Внеурочная деятельность "Клуб важных дел"

Программа внеурочной деятельности обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_rp_1-4_klub_vazhnyh_del.docx69.13 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 9» города Смоленска

Рассмотрено                                                               Утверждаю

на заседании педагогического совета                       Директор

Протокол № 1 от 30.08.2022                                           В. В. Кудельникова        

                                                                                   Приказ № 209а- ОД

                                                                                     от 30.08.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Клуб важных дел»

для 1-4 классов

начального общего образования

учителей начальных классов

Коровкиной Ларисы Сергеевны

Пилипенко Татьяны Александровны

Ершовой Елены Ивановны

Тюриной Виктории Игоревны

Гореловой Натальи Валентиновны

Маховой Александры Андреевны

Радько Светланы Дмитриевны

Кузиной Валентины Анатольевны

Гусевой Татьяны Николаевны

Зайцевой Марины Васильевны

Панфиловой Оксаны Алексеевны

Кожевниковой Ольги Павловны

Рожковой Аллы Александровны

Самусевич Ирины Александровны

Васильевой Виктории Анатольевны

Орловой Татьяны Анатольевны

2022

        

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  

Цель программы: создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;

-поддерживать волонтёрское движение;

  • воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;
  • обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;

начать формирование второго уровня воспитательных результатов,

Задачи программы:

-  сформировать систему нравственных ценностей;

-  сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе,  семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе толерантности;

-  формировать экологически воспитанную личность;

-  воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

-  создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

-  содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

-  воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества.


2. Содержание курса внеурочной деятельности

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, практические работы

Формы контроля

1 класс (66 часов)

«Я и школа»

6

Здравствуй школа!   Вот и стали мы учениками…Коробка добра (поможем собрать портфель тем, кому трудно это сделать). Моя школа.

«Я и окружающие»

22

Учимся работать в команде.  О хорошем и плохом.  Клуб «Выручайка».  О дружбе.   «Здравствуй!»  Профессий много есть на свете.   Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Мастерская «Подарок Деду Морозу».   Познакомьтесь: это Я!   Сказка о солнечном зайчике.   Когда люди радуются.   Я расту!  Сказка о весёлой пчёлке.  Как у зайчонка зуб болел.  Приглашаем гостей. Если с другом вышел в путь.

«Я и семья»

8

Поезд везёт подарки мамам. День любимых бабушек и дедушек. Как поздравить наших пап? Трудимся вместе. Польза людям от профессий моих родителей. Когда все вместе и душа на месте. Ко мне пришли гости.

«Я и природа»

8

Венок осени. Клуб любителей природы.  В городе Лекарственных растений.    Солнышко. Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь! Лепим снеговика. Люблю природу русскую.

«Я и книга»

9

В мире любимых сказок. Снегурочка.  По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк».  К. И. Чуковский и его произведения

« Краденое солнце». Рейд «Береги учебник!» Испокон века книга растит человека (экскурсия в школьную библиотеку). В мире любимых сказок. Сутеев «Мешок Яблок». Книжкина больница.

«Я и животные»

5

Нам нравится гулять по зоопарку… Мы в ответе за тех, кого приручили. Что я знаю о животных? Лапа друга (помощь животным Смоленского зоопарка). Волшебная кормушка.

«Я и здоровье»

8

В царстве Мойдодыра. Я уколов не боюсь, если надо уколюсь. На пороге лета. Операция «Чистокласс».  На рыбалке. Акция «милосердие». На зарядку становись! Ой, меня укусила оса!

2 класс (34 часа)

«Я и школа»

2

О культуре поведения в школе.

Акция «Помоги пойти учиться!»

«Я и окружающие»

10

Не надо больше ссориться.   Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Занимательный журнал «Имена».   Колечко  красоты. Цветик-семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке.   День космонавтики.  Ох уж этот ветер!..  Кем быть?   О профессии и трудолюбии.

«Я и семья»

2

Чужих стариков не бывает.   Давайте, друзья, потолкуем о маме.

«Я и природа»

8

Времена года.  Отправляемся в путешествие.  Во саду ли, в огороде.  Акция «Покормите птиц».  Лепим снеговика.  Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.

«Я и книга»

7

Узнай меня!  Девочка и разбойники. По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка».    И снова сказка.   Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты.   И снова сказочные фанты.

«Я и животные»

2

Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках(как ухаживать за другом).

«Я и здоровье»

3

Тише, пожалуйста!  Экскурсия в медицинский кабинет.  Для чего нужны нам глазки.  

3 класс (34 часа)

«Я и окружающие»

10

О себе,  о дружбе, о друзьях. О добре и зле. « У камина».  Клуб «Выручайка».   В  мире профессий.  Что такое зима?   Учимся работать в микрогруппе.  Хлеб – наше богатство.  Берегите время!  «Ромашка».

«Я и семья»

2

Роза для мамы. Мой подарок для папы.

«Я и природа»

7

И снова об осени. Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов…   Акция «Покорми зимой птиц». Бабочек весёлый хоровод.  Цветочная карусель.  В гостях у белочки.

«Я и книга»

9

Путешествие в сказку.  Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский.  Слушаем сказку. В гости к друзьям в Простоквашино.  Знаменитые малыши. Нейзнайка.  Да здравствуют книги!   Клуб «Белая ворона».  «Книжкина больница».  Копилка добрых дел.

«Я и животные»

4

О кошках  и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Акция «Домик для птиц».

«Я и здоровье»

3

Письмо дедушки Морфея.  Наши страхи. Зимние забавы

4 класс (34 часа)

«Я и школа»

2

С днем знаний! Мой вклад в работу класса.

«Я и окружающие»

17

И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе. В который раз о дружбе. Как выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой ели. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение.  На экономической волне.  Приглашение к разговору. Игры в самих себя.  Акция «Подарок ветерану».. Живи, не требуя награды. Покуда сердца стучат.  

«Я и семья»

2

Семейный калейдоскоп.  Наши бабушки.

«Я и природа»

4

 Экологическая карусель.  Люди! Берегите природу!  Путешествие капельки.  Полюбуйся, весна наступает.

«Я и книги»

3

Берегите книгу.  Сказки Г.-Х. Андерсена. О Робинзоне Крузо.

«Я и животные»

1

Кошки.

«Я и здоровье»

5

Мы – за здоровый образ жизни.  О режиме дня.  Будь здоров!  Секреты здоровья.  О вреде курения.

3. Тематическое планирование

№п/п

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Формы контроля

1класс

1

Я и школа

6

2

Я и окружающие

22

3

Я  и семья

8

4

Я и природа

8

5

Я и книга

9

6

Я и животные

5

7

Я и здоровье

8

Итого:

66

2 класс

1

Я и школа

2

2

Я и окружающие

10

3

Я и семья

2

4

Я и природа

8

5

Я и книги

7

6

Я и животные

2

7

Я и здоровье

3

Итого:

34

3класс

1

Я и окружающие

10

2

Я и семья

2

3

Я и природа

6

4

Я и книги

9

5

Я и животные

4

6

Я и здоровье

3

Итого:

34

4класс

1

Я и школа

2

2

Я и окружающие

17

3

Я и семья

2

4

Я и природа

4

5

Я и книги

3

6

Я и животные

1

7

Я и здоровье

5

Итого:

34

  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Клуб важных дел»

для 1 класса (66ч/год, 2 ч/нед)

№ п/п

 Тема занятия

Дата

Корректировка

КТП

1.

Здравствуй, школа!

2.

Вот и стали мы учениками…

3.

Вот и стали мы учениками…

4.

Коробка добра (поможем собрать портфель тем, кому трудно это сделать).

5.

Испокон века книга растит человека (экскурсия в школьную библиотеку)

6.

Учимся работать в команде.

7.

О хорошем и плохом

8.

Я уколов не боюсь, если надо,уколюсь.

9.

О дружбе

10.

В царстве Мойдодыра

11.

«Здравствуй!»

12.

Венок Осени.

13.

Профессий много есть на свете.

14.

Польза людям от профессий моих родителей.

15.

В мире любимых сказок.

16.

Учимся приходить на помощь…

17.

Учимся приходить на помощь…

18.

О рабочих руках и трудолюбии.

19

Зайкина избушка.

20.

Учимся вежливости.

21.

Новогодняя сказка.

22.

Мастерская. Подарок Деду Морозу.

23.

Познакомьтесь, это я!

24.

Снегурочка.

25.

Сказка о солнечном зайчике.

26.

Испокон века книга растит человека .

27.

По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк».

28.

К. И. Чуковский и его произведения. 

« Краденое солнце».

29.

Рейд «береги учебник!»

30.

Рейд «береги учебник!»

31.

Нам нравится гулять по зоопарку…

32.

Мы в ответе за тех, кого приручили. Волшебная кормушка..

33.

Лапа друга (помощь животным Смоленского зоопарка).

34.

Волшебная кормушка

35

Когда люди радуются.

36.

Я расту!

37.

Поезд везёт подарки мамам.

38

День любимых бабушек и дедушек.

39

Как поздравить наших пап?

40.

Трудимся вместе.

41.

Сказка о весёлой пчёлке.

42.

Клуб любителей природы.

43.

Как у зайчонка болел зуб.

44.

Приглашаем гостей.

45.

В городе Лекарственных растений.

46.

Солнышко.

47.

Давайте же вместе ,ребята, родную природу беречь!

48

Лепим снеговика.

49.

В мире любимых сказок . Сутеев «Мешок яблок».

50.

Клуб «Выручайка»

51.

Что я знаю о животных?

52.

Трудимся вместе.

53.

Если с другом вышел в путь.

54.

