Логопедические технологии.

Шапило Екатерина Александровна
 ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. ( М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичёва Е.М. Мастюкова, Е.Ф.Архипова
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ
ПРЕДЛОГОВ В ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ У ДЕТЕЙ С ОНР. (А.В. Семенович, Т.Ю. Бардышева  Е.Н. Моносова О.Н. Митропольская, О.С.Яцель.)
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ КОММУНИКАТИВНО-ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Д.Б. Эльконин, З.Е Агранович, Н.И. Дьякова, Т.А. Ткаченко, Н.М. Миронова
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ 
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСМ-ТРИЗ-РТВ. (Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко, Р.И.Лалаева, Т.А. Ткаченко, Л.М. Граб, С. Н. Шаховская)
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Дьяченко В.Ю., Гузенко О.В., Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Фадеева Ю.А., Жилина И.И.)
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА.

 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_tehnologii.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Название  образовательной технологии (с указанием автора)
Цель использования образовательной технологии
Описание порядка использования
(алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности
Результат использования образовательной технологии


               ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
            М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичёва Е.М. Мастюкова, Е.Ф.Архипова


Цель: Исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствия, замены, искажения.
Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Развитие фонематических процессов: фонематического слуха, дифференцирования звуков близких по акустическим и артикуляторным характеристикам.
Развитие речевого слуха.

Технология коррекции звукопроизношения осуществляется в несколько этапов
I.  Подготовительный этап:
1)Формирование точных движений органов артикуляции с помощью игровых комплексов артикуляционной гимнастики, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, активизация мышц речевого аппарата с помощью массажа.
2) Формирование направленной воздушной струи с помощью системы дыхательных упражнений.
3) Развитие речевого слуха, фонематических процессов и представлений с помощью фонетических упражнений и авторских логопедических сказок.
II.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Постановка звука.
III. Этап. Автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи с помощью вербального и картинного материала, мультимедиа презентаций серии «Путешествие со звуками».
IV. Этап. Дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам в изолированном положении, в слогах, словах, предложениях и собственной речи с помощью картинных материалов и заданий к ним. Контроль за речью детей.
Результат использования образовательной технологии:
  Дети умеют правильно и чётко произносить все звуки русского языка в любых речевых ситуациях в соответствии с возрастными нормами.
   Дети имеют развитый речевой слух, дифференцируют звуки речи на слух и в произношении изолированно и в составе слов, произносят слова, имеющие в составе близкие по артикуляции звуки, не изменяя звуковую наполняемость, узнают и различают слоги и слова близкие по звуковому составу.


     ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ    

          ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ

             ПРЕДЛОГОВ В ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ У ДЕТЕЙ С ОНР.
  А.В. Семенович, Т.Ю. Бардышева  Е.Н. Моносова О.Н. Митропольская, О.С.Яцель,
   

    Обучение детей целенаправленному целостному обследованию предметов окружающего мира, их изображений и графических знаков.
Развитие умений сравнивать предметы и их изображения между собой по нескольким признакам. Развитие ориентировки в схеме тела, лица и на плоскости. Развитие понимания и словесного обозначения места расположения объектов по отношении к телу, пространственных отношений между предметами.
   Активизация навыка составления и употребления предложно-падежных конструкций, знакомство с предлогом, как частью предложения. Формирование умения анализировать предложения с предлогами.

   Реализация интегрированного подхода к процессу обучения. Развитие у детей зрительно-пространственных представлений в разных видах деятельности. Проведение коррекционно-педагогической работы по следующим направлениям:
1.Формирование собственно-пространственных представлений.
2. Развитие навыков обследования и сравнения предметов, выделяя структурные элементы, моделируя их.
3.Обучение правильному пониманию и употреблению предлогов с помощью «волшебников» (вопросов), введение предлогов в разные речевые конструкции и их наглядное моделирование.
4. Формирование умений составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по предметным и сюжетным картинкам, по предложенным словам и схеме предлога
5.Формирование понимания логико-грамматических конструкций
6.Ориентировка на плоскости, на листе бумаги.
  Дети узнают предметы по деталям, контурные и наложенные друг на друга изображения, сравнивают объекты, изображения, действия по нескольким признакам, выявляя составляющие, структурные элементы, могут моделировать объекты.
    Дети ориентируются в пространстве, на плоскости, на листе бумаги в клетку. Имеют представление о схеме собственного тела, лица, взаиморасположении объектов относительно себя, могут рассказать о них, пользуясь грамматическими категориями, отражающими пространственное отношение.
     Дети правильно строят предложения с предлогами, называют предлоги, подходящие к падежным конструкциям. Дети выделяют предлог в составе предложения, как значимое отдельное слово.


      ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ      

                          И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

                                       С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСМ-ТРИЗ-РТВ.
   Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко, Р.И.Лалаева, Т.А. Ткаченко, Л.М. Граб, С. Н. Шаховская

      Развитие речемыслительной деятельности дошкольников, повышение работоспособности и усидчивости в деятельности, требующей речевой активности.

Мотивация познавательной деятельности.
Развитие коммуникативных умений
Обогащение и активизация словаря, развитие умений правильно употреблять грамматические категории в самостоятельной речи.

Развитие навыков словообразования и словоизменения.

Обучение составлению загадок, образных характеристик объектов.
Предупреждение и устранение аграмматизмов.
Формирование навыков построения суждений на заданную тему,

Развитие диалогической и монологической речи.

Реализация системно-деятельностного подхода к организации коррекционного процесса. Внедрение в обучающий процесс:
- логопедических занятий с элементами опытнической, исследовательской деятельности;
-упражнений и дидактических материалов творческой направленности по разрешению проблемных ситуаций, закреплению употребления грамматических категорий и навыков самостоятельного высказывания;
-показа мультимедийных презентаций для расширения представлений об окружающем мире /по лексическим темам/, обучении постановки вопросов и составления суждений на заданную тему;
Систематизация информации и активизация речемыслительных процессов, самостоятельных речевых высказываний проводится с помощью:
- серии ассоциативных игр, метода «системный оператор», моделирования (мнемотехники),
- решения проблемных ситуаций, метода фокальных объектов, составления загадок по опорным таблицам, работы со сказочным сюжетом.
    Дети позитивно относятся к деятельности, требующей усидчивости, речевой активности.
Понизился уровень тревожности детей с ОНР при построении диалогов и формировании собственных рассуждений. Дети имеют систематизированные представления об объектах окружающего мира, пользуются разными видами словаря, могут сами составить образную характеристику объектов, загадку. У детей развиваются умения и желание задавать вопросы, вступать в диалог; закрепляются навыки словообразования и словоизменения; совершенствуются умения использовать в речи предложения различных видов с правильными грамматическими конструкциями. У детей появляется возможность составления самостоятельного монологического высказывания.


       ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

             ЧЕРЕЗ КОММУНИКАТИВНО-ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
         Д.Б. Эльконин, З.Е Агранович, Н.И. Дьякова, Т.А. Ткаченко, Н.М. Миронова



     Мотивирование деятельности формирования у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе русского языка.

Расширение игровых умений и навыков;
Развитие фонематических представлений, обучение детей ориентации в звуковой структуре слова, различению звуков речи между собой, обучение интонированию, определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик, знакомство с понятием «слог».

Знакомство с буквами.

Формирование звукобуквенного анализа и синтеза, навыков слогового чтения, синтаксического анализа предложений.

Реализация технологии осуществляется на логопедических занятиях по формированию правильного звукопроизношения.
Дети рассматривают объекты и явления с точки зрения языковых и сенсорных представлений, учатся комплексно анализировать фонетическую, фонематическую и смысловую сторону слов, проводить фонемный анализ, моделировать структуру слов и предложений.
Для повышения интереса к деятельности детям предлагаются различные творческие задания по составлению схем слов и предложений, активизации звуковой аналитико-синтетической деятельности, отработки слогового анализа Обучение осуществляется преимущественно в игровой форме, поэтому на занятиях применяются различные игровые приёмы, коммуникативные игры, фонетическая гимнастика А.Я. Мухиной. В образовательный процесс внедрены
- сюжетные и сюжетно-ролевые занятия, мультимедийные презентации по изучению звуков и букв русского языка;
- фонематические сказки.

Дети ориентируются в звуковой системе языка, получают представления о гласных и согласных звуках речи, различают их на слух и в произношении изолированно и в составе слов. Интонируют звуки на фоне слов в ударной и безударной позициях, дают им характеристику. Дети знакомятся с ролью букв, обозначающих мягкость согласных при письме. Дети определяют место звука в слове, составляют и подбирают схемы слов. Знают понятие «слог». Могут делить слова на слоги, делать полный фонетический анализ слов.


                         ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
   Дьяченко В.Ю., Гузенко О.В., Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Фадеева Ю.А., Жилина И.И.

      Оптимизация взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития мыслительных и речевых процессов дошкольников.
Повышение интереса детей к речевой и познавательной деятельности.
Создание условий для личностного развития дошкольников, активизации детской инициативы и творчества, позитивной социализации.
Реализация эффективных форм и методов работы по формированию комплексных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, включению в работу сохранных и активизацию нарушенных психических функций.
Систематизация информационно-методических ресурсов.

Технология внедряется по двум направлениям: детская исследовательская деятельность и организация коррекционно-образовательного процесса.
1.Детская проектно-исследовательская деятельность имеет следующие этапы: рассматривание проблемной ситуации, формулирование противоречий, постановка цели исследований, отбор нужных средств, реализация в действии, формулирование причины происходящих явлений
2. Составление и реализация краткосрочных и долгосрочных проектов, направленных на познавательно-речевое развитие дошкольников, укрепление детско-родительских отношений и повышение компетенций педагогов и родителей по проблемам работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Разработка и реализация проектов:
- познавательно-речевой направленности: - коррекционно-развивающей направленности:
При применении проектной деятельности:
- обеспечивается преемственность образовательной среды детского сада и школы;
-выявляется достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки;
-повышается заинтересованность и компетентность родителей и педагогов в вопросах речевого развития детей.
-наблюдается повышение творческой активности дошкольников, связанное с расширением способов взаимодействия с окружающим миром, друг с другом, родителями и педагогами;
- у детей развиваются мыслительные операции: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения;
- реализуется возможность индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребёнка, а также зоне его ближайшего развития;

Дети заинтересованы в познании окружающего мира, культуры и истории России.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений. В процессе логопедической работы я использую следующие современные технологии.

Личностно-ориентированные технологии:

1. Педагогика сотрудничества

2. Гуманно-личностная технология

Они позволяют: изучить личностные особенности каждого ребенка посредством общения; построить всю коррекционную работу с ребенком на основе перспективного плана работы на год с учетом индивидуально-типологических свойств личности ребенка, разработав индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут; выработать индивидуальный стиль общения с каждым ребенком с целью достижения взаимопонимания для обеспечения максимальной эффективности коррекционного воздействия при устранении речевых и личностных нарушений.

Технология педагогики сотрудничества лежит в основе осуществления работы с родителями воспитанников логопедической группы (непременными участниками образовательного процесса)

Здоровьесберегающие технологии – основные формы работы на коррекционных занятиях:

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется собое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Су – Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук и стопах ребёнка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики)

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике: массаж и самомассаж лица; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; плантарный массаж (массаж стоп); аурикулярный массаж (массаж ушных раковин); массаж язычнрй мускулатуры.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций.

Игровые технологии

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет вид деятельности и игровая среда: игры с предметами, словесные игры, игра-драмматизация, игры-имитации и пр. Пронизывание игровым сюжетом всего занятия способствует погружению ребенка в игру и обучающая задача идет для него вторым планом, на фоне эмоционального подъема, повышенного познавательного интереса.

Технология коллективного способа организации детей

Использование на занятиях: работа в парах; работа в подгруппе; командные игры; общая игровая цель для группы и общее стремление к её достижению.

Технология модульного обучения

Положена в основу планирования всей коррекционной работы в группе (распределение материала по лексическим темам недели) – осуществляется через взаимодействие всех участников образовательного процесса (ребенка, педагогов группы и семьи).

Специфические педагогические коррекционные технологии.

1. Технологии обучения связной речи.

2. Технологии постановки звуков различны и эффективность их применения носит индивидуальный характер.

3. Технологии устранения нарушений слоговой структуры слова.

В коррекционной работе непременно применяются разнообразные модели и схемы в качестве метода наглядного моделирования.

Технология дидактического синквейна способствует: обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Является диагностическим инструментом, даёт возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка – два слова, прилагательные;

• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например

1. Кукла

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

«Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Использование элементов технологии ТРИЗ применимы на занятиях по развитию связной речи и способствует расширению словарного запаса.

Игры:«Хорошо-плохо»,«Гирлянда»,«Цепочка слов»,«Чудесная таблица» (морфологические таблицы,«Заселим дом» (системный оператор).

Информационные технологии

- Презентации по лексическим темам

- Презентации на автоматизацию звуков

- Игры на формирование навыка чтения и элементарного языкового анализа

- Игры на развитие фонематического слуха и восприятия

- Игры и задания на развитие связной речи.

Таким образом использование современных образовательных технологий и их элементов в комплексе способствует преодолению нарушений речи у старших дошкольников.