Методические разработки

Кузнецов Олег Юрьевич

На этой странице представлены некоторые мои методические разработки по физике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №28

им.академика Б.А.Королева г.Н.Новгород

Методическая разработка урока

в 7 классе по физике

по теме «Движение молекул. Диффузия»

Педагогический и методический сценарий урока «Движение молекул. Диффузия»

7 класс Тип урока: комбинированный.

Этапы урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Показатели выполнения задачи

I. Организационный этап.

 2 мин.

Мобилизовать учеников для активной работы на уроке.

Учитель:

Добрый день, ребята. Какое ваше настроение? Настроение хорошее. Давайте поделимся своим настроением друг с другом. Повернитесь к своему товарищу по парте, улыбнитесь ему, поделитесь с ним своим хорошим настроением. Пожелаем друг другу успехов.

Ребята участвуют в

психолого-педагогическом

тренинге «Хорошее

настроение».

Кратковременность, быстрота включения учащихся в работу, ритм, готовность класса и оборудования

II. Контрольно – оценочный этап.

  5 мин.

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания. Устранить обнаруженные пробелы.

Учитель: Внимание! На доске задания.

1. Закончите фразу.

 - Молекула – это…

 - Молекулы состоят из …

 - У одного и того же вещества  

    молекулы…

 - У разных веществ молекулы…

2.  Подчеркните  неверное утверждение.

 -При нагревании молекулы вещества   увеличиваются в размерах.

 -При нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.

  Все пары осуществляют взаимопроверку.

  Учитель проводит включенный контроль  одной пары и оценивает.

По желанию ученик может выбрать самопроверку по ключу (см. Приложение 1).

После комментария в журнал выставляются оценки.

Работа в статических парах.

 Индивидуальная работа.

Взаимопроверка.

Проверка.

Самопроверка

Выявление учителем за короткий промежуток времени знаний у большинства учащихся класса, установление типичных недостатков и их ликвидация.

III. Мотивационный

 этап.

4 мин.

Мотивация, актуализация и активизация опорных умений и навыков учащихся.

Определение темы урока.

-Как вы думаете, как себя ведут молекулы в веществе?

Диалог с учащимися по обсуждению выдвинутых гипотез.

-Что мы будем изучать на уроке?

- Какова тема урока?

Учитель побуждает ребят к постановке познавательных и образовательных целей.

-Продолжим заглядывать внутрь вещества. Какими еще свойствами обладают молекулы?

 -Внесем «черный ящик» (в ящике находится  долька апельсина).

Проблемный вопрос.

Что в «черном ящике»?

Что помогло нам ответить на этот вопрос?

    Целеполагание.

-А другие вещества могут сами смешиваться друг с другом?

-Вы встречались с такими ситуациями? Приведите примеры.

-Как вы относитесь к такому явлению?

-Нужно ли его изучать?

-Что бы вы хотели узнать о поведении молекул в веществе?

-Какие источники информации мы будем использовать?

-Какая тема нашего урока?

-Заготовьте место для записи темы урока. Позднее мы это сделаем.

Открывается заранее приготовленный плакат с эпиграфом.

Учитель(наизусть) выразительно, проникновенно, читает слова эпиграфа.

«В одном мгновенье видеть вечность,

  Огромный мир - в зерне песка,

  В единой горсти – бесконечность

  И небо – чашечке цветка».

В.Блейк.                                              

Ребята выдвигают гипотезы

 относительно поставленной

проблемы.

Диалог с учащимися по

обсуждению выдвинутых

 гипотез.

Дети самостоятельно

определяют тему.

Предполагаемый вариант

 темы записывается на доске.

В беседу вовлекается как

 можно больше учащихся.

Учащиеся высказывают

любые мнения, какими бы

они не были, например,

 запах апельсина смешался

с воздухом.

Дети приводят примеры

смешивания веществ.

Ребята определяют для себя,

нужны ли им знания о

молекулах, какие знания и

для чего.

Осуществляется личная

 актуализация знаний.

Смешивание веществ

(предполагаемый ответ)

Ученики подводятся к

пониманию глубокой

философской связи между

микромиром и миром, в

котором мы живем.

Формулировка противоречия в терминах «желаемое – действительное». Формулировка цели учащимися: необходимо новое понятие для объяснения многих процессов в природе, быту и технике.

IV. Организационно–деятельностный этап.

15 мин.

Сформировать у учащихся конкретное представление о понятии «диффузия», его сущности, зависимости от физических параметров (температуре, агрегатном состоянии вещества).

«Создание» нового знания.

Эксперимент 1.

Учитель предлагает классу провести эксперимент.

-Будем брать разные вещества, соединять их, не перемешивая, и наблюдать, образуется ли через какое то время смесь. Как вы думаете, каков будет результат эксперимента?

У нас на демонстрационном столе находятся:

А) Две колбы с водой и раствором медного купороса.

Б)  Колба с ваткой, смоченной духами.

Аккуратно сольем жидкости, а колбу с духами откроем. Какой результат нас ожидает?

А как смешиваются твердые тела?

Будем следить за экспериментом, а в это же время посмотрим видеофрагмент о смешивании твердых тел.

Учитель:

Продолжим наблюдение за жидкостями ,однако посмотрите, что получилось в колбе, куда аккуратно налили воду и купорос неделю назад.

Анализ результатов опыта.

Какие результаты мы получили?

Эксперимент 2.

Учитель предлагает провести эксперимент с диффузией при разных температурах, сделать выводы.

А теперь посмотрим, как влияет на смешивание веществ температура.

Будем нагревать смесь воды и медного купороса. Как вы думаете: это повлияет на результат?

В это время учитель организует работу над определением диффузии.

Учитель:

-Это новое для нас явление. Оно называется диффузия.

  1. Найди в тексте учебника определение диффузии. Прочитай его.
  2. Проговори определение своему товарищу.
  3. Прослушай, как это делает твой сосед.
  4. Проговорите определение всем классом.
  5. Запиши определение в тетрадь на память.
  6. Проверь свою запись с записью учебника.

-А теперь вернемся к нашему опыту. Что вы заметили?

Учитель ставит учебную проблему.

 Какие свойства молекул обеспечивают смешивание веществ?

Какие невидимые процессы происходят с молекулами при диффузии?

Учитель предлагает провести игру «Я молекула» (физкультминутка - учебная игра, см. Приложение 2).

- Так как же назывался наш урок?

Учитель совместно с детьми проводит подведение итогов работы по «созданию новых знаний»

Итак, ребята, подведем итоги нашей работы.

Что мы узнали о молекулах?

Что происходит с веществами при их взаимодействии?

От чего зависит диффузия веществ?

Ребята выдвигают

предположения о результатах

эксперимента (мы увидим в

 колбе смесь и почувствуем

 запах).

Один из учеников у доски

 ставит опыты.

Учащиеся смотрят

 видеофрагмент

«Диффузия».  (4 мин)

Дети обращают внимание на

то что, граница между

жидкостями не изменилась,

а запах уже есть.

Записывают результат

наблюдений.

Предполагаемые выводы:

Вещества смешиваются.

Газы смешиваются быстро,

жидкости медленнее, а в

 твердых телах смешивание

происходит очень медленно.

Ученики совместно с

учителем работают над определением диффузии, затем записывают его в тетрадь.

Ребята делают выводы по

 результатам опыта.

 Предполагаемый вывод:

при повышении температуры

 диффузия протекает быстрее.

В процессе игры дети,

исполняя роль молекулы,

приходят к пониманию

следующих фактов:

Движением молекул

объясняются многие явления

природы (испарение,

давление, смешивание веществ).

Дети подводят итоги:

Молекулы движутся,

вещества диффундируют.

Ученики корректируют тему

урока и записывают ее в

тетрадь на заготовленное

место.

«Движение молекул.

Диффузия"

Дети делают выводы:

  1. Молекулы движутся.
  2. Вещества

диффундируют.

  1. Диффузия протекает

 в газах быстро,

жидкостях медленнее,

 твердых телах очень

 медленно.

  1. При повышении

 температуры

увеличивается

 скорость диффузии.

Наличие продукта интеллектуальной деятельности – формулировки определения нового понятия «диффузия».

V.  Этап закрепления знаний.

12 мин.

Установить факт осознанного усвоения понятия. Формировать умения объяснять поведение тел на основании факта движения молекул.

Диагностировать возможность перехода к следующему этапу урока.

Включение новых знаний в систему ранее изученного материала.

Формировать навыки решения качественных задач на применение новых знаний.

Применение нового знания.

Учитель организует работу по первичному закреплению новых знаний.

А) Объясните движением молекул поведение тел в следующих ситуациях:

 1. Частики дыма «висят» в воздухе.

 2. Художник смешивает на палитре разные краски для получения нужного оттенка.

 3. Природный газ при неправильной эксплуатации может разорвать баллон, в котором он находится.

 4. Белье разного цвета, замоченное вместе, закрасилось.

 5. Огурцы через несколько дней после того, как их положили, просолились.

 6. Шарик раздувается при наполнении его газом.

 7. В воде любого водоема растворен воздух.

 8. Для составления гербария растения высушивают.

Б)  Физический диктант «Веришь – не веришь» (см. Приложение 3)

Учитель предлагает ребятам карточки с верными и неверными утверждениями по вариантам. Верные утверждения отмечаются знаком +, неверные знаком - .

В) Учитель: презентация «Диффузия в природе, быту, технике» (см. Приложение 4).Вам предстоит в каждой картинке слайда найти проявление диффузии.

На слайде даны изображения:

  • Подводный мир с его обитателями;

  • Клубника;

  • Гуси, пасущиеся на лугу;

  • Приготовленные продукты питания;

  • Декоративная свеча;

  • Банки с консервированными овощами;

  • Электродуговая сварка;

  • Жидкокристаллический монитор ноутбука;

  • Запуск космического корабля.

Ученики

Дают объяснения природных

 явлений на основе

 полученных знаний.

Ученики заполняют карточки

 и осуществляют

самопроверку при помощи

ключа, заранее

заготовленного на доске.

Просматривая картинки

слайда, ребята находят

явление диффузии в

различных ситуациях,

отраженных на картинках.

 Ответы могут быть

следующими:

  • Морская вода – раствор

солей, рыбы в ней могут

 жить, так как в воде

растворен кислород.

Некоторые морские

 обитатели выпускают

красящее вещество с

целью защиты и

маскировки от хищников.

  • Приятный запах от

клубники, мы чувствуем

вкус ягод и другой пищи,

благодаря диффузии;

  • Гуси, поедая траву,

 получают различные

питательные вещества,

 которые всасываются

 в пищеварительном

тракте;

  • При пропаривании соль,

 специи быстро

проникают в продукт.

Тесто получается при

 диффузии воды,

дрожжей, сахара, соли.

  • Цвет воска свечи

получили благодаря

диффузии.

  • Проникновение соли в

 овощи

      при консервировании;

  • Металлы свариваются,

так как диффундируют,

находясь в жидком

состоянии;

  •  диффузия в жидких

 кристаллов;

  • При запуске космических

 кораблей в воздух

 выбрасывается огромное

 количество выхлопных

газов, дыма и пыли.

Умение с помощью знания о движении молекул и определения диффузии объяснять различные процессы в природе, быту и технике.

Умение применять полученные знания в различных ситуациях.

VI. Рефлексивно- оценочный этап.

5 мин.

Включить ассоциативное мышление – сопоставление явления природы с собой.

Дать анализ успешности учебной деятельности учащихся через овладение ЗУН и способами деятельности.

Учитель:  «А сейчас вашему вниманию предлагается задание «Я молекула»

-Соотнеси то, что ты узнал о движении молекул с поведением человека и опиши, от чего они зависят.

Вопросы – ориентиры:

 - Как меня называют?

 - Где мое место?

