Презентации 8 класс
Разработки презентаций для 8 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей - царстве животных. Биологический вид Человек разумный ( Homo sapiens ) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности.
Биологическое в человеке Социальное в человеке Анатомия и физиология человека Потребность в еде, сне, движении Инстинкты Способность к сознательной целенаправленной деятельности Членораздельная речь Мышление Условие, предпосылка существования человека Сущность человека
Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид - биологически целесообразная информация которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК. Благодаря ей, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме.
У человека наследуются не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего детства конкретный ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Сказка Киплинга о маленьком Маугли , воспитанном волками и другими благородными животными джунглей, а затем, уже зрелым юношей, вновь вернувшемся в «человеческую стаю», - это только красивая сказка. Редкие реальные случаи подобного рода показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из людского сообщества и выжившее в джунглях, вернувшись через много лет к людям, уже никогда в полной мере не сможет овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата.
Происхождение человека, как существа биосоциального , явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства.
Использованные фото и картинки http://freeppt.ru/load/1-1-0-96 шаблон http://www.ozon.ru/context/detail/id/1511123/ - маугли http://semistone.livejournal.com/13734.html - Типпи http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=ccnmtl.columbia.edu%2Fprojects%2Fneuroethics%2Fmodule2%2Ffoundationtext%2Fim02a.jpg&ed=1&text=%D0%B4%D0%BD%D0%BA%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&p=29&reqtime=1314867027 –ДНК http://eurlog.files.wordpress.com/2011/04/books.jpg - книги http://cc33.ac-bordeaux.fr/IMG/Image/ph998951(1).jpg – выставочный зал http://www.theatreonpodol.com/pgal/images/image1264674204.jpg - сцена http://www.clipart.net.ua/images/clip4384.jpg - девочка http://www.i-mash.ru/uploads/posts/2009-07/1247229666_maz.jpg - завод http://rs.foto.radikal.ru/0708/47/3c2a907705f4.jpg - сфинкс http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/38/HumanNewborn.JPG/800px-HumanNewborn.JPG - младенец http://www.artlex.com/ArtLex/s/images/stonag_lascauxhors.lg.jpg - наскальный http://gubkin.narod.ru/pict/hram34.jpg - храм
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение Витамины (лат. vita жизнь + амины) — низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, абсолютно необходимые для нормальной жизнедеятельности организмов. Являются незаменимыми пищевыми веществами, т.к. за исключением никотиновой кислоты они не синтезируются организмом человека и поступают главным образом в составе продуктов питания. Некоторые В. могут продуцироваться нормальной микрофлорой кишечника. В отличие от всех других жизненно важных пищевых веществ (незаменимых аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот и т.д.) В. не обладают пластическими свойствами и не используются организмом в качестве источника энергии. Участвуя в разнообразных химических превращениях, они оказывают регулирующее влияние на обмен веществ и тем самым обеспечивают нормальное течение практически всех биохимических и физиологических процессов в организме.
Классификация витаминов Водорастворимые Водорастворимые В включают витамин С и витамины группы В: тиамин, рибофлавин, пантотеновую кислоту, В6, В12, ниацин, фолат и биотин, Жирорастворимыми являются витамины А, Е, D и К. Большинство известных В. представлено не одним, а несколькими соединениями (витамерами), обладающими сходной биологической активностью. Для наименования групп подобных родственных соединений применяют буквенные обозначения; витамеры принято обозначать терминами, отражающими их химическими природу. Примером может служить витамин В6, группа которого включает три витамера: пиридоксин, пиридоксаль и пиридоксамин. Принятая терминология не является общепризнанной, поэтому допускаются разнообразные обозначения В., за исключением устаревших. Жирорастворимые
Витамин Витамеры Активные формы витаминов Специфические функции витаминов Витамин С Аскорбиновая кислота, дегидроаскорбиновая кислота Не известны Участвует в гидроксилировании пролина в оксипролин в процессе созревания коллагена Тиамин (витамин В1) Тиамин Тиаминдифосфат (ТДФ, тиаминпирофосфат, кокарбоксилаза) В форме ТДФ является коферментом ферментов углеводно-энергетического обмена Рибофлавин (витамин В2) Рибофлавин Флавинмононуклеотид (ФМН), флавинадениндинуклеотид (ФАД) В форме ФМН и ФАД образует простетические группы флавиновых оксидоредуктаз — ферментов энергетического, липидного, аминокислотного обмена
Пантотеновая кислота (устаревшее название — витамин В5) Пантотеновая кислота Кофермент А (коэнзим А; КоА) В форме КоА участвует в процессах биосинтеза, окисления и других превращениях жирных кислот и стеринов (холестерина, стероидных гормонов), в процессах ацетилирования, синтезе ацетилхолина Витамин В6 Пиридоксаль, пиридоксин, пиридоксамин Пиридоксальфосфат (ПАЛФ) В форме ПАЛФ является коферментом большого числа ферментов азотистого обмена (трансаминаз, декарбоксилаз аминокислот) и ферментов, участвующих в обмене серосодержащих аминокислот, триптофана, синтезе гема
Витамин В 12 (кобаламины) Цианокобаламин, оксикобаламин Пиридоксальфосфат (ПАЛФ)Метилкобаламин (СН 3 В 12 ), дезоксиаденозилкобаламин (дАВ 12 ) В форме СН 3 В 12 участвует в синтезе метионина из гомоцистеина; в форме дАВ 12 участвует в расщеплении жирных кислот и аминокислот с разветвленной цепью или нечетным числом атомов углерода Ниацин (витамин РР) Никотиновая кислота, никотинамид Никотинамидадениндинуклеотид (НАД); никотинамидадениндинуклеотид-фосфат (НАДФ) В форме НАД и НАДФ является первичным акцептором и донором электронов и протонов в окислительно-восстановительных реакциях, катализируемых различными дегадрогеназами Фолат (устаревшее название — витамин В с ) Фолиевая кислота, полиглютаматы фолиевой кислоты Титетрагидрофолиевая кислота (ТГФК) В форме ТГФК осуществляет перенос одноуглеродных фрагментов при биосинтезе пуриновых оснований, тимидина, метионина
Витамин А Витамин D (кальциферолы) Витамин Е (токоферолы) Витамин К Ретинол, ретиналь, ретиноевая кислота, ретинола ацетат Эргокальциферол (витамин D2); холекальциферол (витамин D3) a-, b-, g-, d-токоферолы Филлохинон (витамин К1); менахиноны (витамины К2); 2-метил-1,4-нафтохинон (менадион, витамин К3) Ретиналь, ретинилфосфат 1,25-Диоксихолекальциферол (1,25(ОН)2D3) Наиболее активная форма a-токоферол Дигидровитамин К, В форме ретиналя входит в состав зрительного пигмента родопсина, обеспечивающего восприятие света (превращение светового импульса в электрический). В форме ретинилфосфата участвует как переносчик остатков сахаров в биосинтезе гликопротеидовГормон, участвующий в поддержании гомеостаза кальция в организме; усиливает всасывание кальция и фосфора в кишечнике и его мобилизацию из скелета; влияет на дифференцировку клеток эпителиальной и костной ткани, кроветворной и иммунной системВыполняет роль биологического антиоксиданта, инактивирующего свободнорадикальные формы кислорода, защищает липиды биологических мембран от перекисного окисленияУчаствует в превращении препротромбина в протромбин, а также в аналогичных превращениях некоторых белков, участвующих в процессе свертывания крови, и костного белка остеокальцина Жирорастворимые витамины
Витаминоподобные соединения Наряду с В. известна группа витаминоподобных соединений . К ним относят холин, инозит, оротовую, липоевую и парааминобензойную кислоты, карнитин, биофлавоноиды (рутин, кверцетин, чайные катехины) и ряд других соединений, обладающих теми или иными свойствами витаминов. Витаминоподобные соединения не имеют, однако, всех основных признаков, присущих истинным В., и, следовательно, таковыми не являются. В частности, холин и инозит, входя в состав соответствующих фосфолипидов, выполняют в организме пластическую функцию. Оротовая и липоевая кислоты, а также карнитин синтезируются в организме. Парааминобензойная кислота является В. только для микроорганизмов, для человека и животных она биологически неактивна. Метил-метионинсульфония хлорид (витамин U) обладает терапевтическим эффектом при ряде заболеваний, но не выполняет каких-либо жизненно важных функций в организме. То же в значительной мере относится и к биофлавоноидам (витамин Р) — растительным фенолам, обладающим капилляроукрепляющим действием.
Провитамины Известны провитамины А (каротины) и группы D (некоторые стерины). Каротины, поступающие в организм в составе продуктов растительного происхождения, расщепляются под действием специфического фермента с образованием ретинола (наибольшей биологической активностью обладает b-каротин). Эргостерин и 7-дегидрохолестерин превращаются в витамины группы D (эргокальциферол и холекальциферол соответственно) под действием ультрафиолетового излучения определенной длины волны. Эргостерин содержится в продуктах растительного происхождения; его высоким содержанием отличаются дрожжи, используемые для получения синтетического эргокальциферола. 7-Дегидрохолестерин входит в состав липидов кожи человека и животных; синтез холекальциферола осуществляется под действием ультрафиолетового излучения Солнца (или искусственных источников).
Витамины обладают высокой биологической активностью и требуются организму в очень небольшом количестве, соответствующем физиологической потребности, которая варьирует в пределах от нескольких микрограммов до нескольких десятков миллиграммов. Потребность в каждом конкретном витамине также подвержена колебаниям, обусловленным действием различных факторов, которые учитываются в рекомендуемых нормах потребления витаминов, подвергающихся периодическому уточнению и пересмотру. Существенное влияние на потребность в В. оказывают возраст и пол человека, характер и интенсивность его труда. Потребность в В. значительно возрастает при особых физиологических состояниях организма: у женщин — во время беременности, в период лактации, у детей — в период интенсивного роста Следует иметь в виду, что любые причины, изменяющие интенсивность обмена веществ, существенно влияют и на обмен В. в организме, повышая их расход в процессе жизнедеятельности В частности, потребность в В. значительно возрастает под влиянием некоторых климатических и погодных условий, способствующих длительному переохлаждению или перегреванию организма, сопровождающихся резкими перепадами температуры атмосферного воздуха. Повышенная потребность в В. развивается при интенсивной физической нагрузке, нервно-психическом напряжении, в условиях воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, при ряде патологических состояний (например, при гипоксии). Повышенный расход В. возникает при болезнях желудочно-кишечного тракта, печени и почек, повышенная потребность в В. отмечается при некоторых эндокринных заболеваниях, например гипотиреозе, функциональной недостаточности коры надпочечников. В пожилом и старческом возрасте повышенная потребность в В. обусловлена ухудшением всасывания и утилизации В., а также различными диетическими ограничениями.
Недостаточное потребление В. ведет к нарушениям зависящих от них биохимических (главным образом ферментативных) процессов и физиологических функций организма, обусловливает серьезные расстройства обмена веществ, поэтому исследование витаминной обеспеченности человека имеет важное диагностическое значение. Организм человека не способен запасать В. на более или менее длительное время, они должны поступать регулярно, в полном наборе и соответствии физиологической потребности. Вместе с тем приспособительные возможности организма достаточно велики, и в течение определенного времени дефицит В. практически не проявляется: расходуются В., депонированные в органах и тканях, включаются и другие компенсаторные механизмы обменного характера. Только после израсходования депонированных В. возникают различные расстройства обмена веществ. Однако постоянное недостаточное потребление В., даже не характеризующееся какими-либо клиническими проявлениями гиповитаминоза, отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека: ухудшается самочувствие, снижаются работоспособность и сопротивляемость к респираторным и другим инфекционным заболеваниям, усиливается воздействие на организм неблагоприятных факторов среды обитания. Недостаточное поступление с пищей некоторых В. (особенно С и А) является фактором риска ишемической болезни сердца и ряда злокачественных новообразований. В частности, многолетние исследования больших контингентов людей, проведенные английскими и американскими специалистами, показали, что частота заболеваний раком полости рта, желудочно-кишечного тракта и легких при низком уровне витамина А в крови в 2—4 раза выше, чем при оптимальной обеспеченности этим витамином. Недостаточная обеспеченность В. беременных и кормящих женщин причиняет ущерб здоровью матери и ребенка, является одной из причин недоношенности, врожденных пороков, нарушений физического и умственного развития детей. В детском и юношеском возрасте недостаточное потребление В. отрицательно сказывается на показателях общего физического развития, препятствует формированию здорового жизненного статуса, обусловливает постепенное развитие обменных нарушений и хронических заболеваний.
Выполняла работу: Посохова Полина Ученица 10-2 класса МОУ лицей №18 Учитель:Калинина Л.А.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учение о бессмертной душе Идеалистическое учение Возникло в связи с невозможностью объяснить сложное поведение человека Большого развития достигло в России Приведите примеры, свидетельствующие о том, что это - справедливо для России
«Рефлексы головного мозга» 1863 г. Психическая («душевная») деятельность человека объяснена рефлекторным принципом работы нервной системы Сеченов И. М. 1829-1905 г . г .
Сеченов утверждал: Что рефлексы головного мозга включают три звена: Возбуждение в органах чувств Процессы возбуждения и торможения в мозгу Движения и действия человека, т.е. поведение
Основоположник физиологии поведения Создал учение о безусловных и условных рефлексах Павлов И. П. 1849-1936 г.г.
Головной мозг работает по принципу рефлекса. (И.М. Сеченов) Рефлексы бывают условные и безусловные. ( И.П. Павлов) Для млекопитающих и человека характерна рассудочная деятельность И.П. Павлов) Закономерности работы головного моза
Выпишите номера безусловных рефлексов 1- человек отдергивает руку от горячего предмета 2-мальчик чихнул 3- собака при виде поводка, бежит к двери 4- первоклассник собирает портфель 5- коленный рефлекс 6 - ученик закурил сигарету 1, 2, 3
Вывод : установить, по каким принципам работает головной мозг ? Вывод :
Инстинкты – более сложная форма врожденного поведения Роение пчел Угрожающие позы животных Тетеревиный ток Хамелеон меняет окраску Танцы пчел В чем разница между рефлексом и инстинктом?
Запечатление- врожденная способность к запоминанию Стр. 214. Прочитайте и ответьте на вопросы Какая возрастная категория наиболее способна к запечатлению Почему маленькие дети часто плачут при виде незнакомых людей и в незнакомых помещениях
Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление относятся к …. поведения Безусловные рефлексы и инстинкты бывают … и …. Врожденные формы поведения носят …. характер и способствуют …. …. вида Выводы Выводы Выводы Выводы
Итог урока Цель урока: Составить характеристику врожденных форм поведения Оцените свою работу на уроке Поработал отлично Хорошо! Мог бы лучше
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила приема пищи пища с приятным запахом, вкусом => аппетит + выделение пищеварительных соков сначала блюда, усиливающие сокоотделение (салат, винегрет, бульон); сладости снижают аппетит пищу тщательно пережевывать = > пропитывание слюной пища не горячая ( ожог ) нельзя сухоедение ржаной хлеб, капуста, свекла, морковь, салат, слива, кефир, простокваша - усиливают моторику кишечника еда на ночь => увеличение массы тела
Это интересно Самый продолжительный период выживания без пищи и воды - 18 дней. Его забыли в камере полицейские с 01.04.79 по 18.04.79. он был близок к смерти. Самый легкий взрослый человек была Л. Сарате. При рождении весила 1,1 кг., в 20 лет - 5,9 кг., рост - 67 см. Самый худой - Эдвард Хагнер по прозвищу Пижонистый Скелет, рост 170 см., вес 22 кг.
Ботулизм Ботулизм - возбудитель живет в кишечнике крупного рогатого скота, анаэробы. Признаки: головная боль, тошнота, рвота, боль в животе, расстройство зрения, паралич дыхательных мышц => смерть.
Кишечные инфекции Холера - острая кишечная инфекция, вызываемая бактериями. Характеризуется фекально-оральным механизмом заражения, поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой, быстрейшей потерей организмом жидкости и электролитов с развитием различной степени обезвоживания вплоть до смерти .
Глистные инвазии У человека зарегистрировано более 400 видов гельминтов, относящихся к типам Нематоды, Плоские черви, Скребни и Кольчатые черви . Человек заражается в основном через пищу и воду, иногда паразиты внедряются через кожу. Реже , яйца паразитов заглатываются или вдыхаются с воздухом и пылью. Источником возбудителя инвазии при гельминтозах является организм, в котором паразит достигает половой зрелости и продуцирует яйца (личинки). Человек может быть окончательным и промежуточным хозяином гельминтов .
