доклад " Реализация образовательной области " Познание". Формирование элементарных математических представлений в контексте ФГТ
Пусть ребенок осваивает
мир - и даже такую сложную дисциплину,
как математика, -
с легкостью и интересом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 30.02 КБ |
doklad.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад:
Реализация образовательной области “Познание”
Формирование элементарных математических представлений в контексте ФГТ.
Подготовила воспитатель Бровикова И.П.
Пусть ребенок осваивает мир-и даже такую
сложную дисциплину , как математика, -
с легкостью и интересом!
Содержание образовательного процесса включает четыре направления работы: по социально-личностному, физкультурно-оздоровительному , художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей. В качестве основы для их пересечения в рамках образовательного процесса выступает интеграция десяти образовательных областей, которые прямо или косвенно соотносятся с перечисленными направлениями развития : <>, <>, <>,<>, <>, <>,<>, <>, <>, <> . При этом содержание образовательного процесса может быть реализовано в непосредственно образовательной деятельности , совместной деятельности педагогов и детей , а так же через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей с использованием предметно-пространственной среды. Приведем пример интеграции образовательной области <> ФЭМП из опыта работы нашего детского сада .
В связи с этим мы разработали систему комплексно-тематического планирования на год, вся воспитательно-образовательная работа подчинена какой-либо теме , как в непосредственной образовательной деятельности , так и в процессе режимных моментов .
Интеграция образовательной области познание .
Работа по ФЭМП в нашей группе строится на основе программы <>. Используем методику работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера в книге М.Фидлера-«математика уже в детском саду» , а также в современных пособиях З.Михайловой и И.Чеплашкина «математика –это интересно», игровые ситуации для детей дошкольного возраста .
З.Михайлова – игры головоломки –волшебный круг –колумбово яйцо, эти игры вызывают у детей большой интерес . Помимо этого приобрели значительное количество пособий и материалов с интересными развивающими играми , которые мы стараемся тщательно изучать , систематизировать и отбирать из них наиболее приемлемых для нашего детского сада .
В группе имеется достаточное количество пособий , игр, которые позволяют формировать элементарные математические представления. Оформлена картотека игр по ФЭМП, имеются развивающие альбомы .
Интеграция с образовательной областью физическая культура .
Помимо чисто математических игр используем пособия из других уголков – разноцветные флажки , мячи , ленточки , палочки , из музыкального и физкультурного уголков.
Интеграция с образовательной областью художественное творчество.
В уголке по изодеятельности всегда в достаточном количестве имеются наборы готовых геометрических фигур разного цвета и разной формы , из которых дети выкладывают узоры на полосе ,квадрате , круге . В практической продуктивной форме закрепляются представления о цвете , форме , величине предметов.
Интеграция с образовательной областью познание.
В уголке строительных игр помимо разных видов конструктора в достаточном количестве имеется материал для обыгрывания детских построек , который способствует закреплению представлений о величине : широкий – узкий , высокий – низкий (деревья , кусты , флажки )
Интеграция с образовательной областью Социализация
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра , которая создает у ребенка положительный настрой , вводит ребенка в мир знаний . Ведь в игре взрослый не осуществляет прямого обучения , способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и способов выполнения математических заданий . Взрослый в игре создает ситуацию содружества , поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как собственную победу.
Так, работая над темой : «осень пришла» – мы провели ее через разные виды деятельности , в том числе и через познание в разделе – ФЭМП – мы закрепляли понятия один и много овощами , фруктами сравнивали по длине клумбы знакомились с формой и величиной предметов . Таким образом , окружающий мир предстает перед ребенком в своем многообразии и единстве , побуждает его к активному познанию окружающей действительности , осмыслению и нахождению причинно-следственных связей , развитию логики , мышления коммуникативных способностей .
Про организации сюжетно – ролевых игр обращаем внимание на количественные отношения в магазине – один предмет покупаем , два или много .Используем здесь же предметы –заместители , например логические блоки в магазине могут быть как конфеты или печенье – закрепляем форму , цвет , величину предметов . в конце года мы изготовили деньги на которых изображены геометрические фигуры – один или много , и такие же ценники на предметах в магазине . Дети учатся соотносить и называть и понимать , что за что можно купить .
