ОГЭ.Обществознание

Чукова Юлия Анатольевна

Задания, чек-листы, памятки, лайфхаки для подготовки к экзамену в 9 классе


РешуОГЭ. https://soc-oge.sdamgia.ru/own_problems 

Обучающие видеоролики. Все темы. https://www.youtube.com/watch?v=1T7Um29vWg8&list=P...

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Памятка для работы с 2 частью ОГЭ по обществознанию (работа с текстом)»

Модель  экзаменационной  работы  по обществознанию отражает  интегральный  характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Ряд заданий экзаменационной работы за курс основной школы по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений,  базовые  компоненты  содержания  в  основной  и  старшей  школе  во многом  совпадают.  Кроме  того,  он позволяет обеспечить преемственность двух этапов итоговой аттестации. Вместе с тем  при разработке контрольно-измерительных материалов для итоговой  аттестации  в 9  классе  учитываются  познавательные  возможности учащихся  основной  школы,  объем  и  характер  предъявляемого  им  учебного содержания  по  предмету.  

Заданиями повышенного и высокого уровня сложности являются задания 2 части КИМ. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Часть 2 экзаменационной работы имеет свои особенности.   Тексты, применяемые в части 2 охватывают все содержательные линии курса. Работа с текстовым документом является важной составляющей в подготовке к ГИА. С помощью текста конкретной содержательной линии расширяется словарный запас школьников, кругозор. Обучающиеся знакомятся с разными точками зрения на конкретную проблему, разными формулировками обществоведческих понятий, отрабатывают следующие умения:

- владеть лексикой, соответствующей той содержательной линии, которой относится текст;

- анализировать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте;

- правильно использовать обществоведческие термины при анализе и интерпретации текстов;

- соотносить значение отдельных понятий, фраз с изученным материалом;

- определять логические связи в тексте;

- понимать как общую идею текста, так и отдельные мысли;

- соотносить содержание текста с реалиями современности;

- определять личное отношение к идеям, содержащимся в тексте;

- обоснованно высказывать и аргументировать свою точку зрения по предложенной в тексте проблеме.

На практике в процессе обучения и подготовки к ГИА по обществознанию часто проявляются следующие проблемы:

1) неумение обучающимися находить нужную информацию самостоятельно, анализировать и объяснять ее;

2) неумение формулировать собственное мнение, выражать взгляды и позиции по общественным проблемам;

3) неумение аккумулировать знания из разных областей, учебных предметов и приводить их в качестве примеров;

4) сложность в сопоставлении фактов, событий, явлений и установлении между ними закономерностей.

Каждое из шести заданий  части 2 ОГЭ по обществознанию проверяет определенное умение на различном содержании обществоведческого курса.

Для более продуктивной работы с текстом обучающимся может быть предложена следующая памятка:

1.Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предварительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами.

2.Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст. Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

     3.  Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предписывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?».

На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

 - внимательно прочитать задание;

- понять, что именно требуется для успешного ответа;

-  уяснить, из каких частей складывается задание;

-  стараться выполнить все задание;

- если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);

-  не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием.

Рассмотрим конкретные задания к тексту.

Первое задание к тексту (№21 в работе) требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них.  План– это  четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.

План может быть простым или сложным. План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов). План может быть составлен и в вопросной или тезисной форме.

- Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому смысловому фрагменту  текста соответствует один вопрос.

- Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис— это кратко сформулированное основное положение смыслового фрагмента текста, лекции, доклада и т.

Казалось бы, это несложное задание. Но оно имеет свои особенности и у обучающихся вызывает ряд трудностей. Во-первых, проявляется неумение выделять главную мысль фрагмента текста и формулировать краткий тезис. Необходимо перечитывать отдельный абзац текста, выбирать в нем ключевые фразы, слова. К ключевым фразам и словам уже подбирать заголовки, иногда удобно заменять глаголы именами существительными.

Во-вторых, некоторую растерянность у детей вызывают тексты «без абзацев» или выдержки из нормативно-правовых актов. Школьники теряются в том, сколько пунктов плана примерно должно быть. В этом случае перечитывание текста повторно просто необходимо, чтобы выделить опорные слова. После составления плана можно еще раз  обратиться к содержанию текста и проверить, все ли главные мысли отражены в плане.

Правильно составленный план помогает обучающимся выполнять следующие задания, так как часто содержит те фразы, формулировки, слова, значение которых нужно раскрывать. В памяти закрепляются важные фразы, что позволяет обучающимся быстро сориентироваться при поиске информации в текстовом источнике.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Как составлять простой план

1.Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

 3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

 5. Запишите план. План должен полностью охватывать все содержание текста. В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.

    В следующих заданиях (22-24) проверяются и оцениваются умения извлекать информацию из текста. Например, приведение одной позиции вместо требуемых трех-четырех свидетельствует о недостаточном уровне владения данным умением. Обратите внимание:

1.Задание   непосредственно относится к тексту,

2.Рассуждения экзаменуемого, не связанные с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом.

3. Если  ответ сводится к рассуждениям, которые к тексту напрямую не относятся, то он оценивается в 0 баллов.

Таким образом, при подготовке  к ОГЭ по обществознанию необходимо организовывать систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих обществоведческую информацию, в первую очередь отрабатывая умения находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста; усилить работу по  формированию умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт выпускника для конкретизации положений текста ;совершенствовать методику формирования умения формулировать и аргументировать суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни.


Предварительный просмотр: