Программы социального партнерства с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. В действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности – это более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.
На этой страничке размещены программы социального партнёрства с семьями воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА
С СЕМЬЯМИ
2-ой младшей группе № 4 «Солнышко»
общеразвивающей направленности
на 2022-2023 уч. гг.
Составила воспитатель
первой категории
Спицина
Надежда Константиновна
г. Городец
2023 г.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность.
3. Цель программы.
4. Задачи программы.
5. Формы взаимодействия с родителями.
6. Перспективный план взаимодействия с родителями детей средней группы на 2022-2023 учебный год.
7. Результативность.
8. Литература.
- Пояснительная записка.
Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На организацию процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Происходящие изменения в государственной и общественной жизнедеятельности заметно влияет на перемены в воспитании детей, однако не все перемены полезны и эффективны. Поэтому в настоящее время заметно возрос интерес к проблемам воспитания.
Немаловажную роль в воспитании ребенка на определенных возрастных этапах развития личности играет процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Родители и педагоги прекрасно осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих учащихся.
2. Актуальность
Семья-одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересованно общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.
Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.
Во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие педагогов с родителями не оспоримы и многочисленны.
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями- сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков.
3.Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
4. Задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей; авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
5. Формы взаимодействия с родителями.
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
1) Информационно-аналитические:
-Анкетирование
-Тестирование
-Вопросы-ответы
2) Познавательные:
-Родительские собрания
-Круглые столы
-Консультации
-Беседы, дискуссии
-Совместное создание предметно-пространственной среды
3)Наглядно-информационные:
-Родительский уголок
-Фотовыставки
-День открытых дверей
4) Досуговые:
-Праздники и развлечения
-Дни здоровья
-Экскурсии
-Выставки, творческие конкурсы
-Выставки семейных коллекций
5) Нетрадиционные формы общения с родителями:
-Совместные досуги
-Участие родителей в выставках совместно с детьми.
-Совместные фотостенды с родителями.
6.Программа социального партнерства с семьей в первой младшей группе
на 2022-2023 учебный год
Мероприятия | Месяц |
| Сентябрь |
| Октябрь |
проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ
| Ноябрь |
| Декабрь |
| Январь |
| Февраль |
| Март |
| Апрель |
| Май |
7. Результативность:
Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада -это:
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
8. Список используемой литературы
1. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.
2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.
3. Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2. — С. 66—70.
4. Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.
5. Григорьева, И. Е. Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» через формирование активной позиции родителей при реализации социально-коммуникативного компонента / И. Е. Григорьева // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 1 (30). — С. 62—65.
6. Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2009. — № 4. — С. 74—83.
7. Лашкова, Л. Л. Сотрудничество детей и взрослых в проектной деятельности/ Л. Л. Лашкова, Е. В. Макаренко // Детский сад: теория и практика. — 2015. — № 12 (69). — С. 84—95.
8. Носова, Е. А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей / Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. — СПб. : Детство-пресс, 2009. — 80 с
9. Шулепова, Т И. Управление взаимодействием с родителями через реализацию образовательных проектов / Т. И. Шулепова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2016. — № 3. — С. 97—105.
10. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду
11. Свирская Л. Шпаргалки для родителей// Детский сад со всех сторон. 2002 г. № 47-48 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 14»
Программа работы с родителями воспитанников
«Воспитываем вместе»
Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год
Авторы программы:
Творческая группа (старший воспитатель Смирнова М.П.,
педагог-психолог Приваловская Л.В., учитель-логопед
Белоконь А.С., учитель-дефектолог Макеева С.Н.,
музыкальные руководители Филиппова Н.С.,
Осипова Н.Е, воспитатели: Хрулева З.Г., Татаринцева А.П.,
Баранова Н.А., Киселева С.И., Спицина Н.К.
г. Городец
Содержание программы
1. | Целевой раздел |
1.1. | Пояснительная записка |
1.2. | Принципы реализации программы |
1.3. | Ожидаемые результаты реализации программы |
2. | Содержательный раздел |
2.1. | Общая характеристика программы |
2.2. | Основные формы и направления работы по реализации программы |
2.3. | Этапы реализации программы |
2.4. | Перспективное планирование работы с родителями |
3. | Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы |
4. | Методическое обеспечение программы |
4.1. | Законодательно-нормативное обеспечение программы |
4.2. | Список используемой литературы |
«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа
была бы совершенно немыслима, если бы не система
педагогического просвещения, повышение
педагогической культуры родителей».
В.А. Сухомлинский
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного
образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. В действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности – это более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании».
В основе, разработанной нами программы по работе с родителями лежит признание приоритета семейного воспитания, что требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Вышесказанным обусловлена актуальность данной программы.
В своей программе мы аккумулировали передовой педагогический опыт по проблеме сотрудничества с семьями, который представлен по направлениям:
- подходы и приемы налаживания контакта с семьями и активизации их участия в жизнедеятельности дошкольников;
- интересные идеи в организации различных форм мероприятий для родителей и вместе с родителями в течение года.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье. Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку тесно взаимодействовать друг с другом.
Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:
- обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);
- знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;
- приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и обогащению развивающей предметно-пространственной среды через внедрение нетрадиционных форм работы с семьей.
- привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
- создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
1.2. Принципы реализации программы
Основными принципами, определяющими концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка, являются следующие.
1. Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей).
2. Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку).
3. Принцип сотрудничества педагогов и родителей.
4. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ (признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого).
5. Принцип открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).
6. Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи.
7. Принцип систематичности и последовательности (систематическое и последовательное формирование у родителей психолого-педагогических знаний и навыков).
8. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ (формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.)
9. Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ).