В игре Больница – врач , проводя медицинский осмотр измеряет рост детей и кукол , употребляет такие выражения, как высокий и низкий .
При проведении интегрированных занятий мы стремимся к тому , чтобы прослеживалась логическая взаимосвязь между интегрируемыми образовательными областями , добиваемся систематичности и доступности излагаемого материала стараемся как можно больше ставить перед детьми проблемных ситуаций , вовлечь его в самостоятельный поиск решений .
Интеграция с образовательной областью коммуникация .
Усвоение математических представлений тесно связанно с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Ребенок постепенно учится объяснять ход выполнения заданий . Только регулярные занятие научат ребенка управлять своим вниманием , помогут увеличить объем памяти , улучшат зрительное восприятие . По мере развития любознательности , познавательных интересов мышление все шире используется для познания окружающего мира .
Интеграция с образовательной областью музыка
При формировании элементарных математических представлений мы обязательно предусматриваем смену видов деятельности , включаем музыкальное сопровождение , подвижные игры , восприятие информации педагога сменяется активной деятельностью самих детей – работа с раздаточным материалом , игровая деятельность игра является обязательным компонентом занятия , иногда все занятие строим в форме игры . Много перемещаемся по групповой комнате :выполняем задания за столами , на ковре за общим столом на стульях и т. д
Включаем в НОД знакомых сказочных персонажей , которые на протяжение определенного периода проживают весь сюжет вместе с детьми , ставят перед детьми разные задачи , просят их научить чему –то , и вместе с детьми доводят поставленную проблему до логического конца .
Интеграция с образовательной областью Чтение Художественной Литературы.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку особенности различных свойств и отношений , которые существуют в социальном и природном мире . Мы подобрали литературные произведения для формирования представлений о временах года , частях суток, дня недели , о величине , пространственных ориентировках , количественных представлений .
Интеграция с образовательной областью труд
При организации самообслуживания и хозяйственно-бытового труда детей , например , во время коллективных дежурств в группе , когда есть возможность практико-ориентированного решения задач на соотнесение множеств , совершения арифметических действий.
Предварительный просмотр:
Доклад:
Реализация образовательной области “Познание”
Формирование элементарных математических представлений в контексте ФГТ.
Подготовила воспитатель Бровикова И.П.
Пусть ребенок осваивает мир-и даже такую
сложную дисциплину , как математика, -
с легкостью и интересом!
Содержание образовательного процесса включает четыре направления работы: по социально-личностному, физкультурно-оздоровительному , художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей. В качестве основы для их пересечения в рамках образовательного процесса выступает интеграция десяти образовательных областей, которые прямо или косвенно соотносятся с перечисленными направлениями развития : <>, <>, <>,<>, <>, <>,<>, <>, <>, <> . При этом содержание образовательного процесса может быть реализовано в непосредственно образовательной деятельности , совместной деятельности педагогов и детей , а так же через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей с использованием предметно-пространственной среды. Приведем пример интеграции образовательной области <> ФЭМП из опыта работы нашего детского сада .
В связи с этим мы разработали систему комплексно-тематического планирования на год, вся воспитательно-образовательная работа подчинена какой-либо теме , как в непосредственной образовательной деятельности , так и в процессе режимных моментов .
Интеграция образовательной области познание .
Работа по ФЭМП в нашей группе строится на основе программы <>. Используем методику работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера в книге М.Фидлера-«математика уже в детском саду» , а также в современных пособиях З.Михайловой и И.Чеплашкина «математика –это интересно», игровые ситуации для детей дошкольного возраста .
З.Михайлова – игры головоломки –волшебный круг –колумбово яйцо, эти игры вызывают у детей большой интерес . Помимо этого приобрели значительное количество пособий и материалов с интересными развивающими играми , которые мы стараемся тщательно изучать , систематизировать и отбирать из них наиболее приемлемых для нашего детского сада .
В группе имеется достаточное количество пособий , игр, которые позволяют формировать элементарные математические представления. Оформлена картотека игр по ФЭМП, имеются развивающие альбомы .
