Участие в городском конкурсе "Лучшее дидактическое пособие"

Люфт Елена Юрьевна

Городской конкурс "Лучшее дидактическое пособие   "http://dou24.ru/95/konkurs-luchshee-didakticheskoe...визитная-карточка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_zan_s_isp_pos.docx1.01 МБ
Файл unikub_opisanie_didakticheskogo_posobiya.docx67.17 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 95 комбинированного вида»

(МБДОУ № 95)

660049, г. Красноярск, ул. Урицкого, 49. т.227-48-49,  mbdoy95@mail.ru 

Люфт Елена Юрьевна,

воспитатель

Описание дидактического пособия «УНИКУБ»

в рамках участия в конкурсе «Лучшее дидактическое пособие»

среди педагогов дошкольных образовательных учреждений

  г. Красноярска

Номинация: Дидактическое пособие по познавательному развитию

г. Красноярск, 2017 г.

Аннотация

Данное дидактическое пособие предназначено для организации обучения детей через игру. Пособие реализует принципы развивающего обучения и соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

Многофункциональность дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с детьми всех периодов дошкольного детства и в разных видах детской деятельности. Дидактическое пособие является частью развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО и создает условия для познавательной активности дошкольников.

В основе пособия - собственная многолетняя педагогическая практика развития познавательной сферы детей дошкольного возраста, в том числе, детей с ОВЗ.

Представленное пособие может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам дошкольного образования, родителям.

Пояснительная записка

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие ребенка, формирует интеллектуальные и личностные качества, закладывает основы нравственности. Воображение, знание об окружающем мире расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребенку самовыразиться и самореализоваться.

Познавательное развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится ведущему виду деятельности дошкольника – игре. Именно игровой характер обучения позволяет целенаправленно развивать любознательность, формировать познавательные действия детей в интересной и доступной форме.

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств, способствующих всестороннему развитию ребенка, формирующих его личность. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Одним из таких элементов стало разработанное дидактическое пособие «УНИКУБ».

Цель пособия: стимуляция познавательной активности и творческой деятельности детей через использование системы развивающих игр.

Задачи:

  1. развивать мотивацию к обучению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов детей при взаимодействии различных анализаторов;
  2.  формировать систему сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, пространственных отношений); способов познавательной деятельности (сравнение, классификация, сериация, систематизация по какому-либо признаку и пр.);
  3. развивать познавательные психические процессы, зрительно-моторную координацию;
  4. воспитывать волевые качества личности детей, поощрять проявление творческой инициативы.

Актуальность этого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Особенно актуально использование данного пособия в коррекционно-развивающей работе с учетом потребностей и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.

Дидактическое пособие реализует требования ФГОС ДО:

  • насыщенность: наличие комплектов игровых материалов для познавательной активности детей в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием образовательной деятельности;
  • вариативность: наличие разнообразных игровых и демонстрационных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, их периодическая сменяемость;
  • трансформируемость: возможность изменения элементов пособия, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи, возраста детей;
  • доступность: свободный доступ всех детей к пособию и игровым материалам;
  • безопасность: пособие надежно и безопасно в использовании, так как не имеет острых углов, устойчиво, мобильно.

Уникальность пособия заключается в его многофункциональном предназначении. Изначально он был задуман как демонстрационное пособие для формирования математических представлений у дошкольников. Но в процессе работы оказалось, что данное пособие обладает огромным образовательным потенциалом. Его можно использовать для решения задач из разных образовательных областей, использовать для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей.

Практическая ценность пособия «УНИКУБ»:

- дидактическое пособие является мобильным и очень легким в использовании Его можно переносить, переставлять, использовать практически в любых видах непрерывной образовательной деятельности и в свободное для детей время;

- красивое цветовое решение, материал, используемый в оформлении пособия (фетр, отличающийся мягкостью, теплотой) создают благоприятные условия для развития детей, особенно для детей с ОВЗ. Выбор материала для изготовления пособия обусловлен благотворным полисенсорным воздействием на детей;

- кроме выполнения своей образовательной функции пособие является оригинальным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы, сочетаясь с общим стилем дизайна групповой комнаты.

Ожидаемый результат от использования дидактического пособия «УНИКУБ»:

- расширение и закрепление представлений об окружающем мире;

- появление устойчивого познавательного интереса;

- совершенствование способов познавательной деятельности;

- самоорганизация детей (умение самостоятельно организовываться).

Пособие рекомендуется использовать практикующим педагогам дошкольного образования, родителям для занятий с детьми 3 - 7 лет.

Содержание

Для изготовления пособия, за основу был взят мягкий модуль в виде куба с размерами граней 50*50*50. На него сшит чехол из экологически чистого материала – полушерстяного фетра четырех основных цветов, что обеспечивает привлекательность пособия для игровой деятельности, легкость размещения и закрепления деталей игры, а так же приятных тактильных ощущений в работе с ним.

В комплекте с пособием «УНИКУБ» были изготовлены авторские дидактические игры, способствующие закреплению у детей полученных ранее представлений по разным образовательным областям в форме индивидуальных занятий с одним ребенком и занятий с подгруппой детей (от 2 до 8 человек) при одновременной работе на всех 4-х гранях куба.

Так, в рамках формирования математических представлений «УНИКУБ» поможет дошкольникам изучить и закрепить:

- навыки счета: Д/И «Прогулка по лесу», «Назови соседей»;

- названия геометрических фигур: Д/И «Геометрические рамки», «Геометрическая мозаика», Д/У «Найди предмет, похожий на образец», «Конструктор»;

-  классификацию по определенному признаку (по цвету, по форме, по размеру и т.д.): Д/И «Корзинка с бусами», Д/И «Математический суп, компот, пирог»;

-  сравнение по величине: Д/И «Цветные дорожки», «Лесенка», Д/У «Сложи из палочек», Д/У «Покажи предмет»;

-  различение по цвету: Д/И «Подбери предметы по цвету», «Цветные домики», «Дай мне предмет такого же цвета»,  «Какого цвета лето?»;

- ориентировку во времени: Д/И«Сложи части картинки по прядку», Д/И «Космические гости»;

- ориентировку в пространстве:  Д/И «Тетрис», «Пройди по лабиринту», «Найди место»;

- деление целого на части: Д/И ««Раздели яблоко»,  Д/И «Разрежь торт».

Для педагогов дошкольных образовательных организаций предлагается перечень игр, которые можно использовать в работе с пособием при реализации задач других образовательных областей:

1. «Кто где живет?»

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных на одной из граней куба (крепление с помощью контактной ленты), и даётся задание расположить каждого из них рядом со своим домом.

2. «Путанница»

Перед дошкольниками раскладываются картинки с разными предметами, на каждой из 4х граней куба графическое задание, взрослый просит детей разбиться на 4 пары, выбрать себе грань с заданием и разобрать картинки по условию задания. Например: поезд, самолёт, машина –колесо; лиса, заяц, медведь –лес; яблоко, груша, слива –дерево и т.п.

3. «Съедобное – несъедобное»

На столе перед ребенком лежат картинки-отгадки, на 1 из граней куба корзинка.  Педагог загадывает загадку о грибах, ребенок отыскивает и кладет картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

4. «Играем в магазин» Работа в парах. Из обшей массы картинок нужно на каждой из граней разложить продукты по отделам: например мясо, хлеб, сладости, овощи и фрукты.

5. «Восстанови события и расскажи о них». Работа в подгруппах - составление рассказа по серии картинок. Используются готовые серии сюжетных картинок.

6. «Живое – неживое» картинки с изображением объектов живой и неживой природы нужно разложить на грани куба на 2  группы и обосновать свой выбор.

7. Когда это бывает?  Работа в подгруппах. Дети на гранях куба раскладывают картинки с природными явлениями, соответствующими определенному  времени года.

8. «Помоги Ежику» Работа в парах. На каждой грани куба карточка с Ежиком, каждая пара подбирает свои картинки  в соответствии с задаваемым вопросом: мой? моя? мое? мои? и располагает их рядом с Ежиком.

Для самостоятельного закрепления счетных операций старшими дошкольниками к пособию «УНИКУБ» из каркаса и фетра изготовлена «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА», которая ставится на верхнюю грань куба. На каждой из сторон пирамиды сделаны кармашки, в которые вкладываются элементы заданий: графические изображения условий задания, цифры и математические знаки и др.

Сторона А предназначена для закрепления знаний состава числа из двух меньших чисел. Дети самостоятельно выбирают крышу с числом и достраивают этажи из разноцветных кирпичиков с меньшими числами, при сложении которых образуется число с крыши.

Сторона Б предназначена для решения примеров. Дети выбирают картинку и по ней составляют числовое выражение на сложение или вычитание.

Сторона В предназначена для решения простейших математических задач. Дети выбирают графическое изображение условия задачи, подбирают числа и знаки в соотвтствии с условием и составляют числовое выражение.

Сторона Г предназначена для составления числовых неравенств. Дети выбираю 2 картинки и подбирают цифру, соответствующую количеству предметов на картинках, сравнивают их подбирают нужный знак.

Заключение

        Практика использования дидактического пособия «УНИКУБ» в образовательной деятельности с детьми разных периодов дошкольного детства и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особенности в развитии, показала его эффективность:

- занятия и игры с пособием вызывают у дошкольников положительный эмоциональный отклик, повышая их познавательную активность как в совместной, так и в самостоятельной деятельности;

- дети, увлеченные игровым заданием, не замечают, что они включены в процесс обучения;

- яркое, радужное оформление обеспечивает богатство сенсорных впечатлений детей, несет положительный заряд энергии, настраивает дошкольников на творческую и познавательную деятельность;

- дети приобретают опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.