Обучение дикции и её роль в жизни человека.

Филина Ольга Юрьевна

    Существуют люди способные говорить долгие часы, поддерживая неподдельный интерес слушателей, и те, кто затрудняется связать пару слов. Именно для них и даются несколько практических советов, способных помочь развить красноречие. Итак, как легко научиться красиво говорить?

    Инструментом общения между людьми стал голос. Не существует людей с одинаковыми голосами. Как и музыкальные инструменты, каждый голос имеет собственное звучание. Для мужчин присущи низкие, басовитые и средние голоса. Для женщин – от низкого до высокого. По неизвестной причине большее доверие вызывает низкое звучание голоса. Кстати, вы можете слегка изменить его тембр. Просто, ежедневно подпевайте любимому певцу и примерно через месяц заметите изменения.

     Красиво говорить и рассказывать легко и просто.

     Существуют некоторые речевые привычки, которые раздражающе действуют на большинство собеседников. Это постоянное, к месту и не к месту, использование так называемых «слов – паразитов». Вот несколько распространенных примеров: блин, в общем, короче. На втором месте неоправданно затяжные паузы. Далее следует несвязность речи.

    Практически все люди вырастают и воспитываются в одном и том же обществе. Именно поэтому, в подростковом возрасте большинство людей усваивает родной язык в нормальном объеме. Отчего тогда все по-разному реагируют на беседу? Почему человек начинает краснеть, заикаться, с трудом подбирать слова? Виной всему состояние стресса от необходимости подобрать готовое выражение или фразу, соответственно мыслям. Для того чтобы преодолеть скованность нужно определенное время посвятить тренировкам, стараясь подбирать слова все быстрее.

     Вначале будет очень сложно. И действительно, попробуйте сами пять минут без перерыва описывать цветочный горшок или козырек подъезда. С каждым днем занятия будут проходить все легче. Через месяц установите новый лимит – 10 минут. Продолжайте тренировки, постепенно наращивая темп и время. Одновременно ставьте перед собой новые задачи.

   Как легко научиться красиво говорить? Сегодня изъясняйтесь классическим литературным стилем середины 19-го века. Завтра сделайте речь понятной современным подросткам. Кстати, замечено, что больших успехов в жизни добиваются не самые умные, а способные заразить людей своим красноречием. И не забывайте пополнять словарный запас!

 Вводные упражнения:
   Прежде чем начинать выполнение упражнений, позаботьтесь о соответствующей обстановке. Выберите достаточно просторное место или комнату, чтобы ничего не отвлекало вас и не мешало, даже было бы неплохо убрать лишние вещи, чтобы обеспечить достаточную акустику.

     Рекомендуем отвести на выполнение каждого из упражнений по развитию дикции 5-10 минут и переходить к следующему только после того, как достаточно хорошо освоили текущее.
    В первую очередь надо поработать над дыханием. Во время выполнения этого упражнения вы должны постоянно дышать через нос, следите за этим.

1. Работа над вдохом-выдохом.
    Одним из первых упражнений для улучшения дикции является правильное дыхание Выдох: расставьте ноги на ширине плеч, руки на пояс и сделайте медленный выдох через маленькое отверстие в губах так, чтобы ощущалось сопротивление воздуха губами. При этом мысленно проговаривайте любое четверостишие, какое придет в голову.
   Проделайте такое упражнение в сочетании с ходьбой, бегом, имитацией кошения травы, колки дров, подметания веником и т.д.
   Правильный выдох будет ровным, эластичным, он не должен сбиваться при различном положении тела и вы ощутите напряжение нижереберных мышц, тренируя которых, добьетесь нужного выдоха.

Вдох: наклонитесь медленно вперед так, чтобы спина была прямой и сделайте вдох; выпрямляясь назад, сделайте выдох и тяните звуки «ги-м-м-м…» с одновременной ходьбой.
   Теперь вернитесь к начальному положению, снова неторопливо наклонитесь на вдохе, раскиньте руки в стороны и сведите их за головой. В таком положении выпрямляйтесь на выдохе и тяните: «гн-н-н…» с одновременной ходьбой.
   Вслед за этим необходимо выполнить еще одно упражнение для улучшения носового дыхания. При закрытом рте делаем короткий вдох носом, расширяя ноздри, а при выдохе похлопываем по ним своими пальцами.
   Повторяя предыдущее упражнение, на выдохе тянем звуки «М» и «Н» и постукиваем кончиками пальцев по ноздрям в порядке очередности каждую.
      При открытом рте делаем вдох через нос и медленно выдыхаем через рот, так повторяем несколько раз, не закрывая рта.
   Теперь сделайте массаж: нажимая, поглаживайте межреберные мышцы, затем мышцы живота синхронными круговыми движениями рук, что поможет улучшить кровообращение в мышцах и подготовит их к дальнейшим упражнениям.

2. Тренировка мышц неба.
  Неторопливо произнесите 3 раза подряд согласные «К» и «Г», потом почти не открывая рта, но при открытом зеве без голоса произнесите 3 раза гласные «А», «О», «Э».
   Прополоскайте рот воздухом так, как вы это делаете водой, проследите, чтобы ощущения были схожими.
     Раскройте рот на ширине двух пальцев между зубами и произнесите «АММ…АММ» так, чтобы «А» было шепотом, а «М» – звонким и так повторяйте несколько раз.

3. Тренировка губ и языка.
   Тренировка губ и языка: для тренировки верхней губы произнесите «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», а для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
Придайте расслабленному языку форму лопаты и положив его на нижнюю губу, произнесите «И», «Э», повторите несколько раз.
Придайте языку форму изогнутого крючка и проведите острием по небу, одновременно произнося «О», «У».
Тяните звук «М» при закрытом рте и внутренних движениях языка по небу, щекам и губам.

4. Упражнения для выявления и закрепления центрального речевого голоса, освобождение от мышечных зажимов.
   Произнесите любую скороговорку с помощью согласных звуков, гласные должны быть беззвучными и длительными.
   Затем проговорите то же самое в полный голос, внимательно прислушиваясь к себе, вы почувствуете свой центр речевого голоса, т.е. определите, при каком положении артикуляционного аппарата он будет звучать легко и непринужденно.
   То же самое проделайте с наклонами головы, поочередно вперед-назад и влево-вправо.
Прочтите скороговорку указанным способом, но выдвигая язык на губы, упуская и заменяя тем самым произношение гласных.
   Глубоко вдохните и задержите дыхание (лучше зажать нос пальцами) и громко читайте любой текст. Выдохните и снова вдохните через нос в тех местах текста, где это нужно по смыслу и грамматическим паузам (и так выполняйте во всех положениях тела).
После этих упражнений прочтите текст еще раз уже естественным голосом, и прислушайтесь к его звучанию, отметив разницу в дикции до и после упражнений.

Упражнения для улучшения дикции.

    После выполнения всего вышеописанного можно переходить к упражнениям, улучшающим дикцию. Они направлены на устранение наиболее распространенных погрешностей в произношении, обусловленные неразвитостью речевого аппарата.

1. Слабая нижняя челюсть.
Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» и т.д. При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается. После повторения проделайте их в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.
То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.

2. Мягкое небо.
   Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.
   Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.
   Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».

3. Вялый язык и губы.
   Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз:
-- проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу;
-- произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы;
-- произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»;
-- для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;
-- делайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М», затем улыбнитесь.
 

4. Исправление недостатка звука в резонирующей полости рта.
   При прямом и естественном положении тела на медленном выдохе произнесите «СССССССССС….», «ШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРРРР», «РЬРЬРЬ…».

   При текущем положении тела на интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».
Зажмите рукой рот, нос, в этом положении попытайтесь проговорить звук «М», затем, убрав руку, прочитайте любой текст с большим количеством «М» или «Н».

5. Преодоление неразвитости грудного звучания, мышечных зажимов.
    Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ») – теплый вдох. Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.
  Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.
Каждое последующее упражнение увеличивает число ударений на единицу и, таким образом, вы доводите до пяти ударений подряд.

6. Преодоление чувства задыхания при быстром разговоре или одновременном разговоре и ходьбе.
   В наклонном положении вы ходите и ищите воображаемый предмет, одновременно проговаривая вслух любое четверостишие, но следите за тем, чтобы дыхание было ровное.
Прыгайте через скакалку и проговаривайте несложный стихотворный текст таким образом, чтобы прыжки совпадали со слогами слов. Если упражнение поначалу покажется сложным, будет сбиваться речь и дыхание, рекомендуется снизить темпы и постепенно их увеличивать, доводя до максимума.

7. Развитие диапазона и усиление голоса.
   Возьмите любой стихотворный текст, состоящий из 8 и более строчек и начните проговаривать его таким образом, чтобы на начало строчки пришелся низкий уровень вашего диапазона и с каждой строчкой он постепенно повышался, достигнув максимального на последней.
   После того, как вы овладели этим заданием, начните с высокого и заканчивайте низким диапазоном вашего голоса.
   По мере успешности выполнения увеличивайте число строчек стихотворения