Профессиональные пробы. Ознакомление.Погружение в проблему.

Хамидулина   Альмира   Идрисовна

                                   

 

 

                                                                                                                                                                                                                                Данная страница-это накопление и изучение материала по теме " Профессиональные пробы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy.docx90.52 КБ
Файл profproba_fotograf.docx12.34 КБ
Файл proba_4.docx29.2 КБ
PDF icon proba_3.pdf809.98 КБ
Файл proba_2.docx20.38 КБ
PDF icon proba_1.pdf601.48 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

Новокузнецкий институт (филиал)

Комитет образования и науки г. Новокузнецка

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Автор-составитель:

О. Ю. Елькина

Новокузнецк, 2017


Оглавление

Введение …………………………………………………………………………

1. Научно-педагогические основы профессиональных проб ………………..

2. Технология организации профессиональной пробы ……………………….

3. Педагогические условия проведения профессиональных проб …………..

4. Проведение профессиональных проб ………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………

Литература ………………………………………………………………………

Приложение 1 …………………………………………………………………..

Приложение 2……………………………………………………………………

Приложение 3……………………………………………………………………

Приложение 4……………………………………………………………………

Приложение 5……………………………………………………………………

3

4

11

16

17

19

20

22

23

24

25

26


Введение

Актуальность. В последнее десятилетние получила развитие и поддержку государства проблема профессионального самоопределения российских школьников. Президент России Владимир Путин в ходе Прямой линии 16 апреля 2015 года заявил, что профориентацией молодежи следует заниматься на самой ранней стадии, ещё в школе. О проблеме профессионального самоопределения Глава государства размышлял в Послании Федеральному собранию (декабрь 2013 г.). На заседании Госсовета по вопросам образования в России 23 декабря 2015 года В. В. Путин обратил внимание на значение профессиональной ориентации в профессиональной подготовке школьников: «…безусловно, задачу профессиональной ориентации одна школа решить не может. В таких регионах, как Алтайский край, Приморье, Тамбовская область, Санкт-Петербург, местные власти активно стимулируют предприятия для организации практик и профессиональных проб старшеклассников».

Значимость проблемы подготовки учащейся молодёжи к профессиональному самоопределению подчёркивается в Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 годы», плане деятельности на 2013 – 2018 годы Минобрнауки РФ. Конечно, профессиональная ориентация предполагает привлечение к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес, прежде всего крупный и средний.

Педагогами Кузбасса накоплен педагогический опыт по организации и проведению с обучающимися профессиональных проб, педагогической задачей введения которых является получение обучающимися самостоятельного опыта деятельности в той или иной сфере. Как известно, склонность к профессии развивается в процессе деятельности, поэтому обучающимся необходимо пробовать себя в самых различных видах занятий.  

Профессиональное самоопределение рассматривается как результат процесса формирования у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, самостоятельного нахождения личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения является организация профессиональных проб обучающихся.  


  1. Научно-педагогические основы профессиональных проб

Пробы – еще один эффективный вид образовательной деятельности, педагогической задачей введения которого является получение обучающимися самостоятельного опыта деятельности в той или иной сфере. Как известно, склонность к профессии развивается в процессе деятельности, поэтому обучающимся необходимо пробовать себя в самых различных видах занятий.

Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Целью профессиональных проб является побуждение обучающихся к деятельности, к достижению поставленных личностью целей, наполнение ее конкретным содержанием, и как результат, осознание обучающимся себя в качестве субъекта трудовой, профессиональной деятельности. (Егорова Н.А.[1])

Профессиональная проба помогает «окунуться» в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. Профессиональной пробой может быть:

  • результат (материальные изделия, информационные продукты, номера художественной самодеятельности и др.) занятий в кружках, клубах, школьных курсах профессиональной направленности;
  • некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала;
  • имитационная (деловая) игра на школьных курсах профессиональной направленности и др.

Профессиональные пробы, выполняющие познавательную, развивающую и диагностическую функции, могут осуществляться как в учебном процессе, так и во внеурочной работе. В ходе профессиональных проб осуществляются следующие виды деятельности:

  • моделируются различные элементы профессиональной деятельности; определяется уровень готовности обучающихся к выполнению проб;
  • обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

В ходе профессиональных проб обучающимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности, моделируются различные элементы профессиональной деятельности, определяется уровень готовности обучающихся к выполнению проб, обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Профессиональные пробы являются, своего рода, моделью конкретной профессии, посредством апробирования которой обучающиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри. При этом ученики на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда.

Профессиональная проба включает: представление о себе, своих качествах и особенностях (Образ «Я»); представления о будущей профессии («Образ профессии»); соотнесение Образа «Я» с «Образом профессии» - практическая проба сил.

В содержании профессиональной пробы выделяют два этапа: подготовительный и практический. На каждом этапе решаются определенные задачи

На первом этапе (подготовительном) накапливается информация об обучающихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проба. Обучающиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов в ходе просмотра видеофильмов, бесед со специалистами, посещения предприятий, учреждений определенной трудовой деятельности по предполагаемой пробе. Кроме диагностической задачи, на данном этапе решаются дидактические задачи по приобретению теоретических знаний. Этот этап предусматривает формирование у школьников представлений о данном виде деятельности, которую им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы. Полученные данные используются для определения уровня подготовленности школьников к выполнению пробы и при анализе результатов её выполнения в целом.

Второй (практический) этап включает комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, а также ситуации проявления профессионально важных качеств (ПВК) специалиста.

Гуткин М.С.[2] выделяет еще вводно-ознакомительный этап, где решаются задачи по определению интересов, увлечений обучающихся, их отношение к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об обучающихся могут быть анкеты и ознакомительная беседа.  Полученная информация дает возможность определить состояние общей готовности обучающегося к выполнению профессиональной пробы.

Приобретенный социальный опыт поможет школьникам определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны. Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-воспитательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой.  

Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

На каждом практическом этапе обучающиеся выполняют задания, требующие от них владения начальными профессиональными умениями, достаточными для их реализации в качестве исполнителя. Задания выполняются на трех уровнях сложности. Первый уровень сложности самый простой, исполнительский. Задания второго уровня сложности содержат элементы творческого характера, предусматривают внесение в изготавливаемый продукт новизны и оригинальности. Задания третьего уровня сложности предполагают самостоятельную деятельность школьников – планирование, постановку промежуточных и конечных целей, принятие решения, анализ и самооценку результатов деятельности. Таким образом, третий уровень сложности предполагает самостоятельный поиск выхода из проблемной ситуации.

На первых двух уровнях сложности работа обучающихся сопровождается консультированием, помощью в решении затруднительных вопросов со стороны преподавателя или консультанта-профессионала. Обучающиеся пользуются справочной литературой, вспомогательными дидактическими материалами (схемами, таблицами, чертежами, рисунками и др.).

