Главные вкладки
"Воспитатель года России 2025"
Любой конкурс — это выход из зоны привычного образа жизни, как сейчас модно говорить: «из зоны комфорта». Конечно, волнение было, но это же нормально.
Конкурс — это не только переживания и испытания. Это и школа общения, полезная информация, праздник и вообще новая страница в жизни. Пусть я не победитель, но вышла в финал. Спасибо всем кто поддерживал меня, кто был рядом!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.76 КБ |
![]() | 2.43 МБ |

Предварительный просмотр:
Конспект защиты проекта
по патриотическому воспитанию дошкольников
«Былинные богатыри- защитники земли русской»
Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №14»
Спицина Н.К.
Слайд 1-2
Добрый день! Хочу представить вам свой проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Былинные богатыри-защитники земли русской», направленный на обогащение представлений детей об исторических героях России.
Слайд 3
Участниками проекта являлись дети 6-7 лет и их родители и педагоги ДОУ. Вид проекта познавательный, творческий, тип – долгосрочный.
Слайд 4
Актуальность
Идея этого проекта возникла не случайно. Как -то в руки мне попали красочные книги о русских богатырях Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Я, конечно, принесла их в детский сад, и дети с большим интересом начали их рассматривать, расспрашивать. Оказалось, что у детей поверхностные знания о богатырях, основанные на мультфильмах. А о таком жанре литературы, как былины дети ничего не знают. Родители не читают и не рассказывают детям легенды и былины, т.к. считают их слишком сложными для восприятия. Поэтому мы решили побольше узнать об этих исторических героях из литературы.
На данный момент наш проект становится еще более актуальным в связи с Указом Президента от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения. В целях исторического просвещения дошкольников теперь необходимо формировать начальные представлений о прошлом, развивать патриотизм и гражданскую позицию через знакомство с историей страны, историческими героями., воспитывать уважение к традициям и культуре России
Это одно из требований и Федерального государственного образовательного стандарта. Задачи и содержание педагогической деятельности по формированию основ гражданственности и патриотизма определены также в Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие»)
Надо также отметить, что старший дошкольный возраст — это благоприятный период для решения поставленных задач. В этот возрастной период у детей закладываются духовно-нравственные основы, формируются первоначальные поведенческие идеалы и стремление быть похожими на них.
Почему именно былины? Былина прославляет необыкновенных людей - богатырей и величественные события русской истории. В них Богатырь — это человек, носитель традиций и чаяний русского народа. Былины закладывают главную мысль: свою землю надо любить, трудиться на ней , и при необходимости— защищать ее.
Былинные герои интересны не только мальчикам, но и девочкам. Образ благородного, сильного, доброго, трудолюбивого, щедрого душой мужчины закладывается в девичьем сердце. Да и пример женской силы (той, которая в мудрости и терпении) нашел выражение в сказаниях о Василисе Микулишне. Особенно заинтересовала девочек легенда о Нижегородской девице-красавице Алёне, В честь которой была названа Коромыслова башня Нижегородского кремля.
Учитывая всё вышеперечисленное, мы посчитали необходимым данный проект и приступили к его разработке
Слайд 5
Были определены цель и задачи проекта, которые вы видите на экране.
Цель: способствовать воспитанию в детях любви к Отечеству, развитию интереса к изучению истории России и формированию чувства уважения к прошлому нашей страны и её защитникам через знакомство их с русскими былинными богатырями.
Задачи:
1. Создавать условия для формирования начальные представлений о прошлом, развития патриотизма и гражданской позиции через знакомство с былинами и легендами русского народа.
2. Формировать представление об исторических героях Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов.
3. Знакомить детей с народными играми, народными героическими
песнями и произведениями русских композиторов по этой теме.
4. Осуществлять просветительскую деятельность в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.
Слайд 6
Исходя из задач были определены ожидаемые результаты:
- Созданы условия, способствующие приобщению детей к русским былинам. РППС группы обогатится мини-музеем «Богатырская застава»
- У ребят будут сформированы представления об основных героях и содержании русских былин, о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси.
- Дети будут проявлять интерес к изучению истории Отечества, проявится чувство уважения к прошлому нашей страны и её защитникам
- Родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится их компетентность в вопросах патриотического воспитания в семье и в области былинного эпоса
Слайд 7
Реализация проекта осуществлялась в три этапа. Первый этап – подготовительный. В него входило:
- изучение материала по теме проекта;
- обоснование его актуальности, проблематики;
- определение цели и задач, сроков реализации;
- подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей ознакомлению детей с былинами;
- начальные исследования уровня сформированности у дошкольников интереса к былинному эпосу и истории России, представлений о богатырях (наблюдения, беседы);
- анкетирование родителей, которое, кстати, считают данную тему актуальной и интересной.
Также вместе с детьми мы определили круг проблемных вопросов, на которые мы будем искать ответ в процессе реализации данного проекта:
Что мы знаем? Что мы хотим узнать?
Кто такие богатыри?
Как звали русских богатырей?
С кем сражались?
Кого защищали?
Какое оружие у них было?
Как стать богатырём?
Слайд 8
На подготовительном этапе, изучая методические материалы, и подбирая художественную литературу, я столкнулась с проблемой восприятия дошкольниками былин и легенд. Лексика былин трудна для понимания ребёнка и требует подробного разъяснения. Форма изложения непривычна для детей и казалась непосильной. Однако я нашла более легкие литературные переложения былин в обработке Ирины Валерьевны Карнауховой «Русские богатыри».
И вот тогда дело пошло. Были сделаны альбомы с иллюстрациями к былинам, которые можно было рассматривать при чтении. Также на подготовительном этапе была обогащена РППС группы разнообразными дидактическими играми, пособиями и материалами для занятий. Родители тоже активно включились в работу по обогащению среды.
Слайд 9
Из собранных материалов было решено создать в группе мини-музей «Богатырская застава».
Слайд 10
Второй этап проекта – основной практический. Включал в себя организацию различных видов детской деятельности детей (перечислены на экране).
- Организованная образовательная деятельность (занятия по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности)
- Совместная деятельность педагога с детьми (беседы, чтение былин, рассматривание иллюстраций, картин о богатырях, экскурсии в библиотеку, музеи города)
- Самостоятельная деятельность детей
Слайд 11
Чтобы помочь дошкольникам воспринимать былины, я старалась, не только читать художественную литературу, но и включать материал о богатырях в занятия по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, использовала разные методы:
- Наглядные. Рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов быта, национальной одежды и обуви, просмотр видео- и мультипликационных фильмов.
- Словесные. Обсуждение фрагментов былин, подбор пословиц и поговорок, передающих их содержание и идеи, беседы о прочитанном.
- Практические. Участие детей в инсценировках, выполнение рисунков, моделей предметов быта и вооружения богатыря с использованием различных техник и другое.
На экране представлены фрагменты занятий с детьми, предусматривающие интеграцию всех образовательных областей.
Рисование: «Богатырь», «Богатырь на коне»; «Портрет Богатыря, «Оружие русских богатырей», «Сражение на Калиновом мосту»;
лепка: «Богатырский конь»; «Змей –Горыныч», «Богатыри»;
конструирование и ручной труд: «Крепость» (из строительного материала), «Богатырский щит», (из бумаги), «Шлем» (из бумаги);
ознакомление с окружающим «Что мы знаем о богатырях»;
Слайд 12
Совместная деятельность воспитателя с детьми включала:
- чтение былин «Русские богатыри»,
- рассматривание альбомов «Доспехи и оружие богатырей», «Русские былины»
- беседы-рассуждения «Как жили наши предки», «Как стать богатырем?»
- просмотр мультфильмов «Алеша Попович и Тугарин-Змей», «Три богатыря на дальних берегах» и др.
- моделирование макета «Былинные богатыри».
- составление детьми творческих рассказов на тему
«Если бы я был богатырем»; придумывание сказок о богатырях;
- слушание звучания гуслей, былин в исполнении профессиональных артистов, музыкальных отрывков русских композиторов.
Слайд 13-14
В самостоятельной деятельности дети закрепляли полученные представления: с увлечением играли в дидактические и сюжетно-ролевые, подвижные игры:
Дидактические игры
«Что нужно богатырю?»
«Угадай, о ком говорю»
«Было - не было»,
«Узнай по описанию»
«Помоги богатырю собраться
в путь»
«Герои русских былин»
«С кем бились богатыри»,
«Богатыри земли русской»
«Собери щит»
пазлы и разрезные картинки
Настольно-печатные игры
«Три богатыря», лабиринты
Сюжетно-ролевые игры
«Собери богатыря в дорогу»
«Три богатыря»
«Богатыри охраняют землю русскую»
Интерактивная игра «Защитники Древней Руси и России»
Подвижные игры
«Петушиный бой», «Перетяни канат».
Ребята отражали свои впечатления в творческих работах (лепке, аппликации, рисовании)
Слайд 15-16
В работе над проектом нам очень помогли социальные партнеры. Работники центральной детской библиотеки провели с ребятами интересную викторину. Посещение музеев помогло детям окунуться в обстановку русского быта, увидеть настоящие доспехи богатыря (шлем, кольчуга. меч, щит) Все это способствовало поддержанию интереса к данной теме не только у детей, но и родителей воспитанников.
Слайд 17-18
Взаимодействие с родителями
Конечно, на протяжении всего времени проекта, мы активно взаимодействовали с семьями воспитанников. Не только привлекали их к проведению мероприятий с детьми, но и вели просветительскую деятельность. Основные формы работы вы видите на слайде.
- Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Консультации для родителей: «Зачем читать детям былины», «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье».
- Информационный стенд «Былину прочитаем, слепим, поиграем»
- Изготовление экспонатов для мини-музея, богатырского костюма для ребенка
- Фотовыставка «Папы- Защитники Отечества»
Совместные мероприятия с родителями способствовали установлению неформальных, доверительных отношений с родителями, сближению педагогических позиций детского сада и семьи, что оказывало положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к устному народному творчеству и истории России.
Слайд 19
Третий этап- заключительный
Заключительный этап проекта предполагает обобщение и оформление его результатов.
- Проведение итоговых мероприятие проекта: развлечение для детей и родителей «Богатыри – защитники земли русской»
- Презентация мини-музея «Богатырская застава» для педагогов и родителей
- Выставка детских работ по теме «Былинные богатыри – защитники земли русской»
- Театрализованные мини-представления для детей других групп ДОУ
- Подготовка презентации и оформление проекта
Слайд 20
Результаты проекта
По итогам реализации проекта, удалось достичь решения всех поставленных задач.
- В группе созданы условия для формирования начальных представлений о прошлом, развития патриотизма и гражданской позиции за счет обогащения образовательной среды в ДОУ
- У ребят существенно расширился их кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников, рассказов об исторических событиях и об исторических героях Древней Руси, великих русских богатырях- как защитников земли русской.
- После завершения проекта у ребят появился интерес к изучению истории земли русской и её героев. Дети стали понимать, кому следует подражать, научились ценить, и с уважением и гордостью говорить о своей родине.
- Родители стали более активными участниками образовательного процесса, повысилась их компетентность не только в вопросах патриотического воспитания в семье, но и в области былинного эпоса.
Слайд 21
Для меня, как педагога, проект также оказался результативным:
- Своим опытом я поделилась с участниками районного методического объединения педагогов. – «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в рамках реализации образовательной программы ДОУ»
- С презентацией проекта я выступила на педагогическом совете ДОУ «Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ»
- Опытом своей работы я поделилась с коллегами в публикациях на официальном сайте ДОУ и электронных СМИ.
- С методической разработкой я приняла участие во Всероссийском конкурсе для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников на примере героев Отечества разных эпох», в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»(федеральный информационный ресурс Педталант.рф)
Слайд 22
В заключении хочу отметить, что данный проект на сегодняшний день становится еще более актуальным, так как 2025-й год объявлен в России Годом защитника Отечества в честь наших героев и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину. Поэтому наш проект с успехом можно тиражировать в других детских садах.