Конспекты

Рябова Светлана Валерьевна

Предварительный просмотр:

                                 Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: « Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го,2-го и 3-го склонений».

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся1

1. Мотивационный этап:

Приветствие. Сообщение темы урока.

Приветствуют учителя

1)организация внимания

(Плакат на интерактивной доске.)

Воробей сидит на ветк…

Ты закрой скорее клетк…

Чтоб побыстрей слетел он с ветк… .

Проверка готовности к уроку .Запись темы урока.

2).Выявление ключевого слова

ПРАВОПИСАНИЕ (правильное написание)-учитель трактует

Смысл главного слова.

Учащиеся с помощью учителя находят ключевое слово-ПРАВОПИСАНИЕ

3) Мотивация

Учитель обращается к плакату и задает вопросы. Чтобы воробей улетел, надо закрыть пустые клеточки, поставив нужные окончания.

Выявляем дефицит знаний. Обращаемся к таблице « Окончания существительных 1-го,2-го и 3-го склонений». Закрываем клеточки, воробей улетает.

4)Проблема

Как правильно поставить окончания существительных? Возможно ли это без знания склонений существительных и определения падежей и падежных окончаний?

Учащиеся должны ответить « Чтобы правильно поставить безударное окончание существительного, надо знать склонение и падеж. Проблема заключается в том, что мы не умеем правильно  написать окончание существительного.

5) Цель урока.

Какова цель урока?

Научиться правильно писать окончания существительных.(Совместно сучителем формулируют цель урока).

6) Задачи.

1. Интерпретация правила.

Учебник стр.27,32,36 «Узелки на память». Правило.

2.Реконструкция правила.

На доске написаны слова:

ВОРОБЕЙ, ОСИНА, КАРТИНА,

АЛЛЕЯ, БОЛОТО.

Как называются эти слова?

Определим их склонение.

Существительныхкакого склонения нет?

Добавим их.

Учитель открывает стихотворение:

Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться,

В ушат…, в корыт…,в лохан…,

В рек.., в ручейк…,в океан…,

И в ванн…, и в бан…

-Выписать в тетрадь существительные, в которых пропущены окончания.

Таблицы:стр.22,28, 33.

Дети изучают правило,приходят к выводу, для того чтобы правильно написать окончание существительного, надо  научиться сначала определять склонение и падеж.

Словарные.

Дети вспоминают ,как определить склонение существительного. Опрелеляют–склонение

Ответ:3-его склонения.

Добавляют.

Дети читают стихотворение, выдвигают тезис:

Чтобы правильно написать окончание

существительного, надо верно определить падеж существительного.

На основе предыдущих знаний вспоминают алгоритм  определения падежа .
Выписывают существительные, руководствуясь таблицей, проверяют правильность выполненной работы.

7.Гипотеза.

Как можно проверить написание безударного окончания у существительных?

Проверим правильность нашего вывода по учебнику стр.27, 32,36.

Дети выдвигают гипотезы..

Делают вывод о правильности предположения.

2.Операционный этап

1. Ход исследования.

2. Оценка.

3.Аналитическийэтап.

1.Инверсия.

2.Применение знаний на практике.

3. Домашнее задание.

4.Выставление отметок.

1.Учебник № 63

(3 словосочетания).

Создание таблицы

« Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го,2-го и 3-его склонений».

Таблица прилагается.

Возвращает к проблеме, гипотезе, ключевому слову.

А теперь проверим, насколько хорошо вы научились пользоваться  данным правилом.

Учитель обращает внимание детей на первое стихотворение. Добавим к одному воробью еще несколько.

На доске текст стихотворения:

Я прилагаю все старание,

Хочу понять правописание,

Но вызывает тем не менее

Правописание удивление.

ЛЕТЯТ НА ВЕТКИ ВОРОБЬИ,

ЧТОБ ОБСУДИТЬ ДЕЛА СВОИ.

Учитель задает на дом № 64.

Толкует задание: записать словосочетания, вставляя пропущенные  окончания.

-Какими словами-помощниками вы воспользовались?