 - Какая я?

 - Как я себя чувствую в холоде, тепле, жаре?

 - Можно ли в поведении людей встретить ситуацию, схожую с явлением диффузии?

 - Трудно ли вам было себя сравнить с молекулой?

 - Ребята, а какое сейчас у вас настроение. Давайте поблагодарим, друг друга за плодотворную работу на уроке и подарим друг другу улыбку. Спасибо вам за наше сотрудничество.

Многие дети успешно

отождествляют себя с

молекулой,

перевоплощаются,

 фантазируют.

Некоторым необходимы

 вопросы – ориентиры.

Отождествление себя с молекулой. Выявление сходства в поведении молекул и человека.

Формулировки новых знаний.

Выявление причин успеха и неуспеха.

Рефлексия.

VII. Задание на дом.

2 мин.

На основе выявлены результатов, дать домашнее задание, которое  закрепляло бы и развивало полученные знания и подготавливало бы к последующему изучению материала, развивало бы интерес к предмету.

Учитель комментирует домашнее задание.

Прочитать текст с 69 п. 27.

Проверить свои знания, пользуясь вопросами с70.

Экспериментальное задание с 71(по желанию).

Для любознательных ребят - «Броуновское движение» п. 1.с. 148

Физика 7 класс (Перышкин А.В.)

Дети записывают в дневник

задание, постановка

вопросов по содержанию и

 выполнению домашнего

 задания.

Принятие домашнего задания. Точность и корректность вопросов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №28

им.академика Б.А.Королева г.Н.Новгород

Методическая разработка урока

в 11 классе по физике

по теме «Фотоны. Гипотеза де – Бройля»

Учитель физики

Кузнецов О.Ю.

Аннотация

Урок по теме «Фотоны. Гипотеза де – Бройля» рассчитан на 45 минут - это урок  формирования новых знаний, построен по  модульной технологии, при объяснении нового материала используется достаточно известный интернет ресурс «ИНТЕРНЕТ УРОК. РУ» (interneturok.ru), на этапе закрепления - технология уровневой дифференциации.

Отличительной чертой проводимого урока является использование модульной карты, которая выдается каждому ученику перед началом урока. Работая практически самостоятельно,  ученик может выбрать подходящий для себя темп работы и уровень изучения темы. Основная задача учителя сформулирована в цели урока. В ходе урока он контролирует работу учеников, своевременно, при необходимости, оказывает им помощь.

Основное условие применения данной методической разработки в своей практике работы – готовность учащихся к самостоятельной работе. При организации самостоятельной работы необходимо обратить внимание учащихся на то, что они должны обязательно вначале прочитать цель  учебного элемента (УЭ), порядок работы и пояснения к отдельному этапу.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель урока:

  • содействовать формированию у учащихся основных понятий по теме, осознанному их применению;
  • способствовать развитию мышления;
  • продолжить работу по воспитанию чувства ответственности.

Дифференцированная цель  для учащихся: отработать основные понятия темы, выработать подходящий по темпу и уровню сложности алгоритм применения полученных знаний.

Материально-дидактической оснащение:

  • учебник физики 11 класс;
  • тест по теме «Законы фотоэффекта» (2-а варианта);
  • модульная карта (выдается каждому ученику);
  • интернет-ресурс internrturok.ru (видео ресурс  «Гипотеза де-Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм» из раздела «Атомная физика» 11 класс)

Применяемая педагогическая технология:

  • модульная технология,
  • информационно-коммуникационная технология,
  • технология уровневой дифференциации обучения,
  • элементы технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Ход урока

1. Инструктаж

2. Актуализация опорных знаний. Самостоятельная работа учащихся (УЭ-1)

Тип проверки: взаимоконтроль

3. Демонстрация видео ресурса   «Гипотеза де-Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм».

4.Продолжение самостоятельной работы учащихся.

5. Итог урока, рефлексия.

