Городской конкурс "Воспитатель года 2015"
Материалы для участия в конкурске
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностическая методика развития речи детей с нормой в развитии
«Развитие речи дошкольников»
Ушакова О.С. и Струнина Е.М
Инструкция обследования.
Серия заданий (связная речь).
1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;
2) рассказывает, опуская начало (или конец);
3) перечисляет отдельные качества.
2. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) перечисляет нарисованное на картинках.
3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
2) составляет рассказ с помощью взрослого;
3) не справляется с заданием.
Предварительный просмотр:
А Н К Е Т А
Для родителей , дети которых посещают МДОУ 95 и занимаются музейно- образовательной деятельностью.
- Какие изменения произошли в Вашем ребенке за время занятий по музейно- образовательной деятельности:
- в эмоционально- волевой сфере;
- в отношении со взрослыми, сверстниками ;
- в отношении к предметам быта,к окружающей ребенка обстановке,
- в поведении;
- в речи.
2 . Какие музеи города Вы посещаете вместе с ребенком в выходные дни.
3 Впечатления Вашего ребенка от посещения музеев, выставочных залов.
4. Ваши впечатления от посещения музея в детском саду
5. Продолжите ли Вы общение с музеем в период учебы в школе Вашего ребенка.
6. Ваши предложения, советы в адрес педагогов МДОУ в дальнейшей работе по музейно- образовательной деятельности,
Предварительный просмотр:
Играем с детьми в мини-музее
Поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игра, в каждом мини-музее предоставляется возможность играть. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и т.п.). Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах. Ниже находится описание ряда «универсальных» игр, которые можно использовать при работе в любом мини-музее. Важно, что их правила хорошо знакомы детям. Педагог лишь изменяет содержание заданий в зависимости от тематики музея.
Дидактические игры для мини-музея
Ходилки
Для этой игры требуется большое полотно (поле), на которое нанесен маршрут в виде линии, а также фишки по числу играющих и игральный кубик с числовым обозначением на гранях. Выбрасывая кубик, ребенок определяет количество ходов, которое он должен сделать. На маршрутной линии на небольшом расстоянии друг от друга расположены остановки —разноцветные кружки. Цвет кружка обозначает задание, которое должен выполнить ребенок. Это может быть пропуск одного хода, возвращение на один-два хода назад или продвижение настолько же ходов вперед, разрешение сделать еще один, дополнительный ход. Игру можно изготовить самостоятельно. Для этого педагог подбирает по теме музея плакат, например «Пшеничное поле», «Звездное небо», «Путешествие». На плакате фломастером или бумажными полосами наносится маршрут, на который приклеивают разноцветные кружочки - остановки. Педагог определяет, что будут обозначать цвета остановок. Например, красный цвет означает, что участник игры должен вспомнить «Что бывает пшеничным?», зеленый — отгадать загадку (загадки могут быть написаны на специальных карточках, которые входят в состав комплекта игры), желтый — нужно изобразить животное или птицу в виде пантомимы, которым необходимо зерно для пищи. Если ребенок затрудняется выполнить задание, он может либо забавные задания. Такую игру можно выполнить по любой теме мини-музея.
Веселые прищепки
Для игры потребуются набор карточек - заданий и деревянные прищепки разного цвета. Карточка – задание — это круг, разделенный на шесть-восемь секторов. В каждом секторе изображена картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры. Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого. Например, если в центре изображен колос пшеницы, ребенок должен найти продукты, которые сделаны из пшеницы. Содержание нескольких картинок в секторах связано с темой игры, остальные картинки не имеют к ней отношения. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, синими прищепками, а не относящиеся к ней, — красными. Карточка с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожей на солнышко.
Сундучок загадок
Ящик ощущений используется как для самостоятельной деятельности детей, так и для выполнения заданий педагога. Для его изготовления не требуется много усилий. Можно взять любую коробку, посылочный ящик. Хорошо, если крышка легко открывается: через нее предметы помещают внутрь. Один из вариантов ящика — ящик с передней выдвижной (то есть поднимающейся вверх) крышкой. В этом случае дети видят то, что лежит внутри ящика. При этом ребенок, который ощупывает предмет, не может рассмотреть содержимое. По бокам ящика проделывают два отверстия. Их диаметр позволяет ребенку засунуть руки внутрь. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепляется рукав от детской кофты или верхняя часть носка. Ящик можно украсить разными наклейками (лучше всего сделать их съемными и менять в зависимости от тематики мини - музея) или обшить красивой тканью, привлекающей внимание дошкольников. Время от времени воспитатель кладет в ящик различные предметы. Задача детей: определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали.
Дети старшего возраста занимаются с ящиком самостоятельно: один из них прячет предмет, другой определяет его на ощупь, то есть в группах старших дошкольников можно поместить ящик в уголок самостоятельной деятельности. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, перед началом экскурсии в мини-музей. Если в ящике лежит камень, дети отправляются в мини- музей «Волшебный мир камня», если кусочек коры — в мини-музей «Русская березка», если книга — в мини-музей книги.
Для любого мини-музея можно также изготовить целый набор хорошо знакомых детям и любимых ими игр, например:
«Собери коллекцию для музея»,
«Четвертый лишний»;
«Найди пять отличий»;
«Разрезные картинки»;
«Угадай, что в мешочке»;
«Лабиринт»;
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
«УГАДАЙ ИГРУШКУ»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.
Предлагаем вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем сообщаем, что сейчас будем рассказывать об игрушке, не называя её. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка.
