доклад " Реализация образовательной области " Познание". Формирование элементарных математических представлений в контексте ФГТ

Бровикова Ирина Петровна

Пусть ребенок осваивает

мир - и даже такую сложную дисциплину,

как математика, - 

с легкостью и интересом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад30.02 КБ
Файл doklad.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Доклад:

 

Реализация образовательной области  “Познание”

Формирование элементарных математических представлений в контексте ФГТ.

 

Подготовила воспитатель Бровикова И.П.

Пусть ребенок осваивает мир-и даже такую

сложную дисциплину , как математика, -

с легкостью и интересом!

Содержание образовательного процесса включает четыре направления работы: по социально-личностному, физкультурно-оздоровительному , художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей. В качестве  основы для их пересечения в рамках образовательного процесса выступает интеграция десяти образовательных областей, которые прямо или косвенно соотносятся с перечисленными направлениями развития : <>, <>, <>,<>, <>, <>,<>, <>, <>, <> . При этом содержание образовательного процесса может быть реализовано в непосредственно образовательной деятельности , совместной деятельности педагогов и детей , а так же через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей с использованием предметно-пространственной среды. Приведем пример интеграции образовательной области <> ФЭМП из опыта работы нашего детского сада .

В связи с этим мы разработали систему комплексно-тематического планирования на год, вся воспитательно-образовательная работа подчинена какой-либо теме , как в непосредственной образовательной деятельности , так и в процессе режимных моментов .

Интеграция образовательной области познание .

Работа по ФЭМП в нашей группе строится на основе программы <>. Используем методику работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера в книге М.Фидлера-«математика уже в детском саду» , а также в современных пособиях З.Михайловой  и И.Чеплашкина   «математика –это интересно», игровые ситуации для детей дошкольного возраста .

З.Михайлова – игры головоломки –волшебный круг –колумбово яйцо, эти игры вызывают у детей большой интерес . Помимо этого приобрели значительное количество пособий и материалов с интересными развивающими играми , которые мы стараемся тщательно изучать , систематизировать и отбирать из них наиболее приемлемых  для нашего детского сада .

В группе имеется достаточное количество пособий , игр, которые позволяют формировать элементарные математические представления. Оформлена картотека игр по ФЭМП, имеются развивающие альбомы .

Интеграция с образовательной областью физическая культура .

Помимо чисто математических игр используем пособия из других уголков – разноцветные флажки , мячи , ленточки , палочки , из музыкального и физкультурного уголков.

Интеграция с образовательной областью художественное творчество.

В уголке по изодеятельности всегда в достаточном количестве имеются наборы готовых геометрических фигур разного цвета и разной формы , из которых дети выкладывают узоры на полосе ,квадрате , круге . В практической продуктивной форме закрепляются представления о цвете , форме , величине предметов.

Интеграция с образовательной областью познание.

В уголке строительных игр помимо разных видов конструктора в достаточном количестве имеется материал для обыгрывания детских построек , который способствует закреплению представлений о величине : широкий – узкий , высокий – низкий (деревья , кусты , флажки )

Интеграция с образовательной областью Социализация

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра , которая создает у ребенка положительный настрой , вводит ребенка в мир знаний . Ведь в игре взрослый не осуществляет прямого обучения , способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и способов выполнения математических заданий . Взрослый в игре создает ситуацию содружества , поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как собственную победу.

Так, работая над темой : «осень пришла» – мы провели ее через разные виды деятельности , в том числе и через познание в разделе – ФЭМП – мы закрепляли понятия один и много овощами , фруктами сравнивали по длине клумбы знакомились с формой и величиной предметов .  Таким образом , окружающий мир предстает перед ребенком в своем многообразии и единстве , побуждает его к активному познанию окружающей действительности , осмыслению и нахождению причинно-следственных связей , развитию логики , мышления коммуникативных способностей .

Про организации сюжетно – ролевых игр обращаем внимание на количественные отношения в магазине – один предмет покупаем , два или много .Используем здесь же предметы –заместители , например логические блоки в магазине могут быть как конфеты или печенье – закрепляем форму , цвет , величину предметов . в конце года мы изготовили  деньги на которых изображены геометрические фигуры – один или много , и такие же ценники на предметах в магазине . Дети учатся соотносить и называть и понимать , что за что можно купить .

В игре Больница – врач , проводя медицинский осмотр измеряет рост детей и кукол , употребляет такие выражения, как высокий и низкий .

При проведении интегрированных занятий мы стремимся к тому , чтобы прослеживалась логическая взаимосвязь между интегрируемыми образовательными областями , добиваемся систематичности и доступности излагаемого материала стараемся как можно больше ставить перед детьми проблемных ситуаций , вовлечь его в самостоятельный поиск решений .

Интеграция с образовательной областью коммуникация .

Усвоение математических представлений тесно связанно с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Ребенок постепенно учится объяснять ход выполнения заданий . Только регулярные занятие научат ребенка управлять своим вниманием , помогут увеличить объем памяти , улучшат зрительное восприятие . По мере развития любознательности , познавательных интересов мышление все шире используется для познания окружающего мира .

Интеграция с образовательной областью музыка

При формировании элементарных математических представлений мы обязательно предусматриваем смену видов деятельности , включаем музыкальное сопровождение , подвижные  игры , восприятие информации педагога сменяется активной деятельностью самих детей – работа с раздаточным материалом , игровая деятельность игра является обязательным компонентом занятия , иногда все занятие строим в форме игры . Много перемещаемся по групповой комнате :выполняем задания за столами , на ковре за общим столом на стульях  и т. д

Включаем в НОД знакомых сказочных персонажей , которые на протяжение определенного периода проживают весь  сюжет вместе с  детьми , ставят перед  детьми разные задачи , просят их научить чему –то , и вместе с  детьми доводят поставленную проблему до логического конца .

Интеграция с образовательной областью Чтение Художественной Литературы.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку особенности различных свойств и отношений , которые существуют в социальном и природном мире . Мы подобрали литературные произведения для формирования представлений о временах года , частях суток, дня недели , о величине , пространственных ориентировках , количественных представлений .                  

  Интеграция с образовательной областью труд

При организации самообслуживания и хозяйственно-бытового труда детей , например , во время коллективных дежурств в группе , когда есть возможность практико-ориентированного решения задач на соотнесение множеств , совершения арифметических действий.



Предварительный просмотр:

 

 

Доклад:

 

Реализация образовательной области  “Познание”

Формирование элементарных математических представлений в контексте ФГТ.

 

Подготовила воспитатель Бровикова И.П.

Пусть ребенок осваивает мир-и даже такую

сложную дисциплину , как математика, -

с легкостью и интересом!

Содержание образовательного процесса включает четыре направления работы: по социально-личностному, физкультурно-оздоровительному , художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей. В качестве  основы для их пересечения в рамках образовательного процесса выступает интеграция десяти образовательных областей, которые прямо или косвенно соотносятся с перечисленными направлениями развития : <>, <>, <>,<>, <>, <>,<>, <>, <>, <> . При этом содержание образовательного процесса может быть реализовано в непосредственно образовательной деятельности , совместной деятельности педагогов и детей , а так же через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей с использованием предметно-пространственной среды. Приведем пример интеграции образовательной области <> ФЭМП из опыта работы нашего детского сада .

В связи с этим мы разработали систему комплексно-тематического планирования на год, вся воспитательно-образовательная работа подчинена какой-либо теме , как в непосредственной образовательной деятельности , так и в процессе режимных моментов .

Интеграция образовательной области познание .

Работа по ФЭМП в нашей группе строится на основе программы <>. Используем методику работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера в книге М.Фидлера-«математика уже в детском саду» , а также в современных пособиях З.Михайловой  и И.Чеплашкина   «математика –это интересно», игровые ситуации для детей дошкольного возраста .

З.Михайлова – игры головоломки –волшебный круг –колумбово яйцо, эти игры вызывают у детей большой интерес . Помимо этого приобрели значительное количество пособий и материалов с интересными развивающими играми , которые мы стараемся тщательно изучать , систематизировать и отбирать из них наиболее приемлемых  для нашего детского сада .

В группе имеется достаточное количество пособий , игр, которые позволяют формировать элементарные математические представления. Оформлена картотека игр по ФЭМП, имеются развивающие альбомы .

