Техника рисования пастелью

Невенчанная Людмила Владимировна

С помощью пастели можно передать как нежное, еле уловимое цветовое движение, так и сочное, яркое буйство красок окружающего мира. Прибавьте к этому тональную и цветовую гамму и простоту при работе. Однако, чтобы достигнуть художественной выразительности в рисунке, необходимо знать. Какова специфика работы с этим материалом, вы узнаете из представленного материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.ris_._pastel.docx73.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида № 5»

(продолжение – пастель)

     

            BD07208_

Воспитатель: Невенчанная Л.В.

                                                             

ПАСТЕЛЬ

        С помощью пастели можно передать как нежное, еле уловимое цветовое движение, так и сочное, яркое буйство красок окружающего мира. Прибавьте к этому тональную и цветовую гамму и простоту при работе. Однако, чтобы достигнуть художественной выразительности в рисунке, необходимо знать. Какова специфика работы с этим материалом.

        Название краски происходит от итальянского слова pasta – «тесто». Она имеет вид незасохшей массы – основы пастельных мелков. В состав этой массы входят простые красящие пигменты и небольшое количество связующих веществ (вишневый клей, декстрин, желатин, казеин), что позволяет пастельным карандашам быть одновременно сухими и мягкими. Облегчает художнику наносить слой на слой, перекрывать их, смешивать прямо на листе, получая множество оттенков. Преимущество пастели перед другими изобразительными материалами: с их помощью возможно радикально преобразовать пространство листа, изменяя характер, форму, стиль образа. Работу с пастелью можно возобновить и прекратить в любой момент. Её красочный слой легко снимается, втирается, создавая эффект легкости и воздушности. Эти художественные свойства говорят, с одной стороны, о богатом по своему колориту поверхностном свете, а с другой – о достаточно бедном внутреннем свете, поскольку производят впечатление матовости. Именно эти возможности – контрастные и одновременно взаимодополняющие – привлекают не одно поколение мастеров и критиков. Художники с помощью пастели разрушают пространство листа, показывая иную жизнь формы. Факт этот часто вызывает споры. Пример тому – обращение Д. Дидро к К. Латуру: «Подумай, друг, что ведь все твои работы только пыль».

        Первые упоминания о пастели относятся к концу XV века. Именно в это время появляется итальянский карандаш и сангина. Активное включение объяснимо пробудившимся интересом мастеров живописи к цветной линии и комбинациям цветовых пятен. Термин же pastello впервые применил Ломаццо в середине XVI в., в  XV столетии пастель считали материалом рисунка (графики), а не живописи. Живописное звучание краска приобрела постепенно, чему способствовала венецианка Розальба Карьера, вернее ею выполненные пастелью портреты, столь знаменитые в Париже начиная с 20-х годов XVIII в. И, тем не менее, в период царствования классики пастельная живопись по-прежнему не признавалась по причине хрупкости и недолговечности. Интерес возобновился только  со второй половины XIX в. Из числа крупных мастеров назовём Ж.-Б. Шардена, К. Латура, Ж.-Э. Лиотара, К. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, И. Левитана. Именно они открыли новые выразительные возможности пастели, иное раскрытие пространства, перспективы, объем и в то же время декоративность и яркость линий, формы. Сегодня пастель воспринимают как традиционный материал изобразительной деятельности дошкольника.

        Условно пастель можно разделить на две большие группы: одна из них, сухая пастель (ещё её называют мягкой), имеет довольно обширную цветовую гамму – примерно 110 оттенков, хорошо смешиваемых друг с другом, и эффект бархатистости. Другая, масляная, делается из воска и минерального масла с добавлением пигментов. В отличие от сухой пастели, следы от масляной получаются более интенсивными и яркими; масляная пастель даёт очень яркие, сочные цвета; работы получаются необыкновенно красочными и долговечными. В отличие от обычной масляная пастель не смазывается и не тускнеет,  не требует закрепления рисунка, прекрасно передаёт настроение живописца на бумаге, удовлетворяет  требованиям как профессиональных, так и  начинающих художников.