Тема «Фотоны. Гипотеза де Бройля»                                                                                          11 класс

№ УЭ

Краткие рекомендации по работе над учебным элементом

Пояснения

УЭ-0

Работа над этим модулем позволит тебе:

- расширить свои представления о свете;                        

- повторить смыл корпускулярно –волнового дуализма;

- познакомится гипотезой де Бройля о существовании волновых свойств у частиц;

Освоение данного модуля будет способствовать развитию вашего мышления, вооружит вас новыми знаниями и подготовит вас к дальнейшему изучению раздела физики. Не пропускай задания!

Работая над каждым учебным

элементом, вначале прочти цель,

 затем порядок работы и пояснения.

Придерживайся времени рекомендованного

к каждому учебному элементу (УЭ)

УЭ-1

Входной контроль

Цель: проверь себя, насколько хорошо тобой усвоен материал предыдущего урока и готов ли ты к изучению новой темы.

Выполни тестовое задание из приложения 1

Работай самостоятельно. Время не более

10 минут.

УЭ-2

Изучение нового материала

Цель:  познакомится с частицей света и ее характеристиками; повторить смысл корпускулярно-волнового дуализма

1. Приготовь в тетради таблицу, которую ты будешь заполнять при объяснении (вопросы, указанные в ячейках помогут тебе работать, их писать не надо)

Характеристика

Фотон

Электрон

Масса

Указать массу покоя,  записать от чего зависит масса движущегося фотона

Записать массу покоя  и массу

Скорость

Указать чему равна

Может ли она изменяться?

Энергия

Записать формулу

Записать формулу для расчета энергии движущегося электрона

Импульс

Указать формулу

Указать формулу

Заряд

Указать численное значение

Указать численное значение

2. Прослушайте  объяснение нового материала.

3. Заполни всю таблицу

4.  Устно ответь на вопросы: Что понимается пословами корпускулярно-волновой дуализм? В  чем состоит гипотезы  де-Бройля?

Слушайте внимательно.

В приложении 2

дан ОК для  

базового уровня.

В ходе

Объяснения

заполни таблицу

для фотона, а

 для электрона

после объяснения.  

На весь элемент

15 минут

УЭ-3

Закрепление

Цель: научится решать задачи на расчет характеристик фотона. Выбери приемлемый для тебя уровень работы

Уровень А

1. Определить импульс фотона и энергию красного излучения, длина волны которого 700 нм.

2.На сколько энергия фотона синего света, длина волны равна 480 нм, больше чем красного с длиной волны 670 нм?

3. Найти массу фотона видимого света, длина волны которого 5 10-7 м.

Уровень Б.

1. Определить длину волны излучения, энергия фотонов которого равна энергии покоя электрона . (Ответ: 2,43 10-12м)

2. Каков импульс фотона, энергия которого равна 3 эВ?

(1эВ= 1,6 10-19Дж) (Ответ: 1,6 10-27кг м/с)

3. При какой скорости электроны будут иметь энергию, равную энергии фотонов ультрафиолетового света с длиной волны 200 нм ? (ответ: 1480 км/с)

Старайся

работать самостоятельно,

 если что-то

не понятно

 обратись к

 товарищу по

группе или учителю

Указание к

№1 (Уровень Б)

Для

определения

массы

покоя

электрона воспользуйся формулой Е=mc2,

где m–

масса электрона

УЭ-5

Выходной контроль

Прежде чем приступить к этому УЭ, открой дневник и запиши домашнее задание:

повторить § 89.

 решить упр.12,  №3.

Цель: выяснить, как  усвоен новый материал. Выполнить тестовое задание из приложения 3.

Приложение 2.                  Фотон. Гипотеза де- Бройля

Часть 1   ФОТОН ( световой квант)

имеет энергию:

массу :  ( )

импульс:

волна              

Дуализм св-в света  

                                                 частица

Природа света одна  - электромагнитная

Часть 2

Гипотеза де- Бройля (1923 г.): корпускулярно-волновой дуализм  является универсальным свойством любых материальных объектов, а не только света.

, длина волны де- Бройля

Приложение 3.

Вариант-1

1.Отдельная порция электромагнитной энергии, поглощаемая атомом называется:

А. джоулем                Б. электрон-вольтом

В. квантом                 Г.электроном

2. Какое из утверждений правильное:

1) скорость фотонов больше скорости света;

 2) скорость фотонов меньше скорости света;

3) скорость фотонов равна скорости света.

А. 1.         Б. 2 .        В. 3.

3.Длина волны увеличилась в 2 раза. Энергия фотона

А. не изменилась  

 Б. уменьшилась в 2 раза

В. увеличилась в 2 раза    

Г. уменьшилась в 4 раза

4. Какой из фотонов – красного или фиолетового света – обладают большим импульсом?

А. фиолетовый     Б. красный    В. равны

Вариант-2

1. Какое из утверждений о свойствах фотона правильное:

1) фотон является частицей электромагнитного поля;

 2) скорость фотона  меньше скорости света;

3) фотон существует только в движении.

А. 1, 3      Б. 1, 2, 3       В. 1,2.

2. Энергия кванта пропорциональна:

А.  скорости кванта     Б.  времени излучения

В.  длине волны              Г. частоте колебаний

Д.  мощности излучения

 3. Длина волны уменьшилась в 2 раза. Энергия фотона

А. увеличилась в 2 раза.    Б. уменьшилась в 2 раза

В. Не изменилась      Г. уменьшилась в 4 раза

4. Какой из фотонов – красного или фиолетового света – имеют большую массу?

А. красный     Б. фиолетовый      В. равны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

07.08.17 Типы механических движений: прямолинейное равномерное, прямолинейное с постоянным ускорением (равноускоренное), движение по окружности с постоянной скоростью, с постоянным угловым ускорением. категория КУРСА Механическое движение Начать

Слайд 2

5 Система отсчета, скорость, ускорение, перемещение- новые физические величины. 4 Знакомство с разными методами представления видов движения. 3 Преимущества: точность , безошибочность, наглядность. 2 Курс поможет эффективнее решать задачи по физике движения. 1 После изучения курса слушатели научатся описывать различные виды движения. Цели курса

Слайд 3

Механическое движение Траектория Путь Криволинейное движение Прямолинейное движение Равномерное движение Неравномерное движение Скорость Средняя скорость Основные понятия темы

Слайд 4

Введите название главы Изменение положения тела в пространстве, относительно других тел с течением времени Траектория движения - линия, по которой движется тело Форма траектории зависит от выбора системы отсчета . Для человека стоящего на Земле траектория точки обода колеса представляет собой циклоиду. Механическое движение Криволинейное движение (лыжник по трассе)

Слайд 5

Введите название главы 1. Можно ли считать равномерным движение автомобиля, едущего по прямому шоссе, если в начальный момент времени показания спидометра были 35765 км, через пять минут - 35770 км, через 10 минут - 35775 км, через 15 минут - 35780 км и так далее? 2. Лифт жилого дома поднимается равномерно со скоростью 1,5 м/с. Считая высоту каждого этажа 3 м, напишите уравнение его движения и вычислите время подъема с 3 на 16 этаж. 3. Определите координаты равномерно катящегося шарика в момент времени t , равный 5 секундам, если в ноль времени он находился в нуле координат. Шарик катится со скоростью 2 см/с по прямому желобу, расположенному под углом 30 градусов к оси ординат (ось Y). Типовые задачи

Слайд 6

Какие тела движутся по криволинейной траектории? 1. Конец минутной стрелки часов 2. Выпущенный из рук камень 3. Кабина лифта Выберите правильный ответ. На столике в вагоне движущегося поезда лежит книга. Относительно каких тел книга находится в покое? Рельсов Столика Колеса вагона

Слайд 7

Тест Щелкните кнопку Тест для редактирования этого теста

Слайд 8

1 2 3 Резюме курса Приобретенные навыки: умение решать задачи , описывать формулами виды движений. Характеристики движения: перемещение, скорость, ускорение, путь. Типы движения: прямолинейное и криволинейное, с постоянной скоростью, с ускорением.