Профессиональная проба предусматривает три аспекта – технологический, ситуативный и функциональный. Их интеграция позволяет воссоздать целостный образ профессии (Чистякова С.Н.[3]). Поэтому содержание профессиональных проб обусловливает наличие исполнительского, созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития обучающихся.

Технологический аспект (исполнительский компонент) характеризует операционную сторону профессии, предполагает овладение обучающимися  приёмами работы, орудиями труда, знаниями о последовательности воздействия на предмет труда с целью получения завершенного изделия. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности, и получить ответы на вопросы: «Что? Как? В какой последовательности должны осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт деятельности?». Исполнительский компонент в профессиональной пробе предполагает выявление (формирование) у обучающихся практических умений действовать по определенно заданному алгоритму. Например, это может быть выполнение практической работы в соответствии с инструкцией.

Ситуативный аспект (созидательный компонент) воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности. Обучающийся должен определить, найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его природным данным и сложившимся у него формам поведения. Созидательный компонент профессиональной пробы предполагает развитие у обучающихся способностей к конструированию, исследовательской работе. Это могут быть работы, направленные на изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, выбор материалов, деталей, а также предусматривающие модернизацию какой-либо конструкции.

Функциональный аспект (творческий компонент) отражает динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет успешность её освоения средствами, приемами и внутренними, компенсаторными механизмами обучающегося. Он фиксирует те функции и их показатели, которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании пробы. К творческому компоненту профессиональной пробы можно отнести содержание деятельности обучающегося, связанное с конструированием принципиально новых изделий, использованием новых методов решения поставленного задания и т. п.

С.Н. Чистякова[4] выделяет три уровня профессиональных проб. Пробы 1-го уровня сложности требуют от них в основном исполнительских действий; пробы 2-го уровня содержат элементы интеллектуального труда (работа с чертежами, технологической документацией, справочной литературой, расчет по известным формулам, анализ выполненного задания и др.); пробы 3-го уровня носят репродуктивно-творческий характер и предусматривают включение обучающихся в конструкторско-технологическую деятельность. В таблице 1 в качестве примера показаны уровни профессиональной пробы «роспись на поверхности».

В ходе выполнения профессиональных проб педагог выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем знаний, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий.  

Таблица 1 – Уровни профессиональной пробы (по Чистяковой С.Н.)

Выполнение профессиональной пробы

1 уровень

Технологический

компонент

Ситуативный

компонент

Функциональный

 компонент

Основные приемы наложения мазка, точки, завитка.

Знакомство с основами композиции

Задание.

Освоить приемы наложения мазка, точки, завитка

Задание.

Расписать простой гжельский цветок, состоящий из мазков, с которыми ознакомились

Задание.

Роспись на блюде

Условие.

Наложение мазка выполняется мастером-наставником, после чего обучающемуся предлагается повторить показанный прием  

Условие.

Выполнение росписи простых цветков с учетом вариативности

Условие.

Самостоятельно составить композицию росписи и выполнить ее

Результат.

Задание считается выполненным, если мазок наложен четко с плавной линией  

Результат.

Задание считается выполненным, если проявляются фантазия и разные варианты росписи  

Результат.

Задание считается выполненным, если композиция соответствует форме изделия

Выполнение профессиональной пробы

2 уровень

Технологический

компонент

Ситуативный

компонент

Функциональный компонент

Роспись мелкой пластики

Задание.

Освоить приемы росписи мелкой пластики

(лицо, одежда и др.)

Задание.

Расписать скульптуру, раскрывая содержание образа

Задание.

Расписать матрешку, подсвечники «Баба с котом», «Пляска»

Условие.

Самостоятельно разработать отдельные детали росписи одежды, передать характер пластики, настроение  

Условие.

Выполнение росписи с учетом вариативности  

Условие.

Самостоятельно передать характер скульптуры  

Результат.

Задание считается выполненным, если содержание росписи соответствует форме скульптуры  

Результат.

Задание считается выполненным, если роспись соответствует характеру и содержанию скульптуры  

Результат.

Задание считается выполненным, если роспись соответствует заданному сюжету  

Выполнение профессиональной пробы

3 уровень

Технологический

компонент  

Ситуативный

компонент

Функциональный компонент

Роспись сюжетных композиций

Задание.

Освоить приемы изображения пейзажа с силуэтами людей

Задание.

Разработать свои мотивы, декоративную композицию

Задание.

Расписать блюда или вазы

Условие.

Под руководством мастера-художника воспроизвести композицию  

Условие.

Самостоятельно разработать содержание сюжетной композиции  

Условие.

Самостоятельно передать реальное впечатление сюжетных мотивов, используя вариативность росписи

Результат.

Задание считается выполненным, если роспись дает четкое представление о задуманном сюжете  

Результат.

Задание считается выполненным, если достаточно

полно передан характер в изображении задуманного сюжета  

Результат.

Задание считается выполненным, если, используя вариативность, автор смог выявить характер изделия и наиболее верно соединить в росписи элементы геометрического орнамента с сюжетными мотивами. При этом должна сохраняться художественная целостность изделия  

Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения обучающихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы. При подведении итогов выполнения этапов или всей пробы в целом учитель подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.) и дает необходимые рекомендации. Если преподаватель сам испытывает при оценке затруднения, то за помощью следует обратиться к психологу.      

При подведении итогов педагогу следует обратиться к анализу выполнения обучающимися заданий профессиональной пробы и особое внимание обратить на ее составляющие компоненты – технологический, ситуативный, функциональный.

Таким образом, в процессе выполнения профессиональных проб обучающиеся будут получать обширные сведения о деятельности различных специалистов, приобретут опыт соотнесения своих интересов, индивидуальных особенностей с требованиями интересующего профиля, что поможет им выбрать направление дальнейшего обучения.

По итогам выполнения профессиональных проб обучающиеся должны знать:

  • содержание, характер труда в определенной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам специалиста; общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы; технологию выполнения профессиональной пробы; правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
  • основные материалы, инструменты, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы.

Обучающийся должен уметь:

  • выполнять простейшие операции; пользоваться инструментом, материалом, документацией;
  • выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
  • соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Таким образом, современное образовательное учреждение способно ставить и успешно решать комплексную задачу формирования социально зрелой личности через выстраивание развивающей, воспитывающей среды, предоставляя обучающимся возможность «вырасти» в социальном плане, стать социально активными и дееспособными гражданами. Школа может содействовать успешной социализации подрастающего поколения, освоению молодыми людьми базовых социальных ценностей, приобретению навыков взаимодействия, первичных профессиональных умений, расширению социального опыта, в том числе средствами социальных практик и профессиональных проб.


  1. Технология организации профессиональной пробы

Основные задачи программ профессиональных проб – ознакомление обучающихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.

Особенностями профессиональной пробы являются:

  1. Диагностический характер пробы, т. е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).
  2. Результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности – изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала.
  3. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей.
  4. Развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.
  5. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.
  6. Профессиональные пробы проводятся по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий (по классификации Е.А. Климова): Человек-Человек (Ч-Ч), Человек-Природа (Ч-П), Человек-Техника(Ч-Т), Человек-Знаковая система (Ч-З), Человек-Художественный образ (Ч-ХО).

Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный образовательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой.

В учебном плане школы, работающей по ФГОС основного общего образования, профессиональные пробы реализуются в рамках внеурочной деятельности определённой направленности или за счет направлений программы воспитания и социализации личности. В учебном плане школы, работающей по базисному учебному плану 2004 года, профессиональные пробы реализуются в рамках программы предпрофильной подготовки и курсов по выбору. В профессиональной образовательной организации профессиональные пробы реализуются в рамках работы с абитуриентами. В учреждении дополнительного образования детей профессиональные пробы реализуются в рамках социально-педагогического направления. Комплектование групп для освоения программ профессиональных проб осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся.

Группы могут формироваться из обучающихся: одного класса, одной параллели, образовательных учреждений района, расположенных компактно, разных образовательных учреждений района.

Если на ранних этапах обучения школьники не включались в выполнение профессиональных проб, то в 7-х классах профессиональные пробы включают: проектные и имитационные игры, которые служат дополнением к информационной работе, т.к. обучающиеся не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности. По после выполнения проб в 7 классе обучающиеся должны иметь знания об индивидуальных особенностях личности: способностях, склонностях, о познавательных процессах, о личностных особенностях; о профессиях и их классификации. Определить изучить свою самооценку; знать особенности темперамента, характера и их роли в выборе направления и модели продолжения обучения и профессии.

В 8-х классах проводятся в ходе профессиональных проб проводятся практические работы, проектные работы в конкретной сфере профессиональной деятельности. По окончании 8-го класса обучающиеся должны расширить знания об индивидуальных особенностях личности: мотивы, ценности, направленность, профессиональная пригодность. Определить предпочтительные сферы труда, мотивы выбора профессии. Развитие стремления к самопознанию, уметь строить личный профессиональный план. В 7-8 классах профессиональные пробы являются ориентационными, они направлены на ознакомление обучающихся с миром профессий, самопознание.

В 9-х классах проводятся пробы в рамках сферы профессиональной деятельности в соответствии с интересующим их профилем обучения в ходе учебных практик, практикумов. В ходе выполнения проб обучающиеся смогут понять значение профессионального самоопределения, научиться составлению профессионального плана, освоить правила выбора профессии, получить представление о профессиях и профессиональной деятельности, понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизических и психологических возможностях человека и степени соответствия его эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей. В 9-м классе профессиональные пробы направлены на оказание помощи обучающимся в выборе профиля обучения. Итогом прохождения профессиональных проб в 9-м классе является индивидуальный учебный план обучающегося.

В 10 – 11-х классах обучающиеся при выполнении профессиональных проб с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы. Выполнение школьниками профессиональных проб решает познавательно-оценочную задачу, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством диагностики учащимися своих индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности, что определяет успешность выбора учебного заведения для дальнейшего обучения.

Обучающимся, не имеющим возможности осуществить на базе учебного заведения пробу сил в интересующей области профессиональной деятельности или желающим углубить свои знания, умения и навыки в конкретной профессиональной сфере, может быть предложена индивидуальная программа обучения, которая осуществляется в кружках по интересам, занятиях внеучебной деятельности, на рабочих местах под руководством наставников. Не исключено проведение профессиональных проб под руководством родителей, например, по редким профессиям творческой, исследовательской направленности и другие.

Таблица 2 – Результаты выполнения профессиональных проб

7 класс

8 класс

9 класс

10 – 11 классы

Ориентационные

профессиональные пробы

Профильные пробы

Определение направления подготовки

Ознакомление с основными сферами профессиональной деятельности.

Проектные и имитационные игры, которые служат дополнением к информационной работе

Профессиональные пробы, направленные на актуализацию процесса профессионального самоопределения, выявление индивидуальных возможностей и способностей школьников. Практические работы, проектные работы

Углубленные пробы в рамках сферы профессиональной деятельности в соответствии с интересующим их профилем обучения в ходе учебных практик, практикумов.

Углубленные пробы в рамках сферы профессиональной деятельности в соответствии с интересующим их профилем / направлением обучения в

Итог профессиональных проб:  

  • ознакомление с миром профессий, их классификацией
  • знание индивидуальных особенностей личности: способностей, склонностей, познавательных интересов

Итог профессиональных проб:  

  • определение предпочтительных сфер труда, мотивов выбора профессии
  • знание индивидуальных особенностей личности:

мотивы, ценности, направленность, профессиональная пригодность

  • осуществление пробы сил в выбранном направлении профессиональной деятельности

Итог профессиональных проб:  

  • знание правил выбора профессии;
  • опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности
  • выбор направления и модели продолжения обучения;
  • составление проекта индивидуального учебного плана.

Итог профессиональных проб:  

  • знание о профессиональном самоопределении личности и путях построения карьеры;
  • опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности
  • выбор направления и профиля продолжения обучения;
  • составление проекта профессионального развития в интересующей сфере профессиональной деятельности

Технология организации профессиональных проб предполагает прохождение, как правило, трёх этапов: подготовительного, практического, рефлексивно-коррекционного (Приложение 1).

Подготовительный этап состоит из двух частей: обучающая часть и диагностическая. Включает в себя следующие виды работ: информирование, диагностика, консультирование. На подготовительном этапе накапливается информация об обучающихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы. Обучающиеся знакомятся с реальной деятельностью в ходе просмотра кинофильмов, посещения предприятий, учреждений, встреч с профессионалами из области, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы. Диагностика может проводиться как педагогом-психологом, так и учителем (классным руководителем), но обязательно подбор и содержание диагностических методик должен быть обоснованным и соответствовать возрастным особенностям.

Практическая реализация профессиональных проб может осуществляться в различных формах или их сочетании:

  • выполнение обучающимися конкретного задания, связанного с выполнением технологически завершенного процесса, например, выпуск номера школьной газеты, пошив швейного изделия, разработка сценария праздника и т.д.;
  • проведение серии последовательных имитационных (деловых) игр, позволяющих обучающимся не просто познакомиться с профессией, но и в ходе ролевой игры попробовать себя в профессии, например, ролевая игра «Учебный суд»;
  • выполнение обучающимися творческого задания исследовательского характера, связанного с изучением особенностей той или иной профессии.

При составлении содержания профессиональной пробы необходимо учитывать, чтобы у школьников в процессе её выполнения создалось целостной представление о профессии, специфике данного вида профессиональной деятельности, включающего ситуации для проявления профессионально важных качеств специалиста, возможности для развития интересов, способностей и склонностей обучающегося.

Рефлексивно-коррекционный этап характеризуется осмыслением результатов профессиональной пробы, оценкой (внешней) и самооценкой, выявлением проблем, корректированием (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута. При подведении итогов выполнения пробы необходимо отметить положительные аспекты выполнения пробы, при необходимости подчеркнуть, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на должном уровне, даёт необходимые рекомендации.

При проектировании и проведении профессиональных проб необходимо учитывать, что должна соответствовать интересам обучающихся, а также их возрастным особенностям. Поэтому перед началом организации профессиональной пробы следует провести мониторинг в любом виде (опросы учеников, анкетирование, собеседование с учениками и родителями и другие) для выбора темы профессиональной пробы.

До начала проведения профессиональных проб необходимо определиться с социальными партнерами, которые окажут Вам и обучающимся консультационную, информационную поддержку, создадут условия проведения профессиональной пробы. Это могут быть специалисты тех профессий, узнать о которых обучающиеся смогут в ходе проведения профессиональной пробы, причем таких специалистов Вы можете найти и среди родителей учеников, а также среди своих коллег.  

        

3. Педагогические условия проведения профессиональных проб

В процессе организации и проведения профессиональных проб необходимо предусматривать следующие педагогические условия:

  1. Подготовка преподавателя (педагога, мастера) к проведению занятий по профессиональным пробам.

Необходимо тщательно подготовить дидактический материал: профессиограммы на профессии и специальности, с которыми обучающиеся будут знакомиться при выполнении профессиональных проб; классификации профессий для составления формул профессий и формул профессиональной деятельности школьников при выполнении заданий профессиональных проб; тестовые задания для выявления уровня подготовленности школьников и уровня развития их ПВК, комментарии специалистов к ним; наглядные пособия для демонстрации опытов, принципов действия, обеспечивающие усвоение школьниками предлагаемого учебного материала.

Преподаватель разрабатывает содержание профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подобрать инструменты, технологическую документацию, оснастку для их выполнения; разработать критерии оценки выполнения профессиональных проб или их этапов. (При этом подходы к оцениванию результатов обучающихся могут быть различными – от традиционной пятибалльной системы оценок до выделения уровней качества выполнения заданий.)

  1. Ознакомление школьников с требованиями профессий к специалистам и содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуют пробы. Преподаватель знакомит обучающихся с предметами, средствами, целями, условиями, орудиями труда данной сферы деятельности. Школьники работают с профессиограммы, составляют формулы профессий в соответствии с принятыми или специально разработанными классификациями профессий.
  2. Осуществление диагностического тестирования.

Диагностика способствует в ходе выполнения профессиональных проб самостоятельному сравнению требований, предъявляемых профессией к человеку, его индивидуальным возможностям. Подбор тестов, их содержание и диагностическая ценность должны быть обоснованы и согласованы с психологами. Тщательно разработаны инструкции к проведению диагностического тестирования.

  1. Выявление профессиональных намерений обучающихся и их опыта в конкретной сфере деятельности. Это позволяет получить представление об интересах обучающихся, уровне их знаний, опыте в определенной сфере профессиональной деятельности; определить уровень подготовленности школьников к выполнению заданий различной сложности.
  2. Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

4. Проведение профессиональных проб  

Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смогли самостоятельно выбрать уровень сложности задания.

Практическое выполнение заданий профессиональной пробы осуществляется по схеме: задание – условие – результат.

Перед обучающимися ставится задача (задание) определенной степени трудности (уровня сложности), проблемности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который обучающийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности в результате тех или иных воздействий.

В ходе выполнения профессиональных проб преподаватель выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем представлений, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий. Это могут быть: краткое изложение теоретических сведений, связанных с технологией; упражнения с рабочим инструментом, инструкционными, технологическими картами, чертежами; выполнение простейших технологических операций, графических, измерительных, вычислительных работ; подробное консультирование; показ правильных рабочих действий, движений, приемов и т. д.

Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения обучающихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.

При подведении итогов выполнения этапов или всей пробы в целом преподаватель подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.), и дает необходимые рекомендации. Если преподаватель сам испытывает затруднения при оценке, то за помощью ему следует обратиться к психологу.

Факторы, влияющие на продуктивность выполнения профессиональной пробы. В процессе выполнения профессиональных проб обучающиеся будут получать обширные сведения о деятельности различных специалистов, приобретут опыт соотнесения своих интересов, индивидуальных особенностей с требованиями интересующей профессии в конкретной практической деятельности. Таким образом, при организации и проведении профессиональных проб школьников необходимо учитывать субъективные и объективные факторы, влияющие на продуктивность их выполнения.

К субъективным факторам относятся факторы, определяющие индивидуальную психофизиологическую готовность школьников к выполнению профессиональных проб. Объективные факторы влияют на рациональный и качественный подход к реализации профессиональных проб.

Таблица 3 – Факторы, влияющие на выполнение профессиональных проб

Объективные факторы

Субъективные факторы

физиологические

психологические

Структура пробы. Содержание пробы. Условия выполнения пробы

Состояние         здоровья. Выраженность физиологических показателей ПВК.

Выраженность психологических показателей ПВК.

Способность к самоанализу.

Способность к анализу профессии

По итогам выполнения профессиональных проб обучающиеся должны знать:      

  • содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
  • общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
  • технологию выполнения профессиональной пробы;
  • правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
  • инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять         простейшие операции;
  • пользоваться инструментом,         материалом, документацией;
  • выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
  • выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;
  • соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Заключение

По итогам профессиональных проб обучающийся заполняет «Отзыв о профессиональной пробе», где указывает своё отношение к профессиональной пробе и называет профессию, заинтересовавшую его (Приложение 2).

При прохождении профессиональных проб обучающийся заполняет технологическую карту профессиональной пробы. (Приложение 3)

При прохождении профильных проб обучающиеся заполняют оценочную карту профильной пробы (Приложение 4)

Таким образом, профессиональные пробы в профориентации являются эффективным способом формирования профессионального самоопределения обучающихся. Более того, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений среднего профессионального и высшего образования позволит решить проблему привлечения обучающихся к освоению рабочих профессий, что, в свою очередь, создаст условия для урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложением рынка образовательных услуг. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии.


Литература

  1. Гуткин М.С. Об одном из подходов к конструированию профессиональных проб / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило // Школа-Труд-Профессия: тезисы междунар. семинара, программа ЮНЕСКО. – Ярославль, 1991. – 140 с.
  2. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998.  –148 с.
  3. Егорова Н.А. Выпуск журнала как профессиональная проба / Егорова Н.А. // Школа и производство. – 2006. - №7. – С.7-11.
  4. Елькина, О. Ю. Профессиональные пробы в процессе подготовки школьников педагогических классов к выбору профессии [Текст] / О. Ю. Елькина //Проблемы и перспективы современного образования: Материалы научно-практической конференции факультета ПМНО; Ред. коллегия: Т. И. Шалавина, А. Ф. Молева. – Новокузнецк, 2000. – С. 3 – 5.
  5. Климов Е. А. Психология: критерии готовности обучающихся к профессиональному самоопределению / Е.А. Климов; под ред. Чистяковой С. Н. – Л – М: Филология, 1998. – 528с.
  6. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – Воронеж, МО ДЭУ, 2003. –  400с.
  7. Махаева О.А. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – ХХХ с.
  8. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Академия, 2000.  – ХХ с.
  9. Профессиональная ориентация и профильное обучение: учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. Под редакцией Г.В. Черниковой. Москва, АПК и ППРО, 2005.– ХХ с.
  10.  Профессиональные пробы школьников / Под ред. С. Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2000.– ХХ с.
  11.  Профессиональные пробы: технология и методика проведения методическое пособие для  учителей 5 — 11классов / C.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев, П.С.Лернер, А.В.Гапоненко; под ред. С.Н.Чистяковой. —М.: Издательский центр «Академия», 2014. —192 с.
  12.   Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии / Е.Н. Прощицкая//Школа и производство, 1993, №4. – С.20-22
  13.  Пряжников Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н. С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2005 –  228 с.
  14.  Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. / Н. С. Пряжников. – М.: МГППИ,2001. – ХХ с.
  15.  Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников. - М.: МГППИ,1999-108с.
  16.  Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков / Г.В. Резапкина. – М., 2004.
  17.  Рябцева И.В. Комплект программ профессиональных проб в учебном процессе для школьников 6-8 классов. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 100 с.  
  18.  Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
  19.  Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. - М., 1992. - 301 с.
  20.  Черкашин Е.О. Профессиональная проба «Фитодизайн» как средство формирования готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии. [Текст] / Е.О.Черкашин // Школа и производство –2014 – №5. – С. 8 – 10.
  21.  Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учебно-методическое пособие / Т.В.Черникова. – М.: Глобус, 2006.–  252 с.
  22.  Чистякова С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С. Н, Чистякова. – Кемерово, 1995. - 212 с.
  23.  Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / Науч. ред. С.Н. Чистякова. – М.: АПКиПРО, 2003. – 102 с.


Приложение 1

Этапы профессиональной пробы

Профессиональная проба «Сотрудник правоохранительных органов»

Форма - исследовательские проекты  

(образец)

Этап

Суть этапа

Деятельность в рамках профессиональной пробы

  1. Подготовительный  

  1.  Обучающая часть

На данном этапе школьники получают начальное представление о профессии, соотносят свои склонности и возможности с требованиями, которые предъявляет данная профессия человеку, составляются экономические, технологические, медицинские и психологические характеристики профессиональной деятельности через: проведение экскурсий; встречи с представителями профессии; работа с источниками: специальная, литература, демонстрация опытов

Экскурсии

Организация встречи обучающихся с сотрудниками правоохранительных органов.

Знакомство с источниками

1.2. Диагностическая часть

Выполнение обучающимися эвристических заданий для самодиагностики способностей и склонностей и занятий по развитию профессионально важных качеств, необходимых для выполнения деятельности в различных сферах профессий; определяются интересы и запросы обучающихся

Мониторинговые исследования  

  1. Практический этап

Обучающиеся реализуют проект (творческое или исследовательское задание), позволяющий непосредственно попробовать себя в выбранной деятельности.

Практическая реализация профессиональных проб может осуществляться в следующих формах и их сочетаниях: конкретное задание, связанное с выполнением технологически завершенного процесса; серии последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания

исследовательского характера

(проект, реферат)

  1. Рефлексивно-коррекционный этап

Подведение итогов профессиональной пробы, самоопределение обучающимися своего дальнейшего образовательного маршрута

Проведение по окончании профессиональных проб круглых столов, на которых обучающиеся могут высказать свои впечатления, поделиться чувствами, эмоциями

*Примеры проектов – исследовательская работа по теме «Отряд милиции особого назначения» - проект «Безопасная дорога в школу»

- исследовательская работа  «Школьный инспектор»

Приложение 2

Отзыв о профессиональной пробе

(образец)

7  класс

МБОУ «СОШ №2»

Фамилия, Имя  _____________________________________________

п\п

Сфера деятельности

Название профессии

Понравилась проба

Меня заинтересовала профессия

Да

Нет

1

Сфера здравоохранения

 лаборант – эколог

медицинская сестра

2

Обучение и воспитание людей

Воспитатель, учитель, тренер

3

Сфера строительных и ремонтных работ

дизайн интерьера, модельер

4

Сфера информационных технологий

оператор ЭВМ, программист

5

Правовая защита  

юрист, адвокат


Приложение 3

Технологическая карта профессиональной пробы

___________________________________________________

(наименование пробы)

ученика (цы) ________ класса______________________________

__________________________________________________________

(ФИ ученика)

Профессии, которые нравятся

Выбранная профессия

Пути получения профессии

Что привлекает в профессии

Профессиональная направленность

*заполняется обучающимся

Название профессии:_____________________________________________

Тип и класс профессии:___________________________________________

Место работы специалиста:________________________________________

Профессионально важные качества:________________________________

Профессиональные навыки:_______________________________________

Требования к образованию:________________________________________

Пути получения профессии:_______________________________________

Практический этап

Описание задания (заполняется учителем)

Описание трудовых действий по выполнению задания (заполняется учителем)

Результат (оценка педагогом-психологом и специалистом)

Приобретённый опыт, выводы (заполняется обучающимся)

Впечатления о результатах профессиональной пробы (заполняется обучающимся)


Приложение 4

Оценочный лист профильной пробы

(9 класс)

МБОУ «СОШ №___»          

Фамилия, Имя _________________________________________         

                                                

№ п/ п

Профильное направление

Перечень предметов

профильного уровня

Направление профессиональной деятельности

Хочу (интересы, стремления)

Могу (самооценка)

Надо (предполагаемый профиль обучения)

1

Информационно-технологический

Математика Информатика  

Администратор базы данных

Программист  

Системный администратор Системный аналитик Специалист по защите информации

Тестировщик программного обеспечения

2

Физико-математический  

Математика  

Физика  

Информатика  

Инженер по оборудованию Инженер-энергетик

Инженер-конструктор

3

Социально-гуманитарный  

Русский язык

Литература

История  

Обществознание

Право  

Тележурналист

Арт-директор

Главный редактор

Корректор  

Лингвист

Адвокат

Политолог

Следователь

Политтехнолог

4

Социально-экономический

Математика  

Обществознание  

Экономика  

Право  

География  

 Аудитор

Бухгалтер

Налоговый инспектор Финансовый аналитик Экономист  

5  

Естественно-научный  

Математика

Физика  

Химия  

Биология  

Приложение 5

Профессиональной пробы «Воспитатель детского сада»

(образец)

8 класс

Профессиональная проба направлена на выявление у школьников склонностей к работе с детьми, к педагогической деятельности и рассчитана на 18 часов.

Цель программы: актуализация процесса профессионального самоопределения, выявление индивидуальных возможностей и способностей школьников к работе с детьми.

Задачи:

  • передача обучающимся сведений о сфере профессиональной деятельности человек-человек;
  • формирование интереса к педагогической деятельности и начальных знаний и умений, необходимых при работе с детьми.

Диагностики:

  • методика КОС
  • тест Мюнстенберга
  • тест на произвольную память

Учебно-тематический план  

п/п

Тема

Количество

часов

Подготовительный этап  

1

Введение в профессию, общие сведения о профессии, профессионально важные качества, медицинские противопоказания. Составление формулы профессий.

2

2

Специальная диагностика профессионально важных качеств

2

Практический этап

3

Рассказы и сказки, значение творчества в решении педагогических задач. Самостоятельное решение педагогических ситуаций.

2

4

Составление ассоциативного коллективного рассказа. Упражнение «Сказка несвязанных снов»

2

5

Стиль отношения к другому человеку как показатель проявления различных типов темперамента.

Деловая игра «Проблемная ситуация»

3

6

Составление плана детского праздника

2

7

Составление сценария детского праздника по разработанному плану

3

Рефлексивно-коррекционный этап

8

Самооценка выполнения профессиональной пробы. Заполнение технологической карты профессиональной пробы.

2

18 часов

Профессиональная проба «Воспитатель детского сада»

Компоненты пробы

технологический

ситуативный

функциональный

1 уровень сложности

задание

Составить развёрнутое предложение, используя два предложенных преподавателем не связанных между собой слова

Провести игру «Бег ассоциаций»

Составить         предложение письменно, используя пять не связанных между собой слов, и прочитать группе

условия выполнения

индивидуально или в присутствии группы

в группе

индивидуально или в присутствии группы

результат

Обучающиеся понимают значение Обучающиеся получают навыки Задание считается выполненным, умения творчески решать задачи работы в коллективе и ценность если составлена интересная

совместной деятельности сказка с использованием всех

пяти слов

2 уровень сложности

задание

Ознакомиться с педагогическими ситуациями, предложить решение этих ситуаций через авторитарный, демократический и попустительский стиль отношений

Ознакомиться с предложенными ситуациями, найти оптимальный стиль их решения в соответствии со своим характером.

Провести игру «Проблемная ситуация»

условия выполнения

индивидуально или в присутствии группы

индивидуально или в присутствии группы

в присутствии группы

результат

Обучающиеся понимают значение разных стилей общения

Обучающиеся самостоятельно находят оптимальный вариант решения и аргументируют его

Задание считается выполненным, если обучающиеся правильно подбирают стиль решения конкретной ситуации. Каждый из них демонстрирует специфику стилей общения и определяет последствия их использования.

2 уровень сложности

задание

Составить план детского праздника

Составить конспект сценария

Представить на обсуждение группы свои сценарии, на их основе составить единый сценарий.

условия выполнения

        в малой группе                 в группе                 в присутствии группы

результат

Выполнено, если составлен план в соответствии с основными требованиями

Выполнено, если составлен конспект сценария детского праздника в соответствии с основными требованиями

Выполнено, если на основе индивидуального сценария

составлен единый сценарий, одобренный группой

*Приложение

  • Методики
  • Тесты
  • Применяемые игры, проблемные ситуации, задания

Список литературы

  • Для обучающихся
  • Для педагога


[1]Егорова Н.А. Выпуск журнала как профессиональная проба // Журнал «Школа и производство». – 2006. - №7. - С.7-11

14Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. - М., 1992. - 301 с.

[2]Гуткин М.С. Об одном из подходов к конструированию профессиональных проб / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило // Школа-Труд-Профессия: тезисы междунар. семинара, программа ЮНЕСКО. – Ярославль, 1991. – 140 с.

[3]Чистякова С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. - Кемерово, 1995. - 212 с.

[4] Профессиональные пробы школьников / Под ред. С. Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2000.



Предварительный просмотр:

Профессиональная проба "Бытовой фотограф"

27 октября и 2 ноября 2017 года обучающиеся 8-ых классов прошли профессиональную пробу "Бытовой фотограф" на базе Центра социальных технологий Гимназии. Пробу вела профессиональный фотограф Марина Абашева. За время пробы ребята получили не только теоретические знания, но и практические навыки работы с камерой.

На теоретическом занятии 27 октября ребята узнали о том, что представляет собой работа бытового фотографа; изучили фототехнику (фотопринадлежности, съёмочное оборудование, принадлежности для обработки); познакомились с видами фотографий и их основными жанрами; освоили такие понятия, как выдержка, диафрагма, чувствительность.

2 ноября у ребят была возможность полученные знания применить на практике и поработать с профессиональным оборудованием, также настроить свои фотоаппараты для разных целей под руководством профессионала, и, конечно же, делать снимки. Ребята познакомились с основой цифровой обработки фотографии.

Алена Бурлака, 8Б класс: "Недавно мы побывали на профессиональной пробе по профессии «Бытовой фотограф». Во время занятия мы узнали основные детали, которые следует учесть при фотосъёмке, выяснили, каким бывает свет и в каком случае его используют, разобрали такие понятия, как выдержка, диафрагма и светочувствительность, научились работать с камерой. На занятии большинство информации мне было понятно, однако некоторые полученные знания плохо уложились в памяти. Несмотря на то, что некоторые факты были известны мне, я узнала много нового о профессии фотографа".



Предварительный просмотр:


Проект
на тему: «Мир профессий»

Тип проекта: социально - коммуникативный
Продолжительность проекта: долгосрочный (с сентября по апрель)

Участники проекта: обучающиеся второй младшей группы, воспитатели, социальные партнеры.

Проект разработал: воспитатель второй младшей группы Калинина Милана Алексеевна.

Актуальность проекта.

Обучающиеся младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Начиная с младшего возраста, проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно обучающимся этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду, и сензитивный период для знакомства с миром профессий. Формирование первичных представлений о труде взрослых во второй младшей группе начинается со знакомства с трудом сотрудников детского сада: трудом младшего воспитателя, медсестры, повара, дворника, постоянно подчеркивая их заботу о детях.

Цель проекта: формирование целостных представлений детей о профессиях.
Задачи:
- формировать реалистические представления о труде водителя, парикмахера, врача, повара;
- помочь понять обучающимся важность этих профессий;

- познакомить с трудовыми действиями водителя, парикмахера, врача, повара через элементарные профессиональные пробы;

- познакомить с атрибутами, с предметами – помощниками, заместителями;
- развивать любознательность, интерес к профессиям;
- воспитывать уважение к труду данных профессий.

Основное содержание

Задачи

Срок реализации проекта

Мероприятия

Планируемый результат

Профессия ВОДИТЕЛЬ

-Формировать реалистические представления о труде водителя;

-дать представление о разновидностях транспорта;

-познакомить с предметами – помощниками водителя;

-развивать любознательность, интерес к профессии;

-познакомить с трудовыми действиями водителя через элементарные педагогические пробы;

-воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатом их труда;

1 месяц (ноябрь)

Образовательная деятельность

1.Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Колеса для автобуса».

