Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 классы
Задания по русскому языку для подготовки к олимпиаде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_5-6_klass.doc | 34 КБ |
zadaniya_7-8_klass_-.doc | 32 КБ |
zadaniya_9_klass-.doc | 23 КБ |
zadaniya_10-11_klass_-.doc | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Республика Адыгея
Школьный этап
2019-2020 учебный год
5-6 класс
Время выполнения 1 час
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | итог |
максимальный балл | 5 | 6 | 6 | 5 | 7 | 8 | 7 | 44 |
полученный балл (оценка) | ||||||||
примечание | ||||||||
подпись |
1. Какие слова получатся, если прочесть данные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы?
- из слова лён - цифру
-из слова лей - название дерева
-из слова лоб - название настила
-из слова люк - большой мешок
-из слова ток - домашнее животное
2.Найдите в стихотворении А.Грей слова, состав которых соответствует данным схемам:
Корень, окончание;
корень, суффикс, окончание;
приставка, корень , суффикс, окончание.
Астры, осенние, грусти цветы,
Тихи, задумчивы ваши кусты;
Тихо качаясь, грустно склоняетесь
Осенью поздней к земле...
Разберите их по составу.
3. О каких знаках препинания идёт речь?
а) Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца.
б) Ляжет палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку...
в) Всегда услышать норовят то, что другие говорят.
г) Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом.
д) Словам раскрывают объятья:
-Ждём в гости вас, милые братья!
е) Выйдет на дорожку, всем подставит ножку,
Так и хочется ему разъяснить нам, что к чему.
4. Объясни значение слова "живой" в каждом предложении.
1)У Иванова был живой ум.
2) Антон был мальчик подвижный, живой.
3) "Живой! Живой!" - кричал Саша, показывая на ежа.
4)Живое слово действует сильнее.
5)Через речку лежал на жердях живой, прыгающий мостик.
5.Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Образуйте новые слова от предложенных:
Укор, удивимся, угар, улан, уклон, уборка, удар.
6.Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Село, дуло, жаркое, мели.
7. Составьте предложение:
1) Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительный падеж, женском роде, единственном числе;
2) из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
3) добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;
4) из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство (с другим предлогом)
Подчеркни грамматическую основу, определи, какими частями речи она выражена.
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников
по русскому языку
Республика Адыгея
Школьный этап
2019-2020 учебный год
7-8 класс
Время выполнения 1,5-2 часа
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | итог |
максимальный балл | 5 | 8 | 9 | 10 | 14 | 2 | 7 | 57 |
полученный балл (оценка) | ||||||||
примечание | ||||||||
подпись |
1. Расставьте ударения в следующих словах:
Балуясь, нанесена, черпая, туфля, красивее, углубить, щекотно, намерение, обеспечение, дочиста.
2. Затранскрибируйте слова: дождь, рассчитать, счастье, указчик, расчёт, цена, целовать, станция
3. Определите корень в данных словах:
Разуть, ушла, заснуть, разъехаться, переел, мной, наклейка, сожжение, беззаботный.
4. Придумай к каждому слову словосочетания с прямым и переносным значением слов:
Золотое, мёртвый, железный, медный, ядовитая, седая, глубокий, живой, сочный, огненный.
5. Допишите фразеологизм.
Заткнуть...
Не хватать...
Зарывать...
Держать...
Писано...
Язык....
Бросить...
Составьте с полученными фразеологическими оборотами предложения.
6. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрованы лингвистические термины.
Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованные в анаграмме лингвистические термины:
Единолепно
Омасезуке
7. Составьте предложение:
1) из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в именительном падеже единственного числа;
2) из предложения Мороз разрумянил щёки взять сказуемое, употребить глагол без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени;
3) из предложения Кисти винограда свисали до земли взять подлежащее, употребить это слово как дополнение;
4) из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже.
Произведите синтаксический разбор составленного предложения.
Предварительный просмотр:
Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
Республика Адыгея, Красногвардейский район
Школьный этап
2019-2020 учебный год
9 класс
Время выполнения 3 часа
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | итог |
максимальный балл | 5 | 10 | 4 | 4 | 6 | 10 | 6 | 6 | 51 |
полученный балл (оценка) | |||||||||
примечание | |||||||||
подпись |
1. Поставьте ударение в словах.
Бочковый, закупорить, искра, танцовщица, углубить, ходатайство, шприцы, мусоропровод, понявший, опломбировать.
2. Произведите морфемный разбор следующих слов.
Осточертеть, идёмте, вековечный, соловей, очаровательность, измятый, женитьба, кофейник, трижды, сборище.
3. Как вы понимаете выделенные слова в приведённом отрывке из романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"? Поясните их значения согласно контексту.
Для призраков закрыл я вежды,
Но отдалённые надежды
Тревожат сердце иногда:
Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить
Живу, пишу не для похвал;
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук.
4. Найдите фразеологизмы в стихотворение, дайте их толкование.
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубить, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
5. Сравните три предложения, определите, к каким частям речи относится слово весело в каждом из них, каким членом предложения оно является.
1) Лицо его весело.
2) Он смотрел весело.
3) Ему весело.
6. Подчеркните сказуемые, определите их вид. Найдите четвёртое лишнее среди сказуемых в предложениях. Обоснуйте свой ответ.
1) Олег боялся опоздать.
2)Ты мог бы говорить не так громко?
3) Она будет прекрасно петь.
4) Мы будем рады побывать на конференции.
7. Даны названия падежей в древнерусском языке: именительный, родительный, дательный, винительный, местный, звательный. На основании приведённых примеров и анализа названия падежей установите, что могли обозначать незнакомые для вас древнерусские падежи: местный и звательный.
- Родился Новѣгородѣ у Ярослава сынѣ.
- Бысть пожаръ великъ Кыевѣ городѣ.
- Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного.
- Приди ко мнѣ, брате, в Московъ.
Переведите предложения на современный русский язык.
8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрованы лингвистические термины. Расшифруйте их.
лимография
формагрома
тиксиссан
икфатено
Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.
Предварительный просмотр:
Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
Республика Адыгея, Красногвардейский район
Школьный этап
2019-2020 учебный год
10-11 класс
Время выполнения 3 часа
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | итог |
максимальный балл | 5 | 12 | 12 | 4 | 8 | 8 | 5 | 6 | 60 |
полученный балл (оценка) | |||||||||
примечание | |||||||||
подпись |
1. Поставьте ударение в словах.
Бомбардировать, донельзя, украинский, кухонный, жалюзи, сливовый, нефтепровод, загнутый, флюорография, обеспечение.
2. Проведите анализ морфемной структуры следующих слов с современной и исторической точек зрения.
Влиять, вменить, вольготный, восхититься, досуг, сдобный.
3. В приведённых ниже строках поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" содержатся обороты и слова, которые в настоящее время уже устарели, стали редко употребляемыми. Найдите их и определите значение согласно контексту.
1) Тут башмачки козловые
Дед внучке торговал...
2)Была тут также лавочка
С картинками и книгами,
Офени запасалися
Своим товаром в ней...
3)Хожалому, квартальному
Не в бровь, а прямо в глаз...
4) Онучи распороли мы
И барину лабанчиков
Полшапки поднесли...
4. В каждом из данных предложений определите тип обстоятельств, выраженного грамматической формой творительного падежа имени существительного.
1) Туда зарёю поспешаю
2) Соловьём залётным юность пролетела.
3) Убийством тупятся мячи.
4) Толпой угрюмою и скоро позабытой над миром мы пройдём без шума и следа.
5. Выдающийся педагог XIX века В.П.Шереметьев утверждал: "Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его".
Какой секрет написания слов витамин, гречиха, колея, терраса кроется в их происхождении.
6. Сравните четыре предложения, определите, к каким частям речи относится слово "тепло" в каждом из них, каким членом предложения оно является.
1.Мама тепло посмотрела на сына.
2. Сегодня на улице тепло.
3. Кошка так любит тепло.
4.Помещение тепло.
7 . Дайте перевод отрывка из книги XVI века "Домострой".
А пошлеть Богъ y кого дѣти, сынове и дщери, и имѣти попеченне отцy и матери о чадехъ своихъ... воспитати ихъ въ добремъ накаζании, и оучити ихъ страху Божию, и вѣжеству и всѧкому благочинию...
8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрованы лингвистические термины. Расшифруйте их.
Долерепение
Единолепно
Тонекифа
Омасезуке
Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.