Проектно-исследовательская деятельность

Орехова Елена Владимировна

Содержат материалы применения проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности, план самообразования, а также рекомендации по написанию проектных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx22.95 КБ
Файл kak_pisat_proekt.docx17.61 КБ
Файл etapy_raboty_nad_proektom.docx14.81 КБ
Файл proekt_legko_li_tebe_uchenik.docx722.62 КБ
Файл proekt_gibkost.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план профессионального развития и самообразования  

Ореховой Елены Владимировны, учителя Физической культуры

МАОУ «Средняя школа №8» города Когалыма,

на 2018 - 2021 учебный год

Тема самообразования: "Проектно-исследовательская деятельность школьников в рамках реализации ФГОС."

 

Цель профессионального развития:

- Изучение и внедрение педагогической технологии - метод проектов;

- Создать условия для вовлечения обучающихся в активную проектно-исследовательскую деятельность.

 

Задачи профессионального развития:

  • повышение своего методического уровня;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся через исследовательскую и проектную деятельность;
  • развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, применяя информационные технологии;
  • развивать исследовательские способности обучающихся через школьное научное общество;
  • проводить целенаправленную работу с одарёнными детьми;
  • развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
  • формирование конкурентоспособной, коммуникативной, толерантной личности;

Результат работы: обобщение опыта работы по данной теме

Ожидаемые результаты:

  • повышение мотивации, успеваемости и уровня обученности учащихся по химии;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию намечены основные этапы работы по самообразованию.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

  • Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
  • Научить детей работать с ресурсами Интернет, грамотно использовать полученный материал в практических и творческих работах.
  • Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы   над темой на заседаниях ШПС и ГПС физической культуры.
  • Обобщить опыт по теме.

Сроки реализации плана

План профессионального развития и самообразования по указанной теме рассчитан на 3 года и включает применение результатов в практической учебно-методической деятельности.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию определены основные направления работы по самообразованию.

 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2018-2019

1. Анализ профессиональных затруднений

2. Составление плана работы по выбранной теме самообразования

3. Пройти курсы повышения  квалификации учителей.

3. Изучение литературы и интернет ресурсов по данной теме.

4. Выступление на заседании школьного МО

Прогностический

1.Определение целей и задач темы согласно плана на каждый учебный год.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2018-2019

1.Выступление на заседании школьного МО

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2018-2020

1. Самоанализ и самооценка своей деятельности

2. Взаимодействие с педагогами в городском педагогическом сообществе

3. Выступление на заседании педагогического совета.

4.Открытые уроки, внеурочные занятия на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2020-2021

1. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

2. Выступление на заседании муниципального МО учителей химии по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности по физической культуре в условиях реализаций ФГОС ООО».

3. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4.Мастер-класс «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности по физической культуре в условиях реализаций ФГОС ООО»

5.Консультативная помощь учителям и учащимся. 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2020-2021

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте

 

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. 

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

 

Изучить  литературу по данной проблеме:

1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.

2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5. nsportal.ru/ schkola/ khimija/ library

6.Cigabaza.ru/download/ 88810.html

7.www/slideshare.net

8.festival.1 september.ru

9.pedagogie.ru / stati/ pedagogicheskie – tehnologi html.

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках физической культуры и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. 

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

  • Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
  • Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».

4. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
  • Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
  • Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
  • Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
  • Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей химии, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.

Предполагаемые результаты самообразования

  • Повысить качество преподавания предмета  
  • Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в исследовательской и проектной деятельности.
  • Разработать и провести открытые занятия по педагогической технологии – метод проектов.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО, педсоветах, методсовете школы.
  • Разработать  рекомендации для учителей и обучающихся по  организации исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности  в условиях реализаций ФГОС ООО.
  • Обобщить опыт по исследуемой теме.
  • Результаты работы над темой самообразования  поместить на личном сайте.



Предварительный просмотр:

Как писать проект?

Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:

 

Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.

Что бы вы хотели изменить?

Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы хотели достичь?

Какую проблему хотите решить?

Проанализируйте и опишите проблему:

Записали ответ → перешли к определению сферы проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать.
Проанализировали проблему → определили, что хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию проекта.

Шаг №2: Пишем цель проекта.

Цель — общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель — образ действий по достижению желаемого результата.

Цель должна формулироваться так, чтобы её достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель — это проблема наоборот.

Сформулируйте цель своего проекта:

Задайте вопросы для цели своего проекта:

Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта?

Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей?

Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами?

Шаг №3: Пишем задачи проекта.

Задачи проекта — это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения цели.

Важно помнить! Задач может быть несколько, все задачи — шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью проекта.

Используйте глаголы. Например, если вам надо построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.

Проверьте. Задачи должны полностью «закрывать» решение проблемы (поставленную цель).

Проанализируйте. Задачи должны быть результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных результатов).

Определили цель и задачи → Приступаем к планированию: как все это будет.

Из каждой задачи строим логическую цепочку действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.

Шаг 1. Определение темы проекта.

Главным инструментом на данном этапе является мотивация. Если ребенок будет заинтересован в изучении предложенной ему темы, многие трудности в написании проекта будут сняты. (Слайд)

(Слайд) Шаг 2. Научить, «как писать проект?»

Данный шаг содержит в себе три этапа: (Слайд)

1) Ребенку необходимо объяснить структуру написания проектной работы (каждая часть объясняется отдельно и подробно с рассмотрением примеров).

2) Необходимо построить «Скелет» работы (Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. Необходимо установить проблему или выдвинуть гипотезу. Затем определить цель проекта, опираясь на выдвинутую проблему (Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект? Для чего мы будем писать этот проект?). После этого необходимо расписать задачи (те ступеньки, поднимаясь по которым вы придете к вершине, т.е. к достижению своей цели В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.).

