"Воспитатель года России 2025"

Спицина Надежда Константиновна

Любой конкурс — это выход из зоны привычного образа жизни, как сейчас модно говорить: «из зоны комфорта». Конечно, волнение было, но это же нормально.
Конкурс — это не только переживания и испытания. Это и школа общения, полезная информация, праздник и вообще новая страница в жизни. Пусть я не победитель, но вышла в финал. Спасибо всем кто поддерживал меня, кто был рядом!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект защиты проекта

по патриотическому воспитанию дошкольников

 «Былинные богатыри- защитники земли русской»

Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №14»

Спицина Н.К.

Слайд 1-2

Добрый день! Хочу представить вам свой проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Былинные богатыри-защитники земли русской», направленный на обогащение представлений детей об исторических героях России.

Слайд 3

Участниками проекта являлись дети 6-7 лет и их родители и педагоги ДОУ. Вид проекта познавательный, творческий, тип – долгосрочный.

Слайд 4

Актуальность

Идея этого проекта возникла не случайно. Как -то в руки мне попали красочные книги о русских богатырях Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Я, конечно, принесла их в детский сад, и дети с большим интересом начали их рассматривать, расспрашивать. Оказалось, что у детей поверхностные знания о богатырях, основанные на мультфильмах. А о таком жанре литературы, как былины дети ничего не знают. Родители не читают и не рассказывают детям легенды и былины, т.к. считают их слишком сложными для восприятия. Поэтому мы решили побольше узнать об этих исторических героях из литературы.  

На данный момент наш проект становится еще более актуальным в связи с Указом Президента от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения. В целях исторического просвещения дошкольников теперь необходимо формировать начальные представлений о прошлом, развивать патриотизм и гражданскую позицию через знакомство с историей страны, историческими героями., воспитывать уважение к традициям и культуре России

Это одно из требований и Федерального государственного образовательного стандарта. Задачи и содержание педагогической деятельности по формированию основ гражданственности и патриотизма определены также в Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие»)

Надо также отметить, что старший дошкольный возраст — это благоприятный период для решения поставленных задач. В этот возрастной период у детей закладываются духовно-нравственные основы, формируются первоначальные   поведенческие идеалы и стремление быть похожими на них.

 Почему именно былины? Былина прославляет необыкновенных людей - богатырей и величественные события русской истории.  В них Богатырь — это человек, носитель традиций и чаяний русского народа. Былины закладывают главную мысль: свою землю надо любить, трудиться на ней , и при необходимости— защищать ее. 

Былинные герои интересны не только мальчикам, но и девочкам. Образ благородного, сильного, доброго, трудолюбивого, щедрого душой мужчины закладывается в девичьем сердце. Да и пример женской силы (той, которая в мудрости и терпении) нашел выражение в сказаниях о Василисе Микулишне. Особенно заинтересовала девочек  легенда о Нижегородской девице-красавице Алёне, В честь которой была названа Коромыслова башня Нижегородского кремля.

Учитывая всё вышеперечисленное, мы посчитали необходимым данный проект и приступили к его разработке

Слайд 5

Были определены цель и задачи проекта, которые вы видите на экране.

Цель: способствовать воспитанию в детях любви к Отечеству, развитию интереса к изучению истории России и формированию чувства уважения к прошлому нашей страны и её защитникам через знакомство их с русскими былинными богатырями.

Задачи:

1. Создавать условия для формирования начальные представлений о прошлом, развития патриотизма и гражданской позиции через знакомство с былинами и легендами русского народа.

2. Формировать представление об исторических героях Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов.  

3. Знакомить детей с народными играми, народными героическими

песнями и произведениями русских композиторов по этой теме.

4. Осуществлять просветительскую деятельность в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.

Слайд 6

 Исходя из задач были определены ожидаемые результаты:

  • Созданы условия, способствующие приобщению детей к русским былинам. РППС группы обогатится мини-музеем «Богатырская застава»
  • У ребят будут сформированы   представления об основных героях и содержании русских былин, о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси.
  • Дети будут проявлять интерес к изучению истории Отечества, проявится чувство уважения к прошлому нашей страны и её защитникам
  •  Родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится их компетентность в вопросах патриотического воспитания в семье и в области былинного эпоса

Слайд 7

Реализация проекта осуществлялась в три этапа. Первый этап – подготовительный. В него входило:

  • изучение материала по теме проекта;
  • обоснование его актуальности, проблематики;
  • определение цели и задач, сроков реализации;
  • подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей ознакомлению детей с былинами;
  • начальные исследования уровня сформированности у дошкольников интереса к былинному эпосу и истории России, представлений о богатырях  (наблюдения, беседы);
  • анкетирование родителей, которое, кстати, считают данную тему актуальной и интересной.

Также вместе с детьми мы определили круг проблемных вопросов, на которые мы будем искать ответ в процессе реализации данного проекта:

Что мы знаем? Что мы хотим узнать?

Кто такие богатыри?

Как звали русских богатырей?

С кем сражались?

Кого защищали?

Какое оружие у них было?

Как стать богатырём?

Слайд 8

На подготовительном этапе, изучая методические материалы, и подбирая художественную литературу, я столкнулась с проблемой восприятия дошкольниками былин и легенд. Лексика былин трудна для понимания ребёнка и требует подробного разъяснения. Форма изложения непривычна для детей и казалась непосильной. Однако я нашла более легкие литературные переложения былин в обработке Ирины Валерьевны Карнауховой «Русские богатыри».

И вот тогда дело пошло. Были сделаны альбомы с иллюстрациями к былинам, которые можно было рассматривать при чтении. Также на подготовительном этапе была обогащена РППС группы разнообразными дидактическими играми, пособиями и материалами для занятий. Родители тоже активно включились в работу по обогащению среды.

  Слайд 9

 Из собранных материалов было решено создать в группе мини-музей «Богатырская застава».

Слайд 10

Второй этап проекта – основной практический. Включал в себя организацию различных видов детской деятельности детей (перечислены на экране).

  • Организованная образовательная деятельность (занятия по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности)
  •  Совместная деятельность педагога с детьми (беседы, чтение былин, рассматривание иллюстраций, картин о богатырях,  экскурсии в библиотеку, музеи города)
  •  Самостоятельная деятельность детей

Слайд 11

    Чтобы помочь дошкольникам воспринимать былины, я старалась, не только читать художественную литературу, но и включать материал о богатырях в   занятия   по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, использовала разные методы:

  • Наглядные. Рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов быта, национальной одежды и обуви, просмотр видео- и мультипликационных фильмов. 
  • Словесные. Обсуждение фрагментов былин, подбор пословиц и поговорок, передающих их содержание и идеи, беседы о прочитанном. 
  • Практические. Участие детей в инсценировках, выполнение рисунков, моделей предметов быта и вооружения богатыря с использованием различных техник и другое. 

На экране представлены фрагменты занятий с детьми, предусматривающие интеграцию всех образовательных областей.

 Рисование: «Богатырь», «Богатырь на коне»; «Портрет Богатыря, «Оружие русских богатырей», «Сражение на Калиновом мосту»;

лепка: «Богатырский конь»; «Змей –Горыныч», «Богатыри»;

конструирование и ручной труд: «Крепость» (из строительного материала), «Богатырский щит», (из бумаги), «Шлем» (из бумаги);

ознакомление с окружающим «Что мы знаем о богатырях»;

Слайд 12

Совместная деятельность воспитателя с детьми включала:

  • чтение былин «Русские богатыри»,
  • рассматривание альбомов «Доспехи и оружие богатырей», «Русские былины»
  • беседы-рассуждения «Как жили наши предки», «Как стать богатырем?»
  • просмотр мультфильмов «Алеша Попович и Тугарин-Змей», «Три богатыря на дальних берегах» и др.
  • моделирование макета «Былинные богатыри».
  • составление детьми творческих рассказов на тему

«Если бы я был богатырем»; придумывание сказок о богатырях;

  • слушание звучания гуслей, былин в исполнении профессиональных артистов, музыкальных отрывков русских композиторов.

Слайд 13-14

 В самостоятельной деятельности дети закрепляли полученные представления: с увлечением играли в дидактические и сюжетно-ролевые, подвижные игры:

Дидактические игры

«Что нужно богатырю?»

«Угадай, о ком говорю»

«Было - не было»,

«Узнай по описанию»

«Помоги богатырю собраться

  в   путь»

«Герои русских былин»

 «С кем бились богатыри»,  

 «Богатыри земли русской»

 «Собери щит»

 пазлы и разрезные картинки

 Настольно-печатные игры

   «Три богатыря», лабиринты

 Сюжетно-ролевые игры

«Собери богатыря в дорогу»

«Три богатыря»

 «Богатыри охраняют землю русскую»

Интерактивная игра «Защитники Древней Руси и России»

Подвижные игры

 «Петушиный бой», «Перетяни канат».

 Ребята отражали свои впечатления в творческих работах (лепке, аппликации, рисовании)

Слайд 15-16

В работе над проектом нам очень помогли социальные партнеры. Работники центральной детской библиотеки провели с ребятами интересную викторину. Посещение музеев помогло детям окунуться в обстановку русского быта, увидеть настоящие доспехи богатыря (шлем, кольчуга.  меч, щит) Все это способствовало поддержанию интереса к данной теме не только у детей, но и родителей воспитанников.

Слайд 17-18

Взаимодействие с родителями

Конечно, на протяжении всего времени проекта, мы активно взаимодействовали с семьями воспитанников. Не только привлекали их к проведению мероприятий с детьми, но и вели просветительскую деятельность. Основные формы работы вы видите на слайде.

  • Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  •  Консультации для родителей: «Зачем читать детям былины», «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье».
  •   Информационный стенд «Былину прочитаем, слепим, поиграем»
  •  Изготовление экспонатов для мини-музея, богатырского костюма для ребенка
  •  Фотовыставка «Папы-  Защитники Отечества»

Совместные мероприятия с родителями способствовали установлению неформальных, доверительных отношений с родителями, сближению педагогических позиций детского сада и семьи, что оказывало положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к устному народному творчеству и истории России.

Слайд 19

Третий этап- заключительный

Заключительный этап проекта предполагает обобщение и оформление его результатов.

  • Проведение итоговых мероприятие проекта: развлечение для детей и родителей «Богатыри – защитники земли русской»
  •  Презентация мини-музея «Богатырская застава» для педагогов и родителей
  • Выставка детских работ по теме «Былинные богатыри –    защитники земли русской»
  •  Театрализованные мини-представления для детей других групп ДОУ
  • Подготовка презентации и оформление проекта

Слайд 20

Результаты проекта

По итогам реализации проекта, удалось достичь решения всех поставленных задач.

  •  В группе созданы условия для формирования начальных представлений о прошлом, развития патриотизма и гражданской позиции за счет обогащения образовательной среды в ДОУ
  • У ребят существенно расширился их кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников, рассказов об исторических событиях и об исторических героях Древней Руси, великих русских богатырях- как защитников земли русской.
  • После завершения проекта у ребят появился интерес к изучению истории земли русской и её героев.  Дети стали понимать, кому следует подражать, научились ценить, и с уважением и гордостью говорить о своей родине.
  • Родители стали более активными участниками образовательного процесса, повысилась их компетентность не только в вопросах патриотического воспитания в семье, но и в области былинного эпоса.

Слайд 21

Для меня, как педагога, проект также оказался результативным:

  • Своим опытом я поделилась   с участниками районного методического объединения педагогов. – «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в рамках реализации образовательной программы ДОУ»
  • С презентацией проекта я выступила на педагогическом совете ДОУ «Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ»
  •  Опытом своей работы я поделилась с коллегами в публикациях на официальном сайте ДОУ и электронных СМИ.
  •   С методической разработкой я приняла участие во Всероссийском конкурсе для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников на примере героев Отечества разных эпох», в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»(федеральный информационный ресурс Педталант.рф)

Слайд 22

В заключении хочу отметить, что данный проект на сегодняшний день становится еще более актуальным, так как 2025-й год объявлен в России Годом защитника Отечества в честь наших героев и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину. Поэтому наш проект с успехом можно тиражировать в других детских садах. 


Предварительный просмотр: