Внеурочная деятельность "Азбука нравственности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_nravstvennosti_2021-2022_.docx | 62.34 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета И.О. директора
Протокол № 1 от 31.08.2021 _________Е.С.Емельянова
Приказ № 117- ОД
от 31.08.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Азбука нравственности»
для 1-4 классов
начального общего образования
учителей начальных классов
2021
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа «Азбука нравственности» составлена на основе программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо».
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начального звена направлена на
- формирование позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья;
- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;
- раскрытие способностей и талантов учащихся,
- подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире
- Цель программы: создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;
- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;
- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;
начать формирование второго уровня воспитательных результатов,
Задачи программы:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, практические работы | Формы контроля |
1 класс (33 часа) | |||
«Я и школа» | 2 | Здравствуй школа! Вот и стали мы учениками… | |
«Я и окружающие» | 18 | Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!» Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это Я! Сказка о солнечном зайчике. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчёлке. Как у зайчонка зуб болел. Приглашаем гостей. | |
«Я и семья» | 1 | Поезд везёт подарки мамам. | |
«Я и природа» | 4 | Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Солнышко. | |
«Я и книга» | 4 | В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк». К. И. Чуковский и его произведения « Краденое солнце». | |
«Я и животные» | 1 | Нам нравится гулять по зоопарку… | |
«Я и здоровье» | 3 | В царстве Мойдодыра. На пороге лета. На рыбалке. | |
2 класс (34 часа) | |||
«Я и школа» | 1 | О культуре поведения в школе | |
«Я и окружающие» | 11 | Не надо больше ссориться. Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик-семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!.. Кем быть? О профессии и трудолюбии. | |
«Я и семья» | 2 | Под крышей дома моего. Давайте, друзья, потолкуем о маме. | |
«Я и природа» | 8 | Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках. | |
«Я и книга» | 7 | Узнай меня! Девочка и разбойники. По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты. | |
«Я и животные» | 2 | Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках. | |
«Я и здоровье» | 3 | Тише, пожалуйста! Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки. | |
3 класс (34 часа) | |||
«Я и окружающие» | 10 | О себе, о дружбе, о друзьях. О добре и зле. « У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство. Берегите время! «Ромашка». | |
«Я и семья» | 1 | Роза для мамы | |
«Я и природа» | 7 | И снова об осени. Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки. | |
«Я и книга» | 9 | Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям в Простоквашино. Знаменитые малыши. Нейзнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». И снова клуб «Белая ворона». Фея Фантаста. | |
«Я и животные» | 4 | О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачёва. | |
«Я и здоровье» | 3 | Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы | |
4 класс (34 часа) | |||
«Я и школа» | 1 | С днем знаний! | |
«Я и окружающие» | 17 | И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе. В который раз о дружбе. Как выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой ели. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. На экономической волне. Приглашение к разговору. Игры в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды. Покуда сердца стучат. | |
«Я и семья» | 2 | Семейный калейдоскоп. Наши бабушки. | |
«Я и природа» | 5 | Осенняя сказка. Экологическая карусель. Люди! Берегите природу! Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает. | |
«Я и книги» | 3 | Берегите книгу. Сказки Г.-Х. Андерсена. О Робинзоне Крузо. | |
«Я и животные» | 1 | Кошки. | |
«Я и здоровье» | 5 | Мы – за здоровый образ жизни. О режиме дня. Будь здоров! Секреты здоровья. О вреде курения. |
3. Тематическое планирование
№п/п | Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Формы контроля |
1класс | |||
1 | Я и школа | 2 | |
2 | Я и окружающие | 18 | |
3 | Я и семья | 1 | |
4 | Я и природа | 4 | |
5 | Я и книга | 4 | |
6 | Я и животные | 1 | |
7 | Я и здоровье | 3 | |
Итого: | 33 | ||
2 класс | |||
1 | Я и школа | 1 | |
2 | Я и окружающие | 11 | |
3 | Я и семья | 2 | |
4 | Я и природа | 8 | |
5 | Я и книги | 7 | |
6 | Я и животные | 2 | |
7 | Я и здоровье | 3 | |
Итого: | 34 | ||
3класс | |||
1 | Я и окружающие | 11 | |
2 | Я и семья | 1 | |
3 | Я и природа | 6 | |
4 | Я и книги | 9 | |
5 | Я и животные | 4 | |
6 | Я и здоровье | 3 | |
Итого: | 34 | ||
4класс | |||
1 | Я и школа | 1 | |
2 | Я и окружающие | 17 | |
3 | Я и семья | 2 | |
4 | Я и природа | 5 | |
5 | Я и книги | 3 | |
6 | Я и животные | 1 | |
7 | Я и здоровье | 5 | |
Итого: | 34 |
- КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
для 1 класса (33ч/год, 1ч/нед)
№ п/п | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП | |
1. | Здравствуй, школа! | |||
2. | Вот и стали мы учениками… | |||
3. | Учимся работать в команде. | |||
