Поурочные разработки по биологии 5 класс
Разработки уроков 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_vneshnim_stroeniem_rasteniya.docx | 27.37 КБ |
bakterii_stroenie_i_zhiznedeyatelnost.doc | 33.5 КБ |
vazhnost_ohrany_zhivogo_mira_planety.docx | 42.04 КБ |
velikie_estestvoispytateli.doc | 61 КБ |
griby.docx | 28.51 КБ |
zhivotnye.doc | 53.5 КБ |
zhizn_organizmov_v_moryah_i_okeanah.docx | 37.84 КБ |
znachenie_bakteriy_v_prirode_i_dlya_cheloveka.doc | 104.5 КБ |
znachenie_zhivyh_organizmov_5_kl.docx | 27.48 КБ |
lishayniki.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | биология | Класс | 5 | дата | ||||||||
Тема урока | Л/р №3. Знакомство с внешним строением побегов растений.
| |||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||
Предметные | Метапредметные | личностные | ||||||||||
Учащиеся узнают внешнее строение цветкового и хвойного растения; систематизируют знания о строении растений; научатся характеризовать значение частей растения в его жизни. | Совершенствуют умение сравнивать и делать выводы. | Расширят знания о видах растений. | ||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Цветковые, голосеменные, хвоинки, листовые следы | |||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ, оборудование | Инт. Доска, ветка сосны с шишкой, ветка березы, ручная лупа, линейка. | |||||||||||
Образовательные интернет-ресурсы | ||||||||||||
СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||
1 ЭТАП Организационный момент | ||||||||||||
|
| |||||||||||
2 ЭТАП Актуализация знаний | ||||||||||||
Проверка домашнего задания (устный опрос). Давайте вспомним что такое царство? Как называются все растения вместе взятые? (Слайд 3) А что характерно для царства растений? Из чего состоит цветковое растение? | Отвечают на вопросы | |||||||||||
3 ЭТАП Создание проблемной ситуации | ||||||||||||
Перед вами лес (Слайд4). Как вы определите хвойный он или лиственный? | Делают предположения | |||||||||||
4 ЭТАП целеполагания | ||||||||||||
Итак, для того чтобы различать хвойные и лиственные деревья мы должны знать …?(Слайд5). | Их строение | |||||||||||
5 ЭТАП планирования | ||||||||||||
Вы знаете, что растения по своему строению не одинаковы и делятся на два больших отдела. Поэтому сегодня мы изучим сначала…(Слайд6). А затем…(Слайд7). | Лиственные Хвойные | |||||||||||
6 ЭТАП "Открытие" нового знания | ||||||||||||
Откройте стр. 50 учебника. Л/р №3. В тетрадях запишите тему, цель и оборудование работы. Перед вами два растения: одно цветковое, другое хвойное (показываю черенки сосны и липы) (Слайд8). Они совершенно разные. Что вам сразу бросилось в глаза? У сосны нет листьев, но есть хвоинки. Сейчас осень, поэтому листьев нет и на цветковом растении, но мы знаем, что они были. А куда они делись? Растение сбросило их, готовясь к зиме, и это явление называется листопад. Но мы можем посчитать сколько листьев было на этом побеге. А сделаем мы это по листовым следам (показываю). Кроме того, хвойное растение отличается от лиственного наличием шишки. Посмотрите где она расположена. Это орган размножения растения, в нем содержатся семена. А у лиственного растения органом размножения является цветок. Именно поэтому лиственные растения еще называют цветковыми. Теперь самостоятельно рассмотрите оба растения, зарисуйте в тетради, сделайте соответствующие обозначения (Слайд 9). Теперь вы точно знаете чем отличается хвойное растение от лиственного и должны сформулировать это в выводе (помогаю наводящими вопросами сформулировать правильный вывод). Вы хорошо поработали, а теперь время немного отдохнуть! (физкультпауза)(Слайд 10) | Изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы Знакомятся с заданиями Л/р № 3. Делают необходимые записи в тетрадях Рассматривают растения, находят сходства и различия, зарисовывают по одному виду цветковых и хвойных растений в тетради, делают обозначения. Делают выводы Выполняют упражнения | |||||||||||
7 ЭТАП Применение нового знания | ||||||||||||
Итак, из чего состоит побег цветкового растения? А побег хвойного растения? Какие сходства между ними? А что разного? С помощью каких органов размножаются растения? Как на ветке липы располагаются листья? Где на ветке сосны расположена шишка? А теперь проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в лесах. Показ слайдов с изображениями хвойных, лиственных и смешанных лесов (Слайды 11-17) | Отвечают на вопросы. Определяют какой лес на фото. Отвечают хором. | |||||||||||
8 ЭТАП Рефлексия. | ||||||||||||
Понравилась ли вам лабораторная работа? Что было не понятно?
А теперь каждый оценит, на сколько баллов он сегодня поработал. Выборочно прошу прокомментировать самооценку. Задаю вопросы по пройденному на уроке материалу. Оцениваю. | Задают вопросы Ставят самооценку в тетрадь. Доказывают объективность самооценки ответами на вопросы по теме урока | |||||||||||
9 ЭТАП Домашнее задание | ||||||||||||
Найти интересные факты о хвойных и лиственных растениях пользуясь интернетом (Слайд 18) |
Предварительный просмотр:
Урок 17. Строение и жизнедеятельность бактерий
Задача урока:
• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнитульную чарактеристику.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, спора.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распространения бактерий.
Ход урока
- Проверка знаний
Характеристика царств живой природы (фронтальный опрос).
- Изучение нового материала
Вступительное слово: СЛАЙД 1
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны своить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато санитары планеты!
Их изучали до нас очень многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки
Но все же она молода, как всегда
Красавица в мире наук – биология –
Наука о жизни!
Вперед, господа!
Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг СЛАЙД 2
На доске представлено все многообразие форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если вы правильно подберете в соответствие названия и формы, то в результате получится слово (на обороте, состоящее из букв), которое обозначает второе название бактерии.
Кокки (бактериальные клетки округлой формы) (М)
Стрептококки (цепочки из кокков) (И)
Спириллы (спиралевидные бактерии) (К)
Вибрионы (в виде запятой) (Р)
Диплококки (кокки, слитые попарно) (О)
Бациллы (в виде палочек) (Б)
Стафилококки (в виде виноградной грозди) (Ы)
В итоге получается слово МИКРОБЫ.