Интеграция с образовательной областью физическая культура .

Помимо чисто математических игр используем пособия из других уголков – разноцветные флажки , мячи , ленточки , палочки , из музыкального и физкультурного уголков.

Интеграция с образовательной областью художественное творчество.

В уголке по изодеятельности всегда в достаточном количестве имеются наборы готовых геометрических фигур разного цвета и разной формы , из которых дети выкладывают узоры на полосе ,квадрате , круге . В практической продуктивной форме закрепляются представления о цвете , форме , величине предметов.

Интеграция с образовательной областью познание.

В уголке строительных игр помимо разных видов конструктора в достаточном количестве имеется материал для обыгрывания детских построек , который способствует закреплению представлений о величине : широкий – узкий , высокий – низкий (деревья , кусты , флажки )

Интеграция с образовательной областью Социализация

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра , которая создает у ребенка положительный настрой , вводит ребенка в мир знаний . Ведь в игре взрослый не осуществляет прямого обучения , способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и способов выполнения математических заданий . Взрослый в игре создает ситуацию содружества , поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как собственную победу.

Так, работая над темой : «осень пришла» – мы провели ее через разные виды деятельности , в том числе и через познание в разделе – ФЭМП – мы закрепляли понятия один и много овощами , фруктами сравнивали по длине клумбы знакомились с формой и величиной предметов .  Таким образом , окружающий мир предстает перед ребенком в своем многообразии и единстве , побуждает его к активному познанию окружающей действительности , осмыслению и нахождению причинно-следственных связей , развитию логики , мышления коммуникативных способностей .

Про организации сюжетно – ролевых игр обращаем внимание на количественные отношения в магазине – один предмет покупаем , два или много .Используем здесь же предметы –заместители , например логические блоки в магазине могут быть как конфеты или печенье – закрепляем форму , цвет , величину предметов . в конце года мы изготовили  деньги на которых изображены геометрические фигуры – один или много , и такие же ценники на предметах в магазине . Дети учатся соотносить и называть и понимать , что за что можно купить .

В игре Больница – врач , проводя медицинский осмотр измеряет рост детей и кукол , употребляет такие выражения, как высокий и низкий .

При проведении интегрированных занятий мы стремимся к тому , чтобы прослеживалась логическая взаимосвязь между интегрируемыми образовательными областями , добиваемся систематичности и доступности излагаемого материала стараемся как можно больше ставить перед детьми проблемных ситуаций , вовлечь его в самостоятельный поиск решений .

Интеграция с образовательной областью коммуникация .

Усвоение математических представлений тесно связанно с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Ребенок постепенно учится объяснять ход выполнения заданий . Только регулярные занятие научат ребенка управлять своим вниманием , помогут увеличить объем памяти , улучшат зрительное восприятие . По мере развития любознательности , познавательных интересов мышление все шире используется для познания окружающего мира .

Интеграция с образовательной областью музыка

При формировании элементарных математических представлений мы обязательно предусматриваем смену видов деятельности , включаем музыкальное сопровождение , подвижные  игры , восприятие информации педагога сменяется активной деятельностью самих детей – работа с раздаточным материалом , игровая деятельность игра является обязательным компонентом занятия , иногда все занятие строим в форме игры . Много перемещаемся по групповой комнате :выполняем задания за столами , на ковре за общим столом на стульях  и т. д

Включаем в НОД знакомых сказочных персонажей , которые на протяжение определенного периода проживают весь  сюжет вместе с  детьми , ставят перед  детьми разные задачи , просят их научить чему –то , и вместе с  детьми доводят поставленную проблему до логического конца .

Интеграция с образовательной областью Чтение Художественной Литературы.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку особенности различных свойств и отношений , которые существуют в социальном и природном мире . Мы подобрали литературные произведения для формирования представлений о временах года , частях суток, дня недели , о величине , пространственных ориентировках , количественных представлений .                  

  Интеграция с образовательной областью труд

При организации самообслуживания и хозяйственно-бытового труда детей , например , во время коллективных дежурств в группе , когда есть возможность практико-ориентированного решения задач на соотнесение множеств , совершения арифметических действий.