Влияние алкоголя на организм человека
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Рахматуллина Алсу Минизакиевна
В чем причины сердечно-сосудистых заболеваний? Как можно укрепить сердечно-сосудистую систему? Необходимо ли человеку знать о факторах, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему?
Атеросклероз – поражение стенок артерий. Ишемия сердца – мышечная недостаточность сердца. Инфаркт миокарда – образование тромба в кровеносных сосудах сердца. Инсульт – сужение сосудов головного мозга. Гипертония – повышенное артериальное давление. Гипотония – пониженное артериальное давление Стенокардия – сужение коронарных артерий и ослабление кровоснабжения некоторых участков сердца.
По данным статистики В 2007г. смертность от рака – 13,5% от сердечно-сосудистых заболеваний – 61,5%
Гиподинамия (недостаток двигательной активности) ведет к атрофии сердечной мышцы Алкоголь отравляет сердечную мышцу, развивается сердечная недостаточность Никотин вызывает устойчивый спазм сосудов, инфаркт миокарда Патогенные микроорганизмы вызывают инфекционные заболевания сердца Недостаток кислорода в атмосфере вызывает гипоксию, меняется ритм сердечных сокращений Стрессовые ситуации истощают сердечную мышцу Факторы, негативно влияющие на сердечно-сосудистую систему
Определение тренированности сердца П 2 - П 1 Т = -------------- * 100% П 1 П 1 - частота пульса в положении сидя П 2 - частота пульса после 10 приседаний.
Результаты Т - 30% - тренированность сердца хорошая, сердце усиливает свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемой при каждом сокращении. Т - 38% - тренированность сердца недостаточная. Т - 45% - тренированность низкая, сердце усиливает свою работу за счет частоты сердечных сокращений.
Влияние алкоголя на сердце.
Влияние никотина на сосуды.
Влияние никотина на кровоснабжение кисти человека.
Вещества табачного дыма Никотин Пиридин Этилен Изопрен Радиоактивный полоний Мышьяк Аммиак Свинец – 210 Синильная кислота Сероводород Угарный газ Кадмий
Условия нормальной работы сердца: Физические упражнения Посильный труд Активный образ жизни Своевременный отдых Улучшается снабжение сердца кислородом и питательными веществами, развивается сердечная мышца и увеличивается объем кровотока Отказ от вредных привычек
Правила тренировки сердечной деятельности Постепенное увеличение, и правильное дозирование нагрузки; Правильное соотношение работы и отдыха.
Тебя я помучил немало Как вспомню, ни ночи, ни дня Со мной ты покоя не знало, Прости, моё сердце, меня Как плетью, ах, будь я неладен, Твоё подгонял колотьё. За то, что я был беспощаден, Прости меня, сердце моё.
Используемые Интернет- ресурсы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/92798a68-f28e-40ba-ac38-e1d08e10cf6b/%5BBIO8_03-21%5D_%5BMV_01%5D.wmv Работа при повышенной нагрузке тренированного и нетренированного сердца, изменение при этом сердечного выброса http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5215708b-e108-46ee-806c-6c3f8b859d36/%5BBIO8_03-21%5D_%5BMV_04%5D.wmv Доказательство вреда курения (влияние курения на скорость кровотока) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/668f081a-ace6-402d-b7f0-1e9611eded3f/%5BBIO8_03-21%5D_%5BPD_05%5D.jpg Сердце в состоянии ожирения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: 1)разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха 2) раскрыть механизм нейрогуморальной регуляции дыхания 3)сформировать понятие «жизненная емкость легких»
Оборудование: таблица «Органы дыхания», Цифровая лаборатория «Архимед» СД диск «Регуляция дыхательных движений. Приемы искусственного дыхания» Датчики дыхания
Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний. Повторение домашнего задания Индивидуальная работа по карточкам Фронтальный опрос. III Изучение новой темы Лабораторная работа I V . Закрепление учебных знаний V . Домашнее задание
Фронтальный опрос. Примеры вопросов и заданий обязательного уровня. 1. Какую роль в организме человека изучает кислород? 2. В чем заключается основная функция дыхательной системы? 3. Какими органами она образована? 4. В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа? 5. Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?
III. Изучение новой темы Учитель сообщает тему урока и акцентирует внимание учащихся на доску, где записан план занятия. I. Механизм легочной вентиляции: 1) вдох; 2) выдох. П. Жизненная емкость легких. III. Регуляция дыхания. Роль дыхательного центра в ритмическом чередовании вдоха и выдоха IV Влияние гуморальной регуляции на дыхательный центр. V Искусственное дыхание, После ознакомления с планом работы учитель просит сформулировать основные задачи урока.
« Дыхание - значит жизнь». Эта фраза бесспорна. Обычно дыхание ассоциируется с вдохом и выдохом, т.е. легкие - орган дыхания - не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Благодаря чему легкие обладают такой способностью? Легкие самостоятельно никогда не растягиваются и не сокращаются, они пассивно следуют за грудной клеткой.
Демонстрация механизмов вдоха и выдоха на модели Дондерса За вдохом наступает выдох. При обычном выдохе диафрагма и межреберные мышцы расслабляются, грудная клетка спадается и ее объем уменьшается. При этом объем легких уменьшается, и воздух выходит наружу. Поступление воздуха в легкие и его изгнание из легких можно пронаблюдать на модели, носящей имя своего изобретателя, физиолога Дондерса.
Итоги первой части урока. 1. Механизм вдоха сокращение дыхательных мышц (межреберных и диафрагмы) увеличение объема грудной полости уменьшение давления в грудной полости и в полости легких засасывание атмосферного воздуха через воздухоносные пути 2. Механизм выдоха опускание ребер и расслабление диафрагмы уменьшение объема грудной полости и полости легких увеличение давления в легких выталкивание части воздуха наружу
Жизненная емкость легких ЖЕЛ Измеряя дыхание, мы можем судить об интенсивности обмена веществ в организме. Объем воздуха, вдыхаемый при обычном (неизменном) вдохе и вдыхаемый при обычном выдохе, называется дыхательным объемом. Объем максимального выдоха после предшествовавшего максимального вдоха называется жизненной емкостью легких (ЖЕЛ).
Лабораторная работа с использованием цифровой лаборатории «Архимед» Тема: «Определение ЖЕЛ учащихся» Цель работы: определить ЖЕЛ учащихся, сравнить показатели тренированного и нетренированного ученика Оборудование: цифровая лаборатория «Архимед» «Нова», датчик , инструктивные карточки
Замеры ЖЕЛ учащихся 1 учащийся 178,56=2,9л. 2 учащийся 195,5=3,2л. 1 1 1 2
Определение жизненной емкости легких Цель работы: Определить жизненную емкость легких. Теоретические основы работы: Жизненная емкость легких – важный показатель функциональной возможности системы дыхания. Оборудование: Карманный Компьютер (КПК) и/или Измерительный Интерфейс, Датчик дыхания Монтаж экспериментальной установки Подключите датчики Установка параметров измерения частота – 10 замеров в секунду длительность – 2000 замеров (эксперимент можно остановить ранее, чем через 2000 замеров) Порядок проведения эксперимента Сделайте глубокий вдох и полный выдох через датчик дыхания со скоростью 40-50 литров в минуту. Получите график скорости выдоха от времени. Сохраните результат эксперимента. Обработка и анализ результатов Откройте файл опыта с датчиком дыхания на КПК или ПК. Получите результат в виде графика. Используя «Мастер анализа» в программе Мультилаб, определите площадь под этим графиком получите величину жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
График зависимости ЖЕЛ в покое и при нагрузке (ритмичные сгибания руки с частотой 20 раз в минуту)
Сделайте выводы: Вопросы для учащихся: 1) Как влияет мышечная активность на легочную вентиляцию? 2) Как спорт и физическая нагрузка способствуют развитию мышц, участвующих в дыхательных движениях? Итог: Человек дышит ритмично. С первого и до последнего дня жизни ритм дыхания у него не нарушается, изменяется лишь его частота. Новорожденный ребенок 60 раз в мин совершает дыхательное движение, пятилетний - 25, с 15-16 лет частота дыхания устанавливается 16-18 раз в мин и сохраняется такой до старости, а в старости вновь учащается.
Показатели ЖЕЛ спортсменов (мл) Гимнаст 4000 Футболист 4200 Штангист 4300 Пловец 4900 Гребец 5500
IV. Общие выводы урока 1. Воздух поступает в легкие благодаря дыхательным движениям, в которых участвуют межреберные мышцы и диафрагма. 2. Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, возникающим каждые 4 с в дыхательном центре продолговатого мозга. Вдох рефлекторно вызывает выдох, а выдох вызывает вдох. 3. На работу дыхательного центра оказывает влияние кора больших полушарий. 4. Большое значение для поддержания постоянной концентрации углекислого газа и кислорода в крови имеет гуморальная регуляция дыхания.
Закрепление изученного материала Решите задачу. 1. Сколько воздуха проходит чрез легкие человека при спокойном дыхании в минуту, в 1 ч, в сутки, если дыхательный объем воздуха равен 500 мл, а частота дыхания — 18 раз в минуту?
Работа с криптограммой (использование игрового момента) 12 4 7 5 1 9 11 2 3 13 1 8 5 10 1) Какие органоиды клетки отвечают за клеточное дыхание? 1 2 3 4 3 5 6 - 1 1 2) Какой процесс происходит в легких и тканях? - 7 8 3 3 - - 9 5 3) Компонент внутренней среды организма. - - 3 - 10 4) Форменные элементы крови 11 - 1 2 - 3 - 1 2 12 5) Какие мышцы отвечают за дыхание и называются дыхательными мышцами? ,9 13 - 9 - 9 - 5 12 9 6 1 7 - - 7 - - 7
Домашнее задание Изучить текст учебника, выполнить задание к тексту, работа со словариком, выполнить задание №111 в рабочей тетради. Решите задачи: 1. Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится около 20 % кислорода, определите, сколько О2 человек пропускает чрез легкие в сутки при спокойном дыхании. 2. Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4 % углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет СО2 в 1 минуту, в 1 ч, сколько — все учащиеся класса в 1 ч. Индивидуальное задание : подготовить сообщения к следующему занятию. Сообщение 1. «Дыхание на Эльбрусе». Провести работу с использованием цифровой лаборатории «Влияние курения на величину ЖЕЛ» - (приглашаются на элективные курсы)
Дополнительная литература Источник. Детская энциклопедия. Человек. Т. 7 — М.: «Педагогика», 1975. Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 2. - М.: «ЭКСМО», 2003. Сообщение 2. «Ныряем!» Источник. Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986 - (Б-чка «Квант». Вып. 49). Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 2. - М.: ЭКСМО, 2003.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нервная система НЕРВНАЯ СИСТЕМА, сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способность реагировать на внешние и внутренние воздействия (стимулы). Основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем.
Нервная система состоит из нейронов , или нервных клеток и нейроглии , или нейроглиальных клеток. Нейроны - это основные структурные и функциональные элементы как в центральной, так и периферической нервной системе. Нейроны - это возбудимые клетки, то есть они способны генерировать и передавать электрические импульсы ( потенциалы действия ). Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны и дендриты . У нейрона обычно несколько коротких разветвленных дендритов, по которым импульсы следуют к телу нейрона, и один длинный аксон, по которому импульсы идут от тела нейрона к другим клеткам (нейронам, мышечным либо железистым клеткам). Передача возбуждения с одного нейрона на другие клетки происходит посредством специализированных контактов - синапсов .
Нервная система состоит из
Центральная нервная система состоит из Головного мозга, с пинного мозга и их защитных оболочек
Строение и функции спинного мозга Спинной мозг находится в позвоночном канале на протяжении от I шейного до II поясничного позвонка. Внешне спинной мозг напоминает тяж цилиндрической формы. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов, которые покидают позвоночный канал через соответствующие межпозвоночные отверстия и симметрично разветвляются в правой и левой половинах тела. В спинном мозге выделяют шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы, соответственно, среди спинномозговых нервов рассматривают 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1-3 копчиковых нерва. Участок спинного мозга, соответствующий паре (правому и левому) спинномозговых нервов, называют сегментом спинного мозга .
СПИННОЙ МОЗГ расположен внутри позвоночного столба .Он начинается от головного мозга и имеет вид белого шнура диаметром около 1 см .На передней и задней сторонах спинной мозг имеет глубокие продольные борозды .Они длят его на правую и левую части .На поперечном разрезе можно видеть узкий центральный канал, проходящий по всей длине спинного мозга .Он заполнен спинномозговой жидкостью. Спинной мозг состоит из белого вещества, находящегося по краям серого вещества, расположенного в центре и имеющего вид крыльев бабочки. В сером веществе находятся тела нервных клеток, а в белом - их отростки. В передних отделах серого вещества спинного мозга расположены исполнительные нейроны, а в задних отделах и вокруг центрального канала - вставочные нейроны
Спиной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводящую.
Спинной мозг выполняет две основные функции - Рефлекторную и проводящую. Рефлекторная функция заключается в том, что спинной мозг обеспечивает осуществление простейших рефлексов, таких как разгибание и сгибание конечностей, а также более сложных рефлексов, которые кроме того контролируются и головным мозгом. Нервные импульсы от рецепторов кожи, мышц и внутренних органов проводятся по белому веществу спинного мозга в головной мозг, а импульсы из головного мозга направляются к исполнительным нейронам спинного мозга. В этом и заключается проводящая функция спинного мозга.
Строение и функции головного мозга. Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека от 1100 до 2000г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела. Масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой тела. Мозг человека состоит из ствола , мозжечка и полушарий большого мозга.
Безусловные рефлексы головного мозга. Отдел мозга Название рефлекса Раздражитель Ответная реакция Продолговатый мозг Глотательный рефлекс Механическое воздействие на корень языка Акт глотания Средний мозг Тонический рефлекс, сохраняющий устойчивость тела Выход тела из состояния неустойчивого равновесия Движения, восстанавливающие устойчивость тела, не допускающие его падения Средний мозг Ориентировочный рефлекс Любой раздражитель обладающий новизной Поворот в сторону из раздражителя, фиксация взгляда на нем, прислушивание и т.д. Промежуточный мозг Поздний рефлекс Прекращение движения, человек принимает новую позу Сохранение позы путем сокращения мышц противоположного действия, закрепляющих положение костей в суставах.
Промежуточный мозг проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств. Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными.
Средний мозг участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами. Сходны и функции: рефлекторные и проводящие.
Периферическая нервная система (нервы и нервные узлы) Соматическая Н.С. Вегетативная Н.С. (Иннервирует скелет- (Иннервирует ра- ную мускулатуру.) боту внутренних органов.)
Соматическая Н.С. Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию кожи и скелетных мышц, стимулирует сердечную деятельность и др.Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. Путем сокращения скелетных мышц выполняются прежде всего защитные движения. Функции соматической нервной системы подконтрольны нашему сознанию.
Вегетативная нервная система Вегетативная нервная система( автономная нервная система), непроизвольная нервная система, висцеральная нервная система) — часть нервной системы, обеспечивающая деятельность внутренних органов, регуляцию сосудистого тонуса, иннервацию желез, трофическую иннервацию скелетной мускулатуры, рецепторов и самой нервной системы. Взаимодействуя с соматической (анимальной) нервной системой и эндокринной системой, она обеспечивает поддержание постоянства гомеостаза и адаптацию в меняющихся условиях внешней среды. Безусловный рефлекс рефлекс, всегда реализующийся при действии на организм определенных раздражителей на основе генетически обусловленной нервной связи между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяются простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), и более сложные, лежащие в основе инстинктов.
Спасибо за внимание Работу выполнила: Ученица 8 «б» класса МОУ.СОШ №5 Савельева катя
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Состав и значение. Опорно ( скелетно) 220 костей Пассивная часть Двигательная (мышечная) 600 мышц Активная часть Биологическое «депо» кальция, фосфора, магния; Кроветворение Минеральный обмен Механическое Опора, защита, движение Связочный аппарат
скелет Внутренний наружный
Химический состав кости Органические вещества 30% (углеводы, белки) Неорганические вещества (минеральные) 70 % твердость Упругость, эластичность Прочность !!! Изменяется ли химический состав костей с возрастом?