2.Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Дорога для машин». 

3Художественно-эстетическое развитие. Инсценировка песни «Машина идет гудит.

Совместная деятельность детей в режимных моментах: 

1.Наблюдение за проезжей частью.

2.Рассматривание иллюстраций по теме.

3.Презентация «Виды транспорта».

4.Чтение художественной литературы: А. Барто «Грузовик», «Самолет построим сами», «Кораблик», Б. Заходер «Шофер».

Т. Крюкова «Автомобильчик Бип», «Малютка автобус, который боялся темноты», «Про Боба строителя и про строительные машины», чтение стихотворения М. Пляцковского «Стоп, машина».

5.Разучивание стихов и загадок по теме «Транспорт». 6.Заучивание считалки «Стоп, машина, стоп, мотор!»

7.Пальчиковые игры.

8.Ситуации, общение на тему: «Мы по улице идем, детский садик свой найдем» (правила поведения на дороге).

9.Д/и «Что нужно водителю для работы».

10. Беседа: «Правила поведения на дороге».

11. Создание фотоколлажа

Самостоятельная деятельность детей; 1.Игры со стр. материалом «Гараж для машины».

2.Сюжетно-ролевая игра «Транспорт».

3.Подвижная игра «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили».

Словесная игра «Изобрази сигнал машины».

Взаимодействие с родителями:

1.Консультации: «Как научить ребенка безопасному поведению на улице», «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Взаимодействие с социальными партнёрами

Приглашение в гости специалиста ООО «Югорскспецстрой» – водителя. Рассказ о своей профессии.

У обучающихся сформируется:

-представление о труде водителя и понятие важности профессии;

-умение воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдают в жизни, используя предметы заместители;

-обучающиеся познакомятся с разновидностью транспорта, предметами- помощниками водителя;

-обогащение предметно-развивающей среды группы;

-создание фотоколлажа;

-встреча с социальными партнерами.

Профессия ПАРИКМАХЕР

-Формировать реалистические представления о труде парикмахера;

-познакомить с атрибутами, с предметами – помощниками;

-познакомить с трудовыми действиями парикмахера через элементарные педагогические пробы;

-воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатом их труда;

1 месяц (декабрь)

Образовательная деятельность:

1.Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) «Предметы вокруг нас. Помощники парикмахера»

Профессия- парикмахер.

Совместная деятельность детей в режимных моментах: 1.Рассматривание иллюстраций, предметов труда парикмахера.

2.Дидактические игры: «Сделай прическу кукле», «Завяжи бантик», «Чем работает мастер», «Назови профессию и подбери предметы».

3.Отгадывание загадок.

4.Разучивание потешки «Расти коса до пояса».

5.Праздник для кукол «Приведем кукол в порядок».

6.Пополнить центр «Парикмахерская» атрибутами.

7.Создать фотоколлаж «Как я ходил в парикмахерскую».

8.«Выполнение красивой прически»- презентация прически. Форма проведения презентации: дефиле под музыку.

Самостоятельная деятельность детей:

Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская», «Сделаем прическу кукле Маше»,

Взаимодействие с родителями:

1.Консультации для родителей «Все работы хороши или знакомство детей с профессиями», «Внешний вид ребенка»

Взаимодействие с социальными партнёрами

Встреча с интересными людьми «Приглашаем в гости парикмахера». Мастер-класс «Модная причёска» от мастера салона красоты «Зефир».

-Сформированы реалистические представления о труде парикмахера;

-обучающиеся осознают и понимают важность профессии;

-используют атрибуты и предметы заместители в соответствии с их назначением; 

-«Выполнение красивой прически»- презентация прически. Форма проведения презентации: дефиле под музыку.

Профессия ВРАЧ

-Формировать реалистические представления о труде врача;

-познакомить с атрибутами, с предметами – помощниками;

-познакомить с трудовыми действиями врача через элементарные педагогические пробы;

-воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатом их труда;

1 месяц (январь)

Образовательная деятельность

1 Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).   Знакомство с   профессией «Врач».

2.Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Витаминки для петушка»,

3.Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Яблоки для больных кукол».

Совместная деятельность детей в режимных моментах:

1.Беседы на темы: «Зачем людям нужен врач», «Как я с мамой ходил к врачу», «Кто помощник у врача?», «Витамины и здоровье».

2.Д/и «Что нужно врачу для работы».

3. Экскурсия в медицинский кабинет. Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост).

4.Чтение произведений К. Чуковского «Айболит», Е. Шкловский «Как лечили мишку», В. Берестов «Больная кукла», О. Александрова «Врач».

5.Игры - ситуации «К нам приехал доктор», «Кукла заболела».

Самостоятельная деятельность детей:

1.Сюжетно-ролевая игра «Вылечим куклу», «Больница».

2.Дидактические и настольные игры «Профессии», «У кого что?», «Кто что делает», «Что лишнее?», «Собери картинку из кубиков», «Чудесный мешочек».

Взаимодействие с родителями:

Папка-передвижка: «Я прививок не боюсь!».

Взаимодействие с социальными партнёрами:

Рассказ медработника         

бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Югорской центральной городской больницы» о своей работе детям.

-Обучающиеся понимают значимость труда врача;

-используют в играх предметы заместители, атрибуты врача, знают их назначение;

-обучающиеся бережно относятся к труду взрослых и к результату их труда.

-создание бизиборда «Атрибуты врача»;

Профессия ПОВАР

-формировать реалистические представления о труде повара;

-помочь понять обучающимся важность этой профессии;

-познакомить с трудовыми действиями повара через элементарные педагогические пробы;

-познакомить с кухонной посудой, с предметами – помощниками;

-развивать любознательность, интерес к профессии;

-воспитывать уважение к труду повара.

1 месяц.

(февраль)

Образовательная деятельность:

1.Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром): Экскурсия на кухню- профессия повар».

2.Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Миска с яблоками», «Колобок».

3.Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Укрась тарелочку».

4.Художественно-эстетическое развитие (музыка). Игра – забава «Я пеку, пеку, пеку», хороводная игра «Каравай».

Игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп».

Совместная деятельность детей в режимных моментах:

1. Сюжетно-ролевая игра: «Готовим борщ», «Приглашение в гости», «Готовим компот для куклы Кати».

2. Дидактические и настольные игры «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Как сварить суп», «Угостим куклу обедом».

3.Разучивание стихотворений о поваре.

4. Рассказ детей «Как готовит моя бабушка».

6. Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?», К. Чуковский «Федорино годе», Б. Заходер «Все работы хороши».

7.Отгадынивае загадок об овощах, фруктов, посуде.

8.Пальчиковые игры «Салат», «Капуста», «Месим тесто», «Поперчи».

9. Пополнить уголок «кухня» посудой, овощами, фруктами, шитье фартуков, прихваток.

Самостоятельная деятельность детей: 

1.Раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши».

2.Настольные и дидактические игры «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек».

3. Сюжетно - ролевые игры «Готовим борщ», «Приглашение в гости», «Готовим компот для куклы Кати», «Готовим обед».

4. Создание фотоколлажа «Маленькие поварята».

5. Подборка стихов, загадок, пальчиковых игр

6. Игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп».

7.Создание лепбука   

 Взаимодействие с социальными партнёрами: Мастер класс «Замешиваем тесто

для калачей» (соленое тесто).Общество с ограниченной ответственность «Реванш»; Лепка «Калачи».

-У обучающихся сформируется представление о труде повара;

-активизируется познавательная деятельность, интерес к профессии;

-разовьется чувство уважения к труду повара и к результатам его труда;

-презентация творческого номера «Маленькие поварята» на уровне МАДОУ «Детский сад «Гусельки» в рамках проекта «Карусель профессий».

Заключение

Результатом реализации проекта стали следующие показатели:

Обучающиеся

-расширили кругозор, повысили уровень знаний о профессиях;

-познакомились с трудовыми действиями (водитель, парикмахер, врач, повар);

-поучаствовали в элементарных педагогических пробах (водитель, парикмахер, врач, повар);

-используют в играх предметы заместители, атрибуты, знают их назначение.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок "Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении"

Разделы: Технология


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятиями “профессиональная проба” и ее ролью в выборе профессии.
  2. Расширить уровень социально- профессиональной адаптации личности учащихся.
  3. Формирование мотивов труда, желания овладеть какой-либо профессией.

М.Т.О.

  1. Кроссворды.
  2. Карточки-задания.

Ход урока.

I. Организационная часть

1.1 Проверка списочного состава

1.2 Сообщение темы, целей урока

II. Изложение нового материала

Народная мудрость гласит: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Личностные качества также развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-либо деятельностью. Многое из того, что мы делаем, содержит в себе “частички” той или иной профессиональной деятельности, что дает возможность глубже обдумать свой выбор, “примерить” себя к различным видам трудовой деятельности. Кроме того, проба сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Черпать знания о трудовой деятельности можно из книг, из рассказов друзей, взрослых, можно создать для себя идеальный образ своей будущей профессии, но все это необходимо проверить реальным участием в работе по избранной профессии.

Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называют профессиональной пробой.

Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода “индикатором” правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея широкое представление о профессиях и сделав для себя выбор, человек не сможет определить, нравится ему работа или нет и сможет ли он выполнять все ее требования, пока реально не попробует себя в ней.

Лучше всего “примерять” себя к различным видам трудовой деятельности, произвести как можно больше профессиональных проб и только после этого выбрать ту профессию, в которой его возможности раскроются максимально, а удовлетворенность трудом будет наиболее высокой.

Сейчас мы продолжим знакомство с профессиями, играя в КВН. Членами жюри приглашены старшеклассники.

Желаю вам успехов!

III. Профориентационный КВН

Класс разделен на 2 команды, дома команды готовят название, девиз, эмблему.

1. Представление команд: Название, девиз, эмблема.

2. Разминка

Члены команд получают карточки-задания, на которых написаны группы слов, обозначающих предметы, средства, результаты труда. По данным группам слов учащиеся должны определить, о какой профессии идет речь.

I команде

  • Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор)
  • Животные, шприц, лечебница (ветеринарный врач)
  • Эскиз, игла, подиум (модельер)

II команде

  • Компьютер, текст, программа (программист, оператор ЭВМ)
  • Груз, река, штурвал (матрос, капитан, штурман)
  • Рисунок, ткань, швейная машина (швея, вышивальщица)

3. Конкурс “Профессиональный словарь”

Каждая команда получает список профориентационных терминов. После чтения и обсуждения задания в команде учащиеся объясняют значения слов-терминов. Время на обсуждение одного термина 1 минута.

I команде

Профессия, инструмент, условия труда, халтура.

II команде

Рабочий, орудия труда, мастер, зарплата.

4. Конкурс “ Эрудит”

Учитель называет первую букву профессии. Команды пытаются отгадать именно эту профессию (если не справляются, можно назвать вторую букву)

П (повар), М(модельер), Л(летчик), Ш(шофер), Б(библиотекарь), В(воспитатель), О(оператор), У(учитель), М(механизатор), Д(доярка), К(конюх), Х(хлебороб), Т(телеграфист), Т(ткач).

5. Конкурс капитанов.

Какую пословицу должен знать каждый закройщик?

( Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Какую пословицу должен знать каждый водитель?

(Тише едешь - дальше будешь)

6. Конкурс кроссвордов

Используя уже имеющиеся буквы, заполните кроссворд с названиями некоторых профессий (см.приложение 12).

7. Конкурс “Подумай – отгадай”

Первое и последнее слова в пословице даны, нужно отгадать всю пословицу. Вопросы задаются каждой команде по очереди.

  • Портной испортит – утюг загладит.
  • Больше дела – меньше слов.
  • Глаза боятся - руки делают.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Велик телом, да мал делом.
  • Болтуна видать по слову, а рыбака - по улову.

8. Конкурс “Ищи друга”

Открытки, на которых написаны пословицы, разрезаются на две части, перемешиваются, и каждый берет половину. Задача: найти другую половину.

  • Без сноровки и ложку мимо уха пронесешь.
  • Золото познается в огне, человек – в труде.
  • Кукушка не ястреб, неуч – не мастер.
  • Кроить - не шить: после не распорешь.
  • На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой наживай.
  • С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
  • Ленивый ложится с курами, а встает со свиньями.
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  • Захочешь – на гору вскочишь, а не захочешь – и горы не съедешь.
  • Ленивый одну работу два раза делает, скупой два раза платит.
  • Кто умеет хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
  • Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
  • Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.
  • Люби дело – мастером будешь.
  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

9. “Аукцион песен и стихов”

Команды по очереди исполняют строчки из песен или стихов о профессиях. Побеждает команда, исполнившая задание последней.

10. “Вопросы – загадки ”

За правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  • Кто из русских царей владел четырнадцатью ремеслами? (Петр 1)
  • Кто по профессии был А.П.Чехов? (Врач)
  • Что общего в обслуживании коровы и ЭВМ? (Начало профессии: оператор машинного доения и оператор ЭВМ)
  • Назовите профессию, изменение окончания в названии которой совершенно меняет ее назначение. (Машинист – машинистка)
  • Определите профессию, для которой необходимы были следующие предметы: скальпель, огурец, одеколон, ножницы? (Парикмахер)
  • Чем занимается провизор? (Готовит лекарства)
  • Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто он? (Агроном)
  • Ходит по клеточкам конь и ладья ход свой последний готовит. О ком идет речь? (Шахматист)

11. “Подари подарок сопернику”

За 3 минуты подготовить подарок соперникам

IV. Подведение итогов КВНа, награждение победителей.

V. Домашнее задание: Ответить на вопросы теста “Опросник профессиональной готовности” Стр.60


Предварительный просмотр: