Диагностический инструментарий.
"Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей» (А.И. Кочетов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СИСТЕМА БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР | 475.05 КБ |
Тест Векслера | 527 КБ |
Карта психологического развития ребенка | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА
БЕНДЕР
Каждый рисунок оценивается по трем параметрам:
- выполнение углов (исключение составляет Фигура 2);
- ориентация элементов;
- взаимное расположение элементов.
Фигура А
Выполнение углов: О баллов — четыре угла прямые
- балла — углы не прямые
- балла — фигура значительно деформирована
- балла — форма фигуры не определена
Ориентация:
О баллов — фигуры расположены горизонтально
2 балла — ось, вдоль которой расположены фигуры, наклонена, но не более чем на 45 градусов, или не проходит через центр ромба
5 баллов — «ротация» — композиция фигур развернута на 45
градусов или больше
Взаимное расположение элементов:
О баллов — фигуры соприкасаются точно в соответствии с образцом
2 балла — фигуры почти соприкасаются (зазор не более миллиметра)
- балла — фигуры пересекаются
- баллов — фигуры значительно расходятся
Фигура 1
Ориентация:
О баллов — точки расположены вдоль горизонтальной прямой
2 балла — паттерн несколько отклоняется от горизонтали
или прямой линии
3 балла — множество точек представляет собой «облако»
15
3 балла — «ротация» — точки расположены вдоль прямой,
которая, однако, отклоняется от горизонтали более чем на 30 градусов
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — точки находятся на одинаковом расстоянии друг
от друга или организованы в пары
2 балла — точек существенно больше или меньше, чем на образце
2 балла — точки воспроизведены как маленькие кружочки или черточки
4 балла — точки воспроизведены как крупные кружки или
пунктирная линия
Фигура 2
Ориентация:
0 баллов — все колонки сохраняют правильный наклон
2 балла — от одной до трех колонок не сохраняют правиль-
ной ориентации
3 балла — более трех колонок имеют неправильную ориента-
цию
4 балла — рисунок неполный, то есть воспроизведено шесть
или менее колонок или колонки состоят из двух элементов вместо трех
4 балла — не сохранены уровни, одна или несколько колонок
сильно выступают вверх или «провалены» вниз (так что средний кружок одной колонки находится на уровне верхнего или нижнего другой)
5 баллов — «ротация» — вся композиция развернута на 45
градусов или больше
5 баллов — «персеверация» — общее число колонок больше тринадцати
Взаимное расположение элементов:
Условия:
а) горизонтальное расположение рядов кружочков
б) равное расстояние между элементами
в) три кружка в каждой колонке лежат на одной прямой
0 баллов — все условия выполнены
1 балл — два условия выполнены
2 балла — кружочки соприкасаются или пересекаются более
чем в одной колонке
3 балла — выполнено одно из условий
5 баллов — два условия выполнены
добавляется 2 балла, если вместо кружочков нарисованы точки или черточки
Фигура 3
Выполнение углов:
0 баллов — воспроизведены три угла
2 балла — воспроизведены два угла
- балла — воспроизведен один угол
- баллов — отсутствие углов
Ориентация:
0 баллов — ось, соединяющая вершины трех углов, горизонтальна
2 балла — ось наклонна, но менее чем на 45 градусов
2 балла — вершины углов соединяются ломаной линией из двух отрезков
4 балла — вершины углов соединяются ломаной из трех отрезков
4 балла — вершины углов соединяются наклонной ломаной
линией, состоящей из двух отрезков
5 баллов — «ротация» — поворот всей композиции не менее
чем на 45 градусов
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — соблюдается увеличение числа точек от угла к углу
2 балла — вместо точек воспроизведены кружочки или чер-
точки
3 балла — «выпрямление», то есть один или два ряда образу-
ют вертикальную линию вместо угла
4 балла — нарисован дополнительный ряд
4 балла — нарисована линия вместо ряда точек
- балла — рисунок неполон, то есть отсутствует ряд точек
- баллов — «инверсия» —изменение направления углов
Фигура 4
Выполнение углов:
0 баллов — углы правильные и две дуги одинаковые
- балла — один угол или одна дуга не получились
- балла — два угла или две дуги, или один угол и одна дуга
не получились
4 балла — только один угол и одна дуга удались
16
17
Ориентация:
0 баллов — ось, пересекающая дугу, образует угол 135 градусов с прилегающей стороной квадрата
2 балла — предыдущее условие не выполнено, но это еще не ротация
2 балла — асимметрия дуги
5 баллов — ротация дуги, если ось образует угол 90 градусов или меньше
5 баллов — ротация, если основание квадрата отклоняется на 45 градусов или более от горизонтали или дуга соединяется с квадратом на расстоянии около 1/3 от нужного места
10 баллов — основание квадрата отклоняется на 45 градусов или более от горизонтали, и дуга соединяется с квадратом на расстоянии около 1/3 от нужного места
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — фигуры правильно соприкасаются
2 балла — фигуры слегка расходятся
4 балла — плохая интеграция, если фигуры пересекаются
или отдалены друг от друга
Фигура 5
Выполнение углов:
0 баллов — угол правильный, дуга симметричная
3 балла — угол значимо отличается от образца
Ориентация:
О баллов — линия касается дуги под правильным углом в месте, соответствующем образцу
2 балла — предыдущее условие не выполнено, но это еще не ротация
2 балла — нарушена симметрия дуги
5 баллов — «ротация» — композиция повернута на 45 граду-
сов или более
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — линия касается дуги, число точек соответствует
образцу
2 балла — линия не прямая 2 балла — воспроизведены кружочки или черточки вместо
точек
4 балла — воспроизведена линия вместо ряда точек
4 балла — линия пересекает дугу
Фигура 6
Выполнение углов:
0 баллов — синусоиды выполнены правильно, отсутствуют острые углы
2 балла — синусоиды воспроизведены как гирлянды или последовательность полудуг
4 балла — синусоиды воспроизведены как прямые или ломаные
Ориентация:
0 баллов — синусоиды пересекаются в правильном месте под
углом, соответствующим образцу
2 балла — синусоиды пересекаются под прямым углом
4 балла — линии не пересекаются вовсе
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — количество волн обеих синусоид соответствует образцу
2 балла — количество волн наклонной синусоиды существенно больше или меньше, чем на образце
2 балла — количество волн горизонтальной синусоиды существенно больше или меньше, чем на образце
4 балла — на рисунке воспроизведено более двух отдельных линий
Фигура 7
Выполнение углов:
0 баллов - все углы (по 6 в каждой фигуре) выполнены правильно
2 балла - отсутствует один угол
3 балла - отсутствует более одного угла
4 балла - лишние углы, то есть более 6 в фигуре
5 баллов - - «деформация» —фигуры неопределенной формы
Ориентация:
0 баллов — ориентация обеих фигур правильная
2 балла – ориентация одной из фигур неправильная, но это еще не ротация
5 баллов — «ротация» — угол наклона составляет 90 и 0 градусов по отношению к другой фигуре (правильно 30 градусов)
Взаимное расположение элементов:
О баллов — пересечение фигур правильное, то есть два угла наклонной фигуры находятся внутри вертикальной, а один угол вертикальной фигуры находится внутри наклонной
- балла — пересечение не совсем правильное
- балла — одна фигура лишь соприкасается с другой
- балла — пересечение неправильное
- баллов — фигуры отдалены друг от друга
3 балла — отчетливо проявляется тенденция к увеличению
или уменьшению картинок или отмечается резкое различие в размерах картинок
4 балла — каждая последующая картинка выполнена менее
тщательно, чем предыдущая
4 балла — картинки перекрывают друг друга
6 баллов — при выполнении теста зафиксирован хотя бы один отказ, мотивированный трудностью задания, усталостью или скукой
Фигура 8
Выполнение углов:
0 баллов — все углы выполнены правильно
- балла — отсутствует один угол
- балла — отсутствует более одного угла
- балла — лишние углы
- баллов — «деформация» —фигуры неопределенной формы
Ориентация:
0 баллов — ориентация обеих фигур правильная
2 балла — ориентация одной из фигур неправильная, но это
еще не ротация
5 баллов — «ротация» — угол наклона составляет 90 и 0 градусов по отношению к другой фигуре (правильно 30 градусов)
Взаимное расположение элементов:
0 баллов — пересечение фигур правильное, то есть внутренняя фигура касается внешней вверху и внизу; правильно воспроизведены относительные пропорции фигур
2 балла — пересечение не совсем правильное (внутренняя
фигура имеет один зазор с внешней)
3 балла — нарушены относительные пропорции фигур
5 баллов — внутренняя фигура пересекает внешнюю в двух местах или не соприкасается с нею
___________________________________________________
Общие тенденции:
2 балла — рисунки не умещаются на листе или занимают менее одной трети листа
2 балла — рисунки располагаются не в правильной последо-
вательности, а случайным образом (ребенок выбирает первое приглянувшееся свободное место)
3 балла — на рисунке присутствует более двух исправлений
или стираний
Возраст | Средний балл | Диапазон нормы |
6 лет | 43 | 37-46 |
7 лет | 38 | 33-41 |
8 лет | 28 | 25-32 |
9 лет | 25 | 20-28 |
10 лет | 22 | 18-26 |
11 лет | 19 | 15-25 |
Результаты представляются в виде суммы баллов по каждой из фигур, по общим тенденциям, а также вычисляется полная сумма баллов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В дополнение к табличному нормативному возрасту и/или суммарной балльной оценке при интерпретации результатов выполнения гештальт-теста Бендер следует учитывать также время, затраченное на выполнение задания в целом, особенности поведения испытуемого и ряд формальных характеристик рисунка, как-то: силу нажима карандашом, плавность линий, количество стираний или исправлений, тенденцию к ухудшению или улучшению результатов в ходе тестирования и пр. Интерпретация последних подчиняется правилам, общим для всех рисуночных методик, и неоднократно описана в руководствах к таким популярным тестам, как «Дом—Дерево—Человек», «Рисунок неизвестного животного», «Рисунок семьи» и пр. Так,
20
21
слабая, прерывистая, едва различимая линия свидетельствует обычно о низкой эргичности ребенка или его астенизации, тогда как жирная, с ровным, сильным нажимом — о высокой эргичности и активности; существенное преувеличение размеров воспроизводимых фигур с высокой вероятностью свидетельствует о завышенной самооценке, а значимое преуменьшение — о заниженной; наложение рисунков друг на друга, случайное их расположение на листе, выходы за границы листа, снижение качества выполнения в ходе тестирования — о неумении длительно концентрировать внимание, недоразвитии навыков планирования и контроля своей деятельности. Однако следует с осторожностью относиться к вынесению суждений подобного рода, если они не подтверждаются результатами других методик.
