Главные вкладки
Мои публикации
В этом разделе размещены уроки, презентации, разработки для начальной школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект и анализ урока развития речи в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме
Приёмы правки текста.
Выпуск газеты «Будьте всегда здоровы». 4 класс
Цель: Оформить настенную газету « Будьте всегда здоровы», используя приёмы правки текста.
Задачи:
Образовательные:
- Содействовать формированию умения учащихся составлять и оформлять связный текст, используя приёмы правки текста.
Развивающие:
- Развивать речь учащихся, логическое мышление, творческое воображение, коммуникативные отношения.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях культуру общения
- Воспитывать в детях желание заботиться о своём здоровье.
- Прививать интерес к профессии корректора.
Формирование у учащихся универсальных учебных действий:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация; познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Тип урока: Урок развития речи.
Вид урока: Деловая игра (класс превращается в отдел редакции «Корректировка корреспонденции»).
Методы, используемые на уроке:
- Метод информационного проекта. Продукт: газета « Будьте всегда здоровы»
Форма организации:
Групповая (класс поделён на 5 групп).
Оборудование:
Интерактивная доска.Вывески: Редакция. Отдел корректировки корреспонденции, бейджики у каждого ребёнка: корректор, дизайнер, готовые рисунки для оформления газеты, клей, ножницы, фломастеры.
Инструкционные карты, тематические тексты.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент (1 мин.) | - Здравствуйте! Я желаю вам здоровья! Это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь. | |
II. Тема: Целеполагание (2 мин.) | - Мы сегодня будем работать над проектом. Над каким? На этот вопрос поможет ответить отгадка на загадку: « Языка нет, а все новости расскажет». - О чём? Узнать поможет девиз: Для чего нужна газета? - Откуда берутся заметки и статьи в газету? - Но чтобы в газету не попали тексты с ошибками. Эти ошибки исправляют корректоры. - Какие приёмы правки текста будем использовать, вы скажете в конце урока. | Это газета. Значит, будем работать над выпуском газеты. Дети читают вместе « Я умею думать, Я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выполнять. Вывод : будем выпускать газету о здоровье. -Чтобы быть в курсе актуальных вопросов. - Их посылают дети, взрослые, дают интервью, пишут письма и т.п. |
III. Актуализация знаний (4 мин.) | -Ребята, сегодня на уроке наш класс превратится в редакцию газеты, а именно в отдел корректировки корреспонденции. На днях мы совершили экскурсию в редакцию газеты «Кондинский вестник» и узнали много интересного, как готовится к выпуску газета. - Давайте вспомним важные моменты: Учитель проводит игру « Найди пару» - Какие слова вы могли бы связать между собой и почему? - Какие виды текстов публикуют в газете? - Какие типы текста можно использовать при выпуске газеты? - Кто работает в корректорском отделе? - Чем занимаются? | Дети по цепочке выходят к доске (интерактивной), соединяют слова и объясняют. Корреспондент оформление Дизайнер руководитель Главный интервью Редактор Респондент Ошибки Корректор Вопросы, Анкета - Рассказы, стихи, заметки, интервью, реклама и т.д. - Описание, повествование, рассуждение. Назначают ответственных: Главный редактор, дизайнеры, корректоры. |
IV. Работа корректорских групп над правкой текста (15 мин.) | - В нашу газету пришли заметки от Карлсона, от клоунов Тима и Тома, от доктора Айболита, от Чистюлькина. Какая основная цель работы группы? - Все заметки прислали в газету без заголовков. Вам их надо озаглавить. - Почему заголовок – это неотъемлемая часть текста? - Учитель даёт инструктаж: работа по инструкционным картам ( карты имеются у каждой группы на столе- приложение № 1; приложение № 2-тексты,требующие правки). | - Определить и устранить ошибки. - Содержит тему, а иногда и главную мысль. Дети изучают план и приступают к работе над правкой текста |
Физкультминутка ( Приложение № 3) | ||
V. Представление группами результата своего труда (творческий отчёт) (15 мин.) | Учитель корректирует работу учащихся, чтобы вопросы для беседы после прочтения статей были направлены на понимание прочитанного и развития бережного отношения к своему здоровью. | -Представитель от каждой группы читает свою исправленную заметку. - Учащиеся других групп задают вопросы. - Дизайнеры оформляют в газете свою заметку. |
