Проект "Персонализация образовательной деятельности"

Нигматуллина Гульсум Сагадатовна

Конкурсный проект на Региональный конкурс на присвоение статуса "Педагог Югры-2021"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_personalizatsiya_obr_deyatelnosti.docx54.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Проект

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнила: учитель истории и обществознания Нигматуллина Гульсум

Сагадатовна

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3-4

Основные понятия и определения        5-7

Инструменты        7-19

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты        19-20

Оценка эффективности        20

Оценка рисков        20-21

Заключение        21-22

Литература        23

Введение

Большинство исследователей признает, что переход к информационному обществу сопровождается серьезными изменениями, касающимися личности. В конечном счете, процесс становления личности – индивидуальный процесс, все остальное может лишь создавать условия для формирования такой личности. И образование должно ставить перед собой именно такую цель.

Для сферы образования сегодня реальной выступает не только проблема выдвижения и «внедрения» новых идеологий, сколько проблема изменения человеческого существования.

Сегодня мир опутан невидимой информационной сетью. У людей вошло в привычку обращаться к сети не только с целью осуществления покупок или получения свежих новостей, но и к счастью, приобрести те или иные знания. Билл Гейтс называет это переходом к «веб-стилю жизни». Очевидно, что образовательный процесс не может не учитывать эти реалии, совершенствовать педагогические технологии, переосмысливать образовательные парадигмы.

Информатизация социальных и образовательных коммуникаций ломает незыблемые «правила игры». Известные аналитики и футурологи З. Бауман, Ф. Фукуяма, И.В. Бестужев-Лада отмечают, что сегодняшний процесс обучения становится все более деперсонализированным, то есть процессом, в котором соверешенно неясно, кто выступает в качестве учителя, и кто действует как ученик, кому принадлежит знание, предназначенное для передачи, кто становится его реципиентом, а кто решает, какие знания подлежат распространению и усвоению.

Как бы не развивались информационные технологии, компьютер не может заменить реального педагога. Ибо задача первого – сообщать знания, информацию. А учитель учит их извлекать.

Как сохранить плюсы нынешней системы образования? Как в массовой школе, начиная с первого класса, учесть особенности каждого ребёнка? Какие педагогические практики, какой образовательный опыт ученика будут наиболее продуктивны  для  качественного  восприятия  учениками  предметного

содержания и для формирования у них необходимых компетентностей — как формировать такой опыт и как оценивать учебные результаты? Эти вопросы себе задаёт педагогический коллектив МАОУ СОШ № 2. Ответ на эти вызовы даёт Персонализированная модель образования.

Данный проект является результатом поиска эффективных путей внедрения персонализированной модели образования в начальной школе по развитию личности обучающегося.

Актуальность проблемы, заявленной в проекте, не оставляет сомнений. Идея персонализации проходит красной нитью в становлении многих инновационных образовательных моделей, находит своё воплощение в таких методологических и прикладных конструкциях как: антропологические и гуманистические концепции, дифференцированный и индивидуальный подходы, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход, субъект-субъектное взаимодействие, теория личностных вкладов.

Одной из составляющих понятия «персонализация» применительно к образовательному процессу является свобода учащегося в выборе подходов, методов решения в практической, исследовательской и проектной деятельности.

Гипотеза: персонализация образовательной деятельности создаст условия для становления гармоничной личности, способной к самообразованию, самоактуализации, творческой деятельности, направленной на созидание жизненно-важных ценностей.

Цель проекта: создание условий для реализации персонализированного обучения.

Задачи проекта:

  • построения личностно-ориентированного образовательного, здоровьеформи- рующего, информационно-технологического пространства на основе интегра- ции общего и дополнительного образования;

-разнообразия индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе одарённых

детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития;

  • использования учителем и учеником в образовательном процессе атомизированного контента из разных источников;
  • становления педагога мотиватором, фасилитатором обучающего процесса;
  • создания клубов по интересам для обучающихся и родителей;
  • повышения заинтересованности и уровня родительской компетентности в вопросах образования детей;
  • организация сетевого взаимодействия с социальными партнёрами, учреждениями дополнительного образования города для проведения занятий, познавательных экскурсий и внеурочной деятельности обучающихся, организации дополнительного образования детей на базе МАОУ СОШ № 2;
  • совершенствование материально-технического обеспечения класса: модульный компьютерный класс; электронная библиотека и т.д.

