Поурочные планы 2 класс программа "Школа 2100"

Ганжа Светлана Давыдовна

Поурочные планы по русскому языку,литературному чтению и окружающему миру во втором классе

Анимашки Книги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochnye_russkiy.rar1.11 МБ
Файл russkiy_2_polug.rar1.19 МБ
Файл okr._mir.rar2.72 МБ
Файл okr_mir_2_polug.rar2.31 МБ
Файл literatura.rar845.53 КБ
Файл literatura_2_polugodie.rar958.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 32

КАК СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ СЛОВА-НАЗВАНИЯ
И СЛОВА-ПРИЗНАКИ

Цели и задачи: воспитывать интерес к родному языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; продолжить знакомство с группой слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначающие признаки предметов; наблюдение над тем, как связаны между собой слова-названия и слова-признаки; учить детей постановке вопросов к словам признакам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

Учитель. Ребята, вспомните правописание словарных слов, написанных на доске.

Вам нужно вставить пропущенные буквы и образовать однокоренные слова-признаки, соответствующие вопросам.

На доске:

Учитель вызывает нескольких учеников к доске.

III. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. С какими словами мы начали знакомиться на прошлом уроке?

Дети. Со словами, которые обозначают признаки предметов
и отвечают на вопросы
какой? какая? какое? какие?

Учитель. Сегодня на уроке мы будем наблюдать, как связаны слова-названия и слова-признаки.

IV. Наблюдение над словами-названиями и словами-признаками.

Упр. 65 (с. 43).

Учитель. На прошлом уроке мы выяснили, что между словами-названиями и словами-признаками есть связь. Нам нужно понять, какова она.

В упражнении нас просят соединить слова парами. Сначала прочитайте правый столбик. Чтобы найти слово-признак, нужно задать вопрос. Задайте вопрос от слова друг.

Дети. Друг – какой?

Учитель. Какое из слов левого столбика подходит?

Дети. Старый.

Учитель. А по смыслу этот признак сочетается со словом друг? Соедините эту пару карандашом в учебнике.

Назовите остальные пары.

1-й ученик. Любимые стихи.

2-й ученик. Новая книга.

3-й ученик. Длинное письмо.

Учитель. Запишите получившиеся пары по образцу.

Учитель показывает образец записи на доске:

Несколько учеников выполняют задание на доске, остальные в тетради.

Вывод: Слова в парах связаны по смыслу, от одного слова к другому можно задать вопрос.

V. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 66 (с. 44).

Учитель. Прочитайте слова, называющие признаки предметов. На какой вопрос они отвечают?

Дети. Все слова отвечают на вопрос какой?.

Учитель. Нам нужно разделить слова на две группы и записать в два столбика. По какому признаку будем делить? Посмотрите внимательно на упражнение.

Дети высказывают предположения.

Дети. В упражнении даны два рисунка: мяч и тигр. Признаки нужно распределить по смыслу.

Задание можно дать по вариантам.

I вариант – мяч,

II вариант – тигр.

Двух учеников можно вызвать для работы на «закрытой» доске.

Учитель. Не забудьте выполнить дополнительное задание. Что нужно сделать?

Дети. Поставить в словах ударение, подчеркнуть «опасные места».

Учитель. Какие слова попали в оба столбика? Почему?

Дети. Большой, любимый. Эти признаки подходят ко многим предметам.

2. Упр. 67, с. 44 (самостоятельная работа).

Упражнение выполняется по заданию.

Мяч (какой?) веселый, звонкий, желтый, красный, голубой.

Учитель. Можете добавить свои слова.

VI. Итог урока.

Учитель. С какими словами связаны слова-признаки?

Дети. Со словами – названиями предметов.

Учитель. Как они связаны? Как можно доказать?

Дети. По смыслу. Можно поставить вопрос.

Домашнее задание: упр. 49, с. 25 (дидактический материал).



Предварительный просмотр:

Урок 100

УПРАЖНЕНИе В ПРАВОПИСАНИИ СЛОВ
С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ
Ь И Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ

Цели и задачи: продолжить упражнения в правописании слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать умение слышать звучащее слово.

 формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

Учитель. Прочитайте слова на доске. Что вы можете о них сказать?

Дети. Это словарные слова.

Учитель. Что нужно сделать?

Дети. Вставить пропущенные буквы.

Учитель. На какой вопрос отвечают слова?

Дети. Все слова отвечают на вопрос кто?

Учитель. Спишите слова в столбик, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

На доске:

Учитель. А теперь образуем слова-признаки, отвечающие на вопрос чьи?

Например:

Следы коровы – следы чьи? коровьи.

Как напишем это слово?

Дети. С разделительным мягким знаком.

Дети записывают слово под вопросом чьи? Выделяют орфограмму. Учитель вызывает учеников к доске, они записывают образованные слова.


