Учитель года - 2019
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – учитель».
Бацаева И.Н.
учитель музыки, г.п. Приобье
E-mail: chery-qq@list.ru
УСЛЫШЬ себя, познай себя, реализуй СЕБЯ!
Так уж случилось, что в моих детских грёзах не было мечты стать учителем. Я бредила медициной: все мои детские игрушки были мной заботливо (читаем: безжалостно) залечены. Как вы думаете, для чего я «теребила» свою маму, чтобы она записала меня в музыкальную школу «играть на пианино»?! Тут всё было просто: у хирурга должны быть очень чувствительные пальцы рук… Так куда уж мне без музыкальной школы?!
…Оказалось: куда мне без музыки… Нежданно-негаданно я продолжила своё музыкальное образование, да ещё (кто бы мог подумать?) не как пианистка, а как студентка оркестрового отделения на невиданном инструменте с загадочным именем «гобой». Музыкальное училище. Преподаватель.
С годами, оглядываясь назад, я уже перестала удивляться причудам Судьбы и философски соглашаюсь с мудрым выражением «Всё, что ни делается – к лучшему»… Мудрая Судьба знала, как поступать: она направила меня на педагогическую стезю.
В жизни мне несказанно повезло: меня учили прекрасные учителя, строгие, но всегда справедливые, добрые, понимающие, большие умницы, творческие люди, тонкие психологи человеческих душ. Случайных людей в педагогике не бывает: тот, кто решается посвятить себя ученикам, в школе остаётся навсегда. Учить – это тяжелый труд. Учить – это знать и любить свой предмет. Учить – это быть собранным, ответственным за каждое слово. Учить – это видеть в каждом своём ученике талантливую «звёздочку». Учить – значит принадлежать школе всецело, быть готовым до утра писать планы, думать о том, как заинтересовать своим предметом. И да, как бы мы не противились этому выражению, «жить в школе»… Нет более самоотверженных людей, чем врач и учитель. Не успеваешь жить – успеваешь только работать.
А уж работать учителя умеют. И не потому, что «надо», нет! Вот он: несмышленый, с удивлёнными глазами, полными любопытства, ученик, которого доверили тебе родители. Пока ещё Он – тот сосуд, тот чистый лист, который будет со временем наполнен знаниями и умениями. И наполнишь его ты, Учитель, Педагог, Преподаватель. Именно от тебя он узнает, как слушать и слышать, познавать инструмент, придумывать и творить. Да, это долго, порой беспокойно... Но вдруг летом, в другом городе, в супермаркете к тебе подходит человек в костюме зебры и говорит: «Здравствуйте, Ирина Николаевна, вы меня не узнаёте?» (судорожно пытаешься вспомнить, как имя героя всем известного мультфильма и почему он меня называет по имени-отчеству?!), а он продолжает: «Я Ваш выпускник. Саша. Учился на флейте. Вот, подрабатываю в каникулы». А люди вокруг уже оглядываются на взрослую тётеньку, которая со смехом обнимает и тормошит мультяшного героя «Мадагаскара»… Это дорогого стоит: ученики тебя помнят, говорят добрые слова и участливо справляются о ваших новых учениках и успехах. Мне очень повезло: многие из моих выпускников пишут мне на электронную почту, звонят, находят в социальных сетях Интернет.
Спасибо моим дорогим учителям, которые были в моей жизни. Дорогие мои, как же я вас понимаю теперь! И как же ценю вас и ваш неимоверный талант педагога. Долгая вам лета! Мне до вас ещё расти и расти… Именно вы научили меня слышать. Сейчас я говорю не о музыке или музыкальных звуках. Я говорю о том, что значит СЛЫШАТЬ себя, познавать себя и даже верить в себя. Каждый из вас вложил в меня, как в мозаику, свой «кусочек» человечности, заполняя новыми и новыми знаниями, заставляя развиваться и стремиться к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Я знаю, что вам было очень трудно. Думаю, вы так же, как и я, не спали ночами, снова переживая и анализируя прошедший день, пытаясь понять: почему сегодня один из моих уроков не доставил мне от рабочего процесса того удовлетворения, которого ожидала? Почему мой «пазл» сегодня не вставился в мозаику детской души? Ведь и готовилась, и старалась, а отчего-то – не всё вышло гладко…
Наверное, пройдёт ещё много лет моей работы учителем, и я уже не буду так переживать. Наверное, тогда я научусь всё делать правильно и верно, четко и отработанно. А сейчас… Сейчас я рада, что проявляю почти детскую пытливость, стараюсь находить нетрадиционные способы решения своих педагогических задач, проявляю творчество и импровизацию на своих уроках и занятиях внеурочной деятельности со своими учениками. Если сам учитель не «загорится» идеей, как же он сможет «зажечь» интерес в своих учениках? Ни для кого не секрет, что «неинтересные» люди скучны. Так же и с учителем: если он будет скучен своим ученикам, проку от учения будет мало.
Да, музыка отличается от серьёзной математики или от строгого русского языка. Мой предмет занимает в неделю всего один урок. На своих уроках я стараюсь открыть дверь в мир музыкального искусства, творчества. Очень рада, что уже давно мне не приходится отвечать на вопрос: а у моего ребенка есть музыкальные способности? Преподаватели в музыкальном училище учили меня: нет детей, не способных к музыке. Дети уже рождаются талантливыми! Просто у одних эти способности лежат на поверхности, а у других – глубоко внутри. И профессионализм учителя заключается в том, чтобы эти способности «вытащить на поверхность», помочь ребенку реализоваться, как личность духовная и творческая. Мои уроки не построены только на теории или только на вокальном исполнительстве. Дети, посещающие мой урок, знают: не можешь спеть – музицируй, не можешь музицировать – участвуй в дискуссии, не можешь подобрать слова – нарисуй или, к примеру, дирижируй! Всем найдётся занимательный вид деятельности, который будет оценен. Музыка многогранна, музыка – это творчество и импровизация.
Моё педагогическое кредо «Творить, пробовать, искать и развиваться». Очень верю в выражение «Совершенству нет предела». Хочется ещё больше творить, пробовать, искать, ещё больше развиваться! Хочется придумывать интересные проекты со своими учениками, принимать участие в новых творческих конкурсах. Хочется ещё больше узнать и ещё большему научится. Ведь не зря Судьба сделала меня педагогом, учителем, ох, не зря…