Технология развития и коррекции графомоторных навыков письма

Графомоторный навык -- это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать графемы и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти, поэтому важной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук, развития памяти и зрительных представлений.

Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева, С.Е. Гаврина изучали процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами, и доказали, что они зависят от сформированности:

-зрительного и двигательного контроля (зрительно- моторной координации);

-координации движений (умения координировать движения звеньев пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения);

-пространственного восприятия (поля зрения - целостность, широта, разносторонность; остроты зрения; глазомера);

-пространственных представлений (знания «телесной схемы»; умения видеть графему и ее точное расположение; умения анализировать предмет, его изображение; процессы соизмерения);

-чувства ритма (способности, проявляющейся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда);

-«ручной умелости» (развитой мелкой моторики);

-необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок (антиципации, персевераций);

- зрительного внимания.

 Возраст 6-7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук.

Имея общие черты с двигательными навыками, графомоторные навыки не является только двигательными. Своеобразие этих навыков в том, что с самого начала их формирования с определенным двигательным образом ассоциирует определенное смысловое значение буквы и совокупности букв, изображаемых рукой пишущего. Таким образом, процесс формирования графических навыков подчиняется, с одной стороны, закономерностям выработки двигательных, а с другой - речевых интеллектуальных действий.

Формирование графомоторных навыков в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Период от 1 года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной регуляции движений руки. Контроль выполнения, обратная связь происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6-8 лет. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графомоторных движений и развитии соответствующих навыков.

В дошкольный период ребёнок при благоприятных внешних условиях оказывается в состоянии овладеть целым рядом умений, весьма важных для успешного усвоения навыков письма в школе. Он овладевает движениями, необходимыми для лёгкого прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, учится замечать различия между графическими элементами по их форме, положению и соотношению друг с другом. Также ребёнок учится ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые он перед собой ставит. Позже ребёнок узнаёт смысл письма как средства общения между людьми и как способа фиксации мыслей; знакомится с фонетическим принципом письма, учится выделять звуки в словах и обозначать их печатными и рукописными знаками на письме. Физиологической основой этих достижений являются дифференцирование относящихся к письму слуховых, зрительных и кинестетических раздражителей; концентрация возбуждения и торможения в соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм и их соединений и образование большого числа временных связей. Характеризуя эти достижения с психологической точки зрения, можно сказать, что ребёнок овладевает в дошкольный период умением ставить перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевает умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием. Иначе говоря, от рефлекторных движений на основе подражания ребёнок переходит к сознательным целенаправленным действиям.

Всё это говорит о том, что обучение графомоторным навыкам в школе является продолжением и развитием начинающегося уже в раннем детстве весьма сложного и разностороннего физиологического, психологического и педагогического процесса. Как бы ни были скромны графические достижения ребенка дошкольного возраста с точки зрения взрослого, для ребёнка они имеют большое образовательное и воспитательное значение. Всё это приводит к одному основному педагогическому выводу: и родители, и дошкольные детские учреждения, учитывая большое воспитательное значение дошкольных графических занятий детей, должны отнестись к ним с особым вниманием и обеспечить все возможности для их осуществления. Графомоторные навыки ребёнка формируются в онтогенезе постепенно. Их развитие представляет собой довольно сложный физиологический, психологический и педагогический процесс. И поэтому очень важно помогать ребёнку в развитии графомоторной деятельности, для того чтобы этот процесс был более успешным и интересным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие зрительного внимания563.6 КБ
Файл n_1_r_2._nahozhdenie_v_ryadu_izobrazheniy_risunka_zadannogo_v_obraztse_s_posleduyushchim_obvedeniem_ili_raskrashivaniem.rar237.34 КБ
Файл n_1_r_3._nahozhdenie_v_ryadu_izobrazheniy_odinakovyh_risunkov_raspolozhennyh_podryad_s_posleduyushchim_obvedeniem_ili_raskrashivaniem.rar272.61 КБ
Файл n_1_r_4._nahozhdenie_i_soedinenie_pary_odinakovyh_risunkov.rar244 КБ
Файл n_1_r_5._nahozhdenie_i_raskrashivanie_odinakovyh_izobrazheniy.rar184.3 КБ
Файл n_1_r_6._podbor_parnyh_izobrazheniy_s_posleduyushchim_raskrashivaniem.rar206.23 КБ
Файл развитие зрительного восприятия183.63 КБ
Файл n_2_v_r_2._klassifikatsiya_izobrazheniy_na_gruppy_po_velichine.rar333.52 КБ
Файл n_2_v_r_3._nahozhdenie_izobrazheniy_sootvetstvuyushchih_zadannomu_risunku_po_velichine.rar172.6 КБ
Файл n_2_v_r_4._raskrashivanie_risunka_na_kotorom_velichinnoe_sootnoshenie_predmetov_sootvetstvuet_instruktsii.rar165.6 КБ
Файл n_2_v_r_5._raspolozhenie_kartochek_v_zavisimosti_ot_izmeneniya_velichiny_izobrazheniy_na_nih.rar498.39 КБ
Файл n_2_v_r_6._raspredelenie_izobrazheniy_po_velichine.rar210.05 КБ
Файл Развитие зрительно-пространственного восприятия225.37 КБ
Файл n_3_r_2._zakreplenie_ponyatiy_vpravo_vlevo_vverh_vniz.rar480.17 КБ
Файл n_3_r_3._raskrashivanie_risunkov_povyornutyh_v_opredelyonnuyu_storonu.rar390.28 КБ
Файл n_3_r_4._prostranstvennoe_sootnesenie_izobrazheniy_v_tablitse.rar165.73 КБ
Файл n_3_r_5._prostranstvennaya_orientatsiya_v_tablitse_izobrazheniy.rar150.5 КБ
Файл n_3_r_6._razmeshchenie_izobrazheniy_na_liste_v_sootvetstvii_s_instruktsiey_i_ih_raskrashivanie.rar273.73 КБ
Файл Развитие мыслительных операций на оптическом материале176.7 КБ
Файл n_4_r_2._obedinenie_izobrazheniy_s_isklyucheniem_lishnego.rar266.81 КБ
Файл n_4_r_3._podbor_parnyh_risunkov_s_oporoy_na_detali.rar260.08 КБ
Файл n_4_r_4._sistematizatsiya_izobrazheniy_v_sootvetstvuyushchih_kletkah_tablitsy.rar167.53 КБ
Файл n_4_r_5._raspolozhenie_figur_i_predmetnyh_izobrazheniy_v_zadannom_poryadke.rar134.5 КБ
Файл n_4_r_6._risovanie_nedostayushchih_izobrazheniy_v_ryadu.rar203.84 КБ
Файл Беседа-консультация Развитие графомоторных навыков у младших школьников19.51 КБ
PDF icon posobie_1.pdf136.44 КБ
PDF icon posobie_po_astahovoy.pdf166.2 КБ
PDF icon posobie_2.pdf99.79 КБ
PDF icon posobie_3.pdf49.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие графомоторных навыков у детей