3) Подобрать необходимую литературу по теме, с которой ребенок сможет работать.

(Слайд) Цель – «для чего я пишу работу?».

Задачи - «что мне нужно сделать, чтобы достичь эту цель?». (Слайд)

(Слайд) Шаг 3. Разделить работу по написанию проекта на этапы.

Данный шаг очень взаимосвязан со вторым шагом, в котором на теории объясняется написание проектной работы. (Слайд) Написание работы включает 4 этапа:

1) Написание введения.

2) Написание основной части.

3) Написание заключения.

4) Описание продукта (Что у вас будет создано в конце?) (Слайд)

Шаг 4. Оформление работы

На данном этапе необходимо выполнить следующее: (Слайд)

1) Познакомить ребенка с требованиями оформления проектной работы. Отдельное внимание стоит уделить оформлению списка литературы.

2) Попробовать отредактировать фрагмент работы вместе.

3) Произвести анализ самостоятельно проделанной работы ученика. Разобрать ошибки оформления. (Слайд)

Шаг 5. Написание тезисов и создание презентации.

Когда работа написана и оформлена необходимо ее качественно защитить, чтобы обучающийся был удовлетворен качеством проделанной работы. Для этого необходимо: (Слайд)

1) Написать тезисы (нужно объяснить ребенку, как пишутся тезисы к выступлению). Тезисы должны включать в себя следующие пункты:

1. Тема проекта.

2. Цель проекта.

3. Задачи.

4. Гипотезы.

5. Методы и средства исследования.

6. Актуальность проекта.

7. Этапы работы.

8. Полученные результаты.

9. Выводы.

2) Объяснить правила оформления материала в презентации.

3) Произвести анализ самостоятельно проделанной работы ученика. Разобрать ошибки написания тезисов и оформления презентации. (Слайд)

Шаг 6. Создание продукта.

На данном этапе необходимо объяснить параметры и содержание продукта. (Слайд)

(Слайд) Шаг 7. Защита проектной работы.

Перед защитой проекта, необходимо отрепетировать представление проекта, чтобы ребенок знал где делать паузы, и был уверен в том, что он укладывается в установленное время и материал, который он старается донести до слушателей, ясен и понятен.



Предварительный просмотр:

Этапы работы над проектом

 

Первый этап работы над проектом – ПРБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная  проблема проекта приобретет личностную окраску. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.

Из проблемы проекта  следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

Следующий этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.  Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет  ПРОЕКТНЫЙ  ПРОДУКТ, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.

Далее надо  СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет  разработать план своего проекта.

На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему

Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута

Образ проектного продукта (ожидаемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема

Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта

Перечисление основных этапов работы

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться)

Развернутый план работы

Когда ты будешь осуществлять все необходимое

Индивидуальный график проектной работы

 

На следующем этапе будет проходить РЕАЛИЗАЦИЯ намеченного плана. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта.

После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом

Далее предстоит ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры,- важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут. Лучше, если текст  презентации будет написан в виде тезисов.

Автору проекта надо быть готовым и отвечать на вопросы публики.

 



Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская конференция школьников «Гости из будущего»

«Легко ли тебе, ученик?» 

H:\155OLYMP\P3010638.JPG

Авторы:

Гарифуллина Алина Руслановна

Протасенко Анастасия Александровна
4 В класс

МАОУ «Средняя школа № 8» Руководитель:  Орехова Елена Владимировна

учитель физической культуры 1 категории

МАОУ «Средняя школа № 8»

 

 

 

 

 

 Когалым
2015 г.

Аннотация

На    конкурс   представлен проект на тему: «Легко ли тебе, ученик?» 

Опираясь на личный опыт и наблюдения за школьниками, авторы поднимают проблему недостаточного контроля детей и взрослых над весом ученического портфеля.

Объектом исследования является школьный портфель. Цель данной работы: Изучить соответствие веса портфеля школьников гигиеническим нормам. Разработать рекомендации и привлечь внимание к проблеме тяжелых школьных портфелей.

На основании проведенных исследований (анализ литературных источников, наблюдение, фотографирование, анкетирование родителей, эксперимент) авторы пришли к выводу, что вес портфелей учащихся начальной школы превышает допустимые санитарные нормы. В ходе работы над проектом, авторы наметили пути решения проблемы, разработали рекомендации для уменьшения веса портфеля.

Актуальность изучаемой исследовательской проблемы в том, что ношение тяжелых портфелей наносит вред здоровью школьника.

        Практическая значимость: авторы разработали и провели комплекс упражнений для укрепления мышц спины, и считают, что это позволит сохранить правильную осанку и сберечь здоровье.

Оглавление

Введение. ………………………..…………………………..………………..............4 стр.

Основная часть

Глава 1. Влияние веса портфеля на здоровье…………………………...…….….6 стр.

Глава 2. Основные требования к портфелю ученика …………………….……...6 стр.

Глава 3. Исследование веса портфеля современного школьника.…..………..…7 стр.

Глава 4. Рекомендации для учащихся, родителей и учителей…………….............8 стр.

Заключение………………………………………………….………….…...……...9 стр.

Список источников информации …………….…………………………................10 стр.

Приложение№1……………………………………………………...……………...11 стр.

Приложение№2 …………………………………………..………………..……..12 стр.

Приложение№3………………………………………………………………….….13 стр.

Приложение№4……………………………………………………………………..14 стр.