Вначале следует указывать на 1—2 признака, постепенно их число увеличивают до трёх-четырёх.
«КТО ИНТЕРЕСНЕЕ ПРИДУМАЕТ»
Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.
Оборудование. Флажки, значки.
Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.
Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.
«ЧТО НАПУТАЛ НЕЗНАЙКА?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает о щенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У щенка красный нос и большие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.
«КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ»
Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».
Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.
Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.
«СКАЖИ КАКОЙ»
Цель: называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.
Предлагаем детям ряд заданий:
1.По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки. «Круглое, сладкое, румяное — что это?».
2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?) - ... белый, сладкий; снег - ..., лимон - ….
«НА ВЫСТАВКЕ»
Цель: давать описание картины, используя образные слова и выражения.
Взрослый размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные или по лексическим темам) и организует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребёнок в чём-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.
«ЗАГАДКА»
Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения.
У каждого игрока на столе картинка, перевёрнутая изображением вниз.
Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберёт сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.
Вариант игры
Цель: развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.
Взрослый выбирает одного-двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду, и какие действия в произведении за ним последуют, получит право загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.
«КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ»
Цель: выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты.
Игровое правило: выигрывает тот, кто больше заметит и назовёт сказочных выражений, образных слов.
Взрослый говорит примерно следующее: «Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко можно отличить от авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова». После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой
«ЗАДУМАЙ СЛОВО»
Цель: систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия качеств, предметов, действий.
Ребёнок задумывает слово, которое все знают, но не называет его, а только рассказывает, что оно обозначает, т. е. какой предмет, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это за слово, например:
он пушистый, лакает молоко, мурлыкает (котёнок);
он красивый, голосистый, кукарекает (петух);
она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка);
она оранжевая, длинная, вкусная, сочная (морковка);
оно белое, плывёт по небу (облако).
«ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ»
Цель: развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства).
Для этой игры можно использовать сказки Джанни Родари из цикла «Сказки, у которых 3 конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль», «Хитрый Буратино» и другие.
Познакомив детей со сказкой, взрослый обращает их внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с этой сказкой. Предлагает послушать три варианта концовки и выбрать тот, который больше понравится, или придумать свою концовку и нарисовать к ней рисунки. Можно предложить детям придумать весёлую, печальную или поучительную концовку.
Завершить игру можно выставкой рисунков и детским рассказыванием.
«НАРИСУЕМ КАРТИНУ СЛОВАМИ»
Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».
Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.
«ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»
Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.
Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно предложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.
Сочиненные детьми сказки можно оформить в маленькие книжечки, в которых дети могут самостоятельно или с помощью родителей нарисовать иллюстрации.
«Я НАЧНУ, А ВЫ ПРОДОЛЖИТЕ»
(По рассказу Н. Носова «На горке»)
Подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.
Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребёнок должен закончить предложение, используя образные обороты речи.
Был ясный морозный день, снег на солнце ... (сверкал, искрился, переливался, блестел).
Миша сел на санки и помчался с горы ... (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).
Санки перевернулись, и мальчик ... (шлёпнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).
Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился ... (не покладая рук, без устали, в поте лица).
«ОБЪЯСНИ, ПОКАЖИ»
Цель: знакомиться с фразеологизмами.
Взрослый называет фразеологизмы (одна нога здесь, другая там; сгореть со стыда; ворон считать; морочить голову и др.).
Задаёт вопросы типа: Что означает это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать? Предлагает подобрать картинку, которая подходит к тому или иному выражению. (Картинки, отражающие переносное и буквальное значение фразеологизмов, подбираются заранее.)
«СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ»
Цель: осваивать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.
Взрослый говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребёнок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например:
— Что значит «растёт не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению.
Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову; ахнуть не успел; летит как угорелый; зарубить на носу; надуть губы.
«ОШИБКА»
Цель: знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки.
Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу весёлых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы:
—«Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеётесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать?
— «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно?
— «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как нужно сказать?
— «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу». Всё ли здесь правильно? Как нужно сказать?
означают, но и почему так говорят.
«ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«НАЙДИ КАРТИНКЕ МЕСТО»
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
Наборы серийных картинок для выкладывания.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.
Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
Предварительный просмотр:
Эссе на тему:
« Я хожу в детский сад…»
«От того, как пройдёт детство,
кто будет вести ребёнка за руку
в детские годы, что вложат
в его разум и сердце – от этого
будет зависеть, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
Что определило мой профессиональный выбор? Все очень просто – это моя любовь к детям! Конечно, каждый выбирает свой путь, главное понимать, а по тому ли пути я иду. Да, спустя 24 года, я могу с уверенностью сказать, что не ошиблась. Сегодня я воспитатель и очень горжусь этим!
Как говорил Л. Н. Толстой: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь». В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно ходишь в детский сад к детям.
Когда пришло время определиться со своей будущей профессией, я, даже не задумываясь, сказала себе, что мое призвание – дети. Долго готовилась и поступила в педагогическое училище, получила специальность учителя начальных классов. Но жизнь распорядилась так, что в школе мне пришлось проработать совсем недолго, и волею судьбы я пришла работать в детский сад со своей маленькой дочкой.
И вот я снова хожу в детский сад, как когда - то в далеком детстве. Мне, как и тогда трудно, но очень интересно. Но теперь я не маленькая девочка, и мне еще труднее, ведь на мне большая ответственность за жизнь детей и их развитие. Дети стали для меня друзьями, можно даже сказать младшими коллегами. Я всегда очень серьезно отношусь к проблемам и желаниям своих воспитанников, чем стараюсь заслужить их доверие и уважение. Когда вижу, что сумела передать детям хотя бы небольшую часть своих знаний, испытываю огромное удовлетворение от своей работы.
