиллюстраций, изготовлению поделок.
2. Принцип наглядности.
Заключается в широком представлении соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей. В группах оформляется уголок патриотического воспитания, где собраны иллюстрации и фотографии (старые и новые) города, герб и флаг города, макет улицы или аркадакского подворья, иллюстрации народных промыслов Аркадака, картины родных пейзажей, фотографии героев ВОВ, родившихся в нашем городе, книги, буклеты о родном городе.
1.Принцип занимательности.
Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, эстетично оформлен, познавателен и доступен для понимания. Если прошла экскурсия на почту, необходимо предложить детям сюжетно-ролевую игру «Почта» с атрибутикой для игры, можно создать небольшой коллаж, собранный с помощью родителей «Что я видел на почте» - открытки, конверты, бланки почтовых переводов, марки, образцы упаковочной бумаги, различные виды штемпелей.
После посещения ближайшей стройки дети могут поиграть в строителей с использованием больших кубиков-блоков или конструктора «Лего», посмотреть иллюстрации из различных журналов по теме «Строительство дома», собранные в единый альбом и собрать совместно с воспитателем коллаж «На стройке» с использованием картинок машин, инструментов, строительных профессий. Тем самым у детей закрепляются знания и долго сохраняется интерес по данной теме.
Итогом работы может быть:
викторина «Я знаю свой город»
литературный досуг «Благодарим, солдаты, вас»
вечер народных подвижных игр «Венок дружбы»
фотовыставка «Мы любим свой город»
конкурс рисунков и аппликаций «Славлю город наш родной»