Техника рисования фломастерами

Невенчанная Людмила Владимировна

Этот изобразительный материал не столь давно вошёл в нашу действительность. И, тем не менее, - один из самых распространённых в детском рисовании. Впервые фломастеры появились в Японии в начале шестидесятых годов. Их внешний вид с тех пор мало чем изменился: по-прежнему мы пользуемся ручкой с резервуаром, наполненным специальными чернилами. Капиллярами чернила поступают на пишущую часть, изготовленную из пористого синтетического материала. Цветные чернила – это красящий пигмент, который растворён в ксилене и по своему составу напоминает спирт. Однако не во всех фломастерах чернила наполнены спиртовой основой. Специально для детей разработаны водяные фломастеры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.ris_._flomastery.docx61.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида № 5»

(продолжение – фломастеры)

     

            BD07208_

Воспитатель: Невенчанная Л.В.

                                                             

ФЛОМАСТЕРЫ

Этот изобразительный материал не столь давно вошёл в нашу действительность. И, тем не менее, - один из самых распространённых в детском рисовании. Впервые фломастеры появились в Японии в начале шестидесятых годов. Их внешний вид с тех пор мало чем изменился: по-прежнему мы пользуемся ручкой с резервуаром, наполненным специальными чернилами. Капиллярами чернила поступают на пишущую часть, изготовленную из пористого синтетического материала. Цветные чернила – это красящий пигмент, который растворён в ксилене и по своему составу напоминает спирт. Однако не во всех фломастерах чернила наполнены спиртовой основой. Специально для детей разработаны водяные фломастеры. Условно можно выделить несколько видов фломастеров:

1) толстые – для покрытия больших поверхностей листа или рисования крупных предметов, не требующих изображения мелких деталей;

2) средние – для рисования деталей разной сложности;

3) тонкие – необходимые для изображения контура и линейного рисунка.

Учитывая, что фломастеры сложнее смешивать друг с другом, производители стараются выпускать наборы с большим количеством оттенков – некоторые из них насчитывают до 300. Самые привычные наборы представлены цветами в количестве от 6 до 24.

Фломастерами рекомендуется рисовать на плотной, гладкой бумаге, поскольку рыхлая, мягкая быстро пропитывается составом и контур изображаемого предмета растекается. Чтобы получить плавный переход одного цвета в другой, целесообразны бесцветные фломастеры – позволяют получить нужные по интенсивности тональные пятна и  тоновые градации.

  • Тонкая линия – рисование ребром фломастера.
  • Изображение средней толщины – рисование узкой стороной.
  • Толстый, жирный штрих – рисование широкой стороной, держа фломастер  под наклоном.

Создать выразительный образ с помощью данного материала, несмотря на его простоту, не так просто. Причина? Фломастер плотным пятном ложится на поверхность листа, и крайне сложно затем исправлять неточности рисунка. Поэтому рисовальные движения должны быть чёткими, уверенными.

Анализируя рисунки детей, выполненные фломастерами, можно сделать вывод: чаще всего они не смешивают цвета, а используют только локальные. От этого рисунок приобретает пестроту, излишнюю чркость, теряя целостность образа. Во избежание подобной ошибки следует научить комбинировать фломастеры с другими материалами или использовать технические приёмы, способствующие достижению выразительности рисунка.

        Суть этой техники: на закрытый фломастерами лист бумаги наносятся, разбрызгивая, капли воды. Вода разъедает красящий элемент фломастеров, оставляя выбеленные участки. Учитывая данный эффект, можно варьировать темы.

  • «Цветочная полянка». Дети раннего и младшего дошкольного возраста, чтобы изобразить траву, заполняют поверхность листа штрихами. Далее чистой кисточкой по бумаге разбрызгивают воду. Выбеленные участки заполняют цветными пятнами – это цветы; после чего любимым тёмным цветом (оттенком) рисуют сердцевинку. Старшие дошкольники, во-первых, регулируя степень нажима фломастера, передают разные тональные соотношения на фоне; во-вторых, нарисовав цветы, дорисовывают стебельки, листочки.
  • «Снег». Малыши - дети раннего и младшего дошкольного возраста выполняют фломастерами фон, обозначающий небо, после этого разбрызгивают воду. Капли воды имитируют падающий снег. Дети старшего дошкольного возраста – для них тема усложняется – рисуют зимний пейзаж.
  • «Декоративные композиции». Данная тема может иметь множество вариантов для детей любого возраста.
  • «Натюрморт». В группах раннего и младшего дошкольного возраста применяют локальные формы – капли воды имитируют мелкие цветочки. В старших группах  дети создают более сложный по композиции натюрморт, вводя полутона для передачи составляющих предметов.

        В данной комбинации можно предложить следующие темы.

  • «Бабочки». С помощью силуэтов дети заполняют текстур карандашами (в монохроматической или многоцветной гамме), и затем закрывают фон фломастерами. Далее наклеивают силуэты на фон. Эта тема применима на практике в форме, как индивидуального рисунка, так и коллективной работы.
  • «Осенний ковёр». Данная тема раскрывается подобно предыдущей. В качестве нового элемента педагог предлагает детям заполнить силуэты листьев не  текстурами, а штриховкой или тушёвкой с помощью цветных карандашей.
  • «Бутоны». Цветными карандашами штриховкой заполняются лепестки, сердцевинка рисуется фломастерами. Бутоны можно объединить в общую композицию или на их основе создать натюрморт.
  • «Птенец». На листе бумаги с определённым фоном дети фломастерами с  помощью круговой штриховки рисуют пятно, имитирующее тело птенца. Далее чистой кисточкой проходят по краю пятна, добиваясь растекания фломастера. Детали (глаза, клюв, лапки) рисуют фломастерами или вырезают из цветной бумаги. Гнездо рисуют цветными карандашами дугообразной штриховкой.
  • «Лес». Фон выполняется цветными карандашами, кроны деревьев – фломастерами и карандашами, а основная часть ствола – карандашами. Фломастеры применяют только для передачи фактуры ствола.
  • «Морской пейзаж». Небо изображается цветными карандашами штриховкой и тушёвкой, море, как карандашами, так и фломастерами. Применима также вода для передачи волн или бликов.
  • «Декоративная композиция». Лист бумаги следует разбить на сегменты, каждый из которых заполняется определённой текстурой – как карандашами, так и фломастерами. Задача, поставленная перед детьми, - добиться разной тональности сегментов.
  • «Необычные животные». Первоначально рисуется силуэт любого животного, который заполняется текстурами, отображая уже основные признаки животного. В качестве дополнительно выразительного средства может выступать вода, позволяющая получить выбеленные участки.
  • «Пейзаж». Фон изображается комбинацией цветных карандашей с фломастерами и выделением с его помощью основных элементов композиции.
  • «Портрет». Общий тон лица дети рисуют карандашами, волосы – комбинированной техникой, глаза, рот, нос – фломастерами и, частично, цветными карандашами.

        Позволяет обобщать цветовые пятна с акцентом на фломастеры. Темы для всех возрастных групп одинаковы, но исполнение разное. Речь идёт об определённом усложнении в содержании и техническом выполнении образа.

  • «Фантазии с помощью монотипии». Первоначально акварелью наносятся пятна на одну половинку сложенного листа, после чего половинки соединяются. Так получается симметричное цветовое пятно, которое дорисовывается до образа с помощью фломастера.
  • «Пейзаж». Фон заливается тушью. Предметы и объекты рисуются фломастерами. Если фон влажный, можно получить дополнительный эффект – растекание контура, что придаст рисунку определённую живость.
  • «Натюрморт». Фон и крупные детали натюрморта выполняются тушью, мелкие детали – фломастерами.

Фломастеры можно использовать и в комбинации с другими материалами – акварелью, пищевыми красителями, но изображение будет похоже на предыдущую технику.

В данной статье мы попытались рассмотреть многочисленные разновидности рисунка, различающиеся  методом рисования, темой и жанром, техникой исполнения. Приведённые примеры позволяют заключить: рисунок может быть станковым и служить в качестве вспомогательного материала для создания как живописных, так и графических работ. Неслучайно рисунок – основа для усвоения  выразительных средств изобразительного искусства, именно та база, с помощью которой решаются самые различные творческие задачи. И если ребёнок усвоит технику и материал рисунка, поймёт их особенности, он сможет реализовать любой замысел.