1.3. Ожидаемые результаты реализации программы
Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:
- создана прочная система взаимодействия ДОУ с семьей, установлено единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей;
- сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;
- сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
- родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
- улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
2. Содержательный раздел
2.1. Общая характеристика программы
Реализация программы рассчитана на 1 учебный год. Содержание программы реализуется через перспективное планирование педагогических работников ДОУ. Место реализации программы – детский сад.
Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели всех возрастных групп ДОУ и педагоги-узкие специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре) Также её участниками являются воспитанники и их родители, администрация ДОУ .
Для реализации программы нет необходимости привлекать дополнительные кадровые и материально-технические ресурсы. Технологичность программы даёт возможность реализовывать ее в любом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа открыта к изменениям и дополнениям.
2.2. Основные формы и направления работы по реализации программы
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:
- Информационно – аналитическое
Цель: изучение семьи ребенка, её статуса и потенциала; особенностей детско-родительских отношений, образовательных потребностей родителей; установление тесного контакта с ними для согласования воспитательного воздействия на ребенка.
- Познавательное
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетентности.
- Наглядно – информационное
Цель: информирование родителей о работе группы, предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.
- Организационно-методическое (досуговое)
Цель: способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, развитие их творческой инициативы.
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Таблица 1
Основные формы работы с родителями при реализации программы
Формы работы с родителями | Традиционные формы | Нетрадиционные формы |
Информационно-аналитические | Анкетирование Беседа Наблюдение | Социологический опрос «Почта (телефон) доверия» |
Познавательные | Родительское собрание Консультация Тематическая беседа Круглый стол | Семинар-практикум Тренинг Педагогическая гостиная Проектная деятельность «Вечер вопрос и ответов» Мастер-класс Творческая мастерская |
Наглядно-информационные | Папка-передвижка Информационный стенд Выставка детских работ Фотовыставка Брошюра, памятка, буклет | Сайт детского сада День открытых дверей Открытый просмотр занятий Презентация Видеоролик Выставка семейных газет и плакатов |
Досуговые | Совместный праздник, развлечение, утренник | Участие в конкурсах различного уровня, акциях, проектах Совместная прогулка, экскурсия |
2.3. Этапы реализации программы
Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:
Первый этап – подготовительный (организационный), 1 месяц
Целью данного этапа является определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса; создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.
На данном этапе:
- изучается методическая литература по теме;
- планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
- разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
- подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
- изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).
Второй этап – основной (практический), 9 месяцев
Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Третий этап – заключительный , 2 месяца
Цель – подведение итогов социального партнерства, определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
2.4. Перспективное планирование работы с родителями
(2024-2025 учебный год)
Месяц | Мероприятия | Цели | Участники | Ответственные |
Сентябрь | Общее родительское собрание Основные направления воспитательно-образовательной деятельности и работы детского сада в 2024/2025 учебном году с учетом ФОП ДО Групповые родительские собрания: «Возрастные особенности воспитанников и основные образовательные ориентиры на учебный год в соответствии с новой образовательной программой» Анкетирование «Давайте познакомимся» Анкетирование родителей: «Какой вы родитель?» Анкетирование «Что вы ждёте от детского сада в этом году?» Круглый стол: «Адаптационный период детей в детском саду» Консультации «Как сохранить здоровье детей осенью», «Разговор о правильном питании» «Здоровый образ жизни. Нужные советы» «Основные направления физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» «Внешний вид ребенка на музыкальном занятии» (младший возраст) «Музыкальные игры в семье» (старший возраст) Использование музыки в адаптационный период (ранний возраст) Наглядная информация Папка-передвижка «Игры и наблюдения с детьми осенью» Буклеты, памятки «Немного о музыкальности детей. Подарите детям праздник Памятки для родителей: «Как подготовить малыша к детскому саду» «Игры в период адаптации» Выставка творческих работ «Чудеса из лукошка», «Осенняя палитра» (рисунки, поделки из природного материала) | Познакомить родителей с изменениями в образовательной программе ДОУ, задачами работы детского сада на год, правилами посещения ДОУ, нормативными документами. Выбор родительского комитета Познакомить родителей с требованиями образовательной программы в детском саду детей разных возрастных групп Выбор групповых родительских комитетов. Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей, особенности детско-родительских отношений Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьей, готовности участвовать в жизни детского сада. Педагогическое просвещение родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду. Формирование единого подхода к соблюдению режима дня. Пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту. Осуществление взаимосвязи по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей Педагогическое просвещение родителей по вопросам музыкального развития дошкольников Педагогическое просвещение родителей по вопросам познавательного развития дошкольников Педагогическое просвещение родителей по вопросам музыкального развития дошкольников Психолого- педагогическая поддержка и сопровождение семей воспитанников Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми | Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители вновь поступающих детей Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители групп раннего возраста Родители всех возрастных групп
Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители вновь поступающих детей Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп | Заведующий Воспитатели Воспитатели Воспитатели педагог-психолог Воспитатели Воспитатели Воспитатели Инстр. по физ.культ. Музык рук Осипова Н.Е. Музык рук. Филиппова Н.С. Воспитатели Музыкальный руководитель Филиппова Н.С Педагог-психолог Воспитатели |
Октябрь | Консультации «Вирусные заболевания Меры профилактики», «Осторожно, Грипп», «Как укрепить иммунитет ребёнка», «Здоровье детей в наших руках», «Десять советов по укреплению физического здоровья детей» Консультация «Игры для математического развития ребенка с ОВЗ» «Как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушением речи» Осенний праздник для детей и родителей Наглядная информация Папки-передвижки, стендовая информация: «Дорожная азбука для детей». Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», «Обучаем дошкольников правилам дорожного движения» Памятки для родителей «Как отвечать на детские вопросы?», «Обогащаем словарь детей», Одежда ребенка на детском празднике», «Прививайте навыки самообслуживания детям» Фотовыставка «Я с бабушкой и дедушкой дружу давным давно..», посвященная дню пожилых людей | Просвещение родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей Приобщение к активной совместной работе по оздоровлению детей Просвещение родителей по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ Развитие эмоционально насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ, привлечение внимания родителей к развитию творческих способностей детей и талантов. Привлечение внимания взрослых к вопросам безопасности детей на дорогах, повышение родительской компетентности. Распространять педагогических знаний среди родителей. Повышение воспитательной функции семьи, демонстрация уважительного отношения к старшему поколению. Привлечение родителей к совместной воспитательной деятельности | Родители всех возрастных групп Родители групп компенсирующей наравленности Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп | Воспитатели Мед. сестра Учитель-дефектолог, учитель-логопед Воспитатели, музыкальные руководители Воспитатели, узкие специалисты Воспитатели |
Ноябрь | Круглый стол «Введение ребенка в мир сенсорики» «Пальчиковые игры для малышей». Что такое мелкая моторика и как ее развивать Практикум «Развиваем детей, играя», «Играем вместе с детьми» Мастер-класс «Развивающие игры с детьми дома» «Игры с песком и водой - полезное занятие» Педагогическая гостиная «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи» » Проектная деятельность, творческие выставки, фото-выставки «При солнышке тепло, а при мамочке добро», «Моя любимая мамочка», «Золотые руки мамочки» Коллаж «Мама-главное слово» Консультации «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста» «Музыка при подготовке детей ко сну» «Музыкальные игры в семье» Стендовая информация «День Народного единства», «Наша Родина – Россия», «День Матери» | Педагогическое просвещение родителей по вопросам познавательного и речевого развития детей» Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей Показ методов и приемов воспитания Обогащение педагогических умений родителей детей с ОВЗ Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Способствовать обмену положительным опытом семейного воспитания, традициями. Демонстрировать уважительное отношение детского сада к семейным ценностям. Способствовать вовлечению родителей в совместную воспитательную деятельность. Распространять педагогические знания среди родителей. Оказывать практическую помощь семье в вопросах воспитания детей. Педагогическое просвещение родителей. | Родители групп раннего возраста Родители младших и средних групп Родители групп компенсирующей направленности Родители старших и подготовительных групп Родители всех возрастных групп Родители старших групп Родители всех возрастных групп | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Педагог-психолог Музыкальные руководители Воспитатели |
Декабрь | Групповые родительские собрания: «Семейные ценности и традиции. Их значение в воспитании ребенка», «Духовно-нравственное воспитание детей в семье» Консультации: «Игры, развивающие речь», «Лого- ритмические занятия в музыкальном развитии дошкольников с ОВЗ» «Социальное развитие и воспитание ребенка с ОВЗ» Семейные ценности-залог успешного воспитания и развития ребенка «Семья и семейные традиции. Роль семьи в воспитании ребенка. Анкетирование «Удовлетворенность родителей образовательной деятельностью педагогов, условиями ДОО», анализ анкет Наглядная информация Папка-передвижка «Наблюдения и прогулки детей зимой» Стендовая информация «Безопасный Новый год» «Осторожно-Зима!» Буклеты «Профилактика дорожного травматизма зимой» Выставки, конкурсы творческих работ «Зимняя сказка», «Новогодние фантазии», «За окошком Рождество» «Дни добрых дел» - изготовление совместно с детьми кормушек для птиц Акция «Новогодние окна» Привлечение родителей к украшению группы к Новому году Новогодний утренник | Формирование компетенции родителей в вопросах семейного воспитания дошкольников в соответствии с возрастом Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей с ОВЗ Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания дошкольников Выявление уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг и услуг по присмору и уходу за детьми. Распространение педагогических знаний среди родителей, способствовать речевому и познавательному развитию детей. Привлечение внимания к правилам безопасности во время новогодних праздников. Повышение грамотности родителей в вопросе безопасности детей. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми Побуждать родителей к активному участию в воспитательно-образовательной деятельности. Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы. Развитие эмоционально насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ, привлечение внимания родителей к развитию творческих способностей детей и талантов. | Родители всех возрастных групп Родители компенсирующих групп.
Родители средних старших подготовительных групп
Родители младших групп. Групп раннего возраста Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп | Воспитатели Учитель-логопед, учитель-дефектолог Муз.руководитель , Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Январь | Педагогическая гостиная «Зимние забавы. Активный отдых в семье». «Почему важна зимняя прогулка», «Счастливый выходной день» .Консультация «Музыка как средство здоровье сбережения» Волшебные пальчики
Папки-передвижки Народные традиции в воспитании детей. Знакомим детей с народными праздниками. Потешки в воспитании малышей Буклет «Правильная осанка – гарант здоровья вашего ребенка» Семейная игротека «Играя, начинаем говорить» - речевое и коммуникативное развитие ребенка с ОВЗ Практикум Развитие связной речи детей с ОВЗ в семье. «Дни добрых дел» привлечение родителей к расчистке участков от снега, изготовлению снежных построек | Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Способствовать обмену положительным опытом семейного воспитания, традициями. Получение информации о формах и методах оздоровления детей средствами музыки. Информирование родителей о содержании образования в ДОУ Привлечение внимания родителей к проблемам здоровья детей, педагогическое просвещение Повышение педагогической компетентности родителей. Включение родителей в процесс реализации адаптированных образовательных программ Содействовать укреплению связей между родителями, детьми и детским садом. | Родители всех возрастных групп Родители всех групп Родители всех групп Родители групп компенсирующей направленности Родители всех возрастных групп | Воспитатели Музыкальные руководители воспитатели Инструктор по физ. культуре Учитель-дефектолог Учитель-логопед воспитатели |