VI. Итог урока (1 мин.) | - Над каким проектом мы работали? - Дайте ответ на вопрос, поставленный в начале урока: - Какие приёмы правки текста использовали при выпуске газеты ? - Наш урок проходил в форме деловой игры. - Кем вы сегодня были? - Какое дело мы научились делать? Для чего? | - Выпускали газету. 1. Замена часто повторяющихся слов. 2.Восстановление порядка слов в предложении. 3. Определение последовательности частей текста. 4. Восстановление последовательности предложений в тексте. 5. Ошибки в словах. - Сотрудниками редакции газеты «Будьте всегда здоровы» |
VII. Рефлексия. (2 мин.) | Сейчас для вас исполнят частушки. Кто был доволен своей работой на уроке – подпевайте припев вместе с исполнителями, а кто не очень доволен, то только послушайте исполнение частушек. | Группа учащихся класса исполняет частушки. (Приложение № 4) Учащиеся вывешивают газету |
Приложение
- Вывески
РЕДАКЦИЯ |
ОТДЕЛ КОРРЕКТИРОВКИ |
- Бейджики:
КОРРЕКТОР | - 21 шт. |
ДИЗАЙНЕР | - 5 шт. |
Приложение 1
Инструкционная карта.
- Исследуйте текст.
- Найдите ошибку в содержании.
- Исправьте ошибку.
- Проверьте по «ключу»
Приложение 2
Тексты, требующие правки.
Задание для первой группы
Здравствуйте, друзья!
Своё письмо, Друзья, я пишу из больницы. У меня, друзья ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне надо правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси – кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.
Ваш Карлсон.
«ключ»
Письмо от Карлсона
Здравствуйте, друзья!
Своё письмо пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси – кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.
Ваш Карлсон
(приём правки текста: замена повторяющихся слов. Меню у Карлсона составлено не правильно)
___________________________________________________
Задание для второй группы
Из моркови сок вкусный
Зорко видеть мне помог
В день пила его раз пять
И сняла усталость с глаз
Если хочешь умным быть,
Кушай разную рыбу
Это фосфор – для мозгов
И костей прекрасно
Если хочешь не болеть,
Здоровье крепкое иметь.
Кальмары и креветки
Чем полезней конфетки
Про нас не длинный рассказ:
Кто не знает витамины?
Пей всегда фруктовый сок
Будешь ты дружок ,тогда,
Крепким, ловким, сильным.
«ключ»
Реклама
Из моркови вкусный сок
Зорко видеть мне помог
В день пила его пять раз
И сняла усталость с глаз.
Если хочешь умным быть,
Кушай рыбу разную.
Это фосфор – для мозгов
И костей прекрасно
Если хочешь не болеть
Здоровье крепкое иметь.
Кальмары и креветки
Полезней чем конфетки
Про нас рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда фруктовый сок
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, ловким, сильным.
(приём правки текста: установление порядка слов в стихотворении)
___________________________________________________
Задание для третьей группы
Чтобы не болеть, надо уметь радоваться…
Радость – это особая мудрость, болезни её боятся.
Радостный человек много смеётся. Доказано, люди обладающие чувством юмора, дольше не стареют, меньше болеют и быстрее выздоравливают Почему?. Смех – отличная нагрузка для мышц плеч. Грудной клетки, брюшного пресса. Смех – способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, избавляет от бессонницы. А смех снимает нервное напряжение, стресс.
Тим и Том
«ключ»
Болезнь боится радости
Чтобы не болеть, надо уметь радоваться. А радость – это особая мудрость, и болезни не боится.
Почему? Радостный человек много смеётся. А смех снимает нервное напряжение, стресс. Доказано, люди обладающие чувством юмора, дольше не стареют, меньше болеют и быстрее выздоравливают. Смех – отличная нагрузка для мышц плеч. Грудной клетки, брюшного пресса. Смех – способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, избавляет от бессонницы.
Тим и Том
(Приём правки текста : установление порядка предложений.)
___________________________________________________
Задание для четвёртой группы
Народная мудрость: «Здоровье потеряешь – всё потеряешь»
Чтобы не потерять этот драгоценный дар есть правила, которые п могают человеку вырасти здоровым кре ким, ж знерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде, учёбе и вообще в жи зни.