        Краски мягко ложатся на бумагу – цветную, слегка шероховатую, для рисования, так называемую сахарную, а также на картон, дерево, керамику. Прекрасно смотрится  белая масляная пастель на яркой цветной бумаге. Также интересны варианты применения этого материала на чёрной бумаге – цвета на ней могут выглядеть несколько иначе. Допускается смешивание цветов путём наложения одного поверх другого.

        Серия масляных пастелей выпускается гаммой из 24 красок. Все можно смешивать между собой.  Основу замеса составляют воск и минеральные масла лучшего качества с пигментами, обладающими хорошей  светостойкостью и обеспечивающими яркий и интенсивный след.

        Классическая масляная пастель с каждым годом становится все более популярной. И это вполне объяснимо: она ложится очень мягко, обладает абсолютно однородной структурой, позволяет рисовать в технике пастели, в том числе растушёвывается, а также в технике масляных красок, имитируя мазки. Благодаря пастели картина приобретает нежную, бархатистую фактуру (чего не даёт масло). Каждый карандаш обёрнут в бумагу, что делает его более прочным, а также не пачкает руки художника.

        Восковая пастель (восковые мелки), основной компонент которой – воск с добавлением всё тех же пигментов, обладает хорошей цветостойкостью, штрихи получаются яркими и интенсивными. Серия восковых пастелей выпускается гаммой из 24 красок – все можно смешивать между собой. Основу замеса составляет воск высшего качества и пигменты, обладающие хорошей  светостойкостью и обеспечивающие яркий и интенсивный след.

        Производители выпускают пастель в виде палочек разной формы. Пастелью в виде брусков с острыми углами при необходимости легче проводить тонкие линии или делать небольшие акценты.

  1. Твёрдую пастель применяют для штрихового рисунка, проработки мелких деталей, обозначения контуров. Для этой цели подойдут и специальные пастельные карандаши в деревянной оправе. Рисунок, выполненный мягкой пастелью, легко поддаётся растушевке пальцами, мягкой тканью или специальными инструментами – эстампами, позволяя переходить к фактуре живописи.

  1. Пастелью работают только по шероховатой поверхности, в углублениях которой удерживаются цветные пылинки пигмента; образуются они при трении мелка об основу. Чаще всего для живописи пастелью основой служит цветная бумага, бархатная или с тиснением, а также абразивный грунт. Вид основы и твёрдость пастельных карандашей должны хорошо согласовываться друг с другом.

  1. Пастельная живопись – хрупкая живопись. Для предохранения работ от механических повреждений более всего подходят рамы со стеклом и паспарту – окантовкой из плотного картона, не позволяющие стеклу касаться работы. Применение фиксирующего лака нежелательно, т.к. со временем может появиться блеск. Работы, выполненные пастелью, при правильном оформлении и хранении веками могут сохранять яркость, чистоту цвета и живую бархатистость фактуры.

  1. Качество пастели можно определить и самостоятельно. Отличия пастельных карандашей: безусловная однородность фактуры, без точечных или штриховых включений более интенсивной окраски, чем карандаш в целом, это, во-первых; во-вторых, сплошная непрерывная линия в рисунке.

  1. Если пастель пересохла и не даёт желаемого яркого цвета, целесообразно немного помочить её в тёплой воде – тогда насыщенность пастельного мелка увеличится.

  • Чтобы создать эффект воздушности, целесообразно работать пастелью на уже высохшем фоне.
  • Для передачи плотного, непрозрачного слоя пастель лучше наносить на влажный лист, тогда цвета приобретают ещё большую яркость, сочность.
  • Если какой-то оттенок получился слишком тёмным и это нарушает целостность изображения,  его можно перекрыть белым соусом или мелом.

 необходимые для работы с пастелью:

  • Наждачная бумага – для изготовления пастельной пудры и замачивания мелков; если её размер мелкий, бумагу используют как основу для рисунка;

  • Щёточка – для очистки поверхности рисунка;

  • Ластик-клячка – имеет мягкую субстанцию, благодаря чему размер стираемого участка можно регулировать самостоятельно;

  • Основа для работ: ватман, чертёжная бумага, со специальным покрытием, шкурка мелких номеров, мелкозернистая бумага или замша;

  • Растушёвки – специальные палочки, применяемые для тонкого разнесения по бумаге;

  • Фиксаторы  (фиксативные лаки)– для закрепления готовой картины.