Строение костей 1 – надкостница 2. Компактное (плотное) в-во 3. Внутренняя поверхность надкостницы 4. Суставной хрящ 5. Губчатое в-во Красный костный мозг Желтый костный мозг 1 2 3 4 5
Типы костей трубчатые губчатые Плоские ( лопатки, тазовые кости, кости свода черепа) Длинные (плечевая, локтевая, бедренная) Короткие (кости кисти, фаланги пальцев) Длинные (ребра, грудина) Короткие (позвонки) С одной стороны вогнуты, с другой- выпуклы, ширина и длина значительно преобладают над толщиной. Состоят из губчатого вещества, полости не имеют
Ответьте на поставленные вопросы. 1 2 3 4 5 Определите типы представленных костей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура анализатора Периферическое звено (рецепторы) Проводниковое звено (нервные пути) Центральное звено (участок коры больших полушарий)
Анализаторы. Органы чувств. Зрительный анализатор: рецепторы сетчатки, зрительный нерв, зрительная зона коры. В первичных чувствительных зонах- анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов .
Анализаторы. Органы чувств. Зрительный анализатор состоит из трех частей: рецепторы сетчатки глаза, зрительный нерв, зрительная зона коры больших полушарий головного мозга.
– воспринимающий отдел зрительного анализатора, служит для восприятия световых раздражений. Состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Орган зрения (глаз) вспомогательного аппарата глазного яблока
Вспомогательный аппарат Слезная железа веки брови ресницы Слезовы- водящие пути Носослезный проток
Строение глазного яблока
Желтое пятно – место наилучшего виденья глаза. Слепое пятно – место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света.
Зрительные рецепторы колбочка
Части глаза Строение функции
Нарушение зрения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: 1. Сформировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека; 2.Сформулировать понятия вакцина и сыворотка; 3.Составить в виде таблицы сравнительную характеристику вакцины и сыворотки; 4.Рассмотреть схему классификации иммунитета;
Проблема: В настоящее время среди населения проводится вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны прививки? Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки? Что такое иммунитет и каким он бывает?
Проверка домашнего задания: Соотнесите вопросы и ответы: ОТВЕТЫ: а. Лимфа б. Кровяная плазма в. Межклеточная жидкость г. Тромбоциты д. Лейкоциты е. Эритроциты. ж. гемоглобин з. кровь Вопросы: Что из перечисленного относится к внутренней среде организма? Что содержится в составе крови? Что останется , если из крови удалить клетки? Как называется жидкая часть крови? Как называется белок, придающий крови красный цвет крови? Красные безъядерные клетки крови. Белые ядерные клетки крови. Борются с бактериями и инородными телами. Движутся ложноножками, меняют форму. уничтожают бактерии. Транспортируют кислород и углекислый газ.
Проверка: Ответ: 1-а,в,з 2- б,г,д,е 3- б 4- б 5- ж 6- е 7- -д 8- д 9- д 10- д 11- ж
Гиппократ –отец медицины
Человек, заболевший чумой. Ребёнок, заболевший оспой.
Иммунология?
Иммуноло́гия — наука об иммунитете живых организмов, изучающая биологические механизмы самозащиты организма от любых чужеродных веществ. Иммунология — это наука о строении и закономерностях функционирования иммунной системы, её заболеваниях и способах иммунотерапии.
Луи Пастер (1822-1895)
Эдуард Дженнер (1749-1823)
Вакцина это медицинский препарат, который изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов. Прививка- это процедура введения вакцины Сыворотка это медицинский препарат, который содержит готовые антитела.
Таблица 1. Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки . Признаки сравнения Вакцина Сыворотка Что содержит? Как организм получает антитела? Как быстро развивается иммунитет? Для чего применяют?
Признаки сравнения Вакцина Сыворотка Что содержит? ослабленные микроорганизмы Готовые антитела Как организм получает антитела? вырабатывает самостоятельно в готовом виде Как быстро развивается иммунитет? в течение длительного времени в течение короткого времени Для чего применяют? для профилактики для лечения
В настоящее время среди населения проводится вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны прививки? Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки? Что такое иммунитет и каким он бывает? Систематизация знаний урока :
Крепкого вам иммунитета!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I. Предшественники людей
Ряд ученых полагают, что только 14 млн. лет назад на нашей планете появилась обезьяна, которую можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек .
Обитал он на территории современных Индии, Восточной Европы, России.
Коренные зубы рамапитека были более широкими и плоскими, чем зубы первых человекообразных обезьян, а между резцами и коренными зубами появились клыки.
Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений.
Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, подносить ко рту, совершая при этом множество движений передними конечностями, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину.
Чтобы выжить, предкам человека приходилось приподниматься, чтобы осмотреть местности поверх высокой травы.
В дальнейшем это привело к прямохождению и разделению функций ног и рук. Ноги приобрели опорную функцию, руки освободились и стали использоваться для употребления орудий.
На смену рамапитеку пришли другие гоминиды - австралопитеки .
Они ходили на двух ногах, жили группами. Самки заботились о детях, самцы добывали пищу.
Рост 120—130 см, масса 25—45 кг, с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см 3 (что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян).
Высокие надбровья и отсутствие подбородочного выступа говорили о том, что этот вид все же относился к обезьянам. Австралопитеки не владели речью.
II. Древнейшие люди
В этот же исторический период существовало животное, внешне очень сходное с австралопитеком. Объем его головного мозга был значительно больше — до 650— 1100 см 3 . Стопа, как и у современного человека, имела свод, т. е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец противопоставлялся другим пальцам.
Он мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе.
Ученые дали этому гоминиду название Человек умелый . Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей.
Предполагают, что первые древнейшие люди появились 1—1,5 млн лет назад. В настоящее время известно несколько их форм, которые объединяют под общим названием «человек прямоходящий».
Первые останки древнейшего человека были обнаружены на острове Ява более 100 лет назад. Ему дали название питекантроп или обезьяночеловек.
Рост древнейших людей достигал 160 см, объем головного мозга — 1100 см3. Но у них сохранялись еще многие примитивные черты: мощные надбровные валики, тяжелая массивная челюсть, а подбородочный выступ, связанный с развитием речевых мышц, почти отсутствовал.
Останки близких по облику и уровню развития первобытных людей были найдены в Китае. Их назвали синантропами . Они жили около 400 тыс. лет назад.
Древнейшие люди вели активный образ жизни. Это были свирепые охотники. Они нападали на таких крупных животных, как буйволы, туры и даже слоны. Охота на крупных животных требовала совместных действий.
Возможно, что первым коллективом был коллектив охотников.
Другой формой объединения людей была первобытная семья. Древнейшие люди могли изготавливать примитивные орудия, а находки, сделанные в Китае, говорят о том, что некоторые виды уже пользовались огнем.
В 1856 г. в Рейнской провинции, недалеко от Дюссельдорфа, в Неандерской долине (реки Дюссель, притока Рейна), (Германия) были обнаружены останки человека, названного неандертальцем . Скелет неандертальца
Река Дюссель в месте находки неандертальца
Дальнейшие находки показали, что неандертальцы обитали не только на территории Европы, но и в Африке, Азии.
Головной мозг неандертальцев по объему (до 1700 см3) приближался к мозгу современных людей. Наряду с этим в строении тела неандертальцев было довольно много примитивных черт, как у питекантропов.
Однако левая часть мозга неандертальцев была уже несколько больше, чем правая, то есть появилась асимметрия мозга, свойственная современному человеку. Неандертальский ребёнок 4-х лет, (Институт антропологии, Цюрихский университет)
Рост неандертальцев достигал 1 м 70 см; они имели крепкое телосложение, обладали развитой мускулатурой, недюжинной физической силой.
Жили неандертальцы в суровых условиях ледникового периода. Холод вызвал необходимость пользоваться одеждой, они изготовляли ее из звериных шкур.
Неандертальцы были искусными каменотесами. Они изготовляли скребла для обработки шкур, наконечники для пик. Умело использовали огонь.
Жили в пещерах, промышляли охотой и собирательством. Неандертальцы хоронили своих близких, украшали могилы. Во многих пещерах были найдены черепа и длинные кости пещерного медведя. Предполагают, что они имели какое-то ритуальное значение.
III. Первые современные люди
В 1886 г. во Франции, в местности Кро-Маньон, были найдены останки скелетов первых людей современного типа, которых назвали кроманьонцами
Они появились около 50—60 тыс. лет назад и несколько тысяч лет существовали одновременно с неандертальцами.
Телосложение кроманьонцев было менее массивным, чем у неандертальцев. Они были высокорослые (рост до 180—190 см) и имели вытянутые пропорции тела
От неандертальцев их отличали более высокий лоб, отсутствие надбровных валиков и хорошо развитый подбородочный выступ, свидетельствовавший о развитии речи.
Объем (до 1800 см3) и масса мозга были примерно такими же, как и у ныне живущих людей, причем лобные и височные доли достигли своего окончательного развития. Не отличались кроманьонцы от современных людей и по строению тела.
Кроманьонцы изготавливали разнообразные орудия из камня, кости, рога. Они умели сверлить, шлифовать свои изделия. Рядом с останками кроманьонцев часто находили разнообразные произведения их искусства (живопись, скульптура).
Кроманьонцы были умелыми охотниками. Они владели различными способами охоты. Широко использовали копья, дротики, а затем и стрелы.
Прошло много лет, прежде чем люди от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) перешли к производящему хозяйству . Они научились выращивать растения и приручать некоторых животных.
За последние 40 тыс. лет внешний облик человека почти не изменился. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду — Человек разумный . К нему же относимся и мы с вами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прокариотическая клетка
«Строение и функции частей эукариотической клетки» Название органоида Схематичный рисунок Характеристика строения Функции Эндоплазматическая сеть Комплекс Гольджи Лизосомы Митохондрии Клеточный центр Рибосомы Ядро
Строение животной клетки
Формы клеток.
ядро
Органоиды Мембранные Немембранные Одномембранные ЭПС Комплекс Гольджи Лизосомы двумембранные Митохондрии Рибосомы Клеточный центр
митохондрии от греч. mitos — нить и chondrion — зернышко, крупинка), органеллы животных и растительных клеток. В митохондрии протекают окислительно-восстановительные реакции, обеспечивающие клетки энергией. Число митохондрий в одной клетке от единиц до нескольких тысяч. У прокариот отсутствуют (их функцию выполняет клеточная мембрана).
Эндоплазматическая сеть Функции зернистой эндоплазматической сети: синтез белков, предназначенных для выведения из клетки ("на экспорт"); отделение (сегрегация) синтезированного продукта от гиалоплазмы; конденсация и модификация синтезированного белка; транспорт синтезированных продуктов в цистерны пластинчатого комплекса или непосредственно из клетки; синтез билипидных мембран. Функции гладкой эндоплазматической сети: участие в синтезе гликогена; синтез липидов; дезинтоксикационная функция - нейтрализация токсических веществ, посредством соединения их с другими веществами .
Комплекс Гольджи Функции пластинчатого комплекса: транспортная - выводит из клетки синтезированные в ней продукты; конденсация и модификация веществ, синтезированных в зернистой эндоплазматической сети; образование лизосом (совместно с зернистой эндоплазматической сетью); участие в обмене углеводов; синтез молекул, образующих гликокаликс цитолеммы; синтез, накопление и выведение муцина (слизи); модификация мембран, синтезированных в эндоплазматической сети и превращение их в мембраны плазмолеммы.
рибосомы Рибосома состоит из двух субчастиц большой справа и малой слева Обе они состоят из длинных цепочек рнк зеленые и белков красные
лизосомы Лизосомы представляют собой простые мембранные мешочки округлой формы диаметром ~0,2 ¸0,5 мкм , стенки которых состоят из одинарной мембраны . Мешочки, наполненны пищеварительными гидролитическими ферментами : протеазами , нуклеазами , липазами и кислыми фосфатазами
Клеточный центр Центросфера клеточного центра — место роста всех микротрубочек клетки. Центриоли определяют плоскость деления клетки, от них растут микротрубочки веретена деления и образуются базальные тельца ресничек и жгутиков
Клеточная теория одно из крупных биологических обобщений, утверждающее общность происхождения, а также единство принципа строения и развития организмов; согласно клеточной теории, их основной структурный элемент — клетка. Клеточная теория впервые сформулирована Т. Шванном (1838-39). Современная биология рассматривает многоклеточный организм в его расчлененности на клетки и целостности, основанной на межклеточных взаимодействиях. Клетка - основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого. Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ. Размножение клеток происходит путем их деления, и каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки. В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам их регуляции.
Тест: Строение клетки. 1 вариант 2 вариант 1. Синтез АТФ осуществляется в: 1 - рибосомах 2 - митохондриях 3 - лизосомах 4 – ЭПС 2. Аппарат Гольджи отвечает за: 1 - транспорт веществ по клетке 2 - перестройку молекул 3 - образование лизосом 4 - верны все ответы 3 . Каких компонентов НЕ содержат митохондрии: 1 - ДНК 2 - рибосом 3 - складок внутренней мембраны (крист) 4 - ЭПС 1. Рибосомы - органоиды клетки, отвечающие за: 1 - расщепление органических веществ 2 - синтез белка 3 - синтез АТФ 4 - фотосинтез 2. К двумембранным органоидам относятся: 1 - ядро и комплекс Гольджи 2 - ядро, митохондрии и пластиды 3 - митохондрии, пластиды и ЭПС 4 - пластиды, ядро и лизосомы 3 . Лейкопласты - это: 1 - бесцветные пластиды 2 - энергетические станции клетки 3 - окрашенные пластиды 4 - органоиды только животных клеток
4. К одномембранным органоидам относятся: 1 - пластиды и ЭПС 2 - митохондрии и аппарат Гольджи 3 - вакуоли и ядро 4 - ЭПС, аппарат Гольджи, вакуоли 5. Мембрана имеется: 1 - только у растений 2 - у грибов и бактерий 3 - только у животных 4 - у бактерий, растений и грибов 6. Ядро клетки отвечает за: 1 - синтез АТФ 2 - хранение, передачу и реализацию наследственной информации 3 - синтез и транспорт веществ 4 - хранение генетической информации и синтез АТФ 4.Лизосомы - это органоиды, которые: 1 - осуществляют фотосинтез 2 - содержат ферменты, расщепляющие органические вещества 3 - синтезируют белки 4 - синтезируют АТФ 5. К эукариотическим относятся клетки: 1 - бактерий и вирусов 2 - растений и животных 3 - растений, животных и грибов 4 - бактерий, растений и животных 6.В животной клетке отсутствуют: 1 - митохондрии 2 - хлоропласты 3 - рибосомы 4 - ядро
7. Гладкая эндоплазматическая сеть осуществляет: 1 - транспорт углеводов и липидов 2 - транспорт белков 3 - синтез АТФ 4 - транспорт воды и минеральных солей 8. Центриоли - это органоиды, которые: 1 - участвуют в делении клетки 2 - входят в состав клеточного центра 3 - имеют форму цилиндров 4 - верны все ответы 7. К немембранным органоидам относятся: 1 - ЭПС и аппарат Гольджи 2 - рибосомы и центриоли 3 - пластиды и центриоли 4 - митохондрии и рибосомы 8 . Гранулярная эндоплазматическая сеть: 1 - транспортирует липиды 2 - участвует в синтезе и транспорте белков 3 - транспортирует углеводы 4 - участвует в синтезе и транспорте углеводов и липидов
Домашнее задание с. 143 - 154 Таблица. В словарик: органоид, ген, хромосома
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема : Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. План : 1. Внутренняя среда организма. 2. Гомеостаз. 3. Состав крови. 4.Форменные элементы крови.
1. Внутренняя среда организма. Кровь Тканевая жидкость Лимфа
2. Гомеостаз. Термин «гомеостаз» Предложил У. Кеннон в 1929 г . ГОМЕОСТАЗ – ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТОЯННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНИЗМА.
3. Состав крови. КРОВЬ ПЛАЗМА ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОДА СУХОЕ В - ВО ОРГАНИЧЕСКИЕ В - ВА МИНЕРАЛЬНЫЕ В - ВА
4. Форменные элементы крови. ЭРИТРОЦИТЫ ЛЕЙКОЦИТЫ ТРОМБОЦИТЫ
Эритроциты КРАСНЫЕ КРОВЯНЫЕ КЛЕТКИ, ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ КИСЛОРОД ТКАНЯМ И УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ К ЛЕГКИМ
Схема строения гемоглобина ГЕМОГЛОБИН ПРИДАЕТ ЭРИТРОЦИТАМ КРАСНЫЙ ЦВЕТ ГЕМ
Лейкоциты КЛЕТКИ КРОВИ С ХОРОШО РАЗВИТЫМИ ЯДРАМИ. ГРАНУЛОЦИТЫ ЛИМФОЦИТЫ МОНОЦИТЫ
Тромбоциты ОБРАЗОВАНИЕ ТРОМБА КРОВЯНЫЕ ПЛАСТИНКИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В СВЕРТЫВАНИИ КРОВИ
Состав крови Плазма Лейкоциты Эритроциты
Илья Ильич Мечников (1845 – 1916) Открыл фагоцитоз. Лейкоциты – фагоциты, что означает «клетки – пожиратели»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Механизм вдоха и выдоха. Охрана воздушной среды. Действие никотина на органы дыхания.
Механизм вдоха и выдоха
Вдох Выдох
Частота дыхательных движений Животные Частота дыхательных движений в 1 мин. ЛОШАДЬ 8 – 16 КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ 10 – 30 ОВЦА 10 – 20 СВИНЬЯ 8 – 18 СОБАКА 10 – 30 КРОЛИК 50 – 60 КУРЫ 22 – 25 КРЫСЫ 100 - 120
Воздушная среда и её охрана
Состав воздуха Состав воздуха Вдыхаемый воздух Выдыхаемый воздух кислород 21% 16,3% азот 78% 78% Углекислый газ 0,03% 3 – 4% Инертные газы и водяные пары около 1% около 1%
Количество бактерий на 1 м 3 Улица города
Непроветренная комната
Горный воздух
Морской воздух
Вредные привычки Курение
В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: Никотин Углекислый газ Окись углерода Синильная кислота Аммиак Смолистые вещества Органические кислоты и другие.
Курильщики значительно подрывают свое здоровье и сокращают себе жизнь. Каждая сигарета сокращает жизнь на 8-15 минут Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительнокурящие в 13 раз чаще заболевают Стенокардией, в 12 раз - Инфарктом миокарда, в 10 раз - Язвой желудка. Курильщики составляют 96 - 100% всех больных Раком легких.
Никотин относится к наркогенным веществам. Никотин включается в обмен веществ. Никотин вмешивается в нервную и гуморальную регуляцию.
Последствия курения Табачный дым раздражает слизистую оболочку дыхательных путей. У курящих людей часто бывает кашель: легкие защищаются от вредного курения. Под влиянием дыма и смены температуры голосовые связки опухают, голос делается хриплым. Рак гортани
Средний возраст начала курения – для мальчиков - 10 лет и 12 лет – для девочек.
Среди девушек причины курения такие: желание привлечь к себе внимание, выглядеть модно, современно, эффектно, казаться окружающим независимой, уверенной в себе. Еще в начале XX века курящая женщина была редкостью, сейчас среди 17-18-летних курящих девушек столько же, сколько курящих парней.
Причина курения
Последствия курения Рак Рак пищевода Лёгкие курильщика Рак гортани Рак кожи
Это действительно серьёзно!!! Легкие курящего Легкие некурящего При сравнении невооружен-ным глазом видно, где легкие курящего и некурящего.
Серьёзно подумай перед тем, как выкурить первую сигарету!!! Рот курильщика Ты губишь своё здоровье!!! И здоровье своих близких! Женщина больна раком легких
Эх, жить бы мне долго-долго! Но краток наш бренный век Увы, человек не Волга, Не Каспий и не Казбек. Когда-нибудь путь замкнется, И вот на восходе дня Город мой вдруг проснется Впервые уже без меня. Э.Асадов
По данным Минздрава РФ, ежегодно умирают 300 тысяч россиян, употребляющих никотин.
Все, что ты сейчас увидел, к огромному сожалению , горькая правда!
Твоё Легкомыслие к самому себе - может стать причиной страшных последствий! Будь личностью!!! Знай и думай о последствиях!
Самая большая победа — это победа над самим собой!
Н И К О Т И Н М О Д О К У Р Л ЬЩ И К Р А С Т Е Н К А Р Д И Я Р И Д Ц А Т Ь С Г А Р Е Т А Н А Р К О Г Е Н Ы Е
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Будущее – эта та часть нашей жизни, которую мы можем изменить. А.А. Ухтомский
Что такое венерические заболевания ? Венерические заболевания называются по имени Венеры - богини любви в римской мифологии. Это инфекционные заболевания, возбудители которых передаются от больного человека или носителя здоровому преимущественно половым путем (реже - в результате бытового контакта).
Кроме понятия «венерические болезни» пользуются более широким понятием «болезни, передающиеся половым путем», для некоторых из них половой путь передачи не является основным. Помимо перечисленных болезней к ним относятся уреаплазмоз, хламидиоз, трихомониаз, генитальный герпес и др. В эту же группу входит и ВИЧ-инфекция.
Распространенность венерических заболеваний Распространенность венерических заболеваний оценивается ориентировочно, так как во многих странах не существует полного учета таких больных. Кроме того, ряд болезней, передающихся половым путем, нередко протекает с невыраженной симптоматикой или скрыто (латентно), что препятствует получению достоверных статистических данных. Часть больных венерическими заболеваниями лечится самостоятельно, без регистрации в лечебном учреждении.
ВИЧ/СПИД Синдром приобретенного иммуно дефицита, лечение стоит дорого, носит поддержательный характер конец неотвратим. Сейчас часто встречаются статьи, где говорится, что СПИДа нет, что есть набор болезней от которых и погибает человек – но дела это не меняет, погибают даже богатые и знаменитые люди. Передается через кровь половым путем, иногда от матери плоду. Профилактика: Использовать одноразовые шприцы, для половых контактов презервативы
Сифилис Инфекционное заболевание передающееся половым путем, вызывается микроогранизмом бледная трепонема. Заболевание имеет длинную историю и сложно в лечении. Профилактика: Использовать для половых контактов презервативы
Хламидиоз Хламидиоз самое распространенное ЗППП. Возбудитель хламидиоза Chlamidia trachomatis занимают промежуточное положение между вирусами и бактериями, по этой причинезаболевание очень трудно диагности-ровать и тяжело лечить. Профилактика: Использовать для половых контактов презервативы
Гонорея Это инфекционное венерическое заболевание, поражающее слизистые оболочки мочеполовых органов, слизистой глаз, полости рта и прямой кишки. Возможно при любых половаых контактах, и даже через полотенце. Лечится относительно легко, но у врача. Мужчинам иногда помогает помочится, сразу после полового акта. Профилактика: презерватив, здоровый партнер.
Трихомониаз Заболевание передающееся половым путем, возбудитель простеший одноклеточный паразит. Передается половым путем, иногда бытовым между девочками. Лечится относительно легко у врача. Профилактика: здоровый партнер
Микоплазмоз Микоплазма – микроорганизмы, промежуточные между бактериями и вирусами . Паразитируют на клетках живого существа сами не жизнеспособны. Передается – половым путем, жидкостным, внутриутробный и т.д. Профилактика – искать здорового партнера
Генетальный герпес Герпес – это мелкопузырчатое высыпание чаще всего на губах или в носу, называемое в народе «лихорадкой» или «простудой». Герпес поражает клетку разместившись в её генном аппарате. При делении клетов вирус передаётся с наследственным аппаратом. Один раз заразившись герпесом человек никогда не избавится от него. У половины больных вирус герпеса может не проявляться на протяжении всей жизни. Он обостряется на фоне других заболеваний, при неблагоприятной экологической обстановке, переохлаждении, переутомлении и т.д. Герпес является одной из самых распространенных вирусных инфекций человека. 95% людей земного шара инфицированы. Вирус проникает под кожу человека воздушно-капельным или половым путём: при соприкосновении с поражённой кожей или слизистой больного человека, через верхние дыхательные пути, или кожу гениталий. Затем происходит его размножение в глубоких слоях кожи.
На сегодняшний день – генитальный герпес один из самых распространённых видов инфекционных патологий человека со всеми признаками эпидемии. Среди инфекций, передаваемых половым путём, генетальный герпес занимает I место и по различным оценкам достигает 70% по распространённости. Пути инфицирования – половой и оральный (поцелуи). Профилактика: прививка (против ВПЧ), забота о здоровье, здоровый образ жизни, защищённый половой акт.
Лобковые вши Вши передаються как при половом контакте, так и при бытовом контакте. Вызывают жуткий зуд. Разглядеть их не просто, нужно сбрить волосы и тогда их станет видно. Убийственно на них действует серная мазь. Профилактика: Только здоровый партнер
Вирус папиломы человека Одна из распостраненных болезней современности, передается не только половым путем. Выражается в появлении кандилом – остроконечных образований на слизистой половых органов а также бородавок на руках и других участках кожи. У женщин поражения внутренних органов может переходить в злокачественные образования.
Ну что ж, мой друг, решенье за тобой – Ты вправе сам командовать судьбой. Ты согласиться можешь, но отказ Окажется получше в сотню раз. Ты вправе жизнь свою спасти. Подумай, может ты на правильном пути. Но если все-таки сумел свернуть, То потрудись себе здоровие вернуть!
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стадии метаболизма: Подготовительная стадия: переваривание пищи и доставка питательных веществ и кислорода к клеткам Обмен веществ и энергии в клетках Заключительная стадия: удаление продуктов распада
Подготовительная стадия (пищеварительный тракт) Сложные углеводы (крахмал, целлюлоза) простые углеводы (глюкоза, фруктоза) Жиры глицерин и жирные кислоты Белки аминокислоты
Метаболизм в клетках Энергетический обмен (катаболизм, диссимиляция) Пластический обмен (анаболизм, ассимиляция) распад, расщепление органических веществ синтез органических веществ
Пластический обмен (анаболизм, ассимиляция) Поступившие в клетку аминокислоты, простые углеводы, глицерин и жирные кислоты «строят» новые молекулы белков, углеводов и жиров, свойственные данному организму Они идут на строительство утраченных частей клеток, создание новых клеток
За счёт пластического обмена происходит рост, деление, развитие клеток и всего организма
Энергетический обмен (диссимиляция, катаболизм) Часть поступивших в клетку органических веществ окисляется кислородом до конечных продуктов распада – СО 2 и Н 2 О, аммиак NH 3 , мочевина При этом выделяется энергия ! 1 г углеводов – 17,17 кДж 1 г жиров – 38,92 кДж 1г белков – 17,17 кДж
Заключительная стадия обмена: Конечные продукты обмена - углекислый газ СО 2 , аммиак NH 3 , вода Н 2 О, мочевина - попадают в кровь и выводятся из организма лёгкими и почками
Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания Время задержки дыхания после спокойного выдоха – Время задержки дыхания после 20 приседаний – Время задержки дыхания после двухминутного отдыха -
Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания Категория Задержка дыхания (с) В покое После 20 приседаний После отдыха Здоровые тренированные 46-60 Более 50% от первой фазы Более 100% от первой фазы Здоровые нетренированные 36-45 30-50% от первой фазы 70-100% от первой фазы С отклонениями в здоровье 20-35 30% и менее от первой фазы Менее 70% от первой фазы
Витамины ( vita - жизнь) Биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма
Гиповитаминоз – нехватка витамина Гипервитаминоз – избыток витамина Авитаминоз – отсутствие витамина в организме
Витамины Жирорастворимые Водорастворимые А D Е К С Витамины группы В
Витамин Функции Проявление гипо- или авитаминоза Источники получения А Необходим для нормального роста и развития эпителиальной ткани, улучшает зрение в сумерках Куриная слепота- нарушение сумеречного зрения. Кожа становится сухой Печень трески, окуня, сливочное масло, морковь, помидоры, абрикосы D Участвует в кальциевом обмене. Необходим для образования костей и зубов Рахит – деформация костей, нарушения нервной системы, раздражительность, слабость Рыбий жир, яичный желток, сливочное масло, молоко. Синтезируется в коже под действием УФ лучей
Группа В Влияют на работу мышечной и нервной системы При недостатке В 1 – бери-бери (судороги и паралич) Хлеб, фрукты, пивные дрожжи, мясо, печень, молоко С (аскорбиновая кислота) Участвует в обменных процессах, образовании здоровой кожи, укреплении сосудов Цинга – набухают и кровоточат дёсны, выпадают зубы, слабость, головокружения, подверженность инфекциям Овощи, фрукты, ягоды, квашеная капуста
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ткань - группа клеток и межклеточного вещества, имеющие общее происхождение, сходное строение и выполняющие сходные функции.
Клетки тканей
IV. Нервная ткань I . Эпителиальная ткань II . Мышечная ткань III . Соединительна я ткань
1. Фотоснимок кожного эпителия 2. Вид микропрепарата железистого эпителия I . Эпителиальная ткань
Эпителиальная ткань – ткань, покрывающая тело и выстилающая его полости в виде пласта. 1) Образуется в онтогенезе раньше всех других тканей из зародышевых листков. 2) Способна к регенерации. 3) Лишена кровеносных сосудов. 4) Клетки плотно прилегают друг к другу. 5) Имеет мало межклеточного вещества. 6) Может состоять из нескольких слоев клеток. 7) Основные функции - защита (кожа), всасывание (кишечник), избирательный транспорт (почки, сосуды).
II . Мышечная ткань А) сердечные мышцы Б) скелетные мышцы В) гладкие мышцы
микропрепарат
Мышечная ткань - ткань, состоящая из клеток мезодермального происхождения, способных к возбуждению и сокращению. Гладкая мышечная ткань - сократимая ткань, состоящая из отдельных клеток и не имеющая поперечной исчерченности. Клетки сильно вытянуты. Способны к медленным длительным сокращениям. Управляется вегетативной нервной системой. Входят в состав внутренних органов и сосудов .
Сердечная мышца Состоит из прямоугольных сократительных поперечнополосатых клеток. а) Сокращения более медленные, чем у скелетных мышц. б) Волокна переплетены в пучки. в) Клетки не сливаются как в поперечнополосатой мышце. г) Способны к автоматическим сокращениям. д) Имеет большой рефрактерный период (не может сокращаться). е) Может управляться вегетативной нервной системой. ж) Сокращается в объеме, уменьшая просвет полостей сердца. Фотоснимок
Поперечнополосатые мышцы Состоят из многоядерных мышечных волокон, покрытых возбудимой мембраной. а) Волокна объединяются в мышечные пучки, из которых состоит мышца. б) Основа скелетной мускулатуры. в) Белые поперечнополосатые мышцы содержат много миофибрилл, сильно сокращаются, но быстро утомляются. г) Красные - мало миофибрилл, имеют меньшую силу, но могут долго работать. д) Клетки имеют поперечную исчерченность за счет миофибрилл. МИОФИБРИЛЛЫ - мышечные нити,состоящие из саркомеров, способные к сокращению за счет актино-миозинового взаимодействия. Схема работы
III . Соединительная ткань Жировая ткань Костная ткань Микропрепараты
Соединительная ткань - ткань, развивающаяся из мезодермы и выполняющая следующие функции: опорную (костная и хрящевая), трофическую (жировая и лимфа), защитную (лимфоидная и кровь). 1) Клетки не прилегают друг к другу. 2) Много межклеточного вещества. 3) Отличается большим разнообразием клеток.
Соединительная Лейкоциты Эритроциты Тромбоциты Схема свертывания ткань
IV. Нервная ткань образована клетками (нейронами эктодермального происхождения. 1) Нейроны не делятся. Они способны к возбуждению и проведению нервного импульса. Образуют стабильные контакты с другими клетками. Образуют группы - ганглии, серое и белое вещество, нервные волокна. Нужно помнить:
Строение нейрона
проверочная работа
Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных —: Эпителий желудка и кишечника относится к эпителиальным тканям. 2. для эпителиальной ткани характерно слабое развитие межклеточного вещества. 3. для эпителиальной ткани характерны свойства возбудимости и проводимости.
4. В эпителии отсутствуют кровеносные сосуды. 5. Эндотелий кровеносных сосудов относится к эпителиальной ткани. 6. Подкожная жировая клетчатка относится к эпителиальной ткани. 7. для соединительных тканей характерно наличие хорошо развитого межклеточного вещества. 8. у соединительных тканей межклеточное вещество может быть твердым, жидким, эластичным. 9. К клеткам соединительной ткани относятся клетки крови, жировые клетки, клетки хряща. 10. для мышечной ткани характерны свойства: возбудимость и сократимость. 11. Гладкая мышечная ткань входит в состав внутренних органов. 12. Поперечно-полосатая мышечная ткань образована мышечными клетками.
13. Сердечная мышца образована гладкой мышечной тканью. 14. Скелетные мышцы образованы мышечными волокнами, имеющими длину около 4 сантиметров, в каждом волокне сотни ядер находятся на периферии. 15. Возбуждение по аксону может идти только от тела нейрона. 16. По двигательному нейрону возбуждение от тела нейрона передается по аксону. 17. Нейрон всегда имеет только один аксон. 18. С одним нейроном могут контактировать более тысячи нервных клеток.
ответы Да Да Нет Да Да Нет Да Да Да Да Да Нет Нет Да Да Да Да да