4. | О хорошем и плохом | |||
5. | Клуб «Выручайка» | |||
6. | О дружбе | |||
7. | В царстве Мойдодыра | |||
8. | «Здравствуй!» | |||
9. | Венок Осени. | |||
10. | Профессий много есть на свете. | |||
11. | В мире любимых сказок. | |||
12. | Учимся приходить на помощь… | |||
13. | О рабочих руках и трудолюбии. | |||
14 | Зайкина избушка. | |||
15. | Учимся вежливости. | |||
16. | Новогодняя сказка. | |||
17. | Познакомьтесь, это я! | |||
18. | Снегурочка. | |||
19.. | Сказка о солнечном зайчике. | |||
20. | Нам нравится гулять по зоопарку… | |||
21. | По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк». | |||
22. | Когда люди радуются. | |||
23. | Я расту! | |||
24. | Поезд везёт подарки мамам. | |||
25. | Сказка о весёлой пчёлке. | |||
26. | Клуб любителей природы. | |||
27. | Как у зайчонка болел зуб. | |||
28. | Приглашаем гостей. | |||
29. | В городе Лекарственных растений. | |||
30. | Солнышко. | |||
31. | На пороге лета. | |||
32. | О рыбалке. | |||
33. | К. И. Чуковский и его произведения. |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
для 2 класса
(34 ч/год, 1ч/нед)
№ п/п | Тема | Дата | Корректировка КТП |
1 | О культуре поведения в школе | ||
2 | Под крышей дома моего | ||
3 | Времена года | ||
4 | Отправляемся в путешествие. | ||
5 | Узнай меня! | ||
6 | Не надо больше ссориться. | ||
7 | Учимся дружить. | ||
8 | Белый пёс и сиреневый цветочек. | ||
9 | Учимся обсуждать проблему | ||
10 | Во саду ли, в огороде. | ||
11 | Слушаем сказку. | ||
12 | Поговорим о собаках. | ||
13 | Тише, пожалуйста! | ||
14 | Занимательный журнал «Имена». | ||
15 | Колечко красоты. | ||
16 | Девочка и разбойники. | ||
17 | Экскурсия в медицинский кабинет. | ||
18 | Зима в лесу. | ||
19 | По страницам народной сказки «Царевна-лягушка». | ||
20 | Для чего нам нужны глазки. | ||
21 | И снова сказка. | ||
22 | Давайте, друзья, поговорим о маме | ||
23 | Лепим снеговика | ||
24 | Цветик-семицветик. | ||
25 | Волшебники и волшебные предметы. | ||
26 | Животные с книжных страниц | ||
27 | Спешим на помощь к бабке Ёжке | ||
28 | День космонавтики. | ||
29 | Тропинка. | ||
30 | Ох уж, этот вечер.!.. | ||
31 | Сказочные фанты. | ||
32 | Лето в загадках. | ||
33 | Школа насекомых. | ||
34 | Кем быть? О профессии и трудолюбии. |
4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
для 3 класса (34ч/год, 1ч/ нед)
№ п/п | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП |
1 | Путешествие в сказку | ||
2 | И снова об осени… | ||
3 | О себе, о дружбе, о друзьях… | ||
4 | О добре и зле. | ||
5 | Посылка от сказочных героев. | ||
6 | Письмо дедушки Морфея | ||
7 | Эдуард Успенский | ||
8 | Выглянуло солнышко… | ||
9 | О кошках и собаках. | ||
10 | «У камина». | ||
11 | Клуб «Выручайка». | ||
12 | Слушаем сказку. | ||
13 | О животном не очень приятном. | ||
14 | В гости к друзьям в Простоквашино. | ||
15 | Что за праздник без цветов… | ||
16 | В мире профессий | ||
17 | Наши страхи. | ||
18 | Что такое зима? | ||
19 | Знаменитые малыши. Незнайка. | ||
20 | Экзотические животные. | ||
21 | Зимушка-зима. | ||
22 | Зимние забавы. | ||
23 | Да здравствуют, книги! | ||
24 | Роза для мамы. | ||
25 | Принцессы Шарля Перро. | ||
26 | Клуб «Белая ворона». | ||
27 | «Ромашка» | ||
28 | Бабочек весёлый хоровод. | ||
29 | Театр кошек Юрия Куклачёва. | ||
30 | Учимся работать в микрогруппе. | ||
31 | Фея Фантаста. | ||
32 | Хлеб -наше богатство. | ||
33 | Берегите время! | ||
34 | Цветочная карусель. |
4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
для 4 класса (34ч/год, 1ч/нед)
№ п/п | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП |
1 | С днём знаний! | ||
2 | Осенняя сказка. | ||
3 | Семейный калейдоскоп. | ||
4 | И это тоже я! | ||
5 | О профессиях и трудолюбии. | ||
6 | В который раз о дружбе. | ||
7 | В который раз о дружбе. | ||
8 | Мы - за здоровый образ жизни. | ||
9 | Как выбирать друзей. | ||
10 | О режиме дня. | ||
11 | Экологическая карусель. | ||
12 | Накануне новогодних праздников. | ||
13 | Берегите книгу! | ||
14 | О рыцарстве. | ||
15 | День рождения старой ели. | ||
16 | Будь здоров! | ||
17 | Люди! Берегите природу! | ||
18 | О совести. | ||
19 | Учимся быть щедрыми. | ||
20 | Путешествие капельки. | ||
21 | Настроение. | ||
22 | На экономической волне. | ||
23 | Секреты здоровья. | ||
24 | Кошки. | ||
25 | Приглашение к разговору. | ||
26 | Полюбуйся, весна наступает. | ||
27 | Наши бабушки. | ||
28 | Игры в самих себя. | ||
29 | Сказки Г. – Х. Андерсена. | ||
30 | Учимся шутить. | ||
31 | Живи, не требуя награды. | ||
32 | Покуда сердца стучатся… | ||
33 | О Робинзоне Крузо. | ||
34 | О вреде курения. |
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности».
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Стремиться приходить на помощь, быть чуткими и отзывчивыми.
7. Сострадать животным, не обижать их.
8. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
9. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
10. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Замечать красоту природы.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
7. . О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
4. Быть сострадательными к чужому горю.
5. Не обижать животных и птиц.
6. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
8. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
9. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
10. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
- Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».