Что касается времени, затрачиваемого на выполнение геш-тальт-теста в целом, то в норме оно составляет 10—20 минут у детей от 4 до 8 лет и 5-10 минут у более старших детей и взрослых. Превышение этого времени более чем в два раза является неблагоприятным признаком и требует отдельной интерпретации.
Следует с особым вниманием отнестись к случаям, когда ребенок старше 5 лет «зацикливается» на изображении повторяющихся элементов (например, начав рисовать точки Фигуры 1, увлекается и заполняет ими весь лист) или «достраивает» копируемые фигуры до осмысленной сюжетной картинки, забыв о первоначальном задании. При однократной ошибке такого типа следует остановить ребенка и повторно объяснить ему задание, внимательно наблюдая за реакцией. Если ребенок не корре-гирует своих действий по инструкции экспериментатора, то в первом случае это свидетельствует о серьезной задержке психического развития, во втором — о возможной шизоидности, аутистичности мышления. Следует, впрочем, с большой осторожностью относиться к таким предположениям и тщательно проверять их с помощью других диагностических средств.
ПРИМЕРЫ ОЦЕНКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОТОКОЛОВ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР
Пример 1. Женя С. , 8 лет
Учится во втором классе преимущественно на «отлично» и «хорошо». В школу пришла, умея читать и владея начальными навыками письма. Учителя отмечают так называемую «врожденную грамотность», быстрый прогресс в овладении навыками письма. Девочка исполнительная, аккуратная, тревожность низкая, самооценка, самоуважение и уровень притязаний высокие, но адекватные.
Задание поняла и приняла легко. Перед выполнением уточнила, сколько всего картинок она должна скопировать, а также попросила просмотреть их все. В процессе выполнения заданий работала самостоятельно, не требуя к себе внимания. Это свидетельствует о высоком (выше, чем характерно для данного возраста) уровне сформированности навыков самостоятельного контроля и планирования своей деятельности. После окончания работы спросила, насколько хорошо она его выполнила. Получив положительную обратную связь, с удовлетворением сообщила, что всегда старается выполнять все правильно и любит рисовать и срисовывать иллюстрации из детских книжек.
Результаты оценки выполнения теста по таблицам возрастных норм
Выявляем соответствие между скопированными ребенком картинками и типами рисунков, представленными в таблицах.
Фигура А — Тип 6. Для 8 лет встречается в 68% случаев.
Фигура 1 — Тип 6. Для 8 лет встречается в 18% случаев, такое воспроизведение характерно для детей 10 лет и старше.
Фигура 2 — Тип 6. Для 8 лет встречается в 10% случаев, такое воспроизведение характерно для детей старшего возраста.
Фигура 3 — Тип 6. Для 8 лет встречается в 26% случаев, такое воспроизведение характерно для наиболее развитых 8-летних детей и детей старшего возраста.
Фигура 4 — Тип 5. Для 8 лет встречается в 25% случаев, средняя группа.
Фигура 5 — Тип 6. Для 8-летних такое воспроизведение вообще не характерно, у 9-летних встречается только в 14% случаев, типично для детей 10 лет и старше.
23
Результаты балльной оценки выполнения теста Бендер
(«ОТ» — общие тенденции)
Можно отметить значимое превышение возрастных норм. В числе недостатков:
Фигура 1 — паттерн несколько отклоняется от горизонтальной линии — 2 балла;
недостаточно четко воспроизведен наклон колонок Фигуры 2, но каждая колонка все же наклонена в правильном направлении (девочка перевернула карточку вверх ногами,
I
Фигура | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | "ОТ" | Сумма |
Оценка | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 9 |
поэтому наклон колонок слева вниз не принимается за ошибку); не одинаковы расстояния между элементами — 1 балл;
Фигура 3 — воспроизведены только два угла, последняя серия точек образует дугу — 2 балла;
синусоиды Фигуры 6 пересекаются под прямым углом — 2 балла;
не вполне правильно воспроизведено пересечение элементов Фигуры 7 — 2 балла.
Пример 2. Сережа Л., 7 лет
Учится в первом классе. Учителя отмечают живость и общительность ребенка, но жалуются на его недостаточную усидчивость, агрессивные реакции в ситуациях, когда у него что-либо не получается, а также неспособность доводить до конца начатую работу («что бы ни начал — все бросит на половине...»). Испытывает трудности в овладении навыками чтения и письма. Плохо рисует.
Задание воспринял легко, поинтересовался целями тестирования. Не стремился просмотреть все карточки до начала копирования, но, открывая каждую следующую, вертел ее, стараясь выбрать расположение поудобнее. Необычной также была последовательность расположения на листе копируемых фигур — снизу вверх в столбец. Начиная с фигуры 3, стал проявлять нетерпение, оглядываться по сторонам, менее тщательно срисовывать фигурки. На четвертой фигуре заявил, что задание неинтересное, но не прекратил выполнения, а лишь ускорил темп движений. Проигнорировал требование экспериментатора быть более старательным.
В процессе тестирования (включавшего, помимо теста Бендер, и другие методики) обнаружились следующие особенности ребенка: трудности с длительной концентрацией внимания; сниженная память, как произвольная, так и непроизвольная (тест «10 слов» обнаружил плато на 7 элементах после 5 повторов и категорического отказа продолжать заучивание; просьба вспомнить, сколько фигур он рисовал при выполнении теста Бендер, через 20 минут после его окончания вызвала затруднения, смог схематично воспроизвести только фигуры А и 1); испытывает трудности в вербализации пространственных представлений, не справляется с задачей описать взаимное расположение нескольких предметов, путает «право — лево»;
24
2 5
высокая двигательная активность, переходящая в расторможен-ность при переутомлении (вскакивает со стула, резким движением руки сбрасывает книги со стола...); интеллектуальное развитие на нижней границе возрастной нормы. В целом можно говорить о неблагоприятном прогнозе в отношении учебной деятельности.
По словам матери, в возрасте четырех с половиной лет перенес сотрясение мозга с кратковременной потерей сознания. По поводу травмы к врачам не обращались. С тех пор периодически страдает головными болями. Рекомендовано обратиться к невропатологу.
Результаты оценки выполнения теста по таблицам возрастных норм
Выявляем соответствие между скопированными ребенком картинками и типами рисунков, представленных в таблицах.
Фигура А — Тип 4. Для 7 лет встречается в 6% случаев, нижняя 25-процентная группа 7-летних; для детей старше 7 лет такие ответы вообще не характерны.
Фигура 1 — Тип 2. (Паттерн составляют горизонтальные черточки и точки разного размера, число которых значительно меньше, чем представлено на образце) — встречается у 4-летних детей, не характерно для более старшего возраста.
Фигура 2 — Тип 4. Для 7 лет встречается в 50% случаев.
Фигура 3 — сходный тип отсутствует. Воспроизведение прак
тически не соотносится с образцом, что характерно для де
тей 3—4 лет. •
Фигура 4 — Тип 3. Для 7 лет встречается в 28% случаев, нижняя группа.
Фигура 5 — Тип 3. Для 7 лет такое воспроизведение не характерно, еще встречается у 6-летних и типично для 4-летних детей.
Фигура 6 — Тип 3. Для 7 лет такое воспроизведение не характерно, еще встречается у 6-летних детей и младше.
Фигура 7 — Тип 2. (Фигуры слишком далеко друг от друга, расположены друг под другом, не было попытки прорисовать углы у нижней фигуры) — такие результаты встречаются обычно до 6-летнего возраста.
26
Результаты балльной оценки выполнения теста Бендер
(«ОТ» —общие тенденции)
Фигура | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | "ОТ" | Сумма |
Оценка | 7 | 6 | 5 | 10 | 7 | 6 | 4 | 10 | 10 | 9 | 74 |
Отмечается значимое отставание от возрастных норм. Выполнение на уровне ребенка 5-летнего возраста. Нетипичная последовательность расположения копируемых фигур. Снижение качества копирования по мере выполнения задания. Неправильное воспроизведение размеров фигур (в большинстве случаев значимое увеличение). Встречаются почти все возможные типы ошибок и искажений: неверное воспроизведение взаимного расположения и количества элементов фигур, а также их размеров, формы и ориентации.
Пример 3. Катя Ф., 7 лет
Учится во втором классе. Учителя характеризуют ее как старательную, но очень застенчивую девочку, испытывающую трудности в общении с одноклассниками. В школу пришла, уже умея читать, но отмечаются проблемы в овладении письмом и особенно с ответами у доски. Читать предпочитает про себя, после прочтения текста успешно отвечает на вопросы о содержании прочитанного. При просьбе читать вслух начинает смущаться, запинаться и хуже запоминает прочитанное.
В результате тестирования выявились высокая тревожность и критичность к результатам собственных действий, заниженные самооценка и уровень притязаний. Интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы. Быстро устает при выполнении однообразной деятельности. Низкая стрессоустойчивость, легкая астенизация.
Задание поняла легко, спросила разрешения посмотреть все карточки до начала копирования. Предупредила, что рисует не очень хорошо, особенно карандашом, поскольку предпочитает краски. В процессе выполнения несколько раз оглядывалась на экспериментатора и спрашивала, не слишком ли плохо у нее получается, ставят ли за это оценку и что будет, если она не справится с заданием. Неоднократно исправляла рисунок, стирая ошибочные варианты. Необычным в выполнении ею за-
28
дания было неоднократное изменение ориентации листа, на котором она рисовала. Первую фигуру она расположила в центре листа, лежащего горизонтально; затем три последующих нарисовала в левом верхнем углу; затем перевернула лист в вертикальную позицию (на 90 градусов против часовой стрелки), прикрыла рукой уже нарисованные фигуры и скопировала еще три картинки; затем опять повернула лист в горизонтальное положение, так что первые картинки перевернулись «вверх ногами» и дорисовала две оставшиеся. На просьбу экспериментатора объяснить такое поведение, сказала, что ей не очень нравилось, как она справилась с предыдущими фигурами, и, переворачивая лист, она как бы начинала все сначала.Результаты оценки выполнения теста по таблицам возрастных норм
Выявляем соответствие между скопированными ребенком картинками и типами рисунков, представленных в таблицах.
Фигура А — Тип 6. Для 7 лет встречается в 40 % случаев.
Фигура 1 — Тип 6. Для 7 лет встречается в 10% случаев, верхняя группа, такой тип воспроизведения более характерен для детей старшего возраста.
Фигура 2 — Тип 5. Для 7 лет встречается в 10% случаев, верхняя группа, такой тип воспроизведения более характерен для детей старшего возраста.
Фигура 3 — Тип 5. Для 7 лет встречается в 52% случаев, наиболее типичный для 7-летних детей рисунок воспроизведения.
Фигура 4 — Тип 5. Для 7 лет встречается в 22% случаев, верхняя группа.
Фигура 5 — Тип 4. Для 7 лет встречается в 44% случаев.
Фигура 6 — Тип 4. Для 7 лет встречается в 70% случаев.
Фигура 7 — Тип 4. Для 7 лет встречается в 53% случаев.
Фигура 8 — Тип 4. Для 7 лет встречается в 45% случаев.
Можно отметить хорошее соответствие полученных результатов возрастным нормам.
Результаты балльной оценки («ОТ» — общие тенденции)
Фигура | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | "ОТ" | Сумма |
Оценка | 2 | 2 | 5 | 7 | 7 | 9 | 2 | 12 | 2 | 5 | 48 |
Результат в пределах возрастной нормы, но ниже среднего. Отмечаются довольно слабые (без нажима) линии рисунка; многократные исправления; тенденция к преуменьшению размеров фигур. Изменение ориентации листа в процессе копирования. Неправильно воспроизведена структура фигур, составленных из множества мелких элементов. Неправильно воспроизведено пересечение элементов Фигуры 7.
■
29
Предварительный просмотр:
Субтест 1. Осведомлённость
Для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд.
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №4. Если одно из заданий №4, №5 или №6 не выполнено, то прежде, чем переходить к следующему, необходимо возвратиться к заданиям №№ 1,2,3. Если все три задания - №№ 4,5,6 выполнены, то дать аванс за №№ 1,2,3 и переходить к заданию №7. Прекратить при 5 неудачах подряд.
Оценки: 1-0.
№ | Задания и контрольные ответы | Оценка |
1. | Сколько у тебя ушей? | |
1: Два. Пара. | ||
2. | Как называется этот палец? | |
1: Указательный. | ||
3. | Сколько ног у собаки? | |
1: Четыре. | ||
4. | От какого животного мы получаем молоко? | |
1: От коровы (или козы или верблюда). | ||
5. | Что нужно сделать, чтобы вода закипела? | |
1: Поставить на огонь (или газ, или плиту). Нагреть. | ||
6. | В каком магазине продают сахар? | |
1: В продовольственном (или другом где могут продавать сахар). | ||
7. | Сколько копеек в пятаке? | |
1: Пять. | ||
8. | Сколько дней в неделе? | |
1: Семь. | ||
9. | Кто основал город, который называется Санкт-Петербург? | |
1: Петр Первый. | ||
0: Строители. | ||
?: Ленин. (верно, город раньше назывался по имени Ленина, а кто его основал?) | ||
10. | Что такое пара? | |
1: Два. Двое, два человека (или предмета). Оценка в школе. | ||
0: Пара ног (или предметов). | ||
?: это количество. Парочками ходят в детском саду. (Верно. Так значит, что такое пара?) | ||
11. | Назови мне четыре времени года? | |
1: Зима, лето, осень, весна ( в любом порядке). | ||
12. | Какого цвета рубины? | |
1: Красного (Любого от светло-розового до темно-красного). | ||
0: Рубинового. | ||
13. | Где садится солнце? | |
1: На западе. (При указании рукой на запад или при ответе «за горизонтом»: «Верно, но какое это направление?). | ||
0: За тучу (или горы, или др.) | ||
14. | Для чего нужен желудок? | |
1: Он переваривает пищу. Обрабатывает пищу своим соком. Перерабатывает пищу. | ||
15. | Почему нефть или масло плавают на воде? | |
1: Потому что плотность воды больше (или нефти меньше). Легче. | ||
?: Легкая. (Да, но монета тоже легкая, а не плавает). | ||
16. | Кто написал «Евгений Онегин»? | |
1: Пушкин или Чайковский. | ||
17. | Что празднуют 9 мая? | |
1: Годовщина победы в Великой Отечественной войне. День Победы над фашистами. | ||
18. | Что такое SOS? | |
1: Сигнал бедствия. Призыв (или сигнал) о бедствии. Сигнал, когда корабль тонет. «Спасите наши души». | ||
19. | Каков примерно рост среднего человека? | |
1: 150-180 см. | ||
20. | Где расположена Италия? | |
1: На юге Европы. На Аппенинском полуострове. В Средиземном море. | ||
0: В Европе. На юго-западе Европы. На Балканском полуострове. Около Франции. На острове. | ||
21. | Сколько килограммов в центнере? | |
1: 100 кг. | ||
22. | Как называется столица Греции? | |
1: Афины. | ||
23. | Из чего получают скипидар? | |
1: Из хвойных деревьев (или дерева, или сосны, или ели, или смолы). | ||
0: Из спирта, бензина или нефти. | ||
24. | Сколько километров от Москвы до Владивостока? | |
1: 8-11 тыс. км. | ||
25. | Когда бывает 29 февраля? | |
1: через каждые 4 года. В високосном году. | ||
0: Зимой. В феврале. | ||
?: В этом (или таком-то году). Если год високосный спросить: «А когда еще будет?» | ||
26. | Кто открыл Южный полюс? | |
1: Амундсен. | ||
27. | Что такое барометр? | |
1: Прибор для измерения атмосферного давления. Прибор, предсказывающий погоду. | ||
0: Измеряет температуру. | ||
?: Для измерения погоды. | ||
28. | Что такое иероглиф? | |
1: Письменные знаки некоторых странах (Египте, Китае, Японии и др.) или у древних. Вид или знак письменности. Буквы в Китае (или др.). | ||
0: Клинопись. Что-то нарисовано. Знак. Буквы. | ||
29. | Кто такой Александр Македонский? | |
1: Великий полководец древности. Древнегреческий полководец. Завоеватель, жил до нашей эры. Покоритель Персии (или Египта). Глава греко-македоно-персидской державы. | ||
0: Великий русский полководец. | ||
?: Великий полководец. Военачальник. Предводитель македонцев. Полководец Македонии. | ||
30. | Что такое конфискация? | |
1: Принудительное (или безвозмездное) изъятие имущества в собственность государства по приговору суда (или в административном порядке, или по закону). Отбор имущества по закону. | ||
?: Отнятие (или изъятие) имущества. Насильственное (или принудительное) изъятие имущества. |
Результаты по этому субтесту дают представление об объеме и уровне знаний и способности сохранения их в долговременной памяти, избирательной направленности интересов и общей образованности испытуемого. Субтест имеет высокие коэффициенты корреляции с общими итоговыми оценками интеллекта, и поэтому является большой предсказательной силой в отношении выполнения остальных субтестов. Случаи значительного расхождения оценок по "Осведомленности" с другими субтестами представляют интерес для характеристики личности в норме и патологии, могут свидетельствовать об одностороннем преимуществе вербального развития интеллекта, оторванности от реальности, книжном характере знаний. Другой важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему менее, чем по другим субтестам, подвержены "ухудшению" в связи с различными клиническими болезнями.
Обратить внимание на следующие феномены:
- временное "забывание" - когда испытуемый сразу не дает ответа, и после решения последующих нескольких заданий, неожиданно возвращается к нерешенному вопросу и дает на него ответ. Может встречаться при ригидности мышления;
- точность воспроизведения - испытуемый дает или старается дать как можно более точную информацию на поставленный вопрос, порой (при демонстративности) без просьбы экспериментатора, показывая свои обширные знания;
- цифры населения - встречается у лиц, следящих внимательно за состоянием внутри страны;
- географические названия - по аналогии с феноменом у Роршаха - интерес к географии, который встречается у акцентуированных личностей (имеется в виду не специалисты-географы);
- интерес к социологии и философии видно по ответам на последние два вопроса.
Субтест 2. Понятливость
Прекращать при трех неудачах подряд. Оценки 2-1-0.
Общие критерии оценок для заданий 1-5:
- 2 балла, если испытуемый проявляет собственную активность, т.е. сам принимает решение или пытается сам исправить предложенную ситуацию;
- 1 балл, если испытуемый предлагает исправить положение кому-нибудь другому или обращается за помощью к кому-либо.
Общие критерии для оценок для заданий 6-14:
- 2 балла – если указывается не меньше двух причин,
- 1 балл – если указывается 1 причина.
№ | Задания и контрольные ответы | Оценка |
1 | Что ты будешь делать, если порежешь себе палец? | |
2: Помажу йодом. Забинтую. Заклею пластырем. Вымою водой с мылом. | ||
1: Скажу маме. Пойду к врачу. | ||
0: Плакать. Пойду домой. Ничего. | ||
2 | Что ты будешь делать, если потеряешь мячик, который тебе дали поиграть? (куклу, книгу – в зависимости от возраста, пола). | |
2: Куплю новый. Отдам свой (или такой же, или другой). Заплачу. | ||
1: Извинюсь. Скажу маме. | ||
0: Плакать. Скажу ему, что потерял. | ||
?: Искать пока не найду. (?: А если не найдешь?»). | ||
3 | Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба в магазине не оказалось? | |
2: Пойду в другой магазин. Куплю булку. | ||
1: Спрошу у мамы, что делать. | ||
0: Пойду домой. Отдам деньги. | ||
4 | Что ты будешь делать, если маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться? (для девочек – «девчонка»). | |
2: Успокою (или займу чем-нибудь, или остановлю, или утихомирю) его. Объясню (или внушу) ему, что так нельзя. Переведу на шутку. | ||
1: Попрошу кого-нибудь остановить его. Скажу маме. Поставлю в угол. | ||
0: Повалю и буду держать. Оттолкну. Дам сдачи. | ||
?: Ничего. Отойду. | ||
5 | Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам? | |
2: Попытаюсь остановить поезд. Встану на рельсы и буду делать знаки. Буду махать чем-нибудь (или красным платком). | ||
1: Скажу стрелочнику (или кому-нибудь). | ||
0: Отойду. Убегу. Посмотрю. | ||
?: Закричу. | ||
6 | Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева? | |
Прочнее (или крепче). Не гниет (или долговечнее, или меньше подвержен коррозии). Кирпич не горит. Из кирпичей можно строить многоэтажные дома. | ||
0: Удобнее (или легче) строить. Лучше изоляция. Красивее. Теплее. Дешевле. В дерево молния ударит, а в камень нет. | ||
?: Выгоднее. Безопаснее. Практичнее. | ||
7 | Почему преступников сажают в тюрьму? | |
Для изоляции от общества (или могут совершить другое преступление). Для исправления (или перевоспитания). Для наказания. | ||
0: чтобы не сбежали. Для других урок. Чтобы отбыли срок наказания. Законы нельзя нарушать. | ||
?: Они преступники (или совершили преступление). (?: «Верно. Так почему их сажают в тюрьму?»). | ||
8 | Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей? | |
Женщины слабые (или мужчины сильнее женщин). Женщины более необходимы для ухода за детьми. Дети дольше будут жить. | ||
0: Они не умеют плавать. Так принято. Чтобы не было паники. | ||
?: Женщины – слабый пол. | ||
9 | Почему выгоднее хранить деньги в сберкассе, а не дома? | |
Уберечься от соблазна истратить. Безопаснее (или дома могут украсть или сгореть при пожаре). Идут проценты. Выгодно государству, оно использует эти деньги. | ||
0: Дома можно потерять. | ||
?: Выгодно. Удобно. Надежно. Сохранение. Накопление. Польза государству. | ||
10 | Чем выгодны пункты проката? | |
Если вещь нужна только на короткое время (или на один раз, или на сезон). Не каждую вещь человек в состоянии купить. | ||
11 | Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены? | |
Отобрать (или выявить) знающих (или подготовленных, или сильнейших). Отсеять не знающих (или не подготовленных). Отобрать (или выявить) талантливых (или способных). Проверить способность учиться в институте (или отсеять «тупых»). Чтобы для всех были равные условия (или чтобы не поступали нечестным путем). Конкурс (или желающих много, а мест мало). | ||
0: Узнать, хорошо ли все знают. Пополнить (или вспомнить) свои знания. | ||
?: Проверить знания (или что ты знаешь, или на что способен). Иметь представление о поступающих (или знаниях, или способностях). Нельзя принимать всех подряд. («Верно. Так почему надо сдавать экзамены, чтобы поступить?). | ||
12 | Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу, чем дерево? | |
Она легче. Легко делать (или обрабатывать). Гигиеничнее. Занозы не будет. Дешевле. Экономия древесины. Легко штамповать. | ||
0: Прочнее. Красиво (или эстетично). | ||
?: Удобно. Выгодно. Практично. | ||
13 | Почему мы выбираем депутатов парламента? | |
Отбор достойных (или лучших). Не все могут управлять. Потому что каждый из нас имеет право голоса (или выбора). В этом – проявление демократии (или народной власти). У нас власть осуществляется через представителей народа (или депутаты – представители народа). Власть основана на выборности. | ||
0: | ||
?: У нас демократия (или народная власть). Депутаты отражают (отстаивают или защищают) интересы народа. | ||
14 | Почему нужно выполнять обещания? | |
Подведешь другого. Тебе не будут верить (или будут считать лгуном). Для пользы дела. | ||
0: Так принято. Это нехорошо. Это не честно. | ||
?: Это дело чести. Вопрос морали. |
Исследуется способность моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Отмечается практичность мышления, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта. Результаты скорее говорят о "фасаде" поведения. Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту.
Отдельные феномены:
- следует отмечать характер решительности или нерешительности при ответах испытуемого;
- феномен "фасада" при акцентуации характера, когда испытуемый адекватно дает модель своего поведения в социальных условиях, но на самом деле в реальных ситуациях его поведение противоположно.
Субтест 3. Арифметический
Для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении:
начинать с задания №1, прекратить при 3 неудачах подряд.
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении:
начинать с задания №4. Если задания №4 и №5 оба не выполнены, нужно вернуться к заданиям №№ 1,2,3. Если выполнены оба или одно из заданий №№ 4,5, то дается аванс за №№ 1,2,3 и переходят к №6. Прекращать при трех неудачах подряд.
Оценки: 1-0.
Выполнение задания ограниченно временем. Отсчет времени начинать по окончании чтения задачи.
№ | Задания и контрольные ответы | Время | Время отв. | Оценка |
Задания №№ 1-3 выполняются на кубиках. | ||||
1 | Сосчитать все кубики в ряду. | |||
(9 кубиков) | 45” | |||
2 | Убрать все кубики, оставить только четыре. | |||
45” | ||||
3 | Убрать все кубики, оставить только семь. | |||
45” | ||||
4 | Если разрезать яблоко пополам, сколько будет частей. | |||
(две) | 30” | |||
5 | У тебя было четыре рубля, мама дала тебе еще два рубля. Сколько стало? | |||
(6 рублей) | 30” | |||
6 | У тебя было 8 шариков, ты купил еще 6. Сколько стало? | |||
(14 шариков) | 30” | |||
7 | У продавца было 12 газет, он продал 5. Сколько осталось? | |||
(7 газет) | 30” | |||
8 | Сколько стоят 3 карандаша по 7 рублей каждый? | |||
(21 рубль) | 30” | |||
9 | У продавца было 25 бутылок молока. 11 бутылок он продал. Сколько осталось? | |||
(14 бутылок) | 30” | |||
10 | У 4-х мальчиков было 72 рубля они разделили их поровну. Сколько стало у каждого? | |||
(18 рублей) | 30” | |||
11 | Рабочий заработал 36 рублей. Ему платили 4 рубля в день. Сколько дней он работал? | |||
(9 дней) | 30” | |||
12 | Ты купил 3 десятка апельсинов по 30 рублей за десяток. Сколько получишь сдачи со 100 рублей? | |||
(10 рублей) | 60” | |||
13 | Каким будет число, если 2/3 его равняется 36? | |||
(число 54) | 30” | |||
Задания №№ 14-16 даются испытуемому на карточках. Испытуемый читает задачу сам, обязательно вслух. Секундомер включается по окончании чтения. Если испытуемый не запомнил задачу, то по его просьбе можно повторить вопрос, но время отсчитывается с момента первого прочтения. | ||||
14 | Если 3 карандаша стоят 5 рублей, то сколько будут стоить 24 карандаша? | |||
(40 рублей) | 60” | |||
15 | Если проезд на такси стоит 20 рублей за первую четверть километра и по 5 рублей за каждую последующую четверть километра, то сколько надо заплатить за 2-х километровую поездку? | |||
(55 рублей) | 120” | |||
16 | Саша и Боря играли в экономическую игру «Коммерсант». Они взяли себе капитал по 27 рублей каждый. При этом договорились, что в конце каждой партии поигравший выплачивает победителю одну треть того, что победитель выиграл. Саша выиграл первые три партии. Сколько имеет Боря к началу четвертой партии? | |||
(8 рублей) | 120” |
Субтест 4. Сходство
Если при прекращении теста, т.е. при трех неудачах подряд испытуемый имеет не менее 3-х баллов за задания №№ 5-16, дать аванс за задания 1-4: 4 балла, если менее 3-х баллов, возвратиться к этим заданиям.
Оценки за задания №№ 1-4: 1-0 балл,
за задания №№ 5-16: 2-1-0.
Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.
Общие критерии оценок за задания №№ 5-16: 2 балла – если дается обобщающее слово (проводится классификация); 1 балл – если перечисляются отдельные признаки.
№ | Задания и контрольные ответы | Оценка |
1 | Лимоны кислые, а сахар … | |
(сладкий) | ||
2 | Ты ходишь ногами, а бросаешь … | |
(руками) | ||
3 | Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки … | |
(женщинами или тетеньками) | ||
4 | Нож и кусок стекла оба … | |
(острые) | ||
5 | Слива – персик (или вишня). | |
2: Фрукты. Фруктовые деревья. Плоды. | ||
1: Еда. Их едят. (любые два признака из следующих: косточка, кожица, круглые, форма, сок, сладкие). | ||
0: Вкусные. Вкус. Маленькие. Нравятся. Ягоды. | ||
6 | Кошка – мышка. | |
2: Животные. Млекопитающие. Живые существа. Четвероногие. | ||
1: Четыре ноги. (Любые два признака из следующих: глаза, хвост, лапы, уши, усы, шерсть). | ||
0: Едят. Шкурки. Быстро бегают. Ловкие. | ||
7 | Вино – пиво. (Часто под ответом «не знаю» подразумевается: «не пил, не пробовал». Необходима следующая форма вопроса: «Как ты думаешь, что между ними общего?») | |
2: Алкогольные (или спиртные) напитки. Опьяняющие вещества. | ||
1: Напитки. Их пьют, жидкие. Жидкость. Кружится голова. Крепкие. С градусами. Возбуждающие напитки. Горькие. В них спирт. | ||
0: В бутылках. Одинакового цвета (или вкуса). | ||
8 | Пианино – скрипка. | |
2: Музыкальные (струнные) инструменты. Инструменты, на которых играют. | ||
1: На них играют. Струны. Имеют мелодию (звуки). Музыкальные предметы. Предметы, на которых играют. | ||
0: Одинаково играют. Из дерева. | ||
?: Инструменты. | ||
9 | Бумага – уголь. | |
2: Органического (или растительного) происхождения. Содержат углерод. В их состав входит углерод. Органические вещества. | ||
1: Горят. Из дерева получаются. | ||
0: Топливо. | ||
?: По происхождению. Продукты промышленного производства. | ||
10 | Килограмм – метр. | |
2: Единицы измерения СИ (или измерения). Меры. Измерительные величины. | ||
1: Ими измеряют. Оба говорят о величине. | ||
0: Оба говорят о длине и/или весе. В килограмме 1000 граммов и в метре 1000 мм. Кг/м = Дж. | ||
?: Виды измерения. | ||
11 | Ножницы – медная сковородка. | |
2: Предметы домашнего обихода. Сделаны из металла. | ||
1: Используются в быту (или в хозяйстве, или дома). Из стали. Имеют металлический блеск. | ||
0: Блестят. Имеют ручки. Железные. | ||
?: Из одного материала. | ||
12 | Гора – озеро. | |
2: Изломы земной коры. Топографические понятия (названия). Географические названия. Природные образования. Рельеф местности. Элементы (или составные части) рельефа. | ||
1: Неровности поверхности земли. Элементы (или явления) природы. Элементы пейзажа. Имеют полезные вещества. | ||
0: Имеют воду и землю. Всегда на местности. Поверхность земли. | ||
?: Природа. Из природы. Пейзаж. Вид. Местность. | ||
13 | Соль – вода. | |
2: Химические (или органические) вещества (или соединения). Необходимые для жизни вещества. Входят в состав пищевых продуктов. | ||
1: Употребляют с пищей. Их едят. Продукты (или предметы) питания. Вещества, содержащиеся в природе. Состоят из молекул. | ||
0: Оба в океане. Соль получают из воды. Химические элементы. | ||
?: Их используют. | ||
14 | Свобода – справедливость. | |
2: Философские (или гуманные, или идеологические, или юридические) понятия. Философские категории. Социальные идеи (или ценности). Демократические права. | ||
1: Лозунги борющихся за независимость народов (или прогрессивные или гуманные). Принципы, за которые борются народы мира. Это желание любого народа. Без них человек не может счастливо жить. | ||
0: Равенство. Законы. Близкие понятия. Гражданские права. Без справедливости нет свободы. | ||
?: Связь с борьбой за справедливость. Права человека. человеческие потребности. | ||
15 | Первый – последний. | |
2: Крайние члены (или концы) ряда. Замыкающие. Замыкают концы (или ряд) этапы какого-либо действия. | ||
1: Находятся на краях. Крайние. Крайние точки. Концы. Обозначают место (или порядок). Ограничивают что-то. Противоположные. | ||
0: Первый – начало, последний – конец. Если есть первый, есть и последний. Два конца. Начало и конец. Счет. Цифры. Числа. Конечные числа. Порядковые числительные. Меры счета. Номерной порядок. | ||
?: В ряду (или очереди) порядок. | ||
16 | Число 49 – число 121. | |
2: Квадраты простых (первоначальных или нечетных) чисел. | ||
1: Нечетные. Не делятся на два. Натуральные (или целые) числа. Квадраты чисел 7 и 11. | ||
0: Их корни – числа 7 и 11. Делятся только на само себя и единицу (или на одно и то же число). Числительные. Числа. Цифры. Состоят из цифр. | ||
?: Квадраты. |
Выполнение этого задания требует определенного уровня развития абстрактно-логического вербального мышления, связанного с типом и особенностями мышления испытуемого, однако при оценке необходимо также учитывать и жизненный опыт испытуемого, так как выполнение заданий субтеста требует определенного образовательного минимума. Когда количественно результаты по "Сходству" значительно снижены по сравнению с остальными субтестами, то можно думать о нарушении центральной нервной системы. Высокие оценки могут встречаться у лиц, склонных к абстрактному мышлению.
При приступообразной шизофрении наряду со снижением "Сходства", снижается "Понятливость", и, возможно, "Арифметический". Сходство требует абстрактного мышления, поэтому у лиц, склонных к образованию различного рода фобий, а также идей отношений, преследования - оценки чаще выше.
Обратить внимание на следующие феномены:
- какой тип мышления преобладает: понятийный, функциональный, конкретны;
- обратить внимание на обобщение по несущественным признакам, какие несущественные признаки обобщаются: слишком далекие по смыслу к этим понятиям, либо имеющие функциональный или ситуационный оттенок. Этот феномен помогает при выявлении нарушений мышления при шизофрении;
- избыточность информации, элементы резонерства испытуемого;
- при психоорганике встречается феномен, когда испытуемый вместо сходства дает описание различий между понятиями. Этот же феномен встречается и при олигофрении;
- испытуемый заявляет, что между понятиями отсутствует всякое сходство (особенно при решении сложных заданий субтеста), феномен чаще говорит о низком культурном уровне испытуемого;
- такие черты личности, как активность или нерешительность при решении заданий, быстрота мышления или его вязкость.
Субтест 5. Словарный
Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении. Начинать с задания №1, прекратить при 5 неудачах подряд. Оценки за задания №№ 1-5: 2-0 за задания №№ 6-40: 2-1-0.
№ | Задания и контрольные ответы | Оценка |
1 | Велосипед. | |
2: Вид транспорта. На нем катаются (или ездят). Как мотоцикл, без мотора (или но надо ногами крутить). У него педали, колеса (другие части – не меньше двух). | ||
0: У меня такой есть. Такой большой. | ||
?: Трехколесный. Для детей. | ||
2 | Нож. | |
2: Инструмент для резания. Режущая часть инструмента. Холодное оружие. Им можно резать. Им режут хлеб (или мясо, или др.) | ||
0: У меня есть. Железный. | ||
?: Острый. | ||
3 | Шапка. | |
2: Головной убор. Носят на голове. Одевают на голову, чтобы не замерзнуть. | ||
0: Фуражка. | ||
?: Ее носят. Зимой носят. (?: «Как это носят?») | ||
4 | Письмо. | |
2: Написанный текст с сообщением, которое посылают. Сообщение кому-то Бабушке в деревню пишут. Его кладут в конверт. Его посылают. Написать и отправить. | ||
0: Написано на бумаге. Бумага. Конверт. | ||
?: То, что пишут. | ||
5 | Зонтик. | |
2: Приспособление для защиты от дождя или солнца. Из палки, прутьев и на них натянута тряпка. То, что мы берем, когда идет дождь. Укрываются от дождя (или солнца). Берут, чтобы не промокнуть. | ||
0: Его носят. | ||
?: Раскрывают. | ||
6 | Подушка. | |
2: Постельная принадлежность. Мешок, набитый перьями (или пухом, или сеном), который кладут под голову. | ||
1: Его кладут под голову. Мешок, в нем перья (или пух, или сено). Состоит из наволочки, внутри (или перья, или пух, или сено). Мягкое сиденье. | ||
0: Мягкая. Спит мальчик. Белье. | ||
?: Четырехугольный мешок. На котором спят. (?: Как это спят?) | ||
7 | Гвоздь. | |
2: Металлический (или железный) стержень (или палочка), заостренный на одном конце и со шляпкой. Металлический стержень (или палочка) для скрепления предметов. Строительный материал. | ||
1: Предмет для скрепления чего-нибудь. Им прибивают деревянные вещи. Его вбивают в стену (или доску, или др.). Палочка железная (или металлическая), ее вбивают. Из металла, его забивают. Его прибивают молотком. Забивают, чтобы повесить что-нибудь. | ||
0: Им ударяют. Острый. Железный. Орудие труда. | ||
?: Которым крепят. Строительный инструмент. | ||
8 | Осел. | |
2: Животное, родственное лошади, но меньше размером (или домашнее, или вьючное, или у которого длинные уши и он громко кричит, или на котором на юге (или в горах, или в Азии) перевозят вещи). Упрямый (или тупой) человек. | ||
1: На нем возят грузы (или людей) в горах (или на юге, или в Азии). Как лошадь, но меньше. Упрямое (или тупое) животное. | ||
0: Животное в лесу бегает (или дикое, или с рогами). | ||
?: Травоядное животное. Животное. | ||
9 | Мех. | |
2: Шкура животного. Пушнина. Волосяной покров животного. | ||
1: Волосы у лисы (или кошки, или др. животного). Покров зайца (или собаки, или др.). С зверька снимают, когда убьют. Из меха шьют шубу (или воротники, или шапку, или др.). | ||
0: Мягкий, пушистый предмет. У кошки (или зайца, или др.). Предмет для утепления. Теплый. Растет в лесу на пнях. (Мох! Не исправляйте, а снова повторите вопрос четко). | ||
?: Покров животного. Добывают у животных. Для пошива меховых изделий. | ||
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении. | ||
10 | Алмаз. | |
2: Драгоценный камень. Самый прочный кристалл. Минерал очень прочный (или драгоценный). Модификация чистого углерода. Инструмент для резки стекла. | ||
1: Камень очень твердый (или красивый, или дорогой, или в кольцах, или в брошках, или для украшения). Рудный камень. Чем режут стекло. | ||
0: Украшение. | ||
?: Полезное ископаемое. Кристалл. Минерал. | ||
11 | Соединить (не соединять!) | |
2: Составить из нескольких одно целое. Сложить вместе. Объединить. Слить воедино. Совместить. Установить сообщение или (связь). | ||
1: Делать что-то вместе (или целое). Сваривать. Связывать. Склеивать. Сбить друг с другом. Скреплять. Сколачивать. | ||
0: Сблизить. Приблизить. | ||
?: Приложить. Смешивать. Соединять предметы (или вагоны, или др.). | ||
12 | Лезвие. | |
2: Острый край (или часть) режущего (или рубящего) предмета (или орудия, или ножа или др.). Режущий предмет для бритья. Стальная (или тонкая) заточенная пластинка для бритья. Отточенная грань ножа (или сабли или др.) | ||
1: То, чем режут у ножа (или др.) Острая часть ножа. Острый тонкий (или металлический) предмет для бритья. Заостренный конец у бритвы. То, чем бреются. Бритва. | ||
0: Конец острого предмета. Острый конец ножа. Острый. Холодное оружие. Тонкий металл. Инструмент. | ||
?: Вещь для резания. Режущий предмет. Заточенная часть металлического предмета. Острая часть предмета. | ||
13 | Меч. | |
2: Холодное оружие с обоюдоострым клинком (или древнее, или рубящее). Древнее (или старинное) орудие с обоюдоострым клинком (или рубящее). Оружие обоюдоострое (или рубящее). | ||
1: Оружие холодное (или древнее, или старинное, или рубящее). Из рукоятки и длинного лезвия. Чем сражались раньше (рыцари). Как длинный нож. | ||
0: Битва на мечах. Колющее оружие. Тяжелый. Железный. Чем защищаются. Круглый, чем защищаются. | ||
?: Оружие, полоска металла. Как сабля. Оружие. Оружие борьбы. Сражаться. Предмет, которым сражались. Чем сражаться. | ||
14 | Неприятность. | |
2: Факт (или сообщение, или случай), вызвавший плохое настроение (или огорчение, или неудовлетворение, или расстройство). | ||
1: Когда у человека наступает (или когда что-то делает человеку) плохое настроение (или огорчение, или неудовольствие, или расстройство). Когда у человека неудача. Плохое известие. Когда человека обидели. | ||
0: Чувство ненависти (или презрения). Беда. Горе. Несчастье. | ||
?: Когда человеку плохо (или не по себе). Что-то случилось плохое. Что-то причинило боль. Плохое настроение. Неудовольствие. Расстройство. Огорчение. Иногда такое ощущение у человека. | ||
15 | Храбрый. | |
2: Смелый. Бесстрашный. Отважный. Мужественный. Человек без страха. | ||
1: Человек, который не обращает внимание на опасности (или не боится ничего, или трудностей, или опасности, или др.). Не боящийся. Решительный. | ||
0: Сильный. Делает добро (или полезное). Его другие боятся. Которым руководит рассудок. Который совершил подвиг. | ||
?: Свойство (или черта) человека. храбрый солдат, сражался. Когда большой мальчишка бьет маленького, он заступается. | ||
16 | Чепуха. | |
2: Не имеющее значения. Не существенное. Пустяковое. Пустяки. Ерунда. Вздор. Чушь. Несуразица. Мелочь, на которую не стоит обращать внимание. | ||
1: Что-нибудь легко сделать. Что-то непонятное. Не то говорит. Не имеющее смысла. Бессмыслица. Нелепость. Набор бессмысленных слов. Неправдоподобное. Неправда. Глупость. | ||
0: Неправильно решил задачу. Бред. | ||
?: Ненужное занятие. То, чего не может быть. Несовместимое. | ||
17 | Герой. | |
2: Человек, совершивший подвиг (или выдающийся поступок). Главное действующее лицо литературного произведения (или пьесы, или др.). | ||
1: Кто-то сделал что-то полезное, чего не могут сделать другие. Кто победил врагов. Кто совершил смелый (или храбрый) поступок. | ||
0: Кто сделал хорошее дело (или может все сделать). Храбрый. Смелый. Сильный. У которого медали. | ||
?: Отличился чем-то (или каким-то поступком). | ||
18 | Азартная игра. | |
2: Игра, в которой выигрыш зависит от случая. Игра на деньги (или вещи, или др.) | ||
1: Игра, увлекающая (или страстная, или задорная, или захватывающая, или на что-нибудь, или в которой трудно остановиться, или в которой чем больше играешь, тем интереснее). Когда человек играет и все забывает (или не может оторваться, или не контролирует свои поступки). Игра в карты. | ||
0: Игра запрещенная (или веселая, или интересная, или быстрая). Пустое время провождение. Когда балуются. | ||
?: Нехорошая игра. | ||
19 | Нитроглицерин. | |
2: Маслянистая, тяжелая, взрывчатая жидкость. Вещество (или химическое вещество) взрывчатое (или которое может взрываться, или используется как лекарство). Лекарственный (или медицинский) препарат (или средство). | ||
1: Химическое (или органическое) вещество. Взрывчатка. Употребляют для взрывов. Таблетки. | ||
0: Жидкость (или лекарство, или средство) для смягчения кожи. | ||
?: Жидкость. Опасная жидкость. | ||
20 | Микроскоп. | |
2: Прибор с увеличительными стеклами для рассматривания (или увеличения) невидимых простым глазом предметов, например, микробов (или клеток, или насекомых, или др.). | ||
1: Прибор (или предмет), чтобы увидеть мелкие частицы (или для рассматривания микробов, или клеток, или др.). | ||
0: Дается полное определение с указанием в примере на звезды, картинки на стене, на поверхность моря – «у подводной лодки». | ||
?: (Полное определение без названия рассматриваемых предметов). | ||
21 | Доллар. | |
2: Денежная единица в США (или Канаде, или Австралии). Деньги в Америке. Американская монета, состоит из 100 центов. Валюта. | ||
1: Американский рубль. Американская монета. Деньги. Иностранные деньги. | ||
0: Деньги в Англии. Рубль. | ||
22 | Басня. | |
2: Литературное произведение (или стихотворение, или проза, или др.) с иносказательным (или аллегорическим) и нравоучительным смыслом, где под видом животных (вещей, или др.) подразумеваются люди. Вымысел. Выдумка. Небылица. | ||
1: Литературное произведение (или стихотворение, или др.) иносказательное (или аллегорическое или нравоучительное, или поучительное, или с моралью, или с наставлением, или где под видом животных высмеивают людей, или где высмеивают пороки людей, или где высмеивают недостатки людей). | ||
0: В котором высмеиваются звери. | ||
?: Стихотворение. Где под зверьми подразумеваются люди. Устное народное творчество. | ||
23 | Купол. | |
2: Крыша в форме полушария (или сферической формы). Вершина чего-либо в виде полушария. Выпуклый верх здания. | ||
1: Крыша в цирке (или у церкви). Верх у дерева. В соборах верхотура округлой формы. | ||
0: Дом. Круглый. Шар. | ||
?: Крыша куполообразная. У цирка (или церкви). Вершина. Полукруглый верх чего-либо. Круглая крыша. | ||
24 | Шпионаж. | |
2: Преступная деятельность (или действия противника) с целью выведывания (или собирания, или похищения) секретных сведений (или секретной информации, или секретов военных (или промышленных, или политических). Разведка противника. | ||
1: Когда у другой стороны узнают тайны. Разведчики добывают сведения в другой стране для своей. Чтобы узнать тайны (или секреты). Слежка. | ||
0: Предательство. Махинации. Нечестное. | ||
?: Когда шпионят. Когда шпионы разведывают. Собирание каких-либо сведений по чьему-либо заданию. Разведка. Преступление. Проникновение в другую страну. | ||
25 | Припев. | |
2: Часть песни, повторяющаяся после каждого куплета. | ||
1: Часть песни (или слова в песне), повторяемые несколько раз. У песни несколько раз повторяется. Короткая песня, которая идет за каждым куплетом. Повторение после каждого куплета. | ||
0: В песне мотив (или дополнительный куплет, или куплет, который повторяется). Когда припевают. Один поет, а другой припевает. | ||
?: часть песни. Отрывок из песни. В песне. | ||
26 | Уединиться (четко произнести окончание). | |
2: Оградиться (или отдалиться, или скрыться) от внешнего мира (или окружающей среды). Не общаться (или не иметь отношений ни с кем). | ||
1: Отделиться от людей. Одному жить (или остаться, или быть). Жить в одиночестве. Не иметь друзей. Загерметизироваться. | ||
0: Куда-нибудь убежать (или уехать, или спрятаться, или скрыться, или уйти, чтоб тебя не видели, или переезжать). Отсоединиться. Отъединиться. Быть замкнутым. Когда все отрекаются. | ||
?: Отделиться. Отходить от всех. Чтоб ничего не видел, не слышал. Как раньше фанатики. | ||
27 | Блеск. | |
2: Свойство гладкой поверхности отражать свет (или лучи). Отражение света гладким предметом (или гладкой поверхностью). Кратковременная вспышка света как молния. Сияние. Отсвет. Сверкание. Великолепный. Яркое проявление чего-то. | ||
1: Отражение падающего света (или световых, или солнечных лучей) от поверхности. Свойство преломлять лучи (отражать свет). Свойство металла. Когда свет падает на стекло и отражается. Отличный. Хороший. | ||
0: Что-то светится. Вещество излучает лучи. Предмет, отражающий лучи. Когда блестит что-то на солнце (или гладкий предмет, или поверхность, или что-то). Металлический блеск. | ||
?: Что-то яркое. Блеск в настроении. Когда с солнца падают лучи на что-то. | ||
28 | Харакири. | |
2: Самоубийство путем вспарывания живота (или у японских самураев). Вспарывание себе живота японскими самураями. | ||
1: Вид самоубийства. Способ умервщления себя ножом. Японцы, чтобы не сдаваться в плен, так себя зарезали. Когда вспарывают себе живот. Втыкание ножа в живот и вспарывание. У японцев вспарывание живота. | ||
0: Это казнь у японцев. Удар в живот. Способ убийства. Самоубийство в Китае. Вид операции. Вид борьбы. Спортивная игра. | ||
?: когда разрезают живот. | ||
29 | Ретироваться. | |
2: отступить. Отойти. Скрыться. | ||
1: Отступить в споре. Идти (или вернуться) назад. Пятиться. Покинуть что-либо. Убраться вон. Убежать. | ||
0: Сдаться. Уйти в себя. Избегать неудобств. Это нехорошо. Смущаться. Тушеваться. Собираться уйти. В шахматах перестановки фигур. | ||
?: Уйти. Покинуть поле битвы. Горькое чувство. Отворачиваться. Поворачиваться. | ||
30 | Скорбь. | |
2: Состояние человека в (или после) тяжелом горе. Чувство людей, связанное с утратой близких. Крайняя печаль. Горесть. Страдание. | ||
1: Когда у человека большое горе (или утрата). Это сильнее, чем грусть. Большое горе. Тяжелое переживание. Переживание о погибшем. Когда оплакивают кого-либо. Печаль. | ||
0: Огорчение. Сожаление. Грусть. Тоска. Беда. Утрата. Несчастье. Слезы. Когда плачут. | ||
?: Что-то случилось, о чем скорбят. Горе. Скорбь о погибшем. Грусть о каком-либо человеке. Переживание о чем-либо. Тяжелое чувство. | ||
31 | Балласт. | |
2: Специальный груз для обеспечения правильной осадки (или устойчивости) корабля (или подводной лодки). Мешки с песком для регулирования высоты полета воздушного шара. Щебень (или песок) под шпалами. Что-то обременяющее (или тянущее назад). Тянущий назад. | ||
1: сбрасывают с воздушного шара, что бы не спускался. Средство для устойчивости корабля (или подводной лодки). | ||
0: В цирке, чем балансирует человек. Чтобы удержать человека в равновесии. Чтобы предмет стоял прямо. Запас прочности. | ||
?: Груз для сохранения устойчивости (или равновесия). Чтобы предмет не плавал на воде. | ||
32 | Катакомбы. | |
2: Подземные галереи (или лабиринты, или ходы, или пещеры), созданные искусственно (или в заброшенных каменоломнях, или заброшенных шахтах, или оставшиеся при разработке пород). Галереи (или лабиринты, или др.), созданные искусственно (или в заброшенных каменоломнях, или в заброшенных шахтах, или оставшиеся при разработке пород). | ||
1: Подземные галереи (или лабиринты, или ходы, или др.), где раньше (или шахты) добывали полезные ископаемые (или породу). | ||
0: Убежище для людей. Ямы. | ||
?: В Одессе такие пещеры (или под землей, где скрывались партизаны). Остатки разработок пород. Прорытые под землей. | ||
33 | Неизбежный. | |
2: Неотвратимый. Неминуемый. То, что невозможно предотвратить. | ||
1: То, от чего никуда не денешься (или не уйдешь, или не убежишь). То, что обязательно произойдет (или должно быть, или свершится). Нельзя спастись. Т.е. нет выхода. | ||
0: Когда можно чего-то не избежать. | ||
?: Не избежать своей судьбы. Так будет. | ||
34 | Термиты. | |
2: Отряд (или семейство) перепончатокрылых. Насекомые, близкие к тараканам и богомолам (или типа, или похожие, или наподобие муравьев) или живут в тропиках (или жарких странах, или Африке, или Америке). | ||
1: Насекомые. Насекомые общественные. Муравьи. Муравьи такие большие (или строят термитники, или живут в тропиках (или Африке, или Америке)). Вид (или похожие, или наподобие) муравьев. | ||
0: Мухи. Животные. Пауки в тропиках. Личинки. Горящее вещество. | ||
?: Живут в Африке. Строят термитники. | ||
35 | Аврора. | |
2: Богиня утренней зари (или заря у древних римлян). У древних греков ей соответствует богиня Эос. | ||
1: Богиня зари (или утра у древних, или у древних римлян, или у древних). | ||
0: Богиня красоты (или солнца, или рассвета, или победы, или греческая). Заря. Восход. Утренняя звезда. Солнце. Имя девушки. | ||
?: Богиня. Название крейсера (?: Верно. А что означает само слово «Аврора»?). | ||
36 | Стерильный. | |
2: Обезжиренный. Продезинфицированный. Обеспложенный. Очищенный от (или лишенный) микроорганизмов (или микробов, или бактерий). Бесплодный. | ||
1: Когда убиты все микробы. Что-то (или чистый) без микробов или бактерий. Сверхчистый. Так делают, чтобы избежать инфекции. Очень чистые для операции бинты (и др.). | ||
0: Чистый. Очищенный от грязи. Лишенный вредных примесей (или грязи). Порошок для стирки. | ||
?: Используется при операциях. Очень чистый. | ||
37 | Контейнер. | |
2: Вид упаковки (или вместилище, или тара, или емкость, или резервуар, или приемник) для перевозки грузов (или предметов, или жидкостей, или вещей). | ||
1: Предмет (или ящик, или металлический баллон), в котором перевозят различные вещи (или грузы, или предметы). | ||
0: Для хранения бензина (или нефти, или др.). По нему грузы перевозят. Движущаяся лента. Для поднятия грузов. Вагон (или машина) для перевозки грузов. | ||
?: Приспособление для перевозки грузов. Для перевозки грузов. Большой ящик. | ||
38 | Пассивный. | |
2: Безучастный. Безынициативный. Бездеятельный. Не-(мало-)активный. Не проявляющий деятельности (или инициативы, или активности). Безучастно относящийся к чему-либо. Зависимый. Лишенный самостоятельности. | ||
1: Не заинтересованный. Не интересуется ничем. Не участвует в жизни коллектива (или общественной жизни). инертный. Медлительный. Ленивый. Флегматичный. Безразличный. Равнодушный. | ||
0: Старается остаться в стороне. Уклоняется от какой-либо деятельности. Пессимист. Вялый. Медленный. Малоподвижный. Замкнутый. Тихий. Угрюмый. Наблюдающий. Беспечный. Ничем не выделяется. Ничего не может придумать. Не имеет своего мнения. | ||
?: Не участвующий. Отступает перед трудностями. | ||
39 | Ирония. | |
2: Насмешка тонкая, выраженная в скрытой форме. | ||
1: Насмешка. Подтрунивание. Что-то высмеивается не явно. Злая (или ехидная) шутка. | ||
0: Шутка. Когда смеются. Усмешка. Презрительная насмешка. Несерьезное отношение. | ||
?: Что-то в иносказательной форме. Разновидность шутки. Когда насмехаются. Форма насмешки с издевкой. Пренебрежение к чему-либо. Доброжелательное высмеивание. | ||
40 | Наговор. | |
2: Обвинение со злым умыслом. Ложное обвинение. Ложный донос. Клевета. Напраслина. Поклеп. Заклинание у знахарей. | ||
1: Ложь. Обман. Сплетни. Говорят на кого-то (или о ком-то) неправду (или нехорошее, или что-то плохое). Человека оговорили (или оклеветали). | ||
0: Заговор. Донос. Пустословие. Говорит с акцентом. | ||
?: Наговорили на человека… Говорят, чтобы обвинить. Оскорбление. |
Субтест выявляет словарный запас, культуру речи и мышления. Так как ответ должен достаточно полным, выполнение этого задания требует от испытуемого особой дисциплинированности мышления.
Феномены:
- уровень мышления: анализируется преобладание одного из уровней мышления - понятийного, функционального, конкретного. Например, употребление преимущественно функциональных категорий может означать стремление к быстрому действию без достаточного обдумывания и плана; преобладание конкретности может говорить о низком культурном уровне личности;
- "интеллектуальность" - ответы носят подчеркнуто интеллектуальный характер, свойственный демонстративным личностям;
- анализ частей речи - интересно проследить характер ответов на существительные (чаще зависят от уровня образования), прилагательные, глаголы (первая форма речи, формирующаяся в детстве и наиболее устойчивая).
Качественный анализ вскрывает особенности мышления (неологизмы, нелепости, резонерство и пр.) и характерологические личностные черты (импульсивность, рационализм, эгоцентризм и т.д.).
Оценка "Словарного" наиболее устойчива к воздействию внешних причин (болезней, травм). Поэтому, поскольку словарный запас распадается в последнюю очередь при различных психических заболеваниях, результаты субтеста можно рассматривать как оценку преморбидного интеллекта испытуемого. Тем более, что "словарный" имеет самую высокую корреляцию с общим вербальным интеллектом. Вообще, в практике интерпретации результатов методики Векслера принято ориентироваться на показатель "Словарного" и с ним сравнивать остальные субтесты.
Субтест 6. Повторение цифр
Общие правила.
- Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 секунду (в ритме стартового отсчета времени).
- В период от окончания счета экспериментатором и до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков, команду к воспроизведению подавать жестом.
- Один и тот же ряд дважды не повторять.
- Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.
- Предложить 1 ряд 1 серии. При удаче дать следующий ряд этой серии. При неудачном воспроизведении какого-либо ряда 1 серии дать аналогичный по длине ряд 2 серии. В случае правильного его воспроизведения предложить следующий ряд первой серии. При неправильном воспроизведении 2-х одинаковых по величине рядов 1 и 2 серий при прямом счете – перейти к обратному, при обратном – прекратить.
- Оценка за каждый вид счета (прямой или обратный) равна количеству цифр в максимальном ряду, воспроизведенном правильно. Общая оценка субтеста равняется сумме оценок за прямой и обратный счет.
Прямой счет.
Инструкция: «Сейчас я скажу тебе несколько цифр, а ты как только я кончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай, попробуем. Внимание…»
Первая серия | Вторая серия | Оценка | |
3-8-6 | 6-1-2 | 3 | |
3-4-1-7 | 6-1-5-8 | 4 | |
8-4-2-3-9 | 5-2-1-8-6 | 5 | |
3-8-9-1-7-4 | 7-9-6-4-8-3 | 6 | |
5-1-7-4-2-3-8 | 9-8-5-2-1-6-3 | 7 | |
1-6-4-5-9-7-6-3 | 2-9-7-6-3-1-5-4 | 8 | |
5-3-8-7-1-2-4-6-9 | 4-2-6-9-1-7-8-3-5 | 9 |
Обратный счет.
Инструкция: «Сейчас я тебе скажу еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только ты будешь начинать с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю «один-два» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь «два-один» (опять показать рукой на эти места, но в обратном порядке). Понял? Ну, давай попробуем. Внимание…»
Первая серия | Вторая серия | Оценка | |
2-5 | 6-3 | 2 | |
5-7-4 | 2-5-9 | 3 | |
7-2-9-6 | 8-4-9-3 | 4 | |
4-1-3-5-7 | 9-7-8-5-2 | 5 | |
1-6-5-2-9-8 | 3-6-7-1-9-4 | 6 | |
8-5-9-2-3-4-2 | 4-5-7-9-2-8-1 | 7 | |
6-9-1-6-3-2-5-8 | 3-1-7-9-5-4-8-2 | 8 |
Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты "Повторения" очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации).
Перечень феноменов:
- ритм повторения - испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр;
- просьба повторить ряд - встречается у лиц о слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр;
- неверно повторена первая цифра при прямом повторении - чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков;
- замена места - испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе;
- сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу;
- невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке - грубейшая психоорганика.
Количественный анализ результатов:
- если оценка "Повторения" значительно ниже "Словарного" – указание на наличие тревоги;
- если оценка "Повторения" выше "Словарного" - выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;
- высокие оценки "Повторения" могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;
- низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутрненнем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;
- сочетание снижения в субтестах "Повторения", "Сходства" и конструктивных пробах невербального интеллекта - все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.
Предварительный просмотр:
Карта психологического развития ребенка
Фамилия, имя ребенка:
Дата рождения:
Обозначения: В — высокий уровень, CP (+) — выше среднего, CP — средний уровень, CP(-) — ниже среднего, Н — низкий уровень
Дата | Восприятие | ||||||
Цвет | Форма | Величина | Пространство | Время | Свойства предметов | Особенности | |
Дата | Память | |||
Слуховая | Зрительная | Тактильная | Особенности | |
Дата | Внимание | |||||||||
Объем | Концентрация | Устойчивость | Распределение | Переключение | Особенности | |||||
Дата* | Воображение | |||||||||
Репродуктивное | С элементами творческого | Творческое | Особенности | |||||||
Мышление | |||||||||
Дата | Конкретизация | Исключение | Классификация | сериация | Рассуждение | ||||
Анализ | Синтез | Сравнение | Обобщение | ||||||
Дата | Эмоциональная сфера | |||||||
Узнавание | Называние | Общий фон настроения | Стабильность | Особенности | ||||
Дата | Коммуникативная сфера | |||||||
Со сверстниками | Со взрослыми | С родителями | Особенности | |||||
Дата | Личностная сфера | ||||||||||
Реакция на критику или неуспех в деятельности | Самооценка | Страхи | Тревожность | Уровень притязаний | Темп деятельности | ||||||
Адекватность | Уверенность в себе | ||||||||||
Дата | Волевая сфера | ||||||||||
Принятие инструкции | Удержание инструкции | Самоконтроль | Работоспособность | Особенности | |||||||
Дата | Психофизиологическая сфера | |||||
Ведущая рука | Развитие мелкой мускулатуры руки | Развитие крупной моторики | Мимическая выразительность | Интонациональная выразительность | Неврологический фон | |
Заключение_______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Психолог МАДОУ д/с «Родничок» : Трушникова О.И.