Когда каждое утро приходишь в детский сад, видишь счастливые детские глаза от встречи с тобой, когда они доверяют тебе все свои тайны, радости и обиды, понимаешь, что профессия воспитателя не только ответственная и серьезная, но в то же время очень яркая, приносящая массу впечатлений от общения с детьми. Я очень требовательно отношусь к себе, так как считаю, что воспитание и развитие детей зависит в первую очередь от личности самого педагога. Создаю оптимальные условия для развития дошкольников, стараюсь найти такие методы и приемы, которые интересны детям и вызывают желание и радость от общения со мной, от общения друг с другом. Все дети разные и особенные каждый по своему, поэтому всегда учитываю возрастные, индивидуальные особенности детей. Ведь главное в моей профессии – не навредить ребенку!
Какие качества души должны быть развиты у воспитателя? На мой взгляд, это - терпение, внимание и понимание каждого ребенка, доброта и искренность, креативность и чувство юмора. Педагог обязан обладать профессиональной компетентностью. Ведь человек, выбравший профессию воспитателя, должен быть искренне заинтересованным, стремящимся познавать новое в мире и науке, регулярно повышать уровень методической грамотности. В успешности воспитателя очень важно обладать педагогической культурой, корректностью, грамотной речью, доброжелательностью, коммуникабельностью. Все это качества помогут найти подход к каждому ребенку, а так же станут необходимыми в сотрудничестве с родителями и коллегами.
И я с большим удовольствием хожу в детский сад, как и много лет назад за новыми знаниями и впечатлениями, но сейчас моими наставниками являются сами дети. Находясь рядом с детьми, я играю и радуюсь, огорчаюсь и удивляюсь, наблюдаю и творю, изобретаю, развиваюсь и конечно же обучаюсь. В разных ситуациях я рядом с детьми наблюдаю за их деятельностью, взаимоотношениями друг с другом, вместе с ними учусь видеть мир глазами детей. Могу с уверенностью сказать, что мои воспитанники научили меня очень многому, а сколько идей они мне подсказали! Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске и считаю, что профессия педагог – это не просто должность в графе «профессия». Это особое состояние души, образ жизни и мыслей.
Я уверена, что правильно выбрала свой профессиональный путь.
Ведь люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот дом, цветущий детским весельем, играми и знаниями.
Предварительный просмотр:
«Родное слово есть основа
всякого умственного
развития и сокровищница
всех знаний: с него начинается всякое
понимание, через него проходит
и к нему возвращается».
(К.Д. Ушинский)
Развитие связной речи детей является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Проблеме становления речевой деятельности дошкольников всегда уделялось большое внимание. Но недостаточно накоплено педагогического опыта по вопросу подбора наиболее эффективных способов развития связной речи дошкольников, обеспечивающих также и познавательную активность детей.
Идея использовать музейно-образовательную деятельность возникла при организации экспозиции на праздник, посвященный Дню Победы. По моей просьбе родители воспитанников принесли в группу несколько ценных вещей своих родственников, которые вызвали живой интерес у детей и послужили поводом для обсуждения.
В ходе изучения и анализа статей современных авторов по Музейной педагогике И. Колесниковой, Н. Рыжовой, Г. Ларионовой, А. Данюковой я предположила, что данное педагогическое направление действительно могло бы стать эффективным способом для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Все вышесказанное и определило актуальность выбранной мною темы педагогического опыта.
Новизна предполагаемой работы заключается не в организации самих музейных экспозиций и их оформлении. В данном случае прежде, чем внести какой-либо экспонат в пространство мини-музея будет создаваться ситуация для изучения предмета, с целью определения его предназначения, принадлежности и свойств. В ходе таких мероприятий и решаются основные задачи речевого развития. А так же прослеживается интеграция образовательных областей, таких как: познавательное развитие, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Целью моего педагогического опыта стало создание условий для совершенствования навыков связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством музейно-образовательной деятельности.
Для достижения указанной цели я ставила перед собой следующие задачи:
- обогатить предметно – пространственную среду для выработки у воспитанников позиции созидания и заинтересованного исследователя;
- совершенствовать речевые навыки детей в процессе музейно - образовательной деятельности;
- использовать игровой способ освоения музейной информации;
- Обеспечить интеграцию образовательных областей в ходе организации мероприятий по музейно-образовательной деятельности.
- формировать детско-взрослую совместную и самостоятельную деятельность на основе использования проектного метода.
- Привлекать родителей воспитанников к участию в музейно-образовательной деятельности.
Исходя из поставленных задач, можно сделать вывод, что вся работа состояла из трех частей.
В первой части я определила теоретические основы развития связной речи и ее виды. Особенности, методы, средства и условия формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста. А так же рассмотрела музейную педагогику как науку и связанную с ней музейно-образовательную деятельность как метод развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и его эффективность.
Вторая часть работы посвящена подбору диагностического инструментария для определения состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста. Мною была выбрана классическая методика «Диагностика развития речи дошкольников», разработанная Ушаковой О.С. и Струниной Е.М. Результаты позволили сделать вывод, что в речи детей отмечается немногословность высказываний, прослеживаются нарушения связности высказываний, отсутствуют речевые обороты и нарушаются причинно-следственные связи. Нарушается логика повествования, производятся значительные сокращения первоначального текста при пересказе.