        Как сказано выше, пастель привлекает внимание детей. Поэтому её можно использовать в работе не только с дошкольниками, но и с детьми раннего возраста. Применимы разные виды пастели. однако владение выразительными средствами имеет несколько специфических особенностей. И чтобы дети их усвоили, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, темп творческого роста.

        Первый этап связан с неким экспериментированием, таким же, как и с другими материалами (гуашь, карандаши, фломастеры). Сначала дети просто наносят штрихи пастелью, растушёвывают их в пятна. После этого необходима помощь взрослого: ребёнок должен увидеть образ, который может скрываться за образуемым пятном. Чтобы придать ему художественную выразительность, желательно заранее подготовить различные заготовки (глаза, нос, листочки, геометрические формы и т.д.). Приклеенные к пятну, они дают возможность увидеть преобразование каракулей в образ.

        Второй этап характеризуется тем, что в процессе рисования кроме пастели применимы и другие материалы – они значительно облегчают решение изобразительной задачи. Связано это с тем, что нанесение штриховки и растирка пастели – кропотливое, монотонное занятие, к тому же оно занимает достаточно длительное время. Дети, особенно раннего возраста, в силу своих психофизиологических особенностей не способны выполнять однообразные рисовальные движения. К чему это может привести? Пропадёт интерес к рисованию пастелью. Поэтому можно предложить совместить техники: фон выполнить акварелью, тушью, а объекты – пастелью или фон нарисовать пастелью, а остальные изображения – гуашью, фломастерами, тушью и т.д. Для наглядности приведём содержание нескольких занятий для работы в разных возрастных группах.

  • «Пейзаж». Один из вариантов работы в младших группах – совмещение акварели и пастели. для этого фон выполняется акварелью техникой по сырому (возможно как вертикальное, так и центрическое вливание). Цвета – любые. Самое главное, о чём следует напомнить детям: цвета обязательно смешивают, чтобы один переходил в другой. В этом случае создаётся иллюзия пространства. Фон готов. Тогда на лист бумаги, чтобы изобразить крону дерева, крупными штрихами наносится пастель. Цвета пастели зависят от того, какое время года, суток, состояние погоды изображает ребёнок. Нанесённые штрихи можно слегка растереть. В данной работе можно использовать различную пастель. Стволы и ветки  изображаются пастелью уже после того, как нарисованы кроны. Композиция построения работы также может быть различной. Всё зависит от того, что считать композиционным центром. В старших группах тема пейзажа может прозвучать несколько иным способом, с некоторыми усложнениями, прежде всего в расширении содержания самого рисунка и композиции. Так, например, фон выполняется пастелью, а объекты как пастелью, так и гуашью, фломастерами, тушью.

Пейзаж: пример обучения.

Младшая группа

        Первый шаг. Занятие целесообразно начать с игровой, проблемной ситуации: на доске вывешена большая картина, изображающая осенний пейзаж, но без деревьев. Педагог, обращаясь к детям, объясняет: «Посмотрите, злая волшебница Клякса испортила нашу картину – вырезала все деревья, что были на ней изображены, и убежала. Но мы можем всё восстановить с помощью этих силуэтов» (раскладывает различные силуэты деревьев). Какую задачу следует решить детям? Восстановить общую картину. В процессе работы педагог направляет детей, отмечая удачное решение и корректируя ошибки.

        Второй шаг. Дети рассматривают эскизы, выполненные педагогом. Он обращает их внимание: «Посмотрите, каким разным может быть лес! На этой картинке он ярко-красный, оранжевый, на другой – нежно-жёлтый, зеленоватый. А ещё на картинках есть волшебная полоска, именно она скрепляет дружбу земли и неба. Линию эту называют горизонтом. Пройдитесь пальцем по этой полоске, покажите, где она. (Соблюдая очерёдность, дети указательным пальцем проводят по линии горизонта на нескольких рисунках). Обратите внимание, она везде разная. Где-то проходит по верху листа, где-то по низу, а здесь – по середине». (Если кто-то ошибается, педагог совестно с этим ребёнком проводит пальцем по линии горизонта, чтобы он не только увидел, но и почувствовал её протяжённость).

        Третий шаг. Дети располагаются за мольбертами с наборами красок из 12 цветов. Педагог предлагает: «Сегодня каждый будет рисовать свой лес, красивый и сказочный. Но для этого сначала определите положение листа бумаги на мольберте – горизонтальное или вертикальное. Определили? А теперь на тонкую кисточку наберите любую краску и проведите линию – границу дружбы неба с землёй. Далее, широкой кистью наберите тот цвет. Которым будете рисовать небо. А к нему добавьте другие цвета и смешайте. Закройте верхнюю часть листа до полоски как она называется? (Ответы) а теперь закройте нижнюю часть листа (от полоски) теми цветами, какие вы увидите на земле. На переднем крае листа земля должна быть сочнее, ярче». ( Педагог может давать советы, направлять детей, но не навязывать своё видение).

        Четвёртый шаг. По предложению педагога, когда уже готов фон, раскрашены небо и земля, дети рисуют лес. «Подумайте, - объясняет педагог, - где лучше разместить лес. (Чтобы облегчить решение, демонстрирует разные варианты) Понятно? А теперь возьмите любые мелки пастели и заштрихуйте крону деревьев. Вот какой красивый лес получился!» (Педагог направляет действия детей, напоминая последовательность изобразительных операций).

Пятый шаг. Педагог: «Чтобы получился лес, к кронам следует пририсовать стволы. Для этого возьмём мелки пастели или фломастеры, проведем линии. Поднимем их вверх. Они могут быть тонкими и толстыми. Цвета мелков меняем, смешиваем. Тогда получатся красивые стволы. Но у деревьев не хватает веточек. Нарисуем их с помощью разных материалов – пастелью, фломастерами, ручками. Обратите внимание, как следует рисовать веточки: пастельный карандаш ставится на ствол (показ). Карандаш поднимается по стволу и уходит в сторону. Получилась веточка. Теперь рисуем ещё веточки. Точно также карандаш поднимается по стволу и уходит в сторону от него. Ветки тянутся к солнцу.» (Дети приступают к работе – рисуют стволы и ветки самостоятельно, педагог только направляет рисовальные движения)

        Шестой шаг.  Педагог: «Молодцы, замечательные получились работы! У каждого свой лес, акварельное небо, линия горизонта, кроны деревьев, стволы и ветки, нарисованные пастелью и фломастерами. Всё это вы нарисовали сегодня, а в следующий раз попробуем нарисовать пастелью улицу, дома, аллею»

        Пастелью – как самостоятельным материалом, так и вспомогательным – можно изображать не только сельский пейзаж, но и городской. Для городского пейзажа важен фон. С него и начинают работу пастелью, акварелью или с помощью цветной бумаги. Дома удобнее рисовать пастельными мелками, поскольку меняя их положение в руке, легче передавать разные формы архитектурных композиций. Композиция может быть также различной, как и в случае сельского пейзажа.

Городской пейзаж: пример обучения.

Средняя группа

        Первый шаг. Занятие целесообразно начать с игры «Домики и крыши», чтобы дети могли понять, как важно при подборе крыши к основанию дома соизмерять формы, в этом суть игры. Получив силуэты и вкладыши домов и крыш, дети приступают к работе. Педагог направляет их действия, обращая внимание на соразмерность крыши и основания дома.

        Второй шаг. Педагог объясняет цель занятия: рисуем зимний пейзаж; демонстрирует эскизы, поясняя особенности каждого, обращает внимание на:

  • линию горизонта;
  • особенности изменения величины домов в зависимости от их удаления от переднего плана;
  • форму крыши и её соответствие основанию дома;
  • разнообразие форм окон;
  • цветовые соотношения неба, снега, домов.

Третий шаг. Пояснение этапов работы Педагог: «Начинаем работу, как всегда, с фона. Рисуем небо и снег. Представим раннее утро, солнышко только-только проснулось, падает снег. Он кажется нам розовым. Или другой пример: солнечный морозный день и снег искрится таким же жёлтым цветом, как и солнышко. А вечером снег кажется голубым, даже сиреневым. Интересно, не так ли? Пожалуйста, подумайте, как удобнее расположить лист бумаги – вертикально или горизонтально, и приступайте к работе. Начинаем с неба, пастельные мелки смешиваем. Не забываем их подружить с цветом снега. Мелки плавно закрывают лист, чтобы бумаге не было холодно.»

Дети приступают к работе: готовят фон. Педагог направляет и корректирует их действия. Если кто-то неровно накладывает штриховку, ему напоминают: следует воспользоваться  ватными дисками для растирки.

Четвёртый шаг. Пояснение этапов работы. Педагог: «фон готов. Теперь обращаем внимание на домики(показ). Они у нас маленькие и большие, прямоугольные и квадратные. Чтобы получился настоящий пейзаж, раскрою один секрет: если домик виден издалека, рисуем его маленьким, если близко – большим. Домики рисуем с помощью пастельных мелков и трафаретов. Выбирайте, кто какие будет рисовать – маленькие или большие, прямоугольные или квадратные».

Дети приступают к работе – осторожно отбирают трафареты домов, а педагог помогает расположить их на листах бумаги, соблюдая правила композиции; закрепив трафарет, заполняют силуэт дома с его основными частями (фундамент, стены, крыша).

Пятый шаг. Педагог: «Дома построили, а вот окошек нет. Нарисуем их широкой часть мелков».

Дети приступают к работе, педагог может ненавязчиво давать  советы, направлять их действия. Тем самым воспитывается эстетический вкус, поскольку форма окон обусловлена определённым стилем, который поддерживает целостный образ дома.

Шестой шаг. Педагог: «чтобы завершить наш пейзаж, остаётся изобразить снег на крышах. Помогут нам белый восковой карандаш или белый соус, а рисовать будем мелкими штрихами. Вот теперь можно считать, что рисунок готов. Итак, работа закончена. Сначала мы нарисовали небо, потом дома, а в заключение снег. Дома у всех получились разные – и по цвету, и по форме. Те, что находятся далеко, вы рисовали маленькими, а те, что близко – большими. Теперь у нас разнообразие рисунков. Поэтому получилась настоящая выставка зимних пейзажей, и мы украсим этими работами наш зал.»

Переходным этапом от пейзажа к натюрморту могут стать рисунки цветов, растущих в естественной среде. Комбинация материалов зависит от поставленных педагогом задач. Так, для изображения луговых цветов подойдут разные виды пастели. фон рисуется сухой пастелью, а цветы и трава – масляной и восковой. Каждый вид пастели вносит свой выразительный нюанс в рисунок, придавая ему живость и непосредственность.

Фон для полевых цветов лучше выполнять сухой пастелью или акварелью. А сами цветы – разными видами пастели. это делается для того, чтобы создать иллюзию объёма, передавая плотность и одновременно лёгкость лепестков.

Заметим: пастель -  это такой материал, который помогает овладеть приёмами рисования различных по форме цветов. Объясняется это тем, что пастельный мелок позволяет простыми рисовальными движениями создать разную форму бутона.

Чтобы изобразить натюрморт, можно воспользоваться различными комбинациями пастели с другими художественными материалами. Например, совмещая акварель в качестве фона с сухой пастелью (рисуем бутоны), с масляной пастелью (рисуем листья и корзину)  и фломастерами (рисуем сердцевину цветка), можно отобразить любой характер натюрморта.

Последовательность этапов работы следующая. Первый: выполняются фон и основа бутонов с помощью центрического вливания; второй: изображаются листья и корзина мелкой штриховкой; третий: сердцевина цветов заполняется фломастерами.

Рисовать бутоны можно также и акварелью. Пастель в этом случае выступает дополнительным материалом – придаёт живость натюрморту, поскольку помогает сливать цвет бутонов с фоном. Благодаря этому создаётся иллюзия объёма. Листья и вазу лучше выполнять масляной или восковой пастелью, так как краска эта плотная по своему составу, что позволяет передавать фактуру посуды.

Букет получится объёмным и фактурным, если работать сухой пастелью в комбинации с масляной (или восковой), при том, что цел работы – нарисовать просто цветы.

Натюрморт: пример обучения.

Младшая группа

        Первый шаг. Занятие начинается упражнением «Нарисуем мы кружок», чтобы научить навыку изображать круги разного размера. На бумаге, закреплённой на мольберте, дети рисуют круги спиралью. Педагог показывает способ рисования: «Посмотрите, как кисточка закручивает спиральку. Она бежит по кругу, стремясь в его центр. А эта кисточка, наоборот, сначала ставит точку, а потом ходит по кругу, раскручивая спиральку. Вот так» (показ).

        Второй шаг. Педагог: «Сегодня мы отправимся в сказочный зимний сад, где растут удивительные цветы в удивительной зимней стране. Посмотрите, какие они разные! (демонстрирует изделия Гжели, а также собственные эскизы). Видите, какая необычная посуда, необычные цветы, оттенённые синим цветом (светло-голубым, тёмно-голубым, сине-фиолетовым).

        Третий шаг. Педагог: «Нарисовать такие цветы очень просто с помощью белых и синих мелков (демонстрирует разные способы рисования цветов). Мелки гуляют по кругу – тогда получаются розы, а пастельные карандаши рисуют лепестки – тогда вырастают астры.

        Четвёртый шаг. Дети приступают к рисованию. Основная задача педагога -  помочь отработать приём рисования цветов, обращая внимание на композиционное расположение их на плоскости листа. (Когда рисуем цветы, не забываем _ у нас есть главные цветы, уже взрослые, которые мы рисуем большими, и их детки, маленькие цветочки, которые только-только распускаются).

        Пятый шаг. Педагог: «Цветы у нас получились очень красивые, каждый нарисовал свой цветок. Однако нашим цветам не хватает листочков. Как их рисуют? Берём пастельные мелки и наносим штриховку.» (дети повторяют показ на бумаге. Педагог корректирует и направляет их работу).

        Шестой шаг. Педагог: «Какие же красивые у вас получились цветы! Настоящая зимняя сказка, настоящий зимний сад! Теперь даже в самые холодные дни у нас в группе будет красиво и уютно. (развешивает работы в групповой комнате).

        Рисовать натюрморт можно также сочетанием пастели и туши. Оба материала (тушь растекается, пастель растирают) создают эффект лёгкости и живости, придавая натюрморту выразительность.

        Для изображения животных (анималистический жанр) пастель также незаменимый материал. В отличие от цветных карандашей оставляет на бумаге не только отдельные штрихи, но и пятна, сочетает чёткость линий и бесформенность плоскости. Эти качества позволяют отобразить разную фактуру покрова животных. Анималистический жанр может иметь не только реалистическую трактовку, но и стилизованную, с элементами декоративности.

Учимся рисовать животных: пример обучения.

Средняя группа

        Первый шаг. Занятие начинается с игры «Найди рыбку!» её содержание: педагог раскладывает рыбок из плотного картона, чтобы ребёнок мог выбирать любой силуэт, и объясняет: «На прошлом занятии мы узнали, что в прудах растут разные растения, водятся лягушки, плавают разные рыбки. Но рыбки живут и в аквариумах. Сегодня мы будем рисовать аквариум. Но вот какая беда: злая волшебница заколдовала рыбок, превратила их в невидимок. Однако мы можем им помочь. Для этого возьмём картонки, наложим их на лист бумаги, а потом раскрасим внутри мелками пастели. убираем картонки – появились рыбки самой разнообразной формы. Одни рыбки похожи на круг, другие – на ромб, третьи – на овал.. теперь остаётся нарисовать чешуйки, плавники и глазки. Как это сделаем? Берём ватную палочку. Набираем на неё краску и ставим отпечатки по телу рыбки. Вот вам и чешуйки. А окрашенной картонкой нарисуем плавники. Глазки рисуем как всегда: сначала большим пальцем набираем белую краску, мизинцем – чёрную и белой с помощью тонкой кисточки ставим блик. Рыбки готовы! Но их следует вырезать и наклеить (вырезает рыбок). С этой целью готовим для аквариума фон».

        Второй шаг. Педагог: «Сегодня фон будем рисовать вместе на большом листе бумаги. У каждого из вас набор акварельной краски. Возьмём широкие кисти и начнём «гулять» ими по бумаге. Рисуем аккуратно, так чтобы не толкать друг друга. Закрашиваем только свою часть листа».

        Третий шаг. Педагог: «Фон почти готов. Но на дне аквариума должен быть песок, водоросли, камни. Нарисуем песок сухой пастелью, а водоросли – масляной или восковой пастелью. Рисовать можно как концом мелка, та и всей его плоскостью (показ способа нанесения штриховки, имитирующей песок. Рисуют дети водоросли по воде, проводя вертикальные и диагональные линии. Насколько ровно проводятся линии? Факт не имеет значения. Волнистые линии придают работе живость и художественную выразительность).  Камешки лепим из пластилина: отщипываем маленькие кусочки от большого куска и плотно прижимаем пальцем к фону.

        Четвёртый шаг. Педагог: «Фон готов. Теперь можно наклеивать рыбок. Где мы их разместим? (Дети, указав, где чья рыбка будет «плавать», приступают к работе).

        Пятый шаг.  Педагог: «Какой радужный из пастели и пластилина получился аквариум! Рыбки все разные, но дружные, не ссорятся, плавают вместе».

        Примечание: Данную тему можно реализовать и в процессе индивидуальной работы.

        

Чем значима работа с пастелью? Дети постепенно убеждаются: неудачи не страшны. Особенно если речь идёт о старших дошкольниках – они очень эмоционально реагируют, если вдруг краска потекла, глаз размылся, нос потерял форму, мама совсем на себя не похожа… Поэтому приступая к работе над портретом, во избежание подобной ситуации необходимо, чтобы педагог продумал соотношение материалов с темой, а детям предоставил возможность использовать тот материал, который позволяет наиболее ярко решать проблемы задуманной темы.

Любой портрет пишется на фоне. Выполняют его пастелью. Тогда пятно, изображающее лицо, с лёгкостью перекрывает часть фона. Портрет можно выполнить и на цветной бумаге. Тогда перед юным художником стоит иная задача: подобрать лист такого цвета, который наиболее ярко раскрывает характер образа.

При создании портретного образа вспомогательным выразительным средством выступают другие изобразительные материалы – акварель, тушь, фломастеры, гелевые ручки.

Одна из мало используемых тем в изобразительной деятельности дошкольника – абстрактный рисунок.  Абстракция близка и понятна дошкольнику, поскольку то, что первоначально он создаёт, напоминает и хаос, и порядок одновременно. Абстракция помогает формировать  у ребёнка чувство не только цвета, формы, но и композиции.

Абстрактная композиция рождает некий  скрытый сюжет, который можно сделать явственным, и тогда появится сюжетный рисунок.

Завершая тему «Пастель», остановим внимание на значимости этой краски для развития изобразительной деятельности и творчества дошкольника в его становлении как личности. В своё время Энгр вывел некую формулу: «Пишут так, как рисуют». Фраза эта как нельзя лучше раскрывает специфику работы с пастелью. Ведь именно пастель учит пальцы двигаться разнообразным способом по листу бумаги, добиваясь изображения.   Ни карандаш, ни фломастер не содержат такого широкого спектра рисовальных движений. Пастель и проста, и сложна  в работе, крайне неоднозначна. Тем она и привлекает дошкольника.  Работая с пастелью, дети соприкасаются с материалом тактильно, что положительно сказывается на развитии мелкой моторики пальцев рук. Иными словами, её изобразительно-выразительные позволяют овладевать различными умениями, необходимыми и в других видах деятельности.