На доске запись:        чьи?

        коровьи

        собачьи

        вороньи

        ребячьи

        черепашьи

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Выборочный диктант.

Учитель. Потренируемся писать под диктовку. Я называю вам имена, а вы записываете только те, которые пишутся с разделительным мягким знаком, обозначаете орфограмму.

Анатолий, Дарья, Игорь, Ольга, Марья, Андрей, Илья, Татьяна, Антон, Софья, Наталья, Яков, Ульяна.

Запись в тетради:

Дарья, Марья, Илья, Татьяна, Софья, Наталья, Ульяна.

2. Выборочное списывание. Упр. 206 (с. 120–121).

Упражнение разбирается коллективно с комментированием выбора, почему пишется мягкий знак, и какой (смягчитель или разделительный)?

Затем дети самостоятельно списывают только те предложения, где есть слова с разделительным мягким знаком.

3. Предупредительный диктант.

На доске пословицы и поговорки:

Учитель. Подчеркнем «ошибкоопасные места». К доске вызываются три ученика, они подчеркивают «опасные места» с комментированием, вставляют пропущенные буквы.

Учитель закрывает доску и диктует предложения.

Самопроверка. (Дети проверяют написанное, сверяя с доской).

V. Итог урока.

Учитель. Возникали трудности при выполнении заданий? Нужно еще упражняться в правописании слов с разделительным мягким знаком?

Домашнее задание: упр. 193, с. 84 (дидактический материал



Предварительный просмотр:

Урок 12

Смена времен года

Цель: показать связь времен года с изменением угла солнечных лучей и продолжительности дня.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний, постановка цели.

– Вспомните, как люди умели определять месяцы года, когда не было еще календаря?

– В какое время года солнце поднимается высоко над поверхностью земли, а когда – низко?

– Вспомните, что вы знаете о вращении земли вокруг оси и обращении ее вокруг Солнца?

– Прочитайте тему урока. Какие цели поставим перед собой?

III. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

В начале урока мы с вами проведем опыт. Повесим намоченное и отжатое полотенце на спинку стула, стул повернем спинкой к батарее отопления. Второе такое же полотенце на другом стуле разместим боком к батарее на том же расстоянии. Оставим их до середины урока.

2. Работа по учебнику.

– Раскрасьте рисунок (с. 57). Какие цветные карандаши вы использовали? В чем различие времен года?

– Рассмотрите рисунок (с. 57). Сравните летний и зимний путь солнца относительно линии горизонта.

– Рассмотрите иллюстрации (с. 56). Расскажите, как живут рябина, серые гуси круглый год. Что в их жизни меняется по сезонам?

– Посмотрим наши полотенца. Какое из них высохло больше? Почему? Как действуют прямые и косые тепловые лучи от нагревателя? Прочитайте вывод в рамочке.

3. Объяснение учителя.

Как вы уже знаете, Земля вращается вокруг своей оси. Ось есть у многих вращающихся предметов. Земля в отличие от представлений героев А. Милна (Винни-Пух нашел палку, а Кристофер Робин назвал ее земной осью.), не имеет настоящей оси. Ее воображаемая ось имеет постоянный наклон и направлена на Полярную звезду. Это находит свое отражение в устройстве глобуса.

На предыдущих уроках мы говорили с вами о созвездиях. Созвездие – один из участков, на которые для удобства поделено небо. Созвездия объединяют небесные тела, находящиеся друг от друга на большом расстоянии. Так как астрономия создана в значительной степени трудами древнегреческих ученых, наименование созвездий часто связано с жизнью древнегреческих богов. Рядом с созвездием Большой Медведицы расположено созвездие Малой Медведицы, в которое входит Полярная звезда. Расположите глобус так, чтобы его ось была направлена на Полярную звезду. (Созвездие Малой Медведицы изображено на доске.) Найдите на глобусе Австралию и Южную Америку. Почему там в январе лето, а в июле – зима? Ответить вам поможет глобус и лампа.

4. Работа по учебнику.

– Рассмотрите схему годичного движения Земли по своей орбите (с. 58).

– Прочитайте текст учебника (с. 58), рассмотрите иллюстрацию.

IV. Итог урока.

– Какие лучи сильнее нагревают Землю: прямые или косые?

– Как времена года зависят от изменения угла падения солнечных лучей?

– Почему происходит смена времен года? Объясните, используя глобус, лампу.

– Действительно Солнце движется по небу или это нам только кажется?

Домашнее задание: выполнить задания на с. 60–63 (по выбору).



Предварительный просмотр:

Урок 25

реки

Цели: познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения рек, их полноводности; научиться находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать.

Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки, изображающие реки, макеты местности, изготовленные детьми на уроке 4 (домашнее задание).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний, постановка цели.

Учитель. Мы сегодня отправимся в путешествие. Но прежде чем отправимся, мы должны ответить на вопросы. (Вопросы на повторение ранее изученного материала.)