Вот некоторые основные правила, которые составляют здоровый образ ж зни:
Обязательно делать утреннюю заря ку, в школу или из школы идти пешком, выполнять различные д машние дела, требующие мышечных усилий, активно участвовать на уроках труда и физкультуры, в сп ртивных секциях и кружках, играть в подвижные игры во дворе, участвовать в кроссах, различных спортивных соревнованиях и физкультурных мероприятиях. Совершать походы в лес за грибами и ягодами, лыжные прогулки. И многое – многое другое, но желательно на свежем воздухе и никак не меньше двух часов движения в день.
Айболит
«ключ»
Здоровье.
Народная мудрость: «Здоровье потеряешь – всё потеряешь»
Но задумаемся, почему мы теряем этот драгоценный дар.
Есть свод правил, которые помогают человеку вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде, учёбе и вообще в жизни.
Вот некоторые основные правила, которые в целом и составляют здоровый образ жизни.
Обязательно делать утреннюю зарядку, в школу или из школы идти пешком, выполнять различные домашние дела, требующие мышечных усилий, активно участвовать на уроках труда и физкультуры, в спортивных секциях и кружках, играть в подвижные игры во дворе, участвовать в кроссах, различных спортивных соревнованиях и физкультурных мероприятиях Совершать походы в лес за грибами и ягодами, лыжные прогулки. И многое – многое другое, но желательно на свежем воздухе и никак не меньше двух часов движения в день.
Айболит
(приём правки текста: исправление ошибок в словах)
___________________________________________________
Задание для пятой группы
Вот на столе кто – то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.
Муха улетела, а микробы остались лежать на столе- на тарелке, на ложке, на хлебе т думают: « Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи».
Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж до болезни рукой подать!
Чистюлькин
«ключ»
Сказка о микробах
Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто–то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.
Муха улетела, а микробы остались лежать на столе- на тарелке, на ложке, на хлебе т думают: « Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж до болезни рукой подать!
Чистюлькин
(приём правки текста: установление порядка частей в тексте)
Приложение 3
Физкульт. минутки, используемые на уроке:
- Дыхательная гимнастика
- холодный ветер (вдох, выдох – губы трубочкой)
- тёплый ветер (вдох, на выдох – произносят «ха»)
- нюхаем цветы (три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот.)
- Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево, побыстрей.
Удивимся, _что такое?
И закроем их скорей,
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше - будь здоров!
Теперь и вы все отдохнули,
Новая работа:
Надо сделать на «отлично»
Любимую работу.
Приложение 4
Частушки
о здоровом образе жизни
За осанкой не слежу, Скрюченный весь день хожу Чтобы мне здоровым быть, Надо за спиной следить. | С книгою в руках лежу, У компьютера сижу. Ой, купите мне очки- Не работают зрачки. |
Каждый день стою у стенки, У меня болят коленки, Но без устали стою- За осанкою смотрю. | Если долго в даль глядеть, На зелёный цвет смотреть, Будешь ты здоров всегда, Будут сильными глаза. |
На уроке я сижу, На учителя гляжу. Мне учитель говорит: «Сядь ровней, не повредит!» | Утром, ровно в семь часов, Я встаю с кроватки. Для пробежки я готов, А также для зарядки! |
Нужно спину так держать, чтобы ровненько стоять. Люди смотрят не дыша: Ох, осанка хороша! | Буду по лесу гулять, Буду тело закалять. Я здоровым быть мечтаю, Свои мускулы качаю. |
Взор туманит мне слеза, У меня болят глаза. За глазами не слежу- И теперь слепой хожу. | Очень любим свой бассейн, Плавать обожаем все. Приходите, всех зовём- Дружно вместе поплывём. |
Краткий анализ урока
Перед детьми была поставлена цель:
Оформить настенную газету «Будьте всегда здоровы», используя приёмы правки текста.
Для себя я определила следующие задачи:
Образовательные:
- Содействовать формированию умения учащихся составлять и оформлять связный текст, используя приёмы правки текста.
Развивающие:
- Развивать речь учащихся, логическое мышление, творческое воображение, коммуникативные отношения.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях культуру общения
- Воспитывать в детях желание заботиться о своём здоровье.
- Прививать интерес к профессии корректора.
Формирование у учащихся универсальных учебных действий:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация; познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при постановке темы, целей урока (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов здоровьесбережения
Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией), при подготовке выступлений по инструкционным картам; при подведении итогов урока
Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности).
И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.
На уроке проведена рефлексия учебной деятельности ,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.
Тип урока:
Урок развития речи.
Вид урока:
Деловая игра (класс превращается в отдел редакции « Корректировка корреспонденции»).
Чтобы поддержать мотивацию на уроке использовались: загадка, девиз, интересные и соответствующие возрасту тексты о здоровом образе жизни, частушки, физкультминутка.
На уроке применялся метод информационного проекта. Продуктом проектной деятельности является газета «Будьте всегда здоровы». Данный метод на уроке включал в себя совокупность исследовательских, проблемных, творческих заданий.
Проект носит динамичный характер, учитывает возрастные особенности младших школьников. Название газеты, её содержание являются актуальными.
Класс превращается в отдел редакции, где происходит корректировка корреспонденции.
Перед проведением данного урока состоялось знакомство с профессией корректора, была совершена заочная экскурсия в редакцию газеты с приглашением сотрудников газеты.
Учащиеся узнали новые слова: дизайнер, корреспондент, респондент. Свои полученные знания, они показали во время проведения игры « Составь пару».
С приёмами правки текста учащиеся хорошо знакомы, поэтому на этапе актуализации знаний я не ставила целью: повторения приёмов правки текста. Эта задача обозначена в начале урока, чтобы дети могли в конце урока сами назвать эти приёмы.
Создавая проект, учащиеся работали в малых группах. По истечении времени каждая группа провела презентацию своей статьи, а дизайнеры из отредактированных текстов составили газету « Будьте всегда здоровы».
Список использованных источников.
Шатохина Л.Ф. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса. – М.: Полимед, – 2005 г.
Детская энциклопедия от А до Я » Страница 41
Маслёнкин Сергей Николаевич «Сказка о Микробах».
http://nklassitumch.ucoz.ru/publ/konspekt_uroka_okruzhajushhego_mira_quotpitanie_i_zdorovequot_2_klass/1-1-0-3 Письмо от Карлсона
http://nsc.1september.ru/2006/17/3.htm Реклама о витаминах
http://sh18.tashla-obraz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=28:-----&catid=18&Itemid=55 Письмо от Тима и Тома
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы повысить мотивацию неуспевающего ученика можно использовать некоторые приёмы.
Помните, что с немотивированными учениками любые наказания не срабатывают и дают обратный результат. Не надо критики и «террора оценками ». Давайте опыт успеха в обучении. Успех – самое мотивирующее условие обучения. Варьируйте сложность заданий, чтобы дать ученикам почувствовать, что они могут справиться с материалом.
Прием «три на три» Используйте ( элемент технологии совершенствования общеучебных умений В.Н. Зайцева): затруднительное для ученика задание трижды выполняется. Это может быть прочтение абзаца текста, решение уравнения и т.п. Выполняя одно и то же короткое задание, он не просто тренирует умение, но и приобретает опыт успеха: обнаруживает, что выполнение дается все легче и легче. Существенно, чтобы задание было кратким.
Используйте « сорбонки »: карточки, на которых кратко написаны формулы, слова, строки из таблицы умножения и проч., требующие освоения. Задание написано на одной стороне (например «7∙8»), верный ответ на другой («56»). Учитель молча показывает сорбонку , ученик дает ответ. Правильность можно оценивать словами «верно» или произнесением правильного ответа («56») либо словами «угадал» - «не угадал». Как только ученик запомнил правильный ответ, эта сорбонка больше не предъявляется.
Используйте задания самого простого уровня. Выставляйте положительную отметку за приложенные усилия, за частично верное выполнение задания. Опирайтесь в выставлении положительной отметки не на количество выполненных заданий, а на их правильность. Не позволяйте отсиживаться на уроке. Давайте посильные задания, вовлекайте в опрос, задавайте прочитать нужный фрагмент, выписать на доску формулу и т.п. Каждый ученик должен работать на уроке, организовывайте работу, используйте задания вариативной сложности и типа.