На зарядку становись!

55.

Лапа друга (помощь животным Смоленского зоопарка).

56.

Ой, меня укусила оса!

57.

Клуб «Выручайка»

58.

Когда все вместе и душа на месте.

59.

Ко мне пришли гости.

60.

Книжкина больница.

61.

Люблю природу русскую.

62.

Моя школа.

63.

Операция «Чистокласс».

64.

На пороге лета.

65.

О рыбалке.

66.

Акция «Милосердие»

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Клуб важных дел»

 для 2 класса

(34 ч/год, 1ч/нед)

№ п/п

Тема

Дата

Корректировка

КТП

1

О культуре поведения в школе

2

Чужих стариков не бывает.

3

Времена года

4

Отправляемся в путешествие.

5

Узнай меня!

6

Не надо больше ссориться.

7

Учимся дружить.

8

Белый пёс и сиреневый цветочек.

9

Учимся обсуждать проблему

10

Во саду ли, в огороде.

11

Поговорим о собаках(как ухаживать за другом).

12

Тише, пожалуйста!

13

Занимательный журнал «Имена».

14

Колечко красоты.

15

Девочка и разбойники.

16

Экскурсия в медицинский кабинет.

17

Зима в лесу.

18

Акция «Покормите птиц».

19

По страницам народной сказки «Царевна-лягушка».

20

Для чего нам нужны глазки.

21

И снова сказка.

22

Давайте, друзья, поговорим о маме

23

Лепим снеговика

24

Цветик-семицветик.

25

Волшебники и волшебные предметы.

26

Животные с книжных страниц

27

Спешим на помощь к  бабке Ёжке

28

День космонавтики.

29

Тропинка.

30

Ох уж, этот вечер.!..

31

Сказочные фанты.

32

Лето в загадках.

33

Школа насекомых.

34

Кем быть? О профессии и трудолюбии.

4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Клуб важных дел»

для 3 класса (34ч/год, 1ч/ нед)

№ п/п

Тема занятия

Дата

Корректировка

КТП

1

Путешествие в сказку

2

И снова об осени…

3

О себе, о дружбе, о друзьях…

4

О добре и зле.

5

Посылка от сказочных героев.

6

Письмо дедушки Морфея

7

Эдуард Успенский

8

Выглянуло солнышко…

9

О кошках и собаках.

10

«У камина».

11

Клуб «Выручайка».

12

Слушаем сказку.

13

О животном не очень приятном.

14

В гости к друзьям в Простоквашино.

15

Что за праздник без цветов…

16

В мире профессий

17

Наши страхи.

18

Что такое зима?

19

Знаменитые малыши. Незнайка.

20

Экзотические животные.

21

Акция «Покорми зимой птиц».

22

Зимние забавы.

23

Да здравствуют книги!

24

Роза для мамы.

25

Мой подарок для папы.

26

Клуб «Белая ворона».

27

«Ромашка»

28

Бабочек весёлый хоровод.

29

Акция «Домик для птиц».

30

Учимся работать в микрогруппе.

31

«Книжкина больница».

32

Хлеб-наше богатство.

33

Берегите время!

34

Копилка добрых дел.

4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Клуб важных дел»

для 4 класса (34ч/год, 1ч/нед)

№ п/п

Тема занятия

Дата

Корректировка

КТП

1

С днём знаний!

2

Мой вклад в работу класса.

3

Семейный калейдоскоп.

4

И это тоже я!

5

О профессиях и трудолюбии.

6

В который раз о дружбе.

7

В который раз о дружбе.

8

Мы  - за здоровый образ жизни.

9

Как выбирать друзей.

10

О режиме дня.

11

Экологическая карусель.

12

Накануне новогодних праздников.

13

Берегите книгу!

14

О рыцарстве.

15

День рождения старой ели.

16

Будь здоров!

17

Люди! Берегите природу!

18

О совести.

19

Учимся быть щедрыми.

20

Путешествие капельки.

21

Настроение.

22

На экономической волне.

23

Секреты здоровья.

24

Кошки.

25

Приглашение к разговору.

26

Полюбуйся, весна наступает.

27

Наши бабушки.

28

Игры в самих себя.

29

Сказки Г. – Х. Андерсена.

30

Акция «Подарок ветерану».

31

Живи, не требуя награды.

32

Покуда сердца стучатся…

33

О Робинзоне Крузо.

34

О вреде курения.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Клуб важных дел».

В результате прохождения программного материала  к концу 1 класса обучающиеся  должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Стремиться приходить на помощь, быть чуткими и отзывчивыми.

7.  Сострадать животным, не обижать их.

8. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

9. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

10. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала  к концу 2 класса обучающиеся  должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Замечать красоту природы.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса обучающиеся  должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

7. . О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

4. Быть сострадательными к чужому горю.

5. Не обижать животных и птиц.

6. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь  мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

8. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

9. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

10. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».