Третья часть моей работы, была посвящена реализации основной цели для этого мною был разработан и апробирован на практике детско – взрослый проект «Семейные ценности и реликвии», реализация которого проходила в 3 этапа.
1 этап (подготовительный) - предусматривал начать работу по созданию условий для организации мини-музея и сбору экспонатов для оформления экспозиции.
Было организовано анкетирование родителей, проводились экскурсии в музеи города, подбирался материал для организации выставки, разрабатывались мероприятия для проведения в мини-музее.
Итогом первого этапа явилось: формирование проблемы и разработка мероприятий по ее разрешению, с учетом результатов констатирующего эксперимента, а также оформление выставки по выбранной теме;
2 этап (практический) - предполагал проведение запланированных мероприятий по формированию навыков построения связных высказываний.
В процессе музейно - образовательной деятельности дети учились :
- составлять развернутые высказывания при исследовании предметов, принесенных для мини-музея, во время демонстрации репродукций художников, результатов жизнедеятельности людей, через составление описательных и сюжетных рассказов;
- устанавливать причинно-следственные связи между предметом и его пользой, что способствовало построению более сложных высказываний при организации игр- путешествий : «Путешествие в лес», « Расскажи, как ты провел лето?», «Праздники в нашей семье»;
- составлять творческие рассказы, а так же рассказы из жизненного опыта во время проведения игр развлечений таких как «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мода из бабушкиного сундука»;
- работать над пересказом текста с использованием приемов коллективного пересказывания, пересказа по частям, использование элементов драматизации, разыгрывание сказки по ролям.
Применялась такая форма работы, как коллекционирование, во время которой дети рассказывали о своих мини-коллекциях, о том, почему выбрали то или иное направление коллекционирования, откуда к ним попали предметы, чем их привлекают.
Использовались эстетические упражнения: «Закрась поднос», «Закончи узор» с последующим обсуждением, почему дети выбрали тот или иной цвет, рисунок.
Предлагалось выполнение домашних заданий о том, как можно изменить предметы, составляющие экспозицию мини-музея, нарисовать их, вылепить, придумать свое название, составить о них загадку, сказку, рассказ об истории выбранного предмета, его принадлежности и предназначении в окружающей действительности с последующим представлением и обсуждением в группе.
В своей работе я часто использовала дидактические игры:
- «Кто интереснее придумает?». Цель - учить детей составлять предложения по заданному слову.
- «Что напутал Незнайка?». В ходе этой игры дети учатся находить ошибки в описании и исправлять их.
Итогом второго этапа стала разработка и проведение мероприятий по формированию навыка связной речи детей, подбор и систематизацию текстового материала, способствующего подготовке и проведению экскурсии-презентации экспозиции нашего мини-музея.
3 Заключительный этап.
На данном этапе я работала над составлением текстового материала для проведения презентации. Мною была определена группа детей, которая «обучалась в школе экскурсоводов». Дети, в начале, самостоятельно рассказывали об экспонатах нашего мини-музея, затем прослушивали рассказы, составленные мной, сравнивали содержание, дополняли, затем при повторном прослушивании мы работали над пересказом.
Итогом 3 этапа стало проведение экскурсии-презентации мини-музея для родителей и воспитанников других групп детского сада.
После реализации на практике своего проекта, я провела повторное обследование детей своей группы. Анализируя результаты повторного обследования связной речи в можно сказать, что образовалась категория детей с высоким уровнем развития связной речи, увеличилось число детей со средним уровнем развития связной речи и снизилось количество детей с уровнем ниже среднего.
А это доказывает, что мое предположение о том, что музейно-образовательная деятельность действительно является оптимальным средством развития связной речи старших дошкольников
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95 комбинированного вида»
660049, Россия, Красноярский край,
г. Красноярск, ул. Урицкого, дом 49, тел.227-48-49.
Конспект педагогического мероприятия с детьми
для участия в городском профессиональном конкурсе
«Воспитатель года города Красноярска»
Участник: Люфт Елена Юрьевна, воспитатель, МБДОУ № 95
Красноярск - 2015
Конспект занятия по развитию связной речи
Тема занятия: «Путешествие предметов из прошлого в настоящее»
Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа
Цель занятия: Совершенствование языковых средств общения путем формирования познавательного интереса к предметам старины.
Образовательные задачи по основной образовательной области:
«Речевое развитие»:
- способствовать развитию связной, грамматически правильной речи детей, через знакомство с предметами старины;
- активизировать и пополнять словарь детей на основе углубления знаний о предметах старины.
- развивать умение составлять описательные рассказы о предметах;
- воспитывать культуру речевого общения.
Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям:
«Познавательное развитие»:
- содействовать формированию представлений у детей об эволюции
предметов быта людей.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:
- Коммуникативная деятельность (ситуативный разговор, беседа, составление описательных предложений о предметах).
- Игровая деятельность (дидактические игры и упражнения).
- Познавательно-исследовательская деятельность (исследование предметов)
Планируемый результат:
Возникновение у детей желания общения со сверстниками и взрослыми для передачи имеющихся и полученных знаний в процессе знакомства с предметами старины и современности.
Перечень оборудования и используемых материалов:
- Оборудование: стол 2 шт., тумба, магнитофон с флешкартой
- Материалы: чемодан, печатная машинка, лист бумаги А 4, нетбук, радиоприемник, MP3 плейер с наушниками, чернильница с пером, шариковая ручка 2 шт., счеты, калькулятор 2 шт., песочные часы 2 шт., настольные часы,, грампластинка, диск 2 шт., дисковый телефон, электрический чайник, мобильный телефон, самовар, свеча, настольная лампа, портативная колонка, флэш - карта, звуковые файлы, пособие «Сундучок загадок», мешочек для предметов, шкатулка с картинками, опорная схема.
- Перечень методической литературы:
- - От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. 2014 г.
- Свободный интернет ресурс: картинки и мнемотаблица
http://www.inwin.com.ua/guide-98
http://ru.123rf.com/photo_10181081_old-telephone-with-rotary-dial-isolated-on-white-background.html
http://gostei.ru/skazki/skazki-andersena/66-pero-i-chernilnica-skazka-andersena.html
http://radiotrician.ru/spidola207_208.php
http://microstocker.com.ua/map/pic3537/?pf=150
http://microstocker.com.ua/map/pic3537/?pf=150
http://2s2b.ru/c356-11670.html
http://900igr.net/kartinki/literatura/Akmeizm/027-Akmeizm.html
http://rarita.ru/catalog/bank_finansy/starinnye_derevyannye_schety/
Ход занятия:
I часть «Мотивационно-побудительная»
Дети входят в группу. Следом за ними входит воспитатель, переодетый в домового со старинным чемоданом и самоваром в руках. Ходит, смотрит по сторонам, ищет что-то, бормочет:
-Ой, горе мне, горе, потерялся, потерялся. Что делать-то?
Замечает детей.
-Здравствуйте, люди добрые? (кланяется до земли)
-Кто вы? (Ответы детей.)
-А меня величают домовым Яшей. Живу я в музее, а вы про музей-то слыхали, что это такое? (Ответы детей)
-Да, это место, в котором разные ценные вещи хранятся, эти вещи экспонатами зовутся. Попросили меня вот этот чемоданчик в детский садик перевезти и деткам показать, а я заблудился. Так может я к вам и спешил?
Ой, повезло, так повезло! Значит, это вам! (Ставит чемодан перед детьми)
Воспитатель:
- Как вы думаете что это? А это новый или старый чемодан? А то, что в нем лежит новое или старое? Хотите проверить? Что для этого нужно сделать?
Дети рассматривают чемодан и высказывают свои предположения о его содержимом.
II часть Основная
Чтобы проверить правильность своих предположений, дети открывают чемодан и рассматривают предметы. Воспитатель предлагает детям выбрать себе картинку и по ней найти предмет для исследования и описания. Затем при помощи опорной схемы просит рассказать о нем и показать, как этим предметом пользуются. Обследованные предметы расставляют на стол. Если дети затрудняются составить описательный рассказ, то воспитатель задает наводящие вопросы и дополняет ответы, затем резюмирует их.
Воспитатель:
- Ребята все эти предметы совершили к нам путешествие из прошлого, ими пользовались еще ваши бабушки и дедушки. А как вы думаете, в современном мире эти предметы изменились или остались такими же? (предположения детей)
Воспитатель:
- У меня для вас есть еще один сюрприз, вот в этом мешочке тоже лежат ценные вещи. Хотите на них посмотреть?
Дети по очереди из мешочка достают и рассматривают современные предметы - аналоги старинных, выстаивают аналогию между старинными и современными предметами с описанием изменений. Воспитатель дополняет ответы детей.
Воспитатель:
- Давайте возьмем по одному предмету и положим его рядом с предметом из прошлого, пусть они познакомятся. А мы с вами пока поиграем.
Воспитатель:
Дидактическое упражнение «Угадай, чей звук»
Дети по звуковому восприятию отгадывают название предмета.
- У меня есть еще одна диковинка, которая нам поможет. Она звуки будет издавать, а вы должны угадать какому они принадлежат предмету из тех, что мы видели сегодня.
Воспитатель поощряет правильные ответы детей.
Воспитатель:
Дидактическая игра «Сундучок загадок»
Дети по тактильному восприятию определят название предмета и описывают этот предмет.
- Где-то у меня был сундучок загадок. А вот же он! В нем лежат какие-то предметы, а какие – я позабыл. Хотите узнать, что там лежит?
-Для этого нужно просунуть руки вот в эти отверстия (показать какие), взять в руки 1 предмет и, на ощупь, определить, что же это. Но это еще не все! Ведь не зря сундучок с загадками! Нужно так описать предмет, чтобы мы смогли догадаться, что там лежит. И только после этого достать его и показать нам!
Дети определяют предмет, загадывают загадку другим детям и демонстрируют отгадку.
III часть Рефлексивная
Воспитатель:
- Какие мне умненькие детки попались! Столько много знают! У вас тут все такие? А в музей ко мне придете? Я еще вам много интересного покажу! Ой, я же совсем забыл! Наш музей то пока не работает, как же другие дети смогут всё это увидеть? Ай-яй-яй! Вот беда - то! Я бы сам остальных деток познакомил со своими сокровищами, да мне возвращаться пора, надо за порядком следить!
Воспитатель:
- А может вы придумаете, как в детском саду можно показать такие же вещи и рассказать о них?
Дети строят предположения.
Воспитатель:
- Я придумал как вам помочь! В детском саду можно организовать выставку таких вещей, такой маленький музей, разместить в нем интересные предметы и как настоящие экскурсоводы рассказывать о них другим детям. Как вам такая идея? Только где же вы такие сокровища найдете то?
Дети строят предположения и выражают свое отношение к данному предложению.
Воспитатель:
-Детки у меня только есть одна просьба, помогите мне собрать все мои сокровища, а то мне уже пора бежать в музей.
Дети помогают складывать предметы.
Воспитатель:
- Я желаю вам успехов в организации у себя в группе маленького музея! А как только откроется наш музей, милости просим к нам в гости! До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Музейно – образовательная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Актуальность: Развитие связной речи детей является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Проблема: Недостаточно накоплено педагогического опыта по вопросу подбора наиболее эффективных способов развития связной речи дошкольников, обеспечивающих также и познавательную активность детей. 2
Новизна: создание ситуаций для изучения экспоната, с целью определения его предназначения, принадлежности и свойств. В ходе таких мероприятий и решаются основные задачи речевого развития. А так же прослеживается интеграция образовательных областей, таких как: познавательное развитие, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие. Цель: создание условий для совершенствования навыков связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством музейно-образовательной деятельности. 3
Задачи: совершенствовать речевые навыки детей в процессе музейно-образовательной деятельности; создать условия для выработки у воспитанников позиции созидания и заинтересованного исследователя; использовать игровой способ освоения музейной информации; формировать детско-взрослую совместную деятельность на основе использования проектного метода . 4
Реализация педагогического проекта «Семейные ценности и реликвии» Проблема : недостаточно развита связная речь детей старшего дошкольного возраста. Идея: повысить уровень развития связной речи детей в процессе музейно-образовательной деятельности. Цель: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о предметах и событиях из окружающей жизни. Участники: воспитатель, дети, родители воспитанников. 5
Значимость проекта: Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов. Следовательно подбор наиболее эффективных методов и создание условий, а в моем случае это музейно – образовательная деятельность, является благоприятным для овладения связной речью детей старшего дошкольного возраста. 6
Диагностический инструментарий 7 Методика «Диагностика развития речи дошкольников» авторы: Ушакова О.С. и Струнина Е.М.
Результаты обследования № 1 Рисунок 1. Результаты обследования уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года. 8
На основании результатов обследования сделаны выводы: в речи детей отмечается: немногословность высказываний, прослеживаются нарушения связности высказываний, отсутствуют речевые обороты , нарушаются причинно-следственные связи, нарушается логика повествования, производятся значительные сокращения первоначального текста при пересказе. 9
Этапы реализации: I этап Подготовительный Цель: создать условия для проведения музейно-образовательной деятельности. Итог: . завершена подборка предметов-экспонатов для создания экспозиции мини-музея «Семейные ценности и реликвии», II этап Основной Цель : формировать у детей старшей группы умение составлять развернутые высказывания в организованной и свободной деятельности используя различные формы работы в рамках проекта. Итог: разработаны и проведены мероприятия по подготовке и проведению экскурсии-презентации экспозиции. III этап Заключительный Цель: организовать работу школы экскурсоводов. Итог: проведение экскурсии-презентации мини-музея для родителей и воспитанников других групп детского сада. 10
Экспозиция мини-музея «Семейные ценности и реликвии» 11
Музейно-образовательная деятельность II этап 12
13
Музейно-образовательная деятельность III этап Экскурсия - презентация 14
Результативность В процессе музейно- образовательной деятельности работы дети научились : составлять развернутые высказывания при рассматривании предметов, репродукций художников, результатов жизнедеятельности людей, через составление описательных и сюжетных рассказов; устанавливать причинно-следственные связи между предметом и его пользой, что способствовало построению более сложных высказываний; составлять творческие рассказы, а так же рассказы из жизненного опыта; работать над пересказом текста. 15
Результаты обследования № 2 Рисунок 4. Результаты повторного обследования связной речи детей по методике № 1 на конец учебного года. 16
Сравнительная таблица результатов обследования связной речи старшего дошкольного возраста Уровни развития связной речи Обследование № 1 Обследование № 2 Высокий 0% 14% Средний 57% 79% Ниже среднего 43% 7% 17
Вывод: Результаты обследования доказывают, что действительно, мое предположение о том, что музейно-образовательная деятельность является оптимальным средством развития связной речи старших дошкольников, является верным . 18
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, -2005. -С. 24. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений //- М.: Издательский центр «Академия»,- 2007. – С. 256. Рыжова Н.А. и д. р. / Мини-музей в детском саду.// Н.А. Рыжова , Логинова Л. , Данюкова А.И. М.: Линка-Пресс., -2008. Рыжова Н. А «Музейная педагогика»/ Н. А Рыжова,// Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г. 19 Используемая литература:
20 Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Проект «Семейные ценности и реликвии»
Проблема: недостаточно развита связная речь детей старшего дошкольного возраста.
Идея: повысить уровень развития связной речи детей в процессе музейно-образовательной деятельности.
Цель: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о предметах и событиях из окружающей жизни.
Участники: воспитатель, дети, родители воспитанников.
Значимость проекта:
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов.
Следовательно, подбор наиболее эффективных методов и создание условий, а в нашем случае это музейно – образовательная деятельность, является благоприятным для овладения связной речью детей старшего дошкольного возраста.
План реализации проекта
«Семейные ценности и реликвии»
1. Подготовительный этап
Деятель-ность воспита-теля | Деятель-ность детей | Формы работы | Задачи | Сроки реалии-зации | Способ и место прове-дения |
1.Формиро-вание проблемы. 2. Органи-зация экскурсий в музеи города 3.Опреде-ление тематики экспозиции. 4.Формиро-вание предпосы-лок к поисковой деятель-ности детей. 5.Опреде-ление конечного продукта. 6. Выбор методики диагности-рования уровня развития связной речи в соответст-вии с научным исследова-нием. | 1. Знаком-ство с музеем и его экспона-тами. 2.Включе-ние ребёнка в проблему. 3. Вжива-ние в си- туацию поиска. 4.Приня-тие задач. 5.Допол-нение задач проекта . | 1. Посеще-ние музеев города 2.Изучение научных материалов и литературы по организа-ции мини-музея в детском саду. 3.Анкети-рование родителей, с целью определе-ния тематики мини-музея. 4.Поста-новка посковых задач для детей в форме беседы на занятиях по ознакомле-нию с окружающим миром, в игровой и в свобод-ной дея-тельности. | 1. Познако-мить детей с музеями города с их экспоната- ми их особенностями правилами проведения экскурсии. 2.Привлечь родителей к решению данной проблемы 3. Разрабо-тать советы для родителей по подбору экспонатов 4.Организо-вать сбор родителями экспонатов в соответст- вии с ранее определенной тематикой мини-музея. | Сентябрь-октябрь | 1.Музеи города 2.Родитель-ское собра-ние. (В группо-вой комнате) 3. Частные консульта-ции. (Приемная, ная, прогулке) 4. Инфор-мационные средства печати по просвещ-ению родителей по проблеме и значимости создания мини-музея в детском саду. (Информационный стенд для родителей) |
2. Основной этап (практический)
Деятель-ность воспитателя и учителя-логопеда | Деятель-ность детей | Формы работы | Задачи | Сроки реализации | Способ и место проведения |
1.Составле-ние плана работы проведения мероприятий в ходе музейно-образова-тельной деятельности 2. Организация экскурсий в Краеведчес-кий, Лите-ратурный музей и в мини- музеи других групп детского сада. 3. Воспита-тель, совместно с учителем-логопедом, составляют тексты-описания экспонатов для использова-ния в качест-ве пересказа. Вместе продумыва- ют содержание мероприя-тий, ситуа-ций, в кото-рых дети будут составлять рассказы об экспонатах самостоя-тельно. 4.Воспита-тель про-водит работу по описанию предметов, составлению связных рассказов, пересказыванию текста. 5. Логопед работает над звуковой культурой речи и развитию фонематического слуха в соответствии с индиви-дуальными особенностя-ми речи детей 6.Привлека-ют младшего воспитателя к участию в создании мини-музея. 7. Поощряют самостоятельную деятель-ность детей в составлении связных описатель-ных высказыва-ний в сво-бодной дея- тельности детей. | 1. Знаком ство с музеем и его экспо-натами через посещениемузеев: -Краевед-ческий музей -Литера-турный му-зей -мини-музеи в других группах детского сада 2. Дети составляют рассказы об экспонатах мини-музея по просьбе воспита-теля. 3.Самосто-яельно вовремя общения с другими детьми группы. 4.Пополня-ют экспо-зицию мини-музея новыми экспона-тами. | 1.Совмест-ная деятель-ность педагога и группы детей в мини-музее. 2.Индиви-дуальная работа по составле-нию рас-сказов и переска-зыванию текста. 4.Коррек-ционные занятия с логопедом. 5. Самос-тоятельная игровая деятель-ность детей в мини-музее. 6.Индиви-дуальная работа с родителями по вопросам составле-ния разверну-тых рассказов дома. | 1.Подбор и организация проведения эффектив-ных меро-приятий по развитию связной речи в рамках проекта. 2. Совместная работа воспитателя и логопеда по совершенствованию звукоприз-ношения и развитию фонемати-ческого слуха. 3. Обучение детей составле-нию раз-вернутых высказыва-ний в орга-низованной и свободной деятель-ности . 4. Развитие коммуника-тивных навыков. 5. Выстраива-ние взаимо-связи с другими видами деятельнос-ти: -математика (счет, измерение, сравнитель-ный анализ и синтез, знакомство с календар-ным и временным циклом, и т.д.) -музыка (знакомство с народной музыкой, с классичес-кой музы-кой, музы-кально-рит-мические упражнения. -искусство (знакомство с произве-дениями художников-классиков, с народно- прикладным творчест-вом) -познание окружаю-щего мира (знакомство с разными профессиями, с техно-логией про-изводства некоторых продуктов, с обществен-ной жизнью, с окружа-ющим ми-ром). -здоровье (дать представ-ление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах). -физическое развитие ( расширять представле-ния о физическом развитии как неотъем-лемой части общего развития). | Ноябрь– апрель | 1. Организация мероприятий в рамках проекта (Групповая комната, мини-музей) Способы: -тематические занятия, -досуговые мероприятия, -беседы. -использование наглядности -введение игрового приёма -использование художествен-ной литературы, -игры-развле-чния («В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мода из бабуш-киного сунду-ка»), -игры путешествия: («Путешествие на чердак»), -игры, эстети-ческие упражнения: «Закрась поднос», «Закончи узор»; -заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т .д.). -выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку) - образова-тельные и обзорные экскурсии, - конкурсы и викторины. » 2. Логопеди-ческий кабинет (Подгруп-повые и инди-видуальные занятия) |
Заключительный этап
Деятельность воспитателя и учителя-логопеда | Деятель-ность детей | Формы работы | Задачи | Сроки реали-зации | Место и способ проведения |
1. Проведение диагностики, по выбранным ранее методикам определения уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, формированию звукопроизно-шения и развитию фонематического слуха. 2.Подготовка и проведение презентации мини-музея в форме проведения экскурсии. | Участвуют в различ-ных видах деятель-ности по подготовке и проведе-нию презентации в форме экскурсии. | Индивидуальная и групповая деятельность с детьми по всем видам музейно-образова-тельной деятель-ности. Индивиду-альная работа с родителя-ми по под-готовке и проведе-нию пре-зентации. | Подведе-ние итогов реализации проекта: -определе-ние качест-ва знаний и уровня развития связной речи, полу-ченных в результате реализации проекта. 2.Организа-ция досуговой деятель-ности в рамках проекта. 3. Привле-чение родителей к проведе-нию презента-ции и организа-ции экскур-сии по мини-музею «Семейные ценности и реликвии». | Май | 1. Кабинет логопеда 2.Групповая комната Способы: -анкетиро-вание родителей по реализации проекта, -беседы с детьми по организации и проведению презентации. |
Предварительный просмотр:
ДОМАШНИЙ МУЗЕЙ
В СЕМЬЕ ВОСПИТАННИКОВ
« … Кто имел случай наблюдать детей, не стесненных взрослыми во время их прогулки, тот, вероятно, заметил их страсть к рассматриванию и собиранию предметов, встречающихся им по дороге.
Дети подбирают камешки, стеклышки, словом все, что возбуждает их внимание.
Даже маленькие дети, начинающие только ходить и которых няни водят еще за руку, останавливаются почти на каждом шагу, чтобы рассматривать попадающие им предметы …»
« … Если вы будете позволять ребенку собирать и будете руководствовать им в распределении собранного им материала, то у него составится в скором времени ДОМАШНИЙ МУЗЕЙ, который принесет ему несравненно больше пользы, нежели чтение описания вещей, которых он не видел.
Прежде всего ребенок должен привести в порядок свой материал и сгруппировать сходные предметы. Это занятие принесет много пользы. Ребенок поучается отличать сходные и несходные предметы, мало по малу, у ребенка составится целый МУЗЕЙ ВЕЩЕЙ, хотя не редких и не драгоценных, но имеющих для него чрезвычайно важное значение … »
« … Дайте вашему ребенку несколько коробок, место, куда их ставить, позволяйте ему останавливаться на прогулках, подбирать и собирать, посвятите кроме того незначительную часть вашего свободного времени вашему ребенку, и вы убедитесь, что он реже будет приставать к вам с жалобами, что ему скучно и с требованием, чтобы вы купили ему игрушки … »
« … Заложив подобный домашний музей, ребенок не только восполнит приятные часы своего досуга, но получит действительные познания о форме и свойствах тел природы, рука его сделается ловкою, он приучится к ПОРЯДКУ, ОПРЯТНОСТИ, БЕРЕЖЛИВОСТИ. Эти качества редко находятся в детях, но ими до известной степени никак не следует пренебрегать …»
АНКЕТА
для родителей, в семье которых создан домашний музей
- Кому принадлежит инициатива создания домашнего музея в Вашей СЕМЬЕ?
- Мотивы, побудившие Вас создать домашний музей?
- Кто принимал участие в создании домашнего музея?
- Какую роль Вы отводите Вашему дитя в создании домашнего музея?
- Какие изменения произошли в Вашем ребенке за время создания домашнего музея:
- в эмоционально-волевой сфере;
- в отношении со взрослыми, сверстниками;
- в отношении к предметам быта, к окружающей дитя обстановке;
- в поведении;
- в речи.
- Какую вы видите перспективу существования домашнего музея в Вашей семье?
- Как повлияла (повлияла ли) организация домашнего музея на семейный уклад Вашей семьи, на ее традиции?
Предварительный просмотр:
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ДОМАШНЕГО МУЗЕЯ
«Вещь - это весть. С годами вещи
Приобретают голос вещий»
(В. Берестов)
Прислушайтесь к советам:
- Если у всех членов семьи есть общая идея, общая забота и интерес – то в Вашем доме обязательно появится Домашний музей.
- В создании Домашнего музея каждый член семьи попробует себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков, исследователей.
- Важной осебенностью Домашних музеев является участие в его создании детей: они участвуют в обсуждении тематики, в собрании, размещении экспонатов музея.
- В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в Домашнем музее можно и нужно: менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать, составлять пояснения к ним.
С чего начинается создание Домашнего музея?
- С выбора тематики Вашего музея, которая зависит от семейных традиций. ( Вы храните вещи старшего поколения, реликвии, которые передаются из поколения в поколение…); от увлечений семьи (коллекционировать, фотографировать).
- Можно придумать и название своего Домашнего музея «Игрушка моей мамы», «Наш дедушка – солдат», «Мы родом из Сибири», «Одежда наших бабушек», « История нашего дома»; создать генеологическое древо своей семьи, придумать герб своей семьи.
Следующие этапы создания Домашнего музея:
- поисковый (все вместе собираете экспонаты по теме Вашего музея; выбираете место для размещения собранных экспонатов; составляете содержание экскурсий по Вашему музею.
В роли экскурсоводов выступают и дети, и взрослые. Пригласить на экскурсию можно своих родных, соседей, друзей сына или дочери, демонстрацию своего музея желательно приурочить к семейному торжеству (День рождения Вашего сына, дочери).
Экспозицию музея можно пополнять, менять; она может быть постоянной или иметь эпизодический характер.
Домашний музей вызывает у детей интерес к истории, традициям своей семьи; желание посещать « взрослые « музеи.
У детей развивается творческое воображение, интерес к коллекционированию; дети быстрее овладевают моно и диалогической речью.
Домашний музей объединяет семью, а когда семья вместе, то и душа на месте.