Для поддержания мотивации приём « Удивление фактом » Приём «Верите ли вы?» (похлопайте (если да)-потопайте) В Японии дети пишут на доске кисточкой с цветными чернилами. Вы в это верите? Японцы изобрели способ как за несколько часов посетить все части света. В японском языке нет звука « л»
Ребёнку, который испытывает затруднения в обучении мы часто даём карточку на отработку тех или иных умений, которая сработает на слабого ученика. Из неё он узнает ответы на вопросы, которые были предложены в начале урока (работа с помощниками по карточкам)
Удивление – это тот момент, который заставляет удержать внимание учащихся (а неуспевающие ученики в этом нуждаются) Любые предметные знания можно представить в этом формате Пока группа работает предлагаю следующие приёмы
Ситауция создания успеха (4 вопроса разной сложности)
Приём «Эхо»
Слово – помощникам. А вы проверьте себя, так ли вы думали « Удивление фактом » Приём «Верите ли вы?» В Японии дети пишут на доске кисточкой с цветными чернилами. Вы в это верите? Японцы изобрели способ как за несколько часов посетить все части света. В японском языке нет звука « л»
Словарная работа Альбом , ягода билет, ворона, класс, карман
Словарная работа Альбом , билет, ворона, карман Как можно связать эти слова?
(Проблема с накопляемость оценок) Магическое число «3» В чем секрет? В магии числа 3 На любом предмете - дежурный ученик вытаскивает 3 бочонка с записанным числом. По списку смотрим кто под этими номерами. Ученики , чьи тетради выпали под этими номерами, получают отметку, например, за классную работу в журнал. Другой дежурный называет ещё 3 числа. И вот ещё 3 отметки в журнал теперь уже за домашнюю работу. Урок только начался, а у нас уже 6 отметок выставлены!) Так же данный метод очень хорошо стимулирует ребят писать красиво и выполнять качественно работу. Никто же не хочет получить 3 или 2 за работу да и ещё и в журнал сразу
Варианты заданий для получения положительных отметок Перескажи материал с опорой на конспект в тетради или текст учебника. Выполни задание по образцу . Найди соответствие между понятием и его определением. Найти соответствие между типом заданий и алгоритмом (формулой, правилом) его выполнения. Подготовь рукописный реферат объемом 3 – 5 страниц на заданную тему. Дай определение основных понятий по теме (список понятий дается ученику). Найди верные и неверные утверждения (решения, формулы). Заполни пустые колонки в таблице. Найти в тексте учебника фрагменты, в которых дается ответ на вопрос. Выбери правильные ответы в задании тестового типа. Приведи свои примеры изучаемого феномена. Сделай конспект по учебнику. Выдели главные идеи текста. Запиши верные обозначения переменных. Выдели условия (известное) и вопрос (неизвестное) в задании, объясни, как выполняют такие типы заданий (объяснение без выполнения).
«Бонусные карточки» (мотивирующие) Есть отличный способ мотивации - бонусные карточки, которые можно выдавать в качестве поощрения всему классу или отдельному ученику. «Скорая помощь»
«Баночка успехов» - это замечательный приём , который помогает радоваться своим достижениям. Это как личный банк позитивных моментов, который накапливает радость и уверенность .
Предварительный просмотр:
Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».
В. Осеева «Печенье».
Цели:
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость);
- совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;
- развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технологии: здоровьесбережение, дифференцированное обучение
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю. каждый в классе – гений
Но без труда талант не впрок
Мы вместе сочиним урок !
А чтобы всё получилось нам надо потрудиться
2. Разминка.
Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.
а) Дыхательные упражнения:
«Остуди чай»
«Понюхай цветок»
«Сдуй пылинку».
б).А теперь мы едем в лифте и объявляем этажи, чем выше этаж, тем выше голос
в).Упражнение на развитие ритма
Условие: вместо последнего слова – хлопок. И так убираем по одному слову от конца предложения
- Ехал грека через реку.
- Ехал грека через ( хлопок ).
- Ехал грека ( хлопок ) ( хлопок ) .
- Ехал( хлопок ) ( хлопок ) ( хлопок )
- ( хлопок ) ( хлопок ) ( хлопок ) ( хлопок ) .
г). «Звуковая зарядка»:
Летела муха около уха … ж-ж-ж
Летела оса около носа …с-с-с
Ползла змея …ш-ш-ш
Скакала лошадь …
Рычал тигрёнок …р-р-р
Летел комар и звенел …з-з-з
3. Подготовка к новой теме.
Учитель. Для дальнейшей работы нам надо потренироваться в чтении.
Работать будем по группам. Кто в какой группе? (учащиеся разделены на группы по способностям)
1 группа –хлопните в ладоши.
2 группа - хлопните
Задание для 1 группы и (ниже) для второй
1- Подберите к словам слова, противоположные по смыслу.
Учитель | Ученики |
Глупый------ | умный |
Лживый ----- | честный |
Слабый-------- | сильный |
Плохой ------- | хороший |
Начало пословиц | Конец пословиц. |
1.При солнышке тепло, | 1. чем родная матушка |
2. Нет лучше дружка, | 2. и душа на месте |
3. Вся семья вместе | 3. тот вовек не погибает |
4. Кто родителей почитает, | 4.при матери добро |
- Проверка 1 группы:
- Про кого можно так сказать ? (про людей )
Учитель. Может ли человек быть только хорошим или только плохим?
Ученики. У каждого человека могут быть хорошие и плохие черты характера.
Есть люди добрые, честные, справедливые, а бывают жадные и злые.
Учитель. В каждом человек есть две половинки: белая и черная. Важно только, какую человек открывает в себе больше.
- Проверка 2 группы :
- Какой темой эти пословицы объединены?
Ученики. Эти пословицы о семье
4. Создание кластеров
– Что написано в центральном круге? Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?
Учитель. Ребята, Всему этому, о чем мы сейчас говорили, учат рассказы Валентины Александровны Осеевой.
– В далёком 1902 году в г. Киеве, что в Украине, родилась Валентина Александровна Осеева, ставшая замечательной писательницей. Но прежде, чем писать о детях и для детей, она сначала поработала воспитательницей в детском саду. Она писала рассказы, сказки, стихи, повести.
– Какие произведения Осеевой вам посчастливилось прочитать?
Учитель. Все рассказы Валентины Александровны Осеевой поучительны.
3). На доске запись:
Тому, кто в юности своей
Не чтил отца и мать,
Почёта от своих детей
Не суждено узнать.
– Что значит чтить, почитать? (Относиться с любовью, уважением)
– Прочитав все эти пословицы,стих-ие как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей)
– Что создают родители? (Семью)
- Физминутка
5.Первичное восприятие текста (читает учитель)
Произведение, которое вы сейчас услышите, называется «Печенье».
а) Работа с малознакомыми словами :
При чтении нам встретятся трудные слова:
Неначатый чай
Смерил глазами
Учитель читает рассказ.
Давайте в тишине посидим.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ ? (работа со словами)
- Скажите : Почему автор захотел рассказать нам эту историю ?
Вторичное восприятие текста.
Учитель читает, потом останавливается – продолжает ребёнок.
- Задайте вопросы друг другу.
Как поступили бы вы?
– Как начинался ужин? Прочитайте.
– Почему молчали мама и бабушка?
– Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?
– Какими растут мальчики?
– Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)
Назовите героев рассказа. (Мама, бабушка, Вова и Миша).
- Все ли герои вам понравились? Почему?
- Кто ещё считает, что Вова и Миша поступили неправильно? Дадим им характеристику. Какой Вова?
На доске запись:
Вова | Миша |
|
|
| вежливый |
Ученики выходят к доске и соединяют слова, которые относятся к характеристике Вовы.
У. Что скажем о Мише?
Д. Миша тоже жадный и эгоист.
У. Кто такой эгоист?
7. Знакомство со значением слова эгоист по толковому словарю Д.Ушакова
8. Продолжение работы
У. Значит оба мальчика поступили неправильно и поступки их отрицательные.
Задание: Прочитать отрывки из рассказа и восстановить его. (Рассказ отксерокопирован, разрезан на 7 частей, каждая часть наклеена на цветную бумагу – по цветам радуги. Восстановив деформированный текст, получаем радугу, что и является верным ответом).
Обратите внимание на цвет частей текста и скажите ваши мысли по этому поводу.
(Цвета радуги).
- Какого цвета не хватает?
- Может быть нам стоит придумать счастливое окончание этой истории ?
– Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными?
– Из чего это видно? (Многоточие в конце рассказа)
Появилась радуга
На доске сейчас.
Веселее стало
На душе у нас!
Итог урока
- – Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?
– С чем вы уходите с данного урока, что взяли в голову и в душу? - Рефлексия
Приложение
Расположить части текста так, чтобы получился рассказ
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
-- Дели по одному, -- строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
-- Ровно? -- спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
-- Ровно. Бабушка, налей нам чаю !
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
-- Рассыпчатые! Сладкие! -- говорил Миша.
-- Угу! -- отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму -- она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку -- она жевал корочку хлеба...
Предварительный просмотр:
Тема : «Сердцу милый уголок»
Цели:
- Образовательная.
Совершенствовать качество чтения учащихся средствами применения приёмов технологии оптимального чтения В.Н.Зайцева.
- Развивающая.
Развивать эмоциональную сферу ребёнка, творческое воображение через слово, музыку, психологические процессы ( мышление , память)
- Воспитательная.
Пробудить состояние души и сердца, мыслей, чувств ; учить детей видеть и чувствовать мир; воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.
Для детей: По теме урока
Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
Тип урока: Комбинированный
Технология, используемая на уроке:
Технология оптимального чтения .
Форма организации: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Оборудование:
- Учебник «Чтение и литература», 4 класс, автор О.В.Джежелей.
- Портрет М. Горького
- Карточки- инструктажи для работы в парах.
- Слайды по теме «Сердцу милый уголок».
- Рисунки детей по теме « Сердцу милый уголок» .
- Диск с записью песни « С чего начинается Родина»
ХОД УРОКА :
Первичное восприятие произведения М Горького Утро состоялось на предыдущем уроке
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Организационный момент ( 1 мин.) | Приветствие гостей . Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасным. | |
II Тема. Цель. 1мин. III Разминка 3 мин. Цель : развитие скорочтения . внимания , речевого аппарата IV Психологический настрой на работу на уроке ( 2 мин.) Цель : Эмоциональная подготовка учащихся | - Прочитайте тему урока : - Назовите цель урока : - Итак, вперёд , разминка ждёт. - Для чего она нужна - Прочитайте про себя слова - Игра Кто быстрее прочитает заданное слово. Приложение 1. - Молодцы Мы готовы к дальнейшей работе. Включается запись « Голоса птиц в природе». Медленно убавляется звук: на фоне тишины звучит песня М. Бернеса « С чего начинается Родина» - Закройте глазки , произнесите медленно слово : Ро-ди-на. - Какие картинки вы видите, когда произносите это слово? - Откройте глаза и давайте нарисуем картину словами. - А теперь давайте обратимся к рисункам , которые вы нарисовали дома по теме урока. Какие замечательные места, милые вашему сердцу вы изобразили ! - Какие цвета вы старались использовать? - Вы изобразили милый уголок в цвете , а мы сегодня проследим как его описывает писатель. | Сердцу милый уголок Читают запись с доски : По теме урока Будем думать , размышлять, На вопросы отвечать, Выразительно читать. Дети высказываются -Учащиеся читают слова , записанные на доске и выпол- няют задания. Ассоциативный ряд: - при слове Родина, я вижу: Свой дом, много цветов, пейзаж, речку, радугу и т.д. - Тёплые, светлые, яркие … |
V. Актуализация знаний ( 5 мин.) Цель: восстановить в памяти знания, необходимые для дальнейшей работы над произведением. | - С каким произведением мы начали знакомство на преды- дущем уроке ? - О чём оно? - Зачем автору понадобилось включить элементы сказки? - Какой вывод мы сделали на прошлом уроке ? Почему автор захотел рассказать нам о том , как наступает день | С произведением М.Горького «Утро». О том, как начинается, рождается новый день. - Чтобы читатель мог лучше почувствовать мысли, чувства моря, цветов, птиц и и.д. - описывая природу, писатель тем самым описывает Родину, милый своему сердцу уголок. Ведь природа – часть Родины. Дети рассуждают. |
VI Работа с произведением ( 20 мин.) 1.Работа с началом произведения Физкультминутка под тихую музыку «Прогулка в лес» 2.Выборочное чтение. Работа в парах по рядам Цель: дифференцированный подход 3. Проверка | - Найдите отрывок, в котором говорится о том, как писатель описывает рождение дня - Подумайте как будете читать эту часть? Тихо или громко? Почему? - Прочитайте вслух выразительно - Какими приёмами воспользовался М. Горький , чтобы мы не только увидели, но и почувствовали душой картины природы? Приложение 2 | -Тихо, так как день только начинается, всё начинает просыпаться; автор употребил слова « тихонько прячется» - Дети читают, соблюдая интонацию - Использовал олицетворения, эпитеты, сравнения. 1ряд – задания , направленные на развитие дикции и выразительности. 2 ряд – задания , направленные на развитие выразительности чтения 3 ряд – задания, направленные на увеличение темпа чтения и осмысленности читаемого |
VI Обобщение Итог ( 2 мин.) | - Прочитайте последние строки, которыми заканчивается сказка - Я присоединяюсь к словам М.Горького. -Какая тема урока была сегодня7 - Какую цель мы ставим перед собой? | - Дети находят отрывок, зачитывают. |
VII Домашнее задание ( по выбору) ( 3 мин.) | 1.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку и подписать словами текста. 2.Перечитать 3.Составить кроссворд по произведению М.Горького. | |
VIII Рефлексия ( 3 мин.) | -Какие чувства у вас возникли после чтения описания милого уголка природы М. Горького? -Влновалась ли у вас сегодня душа, читая великолепные описания милых уголков природы?. - Положите ручку на своё сердечко. Говорят, там душа человека. Я желаю вам всем, чтобы сердца ваши были всегда открыты для прекрасного, для людей, для любви к своей Родине. А закончим урок стихотворением, которое написал. Зайцев М. ( приложение 3) | - 3 ученика дикламируют стихотворение, а в это время идёт показ слайдов « Сердцу милый уголок» |
Приложение 3
Распахну окно навстречу свету!
Тишь какая! Будто на века!
Нету, нету, понимаешь, нету
На земле красивей уголка,
Чем вот этот, сотни раз воспетый
Сотнями поэтов и певцов,
Где зимой- зима, а лето- летом,
А весна- так в щебете скворцов!
Если осень-ах, какая осень!
Тишь какая! Будто на века!
Всё спалит и лишь не тронет сосен
Да седин у мамы на висках…
( М.Зайцев)
Приложение 2
Работа в парах. 1 ряд.
- Прочитайте отрывок, в котором автор описывает волны.
- Составьте кластер.
СОЛНЦЕ
Волны ласкового моря
Эпитеты Олицетворения
________________________ _____________________
________________________ _____________________
________________________ _____________________
________________________ _____________________
________________________ _____________________
________________________ _____________________
3. Найдите предложение, в котором говорится о том, как волны перекатываются. Какой согласный звук помогает передать, что волны перекатываются.
- Прочитайте так, чтобы мы услышали как перекатываются волны.
Работа в парах. 2 ряд.
- Прочитать по ролям отрывок, где описываются цветы.
- Составьте кластер.
СОЛНЦЕ
Милые цветы
Что делают
3. Подумайте: для чего автор использует много глаголов?
Работа в парах. 3 ряд.
- Приготовьтесь к трёхкратному чтению минутного отрывка на странице 8.
- Задайте друг другу вопросы по содержанию.
Приложение 1
Цветы
пчелы
птицы
ботара
удивление
ящерица
-Прочитайте слова про себя
-А сейчас, кто быстрее найдет и прочитает следующие слова
- Прочитайте слово , в котором гласные идут в таком порядке: я-е-и-ы (ящерица)
- Прочитайте 6 слово снизу (цветы)
Упражнение «Нюхаем цветы» ( Три коротких вдоха , один выдох)
- Прочитайте 2 слово сверху (пчелы)
Упражнение «Хоботок» . Хоботок вместо рта. Изо всех сил сожмите губы в кружок и
вытяните их вперед .Подвигайте хоботком влево- вправо , вокруг, слева- направо.
- Мальчики первого ряда прочитайте слово , в котором последняя (е)
-поиграем со словом. Прочитайте с разными оттенками интонации: (радость,
удивление, восхищение)
- Чему удивились, когда шли в школу ?
- Я рада , что вы видите красоту вокруг себя , что внимательны.
-Какое слово показалось интересным ?
- Что это за слово ? (ботара – работа)
- Нам надо на «отлично» сегодня поработать на уроке.