Интеграция с образовательной областью физическая культура .
Помимо чисто математических игр используем пособия из других уголков – разноцветные флажки , мячи , ленточки , палочки , из музыкального и физкультурного уголков.
Интеграция с образовательной областью художественное творчество.
В уголке по изодеятельности всегда в достаточном количестве имеются наборы готовых геометрических фигур разного цвета и разной формы , из которых дети выкладывают узоры на полосе ,квадрате , круге . В практической продуктивной форме закрепляются представления о цвете , форме , величине предметов.
Интеграция с образовательной областью познание.
В уголке строительных игр помимо разных видов конструктора в достаточном количестве имеется материал для обыгрывания детских построек , который способствует закреплению представлений о величине : широкий – узкий , высокий – низкий (деревья , кусты , флажки )
Интеграция с образовательной областью Социализация
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра , которая создает у ребенка положительный настрой , вводит ребенка в мир знаний . Ведь в игре взрослый не осуществляет прямого обучения , способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и способов выполнения математических заданий . Взрослый в игре создает ситуацию содружества , поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как собственную победу.
Так, работая над темой : «осень пришла» – мы провели ее через разные виды деятельности , в том числе и через познание в разделе – ФЭМП – мы закрепляли понятия один и много овощами , фруктами сравнивали по длине клумбы знакомились с формой и величиной предметов . Таким образом , окружающий мир предстает перед ребенком в своем многообразии и единстве , побуждает его к активному познанию окружающей действительности , осмыслению и нахождению причинно-следственных связей , развитию логики , мышления коммуникативных способностей .
Про организации сюжетно – ролевых игр обращаем внимание на количественные отношения в магазине – один предмет покупаем , два или много .Используем здесь же предметы –заместители , например логические блоки в магазине могут быть как конфеты или печенье – закрепляем форму , цвет , величину предметов . в конце года мы изготовили деньги на которых изображены геометрические фигуры – один или много , и такие же ценники на предметах в магазине . Дети учатся соотносить и называть и понимать , что за что можно купить .
В игре Больница – врач , проводя медицинский осмотр измеряет рост детей и кукол , употребляет такие выражения, как высокий и низкий .
При проведении интегрированных занятий мы стремимся к тому , чтобы прослеживалась логическая взаимосвязь между интегрируемыми образовательными областями , добиваемся систематичности и доступности излагаемого материала стараемся как можно больше ставить перед детьми проблемных ситуаций , вовлечь его в самостоятельный поиск решений .
Интеграция с образовательной областью коммуникация .
Усвоение математических представлений тесно связанно с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Ребенок постепенно учится объяснять ход выполнения заданий . Только регулярные занятие научат ребенка управлять своим вниманием , помогут увеличить объем памяти , улучшат зрительное восприятие . По мере развития любознательности , познавательных интересов мышление все шире используется для познания окружающего мира .
Интеграция с образовательной областью музыка
При формировании элементарных математических представлений мы обязательно предусматриваем смену видов деятельности , включаем музыкальное сопровождение , подвижные игры , восприятие информации педагога сменяется активной деятельностью самих детей – работа с раздаточным материалом , игровая деятельность игра является обязательным компонентом занятия , иногда все занятие строим в форме игры . Много перемещаемся по групповой комнате :выполняем задания за столами , на ковре за общим столом на стульях и т. д
Включаем в НОД знакомых сказочных персонажей , которые на протяжение определенного периода проживают весь сюжет вместе с детьми , ставят перед детьми разные задачи , просят их научить чему –то , и вместе с детьми доводят поставленную проблему до логического конца .
Интеграция с образовательной областью Чтение Художественной Литературы.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку особенности различных свойств и отношений , которые существуют в социальном и природном мире . Мы подобрали литературные произведения для формирования представлений о временах года , частях суток, дня недели , о величине , пространственных ориентировках , количественных представлений .
Интеграция с образовательной областью труд
При организации самообслуживания и хозяйственно-бытового труда детей , например , во время коллективных дежурств в группе , когда есть возможность практико-ориентированного решения задач на соотнесение множеств , совершения арифметических действий.