Введение

Как только наступает «золотая» осень, тысячи детей спешат в школу. И за спиной у каждого ребенка школьный портфель с тетрадками, учебниками, ручками. Школьный портфель не только главное отличие ученика, но и еще и важная школьная принадлежность. И от того, какой у школьника портфель, во многом зависит его внешний вид, настроение и здоровье. Одним из главных факторов, влияющих на здоровье учащихся, на его правильную осанку, является «безопасный» вес  портфеля.

Сколько должен весить школьный портфель? Почему портфели такие тяжелые? На эти и другие вопросы мы постарались найти ответы, проведя исследование.

Проблема: состоит в недостаточном контроле детей и взрослых за весом ученического портфеля.

Цель работы: Изучить соответствие веса портфеля школьников гигиеническим нормам. Разработать рекомендации и привлечь внимание к проблеме тяжелых школьных портфелей.

Задачи:

- Изучить влияние веса школьного портфеля на здоровье.

- Изучить санитарные нормы и требования к школьному портфелю.

- Измерить вес школьных портфелей, установить соответствие санитарным нормам для школьников.

- Провести анкетирование родителей.

- Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.

- Разработать и провести комплекс упражнений на укрепление мышц спины.

Объект: школьный портфель.

Предмет: вес школьного портфеля.

Методы исследования: анализ литературы и материалов сети Internet, анкетирование, опрос, наблюдение, эксперимент, фотографирование, анализ и обобщение полученных данных.

Гипотеза: Мы предполагаем, что вес портфеля современных школьников превышает санитарные нормы.

Тяжелые школьные ранцы оказывают отрицательное влияние на здоровье школьника. Вот почему мы считаем тему исследования актуальной и заслуживающей внимания.

Основная часть

Глава 1. Влияние веса портфеля на здоровье

Медики утверждают, что сегодня, по статистике к 11 классу здоровых детей практически нет.  Происходит это не только из-за больших предметных нагрузок, но и из-за веса того же портфеля. Ношение тяжелого портфеля может вызвать искривление позвоночника, испортит осанку и походку, приведет к утомлению.  Утомление плохо сказывается на работоспособности, страдает успеваемость.

По данным медицинских осмотров, заболевания опорно- двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других патологий,  выходят чуть ли не на первое место.

Таким образом, ношение тяжелых портфелей отрицательно сказывается на здоровье школьника.

Глава 2. Основные требования к портфелю ученика

В 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4 кг.

Согласно Санитарным правилам и нормативам СанПиН 2.4.7.1166-02 2.4.7. Гигиена детей и подростков "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования" вес одного учебника для учащихся 1-4 классов не должен быть более 300 г.

Кроме того, считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника. Без ущерба для здоровья первоклашки способны донести до школы ранец весом не более двух килограммов. В 11-13 лет безопасным считается переносить три килограмма.

Пустой ранец должен иметь вес от 700 г до 1 кг (врачи рекомендуют вес ранца для первоклассника 300г.)

По стандартным требованиям школьный портфель должен быть сшит из облегченной ткани, оснащен ортопедической спинкой, покрытой сетчатой тканью (чтобы не потела спина). Должны быть широкие лямки, светоотражающие полоски для безопасности ученика в темное время суток.

Таким образом, вес учебников для учеников разных классов определён в специальных требованиях, которые введены Главным государственным санитарным         врачом Российской Федерации с 1 октября 2010 года.

Глава 3. Исследование веса портфеля современного школьника

Для того, что бы узнать превышает ли допустимые нормы вес портфелей наших одноклассников, мы решили провести эксперимент и взвесить портфели в один из учебных дней.  Мы взвесили пустой портфель и портфель, наполненный школьными принадлежностями.

По медицинским нормам вес портфелей не должен быть больше одной десятой веса ученика. Мы узнали в медицинском кабинете вес одноклассников и вычислили нормы веса портфеля для каждого ребенка в классе.

Все данные занесли в таблицу (Приложение1). В ходе исследования выяснилось, что самый лёгкий полный портфель весит 2.700 кг, самый тяжелый 5.100 кг.  По стандартным требованиям, пустой школьный портфель должен весить не более 1 кг. Вес пустого портфеля соответствует норме у всех детей.  Если учесть, что вес полного портфеля по нормам Сан ПиНа не должен превышать 3 кг, то в нашем классе только у 3 человек, вес полного портфеля соответствует норме. У остальных учеников портфели тяжелее нормы. В результате наблюдения выяснили причины, почему вес портфелей выше установленной нормы:

- некоторые ребята носят не нужные в этот день учебники и канцелярские принадлежности;

- школьные принадлежности (пенал) больших размеров, поэтому очень тяжелые;

- наличие урока физической культуры в этот день (спортивная форма и обувь)

Несмотря на то, что у многих детей вес портфеля не превышает 10 % от веса тела, мы считаем их тяжелыми и небезопасными для здоровья. Некоторые дети имеют излишний массу тела, но это не значит, что они могут носить портфели с большим весом.

После исследования веса портфелей одноклассников, нам стало интересно как же обстоят дела у самых маленьких учеников нашей школы –первоклассников. Взвешивание производилось в понедельник. По расписанию – математика, русский язык, чтение, труд.

Из проведенных исследований выяснилось, что вес пустого портфеля не более 300 г только у двух учеников, у остальных детей результаты не соответствует гигиеническим нормам.

Вес полного портфеля изменяется в пределах 2-4 кг и превышает норму СанПиН почти у всех детей. Только у одного первоклассника, вес портфеля соответствует норме.

Самый тяжелый портфель (4.600) у Вельбой Полины, помимо учебников,  в нем оказалось три пенала, картон, две пиццы, печенье.