Строение бактерий -назвать органоиды бактерий( рисунок на доске).
Распространение бактерий. "Последние новости".
бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;
некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;
в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;
в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;
в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.
Бактерии обнаружены даже в воде горячих источников с t+80°С.
Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.
В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий
в 1 м воздуха (луг, поле) – 100 бактерий (город) – 10 – 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой.
В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязненная - 100-300 тысяч и более
были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)
В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганизмов.
- Споры бактерий (работа с учебником).
- Закрепление материала об особенностях строения бактерий и их распространении. СЛАЙД 4-6
- Домашнее задание
Изучить § 11 до раздела «Роль бактерий в природе и жизни человека», ответить на вопросы 1 и 4 в конце параграфа.
Предварительный просмотр:
Тема «Важность охраны живого мира планеты».
Цели:
Содержательная (предметные результаты):
- Знать причины влияния человека на природу;
- Положительная деятельность человека в деле охраны природы.
Деятельностная:
- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)
-повысить интерес учащихся к изучению биологии
- воспитывать толерантность и бережное отношение к природе
Личностные УУД
Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровье сберегающего поведения
Познавательные УУД
Создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;
Коммуникативные
Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии
Регулятивные
Адекватно восприниматьпредложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других людей.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Включение в деловой ритм | Подготовка класса к работе | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 Актуализация знаний | Какую тему изучали на прошлом уроке? Дайте характеристику влияния человека на природу, используя презентацию. Как происходило осознание своего влияния на природу? В какой природной зоне сложнее восстановить растения и почему? Как охранять живую природу? | Отвечают «Как человек изменял природу». Дают характеристику, используя презентацию. Отвечают на вопрос. Отвечают, что разработаны программы по охране природы, создают заповедники, заказники, лесопосадки, принимают законы по охране природы. Рассказывают о тропическом лесе. | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. |
3. Проблемное объяснение нового знания | Посмотрите на слайд №1.Что изображено на слайде? Сформулируйте тему урока. Запишите дом. задание стр.113-116 . Прочтите текст стр 113, 1 абзац, посмотрите на 3 слайд презентации и ответьте какие животные исчезли по вине человека. Какие животные изображены на слайде №4? Назовите (слайд №5) Растения, ставшими редкими. Почему в реках и озерах мельчает рыба? (слайд №8) Прочтите текст стр.114-115 и составьте кластер. Проверяем по эталону (слайд №10) | Отвечают на вопрос и формулируют тему урока «Важность охраны живого мира планеты». Читают и отвечают на вопрос. Называют животных и говорят,что численность их сократилась. Называют растения и причины сокращения. Называют причину (чрезмерный рыболовный промысел). Читают и составляют кластер. Проявление заботы о живом мире . Проверяют по эталону. | Познавательные : 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Коммуникативные: Умение слушать других людей. |
4. Первичное закрепление. | На слайде №11 изображены животные. Распределите их по группам. Обменяйтесь тетрадями и проверь -те по эталону. (слайд №12) | Распределяют животных по группам в тетради, обмениваются тетрадями и проверяют по эталону. | Коммуникативные Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в паре . |
5 Итог урока (рефлексия) | Выполните задания в печатной тетради по теме. Проверяем задания устно. | Выполняют задания в печатной тетради по теме и проверяют. | Коммуникативные: Уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль . |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Великие естествоиспытатели | ||
Цели | Расширить представления о великих естествоиспытателях и вклад их в науку биология. | ||
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний | ||
Планируемые результаты | Личностные | Метапредметные | Предметные |
сформировать навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам | Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать великих естествоиспытателей. Узнавать ученых биологов на иллюстрациях; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. | Объяснять роль естествоиспытателей и их открытий в биологии; Знать имена ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы | |
Основные понятия | Естественные науки, естествоиспытатели. | ||
Междисциплинарные связи | Математика, география | ||
Ресурсы | Информационный материал: Демонстрационный материал: Портреты Биологов Интерактивный материал: презентация ″Великие естествоиспытатели″, портреты ученых-естествоиспытателей |
Этап урока | Цели деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Личностные: Эмоциональный настрой учащихся | Приветствие учащихся. Проверка настроения. Улыбнитесь своим товарищам | Дети приветствуют учителя и улыбаются друг другу |
2.Актуализация знаний и постановка проблемы. | Построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Учет разных мнений Познавательные УДД Подведение под понятие Аналогия, обобщение Установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Аргументация своего мнения и позиции Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | А) Как происходит процесс деления клетки? 1. Составить схему «Процесс деления клетки». Как должно быть проверьте. 2. Фронтальная беседа по вопросам: А) Что такое «Клетка» как понятие в биологии? Б) Чем отличается старая клетка от молодой? В) По каким критериям живые организмы отличаются от представителей неживой природы? Б) Какое значение имеют хромосомы? В) Доказать, что клетка – живая частица | Составляют схему деления клетки Вспоминают, проговаривают определения. Называют клетки, изученные на предыдущих уроках и особенности их строения. Называют признаки живого: Рост, развитие, дыхание, обмен веществ, выделение, раздражимость, подвижность. Эмоциональный настрой на тему |
3.Совместное «открытие» новых знаний. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание | 1.Вводная беседа. Изучением природы люди начали заниматься еще в древности. Изначально знания о природе находили применение в быту: когда цветут те или иные растения и при каком заболевании их можно использовать; когда созревают плоды. Человека интересовало, как животные ведут себя в природе, каким образом можно на них охотиться. На первых стадиях при изучении природы и живых организмов использовались только описательный метод и наблюдение, затем уже применялись эксперимент и сравнение. Учитель задает вопросы подводя учащихся к теме урока: Кто описал все явления которые происходят в природе? Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник: - Первые попытки изучения природы и живых организмов предпринимали первобытные люди. Они применяли знания о том, в какое время цветут и плодоносят те или иные растения, чем питаются животные. Основными методами были наблюдение и описание. Таким образом, накапливались сведения о растениях, животных, грибах. С возникновением и распространением письменности о живых организмах собралось огромное количество материала. Пришло время привести в порядок разрозненную информацию, собрать воедино то, что уже известно. Аристотель первым попытался систематизировать информацию о природе, то есть классифицировать и распределить по категориям или группам животных и растения. Он определил все живые организмы в систему, в которой на низшей ступени стояли просто организованные организмы, выше - более сложно устроенные животные. Например, он выделил группу животных, которые на сегодняшний день представляют собой тип членистоногие. К ним относят современных насекомых, ракообразных и пауков. Долгое время многие ученые пользовались системой Аристотеля, но шло время, материал обогащался новыми описаниями, мореплаватели открывали новые земли, привозили с собой до этого неизвестные растения. Система Аристотеля уже не могла помочь ученым ориентироваться в многообразии живых организмов. К тому времени ученые других стран также делали открытия, описывали новые растения и животных, давали им названия. Но возникала путаница. Как вы думаете: почему? (Общались на разных языках, описывали по-своему.) - Верно. Каждый ученый называл растения и животных по-разному, на своем языке или так, как было удобно. Выявлялись различия в описании. В зависимости от условий и местности размеры растений могли быть различны, окраска шерсти животных также могла варьироваться. Все это привело к тому, что ученые не могли понять друг друга. Выход из данной ситуации нашел Карл Линней. Он предложил давать названия животным и растениям на одном языке, который будет понятен всем ученым. Таким языком оказалась латынь. - По какой причине международным языком систематики стал латинский? ( Латынь является предшественницей многих европейских языков. Это язык науки биологии, медицины и др. - Еще одним очень важным решением Линнея стало его предложение давать живым организмам двойные или бинарные (двухсловные) названия. Например,„ копытень европейский, береза озерная лягушка, береза карликовая. Системой Карла Линнея мы пользуемся по сей день. Она, конечно же изменилась, но основой классификации живых организмов является ядро, которое заложил Линней. Также известным ученым является Чарльз Дарвин. Он основоположник теории эволюции. В своей работе Дарвин изложил и сумел доказать то, что виды на Земле непостоянны и могут изменяться. Полезные свойства, которые возникают у организмов в результате приспособления к среде обитания, могут закрепляться генетически и передаваться из поколение в поколение ФИЗМИНУТКА
В нашей стране также осуществлялась работа по изучению живых объектов. Россия всегда была богата талантливыми людьми. Среди них немало ученых-биологов. Все они внесли огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки. Вавилов Николай Иванович - собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений. Он установил очаги возникновения культурных растений, то есть определил, где был выведен тот или иной сорт культурного растения.
Вернадский Владимир Иванович - автор учения о биосфере - живой оболочке нашей планеты. | Внимательно слушают учителя Ученые которые занимались изучением природы. Называют тему урока. |
4.Самостоятельное применение знаний. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело Регулятивные УУД Контроль Оценка Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
| Учащиеся отвечают на поставленные вопросы: (Накопился огромный материал о растениях, животных, грибах. Пришло время привести в порядок разрозненную информацию.) (Для того, чтобы все ученые мира смогли понять друг друга.) (Аристотель первым попытался классифицировать и распределить по категориям или группам животных и растения. Он распределил все живые организмы в систему.) (Линней заложил основы классификации, которой удобно пользоваться) (Чарльз Дарвин.) (Вавилов Н. И. -установил очаги возникновения культурных растений. Мечников И. И. — основоположник иммунологии. Павлов И. П. -русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, изучал рефлексы. Вернадский В. И. - автор учения о биосфере — живой оболочке нашей планеты.) |
5.Итог урока. Рефлексия. | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |
Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке? Отметить степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оценить работу учащихся во время урока, прокомментировать оценки. | Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. |
Домашнее задание | & 7 Выучить основные понятия темы, требующие запоминания. Подготовиться к контрольной работе по теме ″Биология о живом мире″ |
Предварительный просмотр:
Урок № 16
Тема «Грибы».
Цели:
Содержательная (предметные результаты):
- Узнать строение и жизнедеятельность грибов.
Деятельностная:
- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)
-повысить интерес учащихся к изучению биологии
- воспитывать толерантность и бережное отношение к природе
Личностные УУД
Самоопределение,
нравственно-этическое оценивание,
формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.
Познавательные УУД
способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
Коммуникативные
)задавать вопросы;
2)контролировать действия партнера
Регулятивные
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Включение в деловой ритм | Подготовка класса к работе | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 Актуализация знаний | Какую изучили тему на прошлом уроке? Расскажите о значении растений, используя презентацию. Расскажите о значении животных используя презентацию. . | Учащиеся слушают и называют тему «Значение растений и животных» Называют значение растений, объясняя каждый слайд. Называют значение животных ,объясняя каждый слайд . | Коммуникативные: 1)задавать вопросы; 2)контролировать действия партнера |
3. Проблемное объяснение нового знания | Отгадайте о каком царстве мы будем говорить на уроке. Дом. задание стр. 57-60 Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это... Узнаем хар-ку грибов, прочитав текст стр. 57-58 Изучим питание грибов стр.58-60 и составим кластер в тетради . Что такое грибокорень (микориза)? | Слушают, Отвечают (грибы). Читают текст и называют признаки грибов, используя м/м приложение. Читают и составляют схему. Грибы: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Отвечают на вопрос (это симбиоз гриба и растения). | Познавательные : 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Коммуникативные: Умение слушать других людей. |
4. Первичное закрепление. | Класс выполняет задания в печатной тетради. | Работают в печатной тетради и производят взаимопроверку. | Коммуникативные Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в паре . |
5 Итог урока (рефлексия) | Работа с тренажером М/М приложения и в печатных тетрадях. | Работают с тренажером М/М приложения и в печатных тетрадях | Коммуникативные: Уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль . |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Животные.
Ход урока:
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лариса Владимировна Я рада вас всех видеть.
2. Постановка темы урока. Сегодня я проведу у вас урок биологии куда отправимся дальше, подскажете вы, отгадав загадки и решив кроссворд.
(1) Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (медведь)
(2) Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (кузнечик)
(3) Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (олень)
(4) В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса).
(5) Залежался я на дне,
Мне б поплавать в тишине, —
Так подумать мог бы он
На бревно похожий … (Сом).
(6) Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это ( утка)
(7) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (мышь)
(8) Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (жук)
Какое слово у нас получилось?. ( животные) Какая же будет тема нашего урока? ( животные) . И мы с вами на сегодняшнем уроке будем продолжать царство животных
Ребята а вы знаете как называется наука о животных? -Наука о животных называется зоология.
Зоология - зоо - животные, логос – наука.
Учитель:- Ребята а подскажите мне пожалуйста как называется мир животных?
Ученики: - Фауна. А что называют Фауной.
Учитель : Совокупность всех животных обитающих на нашей планете называют Фауна
Ребята где мы можем встретить животных?
Ученики: Животные населяют нашу планету везде
Давайте вспомним на какие две большие группы ученные зоологи делят животных щелчок. Одноклеточные – Где мы с вами с ними уже встречались? ( При изучении Царства Растения.-Бактерии.) Что вы знаете об одноклеточных организмах?. (настолько малы, что разглядеть их можно только в микроскоп.)
щелчок.Вторя группа – многоклеточные животные .
щелчок.Все многоклеточные животные делятся на беспозвоночных-
А почему их так называют --- У них нет осевого скелета.
А каких животных относят к беспозвоночным. (Черви, Моллюски, членистоногие Кишечнополостные)
щелчок.Позвоночные или хордовые. А может вы знаете каких животных мы можем отнести к позвоночным животным Это рыбы. Собаки, змеи, кошки.
Все они на первый взгляд очень разные, но всех их относят к одной группе позвоночных.
А вы знаете почему их так называют?
Позвоночные или хордовые это животные у них есть внутренний скелет. Его основу составляет позвоночник К нему подвижно прикреплены другие кости. Позвоночник он один на всю жизнь. Состоит из живых клеток и растет вместе с организмом.
Позвоночные животные как и беспозвоночные делятся на группы. Беспозвоночные на какие группы делятся мы знаем. А на сегодняшнем уроке познакомиться с группами позвоночных и вы мне в этом поможете.
Учитель Ребята, у нас мало времени поэтому я предлагаю разделиться на группы Для того, каждой группе дается задание изучить одну группу по плану и подготовить свое выступление. с последующим заполнением таблицы. Для работы можно использовать учебник (стр. 97-99). Если возникнут вопросы, поднимайте руку.
План
1. Назовите особенности строения?
2.Назовите основных представителей своей группы?
1-я группа. Позвоночные.
2-я группа .Рыбы.
3-й группа Земноводные.
4- группа Пресмыкающиеся
5 группа Птицы
6 группа Млекопитаюшие или ( звери)
Ребята, вы много работали. Перед тем как вы сообщите свои результаты, я предлагаю немножко отдохнуть.
Физкультминутка
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять,
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Ребята, настало время проверить, что у вас получилось
(Ответы учащихся)
Название группы позвоночных животных | Особенности строения | Представители |
Позвоночные | Высокоорганизованные животные. Головной мозг защищен черепом. Крепкие челюсти для захвата пищи. Две пары конечностей. Активно двигаются. | Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопи-тающиеся. |
Рыбы | Обитатели водной среды. Дышат специальными органами – жабрами. Тело покрыто чешуей или слизью. Перемешаются при помощи хвоста или плавников. Размножаются в воде. | Карась щука сом, акула, скат |
Земноводные | Обитают как на суще та и в водоемах. Но размножаются только в воде. Дышат легкими или кожей. Тело голое или покрыто слизью. Большинство имеют две пары коннечностей. | Лягшки жабы тритоны. |
Пресмыкающиеся | Размножаются на суще. Тело покрыто роговыми чешуйками или щитками. Дышат легкими. Откладывают яйца откуда выходят сформированные молодые животные. | Ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи. |
Птицы. | Тело покрыто перьями. Умеют летать. Приспособления для полета: облегченное тело ,конечности преобразованы в крылья, откладывают яйца, имеют постоянную температуру тела, а их активность не зависит от температуры окружающей среды. | Голубь, орел, утка, попугай страус |
Млекопитающие (звери) | Тело покрыто шерстью. Рождают живых детенышей. Вскармливают молоком | Лось тигр дельфин |
Ребята давайте вспомним группы животных мы отнесем к позвоночным.?
Игра Третий лишний
2. Найди лишнее слово и объясни почему Собака. Бабочка. Лиса
3. Найди лишнее слово Дождевой червь. Медведь. Белка.
Проверка Игра Третий лишний
Напишите, к каким группам позвоночных животных относятся изображенные организмы.
Проверьте. Молодцы.
Ребята мир животных очень разнообразен. В настоящее время насчитывают более 1,5 мил видов животных. Но все животные нуждаются в охране. Внимание на экран.
Итог урока. Рефлексия. Очень жаль, но наш урок -подошел к концу. Человек - величайшее создание природы. А жизнь человека тесно связана с этой природой, с её состоянием. Поэтому мы должны хорошо знать, любить и беречь нашу природу).
Я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.
Любите ребята, природу-
Пустыни, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей!
Учитель: Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.
- если вам что то не непонятно то поднимите 1 руку Если вам всё было понятно, поднимите две руки руку и по хлопайте себе
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец.
Спасибо. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
«Жизнь организмов в морях и океанах»
Цель урока: Сформировать целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
9.Задачи:
Предметные:
-формировать у учащихся представление об обитателях морей и океанов как части животного мира планеты земля, о его многообразии
-подвести к осознанию значимости каждого организма обитающего в морях и океанах для сохранения устойчивости природных сообществ морей и океанов
Личностные:
-создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения
Регулятивные:
-формировать и развивать умение понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности
Познавательные:
-понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщение – формулировать простейшие выводы
Коммуникативные:
-использовать в общении правила вежливости, строить понятные для одноклассников высказывания
10.Тип урока: Усвоение новых знаний
11.Формы работы учащихся коллективная, индивидуально-групповая
12.Необходимое техническое оборудование учебники, рабочие тетради, медиапроектор, презентация Power Point к уроку
13.Структура и ход урока
1)Организационный этап
2)Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3)Актуализация знаний
4)Первичное усвоение новых знаний
5)Первичная проверка понимания
6)Первичное закрепление
7)Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8)Рефлексия (подведение итогов деятельности)
Ход урока
- Организационный момент (2 минуты)
1.Вступительное слово учителя (слайд 1)
Здравствуйте! Садитесь!
Мы много с вами узнали уже об особенностях жизни организмов на планете Земля и их многообразии. Сегодня в процессе урока вы сделаете свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперёд, и успех придёт.
Девизом нашего урока пусть будут слова китайской мудрости:»Не бойся, что не знаешь, бойся , что не научишься»(слайд 2)
2.Организационно-психологический момент
-Считай что ты уже потерял день,
В который не улыбнулся
-Покажите мне ваши лица, чтобы я увидела с каким настроением вы сегодня пришли на урок.
-Сколько вас с улыбкой и хорошим настроением?
-А сколько у нас пасмурных лиц?
(Ученики мимикой показывают настроение, учитель записывает результат подсчета голосов)-(слайд 3)
- Постановка цели и задач урока.(5минут)
Мотивация учебной деятельности.(слайд 4)
-Установите! Что это?
Шириною- широко,
Глубиною-глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна-
И горька и солона.
(слайд 5)
-Следующая загадка.
И долга и коротка
А один одному не верит,
Всяк сам по себе мерит.
Что это, ребята?
(слайд 7)
-Свяжите воедино и сформулируйте тему урока, используя ключевые слова:
ОКЕАН
МОРЕ
ЖИЗНЬ
(слайд8)
-Совершенно верно тема нашего урока « ЖИЗНЬ В МОРЯХ И ОКЕАНАХ»(слайд9)
-А теперь превратите тему урока« ЖИЗНЬ В МОРЯХ И ОКЕАНАХ» в цель нашего урока.
- Актуализация знаний(3 минуты)
-Как вы думаете, заселены ли живыми организмами моря и океаны?
-Как вы думаете, каким образом можно изучить жизнь в морях и океанах находясь в классе?
-Итак, мы отправляемся в путешествие по морям и океанам на морском научно-исследовательском корабле.(слайд 10)
- Первичное усвоение новых знаний(14 минут)
-Ребята, сегодня вы будете работать в группах. Первая группа будет изучать обитателей мелководья, вторая познакомится с живыми организмами толщи воды, а третья группа спустится на дно океана. Чтобы работа получилась плодотворной, вы будете придерживаться следующего плана:
1. Изучить материал учебника
2.Назвать основных представителей животного мира указанные в изучаемым материале
3.Указать особенности образа жизни представителей вашей зоны океана
4.Форма тела
5.Особые приспособления
6.Способы питания
- Первичная проверка понимания (8 минут)
Физкультминутка
Ребята давайте представим что мы море….
И вот перед нами море Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения
Бушует оно на просторе
А в море высокая ходит волна Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения
И вверх до небес и вниз до дна
Качает вода соленая Руки подняли и делают змеевидные движения
Водоросли зеленые
Скачут весело дельфины Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные движения
Подставляя солнцу спины
На волнах качаются Руки вверх,
Солнцу улыбаются
Потянулись, опустили руки. Улыбнулись друг другу. Садитесь ребята.
А теперь пришло время проверить насколько глубок ваш океан познаний.
Проблемный вопрос
-Существуют ли природные сообщества в морях и океанах
Задание
Заполните таблицу, распределив живые организмы по их сообществам обитания в океане(слайд 15)
Сообщества морей и океанов | |||
Название сообщества | Представители сообщества | ||
Открытая вода | |||
Мелководье | |||
Глубоководная зона |
- Первичное закрепление( 8 минут)
Проблемный вопрос
-Сравните обитателей различных зон океана и обоснуйте их приспособленность к жизни в этих зонах.
Задание
-Продолжите заполнение таблицы(слайд 16)
Сообщества морей и океанов | |||
Название сообщества | Представители сообщества | Основная проблема | Пути решения проблемы |
Открытая вода | Как передвигаться в толще воды | ||
Мелководье | Как защититься от врагов и передвигаться по дну | ||
Глубоководная зона | Как ориентироваться в полной темноте |
-Ребята, мы с вами завершаем морское путешествие. Но дома каждый из может попутешествовать самостоятельно….
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению(2минуты)
1.Изучить параграф № 23
2.Каждой группе, используя материалы учебника и дополнительную литературу, выпустить биологическую газету об обитателях вашей зоны океана, придумать оригинальное название, отражающее суть изучаемого вами сообщества.
- Рефлексия(3 минуты)
Наше морское путешествие завершилось. Спасибо всем за интересное и увлекательное путешествие!
Предварительный просмотр:
Рогозина Ирина Геннадьевна, учитель биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 г.Армавир
Биология, 6 класс. Тема: Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Тип урока «открытие» новых знаний. Форма: проблемное изучение.
Технологии обучения: Этап 1 – техника развития учебной мотивации (познавательная). Этап 2 – репродуктивная деятельность, взаимооценивание деятельности. Этап 3 – групповая технология, частично-поисковая деятельность, взаимооценивание деятельности. Этап 4 – моделирование. Этап 5-6 – технология креативного мышления (в т.ч. рефлексия и самооценка).
Общая часть | ||||||||||||||
Цель урока: | ||||||||||||||
Знакомство с ролью бактерий в природе и жизни человека. | ||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты: | ||||||||||||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | ||||||||||||
Развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения. | Знакомство с многообразием бактерий, их ролью в природе и жизни человека. | Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики. | ||||||||||||
Задачи: | ||||||||||||||
Воспитывающая | Развивающая | Обучающая | ||||||||||||
-формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом. -формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему. | -развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы. -формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы. -формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни. | -углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека. -формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле. | ||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Бактерии, бактерии гниения, почвенные бактерии, болезнетворные бактерии, молочнокислые бактерии. | |||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Электронное приложение к учебнику «Биология. 5-6 классы» под редакцией В.В. Пасечника (УМК «Линия жизни») | |||||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||||
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: заинтересовать учащихся. Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски) | ||||||||||||||
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок биологии мы начнем с решения задачи (условия задачи заранее записываются на доске). Кто хочет решить ее у доски? Задача: В 1 литре лесного воздуха содержится 100 бактерий, в 1 литре воды, набранной из озера в том же лесу – в 3 000 раз больше чем в 1 литре воздуха, а в 1 литре почвы из этого же леса – в 2 500 000 раз больше бактерий, чем в 1 литре воды. Сколько бактерий в 1 литре почвы? Решение:
Ответ: в 1 литре почвы содержится 750 000 000 000 бактерий. Ребята, как вы думаете, почему урок биологии сегодня мы начали с решения данной задачи? Дети: мы продолжим изучать бактерии. Совершенно верно. Тема нашего урока «Бактерии». И сегодня мы будем говорить о роли бактерий в природе и жизни человека. | ||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||
Дает задачу для решения (нестандартный подход, являющийся мотивирующим к учебной деятельности). При помощи вопросов подводит к формулировке темы. | Решают задачу самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя. | - развитие навыка решения простейших задач. - формирование способности к сопоставлению и выделению главного. - развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний. | ||||||||||||
Этап 2. Актуализация знаний. Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в деятельности учащихся. Формулировка цели урока. Форма работы: индивидуальная, фронтальная | ||||||||||||||
На прошлом уроке мы говорили об общей характеристике и строение бактерий. Давайте напишем диктант и вспомним, то, что мы уже знаем (учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а учащиеся отмечают верные утверждения плюсом, а неверные минусом). Диктант
Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных утверждений. Номера правильных суждений: 1, 4, 5, 7, 9. Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно. Если их количество 10-9, поставьте отметку 5, 8-7 – отметку 4, 6-5 – отметку 3, менее 5 – 2. Сдайте листы мне. Еще на прошлом уроке мы выяснили, что бактерии распространенны практически повсеместно, а в некоторых средах они могут встречаться в огромном количестве. Это же подтверждает и задача, которую мы решили. Что же у нас получается? Даже когда мы выходим в лес, нас окружают миллионы бактерий. Посмотрите на эти цифры – они огромны. Да бактерии есть везде: в воздухе, воде, почве. При этом они настолько малы, что мы их не видим. Не понятно… Зачем вообще нужны эти бактерии? Пользу или вред они приносят? А главный вопрос: заметим ли мы вообще, если они исчезнут с лица Земли? Ребята, как вы считаете, вредны бактерии или полезны? (ответы детей, в случае однозначного ответа следует вопрос «Почему?») А что вы скажите по поводу их размеров? Они же состоят всего из одной малюсенькой клетки, заметим ли мы, если бактерии исчезнут? (если учащиеся однозначно говорят, что заметили бы, то задается еще один вопрос «Почему?») Чтобы ответить на этот вопрос аргументировано и точно, нам необходимо проделать большую работу. Скажите, какую цель нам нужно поставить перед собой, чтобы преодолеть наше затруднение? (узнать о бактериях и их роли в природе и для человека). | ||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||
Диктует утверждения. Называет верные ответы и объясняет критерии оценивания. Задает вопрос. При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели. | Отмечают какие утверждения верны, а какие нет. Проверяют и оценивают работу друг друга. Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. | - развитие способности оценивать достоверность устной информации на основе имеющихся данных. - развитие способности к оцениванию. - формирование рефлексивных умении: умение определять границы между знанием и незнанием. - формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем. | ||||||||||||
Этап 3. Открытие новых знаний Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы. Форма работы: групповая | ||||||||||||||
Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, будем работать в группах. А как нам справедливо поделиться на четыре группы? (учащиеся могут предложить интересные варианты деления, для данного урока наиболее эффективными будут группы, сформированные из учеников имеющих разные подструктуры мышления). Давайте сдвинем столы и пересядем, чтобы работать было удобнее. В каждой группе оказалось по шесть человек и у каждого будет своя должность и свои обязанности. Каждая группа будет состоять из: посыльного (обязанности – понять инструкцию, запомнить ее и объяснить другим), организатора (обязанности – поддерживать порядок, организовать работу в группе, следить за временем, собирать идеи), докладчика (обязанности – презентовать результат работы группы, ответить на дополнительные вопросы аудитории), оформитель (обязанности – выполнить эскиз), референт (обязанности – выбрать в тексте информацию), наблюдатель (обязанности – изучить критерии оценки, оценить работу других команд). За 1 минуту распределите обязанности в своей команде. Посыльные, подойдите ко мне для получения задания. Информация для посыльного Каждой из групп я предлагаю изучить информацию только по одному из существующих видов бактерий. Группа 1 изучает бактерии гниения. Группа 2 – почвенные бактерии. Группа 3 – болезнетворные бактерии. Группа 4 – молочнокислые бактерии. На ваших столах лежат листы с одинаковой информацией (Приложение 1), референт выбирает и озвучивает команде информацию, которая касается вашей группы бактерий. В это же время наблюдатель изучает критерии (Приложение 2), согласно которым будет оцениваться ваш результат и тоже озвучивает их команде, обратите внимание, что каждый из пунктов может быть оценен от 2 до 5 баллов. Полученную от референта информацию вам необходимо представить в виде информационного плаката. Эскиз на ватмане выполняется оформителем. Информация может быть представлена в любой удобной для вас форме: рисунок, таблица, схема и т.д. Обязательным условием является отражение пользы или вреда, которые приносят ваши бактерии, возможно, это будет и то и другое. После создания эскиза вы работаете сообща, выполняя обязанности художников (раскрашиваете и подправляете эскиз). Работу вы должны закончить в течение 10 минут. За временем будет следить капитан, он же координирует работу группы и поддерживает порядок. По истечении времени докладчик презентует готовую работу. Вы узнали новую информацию о бактериях и даже оформили информационный плакат. Однако, на данный момент, каждый из вас владеет только частью всего материала. Пришло время рассказать о том, что вы узнали остальным ребятам. Докладчики из каждой команды по очереди будут выходить к доске, демонстрировать свой плакат и рассказывать информацию о своей группе бактерий. Наблюдатели в это время должны оценить проделанную командой работу в бланках с критериями, напоминаю, что каждый критерий может быть оценен от 2 до 5 баллов. Своя команда не оценивается. Каждая команда представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся. Проделанную вами работу я оформила в виде таблицы (Приложение 3). Посмотрите на нее. Первые четыре строки полностью соответствуют полученному вами результату. Однако, я хотела бы обратить ваше внимание на еще две группы организмов, относящихся к бактериям – это кишечная палочка, обитающая в кишечнике и бесспорно имеющая положительное значения, т.к. данный вид бактерий способствует перевариванию пищи в организме и азотофиксирующие бактерии, обитающие в почве на корнях некоторых растений и повышающие плодородие почвы за счет способности переводить атмосферный азот в доступную для растений форму. Пожалуй, теперь информации о значении бактерий в природе и жизни человека достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. Как вы думаете теперь, заметили ли бы мы исчезновение бактерий с Земли? (да) | ||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||
Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные в таблице и обращает внимание на неизученные группы бактерий. Возвращает к первоначальному вопросу. | Распределяют роли в группе. Изучают информацию о своей группе бактерий, оформляют ее в виде красочного информационного плаката и представляют остальным учащимся. Оценивают выступления и плакаты по определенным критериям. Слушают учителя. | - развитие способности к организации и распределению ролей. - формирование навыка расширенного поиска информации. - формирование навыка изучающего и поискового чтения. - формирование умения выделять главное и второстепенное. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. - формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им. - привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. - формирование позитивной моральной самооценки. | ||||||||||||
Этап 4. Первичное закрепление с проговариванием в личной речи. Цель: закрепление полученных знаний. Форма работы: фронтальная | ||||||||||||||
Давайте немного пофантазируем и предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии (Исчезновение азотофиксирующих бактерий, бактерий гниения и почвенных бактерий приведет к снижению плодородия, а далее и к полному истощению почвы, а также к «захламлению» окружающей среды непереработанной органикой: трупами животных, палой листвой, погибшими растениями и т.д.. Отсутствие молочнокислых бактерий влечет к полному изменению рациона человека. Исчезновение кишечной палочки, может повлечь за собой ряд проблем, связанных с пищеварением. Отсутствие болезнетворных бактерий, с одной стороны ведет к улучшению жизни из-за отсутствия многих болезней, однако, может привести к перенаселению животных, растений и человека, что также чревато рядом неприятных последствий). А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема из задания электронного приложения). | ||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||
Дает задания. Контролирует деятельность учащихся. Оценивает, обобщает и дополняет полученную информацию. | Моделируют ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняют электронную схему. | - формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. - формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных. - формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации. - развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. | ||||||||||||
Этап 5. Включение в систему знаний, повторение. Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний. Форма работы: фронтальная | ||||||||||||||
Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно? (Знания о бактериях помогают осознать, что бактерии могут быть полезные и вредные, и соответственно использовать данную информацию, используя бактерии полезные и защищаясь от вредных бактерий, разрабатывая и используя различные методы борьбы с ними). Могут ли пригодиться полученные на уроке знания и умения в освоении других предметов? (Например: ОБЖ – Средства индивидуальной защиты, Кубановедение – Анаэробные бактерии в жизни экосистемы Черного моря, География – Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты, История – Болезнетворные бактерии в истории средних веков и т.д.) | ||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||
Задает вопросы. | Включают полученные знания в единую систему знаний. | - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | ||||||||||||
Этап 6. Рефлексия учебной деятельности. Цель: самооценка коллективной деятельности на уроке. Форма работы: индивидуальная | ||||||||||||||
«Рефлексивная мишень» На доске расположена мишень, которая разделена на сектора. В каждом из секторов записаны параметры деятельности учащихся во время урока. Каждый ученик ставит метку в сектор соответственно оценке собственного результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. После того как учащиеся оценят свою деятельность, учитель проводит её краткий анализ и оценивает деятельность учащихся на уроке. | ||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||
Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат | Ставят метки на мишени, в зависимости от удовлетворенности собственной деятельностью на уроке | - развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели. - формирование позитивной моральной самооценки. | ||||||||||||
Этап 7. Домашнее задание. Цель: закрепление и углубление знаний по теме. Форма работы: индивидуальная | ||||||||||||||
Базовое: Повторить изученный на уроке материал, а для того, чтобы сделать это было проще, на память о сегодняшнем уроке я оставлю каждому из вас, составленную таблицу о вреде и пользе бактерий. Ответить на вопрос: «В чем заключается планетарное значение бактерий?» Углубленное: Разработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями. Метопредметное: Решить задачу: Сколько дней болезнетворные бактерии могут сохраняться в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия в течение 2 дней, чумы – в 4 раза дольше, тифа – в 30 раз дольше, туберкулеза – в 150 раз дольше, а сибирской язвы – в 1826 раз дольше? | - развитие способности к самоорганизации и самоконтролю. - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся. - формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи. - формирование творческого подхода в решении поставленных задач. | |||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||
Объясняет домашнее задание. | Слушают учителя, задают уточняющие вопросы. | - развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов. - формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии в 5 классе по теме: «Значение живых организмов в природе и жизни человека». Обобщение и систематизация знаний по теме 2 "Многообразие живых организмов"
Цели:содержательная (предметные результаты): формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;
деятельностная: формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)
-повысить интерес учащихся к изучению биологии
- учить работать в малых группах;
- воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.
Личностные результаты:
Личностные УУД
1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
2.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды- гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
3.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Коммуникативные
1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.
2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные
1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока)
2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Составлять (в группе) план решения проблемы.
Материалы и оборудование: оценочные листы на каждую группу, биологическое лото ( вопросы и ответы); на демонстрационном столе: молоко, квашеная капуста, дрожжи, трутовик, мукор, лакмус, корень бобовых растений, клубень картофеля, гербарный экземпляр лишайника.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Лишайники
Цель: определить место лишайников в царстве растений.
Задачи:
Образовательные:
• углублять знания о многообразии живых организмов;
• выделить своеобразие организма лишайников;
• познакомить учащихся с особенностями строения лишайников;
• рассмотреть приспособленность к симбиотическому образу жизни;
определить роль лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие:
•способствовать развитию критического мышления,
•развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в паре.
Воспитательные: •способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира,
•создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли;
- различать типы лишайников на рисунке учебника;
- анализировать изображение внутреннего строения лишайника;
- выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды;
- характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Метапредметные:
- регулятивные:
- определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с таблицей;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, парная
Методы: частично - поисковые
Оборудование: УМК, таблица “Лишайники”, гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ягель, пармелия, стенная золотянка, исландский мох), компьютер.
Ход урока
1.Мотивация,вызов
На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов,водорослей.Вспомните,
1.Какой тип питания характерен для грибов?
Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно.
2.Какой тип питания характерен для водорослей?Водоросли потребляют растворенные минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться растворенными в воде органическими веществами.
Автотрофное – создание питательных веществ в процессе фотосинтеза.
Гетеротрофное – всасывание растворов питательных веществ.
3.Что такое симбиоз?Симбиоз — это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них.
4.Как называется симбиоз гриба и корней деревьев?
Такой симбиоз называется микориза, в переводе с греческого — «грибокорень»)
Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Как будет называться такой симбиоз? (Лишайники).
1вариант: 8 минут «Корзина идей»
1 этап запишите в течении 2 минут индивидуально как можно больше слов или выражений, связанных с понятием лишайник
2 этап 2 минуты обмен информацией в паре
3этап 2-4 минуты Сброс идей в корзину и запись на доске, не повторяя ранее написанного
Встречали ли вы эти организмы в природе? Эти удивительные существа называют лишайниками. Лишайники-загадали ученым множество загадок. Кто они: грибы, мхи, водоросли, а может быть это группа организмов? 0 видео сюжет
2. Осмысление.
Учитель: для того чтобы решить эти загадки мы с вами изучим строение лишайников, размножение, роль в природе ив жизни человека(Запись темы урока в тетради,формулирование учителем целей урока.)
Прием «Перепутанные логические цепи»7 минут
Перед вами листочки с утверждениями. Вам необходимо индивидуально отметить какие утверждения вы считаете верными до и после прочтения текста.
1 задание. Прочитайте утверждения :
1.Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи.
2. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.
3.За год средний прирост лишайников составляет 10сантиметров.
4. Лишайники произрастают на всех континентах.Лишайники встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д
5.Накипные лишайники самые сложные виды
6.Лишайники однолетние, очень прихотливые растения
7.Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно от водоросли жить могут
8. Цвет слоевища лишайников может быть только серым.
9. Лишайники размножается вегетативно
10. Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.
11. Тело лишайника называется слоевище
Выберите правильные утверждения до и после прочтения текста
Номера правильных утверждений до чтения текста | Номера правильных утверждений после чтения текста |
1,2,4,7,9,10,11 |
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.Обсуждают свои результаты в паре, уточняют, исправляют
Текст для чтения
На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники.
Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.
Лишайники многолетние растения, состоит из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи этих организмов, лишайники выживают там, где другие погибли бы.
Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.
Тело лишайника называется слоевище. Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного. Само слоевище состоит из двух различных организмов — гриба и водоросли. Взаимосвязь этих организмов настолько тесная, что они являются самостоятельными организмами. Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные. Интересно то, что водоросли, входящие в состав лишайников, могут существовать в природе самостоятельно .Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно от водоросли жить не может. Слоевище лишайников может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые.Накипные: лецидея скученная, леканора разнообразная. Листоватые: пармелия козлиная, пельтигера собачья, нефрома арктическая, гипогимния вздутая, цетрария исландская. Кустистые: кладония пальчатая, к. альпийская, уснея длиннейшая, эверния сливовая, алекториябледноохрянная
Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.
Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей.).
Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-3 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог.
Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?
2 задание. Посмотрите видео-сюжет и заполните таблицу(2 видео)2 минуты
Функции гриба | Функции водоросли |
Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, защита от перегревания и засыхания | клетки водоросли синтезируют органические вещества |
Значение лишайников в природе.(Работа с учебником с.102-106) 5 минут
1.
ПОЧВО-ОБРАЗОВАНИЕ |
Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.
2.
К О Р М |
В тундровой зоне, где основные продуценты мхи и лишайники, последние являются главным кормом северных оленей. Могут лакомиться ими свиньи и овцы.
3.
П И Щ А |
В Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария, из нее готовят блюдо иватаке. В конце 19 века лишайники в больших количествах продавали на рынках Токио, но в середине 20 века исчезли из продажи - истощились запасы. Многие народы, путешественники, люди находящиеся в бедственном положении своим спасением и выживанием обязаны лишайникам!
4.
ЛЕКАРСТВО |
В результате взаимодействия гриба и водоросли образуются специфические вещества, которые нигде в природе больше не встречаются – лишайниковые кислоты, обладающие антибиотическим действием.
Так усниновая кислота, образуемая 70 видами лишайников, под названием антибиотика бинан введена в медицинскую и ветеринарную практику для лечения ран, язв, ожогов, гнойных процессов.
5.
ПАРФЮМЕР- НАЯ ПРОМ - СТЬ |
Из лишайников извлечено ароматическое вещество резоноид, являющееся хорошим закрепителем аромата. Из сухих лишайников получают порошок - основу пудр.
6.
КРАСИТЕЛИ |
Основной цвет красителей, получаемых из лишайников - темно-синий. Добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные, желтые тона. До сих пор в Шотландии некоторые твидовые ткани окрашивают только красителями из лишайников.
7.
АРХЕОЛОГИЯ |
Свойство лишайника медленно расти используют для датировки возраста субстрата. Когда открыли статуи на о. Пасхи, потребовалось определить их возраст. Обычные радиоуглеродные методы были не применимы, т.к. статуи были высечены из вулканического туфа. Сравнили размеры слоевищ на фотографиях 1914 и 1961 г.г. и (исходя из возможностей времени, можно попросить учащихся предположить действия археологов, хорошая возможность применить субъектный опыт) … по годовому приросту определили минимальный возраст статуй - 430 лет.
8.
ЛИХЕНО-ИНДИКАЦИЯ |
Путем наблюдений были установлены закономерности: чем крупнее промышленный город, чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше видов лишайников; первыми в загрязненной воздушной среде исчезают кустистые лишайники, затем листоватые и последними – накипные. Учитель может попросить объяснить почему именно в такой последовательности.
(У кустистого лишайника больше площадь соприкосновения с воздухом, а, следовательно, больше накапливается загрязнений).
Закрепление.
Работа по тестам 5 минут
Тест по теме «Лишайники»
1 вариант
Выберите ОДИН правильный ответ
1. Наука о лишайниках называется
А) Ботаника Б) АльгологияВ) БриологияГ) Лихенология.
2. Лишайники - это
А) РастенияБ) Животные
В) Особая группа симбиотических организмов
3.Слоевище лишайников состоит из
А) Водорослей и бактерийБ) Бактерий и грибов
В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей
4. Лишайники могу селиться
А) На любом неподвижном субстратеБ) Только на почве
5. Что получает водоросль от гриба?
А) ВодуБ) Органические веществаВ) ВоздухГ) Минеральные вещества.
6.Что получает гриб от водоросли в симбиозе?
А) ВодуБ) Органические веществаВ) Воздух
7.Самостоятельно может существовать
А) Водоросль, отделенная от грибаБ) Гриб, отдельно от водоросли
8.Как размножаются лишайники
А) Нитями грибницыБ) Семенами
В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника.
9.Каков прирост слоевища ягеля за год
А) 1-3 ммБ) 5 мм.В) 10 мм.
Тест по теме «Лишайники»
Рефлексия
Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?
Подведение итогов урока.Выставление оценок.
6.Домашнее задание
Всем: §19, стр.:105, вопросы 1-7 письменно на стр.106 подумайте
Повышенный уровень:
1.Сообщение «Лишайники Татарстана».
2.Логический вопрос. На столе лежат духи, лакмус, желатин, краска, спирт, крахмал. Что объединяет эти вещества?
Творческое задание: презентация «Значение лишайников в природе и для человека»