Проанализируем вашу работу на уроке:

1. Я понял, как надо определить правильное написание окончания существительного.

2.Я знаю, как применить правило при выполнении упражнения, но допускаю ошибки.( В знакомой ситуации).

 3.Я не справился с последним заданием и не смог применить знания в незнакомой ситуации.

Ученики самостоятельно работают с текстом упражнения, выявляют справедливость гипотезы. В ходе исследования идет рефлексия.

При проверке упражнения выявляют правильность его выполнения.

Дети озвучивают результат исследования, закрепляют алгоритм

Написания безударного окончания существительных 1-го, 2-го и 3-его склонения.

( Учебник стр.37 « Шаги к умению».

Проверяют правильность выполнения таблицы.

Учащиеся с помощью учителя делают вывод, что существительное ВЕТКА в первом стихотворении стоит в единственном числе, а во втором  во множественном. Данная гипотеза к существительным во множественном числе не подходит.

Учащиеся вспоминают, для того чтобы правильно определить падеж существительного, надо найти главное слово и от него поставить вопрос.

Приводят примеры из текста упражнения.

Учащиеся осуществляют анализ своей деятельности

( с помощью таблицы Блума)

                                    Таблица

« Правописание безударных падежных окончаний  существительных» 1-го, 2-го и 3-его склонений.

ПАДЕЖ

1склонение

2склонение

3 склонение

Р.п.

И

И

Д.п.

Е

И

П.п.

Е

Е

И



Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Проверьте, всё ли готово к работе.

Улыбнитесь друг другу и пожелаем удачной работы.

Актуализация знаний

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число - ….

Классная работа.

В начале нашего урока я предлагаю вам сделать небольшую математическую разминку.

  • Что длиннее прямая или отрезок?
  • Фигура, имеющая много углов – это ….
  • Четырёхугольник, у которого все углы прямые – это
  • Вспомните свойство сторон прямоугольника.
  • Фигура, у которой все углы прямые и все стороны равны, называется….
  • Общая точка сторон многоугольника…
  • Что мы находим, вычисляя суму длин сторон многоугольника?
  • Сколько диагоналей можно провести в многоугольнике?
  • Что такое периметр ?

Записывают в тетрадях.

Отвечают на вопросы

Постановка проблемы. Целеполагание

Динамическая пауза

Работа по учебнику.

СЛАЙД 2

Немецкий философ  Фридрих Ницше сказал: «Всё познаётся в сравнении»

Как вы думаете, о чём здесь говорится?

Исходя из этих слов, предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

СЛАЙД 3

Посмотрите на эти фотографии.

Что вы на них видите?

Что их объединяет?

Действительно, сегодня на уроке математики мы будем изучать площадь.

А как вы думаете, что мы будем сравнивать?

Как вы думаете, что такое площадь?

В математике принято площадью называть внутреннюю область замкнутой ломаной линии.

СЛАЙД  4

Площадь в математике принято обозначать латинской буквой S от английского слова sguare

СЛАЙД 5

Посмотрите на эти геометрические фигуры.

Назовите их.

У каких фигур нельзя определить площадь.

Почему?    СЛАЙД

Назовите оставшиеся фигуры.

Давайте вспомним, что такое площадь?

У каких предметов вокруг нас можно найти площадь?

Покажите площадь поверхности парты, доски, учебника

Вернёмся к нашим геометрическим фигурам.

Как вы думаете, у какой из этих фигур самая большая площадь?

У какой фигуры самая маленькая площадь?

Как вы это определили?

У вас на столах находятся конверты № 1. В них вы найдёте эти геометрические фигуры. Разложите их в порядке увеличения площадей.

СЛАЙД 6

Как можно проверить?

СЛАЙД 7

Какие два способа измерения площадей мы сейчас использовали?

В конверте № 2 возьмите квадрат и прямоугольник. Давайте их сравним.

- Можно ли на глаз определить, площадь какой фигуры больше? (Нет, т.к. ни одна из фигур полностью не помещается внутри другой? Метод наложения помогает в данном случае определить, площадь поверхности какой фигуры больше?

- Как же быть в этом случае?

- Начертите в своих тетрадях квадрат со стороной 4 см и прямоугольник со стороной 5 см.

Как сравнить площади этих геометрических фигур?

Давайте клеточку в наших тетрадях примем за мерку, при помощи которой будем измерять площади этих фигур.

Запишем, чему равны  площади этих фигур. Сравните эти площади.

(Записать на доске)

   Удобно ли считать площадь фигуры такими маленькими мерками?

Люди договорились измерять площади геометрических фигур меркой, которую называют КВАДРАТНЫЙ САНТИМЕТР.

Начертите в своих тетрадях квадрат со стороной 1 см.

Подпишите.

Заштрихуйте  площадь этого квадрата.

   - Давайте разобьём эти фигуры на большие квадраты со стороной 1 см. Такую мерку измерения площадей называют КВАДРАТНЫЙ САНТИМЕТР.

А теперь разбейте наши фигуры на квадраты со стороной 1 см.

Так ли вы разделили. Проверьте.

Оцените себя на  шкале самооценки.

Посчитайте, сколько квадратных сантиметров содержится  в этих фигурах.

- В квадрате  - 16 см2, в прямоугольнике – 15см2. Значит, площадь квадрата больше площади прямоугольника.

- Как вы думаете, зависит ли результат  сравнения площадей  от выбора единицы измерения.

Откройте учебник на стр.57

Посмотрите на №1.

 Чему равна площадь жёлтой фигуры? и т.д.

Высказывают своё мнение

Называют названия площадей города

Выделяют общее слово «ПЛОЩАДЬ»

Записывают в тетрадь тему урока.

Записать в тетрадь  буквенное обозначение площади

Показывают площадь поверхности различных предметов вокруг себя.

Высказывают своё мнение

Называют геометрические фигуры – круг, прямоугольник, треугольник, пятиугольник.

Высказывают своё мнение

Метод сравнения на глаз

Раскладывают фигуры в парах

Высказывают своё предположение

Чертят фигуры в тетрадях

Считают количество клеточек

Чертят 1 см 2

Подписывают.

Разбивают фигуры на см2

Записывают результат.

Сравнивают  площади

Делают вывод, что результат сравнения площадей не зависит от выбора единицы измерения.

Задайте, пожалуйста своему соседу вопрос по теме сегодняшнего урока.

Задают вопросы классу, отвечают на вопросы.

Давайте подведём итог нашего урока

СЛАЙД 8

Чем периметр отличается от площади?

СЛАЙД 9

Выберите правильное утверждение.

Какими способами мы сравнивали площади фигур? (на глаз, наложением, делением на одинаковые мерки)

Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Стр.58 № 1 В котором вам надо будет сравнить площади двух фигур

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Притча.

Шёл мудрец и встретил 3 работников: «Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.

1-ый ответил: - Я целый день таскал ненавистные камни.

2-ой ответил: - я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу.

3-ий сказал:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение»

- Кто из вас сегодня был 1-ым работником? – 2-ым работником? – 3-им работником.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 3 класс Автор: Рябова С.В. Учитель начальных классов

Слайд 3

Площадь ( англ. S quare ) S

Слайд 7

Подведём итог урока 1. Чем периметр отличается от площади? P S

Слайд 8

площадь – внутренняя область замкнутой ломаной линии площадь – сумма длин всех сторон площадь - всё, что находится вокруг фигуры

Слайд 9

Интернет-ресурсы http://fotoshops.org/uploads/taginator/Dec-2012/kalendar-fon-dlya-prezentacij.jpg - тетрадный лист в клетку Девочка и мальчик в верхней части слайда – взяты из векторного клипакта , как его получить, можно узнать тут « Small children in the vector » http://ec.l.thumbs.canstockphoto.com/canstock16404819.jpg - девочка для гиперссылки http://us.cdn4.123rf.com/168nwm/yayayoy/yayayoy1207/yayayoy120700014/14596006-%D0%A1%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8.jpg – мальчик для гиперссылки