младшего школьного возраста.

            Одним из важных условий успешного обучения и развития младших школьников является освоение графомоторных навыков письма.

     Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляционного и слухового анализатора, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторную координацию и моторный контроль, перцептивную регуляцию (процесс восприятия, обеспечивающий построение предметного образа) и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ и т. д.).

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга, сформированные двигательный и графический навыки, а также зрительно-двигательная координация.

   Графический навык — это привычные типовые положения кисти пишущей руки, ее движения.

Графический навык предполагает

- Умение красиво и легко (а значит не напряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации -   широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д.; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д.). Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок.

- Легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки), соблюдая необходимый угол наклона.

- Устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка.

- Выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

    Формирование графомоторных навыков письма, является длительным и сложным процессом.   Графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений. Изменить сформировавшийся неразборчивый почерк и связанный с ним графический   навык очень сложно.

     Неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности, которые необходимо развивать и совершенствовать – это зрительное внимание и память, зрительно-пространственные отношения, функции распределения и контроля внимания с одного объекта на другой, зрительно-моторные и слухо-моторные координации, координации разных частей тела, мелкая моторика.

   Для развития мелкой моторики, тактильно-двигательных ощущений, есть множество видов деятельности.

  • Пальчиковая гимнастика, шнуровки.
  • Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных мячей, массажеров.
  • Работа с песком, крупой: рисование, перебирание, прорисовывание элементов букв, букв и др.
  • Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.
  • Игры: конструкторы, пазлы, мозаики и др.
  • Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур.
  • Лепка, шитье, вязание, плетение и др.

    Базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение – слух, рука — зрение   — слух, слух — речь и др.), способствующих   установлению   связей   между   умениями   видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

     При развитии зрительного восприятия осуществляется   анализ   большого   количества   раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители.

       Нарушения   зрительного   восприятия   ведут   к   трудностям выделения  фигур,  букв,  цифр,  их  величины,  соотношения  частей, четкого   дифференцирования   различия   и   сходства   близких   по конфигурации или зеркальных элементов и др. Также    ведет    за    собой    отставание    в    формировании пространственного  ориентирования.  

     В зрительно-пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система — быстрота, точность глазодвигательных   реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного   образа   в   памяти   определяют   в   конечном   счете эффективность формирования навыков письма и чтения.

Тренировка зрительно-двигательной координации.

    Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз – рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз.    Очень часто детям такие задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.

     Конструирование по чертежам, выкладывание мозаичных узоров или панно в соответствии с образцами, срисовывание изображений различных предметов, обведение, дорисовывание постепенно совершенствуют зрительно-моторную координацию, формируют умение точно воспроизводить графические образцы. Например, при выполнении задания «Письмо в воздухе» ребенок «прописывает» в воздухе рукой буквы, цифры и целые слова. Усложненным вариантом этого задания является «прописывание» букв, цифр и слов только глазами.

     Штриховка – одно из важнейших упражнений. Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал. После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями.

      Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори. И получила распространение уже в 20-е годы XX века.

       Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано», соединив все точки.

Разнообразные задания: «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность», «Продолжи ряд», «Нарисуй такой же», «Дорисуй узор» и др.

   Итак, для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие.

Список использованной литературы.

1. Анищенко Ю.В. «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»

2. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: АРКТИ. 2006. 88с.

3. Буцикина Т.П. , Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников./ Т.П. Буцикина, Г.М.Вартапетова//Логопед.- 2005.-№3.-С.84-94

4. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.:Астрель, 2005.127с.

5. Исаева М.А. «Формирование навыков графомоторного компонента письма у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

6. Тельминова А.В. « Развитие графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: