Представление опыта работы участника семинара городского методического объединения учителей начальных классов, Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 9» города Назарово Красноярского края Величенко Ольги Александровны

Ганжа Светлана Давыдовна

Представление опыта работы участника семинара городского методического объединения учителей начальных классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Гимназия № 9» города Назарово Красноярского края  Величенко Ольга Александровна по теме Прием «Лови ошибку»

Впервые идея была описана в книге А.А. Гина «Приемы педагогической техники»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovi_oshibku.docx24.91 КБ
Файл lovi_oshibku.pptx465.75 КБ

Предварительный просмотр:

Прием «Лови ошибку»

Впервые идея была описана в книге А.А. Гина «Приемы педагогической техники».

При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании,  педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант. 

Преимущества приема «Лови ошибку»:

  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
  • развивает аналитические способности;
  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Формирует:

  • умение  анализировать и информацию;
  •  умение  применять  знания    в     нестандартной  ситуации;
  •  умение  критически  оценивать  полученную  информацию.

Используется на разных этапах урока:

в начале – при устных упражнениях или при повторении;

в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления;

в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.    

Недостатки приема «Лови ошибку!»

Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.

Инструкция по «Ловле ошибок»

  • Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора.

  • Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании. Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.  Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется на него время.

  • Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».
  • Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.

Прием «Лови ошибку» может использоваться  в работе по группам, по парам  и в индивидуальной работе   Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» можно применять в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися. Первым это поможет продемонстрировать свои знания, вторым — включиться в учебный процесс.

Примеры использования приёма.

Русский язык

  • Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь. Можно работать индивидуально - у каждого своя карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем.  Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки

Вьюга. На улице стаитхалодная зима. Бушует вюга. Сильный ветер всадукочает деревья. Ветки тополя стучят в окно. Дарогузамило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо. 

В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

Окружающий мир

  • Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает).

  • Сейчас будем играть в игру «Лови ошибку». Внимательно слушайте утверждения. Если вы подумали, что утверждение верное, то поднимаете зеленую карточку. А если вы услышали неверное утверждение, то вы поднимаете красную карточку и даете верный ответ.

-Глаза – это орган зрения. 

-Нос – это орган вкуса. 

-Уши – это орган слуха. 

-Кожа – это орган обоняния. 

  • Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.

На севере          Один из холодных районов Земли — это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

(Ошибки: в районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс; пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.)

В жарких районах        На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства — саванны, а также густые влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.

(Ошибки: моржи, тюлени — животные Северного Ледовитого океана.)

Литература    

  • Какие утверждения по содержанию рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным» верные, а какие нет:
  1. Дениска очень любил манную кашу. (-)
  2. Однажды Денис услышал от мамы, что тайное всегда становится явным. (+)
  3. Чтобы съесть кашу, Дениска добавил в неё варенье. (-)
  4. Каша была очень густая. (+)
  5. После завтрака мама предложила пойти в цирк. (-)
  6. Когда Денискина мама сердится, глаза у неё становятся синие, как море. (-)

Математика – найти ошибки в записи примеров

10 – 4 × 2 = 12            4 + 2 : 2 = 3


Возможности использования этого метода ограничены только фантазией. «Лови ошибку» помогает развивать у детей критическое мышление и аналитические способности, а также позволяет применять на практике полученные знания. Такая необычная форма проверки пройденного материала требует от учеников внимательности и способности анализировать услышанное.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» города Назарово Красноярского края Приём « ЛОВИ ОШИБКУ » Учитель начальных классов Величенко Ольга Александровна

Слайд 2

« Лови ошибку » - универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Впервые идея была описана в книге А.А.Гина «Приёмы педагогической техники»

Слайд 3

Преимущества приема «Лови ошибку»: универсален, его применение возможно на уроках практически по всем дисциплинам; приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся; развивает аналитические способности; предоставляет поле для практического применения полученных знаний; способствует более прочному усвоению учебного материала.

Слайд 4

Приём формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Слайд 5

Инструкция по «Ловле ошибок» Можно использовать на любом этапе урока, в любом возрасте. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок. Надо предупредить детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании. Дать установку найти определенное количество неверных пунктов. Составляя задание, продумать с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения. Обязательно после обнаружения ошибки, акцентировать внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.

Слайд 6

Использование на разных этапах урока: в начале – при устных упражнениях для активизации имеющихся знаний; в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления; в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.

Слайд 7

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках русского языка: Вьюга. На улице стаитхалодная зима. Бушует вюга . Сильный ветер всадукочает деревья. Ветки тополя стучят в окно. Дарогузамило . Трудно пройти кдому . Хлопья снега бют в лицо.

Слайд 8

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках математики: 10 – 4 × 2 = 12 4 + 2 : 2 = 3

Слайд 9

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках окружающего мира: На севере Один из холодных районов Земли — это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

Слайд 10

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках литературного чтения: Какие утверждения по содержанию рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным» верные, а какие нет : Дениска очень любил манную кашу. Однажды Денис услышал от мамы, что тайное всегда становится явным . Чтобы съесть кашу, Дениска добавил в неё варенье. Каша была очень густая . После завтрака мама предложила пойти в цирк . Когда Денискина мама сердится, глаза у неё становятся синие, как море.