Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_rp_1-4_funktsionalnaya_gramotnost.docx | 74.26 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор
Протокол № 1 от 30.08.2022 г. В.В. Кудельникова
Приказ № 209а – ОД
от 30.08.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для 1-4 класса
(начального общего образования)
Коровкиной Л.С., Пилипенко Т.А., Ершовой Е.И., Тюриной В.И.,
Гореловой Н.В., Маховой А.А., Радько С.Д., Кузиной В.А.,
Гусевой Т.Н., Зайцевой М.В., Панфиловой О.А., Кожевниковой О.П.,
Рожковой А.А., Самусевич И.А., Васильевой В.А., Орловой Т.А.
2022
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Формирование функциональной грамотности» для учащихся 1-4х классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ст.12, 28; ст.12, ч.9;, ст.75, ч.1 с изменениями и дополнениями от 01.05.2019 №85-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31 декабря 2015 года);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 №1598»;
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных цлях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями на 19.07.2018 года);
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в достижении младших школьников:
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Цель программы - развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Задачи:
- формировать умение читать тексты, совершенствовать культуру чтения, повышать мотивацию к чтению книг;
- находить и извлекать информацию из различных текстов;
- применять извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем;
- развивать способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение понятий: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» др.;
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным и бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.
II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована духовная потребность в нём, как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную грамотность, финансовую грамотность.
Математическая грамотность – это способность человека определять понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Учащиеся, овладевшие математической способностью, способны:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
- использовать естественнонаучные знания;
- выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
- строить развёрнутые высказывания;
- устанавливать надёжность информации;
- сотрудничать.
Финансовая грамотность:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Программа курса внеурочной деятельности для 1-2 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 1 классе рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
Программа рассчитана на учащихся 3-х и 4-х классов и делится на 4 модуля:
- модуль «читательская грамотность»;
- модуль «математическая грамотность»;
- модуль «естественнонаучная грамотность»;
- модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 3-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и на электронных носителях. В программе используются тексты различные по оформлению, стилистике и форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учёба, работа и производство, общество и др.). Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 3 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
II. Описание места курса в учебном плане
Формой реализации внеурочной деятельности является исследовательский курс «Формирование функциональной грамотности», который относится к общеинтеллектуальному направлению.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения – 1-4 классы. Продолжительность занятий 40 минут.
III. Описание ценностных ориентиров курса
Актуальность. Одним из приоритетных планируемых образовательных результатов является формирование функциональной грамотности обучающегося. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одарённых детей.
Программа направлена на развитие:
- способности ученика формулировать, применять и интерпретировать знаниями в разнообразных контекстах. Эта способность включает рассуждения, использование различных понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает школьникам понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и мыслящему гражданину;
- способности понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде;
- способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированным к новым веяниям финансового рынка.
IV. Содержание курса внеурочной деятельности
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, практические работы | Формы контроля |
1 класс (33 часа) | |||
Основы читательской грамотности | 8 | – Определять жанр произведения; – называть героев сказки; – дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; – давать характеристику героям; – определять последовательность событий и рассказывать сказку; – составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; – различать научно-познавательный текст и художественный; – определять, чему учит сказка. – Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия; – отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; – давать характеристику героям сказки; – наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия); – делить текст на части в соответствии с предложенным планом; – объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов); – сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста; – устанавливать истинность и ложность высказываний; – подбирать из текста слова на заданную тему; – определять, чему можно научиться у героя сказки; – строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. – Давать характеристику героям; – дополнять предложения на основе сведений из текста; – определять последовательность событий и рассказывать сказку; – составлять вопросы по содержанию сказки; – на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. | |
Основы математической грамотности | 8 | – Определять количество предметов при счёте; – составлять и решать выражения с ответом 5; – решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; – соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; – решать задачу в два действия. – Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; – находить недостающие данные при решении задач; – овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; – выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот; – определять истинность/ложность высказываний; – читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные; – устанавливать закономерности. – Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; – читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; – раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; – читать простейшие чертежи. | |
Финансовая грамотность | 8 | – Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; – анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже; – рассуждать об умении экономно тратить деньги. – Наблюдать над понятиями: товар и услуга; – определять необходимые продукты и их цены; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; – работать в группе. – Наблюдать над различием цены и стоимости; – определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги; – определять стоимость покупки; – анализировать информацию и делать соответствующие выводы; – объяснять смысл пословиц. – Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; – выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен; – анализировать информацию и делать соответствующие выводы; – рассуждать о правильности принятого решения; – проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. – Наблюдать над понятием «реклама»; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; – анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; – делать выбор на основе предложенной информации; – называть различные виды рекламы. – Наблюдать над понятием «банк»; – объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне; – анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы: – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. – Наблюдать над понятием «сделка»; – объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль; – понимать, почему оптом можно купить дешевле; – выбирать товары для покупки на определенную сумму; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | |
Естественно-научная грамотность | 9 | – Наблюдать над свойством воды – прозрачность; – определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; – определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; – объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; – определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности; – использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды; – делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. – Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды; – показывать, что шарик можно наполнять водой; – объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; – рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды; – объяснять, почему шарик не тонет в воде; – рассказывать, в каком случае шарик может летать; – делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. – Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; – осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; – планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; – контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. – Определять плавучесть металлических предметов; – объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; – понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; – объяснять, почему случаются кораблекрушения; – объяснять, что такое ватерлиния; – определять направление ветра. – Объяснять, что такое снег и лёд; – объяснять, почему в морозный день снег под ногами. | |
2 класс (34 часа) | |||
Читательская грамотность | 8 | Понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. | |
Математическая грамотность | 8 | Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. | |
Финансовая грамотность | 9 | Деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. | |
Естественно-научная грамотность | 9 | Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. |
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, практические работы | Формы контроля |
3 класс (34 часа) | |||
Основы читательской грамотности | 9 | Игра «Читаем цепочкой, читаем по ролям». Выразительное чтение стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: метафора. Развитие технической стороны чтения: игры «Читаем цепочкой», «Кто дольше?», «Читаем перевёрнутый текст». Определение главной мысли произведения. Прогнозирование развития сюжета. Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа. Игры «Читаем цепочкой», «Читаем одновременно». Выразительное чтение по ролям. Озаглавливание частей рассказа. Выявление средств художественной выразительности: сравнение. Игра «марш – пауза». Выявление средств художественной выразительности: описание. Составление плана рассказа. Восстановление последовательности событий. | |
Основы математической грамотности | 9 | Применение чисел и действий над ними. Счёт и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Логические задачи. Комбинаторные задачи. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение на части и составление модели. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Единицы измерения. | |
Основы естественнонаучной грамотности | 9 | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | |
Основы финансовой грамотности | 7 | Как появились деньги. Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Личные деньги. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Сколько стоит «своё дело»? | |
4 класс (34 часа) | |||
Основы читательской грамотности | 9 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание. Типы текстов: текст-повествование. Типы текстов: текст-рассуждение. Работа со сплошным текстом. Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. | |
Основы математической грамотности | 9 | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины; пропорция. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Урок-игра, индивидуальна я работа в парах. Задачи практикоориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. | |
Основы естественнонаучной грамотности | 9 | Вещества. Агрегатные состояния вещества. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Масса. Измерение массы тел. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Измерение температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Представление о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы. | |
Основы финансовой грамотности | 7 | Удивительные факты о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему она у всех разная? Собственность и доходы от неё. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего мы учимся. |
V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Формирование функциональной грамотности»
1 класс (33/год, 1ч/нед)
№ п/п | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП |
1 | Виталий Бианки. Лис и мышонок Качество: осторожность, предусмотрительность. | ||
2 | Русская народная сказка. Мороз и заяц. Качество: выносливость, упорство. | ||
3 | Владимир Сутеев. Живые грибы. Содержание сказки. Качество: трудолюбие. | ||
4 | Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. | ||
5 | Михаил Пляцковский. Урок дружбы. Качество: дружба, зависть. | ||
6 | Грузинская сказка. Лев и заяц. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. | ||
7 | Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. | ||
8 | Евгений Пермяк. Четыре брата. Качество: семейные ценности. | ||
9 | Про курочку Рябу, золотые и простые яйца. Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники. | ||
10 | Про козу, козлят и капусту. Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. | ||
11 | Про петушка и жерновцы. Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. | ||
12 | Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки. Разложение числа 10 на два и три слагаемых. | ||
13 | Про наливные яблочки. Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20. | ||
14 | Про Машу и трёх медведей. Состав чисел 9, 10, 11.Задачи на нахождение суммы. | ||
15 | Про старика, старуху, волка и лисичку. Задачи на нахождение части. Состав числа 12. | ||
16 | Про медведя, лису и мишкин мёд. Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. | ||
17 | За покупками. Цена, товар, спрос. | ||
18 | Находчивый Колобок. Деньги, цена, услуги, товар. | ||
19 | День рождения Мухи-Цокотухи. Цена, стоимость, сдача, сбережения. | ||
20 | Буратино и карманные деньги. Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. | ||
21 | Кот Василий продаёт молоко. Реклама. | ||
22 | Лесной банк. Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. | ||
23 | Как мужик и медведь прибыль делили. Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом. | ||
24 | Как мужик золото менял. Услуга, равноценный обмен, бартер. | ||
25 | Как Иванушка хотел попить водицы. Вода, свойства воды. | ||
26 | Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик. Воздушный шарик, воздух. | ||
27 | Про репку и другие корнеплоды. | ||
28 | Плывёт, плывёт кораблик. Плавучесть предметов. | ||
29 | Про Снегурочку и превращения воды. Три состояния воды. | ||
30 | Как делили апельсин. Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. | ||
31 | Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. Зеркало, отражение, калейдоскоп. | ||
32 | Иванова соль. Соль, свойства соли. | ||
33 | Владимир Сутеев. Яблоко. |
2 класс (34ч/год, 1ч/нед)
№ п/п | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП |
1 | Михаил Пришвин. Беличья память. Различия научно-познавательного и художественного текстов. | ||
2 | Про беличьи запасы. Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. | ||
3 | Беличьи деньги. Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка. | ||
4 | Про белочку и погоду. Наблюдения за погодой. | ||
5 | И. Соколов-Микитов. В берлоге. Содержание рассказа. Отличия художественного, научно-познавательного и газетного стилей. | ||
6 | Медвежье потомство. Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи. | ||
7 | Повреждённые и фальшивые деньги. Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги. | ||
8 | Лесные сладкоежки. Медонос, настоящий и искусственный мёд. | ||
9 | Лев Толстой. Зайцы. Содержание рассказа. Сравнение научно-познавательного и художественного текстов. | ||
10 | Про зайчат и зайчиху. Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. | ||
11 | Банковская карта. Надписи на карте. Покупки и карта. | ||
12 | Про Зайчишку и овощи. Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста. | ||
13 | Николай Сладков. Весёлая игра. Тип т тема текста. | ||
14 | Лисьи забавы. Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. | ||
15 | Безопасность денег на банковской карте. Правила безопасности при использовании банковских карт. | ||
16 | Лисьи норы. Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. | ||
17 | Обыкновенные кроты. Содержание научно-познавательного текста. | ||
18 | Про крота. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. | ||
19 | Про кредиты. Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. | ||
20 | Корень – часть растения. Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. | ||
21 | Эдуард Шим. Тяжкий труд. Содержание художественного текста. | ||
22 | Про ежа. Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. | ||
23 | Про вклады. Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. | ||
24 | Занимательные особенности яблока. Яблоко, свойства яблока. | ||
25 | Полевой хомяк. Содержание научно-познавательного текста. | ||
26 | Про полевого хомяка. Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. | ||
27 | Ловушки для денег. Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. | ||
28 | Про хомяка и его запасы. Горох, свойства прорастания гороха. | ||
29 | Про бобров. Содержание текста, текст-описание. | ||
30 | Бобры-строители. Диаметр, длина окружности, решение практических задач. | ||
31 | Такие разные деньги. Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран. | ||
32 | Материал для плотин. Строение древесины дерева, определение возраста дерева. | ||
33 | Позвоночные животные. Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. | ||
34 | Встреча друзей. Понятия: «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу». |
3 класс (34ч/год, 1ч/нед)
№ п/п | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП |
1 | Игра «Читаем цепочкой, читаем по ролям» | ||
2 | Выразительное чтение стихотворения. Анализ содержания стихотворения | ||
3 | Анализ средств художественной выразительности: метафора | ||
4 | Развитие технической стороны чтения: игры «Читаем цепочкой», «Кто дольше?», «Читаем перевёрнутый текст» | ||
5 | Определение главной мысли произведения. Прогнозирование развития сюжета. | ||
6 | Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа. Игры «Читаем цепочкой», «Читаем одновременно». | ||
7 | Выразительное чтение по ролям. Озаглавливание частей рассказа. | ||
8 | Выявление средств художественной выразительности: сравнение. Игра «марш – пауза». | ||
9 | Выявление средств художественной выразительности: описание. Составление плана рассказа. Восстановление последовательности событий. | ||
10 | Применение чисел и действий над ними. Счёт и десятичная система счисления. | ||
11 | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | ||
12 | Задачи на переливание. | ||
13 | Задачи на взвешивание. | ||
14 | Логические задачи | ||
15 | Комбинаторные задачи. | ||
16 | Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение на части и составление модели. | ||
17 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков | ||
18 | Единицы измерения | ||
19 | Движение и взаимодействие частиц | ||
20 | Признаки химических реакций | ||
21 | Воздух и его свойства | ||
22 | Углекислый газ в природе и его значение | ||
23 | Вода. Уникальность воды | ||
24 | Почвы и их свойства | ||
25 | Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | ||
26 | Условия для существования жизни на Земле. | ||
27 | Свойства живых организмов. | ||
28 | Как появились деньги. Что могут деньги? | ||
29 | Деньги в разных странах | ||
30 | Деньги настоящие и ненастоящие | ||
31 | Личные деньги | ||
32 | Как разумно делать покупки? | ||
33 | Кто такие мошенники? | ||
34 | Сколько стоит «своё дело»? |
4 класс
(34 ч/год, 1ч/нед)
№ п/п | Тема | Дата | Корректировка КТП |
1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации | ||
2 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | ||
3 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | ||
4 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | ||
5 | Типы текстов: текст-описание. | ||
6 | Типы текстов: текст-повествование. | ||
7 | Типы текстов: текст-рассуждение. | ||
8 | Работа со сплошным текстом. | ||
9 | Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. | ||
10 | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | ||
11 | Вычисление величины; пропорция. | ||
12 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом. | ||
13 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Урок-игра, индивидуальна я работа в парах. | ||
14 | Задачи практикоориентированного содержания: на движение, на совместную работу. | ||
15 | Изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | ||
16 | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. | ||
17 | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы. | ||
18 | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. | ||
19 | Вещества. Агрегатные состояния вещества. | ||
20 | Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. | ||
21 | Масса. Измерение массы тел. | ||
22 | Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Измерение температуры. | ||
23 | Плавление и отвердевание. | ||
24 | Испарение и конденсация. Кипение. | ||
25 | Представление о Вселенной. Модель Вселенной. | ||
26 | Модель солнечной системы. | ||
27 | Царства живой природы. | ||
28 | Удивительные факты о деньгах. Нумизматика. | ||
29 | «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. | ||
30 | Откуда берутся деньги? Виды доходов. | ||
31 | Заработная плата. Почему она у всех разная? | ||
32 | Собственность и доходы от неё. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. | ||
33 | Социальные выплаты: пенсии, пособия. | ||
34 | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего мы учимся |
VII. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Формирование функциональной грамотности»
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.