Результаты эксперименты показали, что практически каждый день вес  ученических ранцев у учащихся начальной школы превышает норму. Особенно в те дни, когда в расписание есть урок физкультуры, труды, рисование.

Глава 4. Рекомендации для учащихся, родителей и учителей

После исследования веса портфеля первоклассников, мы решили выяснить знают ли их родители, какое влияние на здоровье ребенка оказывает тяжелый портфель и провели анкетирование. Анкета состояла из 4 вопросов (Приложение 2). Всего в анкетировании участвовало 17 человек.

По результатам анкетирования выяснилось, что большинство родителей выбирая портфель обращают внимание на внешний вид и дизайн, 5 человек волнует вес портфеля, 3 человека интересует материал изделия. Лишь 5 из родителей знают нормы веса школьного портфеля: 6 человек считает, что вес школьного портфеля с учебниками составляет 2-4 кг; 6 человек думает, что портфель должен весить 5 кг. Все родители знают о вреде здоровью ребенка, неправильно подобранного портфеля, но не все проверяют его содержимое каждый день.

Мы разработали рекомендации для родителей первоклассников и ознакомили с ними на одном из родительских собраний (Приложение 3).

   Изучив возможность снижения веса портфеля школьника, мы разработали рекомендации учителям и учащимся (Приложение 3).  

 

Заключение

Работая над темой исследования, мы выяснили, что ношение тяжелого портфеля приводит к ухудшению состояния здоровья ребенка. Это грозит формированием неправильной осанки, искривлением позвоночника, плоскостопием.

Изучение литературы и интеренет-источников показало, что существуют   санитарные нормы и требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученическим.

Исследование веса портфелей учащихся начальной школы выявило, что вес портфеля с ученическими принадлежностями у большинства детей выше нормы.

Анкетирование родителей первоклассников показало, что большинство из них не владеют информацией о требованиях к портфелю. Разработанные рекомендации по снижению веса портфеля были доведены сведения родителей, учителей и учащихся.  Для профилактики нарушений осанки мы разработали и провели комплекс упражнений по укреплению мышц спины.

В ходе исследования мы научились взвешивать предметы на весах «безмен» и определять одну десятую от веса целого, искать нужную информацию в интернете.

А в век высоких технологий мы ждем появления электронных учебников!

Список источников информации

1. Список литературы

1.1. Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007

1.2.  Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2008

1.3. Лях В.И. учебник «Физическая культура» 1-4 классы Москва «Просвещение», 2013.

 Другие источники информации

2.1.  http://timix.nios.ru/archives  Лопанин А. Тяжелая ноша.

2.2. http://school19.stbur.ru На что стоит обращать внимание при покупке портфеля первоклассника

Приложение 1

Сводная таблица соответствия веса портфеля гигиеническим нормам

Фамилия

Вес уч-ся

Норма веса портфеля

Вес пустого портфеля

Общий вес портфеля

Наличие лишних вещей

Соответствие норме

Абдрахманова Е.

41

4100

1000

5100

+

-

Багапов Д.

42

4200

700

3300

+

Балашова К.

27

2700

670

4300

-

Ведерников В.

50

5000

900

4000

+

+

Гайнулин А.

32

3200

500

3600

-

Гарифуллина А.

30

3000

700

4900

+

-

Нуртилек Н.

33

3300

450

3400

-

Джагарян А.

35

3500

500

3500

+

Иванова А.

58

5800

700

4200

+

Корниенко Р.

30

3000

600

3700

-

Лимонов Е.

45

4500

500

3500

+

Лопушков Н.

42

4200

500

3200

-

Магомедов Р.

29

2900

450

3500

+

Мухамедьяров А.

32

3200

500

3000

-

Протасенко А.

30

3000

700

4500

+

-

Русских А.

30

3000

650

3700

-

Саяхова С.

37

3700

600

4800

-

Стоянова А.

32

3200

700

4500

-

Тришкина Е.

55

5500

650

4200

+

Федоров Е.

39

3900

450

2550

+

ЦветаевА.

35

3500

550

3700

-

Шангареев С.

40

4000

600

4100

-

Хасбулатов А.

31

3100

500

3000

+

Приложение 2

        Анкета для родителей

1.На что Вы обращаете внимание выбирая портфель ребенку в школу?

А) внешний вид, дизайн

Б) вес, размер

В) материал

В) _____________________________________________________ (другое)

2. Знаете ли Вы о вреде здоровью ребенка неправильно подобранного портфеля?   Да   Нет

3. Знаете ли вы сколько должен весить портфель первоклассника?            Да   Нет

4. Проверяете ли содержимое портфеля Вашего ребенка?     Да   Нет

Выступление на родительском собрании в первом классе.

C:\Users\MAMA\Desktop\Проект Портфель\Новая папка\155OLYMP\PC150411.JPG

Приложение 3

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

"Рыбка"

Поднять плечи и голову, руки вперед. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).

C:\Users\MAMA\Desktop\Проект Портфель\Новая папка\155OLYMP\PC220414.JPG

«Кошечка»

Исходное положение – стоя на четвереньках.

1,2- прогнуться в спине.

3,4- выгнуть спину вверх.

                C:\Users\MAMA\Desktop\Проект Портфель\Новая папка\155OLYMP\PC220415.JPG

«Мельница»

Исходное положение – широкая стойка, ноги врозь.

Правую руку поднять вверх, левую – опустить вниз. Поочередное вращение рук.

C:\Users\MAMA\Desktop\Проект Портфель\Новая папка\155OLYMP\PC220428.JPG

«Стойкий солдатик»

Исходное положение – стоя на коленях.  стоя на коленях. Наклоняться назад, сохраняя тело прямым.

C:\Users\MAMA\Desktop\Проект Портфель\Новая папка\155OLYMP\PC220422.JPG

Приложение 4

Рекомендации родителям

 - не покупать своим детям портфели больших размеров, потому что они будут стараться загрузить туда максимально большое количество предметов; - контролировать, как ребенок укладывает ранец: у спинки должны быть учебники в жестких переплетах, затем — тетради;

- покупать и выбирать ранец только вместе с ребенком

- выбирая рюкзак, обязательно спросить ребенка о его ощущениях: рюкзак не должен давить, стягивать, вызывать боль или онемение.

- не покупать тяжелые ранцы и громоздкие школьные принадлежности.  

Рекомендации учащимся

 - не носить лишнего в ранцах;

- проверять ранец ежедневно и не забывать вытащить из него не нужные учебники;

- укладывать школьные принадлежности правильно, у спинки учебники в жестких переплетах, затем тетради.

Рекомендации учителям и работникам школ

Снизить весь школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

- найти возможность использовать два комплекта учебников (один — в школе и один — дома);

- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;

- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.



Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

 «Особенности развития гибкости в стретчинге или как сесть на шпагат»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………стр.2

Основная часть

1.1 Общая характеристика гибкости и факторы, влияющие на её развитие………..…стр.4

1.2 Особенности развития гибкости в стретчинге……………………...…………..….. стр.5

Экспериментальная часть исследования  

2.1 Разработка комплекса упражнений………………………………………..………... стр.7

2.2 Контрольные измерения и экспериментальное внедрение упражнений…………..стр.7

Выводы ……………………………………………………………………..…………….. стр.9

Список литературы……………………………………………………………………….стр.10

Приложения……………………………………………………………………………… стр.11

Введение

Для достижения оптимального уровня физического развития в настоящее время наблюдается активное внедрение в практику физического воспитания различных нетрадиционных подходов к проведению уроков физической культуры. К нетрадиционным формам проведения занятий можно отнести использование на уроках элементов восточных единоборств, нетрадиционной гимнастики, йоги, борьбы, шейпинга, спортивной аэробики, спортивных танцев. Для того чтобы разнообразить уроки по разделу «Гимнастика», усилить их оздоровительный эффект, нашим учителем по физической культуре были предложены упражнения на различные группы мышц под музыкальное сопровождение, танцевальные упражнения, а также упражнения, направленные на улучшение подвижности суставов. Несмотря на то, что занятия нам нравились, так как они повышали настроение и   были полезны для формирования красивой фигуры, у нас не все получалось. Такое упражнение, как шпагат получалось не у всех девочек, в частности и у нас. Это связано с тем, что старший школьный возраст не является благоприятным периодом для проявления гибкости. Но нам захотелось добиться успеха в этом упражнении.

Проблема исследования состоит в разрешении вопроса: «Какие средства, методы, способы и приемы воспитания гибкости в старшем школьном возрасте являются наиболее эффективными и оптимальными для применения?»

Целью проекта является поиск и разработка эффективных средств и методов развития гибкости у девушек старших классов.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Теоретически изучить и проанализировать данные информационных источников по физическому качеству «Гибкость» (средства и методы её воспитания, факторы влияющие на улучшение подвижности суставов).

2. Изучить особенности развития гибкости в стретчинге.

3. Разработать комплексы физических упражнений, системы стретчинга, направленных на воспитание гибкости и улучшение подвижности суставов.

4. Экспериментально проверить разработанный комплекс упражнений.

5. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы о влиянии упражнений стретчинга на развитие гибкости у девушек старшего школьного возраста.

6. Познакомить с результатами работы и привлечь к выполнению комплекса девушек 11 «А» класса.

Объект исследования –процесс воспитания гибкости.

Предмет исследования – средства (методы, способы) воспитания гибкости.

Гипотеза состоит в предположении, что исследование наиболее оптимальных средств воспитания гибкости и разработка комплекса развития этого качества позволят улучшить подвижность суставов у девушек старшего школьного возраста.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы и интернет-источников, контрольные испытания, педагогический эксперимент, анализ, сравнение и обобщение результатов эксперимента.

Этапы работы над проектом:

1.        Сбор, анализ и систематизация собранной информации

2.        Контрольные измерения

3.        Разработка комплекса упражнений

4.        Экспериментальное внедрение упражнений

5.        Знакомство с результатами и внедрение комплекса на уроке физкультуры девушек 11 А класса.

6.        Анализ и выводы

Теоретическая значимость настоящей работы заключается в поиске эффективных и оптимальных средств, методов, способов  воспитания гибкости в старшем школьном возрасте.

Практическая значимость: материал может быть использован на уроках физической культуры, на внеклассных и внеурочных занятиях, а также для индивидуального использования.

Новизна исследования заключается в том, что мы изучили, составили и опробовали на себе комплекс упражнений для воспитания гибкости и улучшения подвижности суставов, и ознакомили с ним девушек 11 «А» класса.

Анализ научно-методической литературы и интернет-источников позволили установить актуальность выбранной темы, заключающейся в установлении необходимости развития и поддержания гибкости в любом возрасте и недостаточно полно представленными в литературе способами и методиками ее воспитание у девушек старшего школьного возраста.

 

Основная часть

  1. Общая характеристика гибкости и факторы влияющие на её развитие

В физической культуре гибкость рассматривается, как способность человека выполнять движения с большой амплитудой (Н.Г. Озолин 1949). По Л.П. Матвееву (1977) гибкость – это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, которые обуславливают степень подвижности его звеньев относительно друг друга.

Различают две формы её проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений; пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (с помощью партнера или отягощения).

В  пассивных  упражнениях  на  гибкость  достигается  большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной растяжимостью или запасом гибкости.

         Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной  или  профессионально  деятельности.

Зависит  гибкость от многого   и, прежде  всего,  от  строения  суставов, эластических  свойств связок  и  мышц.  Также она зависит от пола,  возраста,  времени  суток (утром гибкость снижена).

Дети более гибки, чем взрослые. Развивать это качество лучше всего в 9-14 лет. Обычно у девочек и девушек это качество на 20-25% более выражено, чем у мальчиков и юношей. Гибкость увеличивается с возрастом примерно до 17-20 лет, после чего амплитуда движений человека уменьшается вследствие возрастных изменений. У женщин гибкость на 20-30% выше, чем у мужчин.

В качестве средств воспитания гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнений в серии дифференцируется.

Гибкость способствует проявлению правильной осанки, улучшает внешний вид и влияет на жизненный тонус. Недостаточно развитая гибкость ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения.

Таким образом, гибкость, как умение выполнять движения с большой амплитудой, зависит от многих факторов, но поддерживать подвижность суставов важно в любом возрасте, потому что ограничение гибкости отрицательно влияет на двигательные возможности человека. В итоге мы получаем ухудшение осанки, теряем грацию и пластику движения.

1.2        Особенности развития гибкости в стретчинге

Изучение средств и методов воспитания гибкости показало, что растяжка имеет большое значение во многих оздоровительных практиках.  Большинство асан в йоге направлены на статическое удержание положения тела. Элементарная йоговая гимнастика делает тело гибким, а разум спокойным.

«Модная» в наше время система упражнений «Спринг-Эластика» направлена на придание связкам и мышцам эластичных свойств. Спринг-эластикой можно заниматься только в лицензионном зале, онлайн (через интернет с тренером - нужен компьютер и веб-камера), или приобретя видеокурс для личного использования.

Существующий уже более 100 лет пилатес позволяет развивать гибкость и подвижность суставов, укреплять мышцы.

В последние годы за рубежом и в нашей стране получил широкое распространение стретчинг — система статических и динамических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.

Термин «стретчинг» происходит от английского слова «stretching» - «растягивание». Это особый вид аэробики, направленный главным образом на растяжку мышц тела, развитие гибкости и эластичности. Заниматься стретчингом можно в любом возрасте, независимо от имеющегося уровня подготовки. Занятия проводятся не только в спортивных залах, но и в домашних условиях.

    Занятия, построенные по методике стретчинг, включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определенных групп мышц. Считается, что предшественником современного стретчинга является позиции йоги и других древних восточных систем.

 

Стретчинг бывает двух видов:

1.        Динамический – это растяжка в движении. Этот вид стретча подходит для достаточно подготовленных людей.

2.         Статический стретчинг выполняется в спокойном темпе, без резких движений. Их можно выполнять даже дома. При этом большую часть времени мышца неподвижна и сохраняет максимальную длину.

И именно статическое растягивание является наиболее эффективным видом данной методики. Удержания статического положения в конечной точке амплитуды движения более эффективны для развития гибкости, чем маховые или пружинящие.

Упражнения в стретчинге совершаются очень медленно. Человек  принимает какое-либо положение, растягивая ту или другую группу мышц, и удерживает это положение в течение 10-20, а иногда и 60 секунд. Начинать нужно с самого простого, сохраняя каждое положение в комплексе не более 15 секунд.

Для поддержания гибкости стретчинг занятия нужны 1-2 раза в неделю, для  развития гибкости и ее увеличения,  стретчингом нужно заниматься чаще, 2 – 3 раза в неделю. Самостоятельные стретчинг занятия могут длиться 15 – 30 минут, быть менее интенсивными, чем стретчинг с тренером. За это время обычно выполняется 10-15 упражнений. Каждое упражнение  выполняется в 2-3 подходах, так как это значительно увеличивает эффективность занятий. Во время занятий, дыхание должно быть ровным, слегка удлиняя вдох и выдох. При правильном дыхании болевые ощущения уходят, идет постепенное расслабление мышц, раскрепощение суставов (развитие гибкости). Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц.

Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать определенные параметры тренировки.

1. Продолжительность одного повторения (удержания позы) от 15 до 60 с (для начинающих и детей — 10—20 с).

2. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10—30 с.

3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.

4. Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.

5. Характер отдыха — полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.

В результате регулярных тренировок растет подвижность суставов и эластичность мышц. Занятия стретчингом в любом возрасте приносят грациозность движений, оздоровление всего организма, способствуют снижению лишнего веса, коррекции фигуры, снимают мышечные зажимы.

 Таким образом, йога, пилатес, плавание и даже силовые тренировки – помощники в растяжке. Но  анализ методик и практик по воспитанию гибкости позволил выбрать упражнения стретчинга, как более эффективные и оптимальные для улучшения подвижности суставов у девушек старшего школьного возраста.

Экспериментальная часть исследования

2.1 Разработка комплекса упражнений

Исходя из цели проекта, после анализа средств, методов и практик воспитания гибкости, были выбраны наиболее, как мы считаем, эффективные упражнения (Приложение 1).

Основными средствами воспитания гибкости в эксперименте стали стретчинговые упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава, которые сочетались в следующих соотношениях: 10% - активные упражнения, 40% - пассивные, 50% - статические. Развивали гибкость  с помощью повторного метода, где многократно выполняли  упражнения с интервалами отдыха.

Темп движений, количество повторений, время удержания в статических положениях использовались в соответствии с рекомендациями специалистов.

Таким образом, в результате поиска и анализа средств и методик воспитания гибкости, из большого количества упражнений, были отобраны  20 упражнений, различных характеру и амплитуде движений, времени удержания, интенсивности нагрузки.

2.2 Контрольные измерения и экспериментальное внедрение упражнений

Для проведения эксперимента использовались условия спортивного зала школы, а также домашние условия. Сама методика, анализ и подбор упражнений, направленных на воспитание гибкости с помощью упражнений стретчинга, внедрялись в течение трёх месяцев, с сентября по декабрь 2017 года.

В начале эксперимента нами был определён исходный уровень развития гибкости. Он был равен -15 сантиметров. Основным методам оценки гибкости мы использовали  простейшее упражнение-тест, а именно была произведена оценка подвижности в тазобедренном суставе.

 Тест «Подвижность в тазобедренном суставе». Испытуемый пытается сесть на «шпагат». Уровень  подвижности в данном  суставе оценивается по расстоянию от пола до таза (копчика); чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости и наоборот.

При этом соблюдали ряд требований:

- перед выполнением упражнений на растягивание хорошо “разогревали” организм, чтобы избежать травм;

- преимущественно развивали подвижность в тех суставах, которые играют ведущую, роль в жизненно необходимых действиях: плечевых, тазобедренных, голеностопных и суставах кисти;

- амплитуду движений увеличивали постепенно, сохраняя преемственность и последовательность воздействий на соответствующие мышцы и суставы; между сериями упражнений на растягивание  выполняли упражнения на расслабление мышц.

Развивали гибкость в основном с помощью повторного метода, где многократно выполняли  упражнения с интервалами отдыха, соблюдая параметры тренировки:

- продолжительность одного повторения (удержания позы) варьировалось от 15 до 60 секунд.

- количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10—30 с.

- количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.

- суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.

- характер отдыха — полное расслабление.

Для более быстрого достижения эффекта мы  включили в комплекс упражнения с партнёром, которые заметно увеличивают амплитуду  движений. Еще одно из преимуществ упражнений в парах  – можно регулировать силу воздействия в процессе выполнения упражнения.

В процессе тренировок над улучшением подвижности суставов и развитием гибкости мы вели дневник самоконтроля, где фиксировали выполняемые упражнения и достигнутые результаты, а также оценивали самочувствие (Приложение 2).

Проводимые измерения в процессе выполнения упражнений по улучшению подвижности в тазобедренном суставе показали положительную динамику.

Разработанный и апробированный нами комплекс стретчинговых упражнений был показан на уроке гимнастики девушкам 11 «А» класса (Приложение 3). Под нашим руководством, после танцевальной разминки, девушки выполнили 6 упражнений в статическом режиме. Весь комплекс с методическими рекомендациями был оформлен в виде буклета, который девушки 11 «А» смогут использовать самостоятельно.

Выводы

В результате анализа источников информации сделали вывод, что снижение подвижности суставов вызывает проблемы со здоровьем, а стретчинг является одним из самых основных направлений в развитии и поддержании гибкости.

Изучили особенности развития гибкости в стретчинге, выявили, что по сравнению с другими методами развития гибкости упражнения стретчинга имеют ряд преимуществ.

Обобщив опыт работы специалистов в области физической культуры по исследуемой проблеме, разработали наиболее оптимальный и продуктивный комплекс упражнений стретчинга.

Опробировали на себе разработанный комплекс упражнений, показатели гибкости в тесте «Подвижность в тазобедренном суставе» имели положительную динамику. Предполагаемая гипотеза доказана. По окончанию проекта нам удалось сесть на «шпагат» (Приложение 4).

 Познакомили девушек 11 «А» класса с результатами своей работы. Комплекс упражнений, методические рекомендации оформили в виде буклета «Особенности развития гибкости в стретчинге».  Следуя рекомендациям, девушки могут выполнять упражнения самостоятельно.

По окончании работы над проектом сделали вывод, что специально отобранные и разработанные средства и методы воспитания гибкости эффективно улучшают ее показатели у девушек старшего школьного возраста, что доказано в результате педагогического эксперимента. Подвижность в тазобедренном суставе улучшилась, упражнение «шпагат» выполнено. Предложенный комплекс упражнений вызвал интерес и желание заниматься у девушек 11 «А» класса. Комплекс доступен для широкого применения как в школе, так и для самостоятельных занятий в любом возрасте.

Развивать амплитуду движения в суставах нужно не для того, чтобы записать шпагат в список своих достижений. Гораздо важнее оздоравливающий эффект упражнений. Ученые считают уровень гибкости мерилом возраста. Мудрые йоги говорят: «Пока позвоночник гибок, тело молодо». Поэтому мы планируем не останавливаться на знакомстве девушек 11 «А» с комплексом упражнений стретчинга для улучшения подвижности тазобедренного сустава, а внедрить его на уроках физической культуры по разделу «Гимнастика», расширив диапазон вовлекаемых частей тела. Регулярное выполнение упражнений на растяжку благоприятно скажется на состоянии здоровья.

Список литературы и источников информации

  1. Виленский М.Я. Учебник «Физическая культура. 5-7 классы». и др. - М.: 2013. - 239 с.
  2. Лях В. И., Зданевич А. А Учебник «Физическая культура. 10-11 классы».. - М.: Просвещение, 2012 -237 с.
  3. Матвеев Л. П.Учебник «Теория и методика физической культуры».– М.: Физкультура и спорт, 1991- 543 с.
  4. http://sovets.net/7424-uprazhneniya-dlya-shpagata.html
  5. https://fkis.ru/page/1/65.html
  6. http://www.fizkult-ura.ru/

Приложение 1

        Комплекс упражнений на развитие подвижности тазобедренного сустава        

Упражнения

Время

Фото

1

И.п. – стоя боком или лицом к опоре, руки на опоре. Махи ногами вперед – вверх; назад, в сторону.

10 раз на каждую ногу

2

И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки перед грудью в «замок». Глубокие приседания, стараться как можно ниже опустить таз (при приседаниях спина прямая, колени развернуты в стороны, пятки от пола не отрывать.).

20 раз

3

И.п. – стоя лицом к опоре. Удержание ноги на опоре.

30-60 секунд

4

И.п. – стоя лицом к опоре, одна нога на опоре. Чередование наклонов туловища вниз и в сторону опорной ноги.

10 раз на каждую ногу

5

И.п. – сед ноги вместе. Стопы на себя. Наклоны туловища к ногам.

10-30 секунд

6

И.п. – стоя спиной к опоре и держась руками за неё, поднять ногу вперед. Партнер, захватив руками поднятую ногу за голень, пружинящими движениями поднимает ее вверх.

10-30 секунд

7

И.п. – стоя лицом к опоре и держась руками за неё, поднять ногу назад. Партнер, пружинящими движениями поднимает ее вверх.

10-30 секунд

8

И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях и разведены в стороны, стопы соприкасаются. Партнер руками, пружиня, надавливая на спину.

15-25 секунд

9

И.п. – стойка на правом колене, левая нога вперед выпрямлена. Наклониться к прямой ноге, удерживать положение. Затем сменить положение ног.

20-30 секунд

10

И.п. –  Сед ноги врозь лицом друг к другу. Взяться за руки. С помощью партнера наклонять туловище вперед.

30-60 секунд

11

И.п. –  сед в «полушпагат», правая нога согнута, левой рукой взяться за голень, спина прямая. То же другой ногой.

20-40 секунд

12

И.п. –  стойка на правом колене, руки за голову. Приподнять колено правой ноги, тело держать перпендикулярно полу.

Нога впереди опирается на всю ступню.

Нога сзади только на пальцы, пятка смотрит вверх.

20-40 секунд

13

И.П. – выпад правой ногой  в сторону, левая нога в сторону, носок вверх. Руки вперед, ладони положить на пол. Удерживать положение.

30-60 секунд

14

И.П. - сед на полу, правая нога вперед,  левая отведена в сторону и согнута в  колене, перпендикулярно правой ноге. Наклониться вперед, захватить руками голеностоп, удерживать.

30-60 секунд

15

И.п. – сед, ноги врозь, лечь на пол, руками тянуться вперед

20-40 секунд

16

И.п. – сед, ноги врозь, левой рукой через голову потянуться к правой ноге, стараясь захватить пальцами рук ногу.

10-30 секунд

17

И.п. – стойка на коленях, прогнуться назад, схватиться руками за голень.

10-30 секунд

Приложение 2

Дневник самоконтроля

Дата

Упражнения

Тип упражнения

Тренировочные нагрузки

Самочувствие

Результат

Кол-во повторений (секунд) для выполнения одного подхода

Кол-во подходов

15-30

Сентября

Упражнение 1

Динамический

30 сек

3

Сильные болевые ощущения. Потягивание связок.

Боли в мышцах.

Дыхание значительно учащенное. Высокая работоспособность

-15 см

Упражнение 2

Статический  

30-45 сек

2

Упражнение 5

Статический  

10-30 сек

4

Упражнение 12

Динамический

25 сек

2

1-15

Октября

Упражнение 1

Динамический

 30 сек

3

Легкие болевые ощущения. Потягивание связок.

 Боли в мышцах.

Дыхание учащенное, ровное.

Высокая работоспособность

-11 см

 Упражнение 3

Статический

10-30 сек

4

Упражнение 8

Статический

15-25 сек

5

Упражнение 13

Статический

25 сек

2

Упражнение 20

Статический

10-30 сек

2

16-31

Октября

Упражнение 5

Статический

10-30 сек

3

Легкие болевые ощущения.

Боли в мышцах.

Потягивание связок.

Дыхание учащенное, ровное.

Высокая работоспособность

-8 см

Упражнение 6

Статический

10-30 сек

4

Упражнение 11

Статический

15-20 сек

3

Упражнение 14

Статический

10-25 сек

3

1-15 Ноября

Упражнение 7

Статический

30 сек

3

Легкие болевые ощущения.

Потягивание связок.

Дыхание учащенное, ровное.

Высокая работоспособность

-6 см

Упражнение 9

Статический

20-30 сек

2

Упражнение 13

Статический

25 сек

2

Упражнение 15

Статический

20-40 сек

4

Упражнение 20

Статический

20-40 сек

2

16-30

Ноября

Упражнение 3

Статический

10-30 сек

2

Высокая работоспособность

Дыхание учащенное, ровное.

-3 см

Упражнение 12

Динамический

25 сек

3

Упражнение 16

Статический

10-30 сек

4

Упражнение 14

Статический

10-30 сек

5

Упражнение 19

Динамический

10 раз

1

1-15

Декабря

Упражнение 4

Статический

10-30 сек

3

Нет болевых ощущений.

Высокая работоспособность.

 Дыхание учащенное, ровное.

0 см

Упражнение 6

Статический

10-30 сек

3

Упражнение 7

Статический

30 сек

4

Упражнение 19

Динамический

10 раз

1

Упражнение 10

Динамический

25-35 сек

3

Приложение 3

Апробация комплекса с девушками 11 «А» класса


Приложение 4

Результат  проекта

Упражнение «шпагат» в начале проекта

Упражнение «шпагат» в конце проекта