– Как превратить воду в пар?

– Какие 3 состояния воды вы знаете?

– Где и как рождаются капли дождя?

– Почему вода стекает вниз?

– Без чего мы не сможем, путешествуя, обойтись?

– Покажите на карте материки и части света.

– Что на карте показывается голубой линией?

Учитель. Сегодня мы отправимся путешествовать с вами на корабле по рекам, чтобы узнать как можно больше о них.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику, с. 104.

Река – это постоянный водоток. начинается река с истока. исток – место, где рождается река. началом реки может быть родник. Движение воды в реке образует течение. У горных рек течение может быть быстрое, бурное, так как река стекает по крутым склонам. У равнинных рек течение спокойное.

2. Рассказ учителя.

В данный момент мы с вами плывем по течению реки. Слева будет у нас левый берег, справа – правый берег. Обратите внимание: в реку, по которой мы плывем, впадают другие речки и ручейки. Они называются притоками. А впереди водоем, в который наша река впадает. Это место называют устьем реки. Чем дальше течет наша река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг нам встретится на пути другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам реки собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

Учитель сопровождает рассказ показом рисунков, фотографий рек.

Учитель. Наша команда корабля должна разделиться на 2 группы. 1-я группа ищет реки Европы и Азии, а 2-я группа – реки Америки и Африки. Затем на общей карте вы эти реки показываете.

V. Итог урока.

– Ну вот мы и вернулись домой. Что вам запомнилось больше всего в путешествии?

– Какие реки вы теперь знаете?

Домашнее задание: в конце любого путешествия нужно написать отчет: на макете, который дети делали несколько уроков назад, нужно изобразить реки; подготовить доклады о Каспийском море, о Байкале (по желанию).



Предварительный просмотр:

Урок 35

«Волшебные сказки»
(внеклассное чтение)

Цели: достигать понимания детьми текста на уровне содержания, смысла; учить выражать свое отношение к событиям, языку произведения.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

– Что вы видите на доске? Правильно, это шкатулка. В этом небольшом сундучке в старину хранили дорогие для памяти письма, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность.

В нашей шкатулке – сказки. С давних времен сказки бережно хранились в людской памяти. Сказку любили. Ее любят и сегодня. В народном творчестве сказка – самое большое чудо. Сказки – драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.

II. Постановка проблемы.

– Какие сказки вы читали? Почему они волшебные?

III. Открытие детьми нового знания.

Выступления учащихся: пересказ сказок по «цепочке».

IV. Первичное закрепление.

Просмотр диафильма «Царевна-лягушка».

– Кому же в сказках достается волшебная удача?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Игра «Бюро находок».

– В бюро собраны вещи, которые потеряли герои. Помогите сказочным героям найти свои вещи.

VI. Повторение пройденного.

– Отгадайте загадки по сказкам.

VII. Итог урока.

– Чему учат эти сказки?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: подготовиться к работе по сказке Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».



Предварительный просмотр:

Урок 100

Эстонская сказка
«Почему у зайца губа рассечена»

Цели: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Пожелайте удачи друг другу.

Прослушиваются сказки, которые сочинили ребята.

– Что объединяет все эти сказки?

II. Постановка проблемы.

Чтение авторского текста на с. 75.

– Что объясняется в сказках, в заглавии которых есть вопрос?

– На какие вопросы ответят сказки, с которыми будем знакомиться сегодня?

III. Открытие детьми нового знания.

Чтение заглавий, ответы на вопросы, предположение содержания сказок.

IV. Первичное закрепление.

Работа с иллюстрациями  на с. 76 и с. 78.

– Как вы думаете, над чем смеются зайцы?

– Какой момент изображен?

– Как вы думаете, из-за чего у них вышла ссора?

Работа по тетради на с. 43, задание 1.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1-й  вариант читает сказку «Почему у зайца губа рассечена».

2-й  вариант – «Как петух лису обманул».

– О чем рассказывается в сказках?

     VI. Повторение пройденного.

Чтение вслух  с комментариями.

Вопросы к 1-й сказке:

– Что горького в судьбе зайца?

– Что предложил заяц?

– Почему овцы побежали неизвестно куда?

– Как описывается овечий испуг?

– Почему вокруг было много шума?

– Над чем смеялись зайцы?

– Почему они передумали топиться?

Вопросы  ко 2-й сказке:

– Почему старуха прогнала петуха?

– Как же петух одурачил лису?

– А на кого обижается лиса?

VII. Итог урока.

– Что необычного в образе зайца и в образе лисы в сказках, прочитанных на уроке?

– Как бы вы ответили на вопрос в заглавии каждой сказки?

Самооценка своей работы на уроке.

Домашнее задание: подготовиться к инсценированию сказки «Как петух лису обманул».