Февраль | Видеоролик, презентация «Ах, как весело зимой» Круглый стол: «Роль отца в воспитании ребенка» Фотовыставка «Лучше папы не найти», «Мой папа смелый, ловкий!» «С папой мы вдвоем никогда не устаем»
Досуг для родителей и детей «Защитники Отечества» Публикации на сайте «Роль музыкально-дидактических игр в музыкальной деятельности дошкольника». «Самодельные музыкальные шумовые инструменты. Мастерим всей семьей» «Движение и здоровье» «Учитель-дефектолог рекомендует» «Ребенок и книга. Чтобы ребенок стал «Читайкой» Советы психолога. Наглядная информация «Знакомим детей с военными профессиями» 23февраля-день Защитника Отечества «Широкая Масленица» Папки- передвижки «Азбука общения с ребенком», «Поощрения и наказания» | Знакомить родителей с жизнью детей в детском саду, вызывать интерес к воспитательно-образовательному процессу Изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания. Активизация воспитательных умений пап. Внедрение положительного опыта семейного воспитания. Формировать понимание роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада. Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада Педагогическое просвещение родителей по вопросам музыкального развития дошкольников. Информирование о содержании образовательного процесса в ДОУ Повышение родительской компетенции в вопросах воспитания и образования детей | Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители старших, подготовительных к школе групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп | Воспитатели Воспитатели Старший воспитатель, воспитатели Воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре Музыкальные руководители, инструктор по физической культуре Учитель-дефектолог, учитель-логопед Педагог-психолог Воспитатели |
Март | Выставка детских работ, фотовыставка «Мамочка любимая моя», «Подарок маме» Стенгазета «Мамины помощники» Праздник- «8 марта-Мамин День» Родительское собрание «Театрализованная игра как средство развития речи ребенка». «Подготовка дошкольников к овладению грамотой. На что обратить внимание родителям (старший дошкольный возраст) Мастер-классы «Учимся говорить, играя». «Играем-речь развиваем» «Играем и красиво говорим». «Увлекательное обучение грамоте» «Альтернативная коммуникация и визуализация .Знакомимся и используем» «Игры с буквами для дошкольников» Совместная проектная деятельность «Огород на окне» Наглядная информация «Наблюдаем , играем с детьми весной» Памятки для родителей: Как правильно выбрать книгу ребенку. Как развивать артикуляционную моторику малышей | Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду. Показывать достижения детей в художественно-эстетической деятельности. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс. Познакомить с особенностями речевого развития дошкольников, способами преодоления проблем в речевом развитии. Распространение педагогических знаний среди родителей. Практическая помощь семье в вопросах речевого развития дошкольников и обучения грамоте Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, побуждать родителей к создания предметно-развивающей среды в группе. Распространение педагогических знаний среди родителей, способствовать речевому и познавательному развитию детей. | Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители компенсирующих групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Учитель-дефектолог, учитель-логопед Воспитатели Воспитатели |
Апрель | Выставка совместного творчества «К нам Весна шагает», «Пасхальная ярмарка». Консультация «Играйте вместе с детьми с увлечением», «Играем вместе», Игры и упражнения на развитие логического мышления» «Играем и экспериментируем вместе с детьми» «Увлекательные опыты для дошкольников»
Папки-передвижки «Расскажите детям о космосе», «12- Апреля-день космонавтики», «Ю.А. Гагарин – первый космонавт» , «Пасха Красная» «Пасхальные традиции в семье» Наглядная информация, буклеты, памятки «2 апреля-Всемирный день поддержки людей с аутизмом», «Внимание, аутизм!», «Ребенок-аутист. как помочь» Конкурс совместного детско-родительского творчества на тему «Космос» Открытый показ образовательной деятельности Привлечение родителей к участию в субботнике по благоустройству территории ДОУ Тренинг «Я начинаю говорить-развиваем базовые предпосылки становления речии» «Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями».
Совместный праздник с участием родителей «Мы – спортивная семья» Публикации на сайте «Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ОВЗ «Развиваем музыкальный слух», «Воспитываем артиста». Семейные выходные-проводим вместе. Семья в формировании физической культуры дошкольника. Влияние природных факторов на закаливание.. | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам Активизация игрового взаимодействия родителей с ребенком с целью развития и воспитания Формировать педагогическую компетентность родителей. Вовлечение родителей в понимание проблемы аутизма, проявление милосердия, заботы и помощи людям с особенностями развития. Способствовать творческому взаимодействию взрослого с ребенком. Содействовать вовлечению родителей в педагогический процесс, показать результаты работы с детьми. Формирование командного духа среди родителей. Консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории детского сада. Формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями. Оказание практической помощи родителям детей с Нарушениями в речевом развитии Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. Приобщение к активному семейному отдыху, совместной работе по оздоровлению детей Педагогическое просвещение родителей по вопросам музыкального развития дошкольников. | Родители средних, старших и подготовительных групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители старших, подготовительных групп Родители всех возрастных групп Родители групп компенсирующей направленности Родители подготовительных групп Родители всех возрастных групп | Воспитатели Воспитатели . Воспитатели Воспитатели, специалисты . Воспитатели Воспитатели Учитель-дефектолог, учитель-логопед Инструктор по физическому воспитанию Музыкальные руководители, инстр.по физ.культ. |
Май | Итоговое родительское собрание по теме: «Вот и стали мы на год взрослее» Итоги учебного года. Перспективы на будущее.(с просмотром презентации ) Анкетирование «Оценка взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Папка-передвижки «День Победы: что и как рассказать ребёнку. Акция «Окна Победы» Памятки, стендовая информация, буклеты: «Безопасность на воде», «Безопасность на дорогах», «Осторожно, клещи», «Безопасное лето», «Профилактика детского травматизма» Консультации «Скоро в школу», «Чем занять ребенка летом», «Рекомендации и практические приёмы развития памяти и внимания дошкольников». «Зачем ребенку кукольный театр?» «Как организовать совместный отдых в семье» «День рождения в семье» Выставка совместных детско-родительских работ «Герб моей семьи» «Дни добрых дел»: помощь родителей в подготовке участка и веранды к летнему сезону, Акция «Пусть цветёт наш детский сад!» высадка цветов на клумбы Выпускной бал «До свидания детский сад» | Укреплять взаимодействие педагогов и родителей, информировать о результатах освоения образовательных программ, вовлекать в проектирование дальнейшей работы с детьми Изучение результатов взаимодействия ДОУ и семьи, выявление Продолжать работу по развитию сотрудничества между педагогами и родителями. Совместно с семьями содействовать патриотическому воспитанию дошкольников. Способствовать единым воспитательным воздействиям родителей и педагогов, направленных безопасное поведение детей в теплый период года Просвещать родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей. Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Побуждать детей и родителей к совместному творчеству. Способствовать укреплению семейных уз. Способствовать выполнению посильных «добрых дел»; Приобщать дошкольников и родителей к коллективному социально-значимому труду. Создать условия для проявления творческого потенциала родителей в оформлении зелёного ландшафта для детей. Создать обстановку радости от совместной деятельности ДОУ и Семьи в образовании дошкольников, гордости за своих детей для родителей и сотрудников. | Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп (кроме раннего возраста) Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители всех возрастных групп Родители подготовительных к школе групп | Воспитатели, педагог-психолог Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, специалисты Воспитатели Воспитаели Воспитатели, музыкальные рукводители |
В течение года | Работа «Родительской почты», электронной формы обратной связи. Публикации на официальном сайте и ведение странички в соц. сетях. Участие в творческих и семейных конкурсах различного уровня Совместные прогулки и экскурсии (музеи, библиотеки, выставки, по городу и т.д.) «Встречи с интересными людьми» Общение с родителями-представителями разных профессий. | Информирование и консультирование родителей по запросам. Помощь и поддержка родительской общественности в деле образования и воспитания дошкольников Побуждать родителей к творческой совместной деятельности с детьми. Раскрывать творческий потенциал семей. Обмен положительным опытом семейного воспитания. Побуждать родителей к активному включению в воспитательно-образовательный процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников. Укрепление внутрисемейных связей. Воспитание у дошкольников уважения и гордости за свою семью. | Вся родительская общественность | Воспитатели, специалисты, старший воспитатель |
II. Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы
Изучение результатов взаимодействия ДОУ и семьи, выявление
проблем, поиск путей их решения так же совместно силами ДОУ и
родителей - все подчинено одной цели - гармоничного развития ребенка
через развитие семьи в целом.
Система диагностики результативности программы предполагает изучение психолого-педагогической компетентности родителей, а также активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы, в том числе и в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания.
- Изучение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития дошкольников.
Методы изучения: анкеты, индивидуальные беседы, наблюдения.
Анкета для родителей № 1 «Давайте познакомимся»
Цель: получить информацию для составления социальной характеристики семьи; изучить отношение родителей к источникам информации для понимания их эффективности;
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, данную анкету. Эта информация необходима для оформления документации и организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников.
1. Фамилия, имя, отчество ребенка
2.Дата рождения
3.Место рождения
4.Национальность
5.Домашний адрес, телефон
6. Состояние здоровья (состоит ли на д/учете, у какого специалиста, рекомендации для ребенка по орг. развития)
7.Состав семьи (полная, неполная, многодетная, опека)
8.Если семья неполная укажите причину (потеря кормильца, развод, мать-одиночка).
10.Если ребенок находится под опекой, то необходимо указать (полностью) Ф.И.О. родителей, а также Ф.И.О., дату рождения, место работы опекуна, его домашний адрес и телефон
11.Стоит ли семья на учете, как нуждающаяся в получении адресной социальной помощи
12.С кем проживает ребенок:
13.Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании
14.Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними)
15.Как вы называете своего ребенка (его любимое имя)
16. К кому из членов семьи ребенок больше привязан _
17.Часто ли ребенок болеет (причина), какие заболевания, травмы перенёс
18.Основные виды игр и занятий дома
12.Посещает ли ребенок кружки, секции, клубы вне сада? (если да, то какие и где)
13.Условия жизни ребенка (нужное подчеркнуть)
отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей или взрослых
14. Ваши вопросы и пожелания воспитателю:
Родители:
Отец
Ф.И.О.
Дата рождения
Образование
Место работы
Должность
Телефон рабочий и сотовый
Мать
Ф.И.О.
Дата рождения
Образование
Место работы
Должность
Телефон рабочий и сотовый
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей №2 «Какой Вы родитель?»
Цель: изучение детско-родительских отношений и организации общения с ребёнком в семье
Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и подчеркнуть:
1.На основании каких знаний вы воспитываете ребенка(слушаете передачи по телевидению; читаете информационные стенды детского сада; черпаете опыт у ближайших знакомых; используете жизненный опыт своей семьи; читаете педагогическую литературу из домашней библиотечки; используете интернет – ресурсы)
2. Считаете ли вы, что у вас с ребенком существует взаимопонимание (да, нет, иногда)?
3. Советуется ли с вами ребенок по личным вопросам (да, нет, иногда)?
4. Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам (да, нет, иногда)?
5. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах (да, нет, иногда)?
6. Делится ли с вами ребенок своими впечатлениями (да, нет, иногда)?
7. Организуете ли Вы совместные прогулки, выезды на природу (да, нет, иногда)?
8. Проводите ли вы отпуск вместе с ребенком (да, нет, иногда)?
9. Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок?
10. Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в домашнем труде, если он еще не очень хорошо может это сделать?
11. Чем вы занимаетесь вместе с ребенком дома?
12.Наказываете вы ребенка? Если да, то как?
13.Какие меры поощрения вы применяете?
14. Знакомите ли вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем вы занимаетесь на работе?
15. Налажена ли в вашей семье согласованность всех её членов в системе воспитательных воздействий к ребёнку?
Анкета для родителей № 3 «Что Вы ждете от детского сада»
Цель: изучить потребности и интересы родителей в вопросах сотрудничества с детским садом.
Уважаемые родители! Вы – главные для ребенка люди на Земле. Задача педагогов нашего детского сада – помочь Вам в воспитании вашего ребенка. Цель данной анкеты: изучить Ваши потребности и интересы в вопросах сотрудничества с детским садом. Ваши искренние и полные ответы позволят нам построить работу так, чтобы она максимально соответствовала Вашим ожиданиям. Это поможет нам с Вами воспитать здорового физически, умственно и нравственно развитого ребенка. Пожалуйста, прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если такого ответа нет, допишите его.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
1.Что является для Вас главным в воспитании ребенка?
- Здоровье и физическое развитие;
- развитие нравственных качеств;
- развитие умственных способностей;
- развитие художественных, музыкальных способностей;
- раннее обучение ребенка чтению, письму;
- другое (что именно) _______________________________________________
2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?
- Максимально полную информацию о ребёнке
- Педагогические советы по общению с ним
- Психологические консультации
- Рекомендации, какую литературу о воспитании ребёнка вашего возраста лучше прочитать
- Возможность большего общения с родителями других детей
- Участвовать в самодеятельности, праздниках, различных мероприятиях.
- Другое(что именно)__________________________…
3. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?
- О целях и задачах дошкольного образования;
- воспитательно- образовательных программах;
- режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях;
- дополнительных услугах
-об одежде ребенка;
- о питании детей;
- гигиенических процедурах;
- психофизиологических особенностях ребенка;
- о воспитании сына (дочери)
- об успехах ребенка;
- организации общения с ребенком в семье;
- организации его досуга, семейных праздников;
- о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи;
- другое (что именно) _____________________________________________
3. В каких формах Вы хотели бы получать помощь и информацию от педагогов и специалистов детского сада?
- Родительские собрания, лекции, тематические консультации, семинары-практикумы;
- индивидуальные беседы и консультации;
- информационные листовки, буклеты, стендовая информация, книги;
- социальные сети, мессенджеры, официальный сайт учреждения;
- тематические выставки, папки;
- дни открытых дверей, открытые показы образовательной деятельности
- посещение педагогами семьи;
- другое (что именно)__________________________________________________
4. В какой роли Вы могли выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в детском саду?
- Советник (помощь воспитателю в определении интересов, увлечений ребенка, предпочтительных для него воспитательных приемов);
- гид (участие в организации экскурсий и прогулок);
- наставник (организация встреч с детьми; бесед о своей профессии, проведение мастер-классов и др.);
- групповой помощник (включение родителя в разные дела группы, участие в утренниках);
- другая роль (какая именно) ___________________________________________
5. Какие темы вы хотели бы поднять на родительских собраниях. Какие вопросы образования и воспитания обсудить с педагогом
_____________________________________________________________________
6. Что, по Вашему мнению, нужно сделать для улучшения организации дошкольного воспитания в нашем детском саду?
____________________________________________________________________
Анкета для родителей №4 «Удовлетворенность качеством образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками.»
Цель: Изучение мнения родителей/ законных представителей ребенка о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу,
Мы изучаем мнение родителей/ законных представителей ребенка о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу
в МБДОУ «Детский сад №14». Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты. Ваше мнение позволит улучшить работу образовательных организаций и повысить качество оказания услуг.
Опрос проводится анонимно.
I. Общие вопросы
При ответе на вопросы со шкалой от 0 до 5 используйте интерпретацию, где 0 соответствует «абсолютно не удовлетворен», а 5 баллов – «полностью удовлетворен».
- При посещении детского сада обращались ли Вы к информации о его деятельности, размещенной на ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДАХ в помещениях детского сада?
Да Нет
- Насколько Вы удовлетворены ОТКРЫТОСТЬЮ, ПОЛНОТОЙ И ДОСТУПНОСТЬЮ о деятельности организации, размещенной на ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДАХ в помещении организации?
0 1 2 3 4 5
- В какой степени для Вас ВАЖНА ОТКРЫТОСТЬ, ПОЛНОТА И ДОСТУПНОСТЬ информации о деятельности организации, размещенная на ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДАХ?
0 1 2 3 4 5
2. Пользовались ли Вы ОФИЦИАЛЬНЫМ САЙТОМ детского сада, чтобы получить информацию о его деятельности?
Да Нет
- Насколько Вы удовлетворены ОТКРЫТОСТЬЮ, ПОЛНОТОЙ И ДОСТУПНОСТЬЮ информации о деятельности организации, размещенной на ее ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»?
0 1 2 3 4 5
b. В какой степени для Вас ВАЖНА ОТКРЫТОСТЬ, ПОЛНОТА И ДОСТУПНОСТЬ информации о деятельности организации, размещенная на ее ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ?
0 1 2 3 4 5
3. Комфортность
Насколько Вы удовлетворены КОМФОРТНОСТЬЮ условий предоставления услуг в организации (наличие комфортной зоны отдыха (ожидания); наличие и понятность навигации в помещении; наличие и доступность питьевой воды в помещении; наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений; удовлетворительное санитарное состояние помещений)?
0 1 2 3 4 5
4. Имеет ли ребенок, представителем которого Вы являетесь установленную группу ИНВАЛИДНОСТИ?
Да Нет
5. Контакты с организацией
a. Насколько Вы удовлетворены ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ И ВЕЖЛИВОСТЬЮ работников организации, обеспечивающих ПЕРВИЧНЫЙ КОНТАКТ с посетителями и информирование об услугах при непосредственном обращении в организацию (работники охраны, секретарь)?
0 1 2 3 4 5
b. Насколько Вы удовлетворены ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ И ВЕЖЛИВОСТЬЮ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, обеспечивающих НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ оказание услуги при обращении в организацию (педагоги, воспитатели и др.)?
0 1 2 3 4 5
6. Пользовались ли Вы какими-либо ДИСТАНЦИОННЫМИ СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с работниками организации (телефон, электронная почта, электронный сервис (форма для подачи электронного обращения (жалобы, предложения), получение консультации по оказываемым услугам), раздел «Часто задаваемые вопросы», анкета для опроса граждан на сайте и прочие.)?
Да Нет
7. Насколько Вы удовлетворены удобством ГРАФИКА работы организации?
0 1 2 3 4 5
8. Насколько Вы удовлетворены В ЦЕЛОМ условиями оказания услуг в организации?
0 1 2 3 4 5
9. Насколько Вы готовы рекомендовать данную организацию родственникам и знакомым (0 - абсолютно не готов, 5-абсолютно готов)
0 1 2 3 4 5
II. Уровень вовлеченности в работу детского сада
Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале с опорой на следующие критерии.
0 уровень «Меня не информировали об этом». Если Вы ничего не знаете о реализуемой деятельности в данной области качества, отметьте нулевой уровень информированности.
1 уровень «Я кратко проинформирован». Если Вас кратко информировали о реализуемой деятельности в данной области отметьте первый уровень вовлеченности. Например, если Вас проинформировали при зачислении ребенка в ДОО о реализуемой образовательной программе или об особенностях питания детей, организации их образовательной деятельности и пр., но полной информацией Вы не обладаете и сами участия в оцениваемой области деятельности не принимаете.
2 уровень «Я хорошо информирован». Если Вы хорошо проинформированы о данной области ДОО и не раз обсуждали с сотрудниками ДОО вопросы реализации деятельности в данной сфере, но сами участия в реализации образовательной деятельности не принимаете, то отметьте второй уровень вовлеченности.
3 уровень «Я регулярно участвую в образовательной деятельности». Отметьте данный уровень, если Вас или других представителей родительской общественности вашей группы приглашали принять участие в реализуемой образовательной деятельности, и Вы время от времени отзывались на эти приглашения и участвовали в предложенных мероприятиях (не реже 2 раз в год). Например, в подготовке детских проектов или занятий, или определении недельного меню для питания детей, или в конструировании среды группы.
4 уровень «Я регулярно участвую в совершенствовании данной деятельности». Если Вы регулярно участвуете в обсуждении направлений совершенствования этой деятельности ДОО в оцениваемой области деятельности (не реже 1 раза в месяц), укажите 4 уровень своей вовлеченности. Например, если Вы участвуете в реализации детских проектов в ДОО, участвуете в подготовке праздников, в проведении детских экспериментов или экскурсий, или реализуете другие способы участия в деятельности группы.
5 уровень «Я чувствую себя партнером детского сада в данной деятельности». Если Вы чувствуете себя партнером ДОО в деле создания лучших образовательных возможностей для Вашего ребенка, сами предлагаете совместные с детьми проекты, участвуете в их реализации, отметьте 5 уровень вовлеченности.
- Образовательные ориентиры.
Насколько вы вовлечены в определение направлений развития в ДОО (принципов, стратегических целей, направлений развития)?
0 1 2 3 4 5
- Образовательная программа.
Насколько Вы вовлечены в процесс создания, совершенствования образовательной программы ДОО?
0 1 2 3 4 5
- Содержание образовательной деятельности.
Насколько Вы вовлечены в определение содержания обучения? Например,обсуждают ли с Вами направления обучения?
0 1 2 3 4 5
- Образовательный процесс.
Насколько Вы вовлечены в процесс освоения ребенком новых знаний, умений и навыков? Участвуете ли Вы в образовательных мероприятиях детского сада?
01 1 2 3 4 5
- Условия получения дошкольного образования лиц с ОВЗ и инвалидами.
Насколько вы вовлечены в процесс создания/совершенствования условий дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья?
0 1 2 3 4 5
- Взаимодействие с родителями.
Насколько Вы вовлечены в жизнедеятельность ДОО в целом?
0 1 2 3 4 5
- Здоровье, безопасность, присмотр и уход.
Насколько Вы вовлечены в обеспечение здоровья, безопасности и повседневного ухода за ребенком?
0 1 2 3 4 5
8. Управление и развитие. Насколько Вы вовлечены в процессы управления и развития детского сада?
0 1 2 3 4 5
9. Образовательные условия. Насколько Вы вовлечены в процесс проектирования и создания, совершенствования предметно-пространственной среды детского сада?
0 1 2 3 4 5
III. Степень удовлетворенности качеством образования в учреждении
Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале с опорой на следующие критерии.
Нулевой уровень. Если работа по оцениваемой области качества, на Ваш взгляд вообще не ведется, зафиксируйте нулевой уровень качества.
1-й уровень. Требуется серьезная работа по повышению качества. Первый уровень качества свидетельствует о том, что деятельность в оцениваемом направлении ведется, но требуется серьезная работа по ее совершенствованию, поскольку текущий уровень качества сопровождается значительными недочетами.
2-й уровень. Качество стремится к базовому. Второй уровень свидетельствует о том, что в ДОО сответствующая деятельность ведется регулярно.
3-й уровень. Базовый. Третий уровень качества свидетельствует о том, что деятельность ведется системно и в ходе образовательной деятельности программы реализуются с учетом индивидуальных потребностей, интересов и возможностей детей. Родители привлекаются к участию в обсуждении программ, чтобы учесть индивидуальность ребенка. Вы уверены, что в таком детском саду дают хорошее базовое образование Вашему ребенку. Превышение базового уровня качества свидетельствует о создании лучших условий для образования детей в ДОО.
4-й уровень. Хорошее качество. Четвертый уровень говорит о пр превышении базового уровня качества и предоставлении детям более широких возможностей для образования с учетом разносторонних индивидуальных способностей, интересов и инициативы детей и их семей. Помещение детского сада прекрасно устроено и оснащено, что позволяет детям получить самые разнообразные возможности для развития. Например, детям доступны в течение дня разнообразные материалы для игр для развития математических способностей, речевых способностей, художественно-эстетических и пр. Среда тесно связана с культурными особенностями местности, в которой расположен детский сад. Такой детский сад нацелен на постоянное совершенствование своей образовательной деятельности, активно вовлекает в совершенствование сотрудников и родителей в принятие решений.
5-й уровень. Превосходное качество. Пятый уровень отмечается как выдающийся результат в районе. Здесь всё адаптируется под потребности и интересы детей, воспитатели вместе с детьми придумывают и создают лучшие пространства для развития. Руководство и воспитатели изучают лучшие мировые практики дошкольного образования, рассказывают о них родителям, внедряют некоторые из них в свою работу. Здесь лучшие в районе методики обучения, помещения и их оснащение. Родители чувствуют себя партнерами в деле образования своего ребенка. Этот сад является образцом для развития образования в районе.
- Образовательные ориентиры.
0 1 2 3 4 5
- Образовательная программа.
0 1 2 3 4 5
- Содержание образовательной деятельности.
0 1 2 3 4 5
- Образовательный процесс.
0 1 2 3 4 5
- Образовательные условия.
0 1 2 3 4 5
- Условия получения образования лиц с особыми возможностями здоровья и инвалидами.
0 1 2 3 4 5
- Взаимодействие с родителями.
0 1 2 3 4 5
- Здоровье, безопасность и повседневный уход.
0 1 2 3 4 5
- Управление и развитие.
0 1 2 3 4 5
Анкета для родителей №5 «Оценка эффективности программы взаимодействия ДОУ с семьей»
Цель: оценка взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Уважаемые, родители, для налаживания более тесных отношений между ДОУ и семьями воспитанников, просим Вас ответить на предложенные вопросы:
1. Как Вы оцениваете деятельность детского сада в целом по организации взаимодействия с семьей?
2. Имеются ли у Вас представления о содержании воспитания, образования детей в детском саду?
3. Как Вы оцениваете деятельность воспитателей Вашей группы по организации взаимодействия детского сада с семьей?
4. По каким вопросам Вы обращались к воспитателям или специалистам ДОУ?
5. Получили ли ответы на свои вопросы, помощь от воспитателей?
6. По каким вопросам воспитатели обращались к Вам?
7. Ваши предложения по эффективности взаимодействия детского сада семьей.
8. Какие формы взаимодействия с семьей на Ваш взгляд оказались более эффективными?
Педагог по результатам наблюдений, индивидуальных бесед, анкетирования родителей группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный и качественный анализ и в % выражении заносит в таблицу 2.
Таблица 2
Оценка психолого-педагогической компетентности родителей
№ п/п | Показатели | Результаты диагностики на начало года | Результаты диагностики на конец года |
1. | Позитивное отношение родителей к источникам информации, предоставляемых детским садом | ||
2. | Наличие в семье педагогической литературы, использование интернет - ресурсов | ||
3. | Не испытывают затруднения в общении с педагогом | ||
4. | Имеют представления о содержании воспитания, образования детей в детском саду | ||
5. | Положительно оценивают взаимодействия дошкольного учреждения с семьей | ||
6. | Активность по внесению предложений по повышению эффективности взаимодействия детского сада с семьей | ||
7 | Согласованность всех членов семьи в системе воспитательных воздействий к ребёнку | ||
8. | Комфортные, гармоничные детско-родительские отношения в семье; высокая степень вовлеченности родителя и ребёнка | ||
9. | Самостоятельно замечают, адекватно оценивают и проявляют озабоченность в решении коррекции имеющейся проблемы развития ребёнка | ||
10. | В общении с педагогами чувствуют себя единомышленниками, сотрудниками, понимающими друг друга. | ||
11. | Проявление интереса к жизни ребенка в условиях детского сада |
2. Выявление активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы, и участие в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания
Методы изучения: изучение протоколов родительских собраний, наблюдение и фиксация участников проектов, праздничных досугов, семинаров, мастер-классов и т.д.
Педагог группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный анализ и в % выражении заносит в таблицу 3.
Таблица 3
Оценка активности родителей в мероприятиях ДОУ, в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания
№ п/п | Показатели | Результаты диагностики на начало года | Результаты диагностики на конец года |
1. | Посещение родительских собраний, тренингов, круглых столов | ||
2. | Родители, выполняющие рекомендации, прислушивающиеся к советам педагогов ДОУ | ||
3. | Посещение родителями детских мероприятий, дня открытых дверей, открытых занятий | ||
4. | Оказание помощи в оформлении группы, участка ДОУ, в подготовке к праздникам, проведении экскурсий, интересных встреч | ||
5. | Участие в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания |
Диагностика результативности программы проводится ежегодно в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). Данные заносятся в таблицу 2,3 , что поможет в осуществлении сравнительного анализа. Низким уровнем результативности программы будет считаться, если рост показателей ниже 10%, средним – от 10 до 20% , высоким уровнем результативности реализации программы будет считаться, если наблюдается рост показателей не менее чем на 20% ежегодно.
4. Методическое обеспечение программы
4.1.Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил»).
- Устав МБДОУ «Детский сад №14»
4.2. Список используемой литературы:
1. Гладких Л.П. Мамина школа: программа для детских садов, семейных гостиных и семейных клубов.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.– М., 2002. - 120 с.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003. – 128 с.
4. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина И.В. 55 идей для вовлечения
родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. / Л.Е. Осипова.– М.:
«Издательство Скрипторий». 2008. – 72 с.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
7. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
/ О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - 80с
8. Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья»/Социальная педагогика. - 2006 № 1.- С.87-98