Основные понятия и определения

Термин «персонализация» получил распространение в науке сравнительно недавно благодаря развитию гуманистическо- антропологическоих учений, а также философии и психологии персонализма, признающей личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. В этих ориентациях под персонализацией понимается процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность.

Введение ФГОС усиливает ответственность педагога в плане обеспечения становления личностных (персонализированных) характеристик выпускника.

В представленном проекте рассматривается возможность использования различных современных подходов в совершенствовании образования в общеобразовательной школе в условиях внедрения ФГОС.

Основная цель образования – формирование творческой и созидающей личности, способной создавать личностно и общественно полезные духовные и материальные ценности.

Основное внимание в работе уделяется осуществлению таких видов урочной и внеурочной деятельности учащихся, которые позволяют выявлять их личностные качества, потребности, предпочтения, интересы и реализовывать их в процессе обучения, не отступая при этом от выполнения основных требований нового стандарта.

Во многих учреждениях обучение проходит приблизительно по такой схеме: педагог за основу берет рабочую программу, которую необходимо освоить учащимся, составляется расписание уроков, и по расписанию за определенные жесткие временные промежутки времени учащиеся должны освоить те или иные элементы знаний, приобрести умения и навыки. При этом мало кто задумывается о том, каков уровень знаний в этой области у каждого из учащихся, в каком режиме ему комфортно обучаться, и каковы его потребности в обучении.

Однако, известны авторские школы, педагоги которых сумели вывести своих учащихся на лидирующие позиции через создание такой среды для обучения, которая удовлетворяет потребности каждого учащегося. Здесь не воспринимают детей как безликую серую массу. Здесь четко осознается, что

«один подход для всех» не работает. Именно поэтому авторы таких школ как Саммерхил, Е.А. Ямбург, взяли курс на реализацию целостной стратегии обучения, которая включает в себя не только формальное обучение, но также и важное индивидуальное обучение.

Преимущества персонализации обучения:

  • Рост результативности обучения;
  • Развитие личностных качеств учащихся;
  • Сокращение энергономичности процесса обучения.

Последнее        достижение        объясняется тем,        что        дефицитные        ресурсы учебного заведения больше не тратятся понапрасну на изучение того, что

ребята уже знают, или на изучение ненужных подходов и теорий. Школа и педагог, работающий в ней, не берет на себя задачу оставаться единственным собственником передаваемых знаний, а делит эту миссию с другими социальными институтами, учится работать точечно, целенаправленно.

Инструменты

Четыре инструмента персонализации обучения, как элемента персонализированного обучения:

  1. Формирование групп.

Согласно мнению исследователей Говарда Гарднера и Девида Колба (Howard Gardner and David Colb), люди обладают индивидуальным стилем обучения и мышления. Наш проект предлагает всех участников образовательных отношений сгруппировать по индивидуальному стилю обучения и взаимодействия. Благодаря существующим методикам осуществлять такую сегментацию несложно. Каждый ученик проходит на учебном портале онлайн-оценку, определяющую его персональный стиль обучения.

Выделяются группы, предпочитающие учиться, посещаящие лекции, семинары, участвующие в групповых работах и проектах, группы детей по типу выполняемой работы, по уровню освоения учебного материала.

  1. Выбор метода обучения.

Учащимся предоставляется выбор различных способов обучения и форм прохождения оценки знаний: электронное обучение, саморазвитие, традиционная форма выполнения работ, творческие проекты и др.

Такой подход эффективно использовать в рамках обучающих курсов, которые приобретают форму краткосрочных курсов предметного, межпредметного и надпредметного характера, предполагают занятия в малых группах, лучше учитывают индивидуальные запросы учащегося.

Индивидуально – образовательные маршруты (ИОМ) и их специфика

Модель персонализированного образования ориентирована на создание для  ребёнка  пространства  возможностей,  в котором  он ставит  цели,

принимает решения, делает выбор, видит и рефлексирует результаты. В этом пространстве возможностей ребёнок прокладывает свою индивидуальную траекторию развития.

Индивидуальная образовательная траектория — это, по мнению многих авторов, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), снабжённый конкретными технологиями его организации.

Ценность ИОМ состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности. ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования обучающимися опыта допрофессиональной подготовки.

Условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ:

1) открытость обязательных результатов обучения; 2) возможность выбора учащимися уровня сложности; 3) целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности; 4) организация дифференцированной помощи со стороны учителя; 5) обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся; 6) создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.

Все это создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Такая организация позволяет обеспечить развитие сильного ученика и корректировать обучение среднего. Дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания.

Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение ИОМ обучающихся.

Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

целевой

постановка целей получения образования, формулирующихся на основе ФГОС, мотивов и потребностей ученика при получении образования

содержательный

обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей

технологический

определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания

диагностический

определение системы диагностического сопровождения

организационно- педагогический

условия и пути достижения педагогических целей

Достигается это путем:

  • структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и ИОМ с возможностями образовательной среды);
  • сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);
  • регулирования (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности);

- результативный (формулируются ожидаемые результаты). Обучение школьников по ИОМ позволяет:

  • усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;
  • создать условия для формирования Портфолио учащегося;
  • сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;
  • перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого- педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации ИОМ учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно: образовательная база (знания, которыми ученик владеет); психическое и физическое состояние ученика; личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.); возраст; социальный аспект (пожелания родителей).

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания ИОМ на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности ИОМ. На данном этапе ученик

фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься  успешно  (невозможность  работать  в  коллективе,

недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность

сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в

этом.

Определение целей и задач ИОМ

Дляучащихся начальных классов цели и задачи определяет 

учитель. Это может быть кратковременная цель (например, "Ликвидация пробелов по теме "Сложение столбиком"), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).

Учащиеся среднего и старшего звена сами определяют цели и задач. Это может быть кратковременная цель (например, "Ликвидация пробелов по теме "Уголовное право"), так и долгосрочная (например, ребенок пишет исследовательскую работу, и для его ИОМ важно

определить те задачи, которые помогут ему развить свой талант).

Составление ИОМ

Теперь важен вопрос: "Как я буду двигаться к выполнению цели?". В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в

отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

Итоговый этап

После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад, защита проекта и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими  трудностями  ребенок  столкнулся,  что  ему  необходимо

доработать.

  1.         Обучение на обучающих платформах в заочных и очно-заочных школах.

Учащимся предлагается выйти за пределы образовательного пространства школы и самостоятельно создать свою индивидуальную образовательную траекторию с включением в нее не только курсов, предлагаемых в школе, но и с использованием различных образовательных платформ.

Такое обучение осуществляется либо индивидуально, либо в группах, очно, очно-заочно, заочно.

Среди «слагаемых» индивидуального образовательного маршрута лидирующую позицию занимает персональная. Обоснованно приемлема также и групповая форма организации учебной деятельности (в группы могут объединяться учащиеся, работающие над одинаковыми и похожими заданиями). Эта форма организации позволяет формировать умение услышать другого, аргументировать свою позицию, объединяться, распределять обязанности.

Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий. Цифровые компетенции не могут быть целью образования, а могут быть только средством. Цифровая школа дает каждому безграничные возможности: ребенок сам может выбирать для себя источники знаний. Затем необходима удобная навигация по информационному пространству: иначе как разобраться в безумном потоке знаний. Для этого тоже разумно использовать цифровые технологии. Это площадка, где происходит активный обмен мнениями, педагоги помогают друг другу в решении различных задач по цифровизации образовательного процесса.

Дневник.ру

Dnevnik.ru

Дневник.ру - закрытая информационная система со строгим порядком регистрации        образовательных учреждений и пользователей. В системе учтены все требования безопасности и федерального закона №152 «О персональных данных», а для работы в ней потребуется только компьютер с доступом в интернет. Дневник.ру решает задачи бумажного дневника и даже больше: расписание, домашние задания, все выставленные оценки, материалы, используемые в ходе уроков, средний балл,  темы  пройденных  и  будущих

уроков, комментарии преподавателя.

Moodle

https://moodleorg/

Moodle — система управления знаниями, позволяющая организовать процесс электронного обучения от разработки онлайн курса до его реализации.

Свободно распространяется по лицензии GNU GPL.

Google Класс

https://classroom.google.com/

Класс - это бесплатный набор инструментов для работы с электронной почтой, документами и хранилищем.

Сервис разработан для преподавателей с целью организации занятия и эффективного учебного взаимодействия с

учащимися.

Российская электронная школа

http://resh.edu.ru/

«Российская электронная школа» - это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя,

родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию

независимо от социокультурных условий.

Мобильное электронное образование

https://mob-

edu.ru/

МЭО это - создание безопасной образовательной среды; обеспечение условий для организации персонифицированного обучения учащихся в соответствии с их потребностями, а также с запросами региональной экономики; обеспечение доступности качественного образования для различных категорий учащихся, в том числе учащихся с ОВЗ, высокомотивированных и одаренных

детей.

Учи.ру

https://uchi.ru/

Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Интерактивные курсы на Учи.ру полностью соответствуют ФГОС. Содержит более 30 000 заданий в игровой форме, разработанных профессиональными методистами и специалистами по детскому интерфейсу.

Платформа Учи.ру учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и

уровень сложности.

Яндекс.Учебник

Доступно более 35 000 заданий разного уровня сложности. Все задания разработаны опытными методистами с учётом ФГОС НОО.

Можно реализовать индивидуальные траектории внутри одного класса.

Учитель может назначить задания всему классу или индивидуально, сэкономить время на проверке заданий и подготовке к урокам

Задания распределены по темам, и учитель легко ориентируется независимо от того, по какой программе работает.

Есть подробная статистика успеваемости.

Онлайн щкола Фоксфорд

https://foxford.ru/

Онлайн-подготовка школьников 3 — 11 классов к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, а

также углубленное изучение школьных предметов в группах и индивидуально.

ЯКласс

http://www.vaklass.ru/

Ресурс ориентирован на педагогов, учащихся и родителей. ЯКласс интегрирован с электронными

журналами, сотрудничает с популярными

издательствами. Содержит 1,6 трлн заданий школьной программы и 1500 видеоуроков.

Все материалы соответствуют ФГОС.

1С:Школа

Онлайн

http://obr.1c.r u/pages/read/ online/

Онлайн-доступ к электронным образовательным ресурсам: тренажеры, лаборатории, игры практикумы, тесты и многое другое. Бесплатный доступ

онлайн на 90 дней

Облачные сервисы Яндекс,                Mail, Google, Мессенджеры (Skype,        Viber,

WhatsApp)

Эффективный инструмент проведения дистанционных уроков Это групповые чаты, видео- и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов - от

презентаций и текстов до аудио и видео.

  1. Модульное построение образовательной деятельности

Основным назначением использования МТО в образовательном процессе является обеспечение его индивидуализации: по содержанию дидактического контента, по темпам усвоения новых знаний в процессе обучения, по уровню самостоятельности обучаемых, по методам и способам обучения, по формам промежуточного и итогового контроля, а также самоконтроля уровня усвоения новых знаний обучаемыми. В числе основных инновационных свойств формирования МТО можно выделить следующие:

  1. переход от традиционного обучения к деятельностному обучению;

Его реализация способствует повышению осознанного усвоения обучаемыми новых объемов знаний путем активных и систематических действий. При этом применение МТО преобразует образовательный процесс, делая его более управляемым и рефлексивным. Во многом это происходит благодаря четкому знанию педагогами предметной области изучаемой образовательной дисциплины или их комплекса, грамотной постановки ими целей изучения этой предметной области, эффективному применению методов мотивации обучаемых к практическому применению МТО.

  1. практическая реализация идеи развивающего обучения;

В соответствии с этим положением образовательный процесс представляется в форме цикличной спирали, когда завершение одного цикла

(витка спирали) актуального развития обучаемого становится началом следующего цикла его развития, но уже на более высоком уровне. Применение МТО помогает реализовать это положение путем дифференциации дидактического контента изучаемой предметной области образовательной дисциплины на отдельные модули, определения различных временных периодов для их изучения, а также посредством применения разнообразных форм организации образовательного процесса (индивидуальной, в парах постоянного или переменного состава, групповой и т.д.).

  1. использование современных информационных технологий и программных средств для формирования МТО;

При помощи реализации этого положения достигается: требуемая в образовательном процессе четкость и логичность действий обучаемых, поддерживается индивидуальный темп работы с дидактическим контентом предметной области образовательных дисциплин, осуществляется регулярный промежуточный контроль уровня усвоения новых знаний обучаемыми, стимулируется самоконтроль и взаимный контроль уровня усвоения ими новых знаний.

  1. интенсификация и оптимизация образовательного процесса путем практического использования МТО;

Реализация этого положения способствует достижению желаемого результата в форме усвоения новых объемов знаний обучаемыми при минимальных затратах времени, сил и средств как со стороны педагога, так и со стороны контингента обучаемых.

Как известно, применение модульной структуры для формирования образовательных программ, использование в образовательном процессе МТО, внедрение кредитной системы и компетентностного подхода в обучении являются важнейшими принципами Болонской декларации. Как свидетельствует международная практика, в современных условиях наиболее результативными становятся такие образовательные программы, в которых удалось органично совместить все указанные выше особенности построения

образовательного процесса. Только в этом случае можно говорить о подлинном внедрении инновационного педагогического инструментария и МТО в образовательный процесс. Применение МТО в построении образовательного процесса следует рассматривать как способ его организации на основе использования модульного принципа формирования образовательных программ и учебно-методических планов, а также структуризации дидактического контента образовательных дисциплин в их рамках. Для повышения эффективности усвоения обучаемыми новых объемов знаний необходимо выполнять требования комплексного подхода, в соответствии с которыми модульный принцип должен использоваться при формировании как самих образовательных программ, так и учебно-методических планов, а также структуризации дидактического контента предметных областей образовательных дисциплин в разрезе отдельных модулей. Отличительная особенность использования МТО заключается в том, что дидактический контент предметных областей образовательных дисциплин структурируется в отдельные, но взаимосвязанные между собой организационно-методические модули, объём дидактического контента предметных областей образовательных дисциплин в которых может изменяться в зависимости от дидактических целей обучения, профиля специализации и текущего уровня усвоения обучаемыми новых объемов знаний. При этом эффективность обучения будет значительно выше, если удастся найти такое сочетание модулей, которое обеспечит достаточную гибкость при выборе конкретного дидактического контента предметных областей образовательных дисциплин для обучения определенного контингента обучаемых и самостоятельного усвоения ими новых объемов знаний путем достижения дидактических, специальных и профессиональных целей в ходе образовательного процесса. Изменение общепринятой структуры образовательных программ и устоявшихся подходов к организации образовательного процесса в высшей школе сегодня требует определенных усилий от педагогического сообщества для его ускоренной адаптации и перехода к практическому использованию МТО. Применение модулей при

формировании образовательных программ является еще одной важной особенностью использования МТО для индивидуализации образовательных траекторий усвоения новых объемов знаний обучаемыми и открытия для них возможности мобильного обучения в рамках международных процессов интеграции образовательных систем разных стран. В качестве еще одной особенности построения образовательного процесса на основе применения МТО следует отметить достаточно вариативный состав модулей, используемых в рамках образовательных программ.

Так, в МТО могут входить такие виды модулей:

  1. модули базовых дисциплин, которые обязательны для изучения всего контингента обучаемых и предназначены для формирования общепрофессиональных компетенций, не связанных с конкретной специальностью непосредственно;
  2. модули профильных дисциплин, которые обязательны для изучения по специальности, поскольку в них представлен дидактический контент, составляющий основной объем знаний по конкретной специальности и направленный на формирование у контингента обучаемых заданного уровня профессиональных компетенций;
  3. дополнительные модули по индивидуальному выбору в рамках конкретной специальности, в которых представлен дидактический контент, направленный на формирование у контингента обучаемых дополнительных профессиональных компетенций в рамках этой специальности;
  4. дополнительные модули по индивидуальному выбору, которые не относятся к конкретной специальности, но направлены на формирование у контингента обучаемых дополнительных компетенций, востребованных в будущей профессиональной деятельности (информационные технологии, иностранные языки и др.).

В составе модульных программ для изучения образовательных дисциплин представлены комплексы модулей обучения, которые содержат необходимый дидактический контент по каждой тематической единице предметной области

изучаемых дисциплин, систему управления действиями обучаемых по его изучению, методические рекомендации по изучению каждой тематической единицы предметной области, а также систему контроля уровня знаний обучаемых дидактического контента каждой тематической единицы предметной области изучаемых дисциплин. Модульные программы для изучения образовательных дисциплин имеют принципиальные отличия от традиционных программ обучения. Прежде всего, в модульных программах для изучения образовательных дисциплин четко регламентируется время аудиторного обучения и время самостоятельного изучения тематических единиц предметной области образовательных дисциплин. Такой подход освобождает педагога от выполнения им значительной части информационных функций. В общем случае схема формирования модульных программ для изучения образовательных дисциплин включает в себя ряд составляющих, а именно:

  • конкретные цели и задачи обучения;
  • полный состав требований к уровню компетенций обучаемых по окончании изучения образовательных дисциплин;
  • основные характеристики для каждого модуля дисциплины: перечень тематических единиц предметной области, краткий дидактический контент по каждой тематической единице, учебно-методические планы лекционных, семинарских и практических (лабораторных) занятий, темы курсовых работ и контрольных заданий, график их выполнения и сдачи;
  • краткие характеристики основных организационно-методических форм и методов обучения и контроля уровня усвоения новых объемов знаний контингентом обучаемых;
  • описание системы оценки уровня знаний контингента обучаемых.

В составе модульных программ для изучения образовательных дисциплин может быть практически любое число модулей. Их количество, как правило, определяется в зависимости от объемов дидактического контента, характеризующего предметные области различных дисциплин, а также его

структуризации на отдельные модули. В учебно-методическом плане число модулей в рамках программ изучения различных дисциплин разбивается на один или несколько академических периодов обучения. При этом процесс изучения образовательных дисциплин по модульным программам в каждом академическом периоде должен предусматривать промежуточный или итоговый контроль уровня знаний обучаемых.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты Краткосрочные результаты

  • Положительная динамика качества обучения.
  • Активная вовлеченность в образовательную деятельность.
  • Осознанный выбор оптимальных форм и методов обучения.
  • Умение работать в группе и индивидуально.

Долгосрочные результаты

  • Развитие умений ставить цели и выстраивать собственную траекторию их достижения.
  • Развитие адекватной самооценки.
  • Умение делать осознанный профессиональный выбор.
  • Развитие самоидентификации.
  • Развитие гражданственности.
  • Понимание образования как ценности жизни.
  • Развитие творческого начала и креативности.
  • Положительная динамика поступления в учреждения профессионального образования.
  • Сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
  • Осознание семейных ценностей.

Оценка эффективности

Повышение качества образования.

  1. Рост заинтересованности учащихся: работа в нескольких группах одновременно.
  2. Повышение        коммуникации        всех        участников        образовательных отношений.
  3. Положительная        динамика        участия        и        побед        в        НПК,        олимпиадах, конкурсах.
  4. Оптимизация рабочего времени и пространства учителя.
  5. Участие        родителей        в        образовательной        деятельности        учебного заведения.
  6. Удовлетворительная оценка образовательных услуг, предоставляемых школой.

Оценка рисков

Как правило, персонализированное обучение связывают с образовательными информационными возможностями. Да, сеть Интернет предоставляет каждому ребёнку получить персонализированный опыт обучения, ребёнок имеет возможность учиться везде и всюду, учитель выходит за рамки урока. Но зачастую не учитываются потребности ребёнка, и есть риск идти вразрез с концепцией персонализированного обучения.

Когда ребёнок сталкивается с новой информацией, и при этом он испытывает проблемы в применении имеющихся знаний, у него возникают трудности, которые необходимо решить ему самому. И здесь два варианта: либо ученик захочет самостоятельно преодолеть эти трудности, либо перестанет учиться. Персонализированный подход предполагает ответственность за приобретение новых знаний самим ребёнком. Но много ли таких учащихся, которые способны к самоорганизации, саморегуляции?

Многие ли учащиеся могут сформулировать собственные цели и задачи обучения? В этом случае, учитель должен стать хорошим, профессиональным наставником.

Ошибочное представление и в том, что информационные образовательные ресурсы – это одна из главных возможностей привлечь

школьников к обучению. Возможно, но до поры до времени. Опять не учитываем тот фактор, что мышление – это труд, трудно и зачастую неудовольствие.

Ошибка в том, что персонализированное обучение рассчитывает на активную позицию учащихся, что учителя научатся оценивать риски и будут неустанно делиться своим опытом в сообществах, что администрация научится делать расписание гибким, что образовательная среда преобразуется. Дело ведь не в смартфоне или macbook. Дело в мастерстве учителя и педагогической грамотности.

Безусловно, достижения в области образовательных информационных технологий необходимо использовать на уроке, но не на всех и не всегда.

Заключение

Персонализация — это осознанное образование, умение учиться самостоятельно и возможность выбора предметов для изучения. Персонализированное образование не ограничивается школой и выходит за рамки системы образования в самом широком смысле, затрагивая стремление, выбор роли в жизни общества, личное развитие и опыт. Это единственный способ максимально использовать потенциал образования. Учителям в персонализированном обучении отведена очень важная роль. Именно они должны научить анализировать собственные потребности и возможности, рассказать о том, какие инструменты доступны для обучения, давать советы и при необходимости подсказывать нужное направление работы. Но основа персонализации — сами ученики. Никто, кроме самого человека, не сможет персонализировать его образование.

Причины появления

  • Низкая эффективность унифицированного подхода ко всем учащимся.
  • Неумение учащихся определять цели и достигать их.
  • Желание соответствовать требованиям современного мира.
  • Анализ причин провала системы образования.

Преимущества

  • Повышение значимости и ответственности учащегося в ходе учебного процесса.
  • Возможность показать учащимся, как они могут повлиять на результаты обучения и развитие системы образования.
  • Возможность        полностью        раскрыть        потенциал        учащихся,        формируя гармоничные и счастливые личности.

Трудности

  • Отсутствие        инструментов        и        знаний,        необходимых        для персонализированного обучения.
  • Высокие        затраты,        связанные        с        созданием        многочисленных        версий учебных материалов.
  • Ограниченные        возможности        прогнозирования        и        контроля образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

  1.         Александрова Е. Индивидуализация образования: учиться для себя // Народное образование. – 2008. – №7. – С. 243–250.
  2.         Акбаров А.А. Традиционные и инновационные методы обучения // Образование через всю  жизнь:  непрерывное  образование  в  интересах  устойчивого  развития.  – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/16414098.
  3.         Аксарина С.А. Индивидуализация образования в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: individualiatsiya_obucheniya_v_shkole.
  4.         Каспржак А. Г. Школа возможностей и возможности школы // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 5−25.
  5.         Плигин А.А. От индивидуализации обучения к личностноориентированному образованию        [Электронный        ресурс].        –        Режим        доступа: http://www.pligin.ru/pligin_individ2008.html.
  6.         Прутченков А.С. Индивидуализация в образовании: новые тренды в XXI веке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://es.slideshare.net.
  7.         Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения: как обучать всех по- разному? М., 2005.
  8.         Чистяков, В.А. «Информационные технологии дистанционного обучения». Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. - 238 с.
  9.         Августовское совещание педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2019 года «Образовательная экосистема Югры: курс на индивидуализацию, персонализацию и персонификацию образовательной деятельности» - резолюция, интернет- версия Сайт совещания: pedsovet2019.iro86.ru, Wi-Fi: pedsovet2019.
  10.         Методическое пособие «Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы» (Д.С. Ермаков, П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина, С.А. Янкевич; под редакцией члена-корреспондента РАО Е.И. Казаковой);
  11.         Методическое пособие «Разработка учебного модуля в персонализированной модели образования» (Д.С. Ермаков, П.Н. Кириллов, Н.И. Корякина при участии С.А. Янкевич, Т.А. Толокнова; под редакцией Д.С. Ермакова);
  12.         «Эволюция  педагога:  новый  ролевой  набор» (Е.И. Казакова,  Е.М. Сатановская, О.Д. Федоров, «Образовательная политика» № 3 (79) 2019, стр. 76);
  13. «Персонализированная    модель    в    цифре» (Д.С. Ермаков,    П.Н. Кириллов,

«Образовательная политика» № 3 (79) 2019, стр. 132);

  1.         Интернет ресурсы: https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/ https://www.yaklass.ru/ https://lecta.rosuchebnik.ru/